Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 132. Как вырастить праведное потомство, которое будет молиться за своих родителей?
Маджлис 132. Как вырастить праведное потомство, которое будет молиться за сво...
​​​​​​​Все люди, которые вступают в брак, разумеется, желают иметь потомство. И не просто потомство ...
3 875
31 декабря, 20

Маджлис 132. Как вырастить праведное потомство, которое будет молиться за своих родителей?

3 875
31 декабря, 20
Все люди, которые вступают в брак, разумеется, желают иметь потомство. И не просто потомство – а самых послушных, праведных и замечательных детей, какие только могут быть у человека. Но как достичь этой цели, как вырастить праведных детей, которые будут впоследствии молиться за своих родителей? Далее муфтий дает подробный ответ на этот вопрос, особенно подчеркивая роль женщины в воспитании подрастающего поколения. Ибо в момент беременности, рождения ребенка и первые годы его жизни – основная роль принадлежит женщине. Даже если она не совершит в своей жизни ничего больше, кроме как подарит жизнь ребенку и приложит все усилия для его правильного воспитания, она совершила очень большое дело, которое по милости Всевышнего будет вознаграждено.

 

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

Амма баад…

 

В Священном Коране говорится:

 

رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

 

Раббана хаб ляна мин азваджина ва зуррийатина куррата а̒йунин ва-дж̒альна ли-ль-муттакына имама!

 

«Господь наш! Дай нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных!» (сура Аль-Фуркан, 25:74).

 

Всевышний по Своей мудрости сотворил человека и вложил в него способность воспроизводить себе подобных – когда муж и жена сближаются, имея естественное влечение друг ко другу, доставляют друг другу удовольствие, и от этого союза рождается потомство.

 

Вот почему имам Газали (да помилует его Всевышний) пишет, что супружеские отношение между мужем и женой, удовольствие которое они получают от общения друг с другом — в этом есть два блага. Первое благо заключается в том, что таким образом происходит воспроизводство человеческого рода, а второе благо в том – что таким образом люди могут хотя бы отдаленно почувствовать вкус тех удовольствий, которые ожидают человека в Раю. Разумеется, здесь в земной жизни мы не сможем полностью испытать удовольствия Рая, но некоторые удовольствия, которые человек может в этой жизни испытать, могут дать ему понять, что такое райские наслаждения. Это некое окно в другой мир, небольшой процент опыта другой жизни – который постигается посредством тех удовольствий, которые доставляют друг другу супруги.

 

Но тем не менее, главной целью брака является продолжение рода. Так что, когда человек вступает в брак, он должен иметь такое намерение — чтобы Всевышний сделал меня средством воспроизведения праведного потомства и даровал мне праведных детей. Так говорится в известном дуа из Корана — которое мы привели выше.  Это очень сильное дуа, которое действительно может помочь в этом деле.

 

О чем в нем говорится: «О, Господь наш! Даруй нам от наших супругов…» - здесь употребляется слово «азваджина» (множественное число), то есть, имеются в виду и муж, и жена, каждый из супругов может молиться подобным образом. «Даруй нам…» - «хабляна», дай нам, одари нас… «ва зурриятина» — «и от наших детей, нашего потомства…»«тех, кто будет источником радости для наших глаз…». Так что тех, кто будет искренне произносить это дуа, Всевышний одарит праведным потомством. Разумеется, если человек хочет иметь детей, чтобы они занимались чем-то запрещенным и греховным, то вряд ли он будет произносить это дуа – ему это не придет в голову.

 

Далее я хочу перечислить основные вехи, основные моменты, которые имеют большое значение в нашем путешествии по этой жизни, когда мы желаем иметь детей — и не просто детей, а самых замечательных детей, каких мы только можем вырастить. Так, чтобы когда придет наше время покинуть этот мир, мы были уверены, что наши дети будут молиться за нас и совершать нечто благое и, таким образом, они будут источником садака-джария и источником непреходящей награды для всех нас. Я только перечислю основные моменты. Следует иметь в виду, что каждый из них имеет свои характерные особенности, которые можно обсуждать отдельно в течение долгого времени. Но поскольку мы ограничены во времени, то я лишь укажу на самые основные и важные вещи.

 

В какой-то момент времени молодой человек или девушка подходят к тому возрасту, когда уже можно задумываться о браке, о создании семьи, а значит и о том, чтобы стать родителями — это может быть в 16–17 лет, иногда чуть раньше или позже. Так или иначе, молодые люди в этом возрасте задумываются о том, что вот я уже достаточно взрослый, чтобы создать семью, так о чем я должен/должна подумать в первую очередь? Как найти хорошего супруга/супругу, как сделать так, чтобы мой брак был успешным? Ведь это одна из самых значительных вещей, которые мы можем совершить в нашей жизни. Когда человек покупает себе дом, к примеру, — это тоже важная вещь, но в случае чего дом можно продать или сдать в аренду, если жить там не понравится. Негодный, бракованный товар можно обменять в магазине. Но с детьми такого сделать уже будет нельзя – если у нас выросли не очень хорошие дети, то мы не сможем обменять их, как неподходящий товар в магазине.

 

Так что первое, что мы должны делать, как только мы становимся достаточно взрослыми, чтобы иметь детей — это делать дуа, просить Всевышнего помочь нам в этой сложной и ответственной задаче. Пусть Аллах дарует мне хорошего супруга или супругу, пусть Он сделает меня самого хорошим супругом или супругой, и поможет нам быть достойными родителями хороших детей. Как только вы думаете об этом, повторяйте вышеприведенное дуа.

 

1. Благой нрав прежде всего

 

Первый момент, который может помочь нам стать хорошим супругом и родителем — это, конечно, благочестие, вера и хороший характер. Верующий человек должен обладать хорошим характером, а чтобы иметь хороший характер, необходимо быть верующим и богобоязненным человеком. Так что характер и богобоязненность должны идти рука об руку. Только обладая хорошим нравом, мы будем в состоянии привить нашим детям религиозность и показать им пример правильного поведения, тогда действительно есть надежда, что мы воспитаем праведное потомство. Поскольку дети берут пример поведения, прежде всего, со своих родителей.

 

Так что нам следует внимательно изучать свой характер, осознавая, от каких черт характера следует избавляться, в первую очередь. Допустим, если мы подвержены вспышкам излишнего гнева, то следует научиться контролировать себя. То же самое относится к жадности или к злословию, и тому подобное. Любое негативное качество плохо для брака и плохо для воспитания детей. Эти вещи нужно учитывать заранее и следить за собой, чтобы наши недостатки не были такими значительными. В противном случае, ваши дети получат не лучший образец для подражания. Чему вы сможете их научить, если вы будет сквернословить или злословить в чей-то адрес в их присутствии, если будете жадным и раздражительным? В таком случае, не удивляйтесь, если ваши дети впоследствии будут поступать подобным образом.

 

2. Как выбрать спутника жизни?

 

Далее, когда вы начинаете искать подходящего спутника жизни, необходимо сделать правильный выбор. Примите во внимание известный хадис – он обращен к мужчинам, но на самом деле этим советом должны руководствоваться как мужчины, так и женщины.

 

«Женщину берут в жены из-за четырех (вещей): ее богатства, ее происхождения, ее красоты и ее религии, так добивайся той, которая привержена религии, иначе проиграешь!» (Бухари)».

 

Что здесь имеется в виду? Это не означает, что следует непременно брать в жены религиозную девушку, даже если вам не нравится ее внешность или ее семья, но, в любом случае, необходимо отдавать предпочтение религиозности перед остальными качествами. Если вы найдете человека, который обладает всеми этими качествами, вообще прекрасно, но это бывает очень редко, так что здесь указываются приоритеты — на что нужно обязательно обратить внимание. Cначала религиозность, а потом остальные три качества. Разумеется, при выборе спутника жизни следует делать дуа, истихара, советоваться с родителями и с другими уважаемыми людьми. Как я уже сказал, я буду перечислять по пунктам, очень конспективно.

 

3. Необходимо следовать Сунне в каждом аспекте брака

 

Следующий момент наступает тогда, когда вы встретили по милости Всевышнего подходящего человека, обладающего необходимыми качествами, и заключили с ним брак.

 

Здесь я хочу сказать, что брак – это такая вещь, где вам следует особенно внимательно следовать тому, что говорится в Сунне — чтобы в вашем браке было благо, был баракят. Особенно это касается женщин – поскольку они являются в некотором смысле страдающей стороной в браке: если мужчина может отправить назад жену, с которой он не смог ужиться, для женщин это не так легко сделать. Я получаю много писем и телефонных звонков от женщин, которые жалуются на то, что мужья не желают обходиться с ними по-хорошему, но и не дают им развод. Хотя, как мы знаем, в Коране говорится о том, что если у супругов не складываются отношения, муж должен разойтись с женой по-доброму, красиво, не оскорбляя ее и не притесняя. В таком случае женщинам нужно обращаться в шариатский суд, к людям, которые могут помочь им развестись с мужем. Так что супругам необходимо следовать Сунне в каждом аспекте брака с самого начала, чтобы брак был счастливым и успешным.

 

И наоборот, я знаю множество браков, которые заключались традиционным способом – то есть, мужчина и женщина почти не общались до брака, почти не знали друг друга, но поскольку они старались следовать Сунне и приложить все усилия, чтобы у них был действительно настоящий исламский брак, у них очень хорошо сложились отношения – то у них никогда не было серьезных ссор и разногласий на протяжении многих лет брака.

 

Итак, когда брак заключен, наступает время первой брачной ночи – это тоже чрезвычайно важный момент. Как мы знаем, желательно мужу и жене совершить намаз в два ракаата перед вступлением в интимную близость и прочитать дуа – есть несколько вариантов дуа, которые можно произнести в этот момент. Также является Сунной для мужа преподнести какой-то подарок жене в первую брачную ночь. Мы знаем, что обычно подарки преподносятся на свадьбе – когда супруги впервые так долго находятся вместе. Но в первую ночь – когда особенно важно доверие и расположение жены к мужу, хорошо для супруга сделать своей жене нечто приятное.

 

Чтение дуа, произнесение имени Всевышнего в этот ответственный момент очень важно, поскольку шайтан специально выбирает этот момент, чтобы испортить отношения между супругами в самом начале, он старается посеять семена вражды или недоверия именно сейчас – когда молодые люди бывают испуганными и взволнованными, и поэтому особенно подверженными постороннему влиянию. Так что в этот момент следует призвать помощь Всевышнего и исполнить все указания Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые существуют для этого момента жизни.

 

В частности, перед вступлением в интимную связь мужу желательно положить руку на лоб своей супруге и произнести следующую мольбу (дуа):

 

بِسْمِ اللهِ بارَكَ اللهُ لِكُلٍّ مِنَّا فِي صَاحِبِهِ

 

«Бисмиллях баракаллаhу ликуллин мина фи сахибиhи».

 

«С именем Аллаха. Да сделает Аллах нас благодатными друг для друга!»

 

После совершения намаза супруги могут прочитать слова следующей мольбы (дуа):

 

اَللَّهُمَّ بَارِكْ لِي فِي أَهْلِي وَبَارِكْ لَهُمْ فِيَّ. اَللَّهُمَّ اجْمَعْ بَيْنَنَا مَا جَمَعْتَ بِخَيْرٍ وَفَرِّقْ بَيْنَنَا إِذَا فَرَّقْتَ إِلَى خَيْرٍ

 

Аллахумма барик ли фи аhли ва барик ляhум фийя. Аллаhумма джма’ байнана ма джама’ата бихайрин, вафаррик байнана иза фарракта иля хайрин».

 

«О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!» (Хадис привёл Абу Шайба).

 

Непосредственно перед сближением мужу всегда желательно читать следующую молитву:

 

بِسْمِ اللهِ، اَللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا

 

«Бисмиллях, Аллаhумма джаннибна-щ-щайтана ваджанниби-щ-шайтана ма разактана».

 

«С именем Аллаха я начинаю. О Аллах, отдали от нас сатану и отдали сатану от ребёнка, которым Ты одаришь нас!»

 

И если впоследствии произойдёт зачатие, то сатана не сможет навредить ребёнку. (Хадис привёл имам аль-Бухари).

 

Произнесение «бисмилля» перед зачатием настолько важно, что во многих традиционных культурах считается большим оскорблением сказать человеку, что он такой и такой потому, что его родители не произносили имени Всевышнего перед его зачатием. Поскольку считается, что причиной плохого характера человека и его неуспешности в жизни может быть именно отсутствие благословения свыше во время сближения его родителей. Это дуа важно произносить не только в первую ночь, но каждый раз, когда супруги собираются вступить в близость – ведь никто не знает, когда именно может произойти зачатие.

 

4. Во время беременности – только благие и правильные впечатления

 

Далее, когда женщина уже забеременела, здесь уже наступает зона ответственности именно женщины – поскольку девять месяцев будущий ребенок будет формироваться в ее утробе, именно она ответственна за его благополучие. Хотя, разумеется, муж и остальные ее родные также должны всячески помогать ей в этом и облегчать для нее протекание беременности.

 

В это время женщина должна не только правильно питаться и соблюдать режим дня, но и оберегать себя от всего дурного и запретного – не смотреть и не слушать ничего плохого, и даже стараться по возможности не думать о плохом. Обычно женщины думают только о материальных вещах в это время – какие продукты следует есть, чтобы в организме было железо или иные минеральные вещества, сколько нужно пить воды, какие принимать витамины и прочее. Но не следует забывать об остальных вещах как ее душевное состояние – известно, что беременной женщине не следует волноваться, испытывать другие негативные эмоции (страх, тревогу, печаль, злость), необходимо пребывать в хорошем состоянии духа, быть радостной и воодушевленной, благодарить Всевышнего, что Он одарил ее такой великой честью – стать матерью, а значит, возможно, дать жизнь множеству новых поколений (ведь ее ребенок также впоследствии сможет иметь своих детей и т.д.).

 

Мне приходилось слышать множество удивительных историй о том, как какой-то ребенок, обучаясь в медресе, с легкостью заучивал наизусть целые страницы из Корана – а все из-за того, что его мама во время беременности имела обыкновение читать Коран. Ведь это уже доказано учеными и врачами, что ребенок еще до рождения способен воспринимать информацию: все, что чувствует его мама, передается ему – он ощущает ее состояние. Поэтому женщине в это время очень важно следить, какие именно впечатления будут попадать в сознание ее ребенка, так что Коран и поминание Аллаха будет особенно необходимо в это время. Недаром в Коране говорится:

 

أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

 

«Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (сура ар-Р’ад, 13:28).

 

Женщине следует помнить, что с того момента, как в ее организме начинает расти новая жизнь – на протяжении всей беременности, и потом, во время родов, и когда она кормит ребенка, и когда ей приходится бодрствовать ночью, когда он не может уснуть, это и великая ответственность, и за это ей полагается огромная награда, с которой ничто не сравнится.

 

Хочу сказать о своей семье – что насколько я себя помню, наша мама – нас было много детей в семье, всегда была рядом с нами, все, что она делала, было ради нас, она постоянно трудилась ради нашего блага. Наш отец, без сомнения, очень много работал, чтобы обеспечить нас всем необходимым, но наша мама буквально посвящала нам все двадцать четыре часа своего времени, отдавала нам всю себя без остатка – забывая о себе, о своих желаниях и нуждах. И конечно, я твердо убежден, что сейчас, когда ее уже нет в живых, она получила вознаграждение за все свои усилия.

 

Так что беременность, рождение ребенка – это огромный вклад женщины на благо человечества. Даже если вы не сделаете в своей жизни больше ничего, кроме как родите и дадите хорошее воспитание своим детям, вы уже исполнили свою обязанность перед обществом, перед людьми.

 

Я знаю, сейчас многие женщины уже не удовлетворяются ролью жен и матерей, им хочется сделать еще что-то полезное для религии и для общества. Конечно, это хорошо и похвально, если женщина сможет совершить что-то в профессиональном плане, если она помогает в распространении религии, если она учит других женщин, но, тем не менее, не стоит забывать о самой важной ее роли – о роли матери. Даже если посмотреть на историю исламской цивилизации -  все ученые, богословы, учителя были, в основном, мужчинами. Почему так происходило? Отнюдь не потому, что женщины какие-то умственно неполноценные по сравнению с мужчинами, что они не могут учиться, получать знания, но потому что у них просто не было времени для этого. Всё их время, все их силы были отданы заботе о своей семье и о детях. Ведь мы знаем, что, если у женщины несколько детей, забота о них отнимает львиную долю ее времени. Цель создания женщины – одна из основных целей – это именно давать жизнь новым людям, новым поколениям. Именно таким образом она приближается ко Всевышнему и к Его довольству.

 

Я уверен, что если женщина просто вырастит нескольких детей – как благочестивых, порядочных людей, преданных Всевышнему и полезных для общества, то она непременно увидит плоды этих трудов в будущей жизни. Когда ко мне на уроки приходят мужчины и женщины, я замечаю, что зачастую женщины более продвинуты в своем духовном уровне – и все это благодаря тем усилиям, трудностям, через которые им приходится проходить с детьми. Ибо жизнь – это испытание, и Аллах любит людей, чьи сердца разбиты ради Него, тех, кто проходит эти испытания с достоинством.

 

Мы знаем, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел человек с вопросом – кого я должен уважать и слушаться в первую очередь? И Пророк ответил ему: «Твою мать». Тот человек спросил во второй раз – и получил тот же ответ. Он спросил еще раз – и опять ему ответили: «Твою мать». И только когда он спросил в четвертый раз, Пророк ответил ему: «Твоего отца». Нет сомнений в высоком статусе отца – я говорю это не для того, чтобы как-то принизить значение мужчин в семье, но матери требуется больше уважения именно поэтому – что ей принадлежит ведущая роль в рождении и воспитании ребенка в первые годы жизни.

 

Вообще матери – это замечательные, необыкновенные творения Всевышнего. Аллах вложил внутрь женщины этот инстинкт любви к своим детям, желание защищать их и жертвовать собой ради них. Так что редко какие женщины бывают плохими матерями – нужно очень постараться, чтобы стать плохой матерью.

 

И как я уже сказал выше, когда женщина беременна – особенно на последних месяцах, ее муж и другие родственники должны стараться по возможности облегчить ей ее состояние. К сожалению, я видел печальные примеры – когда женщина, будучи на седьмом-восьмом месяце беременности, тем не менее, должна выполнять множество домашней работы, и никто не проявляет сочувствия к ее положению. Часто в этом бывают повинны свекровь и другие родственники мужа – которые по каким-то причинам невзлюбили свою невестку или не считают беременность каким-то заслуживающим уважения состоянием. Они считают, что вот когда родятся внуки, они, без сомнения, уделят им внимание - но ведь дети не появляются из воздуха, их нужно выносить и родить. А если женщина во время беременности подвергается физическому или моральному насилию – как иногда бывает, как она сможет родить здоровых детей?

 

5. Сунны, связанные с рождением ребенка

 

Когда ребенок наконец появляется на свет, также есть некоторые важные моменты, которые следует исполнить. В частности, следует прочесть ребенку азан и икамат как можно скорее. Поскольку первыми звуками, которые услышит ребенок в этом мире, должны быть звуки азана и икамата. В хадисе сказано, что когда рождается ребенок, шайтан пытается повредить ему, напасть на него:

 

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Каждый раз, когда рождается младенец, шайтан обязательно тычет в него, и ребёнок начинает плакать из-за этого прикосновения шайтана. Так было со всеми, кроме сына Марьям (Марии) и её самой» (Бухари Муслим).

 

Так что, когда рождается ребенок, следует предупредить персонал больницы, что у вас есть определенный ритуал, который следует исполнить – и если объяснить это нормальным образом, никто обычно не препятствует произнесению азана и икамата для ребенка.

 

Есть хадис, который передается от Абу Рафи‘, который сказал:

 

«Я видел, как Посланник Всевышнего после того, как его дочь Фатима родила Хасана, прочитал в его ухо азан» (Тирмизи, Абу Дауд).

 

Как мы видим, нет ничего плохого в том, что кто-то из родственников женщины находится где-то поблизости от нее, когда она рожает ребенка, чтобы прочитать азан, как только ребенок появится на свет. Здесь следует отметить, что вовсе не обязательно, чтобы азан произнес кто-то из мужчин – если рядом с женщиной после родов не будет никого, то она может сделать это сама, в этом нет запрета. Но поскольку женщина после родов обычно чувствует себя очень утомленной, это следует сделать кому-то из ее семьи – мужу, брату, отцу и иному родственнику-мужчине.

 

Сейчас во многих странах принято, чтобы мужья присутствовали во время родов – мне кажется, этого делать не следует, все-таки это очень тяжелое переживание, которое впоследствии может сказаться на отношениях между супругами. Но тем не менее, хорошо если муж будет где-то рядом, поблизости, и женщине будет легче от этой мысли. При необходимости он может подойти к жене, прочитать дуа или зикр вместе с ней, подержать ее за руку, если ей будет легче от этого, и тому подобное.

 

Замечу еще, если человека обычно провожают в последний путь мужчины – они совершают намаз джаназа, на котором женщины обычно не присутствуют, то приветствуют человека в этом мире в момент его появления на свет именно женщины. Поскольку новорожденный нуждается именно в женской заботе и ласке.

 

Азан произносится в правое ухо, а икамат – в левое. Поскольку есть и такой хадис:

 

«Злые духи (джинны) не нанесут вреда новорожденному, если тот, у кого он родился, прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое — икамат».

 

Существуют также особенные дуа, которые читают для новорожденного. Обычно, когда женщина готовится к родам, она заранее собирает вещи, которые необходимо взять с собой в больницу. Так вот, хорошо позаботиться, чтобы взять с собой сборник дуа, где будут содержаться все необходимые для этого случая молитвы. Либо просто загрузите в свой телефон необходимые отрывки из Корана и дуа – ведь у каждого теперь с собой есть телефон.

 

Самое распространенное дуа:

 

وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

 

Иннии у‘иизуhа (ки) бика ва зуррийятаhа (ки) мина ш-шайтанир-раджим

 

«Прошу Тебя защитить ее (его) и ее (его) потомство от сатаны изгнанного и побиваемого» (сура Али Имран, 3:36).

 

Эти слова произнесла мать Марьям, когда родила её. Разумеется, они относятся не только к конкретному ребенку, но и ко всему его потомству – ведь каждый ребенок, который появляется на свет, теоретически становится основой нового поколения людей.

 

Можно также произносить следующее дуа:

 

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ بَرًّا وَاَنْبِتْهُ فِى الْإِسْلَامِ نَبَاتًا حَسَنًا وَاجْعَلْهُ مَسْعُودًا فِى الدُّنْيَا وَالْأَخِرَةِ

 

Аллахумма-дж’альху барран… - О Аллах сделай его покорным ребенком (покорным Всевышнему и его родителям),

 

ва анбитху филь-ислямианбит, йунбит – это слово, которым обозначают рост растения – вырасти его в исламе,

 

вадж’альху мас’удан фид-дун’йа валь-ахыра – и сделай его счастливым в этой жизни и в будущей.

 

Я уверен, что если искренне произнести это дуа, оно будет принято. Просто очень многие люди забывают, к сожалению, про такие важные дуа. Но если вы будете помнить об этом – заранее составите себе план, что вы должны будете сделать после рождения ребенка, так что когда придет нужное время, Всевышний не даст вам забыть об этом и устроит так, что вы сможете произнести это дуа, которое, без сомнения, будет принято.

 

Следует отметить еще такой момент. Когда рождается ребенок, то затем из организма женщины выходит плацента – оболочка, в которой он находился в утробе матери. Наши ученые говорят, что желательно закопать эти вещи, поскольку это также части человеческого тела, с которыми следует обращаться с уважением. Так что заранее предупредите персонал больницы, что у вас есть такой обычай, чтобы они смогли потом отдать вам эти вещи. Также заранее подготовьте место, куда вы сможете их закопать – какой-то участок в саду или в лесу, где разрешается что-то закопать. Конечно, если окажется, что вам негде похоронить эти вещи – ведь многие сейчас живут в многоквартирных домах, где нет никакого специального участка земли, то ничего страшного, не будет греха, если вы оставите это в больнице, чтобы персонал как-то распорядился этим и утилизировал это, как это у них принято.

 

Следующий момент, который следует исполнить для новорожденного согласно Сунне – это тахник. Это слово происходит от «ханак» - нёбо, верхняя часть рта. Так что под словом «тахник» подразумевается прикрепить что-то к верхней части рта человека.

 

Есть несколько хадисов, где рассказывается о том, что Пророк (мир ему и благословение) совершил тахник для новорожденных детей. К примеру, передается, что сестра Аиши Асма (да будет доволен ими Всевышний) родила сына по приезде в Медину – это был первый ребенок, родившийся у мухаджиров. Она принесла его к Пророку, и он разжевал финик и дал новорожденному по имени Абдуллах.

 

Также передается от Анаса ибн Малика, сына Умм Сулейм, жены Абу Тальхи (да будет доволен ими Аллах), что он (Анас) принес новорожденного ребенка Абу Тальхи и своей матери к Посланнику Всевышнего (мир ему и благословение):

 

«Он (Пророк) спросил: «Есть ли у тебя финики?» Я ответил «да» и дал ему их. Пророк взял, прожевал и после, вынув прожеванное, положил [немного] в ротик младенца и сделал легкий массаж полости рта. Пророк нарек его Абдуллахом» (Бухари Муслим).

 

Абу Муса рассказывал:

 

«У меня родился сын. Я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим. Затем, положив [немного] прожеванного финика на палец, он поместил его в ротик моего сына. И попросив у Всевышнего благословения (баракята), он отдал ребенка мне» (Бухари Муслим).

 

Смысл этого обряда в том, чтобы первое, что попадет в рот ребенка после рождения, была бы слюна какого-то праведного и уважаемого человека, чтобы таким образом передать ребенку эти качества. Иногда родители ребенка даже готовят такой финик заранее, еще до рождения ребенка – просят какого-то уважаемого человека разжевать финик для их будущего ребенка, а затем сохраняют его в холодильнике или еще каким-то образом.

 

Мои друзья несколько раз просили меня сделать это для их детей. Детям обычно это нравится – когда ты помещаешь финик в ротик ребенка, он чувствует, что это что-то сладкое и приятное, так что иногда хочет проглотить его целиком, так что нужно держать финик, чтобы не дать ребенку подавиться им. Если у вас слишком сухие финики, то нужно снять с них внешнюю кожуру и взять только мякоть – так чтобы ребенок немного подержал это во рту, и вытащить обратно.

 

Иногда люди, зная, что мед – это очень полезная вещь, и в Сунне говорится про мед, что в нем много пользы для человека, для его здоровья, дают новорожденному воду, в которую добавлен мед. Но тут нужно иметь в виду, что мед далеко не всем детям бывает полезным, от него может быть аллергия, так что в первый год жизни ребенка лучше не давать ему мед. Я замечал, что на упаковках с медом иногда пишут, что этот продукт не годится для детей в первый год их жизни. Вообще, лучше не приучать детей к сладкому сразу же после рождения – в противном случае, их потом сложно будет приучить к какой-то иной пище. Финик дается совсем маленьким кусочком – и только один раз. Если родители не позаботились заранее, чтобы финик разжевал для ребенка какой-то уважаемый человек из родных или друзей, то это могут сделать сами родители – отец или мать ребенка.

 

6. Грудное кормление – за каждый глоток молока женщина получается награду

 

Затем наступает время – обычно около двух лет – когда ребенок питается молоком своей матери. Не буду повторять многочисленные доказательства в пользу грудного вскармливания – существуют многочисленные исследования об этом, даже врачи-немусульмане подтверждают пользу этого. Замечу только то, каким способом следует это делать – в том смысле, что должно быть перед глазами и в мыслях у женщины в это время. В частности, в момент кормления желательно для женщины сидеть спокойно, не занимаясь параллельно никакими другими делами – не готовить еду или делать еще что-то по дому в это время.

 

Еще один неправильный момент, который допускают некоторые женщины – когда во время кормления ребенка смотрят какие-то сериалы, где показываются разные неприятные и нехорошие моменты жизни, как развод, супружеская измена, предательство, неверность, где люди ругаются друг с другом. Этого делать не следует. Если мы хотим, чтобы наше молоко принесло пользу ребенку – и не только в физическом, но и в духовном смысле, мы должны думать о чем-то хорошем, занимать себя чтением зикра или произнесением дуа, а отнюдь не неприятными, нехорошими вещами.

 

Зикр, поминание Всевышнего, вообще обладает очень большой энергией, воздействием на человека. Мы знаем, что если группа людей сидит и читает зикр, и вдруг к ним подходит кто-то еще, то он также получит пользу от того, что просто находится рядом с ними – даже если он просто пришел, чтобы взять что-то или положить что-то. Так что пусть женщина, которая кормит ребенка, каждый раз читает зикр – особенно в первые сорок дней, когда у нее бывает послеродовое кровотечение (нифас), и ей нельзя читать Коран в это время. Также в это время можно произносить дуа или салават – вместо того, чтобы просматривать телефон и с кем-то болтать в это время.

 

Конечно, часто женщины жалуются, что грудное кормление утомляет их – ведь им приходится делать это несколько лет, каждый день (хотя, разумеется под конец кормление становится все реже и реже, поскольку ребенок начинает питаться обычной пищей). Но женщине следует иметь в виду – все жертвы, которые она приносит ради своего ребенка, в этом будет большое благо, но его нельзя иначе получить, кроме как через преодоление трудностей. Каждый раз, когда вы произносите зикр в то момент, когда кормите своего ребенка, это ваши вложения в его будущее, которые по милости Всевышнего когда-то будут вознаграждены – когда вы увидите своего ребенка праведным и богобоязненным человеком. Таким образом вы становитесь ближе к Аллаху, и ваш ребенок становится ближе к Нему.

 

Передается такая история об одном из правителей Афганистана. Его сын был в походе против вражеской армии, и от него долго не было известий, так что по городу поползли слухи, что, наверное, он потерпел поражение, взят в плен или убит. Но что больше всего удивляло окружающих, что его мать сохраняла полное спокойствие у себя во дворце – она как будто совершенно не переживала за своего сына. Даже чужие люди переживали за молодого наследника престола, а его мать как будто не заботила его судьба!

 

Но вот наконец он возвращается с триумфом с войны как победитель. И тогда наконец, кто-то решил спросить его мать – почему она не волновалась за сына? Или у нее были какие-то свои источники информации, и ей кто-то сообщил, что с сыном все в порядке? Она ответила, что у нее была полная уверенность, что с ее сыном все будет в порядке, что Всевышний непременно поможет ему и сохранит его жизнь. Почему? – «потому что с того момента, как я почувствовала себя беременной, я не позволяла себе взять в рот ничего не только запретного, но даже сомнительного». Она не только не кормила ребенка ничем запретным, но даже будучи беременной не позволяла себе взять в рот ничего, что внушало сомнения в его дозволенности. Поэтому она надеялась, что Всевышний сохранит жизнь ее сыну и даст ему успех и победу.

 

Итак, как я уже сказал, на этом уроке я перечислил основные моменты, которые следует иметь в виду, если вы хотите, чтобы у вас было праведное потомство:

 

  • Собираясь вступить в брак, следует позаботиться об исправлении своего характера – в противном случае, ваша семейная жизнь не будет успешной, и вы не сможете подать хороший пример своим детям.

 

  • Когда вы ищете спутника жизни, следует обратить внимание, прежде всего, на религиозность будущей супруги или супруга.

 

  • Когда брак заключен, следует уделить особенное внимание исполнению всей Сунны, связанной с первой брачной ночью - следует произнести необходимые дуа непосредственно перед супружеской близостью, чтобы зачатие получило благословение от Всевышнего.

 

  • Во время беременности женщине необходимы только правильные впечатления – чаще читать Коран и зикр, думать и видеть перед собой только хорошие и позитивные вещи.

 

  • Для новорожденного также существуют особенные дуа, чтобы не дать шайтану нанести ему вред. Также для новорожденного нужно как можно скорее прочитать азан и икамат, а также совершить для него тахник – когда какой-то благочестивый человек разжевывает и кладет ему кусочек финика в рот.

 

  • Во время грудного кормления, чтобы ребенок рос здоровым и праведным, женщина также должна внимательно следить за тем, что она ест, что она смотрит и слушает.

 

При этом я повторяю, что женщина, разумеется, удостоится большого вознаграждения за все эти усилия – если будет делать их с искренним намерением ради Аллаха.

Заметьте еще, что здесь – в момент беременности, рождения ребенка и первые годы его жизни – основная роль принадлежит женщине. Даже если она не совершит в своей жизни ничего больше, кроме как подарит жизнь ребенку и приложит все усилия для его правильного воспитания, она совершила очень большое дело, которое по милости Всевышнего будет вознаграждено.

 

Напоследок, перед тем, как мы закончим, я приведу несколько хадисов на эту тему. Первый хадис приводит имам Байхакы в «Шуабуль-Иман». Ибн Аббас передает, что Пророк (мир ему и благословение) говорил:

 

«Пусть первыми словами, которые произнесут ваши дети, будут слова «Ля иляха илляЛЛах»».

 

Мы обычно учим своих детей словам «мама» и «папа», но на самом деле первыми их словами должны быть слова поминания Всевышнего. Эти слова действительно очень легко произнести – даже маленькому ребенку, они как бы естественны для человека – для них не требуется каких-то усилий, какого-то напряжения для языка. Я сам это испытывал многократно и со своими детьми, и с детьми своих родственников и друзей – дети с легкостью произносят имя Всевышнего, даже когда они еще почти не умеют говорить.

 

Мы знаем, что перед смертью человеку внушают, чтобы он произнес эти же слова «Ля иляха илляЛЛах». То есть, человек должен сказать эти слова в самом начале жизни – это должны быть первые его слова, и эти же слова должны быть его последними словами. Не приучайте ребенка с детства смотреть телевизор, не давайте ему телефон или иной гаджет – как, к сожалению, сейчас поступают многие неразумные родители, а вначале научите его словам поминания Всевышнего.

 

В другом хадисе говорится:

 

«Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи).

 

Пусть Всевышний даст нам тауфик в этом нелегком деле – воспитании праведного потомства. Поскольку если наши дети вырастут недостойными людьми, то они будут винить в этом именно нас.

 

Ибн Кайим когда-то сказал:

 

«Если человек не пошел правильным путем в жизни, то единственно кого он винит за это – своих родителей». Поскольку именно родители оказывают самое большое влияние на своих детей с самого момента их зачатия и рождения.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков