ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Маджлис 63: Эффективные средства для избавления от долгов
Известно, что Пророк ﷺ настоятельно предупреждал своих последователей от того, чтобы брать в долг у ...
Маджлис 63: Эффективные средства для избавления от долгов
В этой лекции муфтий Абдуррахман подробно рассматривает вопрос избавления от долгов. Известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно предупреждал своих последователей от того, чтобы брать в долг у людей, поскольку любой долг ложится на человека тяжелым бременем и может выявить в человеке дурные качества (если он не сможет отдать вовремя, он будет лгать, изворачиваться, скрываться и тому подобное). Однако, если человек берет в долг, находясь в большой нужде, имея при этом твердое намерение вернуть долг, Аллах поможет ему расплатиться. Но в очень тяжелое положение ставит себя тот, кто берет в долг просто ради прихоти – потому что хочет купить себе что-то из красивых, дорогих вещей или устроить богатую свадьбу, просто для хвастовства. Аллах не любит, когда люди проявляют излишество, так что такому человеку будет очень сложно вернуть долг. Далее в лекции приводится множество ценных дуа из Сунны, которые помогут человеку вернуть долг вовремя и не попасть в такое положение, когда ему придется обращаться к кому-то за помощью. Особенно важно избавиться от долгов до наступления смерти, так как их наличие может ухудшить для человека его положение в будущей жизни.
Альхамдулилляхи Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
На прошлой лекции мы остановились на словах имама Мухасиби:
«Ищите помощи Аллаха в каждой ситуации и просите дать вам лучшее, дать вам благо в каждом деле».
Это важный момент, который связан с тем, о чем мы говорили некоторое время назад – в этом маджлисе или еще где-то, о людях, которые не могут иметь детей. Для многих людей это очень тяжелая проблема, - и физически, и психологически, - так что они обращаются ко всевозможным средствам, как ЭКО, допустим. Это все дозволено, но есть одна вещь, про которую мы часто забываем, - о ней мы также говорили в прошлый раз, - это просьбы, дуа к Аллаху, Субхана ва Тааля.
Имам Мухасиби говорит сейчас как раз об этом – просить Аллаха о помощи в любой ситуации, - что бы это ни было, написать сочинение в школе, найти хорошую работу, новый проект на работе, покупка какой-то вещи для вашего дома – в любом деле просите помощи Аллаха. Нам следует обращаться к Нему во всяком деле, поскольку все находится в Его Руках, в Его власти. В нашей жизни нет ничего такого, что бы мы совершали нашей собственной силой – все, что мы делаем, делаем с Его помощью и той силой, которую Он вкладывает в нас: «Тем, кто творит благо, Мы облегчим…». Силы, способности, хорошее окружение – это все исходит от Аллаха, Субхана ва Тааля. Мы можем иметь способности все делать в этом мире – в физическом смысле, овладеть всеми профессиями, тренироваться, упражняться долгие годы, но все равно – конечный результат, его польза, баракат от него – исходят от Аллаха, Субхана ва Тааля. Так что мы должны обращаться к Нему за помощью не просто формально, потому что так уж полагается, а потому что в действительности от Него исходят все наши силы и наши способности. Он хочет, чтобы мы это делали.
Болезни – о чем я говорил в прошлый раз, - это большая неприятность, бич для человека, которые приносят нам много трудностей. Я не буду сейчас касаться смысла болезней – зачем они посылаются человеку, я лишь скажу – как мы должны просить Аллаха в этом случае. Один из способов обращения к Аллаху – это обращение в дуа. Обращение к Нему теми словами, каким Он научил нас через Своего Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), а также использование таких способов лечения болезней, какие упомянуты в Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В прошлый раз я говорил, что черный тмин, мед, вода зам-зам считаются весьма эффективными средствами для лечения в исламской медицине. Разумеется, использование этих средств не означает отказа от обычных лекарств, от обращения к врачам – но все это следует использовать в совокупности.
Сегодня же я хочу поговорить с вами о долгах – когда человек берет в долг деньги у кого-то. В Муватте имама Малика приводятся слова Умара (радыАллаху анху), который говорил о долгах:
«Их начало – это беспокойство и неудобство…» - ведь долги начинаются с неприятной мысли «мне придется взять в долг». И после этого вы берете в долг.
«… а конец их – это огромная тяжесть» (буквально сказано «харб», «война»). Ведь если вы не сможете вернуть долг, - а это обязательно произойдет, если вы делаете долги необдуманно, не рассчитав предварительно, какая сумма вам в действительности совершенно необходима, через какое время мы сможете их вернуть, не будете прилагать усилия, чтобы отдать их вовремя, - то вам придется лгать, уклоняться от оплаты, избегать вашего кредитора, давать ложные обещания, искать себе оправдания, подводить другого человека и тому подобное. Тем более, если это были официальные долги – перед банком, допустим, или сделанные в официальной форме, тогда кредиторы могут забрать вашу машину или что-то из вашего имущества. Поэтому Умар (радыАллаху анху) говорил, что долги кончаются «войной» - конфликтом, неприятностью. Поэтому основная идея заключается в том, чтобы избегать долгов – насколько это возможно.
Ученые говорят, что может быть две ситуации, когда человек берет в долг. Первая – если человек делает это в случае крайней нужды, по необходимости. Иногда жизнь складывается так, что у человека не хватает денег на самые необходимые вещи для себя и своей семьи – еду, одежду, жилье. Недавно я был в Индии, общался с одним человеком – у него недавно был инсульт, у него парализована левая сторона тела, и счет за медицинские услуги составляет 1700 рупий в месяц – около 20 фунтов. У него и его семьи нет таких денег – его заработка еле-еле хватает на еду. Так что ему пришлось взять в долг для оплаты медицинских счетов. Но это уважительная причина – человек не мог бы выжить без этих денег, он вынужден занимать деньги, чтобы обеспечить свои базовые нужды.
Вторая ситуация – когда человек берет деньги для удовольствия, для покупки каких-то лишних вещей, предметов роскоши, для экстравагантных праздников. У человека всего хватает, однако ему нужен новый телевизор – последней модели, с какими-то суперсовременными функциями. И для этого он берет кредит. Только потому, что такой телевизор уже купил ваш друг, и вам хочется иметь такой же.
И наши ученые говорят, что, если человек берет в долг в реальной нужде, Всевышний поможет ему возвратить этот долг. Однако если даже в такой ситуации человек старается обходиться без долгов, ограничивает себя во всем, но не протягивает руки к людям с просьбой, Аллах помогает ему. Здесь уже речь идет о таваккуле, об уповании на Аллаха – когда человек даже в такой тяжелой ситуации надеется на Аллаха, что Он поможет ему, даст ему пропитание. Однако если такой человек не удержится и возьмет в долг, Аллах поможет ему уплатить долг.
Но если человек берет в долг ради собственных прихотей, чтобы похвастаться перед людьми, чтобы не отстать от других – без необходимости, это будет грехом. Самый простой пример такой ситуации – наши экстравагантные свадьбы. Допустим, средняя свадьба – без лишней роскоши – обойдется человеку в несколько тысяч фунтов. На эти деньги можно пригласить несколько десятков гостей, устроить угощение, оплатить другие расходы. Однако, вам хочется устроить что-то необыкновенное – заказать роскошное угощение, арендовать большие машины, снять большой зал для праздника (не обычный зал в небольшом ресторане), в дорогом ресторане - только потому, что такую свадьбу уже устроил ваш брат или ваш знакомый. И вы берете кредит еще на 20 тысяч, чтобы устроить все это. Это большой риск – поскольку это не угодно Аллаху, Он не будет помогать человеку выплатить такой долг. Если бы вы сделали это, находясь в нужде, Он помог бы вам – Он всегда содействует людям в нужде, помогает им. Как говорится: «Аллах с теми, чьи сердца разбиты» - то есть, с теми, кто находится в горе, в нужде. Но когда человек влезает в долги без необходимости, просто для хвастовства, чтобы не отстать от других – тогда это становится проблемой.
Далее я буду говорить о решении этой проблемы – о дуа, которые помогают разрешить такую ситуацию. Так что я не буду подробно останавливаться на каких-то теоретических аспектах этой проблемы.
Всевышний Аллах говорит в суре Нахль:
«Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы взываете к Нему о помощи». (Сура Ан-Нахль, 53 аят).
В Сахих аль-Бухари приводится хадис, - его передает Саляма ибн аль-Аква (радыАллаху анху)… – вообще, мы знаем, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно удерживал людей от долгов, по какой бы то ни было причине. Особенно, если человек не уверен, что сумеет отдать долг вовремя. Так что, если вам приходится брать в долг, пусть это будет такая сумма, про которую вы точно знаете, что будете в состоянии ее вернуть.
Итак, в хадисе (про который я начал говорить) сказано, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли умершего – чтобы он совершил над ним джаназа, заупокойную молитву. Он спросил:- Остались ли после него долги?Сподвижники ответили, что нет. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил над ним джаназа.Через какое-то время принесли еще одного умершего. И он (саллаллаху алейхи ва саллям) опять спросил – остались ли после него долги? Кто-то ответил, что да. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отказался молиться над ним. Среди них был сподвижник Абу Катада (радыАллаху анху), который сказал, что он позаботится о его долгах, выплатит его долги. И только тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) согласился прочитать над ним заупокойную молитву.
Джабир (радыАллаху анху) передает другую версию этого хадиса – а возможно, это другая история, она передается в сборнике имама Ахмада, что некий сподвижник умер. Они омыли его, помазали его благовониями, завернули его в саван и принесли его к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы он помолился над ним. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал несколько шагов в направлении умершего (для совершения молитвы), но потом вдруг спросил:
- Были у него долги? Занимал ли он у кого-то деньги?И сподвижники ответили, что да, он занял у кого-то из них два золотых динара. Тогда Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) отошел от умершего – в знак того, что не хочет молиться над ним. И тогда Абу Катада сказал, что он берет на себя ответственность за его долги, он проследит, чтобы они были уплачены (или сам их уплатит). Пророк уточнил:- Ты берешь на себя ответственность за них? Ты уплатишь за него – чтобы с этого человека снялось это бремя?Абу Катада подтвердил, что да, он это сделает, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тогда совершил молитву над умершим.На следующий день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:- Что с его двумя динарами? (уплачен ли его долг)И Абу Катада (радыАллаху анху) стал оправдываться, говоря, что он был занят и не смог это сделать. На следующий день он (саллаллаху алейхи ва саллям) опять спросил про этот долг, и Абу Катада сказал, что он уплатил его. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что только сейчас этот человек получил облегчение в могиле – поскольку его долги были уплачены наконец.
Подобную практику мы можем наблюдать на наших погребальных церемониях, когда кто-то из членов семьи умершего спрашивает – не остался ли он кому-то должен, чтобы они могли уплатить его долги. Это действительно важная вещь – не просто ритуальное действие, это важно. Самое главное здесь – еще раз хочется повторить, - человек должен быть в состоянии управлять своими долгами, уплачивать их. Сейчас я не упоминаю различные студенческие кредиты – можно или нельзя их брать, дозволено это или нет, это не предмет моей беседы сегодня. Сегодня мы говорим о долгах вообще.
Итак, как я уже сказал – если уж вам приходится занимать деньги, брать в долг, делайте это в реальной нужде, а не просто для потакания своим страстям. В другом хадисе говорится, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если вы берете в долг, будучи в нужде и имея твердое намерение расплатиться с долгами, Аллах поможет вам». Если вы занимаете деньги в очень сложной ситуации, по важной, убедительной причине, вы имеете твердое намерение расплатиться с этим долгом, вы рассчитали свои возможности, то Аллах поможет вам. Если же вы берете деньги просто, чтобы потратить на какие-то пустяки, без реальной необходимости, и при этом не имея твердого намерения их возвращать, в хадисе сказано – эти деньги статут источником разрушения, вреда для вас. То есть, в них не будет бараката. И вам будет очень трудно их вернуть – если вы захотите их вернуть.
Сегодня мне хочется обсудить с вами несколько дуа, которые помогают в этой ситуации. Многие люди мучаются из-за наличия долгов в их жизни – это могут быть и краткосрочные, и долгосрочные долги. В хадисах упоминается примерно 14 или 15 дуа на эту тему, в которых Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) учил нас искать защиты от долгов. Я приведу некоторые из них – которые должны стать частью ваших повседневных дуа. Если у вас нет долгов в данный момент, эти дуа тоже будут полезны для вас, поскольку в них мы ищем защиты от подобных ситуаций – когда нам понадобиться взять в долг.
Аиша (радыАллаху анха) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) имел обыкновение читать следующее дуа во время последнего сидения в намазе, между ташшахудом и саламом. После чтения салавата Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) вы можете прочитать это дуа. Некоторые люди в это время читают дуа «Раббана атина», вы можете прочитать это дуа – особенно в нафиль-намазах. Поскольку этот хадис передается от Аиши, скорее всего, это был намаз, который Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал дома, а не в мечети, это был какой-то нафиль намаз – возможно, тахаджуд намаз. Поскольку во время фард намазов она не могла находиться так близко к нему, что слышала его дуа. Ученые ханафитского мазхаба поощряют читать дополнительные дуа во время желательных намазов.
Ал-лахумма, инни а'узу би-кя мин аль-ма'сами ва-ль-маграмО, Аллах, я прошу у Тебя защиты от «масам», это слово происходит от «исм», грех, и от «маграм», - оно происходит от «мухарам», ответственность, бремя, под чем обычно подразумеваются долги. «Я ищу Твоей защиты от греха и от долгов». От долгов, поскольку они обычно ложатся бременем на человека, он чувствует ответственность за них.
Кто-то спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – видимо, он часто читал это дуа, что не только Аиша это слышала: «Почему ты так часто просишь защиты от долгов?» Этот хадис передается в Сахих аль-Бухари. Он ответил: «Долг может выявить худшее в вас. Человек, имея долг, может говорить и при этом лгать…» - а что еще он может сказать, когда подойдет срок платить, а у него не будет средств заплатить или ему не захочется этого делать? Я сам слышал подобные отговорки – каких только фантастических, необыкновенных историй не сочиняли люди, чтобы не платить: «У меня вчера были деньги, но я их потерял…», «У меня были деньги, но тут пришел мой сын и попросил их…». Иногда долги превращаются в цепочку – вы берете деньги у кого-то, при этом сами даете их еще кому-то, и говорите, что я заплачу тебе, когда тот человек отдаст их мне. А тот человек, в свою очередь, дает эти деньги еще кому-то и ждет, когда тот человек отдаст ему их. И если кто-то в этой цепочке не отдает долг вовремя, то его не получают и все остальные.
Итак, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что, «беря в долг, человек говорит и при этом лжет; он дает обещания, а затем их нарушает». Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) столько раз делал дуа к Аллаху, чтобы Он не ставил его в такое положение. Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), к сожалению, часто приходилось брать в долг – но обычно он отдавал что-то из имущества в залог. Перед тем, как он скончался, оказалось, что он взял в долг, отдав в залог свою кольчугу. То есть, он не брал в долг просто так – он давал какое-то обеспечение под свой долг, это не был просто чистый долг. В таком случае, если вы не можете заплатить, ваш кредитор может взять себе это имущество.
В следующем хадисе, который передается в Маджмау з-Заваид, сказано, что если кто-то берет в долг и не имеет искреннего намерения вернуть его обратно, - или, во всяком случае, вовремя («я сказал, что верну через два месяца, но на самом деле верну через год»), и в этом состоянии человек умирает (не уплатив долг и не имея возможности вернуть), то он предстанет перед Аллахом как вор. Он не совершил воровство в настоящем смысле слова – когда человек берет что-то без спроса, исподтишка, он спросил разрешения, но он взял, не имея намерения возвращать, так что он будет равен тому, кто ворует, берет без спроса.
Давайте упомянем еще одно дуа. Аиша (радыАллаху анха) передает – этот хадис также приводится в Сахих аль-Бухари, - Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно читал следующее дуа, - иногда приводятся более короткие версии этого дуа, но это часть длинного дуа.
Аллахумма инни ‘аузу бика мин ‘азабиль-къабри – это известное дуа, которое читают в последнем сидении после ташшахуда, «О, Аллах, я ищу защиты от мучений могилы»,ва фитнатиль-масихи-д-даджжаль – и от смуты Даджаля,ва фитнатиль-махйа валь-мамати – от всех испытаний этой жизни и от тягот смерти.Как видите, здесь упоминаются очень важные, огромные события. И в некоторых версиях добавляется:мин аль-ма’сами валь-маграм – от греха и от бремени. Упоминаются как важные, так и малые просьбы.
Следующий хадис передается от Абу Хурейры (радыАллаху анху), который рассказывает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда вы ложитесь на свою кровать (ложитесь отдохнуть, к примеру) и прочитаете следующее дуа:
Аллахумма Рабба-ссамавати ва Раббаль-арды ва Рабба аль-Аршиль-Азым Раббана ва Рабба кулли шей саликаль-хабби ва ннава ва мунзиля т-Таурат ва ль-Инджиль валь-Фуркан. Аузубика мин шарри кулли шей. Анта Ахызун бинасыятихи. Аллахумма Анталь-Аввалю фалейса каблякя шей ва Анталь Āкхиpу фаляйса ба’дакя шей ва Анта зЗахиру фалейса фаукака шей. ва Анталь батыну фаляйса дунакя шей. Икди анна дейна ва агнина миналь-факр.Этот хадис передается в Сахих Муслим. Абу Хурейра передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) научил нас читать такое дуа:О Боже, Господь небес и Господь земли, и Господь великого трона, Господь наш, и Господь всего. Тот, кто производит растения и плоды из семян. Тот, Кто ниспослал Таурат, Инджиль и Коран, я прибегаю к Твоей защите от зла всего, чем Ты распоряжаешься – от всего, что находится под Твоим контролем и в чем может быть зло, я ищу защиты у Тебя. Ведь Ты — Первый, и не было ничего до Тебя, и Ты — Последний, и ничего не будет после Тебя, и Ты — Явный, и нет ничего над Тобой, и Ты — Скрытый, и нет ничего под Тобой….И самая важная часть:Икди анна дейна – уплати наши долги, помоги нам уплатить долги – какие бы они ни были. Здесь имеются в виду не только денежные долги, но иные обязанности перед кем-то, наши долги перед Аллахом в том числе. ва агнина миналь-факр – сохрани нас от нужды и бедности.
Если вы можете, прочитайте дуа целиком, если нет – то хотя бы последнюю его часть.
В Сунане Абу Дауда Али (радыАллаху анху) передает такой вариант дуа:
Аллахумма инни аузу биваджхикаль-карим ва калиматикат-тамма мин шарри ма анта ахызун бинасыятих, Аллахумма анта такшифуль-магърама валь-маъсам. Аллахумма ля юхзаму джундук, ва ля юхляфу ваъдук, ва ля янфау заль-джадди минкаль-джадд, субханака ва бихамдик.О Аллах, я прибегаю к Тебе посредством Твоего благородного Лика и совершенных слов от зла всего, что Тебе подвластно. О Аллах, Ты избавляешь от долгов и от прегрешений. О Аллах, Твое воинство непобедимо, Твое обещание не нарушается, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом».
Это опять обращение к Аллаху через Его великие Имена и все, что находится в Его власти: О, Аллах, Ты – Единственный, Кто удаляет грехи и долги. Мы ищем Его помощи и защиты в этом.
Короткое дуа, которое передает Табарани в Муджмауль-кабир от Салмана аль-Фариси (радыАллаху анху):
Икди анни ддейна ва агнина миналь-факр
Далее следует очень всеобъемлющее дуа – если вы выучите его, это будет весьма полезно. Абу Саид аль-Худри (радыАллаху анху) передает, что однажды, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вошел в мечеть, там был сподвижник из ансаров. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
- Что ты делаешь здесь, когда еще не наступило время молитвы?
Этого сподвижника звали Абу Умама. И он ответил:
- О, Посланник Аллаха, меня одолели заботы и беспокойство, печаль и тревога, и я полностью увяз в долгах.
И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
- Не научить ли мне тебя некоторым словам, которые снимут твои заботы и избавят тебя от долгов?
- Конечно, о, РасулюЛЛах!
- Читай следующие слова утром и вечером
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَالْحَزَنِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ، وَقَهْرِ الرِّجَالِАллахумма инни а’узу бикя мина ль-хамми ва ль-хазани ва аузубика миналь-’аджзи ва ль-касали ва аузубика миналь- ль-джубни ва ль-бухли галабати д-дайни ва кахри р-риджальО, Аллах, я прибегаю к Тебе от забот и печалей, от грусти и тревоги, от ’аджз – от слабости – когда вы в самом деле не можете ничего делать, и от касль – от лени, когда человек любит откладывать какие-то дела на потом, тянуть с ним, это хорошее дуа для него. Я ищу Твоей защиты от трусости и малодушия, и от множества долгов: галяба – которые давят на вас, которые поглотили вас, и от кахри р-риджаль – злобы людей. От людей, которые могут взять власть над вами – а это как раз происходит, когда вы залезаете в долги. Это очень важное дуа. Оно передается в Сунане Абу Дауда.
Тоже очень известное дуа, которое передает имам Тирмизи от Али (радыАллаху анху), что однажды к нему (к Али) пришел раб, у которого был долг, и он просил помощи у него. И Али предложил ему:
- Не научить ли мне тебя такому дуа, которое мне сообщил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)? Это дуа поможет тебе, даже если у тебя будут долги размером с гору, - даже в таком случае Аллах облегчит тебе их.
И Али (радыАллаху анху) научил этого человека следующему дуа:
Аллахумма кфини би халялика ‘ан харамика ва агнини би фадлика ‘амман сивака».«О Аллах! Сделай меня довольным тем, что Ты дозволил – чтобы я был довольным тем, что Ты дозволил, и не прибегал к запретному.Ва агнини – освободи меня Твоей милостью, сделай так, чтобы я не нуждался ни в ком, кроме Тебя.
Другое дуа передает Абу Саид аль-Худри в Сунан Насаи:
Аузубилляхи миналь-куфри ва ддейнЯ прибегаю к защите Аллаха от куфра – неверия и от долгов.
Долги здесь приравниваются к куфру, поскольку долг иногда может быть столь же тяжким.
Мы просим Аллаха избавить нас от нужды в ком-то еще, сделать нас довольным тем, что Он нам дозволил, и, если у нас есть долги, чтобы Он нас избавил от них как можно скорее. И чтобы Аллах избавил нас от такой нужды, чтобы мы были вынуждены входить в долги. Амин.
Предыдущий урок
Маджлис 62: Ищите исцеления в Сунне
Следующий урок
Маджлис 64: Как преодолеть тревожность и беспокойство?
Комментарии: 0
Правила форума