Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 122. Тальха ибн Убайдуллах, шахид, который идет по земле
Я очень рад поговорить сегодня о Тальхе ибн Убайдуллахе, следующем из десяти сподвижников «ашара муб...
433
7 октября, 20

Маджлис 122. Тальха ибн Убайдуллах, шахид, который идет по земле

433
7 октября, 20

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

 

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

 

Амма баад…

 

Всевышний сказал в Коране:

 

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

 

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (сура ат-Тауба, 9:100).

 

Я очень рад поговорить сегодня о Тальхе ибн Убайдуллахе, следующем из десяти сподвижников «ашара мубашара», которые были обрадованы Раем при жизни. Как вы знаете, есть хадис, который упоминает имена этих десяти сахабов:

 

«Абу Бакр в Раю, Умар в Раю, Усман в Раю, Али в Раю, Тальха ибн Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-Аввам в Раю, Абдур-Рахман ибн Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Ваккас в Раю, Саид ибн Зайд. в Раю и Абу Убайда ибн аль-Джаррах в Раю» (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

 

Следует упомянуть, что не только эти сподвижники упоминаются среди людей, которым был обещан Рай – в других хадисах упоминаются еще несколько имен людей, про которых Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что они будут в Раю.

 

К примеру, если хадис, где рассказывается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о достоинствах благочестивых людей, которые войдут в Рай без отчета:

 

«70 тысяч человек из моей общины войдут в Рай безупречными». Услышав это, сподвижник по имени Уккаша ибн Мухсан (да будет доволен им Всевышний) обратился к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) с просьбой:

 

- О Посланник Аллаха! Попроси у Аллаха, чтобы я был из их числа.

 

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил:

 

- Ты один из них.

 

И помолился за него. После этого другой сподвижник поднялся на ноги и сказал:

 

- О Посланник Аллаха! Попроси у Аллаха, чтобы и я был из их числа.

 

В ответ на это Пророк сказал:

 

- В этом вопросе Уккаша опередил тебя (подразумевая, что на этот раз двери уже закрылись). (Бухари, Муслим)

 

Как мы видим, также были иные сподвижники, которые были обрадованы Раем. Но достоинства этих десяти в том, что их имена были упомянуты в одном маджлисе, поэтому их уровень особенно высокий.

 

Тем не менее, мы надеемся, что все сподвижники будут в Раю – ведь Сам Аллах говорит о них в Коране, что «Он доволен ими, и они Им довольны». Однако, без сомнения, очень важно получить уже при жизни известие о том, что ты удостоишься будущей жизни в Раю, это прекрасно и замечательно.

 

Тальха (да будет доволен им Всевышний) – как и Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) происходил из племени курайш, из рода бану Тейм. Он был родственником Абу Бакру (да будет доволен им Всевышний), который также происходил из этого рода. 

 

Его полное имя: Тальха ибн ‘Убайдуллах ибн ‘Усман ибн ‘Амр ибн Ка‘б ибн Са‘д ибн Таим ибн Мурра. Как мы знаем, в родословной Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) также есть человек по имени Мурра, который был их общим предком. У него было несколько сыновей, один из которых был основателем рода бану Тейм, а другой – предком Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

 

Мать Тальхи звали ас-Са‘ба, она была дочерью Абдуллаха ибн ‘Имада аль-Хадрами и сестрой еще одного известного сподвижника Аля ибн Хадрами (да будет доволен им Всевышний) (который таким образом приходился дядей Тальхе).

 

Тальха также упоминается в аяте о достоинствах сподвижников – ас-сабикун аль-аввалюн – опередивших других в своей праведности (который мы уже привели в начале нашей беседы). Речь идет о сподвижниках, принявших ислам прежде всех остальных, которыми Всевышний особенно доволен.

 

Также мы уже упоминали, что перед своей смертью Умар (да будет доволен им Всевышний) выбрал шестерых сподвижников, которые должны были избрать халифа из своей среды после смерти Умара (да будет доволен им Всевышний). Свой выбор Умар объяснил так, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) перед своей кончиной был особенно доволен этими шестью сахабами.

 

В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) упоминает Тальху как шахида, который ходит по земле своими ногами.

 

«Тот, кто захочет взглянуть на шахида, который ходит по земле своими ногами, пусть посмотрит на Тальху ибн Убайдуллаха».

 

Заметьте себе, что эти люди, о которых было сказано столько прекрасных слов и обещано столько наград при их жизни, вовсе не становились после этого высокомерными и самодовольными (как можно было себе представить). Никто из них не переставал совершать какие-то благие дела и после того, как им был обещан Рай. К примеру, если бы нечто подобное было сказано кому-то из нас, наверняка мы бы сказали: ну теперь можно расслабиться, больше незачем прилагать какие-то усилия.

 

Однажды, когда Усман (да будет доволен им Всевышний) пожертвовал большую сумму денег на нужды войска мусульман перед одним из сражений, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему:

 

«Ничто больше не повредит тебе после этого» (то есть, Всевышний все простил тебе за это, с тебя больше не будет спроса).

 

Однако, такие слова лишь побуждали этих людей делать еще больше благих дел и приближаться к довольству Всевышнего.

 

Это и называется верой, которая основана на подлинной любви. Если любовь неискренняя, то такой человек будет стремиться лишь к награде и разным благам, а как только эти цели достигнуты, решит, что можно успокоиться. Но когда вера искренняя и любовь к Аллаху подлинная, то известие о прощении или о награде лишь побуждает человека делать еще больше и увеличивать свою любовь. Поэтому нам очень полезно читать жизнеописание таких людей, чтобы получать от этого пользу и брать с них пример. Особенно полезно узнавать, как эти люди вели себя в различных жизненных ситуациях – и в хорошее время, и во время трудностей. Эти люди так же, как мы, иногда радовались жизни, а иногда находились в трудных обстоятельствах. Но в любой подобной ситуации они не теряли упования на Всевышнего, не теряли терпения и надежды.

 

Изучая их жизнь, мы можем понять, что Всевышний требует от нас в данном случае – как нам следует вести себя в радости или в несчастье. Разумеется, мы не сможем полностью подражать им, но даже если мы постараемся приблизиться к их уровню, в этом также будет большая польза.

 

Итак, Тальха (да будет доволен им Всевышний) родился в Мекке до времени хиджры – примерно за двадцать восемь лет до хиджры. Так что мы видим, что он был намного моложе Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), которому на момент переселения было примерно пятьдесят три года. За тринадцать лет до хиджры он удостоился пророчества – тогда ему было примерно сорок лет. Тальха родился за двадцать восемь – или по иным источникам, за двадцать шесть лет до хиджры. Также есть различные мнения относительно того, когда он скончался – самое распространенное мнение, что это было в тридцать шестом году хиджры (он погиб во время т.н. Битвы верблюда, которая произошла в 36-м году хиджры/ 656 год н.э.).

 

Сохранилось несколько описаний его внешности. В частности, один из людей, знавших его, передает, что у него был смуглый цвет лица, волосы его были густыми – не слишком кудрявыми, но не слишком прямыми. Он был среднего телосложения – не полным, но и не худым. Лицо его было чрезвычайно привлекательным и приятным. Если он шел, то шел очень быстро.

 

Исхак ибн Яхья приводит описание Тальхи со слов его сына Мусы:

 

«Мой отец был светлокожим, так, что временами его кожа казалась красноватой. Его рост был ближе к низкому, он были широкоплечим, у него была широкая грудь и большие ступни ног. Если он поворачивался, то поворачивался полностью - всем телом» (то есть, он не смотрел на человека только уголком глаза).

 

Абу Надра аль-Абди рассказывает, что «однажды Тальха приехал к нам, чтобы навестить нас. Он был одним из самых прекрасных юношей, которых я когда-либо видел. Его одежда была покрашена в желтый цвет – слегка желтого цвета».

 

Как мы выше уже упомянули, он принял ислам одним из первых – есть мнение, что он входил в число первых восьми человек, принявших ислам (такие как Хадиджа, да будет доволен ею Всевышний, Абу Бакр, Али (да будет доволен ими Всевышний) и так далее). Тальха был одним из тех, кто принял ислам через посредство Абу Бакра.

 

Ибн Исхак, один из ранних историков ислама, пишет, что благодаря Абу Бакру ислам приняли несколько великих сподвижников – такие как Зубейр ибн аль-Аввам, Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убейдулллах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф (как мы видим, все это были «ашара мубашара»). Недаром тогда говорилось, что если человек смог попасть в компанию Абу Бакра, он был в безопасности. И наоборот, если человек неуважительно и плохо относится к Абу Бакру, он в большой опасности. Мне реально жаль людей, которые питают ненависть к Абу Бакру. Я просто не могу понять, как можно ненавидеть таких замечательных людей как Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Всевышний).

 

Ибрагим ибн Мухаммад ибн Тальха, один из внуков Тальхи, передает от своего деда – как он принял ислам. Тальха был одним из самых богатых людей своего времени – по нашим понятиям, он был миллионер (если вообще не миллиардер). И следует отметить, что среди ашара мубашара четверо сподвижников были чрезвычайно богатыми людьми (Абдуррахман, Усман, Зубейр и Тальха). Еще до принятия ислама Тальха вел обширную торговлю с разными странами, он отправлял караваны в разные части мира.

 

Так вот, его внук рассказывает, что в тот год, когда Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) было даровано пророчество, его дед находился на одном из больших рынков Бусры (это пригород Дамаска – южная окраина города, там же родился имам Навави). Это было во время ежегодной ярмарки, которая проводилась в той местности, так что туда съехалось множество купцов со всего мира. Как-то раз торговцы увидели монаха-отшельника, который ходил по рынку и спрашивал: «Есть ли здесь кто-то из Мекки?». И Тальха откликнулся, сказав, что он приехал из Мекки. Тогда монах спросил у него: «Ахмад уже пришел к вам, он уже появился?». Тальха спросил у него: «Кто такой этот Ахмад?». Монах ответил: «Он сын Абдуллаха ибн Абдуль-Муталлиба». Как вы знаете, Ахмад – это одно из имен Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Монах объяснил, что ему было открыто, что в этом месяце в Мекке должен появиться последний пророк по имени Ахмад. Затем ему придется переселиться в местность с чёрной нетронутой землёй, жарким климатом и множеством финиковых пальм (имеется в виду Медина). Также монах сказал Тальхе: «Поторопись поприветствовать этого нового пророка, чтобы другие не сделали это раньше тебя».

 

Тальха рассказывал, что в тот же момент он почувствовал сильное волнение в своем сердце, так что он быстро собрался и вернулся обратно в Мекку. Приехав домой, он стал расспрашивать – ничего нового не случилось за его отсутствие? Ему ответили, что Мухаммад ибн Абдуллах, известный по прозвищу аль-Амин, заявил, что ему было откровение от Бога, и он призывает всех к своей новой вере. За ним уже последовало несколько человек – в частности, сын Абу Кухафы (то есть, Абу Бакр). Абу Бакр был известным и уважаемым человеком в городе, так что тот факт, что он принял веру этого нового Пророка, не мог не произвести впечатление на людей. Услышав об этом, Тальха поспешил найти Абу Бакра и расспросить его, действительно ли последовал за этим человеком? Абу Бакр ответил, что да, он последовал за Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) и призывает Тальху сделать то же самое, поскольку он призывает людей к истине.

Тогда Тальха рассказал Абу Бакру то, что он услышал от монаха в Сирии, в Дамаске: «Некий человек рассказал мне о появлении в нашем городе нового пророка, что заставило меня бросить все мои дела и спешно вернуться в Мекку». Абу Бакр познакомил Тальху с Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего), и он в тот же день принял ислам. Тальха передал Пророку о том, что сказал тот монах – это сообщение весьма обрадовало Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), поскольку укрепило его в осознании того факта, что Всевышний действительно с ним.

 

Известие о том, что Тальха принял ислам, весьма не понравилось одному из влиятельных глав его рода по имени Науфаль ибн Хувайлид, которого называли «львом курайшитов». Он крепко связал его верёвкой вместе с Абу Бакром, а затем отдал их обоих в руки мекканских глупцов, чтобы те подвергли их самым тяжким истязаниям.

 

Рассказывает Масуд ибн Хараш:

 

«Когда я пробегал между ас-Сафой и аль-Марвой, то увидел многих людей, преследовавших юношу, руки которого были привязаны к шее. Они все бежали за ним, толкая его в спину и нанося удары по голове. Среди этих людей была также старая женщина, которая громким голосом всячески поносила его.

 

Я спросил:

 

— Кто этот юноша?

 

Мне ответили:

 

— Это Талха ибн Убайдулла, который отверг свою религию и стал последователем какого-то хашимита...».

 

Однако, после этого уже больше никто не преследовал его, так что ему не пришлось переселиться в Эфиопию, как некоторым другим сподвижникам, которых сильно преследовали у себя на родине. Племя Тальхи было очень уважаемым и влиятельным, так что никто не смел причинять ему вред.

 

Когда Тальха принял ислам, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) помог ему подружиться с другим сподвижником, Зубейром ибн Аввамом (да будет доволен им Всевышний), после чего эти сахабы стали близким и неразлучными друзьями, которые везде упоминаются рядом.

 

Когда настало время переселения в Медину, Тальха также совершил хиджру вместе с остальными мусульманами. Но он переселился в Медину позже остальных мусульман и позже Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Как мы знаем, Пророк уехал в Медину после того, как туда переселилась основная масса верующих. Но Тальха совершил переселение еще позже него. В то время, когда основная часть мусульман уезжала в Медину, он был в Шаме, в Сирии по торговым делам. Сирия, как известно, находится к северу от Мекки и Медины. Так что, когда Тальха ехал на юг, домой, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) вместе с Абу Бакром наоборот, ехали на север – как мы помним, они ехали в Медину кружным маршрутом, чтобы обмануть преследователей. На полпути они встретили Тальху с его караваном. Он предоставил им одежду и информацию о мусульманах в Медине. Затем он отправился в Мекку и сопровождал в Медину семью Абу Бакра (как мы знаем, его семья еще оставалась в Мекке, когда он отправился в Медину), в том числе Аишу (да будет доволен ею Всевышний).

 

В Медине Тальха остановился у сподвижника по имени Асад ибн Зурара, затем по распоряжению Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), он стал названным братом известного сахаба Абу Аюба аль-Ансари (также есть мнение, что Пророк велел ему побрататься со Каабом ибн Маликом, также большим сахабом). Также известно, что сам Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) выбрал для Тальхи место в Медине, где он должен был построить себе дом.

 

Также мы знаем про Тальху, что он был чрезвычайно предан Пророку, находился рядом с ним во время почти всех сражений, из которых он не пропустил ни одного, кроме битвы при Бадре. Тальха не смог принять участие в этом сражении по очень уважительной причине. Как известно, это сражение произошло довольно внезапно. Мусульмане Медины решили выследить мекканский караван (на который решено было напасть), для этого Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отправил Тальху вместе с Саидом ибн Зейдом проследить за караваном мекканцев, который возвращался из Сирии. Они добрались до места под названием Хаура и остались там в ожидании мекканского каравана (который должен был проходить тем путем). Но когда они уже отправились в путь, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) и мусульмане получили известия из другого источника, что этот караван проходит вблизи места под названием Бадр. Когда эти двое сподвижников прибыли в Медину с известиями, оказалось, что армия под руководством Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) уже отбыла из Медины в Бадр для сражения. И когда они прибыли в Бадр, оказалось, что сражение окончилось.

 

Муса ибн Укба передает, что Тальха встретился с Пророком, когда тот вернулся с битвы, и спросил его – что будет с его наградой? Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил ему, чтобы он не беспокоился, он тоже получит свою долю трофеев, как и все остальные, кто принимал участие в сражении. Но Тальха объяснил, что он беспокоится не за трофеи, не за материальные блага, но за награду от Всевышнего – будет ли он вознагражден, как и остальные участники сражения? Посланник Всевышнего успокоил его, сказав, что его награда не уйдет от него.

 

В битве при Ухуде Тальха все время находился рядом с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) и защищал его, не отходя от него ни на шаг. Те, кто был в хадже или в умре, наверняка видели место, где происходило это сражение. Всем паломникам обычно показывают эти места и, в частности, ту гору, где стояли 50 лучников, которые покинули свое место раньше времени, хотя им велено было не оставлять свои позиции, но они боялись потерять свою долю трофеев. Хотя мусульмане уже одерживали верх в тот момент, но из-за неправильного поведения этих лучников, армия язычников, которой в тот момент командовал Халид ибн Валид, воспользовалась этим промахом и пошла в наступление. Войско мусульман пришло в смятение, но было одиннадцать сподвижников, которые не поддались страху и не оставили своего места рядом с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего).

 

Эта группа из одиннадцати мусульман стала подниматься в гору, когда их настигла группа язычников. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) спросил своих спутников: «Кто сможет отбить нападение этих людей?». Тальха тут же вызвался это сделать, однако, Пророк велел ему оставаться на месте. Другой сподвижник тогда сказал, что он сразится с ними, и ему было разрешено это сделать. Он сражался с ними, пока не был убит. Мусульмане продолжали подъем, но язычники вновь настигали их. Пророк вновь спросил, кто хочет сразиться с ними, Тальха вновь вызвался это сделать, но ему опять было велено оставаться рядом с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего). Другой сподвижник бросился в бой и тоже был убит. И так продолжалось, пока не погибли все сахабы, и с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) остался один Тальха. И когда их вновь настигли язычники, Тальха бросился на врагов и храбро сражался с ними, пока не подоспели другие мусульмане.

 

Зубейр ибн Аввам (да будет доволен им Всевышний) передает, что в день сражения на Пророке (мир ему и благословение Всевышнего) было надето две кольчуги, так что он не мог быстро подниматься в гору. Тальха нагнулся, и Пророк, поднявшись на него, смог подняться на гору. В этот момент он произнес: «Рай стал обязательным для Тальхи».

 

Абу Бакр рассказывал, что когда он и еще один сподвижник, Абу Убейда ибн аль-Джаррах, бросились на помощь Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), который был ранен в этом сражении, он сказал им:

 

«Оставьте меня и позаботьтесь о своем товарище» (имея в виду Тальху).

 

Когда они нашли его, он истекал кровью от ран – они насчитали на его теле более семидесяти пяти ран от мечей, стрел и копий! В частности, он лишился нескольких пальцев на руке, и эта рука до конца его жизни оставалась парализованной.

 

В этот момент – когда они обнаружили Тальху, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) начал восхвалять Тальху, поскольку он все время находился рядом с ним, говоря:

 

«Я помню себя в день Ухуда, в тот день не было иного творения рядом со мной, кроме Джибриля по правую сторону от меня и Тальхи – с левой стороны...».

 

Тальха принимал участие во многих сражениях, но это сражение было для него самым значительным. Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний), вспоминая об этой битве, приговаривал: «Этот день был днем Тальхи» (то есть, он наиболее полно проявил свою храбрость и мужество именно в тот день).

 

Далее мы перенесемся в то время, когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) уже покинул этот мир.

 

Тальха принес присягу Абу Бакру (да будет доволен им Всевышний) в тот день, когда его избрали халифом. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний) был при смерти, он ясно указал на Умара, как на следующего халифа. Умар (да будет доволен им Всевышний), со своей стороны, сказал, что он не может указать на какого-то одного человека. Выше мы уже упомянули, что когда Умар (да будет доволен им Всевышний) был при смерти, он избрал шесть сподвижников (Усмана, Али, Абдуррахмана ибн Ауфа, Зубейра ибн Аввама, Тальху ибн Убайдуллаха и Саада ибн Абу Ваккаса, да будет доволен ими Всевышний), которые были наиболее близкими и преданными Пророку, из числа которых следовало избрать следующего халифа.

 

Когда эти шесть сподвижников собрались, Абдуррахман ибн Ауф предложил, чтобы трое из них указали на тех троих, кто, по их мнению, наиболее достоин быть халифом. То есть, пусть трое добровольно откажутся от своих прав в пользу трех других. Зубейр тут же указал на Али – как на самого достойного кандидата. Тальха передал свои полномочия Усману. Саад указал на Абдуррахмана ибн Ауфа. Абдуррахман также отказался от своих полномочий, сказав, что он будет арбитром между двумя оставшимися кандидатами. Посовещавшись с каждым из них наедине, он в конце концов решил отдать свой голос в пользу Усмана. Остальные согласились с его выбором, и Усмана избрали халифом. Тальха, как сообщается, первым принес присягу новоизбранному халифу.

 

К сожалению, через некоторое время наступил момент, когда заговорщики окружили дом Усмана и стали угрожать ему. Тальха пытался защитить его, но, как известно, Усман, тем не менее, был убит. После этого Тальха мучился совестью, поскольку ему казалось, что он не приложил достаточно усилий, чтобы предотвратить эту трагедию. Но, скорее всего, никто не предполагал, что кто-то действительно решится на такое тяжкое преступление как убийство халифа мусульман. Все считали, что это просто пустые угрозы, люди пошумят, покричат и разойдутся. Но никто не ожидал, что это закончится так страшно. Поэтому, когда это несчастье все-таки произошло, Тальха дал клятву приложить все усилия, чтобы отомстить за кровь убитого халифа. И он сделал дуа, обратившись к Аллаху с молитвой: «О, Аллах, я готов сделать все, что Ты сочтешь нужным ради Усмана. Используй меня, как Ты считаешь нужным, ради удовлетворения за кровь Усмана».

 

Скажу здесь, что, наверное, когда мы слышим о каких-то бедах, которые происходят с мусульманами по всему миру, мы не проявляем особенного беспокойства об их участи. Разумеется, мы можем молиться о них, собирать деньги или какие-то вещи для них, обращаться с какими-то просьбами и заявлениями к политикам. Все эти вещи, без сомнения, полезны, и они работают. Но, как мне представляется, самым правильным было бы сделать такое же дуа, какое сделал Тальха – чтобы Всевышний Сам избрал для нас ту работу по разрешению этой проблемы, которой Он был бы более всего доволен. Поскольку сами мы далеко не всегда точно знаем, что именно будет правильно сделать в такой ситуации (оставаться дома, ехать куда-то для помощи людям, собирать деньги или вещи, обращаться к политикам и так далее). Всевышний всегда знает лучше, как нам следует поступить.

 

Итак, Тальха очень переживал из-за убийства Усмана (да будет доволен им Всевышний), однако, он не отказался присягнуть Али (да будет доволен им Всевышний). Более того, он был одним из первых, кто сделал это – протянув ему свою правую руку, которая была парализована (которую он поддерживал левой рукой). Однако, через несколько месяцев, когда Тальха и Зубейр возвращались из Мекки, между ними завязалась беседа о том, что Али, похоже, ничего не хочет предпринимать, чтобы отыскать убийц Усмана. Многие люди, которые были родственниками или близкими друзьями Усмана, думали подобным образом (более того, уже начались разговоры о том, что Али, возможно, был заинтересован в смерти Усмана, поэтому не торопится найти его убийц). На самом деле Али, скорее всего, хотел сначала установить твердый порядок в халифате, хотел прекратить смуту. Ведь когда на земле воцарится закон и порядок, все будет под контролем правителя, будет легче искать преступников, которым уже невозможно будет укрыться от правосудия.

 

Но Тальха и Зубейр, которые очень близко к сердцу приняли это несчастье, не брали в расчет этих соображений Али, так что они отправились в Куфу, чтобы собрать там людей и попытаться самим что-то предпринять. Таким образом, вокруг них двоих начали собираться люди, так или иначе недовольные правлением Али. Халиф отправлял к ним людей, чтобы как-то умиротворить их, уговорить их прийти к согласию. Но дело, тем не менее, кончилось тем, что собралось два войска – где, с одной стороны, были сторонники Али, а с другой – его оппоненты во главе с Тальхой и Зубейром, к ним также примкнула Аиша, которая была верхом на верблюде (поэтому это сражение получило название Битва верблюда). Поначалу никто также не хотел кровопролития, все рассчитывали решить дело миром.

 

Али послал аль-Микдада ибн аль-Асвада и аль-Ка’ка’ ибн Амра, чтобы они поговорили с Тальхой и Зубайром. Они встретились и договорились о том, что не станут сражаться, и изложили друг другу свою точку зрения.

 

Тальха и Зубайр считали, что нельзя оставлять безнаказанными убийц Усмана, тогда как Али считал, что возмездие нужно отложить, потому что, если его осуществить сейчас, это принесет больше вреда, чем пользы. Он считал, что сначала все должно встать на свои места, и важнее добиться стабильности и спокойствия внутри государства. Таким образом, все считали, что убийц ’Усмана необходимо наказать, однако они разошлись во мнениях относительно того, когда это следует сделать. Сам Али (да будет доволен им Всевышний), разумеется, также не хотел, чтобы мусульмане убивали друг друга.

 

Сообщается, что перед битвой аз-Зубайр встретился с Али, и Али сказал ему: «Ты помнишь, что Посланник Аллаха сказал: «Ты будешь сражаться с Али, будучи притеснителем (то есть, будучи неправым)?» И Зубейр подтвердил, что он помнит об этом событии и отказался от участия в сражении.

 

Но, тем не менее, среди собравшихся были люди, которые начали подстрекать людей к сражению – в частности, в этом усердствовали сторонники человека по имени Абдуллах ибн Саба, который был рьяным сторонником Али (но исповедовал в отношении его крайние и ошибочные взгляды). Когда войско устроилось на ночлег, его сторонники, недовольные тем, что люди могут договориться мирно, захотели во что бы то ни стало расстроить достигнутое согласие. С этой целью ночью отряд сабаитов напал на войско Тальхи и Зубайра и, убив нескольких воинов, сбежал. Воины решили, что это войско Али предательски напало на них. Потом они проделали то же самое с войском Али, которое также решило, что войско Тальхи и Зубайра поступило вероломно, неожиданно напав на них, и к полудню разгорелось настоящее сражение.

 

Тальха и Зубейр, видя, что начинается кровопролитие, попытались остановить людей от убийства, но их усилия не увенчались успехом, более того, они оба были убиты одними из первых. Тальха начал кричать собравшимся: «О люди! Может, вы послушаете?!», но, конечно, его уже никто не хотел слушать.

 

Люди были уже ослеплены жаждой крови, жаждой убийства и не желали слушать разумных доводов. Недаром говорят, что когда фитна, смута, начинается, она выглядит очень привлекательно для всех – как красивая молодая женщина. Но через какое-то время – когда начинаются кровопролитие, взаимная ненависть и беспорядок, люди обнаруживают, что на самом деле она (фитна) похожа на уродливую старуху. Но обычно бывает уже поздно. Человек по имени Кааб ибн Сивар пытался встать между воюющими, держа в руках мусхаф Корана – чтобы они вспомнили о страхе перед Всевышним, о том, что Он запрещает единоверцам ненавидеть и убивать друг друга, но он также был убит.

 

В тот момент пришло время для Тальхи действительно стать мучеником. Мы помним, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) задолго до этого события начал называть его «живым шахидом», «шахидом, ходящим по земле». Стрела, выпущенная кем-то из противников, ранила его в колено. Рана вроде бы не была серьезной, но она повредила крупный кровеносный сосуд, так что он скончался от потери крови. Сейчас такие раны с успехом лечат, но в то время многие сподвижники погибли таким же образом – от сильной потери крови, которую не умели остановить.

 

Сам Тальха, когда увидел, что он ранен, воскликнул: «Бисмиллях! Это было предопределено и предрешено!», показывая таким образом свое смирение перед волей Всевышнего. К сожалению, многим из нас этого не хватает. Мы можем красиво рассуждать о терпении и смирении, сидя в мечети. Но реально оказавшись в тяжелой и сложной ситуации, впадаем в отчаяние, начинаем ругаться, проклинать кого-то и тому подобное.

 

Когда Али увидел, что Тальха убит, он впал в глубокую скорбь. После сражения, осматривая тела убитых, Али (да будет доволен им Всевышний) обнаружил тело Тальхи. Он опустился на землю, приподнял его тело, стряхнул землю с его лица и сказал:

 

«Тяжко для меня видеть тебя лежащим здесь, под звездами небесными, о Абу Мухаммад. Я возношу к Аллаху всю мою печаль и скорбь по тебе». Сказав это, Али заплакал и добавил: «Я хотел бы умереть за двадцать лет до этого!» (то есть, он жалел, что не умер раньше, чтобы не видеть этой трагедии – когда братья по вере будут убивать друг друга и будут погибать такие достойные люди).

 

Как мы выше написали, Тальха скончался в 36 году хиджры, ему было шестьдесят или шестьдесят лет с небольшим (примерно в том же самом возрасте, когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) покинул этот мир). Тальха был похоронен в Басре, в месте которое называется Кантарати Кира. Через какое-то время после его смерти, некий человек увидел его во сне. Тальха обратился к этому человеку с просьбой: «Поверните меня в моей могиле. Вода, вода мешает мне, причиняет мне неприятности». Этот человек сначала не предал значения этому сну, но он повторился три раза подряд. Тогда этот человек рассказал Ибн Аббасу (да будет доволен им Всевышний) про этот сон и про просьбу Тальхи. Они открыли его могилу и увидели, что действительно часть его тела, которая лежала на земле, была в воде – видимо, в том месте где-то близко проходили подземные воды. Они перевернули его таким образом, чтобы вода не касалась его.

 

Ибн Аббас и тот человек потом рассказывали, что тело Тальхи было совершенно нетронутым (за исключением той небольшой части, которая оказалась в воде). Ведь мы знаем, что тела мучеников за веру не подвержены тлению в могиле.

 

В Коране говорится, что они получают свой удел (ризк) – то есть, какое-то пропитание или нечто подобное, мы не знаем точно, что это:

 

 وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ

 

«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (Али Имран, 3:169).

 

К сожалению, как мы знаем, до нашего времени эта вражда между мусульманами – которая началась во времена Али, осталась до наших дней (когда кто-то обвиняет одних сподвижников и чрезмерно превозносит других).

 

Раньше мы уже рассказывали, что при жизни Саида ибн Мусейиба, выдающегося табиина, был человек, который имел обыкновение поносить Али, Тальху и Зубейра (что, надо отметить, было весьма странно – поскольку эти люди принадлежали в какой-то момент к противоположным партиям). Саад ибн Малик (Саад ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Всевышний) удерживал его, говоря – «перестань говорить дурно о моих братьях, перестань оскорблять их!» Наконец, когда Саад увидел, что этот человек не унимается, он совершил два ракаата намаза и сделал дуа, прося Аллаха наказать этого человека. В частности, он сказал: «О, Аллах, если в словах этого человека есть нечто, что доставляет Тебе неудовольствие, что гневит Тебя, то покажи это явно, прояви Свой гнев, чтобы для людей это стало знаком (и они воздерживались бы от подобных слов)». Через какое-то время в город ворвался взбесившийся верблюд, напал именно на этого человека, повалил его на землю и убил его. Люди, увидев такой явный ответ на дуа Саада, побежали к нему и рассказали ему о случившемся: «О, Абу Исхак, радуйся, твое дуа было принято!».

 

В 1973 году служба по делам вакфа (добровольных пожертвований на общественные нужды) в Ираке приняла решение построить мечеть рядом с местом погребения Тальхи в Басре. К сожалению, в 2006 году, во время военных действий кто-то заложил взрывчатку невдалеке от этого места, и эта мечеть была разрушена.

 

Теперь, мне хотелось бы сказать несколько слов о личности Тальхи.

 

Как мы уже упоминали выше, он был чрезвычайно богатым и очень щедрым человеком. Но то же самое можно было сказать и о других богатых сподвижниках – как Абдуррахман ибн Ауф, как Усман или Зубейр (да будет доволен ими Всевышний). В частности, биографы пишут про Абдуррахмана – что одной из причин его богатства являлась его щедрость. Есть некая закономерность – чем больше ты жертвуешь на какие-то благие цели, тем больше тебе Всевышний дает.

 

Я люблю заниматься садоводством и часто слушаю передачи для садоводов по радио. Кто-то может посчитать это чем-то скучным, но меня это занятие очень успокаивает и доставляет большое удовольствие. Так вот, недавно в этой передаче говорилось о том, что есть определенные виды деревьев и кустарников, которые особенно хорошо будут расти и приносить плоды, если их вовремя обрезать. Если их не обрезать, они просто разрастаются и все, но плодов не дадут. Таким же образом, если кран не открывать вовремя – когда в трубах накапливается вода, она просто разорвет трубу.

 

Богатство исходит от Всевышнего – если мы отдаем часть его время от времени, то мы даем возможность этим средствам течь от нас, тогда они будут притекать и в нашу сторону.

 

Так вот, биографы сообщают, что в иные периоды времени доход Тальхи достигал миллиона дирхамов (серебряных монет) ежедневно! У него было много источников дохода – была земля, которая давала урожай, он посылал торговые караваны в разные страны. Но он очень переживал, если эти деньги – которые ему привозили вечером, оставались у него в доме до утра, без того, чтобы он не раздал их на нужды бедных мусульман.

 

Так одна из его жен, дочь Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний), Умм Кульсум, рассказывала, что однажды ему прислали особенно большую сумму денег из Йемена – около пяти миллионов дирхамов! Вечером он никак не мог уснуть и ворочался на кровати. Жена спросила у него – почему он не спит? Он ответил, что ему тяжело уснуть, имея дома такие большие деньги. Она удивилась – так в чем же проблема, ведь среди мусульман столько нуждающихся людей, так что он имеет возможность помочь стольким людям. Услышав этот совет, Тальха обрадовался и похвалил жену: «Да вознаградит тебя Аллах за этот прекрасный совет! Ведь ты — дочь великого и благочестивого человека».

 

Когда Тальха раздал почти все деньги, Умм Кульсум спросила его, не осталось ли у него чего-то из этих денег для своей семьи. Тальха ответил ей: «Бери всё, что осталось». И оказалось, что остался один мешочек, в котором было около тысячи дирхамов.

 

Итак, как сообщается, доход Тальхи был огромным. Из Ирака ему привозили четыреста тысяч дирхамов, из другой местности под названием Сарат ему доставляли десять тысяч динаров (золотых монет). После его смерти его состояние насчитывало два миллиона двести тысяч дирхамов, а также двести тысяч золотых динаров. А когда оценили все земли, которыми он владел, оказалось, что их общая стоимость достигала тридцати миллионов дирхамов! Но он был знаменит не только своим богатством, но и щедростью, бескорыстием, доброжелательством.

 

Одна из его жен, Суада бинт Ауф, говорила, что его называли Тальха аль-Файяд – то есть, тот, от кого исходит благо. Однажды он за один лишь только день раздал в качестве садака сто тысяч дирхамов.

 

Во время битвы при Бадре, когда некоторое количество мусульман попало в плен, и за них требовали выкуп, Тальха заплатил выкуп за десять человек из мусульман. В другой раз рассказывается, что он продал свой сад стоимостью семьдесят тысяч дирхамов и раздал эти деньги как садака.

 

Он не оставлял никого из своего рода бану Тейм без помощи, если он нуждался. Тальха помогал неимущим должникам расплатиться с долгами. К примеру, Сухейбу ат-Тейми, одному из своих соплеменников, он дал тридцать тысяч дирхамов, чтобы он мог расплатиться с долгами.

 

После кончины Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) он поддерживал Аишу (да будет доволен ей Всевышний), посылая ей каждый год четыреста тысяч дирхамов.

 

В течение своей жизни Тальха был женат на девяти женщинах (иногда у него одновременно было четыре жены, иногда меньше). И что интересно – четыре из этих его девяти жен были сестрами супруг Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Одну из них, Умм Кульсум, которая была дочерью Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний), мы уже упоминали. Она была сестрой Аиши (да будет доволен ей Всевышний). Хамана бинт Джахш была сестрой другой супруги Пророка, Зейнаб бинт Джахш (да будет доволен ей Всевышний). Сария бинт Абу Суфьян была дочерью Абу Суфьяна, предводителя мекканских язычников, который впоследствии принял ислам – а также сестрой Умм Хабибы, еще одной из супруг Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). И наконец, Рукайя бинт Абу Умейя была сестрой Умм Салямы (да будет доволен ей Всевышний).

 

Мне кажется, здесь будет интересным привести историю еще одной из жен Тальхи, которую звали Умму Абан, она была дочерью Утбы ибн Рабиа. Она была сестрой Хинд, жены Абу Суфьяна, то есть, тетей по матери Муавии (да будет доволен им Всевышний). Она была женой Абана ибн Саида ибн аль-Аса. Этот человек погиб в сражении при Аджнадине, которое произошло при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Всевышний), уже после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). После того, как ее муж погиб, и эта женщина осталась вдовой, она вернулась в Медину, и тут же получила целых четыре брачных предложения от великих сподвижников, которые хотели таким образом поддержать эту женщину в ее тяжелом положении. Ей одновременно сделали предложение Умар, Али, Зубейр и Тальха (да будет доволен ими всеми Всевышний). В итоге она приняла предложение Тальхи и родила ему троих сыновей - Исхака, Якуба и Исмаиля.

 

Муса ибн Тальха, сын Тальхи, рассказывает об этом событии.

 

Умму Абан получила предложение от Умара, но отказала ему. Когда ее спросили, почему же она отказала такому великому человеку – который, тем более, вскоре стал халифом? Она ответила: «Он входит с силой, он уходит с силой (то есть, он человек очень решительный и суровый). Все его внимание сосредоточено на будущей жизни, на ахырате, что делает его небрежным ко всем мирским делам. Весь его взгляд устремлен на своего Господа». То есть, она как бы хотела похвалить его таким образом, но дала понять, что такой человек не для нее, жить с таким человеком было бы непросто.

 

Затем ей сделали предложение Али и Зубейр, но она также отказала им.

 

Когда наконец к ней пришел Тальха и посватался, она согласилась. Когда ее спрашивали о том, какой он муж, она говорила: «У него очень хороший характер. Когда он входит, он входит с улыбкой на лице, когда он уходит из дома, он уходит, улыбаясь. Когда я прошу его о чем-то, он не отказывает мне. Когда я молчу, он говорит со мной. Если я оказываю ему какую-то услугу, он всегда благодарит меня, когда я ошибаюсь, он прощает меня». Это говорит нам лишний раз о том, как следует вести себя мужу со своей женой.

 

Когда Тальха и эта женщина поженились, Али (да будет доволен им Всевышний), который был в некотором смятении от этой ситуации, пришел к нему и попросил у него разрешения поговорить с его женой. Тальха разрешил, и Али задал ей эти вопросы: «Ты действительно отказала Умару (да будет доволен им Всевышний), который уже стал тогда халифом, правителем мусульман? Ты также отказала Зубейру, который был двоюродным братом Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), сыном его тети?». Она ответила, что да, действительно, так и было. И наконец, сказал Али, ты отказала мне – который был таким близким другом и родственником Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), был воспитан в его доме, был ему как сын? Она сказала, что да, так уж получилось. Тогда Али воскликнул: «Ты вышла замуж за самого красивого из нас, а также за человека с самой открытой рукой – за самого щедрого!». То есть, он одобрил ее выбор. Это говорит нам, опять же, о том, что муж должен быть щедрым для своей жены, не должен скупиться в расходах на семью.

 

В частности, есть история о том, как Хинд, жена Абу Суфьяна (которая была сестрой этой женщины), однажды пришла к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) – уже после того, как она приняла ислам, и пожаловалась, что ее муж - скупой человек, он часто отказывает ей, если она просит у него денег для себя. И она спросила – может ли она взять у него деньги, если он не дает ей их сам, добровольно? И Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил, что да, она может – если он отказывает ей в соблюдении ее прав.

 

Так вот, мне кажется – но это уже мое предположение – эта женщина, сестра Хинд, зная об особенности ее мужа, искала себе в мужья человека, который бы не обладал такими недостатками, не был бы скупым. Поэтому она и выбрала Тальху, который был очень щедрым и не скупился – ни для близких, ни для остальных людей.

 

От всех жен, которые были у Тальхи в течение жизни, у него было одиннадцать сыновей и четыре дочери. Первого сына он назвал именем Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) – Мухаммад, остальные сыновья носили имена других пророков, такие как Имран, Муса, Якуб, Исмаиль, Исхак, Закария, Юсуф, Яхья, Иса, Салих. Если мы посмотрим, то окажется, что эти имена не были распространены среди сподвижников, современников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Уже позже они появляются среди табиинов – к примеру, мы встречаем их среди передатчиков хадисов.

 

Мы просим Всевышнего вдохновить нас не только этими словами, то есть, этой историей, но тем, как эти люди вели себя в жизни, как реагировали на какие-то события в своей жизни, их уровнем веры, их щедростью, их таваккулем, их баракятом, благословением и их уровнем в будущей жизни.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков