Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 115. Расизм недопустим в мусульманском обществе
Маджлис 115. Расизм недопустим в мусульманском обществе
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Многие из нас последние дни с ужасом наблюдали за беспорядк...
2 233
1 июля, 20

Маджлис 115. Расизм недопустим в мусульманском обществе

2 233
1 июля, 20
Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад…
 
В Священном Коране сказано:
 

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

 
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий (сура Худжурат, 49:13).
 
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья!
 
Многие из нас последние дни с ужасом наблюдали за беспорядками, происходящими в США на расовой почве. Горящие машины, разграбленные и разбитые магазины, агрессия и бунты против полиции, избитые и убитые люди – некоторые города выглядят так, как будто находятся в зоне военных действий, как будто по ним прокатилась война. Виной всему нерешенная проблема расизма – который может специально разжигаться в людях различными политическими силами в своих целях.
 
Для нас - как для мусульман, эти события должны стать поводом для серьезных размышлений. Мусульмане до сих страдают от проявлений расизма – в Мьянме, в Индии, в ЮАР и других частях мира. При этом мусульмане в других частях света сами могут проявлять расизм и национализм по отношению к людям из других народов. Особенно это опасно в случае расизма скрытого – о котором человек может сам не догадываться и не считать себя расистом и националистом. Сегодня мы поговорим именно об этом.
 
В мире есть люди, которые открыто заявляют о своей неприязни к человеку другого цвета кожи, другой внешности, они могут унижать и презирать этих людей, не считая это чем-то предосудительным и неправильным. Такие люди обычно пополняют ряды экстремистов и им подобных. Это явный, открытый расизм. Но поскольку в наше время такие вещи уже, к счастью, считаются предосудительными, многие скрывают свою неприязнь к тем, кто выглядит иначе – и еще хуже, могут не замечать этого за собой, считая, что с ними все в порядке.
 
Следует заметить, что многие стереотипы и предрассудки люди впитывают буквально с молоком матери и живут с ними всю жизнь, не замечая их, считая их чем-то нормальным и естественным. К примеру, недавно ко мне пришла женщина поговорить об исламе. Вопросы, в основном, строились вокруг положения женщины, отношений между мужем и женой в семье и подобных вещей. Многие вещи очень тяжело объяснить человеку, который вырос в другой системе ценностей, и то, что нормально для нас, может считаться странным и неприемлемым для них, и наоборот.
 
Другой случай произошел в Америке, где я работал имамом какое-то количество лет. Как-то раз к нам в мечеть пришел репортер из местной газеты, который хотел написать серию статей о жизни мусульман, о работе мечети, об исламе – поскольку это был маленький город, в нем была единственная мечеть, и люди почти ничего не знали об исламе, все их знания были ограничены телевидением, какими-то слухами и стереотипами. Потом он рассказывал, что когда он впервые пришел посмотреть, как мусульмане молятся – это была пятничная молитва, для него было настоящим открытием то, что мужчины и женщины молились отдельно. Он оказался в исключительно мужском обществе – где совсем не было женщин (ведь в христианских церквях люди молятся рядом, в одном помещении). Но потом – когда он провел среди нас какое-то время, он признавался, что стал смотреть на многие вещи иными глазами, он понял разумность такого порядка вещей – разделения мужчин и женщин, особенно молодых. И он написал в своих статьях, что такое устройство общества, как у мусульман, намного разумнее во многом, чем европейская или американская либеральная система, которая как бы не замечает отличий между мужчинами и женщинами, отсюда многие проблемы в обществе – как ранние сексуальные связи, подростковые беременности, внебрачные дети и тому подобное. Раньше он считал такое отделение мужчин от женщин какой-то дискриминацией, но потом понял разумность этого. Это опять пример стереотипов, предвзятых мнений – которые присутствуют у людей с самого детства, и поэтому считаются чем-то обычным, нормальным.
 
Так же обстоит дело и с расизмом. Многие люди впитывают его с детства и поэтому не замечают. Тем более это очень опасно. Вы этого не замечаете, но эти предрассудки влияют на то, как вы относитесь к людям, как вы истолковываете то, что происходит с вами, что происходит с вашими родными, друзьями, в обществе в целом.
 
Еще один пример. Я был знаком с человеком, который работал имамом в Европе или Америке, не помню, - в его мечети были люди как белые, так и темнокожие. Он был хорошим человеком, так что среди его друзей было много чернокожих мусульман из Африки, и мусульман из европейских народов, некоторые из них даже начали учиться его языку – он сам был родом из Индии. При этом в самой Индии также много темнокожих людей – но они выглядят иначе, чем африканцы, хотя могут иметь очень темную кожу (особенно это касается жителей Шри-Ланки – тамилов и иных народов). И вот один такой мусульманин был приглашен этим индийским имамом к нему на родину, в его родной город. И пока они ехали из аэропорта, он заговорил со своим учителем, со своим имамом о том, как вокруг много темнокожих – при этом, говорили они на местном языке, поскольку, как я сказал, этот мусульманин хорошо научился говорить на местном языке. И какой-то посторонний человек, услышав их беседу, был очень обижен такими высказываниями в его адрес (возможно, тот мусульманин не очень сдерживался в выражениях) – так что он не выдержал и сказал тому мусульманину-европейцу, что «возможно я темный снаружи, но такой же белый, как ты, изнутри». То есть, я ничем не хуже тебя, я такой же человек, как и ты. Так что как мы видим, иные люди сами не знают о себе, что они склонны к национальным и расовым предрассудкам, пока они не сталкиваются с какой-то ситуацией, которая это проявит.
 
Часто эти стереотипы насаждают людям откуда-то извне, искусственно – политики для своих целей допустим. И самая главная проблема таких стереотипов в том, что они склонны к обобщениям: «все люди – такой-то религии, национальности, - такие и такие». К примеру, один такой стереотип нам хорошо известен – что все мусульмане террористы. При том, что мы – как мусульмане – хорошо знаем, что большинство мусульман - вовсе не террористы, только какое-то меньшинство мусульман склонно к подобным действиям.
 
Приведу другой пример. В обществе мужчин распространены шутки о женщинах (равно как среди женщин – о мужчинах). Иногда эти шутки довольно обидны и самое главное – несправедливы. Что якобы все женщины любят поболтать, что они глупы, эмоциональны и т.д. Сейчас подобные шутки широко распространяются через социальные сети, WhatsApp и тому подобные вещи. Конечно, такие черты характера – как любовь к сплетням или к долгим разговорам – может быть характерна для какой-то части женщин, но далеко не для всех. И среди мужчин есть болтливые и чрезмерно эмоциональные люди. Сам я стараюсь по возможности воздерживаться от таких шуток, не распространяю картинки с этими надписями и т.д. Тем более, это было бы несправедливо с моей стороны, что среди женщин моей семьи никогда не было ничего подобного.
 
Некоторые стереотипы безобидны – но некоторые очень опасны, особенно те, которые порождают ненависть, неприязнь, презрение в сердцах людей. Это потом приводит к агрессии, к враждебности, к конфликтам и прочим вещам (как мы сейчас наблюдаем в США). И особенно это опасно, когда какие-то власть имущие люди подвержены таким предрассудкам. Если среди ваших знакомых заведется человек, склонный к национальным предрассудкам, вы можете избегать его и не общаться с ним. Но если такое мнение будет насаждаться в обществе через политику государства, через прессу и тому подобные вещи, вы уже не сможете так легко от этого отмахнуться.
 
Недавно я общался с одним врачом – здесь, в Великобритании. Он родом из штата Ассам в Индии. Так он рассказал мне, что еще несколько лет назад в его родном городе не было никаких проблем между мусульманами и индусами, у них были прекрасные отношения. Но к власти в их штате пришла политическая партия, которая стала разжигать в людях эту ненависть. И теперь у них в городе огромное количество проблем на национальной и религиозной почве.
 
Такая ненависть между людьми начинается с малого, с какого-то неосторожного слова, с косого взгляда, но потом может перерасти в агрессию, вооруженный конфликт и прочие опасные вещи. Как это часто происходит – берутся для примера какие-то неблаговидные поступки, совершенные человеком из какого-то народа или религии, а потом это переносится на всех людей этого же народа. Что все чернокожие - бандиты, все мусульмане - террористы и тому подобное.
 
Мы это часто наблюдаем в семьях. Когда родителям девушки не нравится ее муж (или родителям мужа не нравится его жена), они начинают подмечать какие-то странные или не очень правильные поступки (с их точки зрения), которые их невестка или их зять совершают. Сами муж и жена могут не обращать внимания на это, но их родные все подмечают и потом преувеличивают и пересказывают им: посмотри, какая твоя жена неряха, как она плохо готовит, плохо убирает, о тебе не заботится (твой муж мало зарабатывает, совсем тебя не любит и не уважает). Через какое-то время сами эти супруги начинают подмечать недостатки другого – что, может быть, родители правы, мой супруг или супруга в самом деле плохи? Если вовремя не остановить это, то такие вещи рано или поздно приведут к распаду семьи.
 
Подобные вещи могут происходить в рабочем коллективе – когда один сплетник, злой человек начинает рассказывать коллегам какие-то дурные вещи друг о друге. Политики разжигают страсти в обществе, чтобы завоевать голоса своих избирателей – особенно часто это делается в отношении какого-то меньшинства (национального или религиозного): «эти люди живут среди нас, но они на нас не похожи, они какие-то странные, у них свои нравы или обычаи, это может быть вредно и опасно для нас». В Южной Африке или США в свое время это отношение к чернокожим привело к расовой дискриминации и апартеиду. Оглядываясь назад, люди понимают, что это было плохо, но в то время большинство граждан государства считали, что это нормально, они привыкли к такому отношению к чернокожим, когда с этими людьми нельзя было сидеть за одним столом, лечиться в одной больнице, ездить в одном транспорте и прочее.
 
Если взять психологический или духовный аспект этой проблемы – почему люди приобретают национальные или расовые предрассудки, даже если все люди вокруг них разделяют эти убеждения, тем не менее, почему они сами проникаются этими взглядами?
 
Во-первых, потому, что люди не привыкли задумываться, они привыкли к простому объяснению вещей. Среди чернокожих есть преступники, значит, они все преступники. И т.д. Второй момент – людям не хватает жалости или терпимости друг ко другу, доброты или уважения. Потом люди невежественные и необразованные привыкли бояться и избегать всех, кто не похож на них. Человек иначе выглядит, говорит на другом языке, чем-то на нас не похож – и мы склонны думать, что наверное, он может быть опасен для нас, и прочее. И наоборот, если человек открыт, образован – знает, что на свете живут люди разных народов и религий, если он дружелюбен и терпим, он не станет расистом, даже если все вокруг него будут разделять такие предрассудки.
 
Расизм и национализм плохи еще тем, что конкретно такой-то человек – которого мы избегаем и презираем, ничего нам плохого не сделал, ничем нас не обидел, однако, мы заранее проникаемся к нему неприязнью. Мы заранее смотрим «через черные очки» на какую-то группу людей.
 
Про такую беспричинную неприязнь – как излечиться от нее – я как-то читал в книге имама Шаарани. Был такой большой ученый и праведник в Египте, он жил несколько сот лет назад. У него есть книга под названием «Адабу с-сухба» - Этика общения, как быть хорошим товарищем или компаньоном (так примерно можно перевести слово «сухба», отсюда слово «сахиб» - сподвижник, соратник). Он много пишет, как правильно вести себя в обществе, как не нарушить права кого-то из людей, которые нас окружают (с кем мы работаем, живем рядом – с соседями, родными и пр.).
 
Имам Шаарани отдельно упоминает такую беспричинную неприязнь между людьми – когда мы вроде бы без явных причин проникаемся нелюбовью к кому-то из людей, живущих рядом. Может быть, у него какие-то неприятные для нас манеры – он громко говорит, одевается в некрасивую (по нашему мнению) одежду, часто сморкается или кашляет, и т.п. При этом он ничем нас не обидел, ничего плохого нам сделал – это может быть нормальный, порядочный человек. Но почему-то он нас раздражает – нам неприятно его видеть, общаться с ним (особенно, если нам приходится поневоле сталкиваться с ним). Так что же делать в таком случае? Особенно если этот человек – мусульманин, то верующий не должен ненавидеть верующего (и даже если нет, он может быть нашим родственником, соседом, коллегой – который тоже имеет все права на наше хорошее отношение).
 
Имам Шаарани предлагает сделать несколько вещей. Во-первых, делайте дуа Аллаху за этого человека – просите для него благополучия, разных благ, желайте ему добра или наставления. Также просите Всевышнего убрать из вашего сердца ненависть к нему и заменить ее на дружелюбие и любовь к нему. Следующий момент – постарайтесь установить с ним хорошие отношения: каждый раз интересуйтесь его делами, оказывайте ему, по возможности, мелкие услуги, если это уместно – делайте ему небольшие подарки (ведь в хадисе говорится, что подарки рождают любовь и хорошие отношения между людьми). И таким образом вы постепенно начнете проникаться к этому человеку хорошими чувствами – ведь мы, люди, так устроены, что если мы делаем какому-то человеку добро, мы начинаем любить его и ценить.
 
Такой же рецепт можно применить для людей другой национальности, против которых у вас есть какое-то предубеждение (особенно, если это ваши единоверцы, мусульмане). Делайте человеку что-то хорошее, интересуйте его делами, - разумеется, прося Всевышнего убрать из вашего сердца неприязнь к нему, и со временем, иншаАллах, вы сумеете излечиться от этого порока.
 
Надо отметить, что неприязненное отношение к чернокожим людям со стороны белых людей существует до сих пор во многих местах. Несмотря на то, что такие формы дискриминации как рабство или расовая сегрегация (отделение белых от черных) уже отменены в большинстве государств, расизм продолжает быть актуальной проблемой. Чернокожие люди – даже если они являются большинством в какое-то стране и вроде бы никак не страдают от угнетения и расизма, привыкают с детства смотреть на темный цвет кожи как на что-то плохое и неправильное. Поэтому в этих странах очень распространены различные способы осветления кожи.
 
Несколько лет назад – примерно два с половиной года назад – я был на Шри-Ланке. Сразу бросается в глаза, что по всему городу развешаны рекламные щиты с предложением купить различные косметические средства для осветления кожи. То есть, производители косметики, бизнесмены уловили это желание людей быть белыми и зарабатывают на ней. Хотя лично мне большинство окружающих людей – и мужчин, и женщин – казалось очень красивыми, сами они не считали, что их красота – именно в темной коже, они не умели ценить то, как они были сотворены Всевышним, и желали стать как можно светлее. Я спрашивал людей, с которыми общался, с которыми вместе жил – зачем вам это нужно, ведь в вашей стране большинство темнокожих, белых людей здесь ничтожное количество, почему же вы стараетесь им подражать? Ответ был очевиден – им с детства внушили, что самый лучший цвет кожи – это именно светлый, белый, что черная кожа – это признак чего-то низкого и некрасивого (имейте в виду, что в Индии – и на Шри-Ланке, где также живут выходцы из Индии, цвет кожи еще недавно был связан с кастовым делением. Чем выше каста – тем светлее была у человека кожа, и наоборот).
 
Особенно в этом усердствуют женщины, поскольку светлокожие женщины пользуются гораздо большим успехом у мужчин, так что если ты осветлишь кожу, ты сможешь удачно выйти замуж. Но и мужчины не отстают. Меня поселили в одной семье, где в мужской части дома – особенно, в ванной, стояло множество разных флаконов и коробочек с химическими веществами, косметикой, для осветления кожи. Хозяева объяснили, что их дети и младшие члены семьи пользуются всем этим, поскольку светлая кожа пользуется успехом у девушек.
 
Все это происходит потому, что большинство людей мира считает, что черная кожа – это что-то такое очень неприятное, это признак низкого происхождения или какого-то негатива. Так что люди не жалеют денег – и более того, не жалеют здоровья (все эти химические вещества далеко не безвредны), чтобы исправить такое положение вещей.
 
Я читал об одном эксперименте, который провела учительница в одном из американских штатов (сейчас не помню, где это было). Она хотела показать, что все эти мнения о превосходстве белых над черными – условны и происходят от неправильного воспитания и искаженного взгляда на вещи.
 
Так вот, эта учительница придумала такой прием. Одну или две недели она усердно рассказывала ученикам, как красив светлый цвет кожи, показывала портреты известных художников с изображением светлокожих и светловолосых людей, приводила цитаты писателей и поэтов, которые воспевали блондинов и белокожих. Также она перечисляла все великое и полезное, что совершили в истории люди европейской внешности с белой кожей. После недели такого эксперимента светлокожие ученики стали пренебрежительно смотреть на чернокожих, считать себя выше них только потому, что они выглядят иначе (а не лучше учатся или что-то подобное). Чернокожие, наоборот, чувствовали себя униженными, стали считать себя действительно кем-то недостойным, людьми второго сорта – это отразилось и на их учебе, они хуже стали успевать, плохо готовить домашние задания.
 
Через неделю все поменялось. Учительница начала всячески превозносить темнокожих людей. Она рассказывала о красоте жителей Африки, о том, как изображали художники или писатели темнокожих людей. О том, каких успехов эти люди достигают в искусстве или в спорте, перечисляла всех известных чернокожих людей.
 
Здесь скажу в скобках – уже от себя, что в исламской истории был такой человек по имени Манса Муса, основатель города Тимбукту в государстве Мали. Он считается одним из самых богатых людей во всей истории (он жил в 14 веке н.э.). В своем государстве он строил мечети – так, он пригласил архитектора из Андалусии (арабской Испании), чтобы он построил ему центральную мечеть города, которая сохранилась до наших дней. Он также поощрял науки и искусства – так, он основал в своей столице университет и приглашал туда ученых и художников со всего мусульманского мира. Рассказывают, что когда он приехал в хадж, он буквально осыпал всех людей золотом – настолько он был богатым и щедрым человеком.
 
Так вот, после недели этого превозношения черных над белыми поведение учеников изменилось. Чернокожие, наоборот, подняли головы и стали смотреть на белых свысока, успеваемость их резко возросла. Те же, наоборот, почувствовали себя униженными и слабыми, стали хуже учиться, меньше стараться на занятиях.
 
Таким образом эта учительница хотела показать, что подобные стереотипы, предвзятые мнения условны, что они основаны не на каких-то реальных преимуществах белых над черными или, наоборот, черных над белыми, это все людям внушается с детства и происходит из невежества и отсутствия знаний о мире. Более того, если человеку с детства внушать, что он – существо второго сорта только потому, что он имеет какую-то не такую внешность, он будет действительно смотреть на себя таким образом, не добьется заметных успехов в жизни (к чему стараться, раз я все равно хуже других).
 
Надо сказать, что под расизмом мы здесь понимаем любую дискриминацию людей вследствие их внешности, цвета кожи, происхождения и национальности. Такое мировоззрение исходит из убеждения, что люди не равны изначально, что какая-то группа людей имеет больше прав, чем другая (вследствие происхождения или внешних данных, мировоззрения и пр.), поэтому такие взгляды отражались на политике государства в виде законов, отделяющих людей друг от друга (когда люди такой-то национальности или внешности не могли рассчитывать на хорошую работу, хорошее образование, качественное медицинское обслуживание). Чем опасна такая политика – помимо внешней несправедливости, - тем, что порождает в людях высокомерие и заносчивость – которые и так свойственны большинству людей, но здесь они становятся повсеместно распространенными и общепринятыми. Человек с «правильной» внешностью или «правильного» происхождения с детства привыкает смотреть свысока на человека «неправильной» внешности или происхождения, хотя на самом деле тот может превосходить его по способностям, талантам, характеру и прочее.
 
Такой политики – в явном виде мы не наблюдаем в большинстве государств – но следы ее в душах людей проявляются до сих пор. Кому не знакомо такое явление, что в Великобритании, допустим, при составлении резюме выходцы из Африки или из Азии искажают свое имя на европейское, чтобы скрыть свое происхождение. Поскольку человек боится, что к нему будут хуже относиться только вследствие того, что он носит арабское или индийское имя (и такое действительно до сих пор существует).
 
Если мы заглянем в историю, то самый яркий пример расизма – это германский нацизм, который породил Холокост, массовые акции по уничтожению разных народов. Все это проводилось с позиции превосходства арийской расы над всеми остальными. Или взять массовую резню в Руанде (африканское государство), где в 1994 году произошли национальные столкновения народов хуту и тутси (в результате чего погибло около полумиллиона человек). Примерно в то же время происходили столкновения на этнической почве в бывшей Югославии – где сербы убивали боснийских мусульман (или, наоборот, албанцы выступали против сербов) и т.д. Еще раньше происходили колониальные войны и геноцид европейских держав против народов Америки, Африки и Азии.
 
В наше время такие столкновения на национальной почве происходят в Мьянме, где безжалостно уничтожается народ рохинья только за то, что они отличаются от местного национального большинства. Поэтому так опасны любые национальные и расовые предрассудки, что они могут привести к вооруженным конфликтам, массовым убийствам, войнам и прочим трагическим вещам.
 
Так старайтесь не задевать достоинство других народов даже в виде шутки – когда вам кажется, что это какая-то безобидная вещь, но для других людей это может быть очень болезненно. Я до сих пор помню одно событие, которое произошло около 25 лет назад, я был совсем юным тогда. Мы – несколько молодых мусульман – сидели вместе и общались. Все были индийцами и один молодой человек был новообращенным африканцем. Поскольку все были более-менее темнокожими, кто-то рассказал какую-то шутку или подшутил над черным цветом кожи, над темнокожими людьми. Ему казалось, что это какая-то безобидная вещь – тем более, он сам был темнокожим. Но другой парень, постарше, тут же мягко остановил его и сказал: «Никогда не говори такого даже в шутку, поскольку люди могут подумать, что ты ставишь чернокожих ниже остальных людей, хочешь унизить их».
 
Проблема таких шуток в том, что люди обычно считают их безобидными – что тут особенного, просто невинная шутка? Но кто-то может серьезно обидеться, и это приведет к конфликтам и ссорам.
Надо сказать, что эта история произвела серьезное впечатление на того парня, который хотел таким образом пошутить. Он стал очень серьезно обдумывать свои слова, поскольку он понял, что, оказывается, в нем самом так глубоко укоренены национальные предрассудки, что он сам даже этого не замечает.
 
Так что нам также следует быть очень внимательными к тому, о чем мы говорим, даже если мы шутим. Кто-то, возможно, не обратит внимание на какую-то шутку, но для кого-то это будет очень болезненным, так что окажется, что мы обидим человека, даже не осознавая этого. А обижать другого человека, особенно своего единоверца, очень опасно – ведь Всевышний услышит его дуа против тебя – как дуа угнетенного, и это может принести тебе много вреда. И в Судный день этот человек может припомнить нам боль, которую мы ему причинили вроде бы безобидными шутками, и забрать у нас что-то из наших благих дел.
Сейчас мне хотелось бы – напоследок – обратиться к словам Корана и историям из жизни Пророка (мир ему), которые будут здесь очень уместными.
 
В одном месте Корана говорится:
 

ولقد كرمنا بني آدم وحملناهم في البر والبحر ورزقناهم من الطيبات وفضلناهم على كثير ممن خلقنا

 
«Мы почтили детей Адама и носили их на суше и на море, и уделили им блага, и оказали им преимущество пред многими, которых создали» (Сура Аль-Исра 17:70).
 
Всевышний говорит, что Он почтил, возвысил детей Адама. А кто такие дети Адама – это все люди. И черные, и белые. Разве чернокожие люди – это не дети Адама? Про Адама говорится, что он был создан из земли, из почвы земли.
 
Есть предание, где рассказывается, что когда Всевышний создавал Адама, Он велел ангелам принести Ему по горсти земной почвы из разных концов земли, чтобы в каждом человеке была частица земли с разных ее концов. От Адама произошел Ной (Нух), у которого было три сына, как известно, от которых и произошло современное человечество. От одного сына произошли африканские народы, от другого – европейцы и азиаты, от третьего – семитские народы. Все мы, таким образом, происходим от общих предков, от Адама, который был создан из земли.
 
В начале нашей беседы я прочитал отрывок из суры «Худжурат» - она как раз очень уместна к нашей беседе. Она называется еще «суратуль-ахляки валь-адаб» - сура благого нрава и хорошего поведения. Там много внимания уделяется правильному поведению верующих и тому, как они должны вести себя в отношении своих братьев по вере.
 
В десятом аяте говорится:
 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

 
Инна муъминуна ихва
 
Поистине, верующие – братья.
 
Все люди – братья, если уж говорить начистоту, поскольку все произошли от Адама.
 
И чтобы это братство не было разрушено, чтобы не возникало конфликтов между братьями по вере, далее приводятся некоторые правила поведения в общине верующих:
 

ا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَومٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ

 
Пусть одна группа верующих не насмехается над другой – ведь, возможно, те лучше них.
 
Это касается как раз нашей темы – когда кто-то из верующих людей начинает смеяться или подшучивать над темнокожими мусульманами, допустим, или мусульманами из другого народа. В суре говорится, что такого делать нельзя – откуда мы знаем, возможно, та группа, та община – над которой ты смеешься, лучше тебя в богобоязненности или иных качествах? В следующем (11-м) аяте говорится:
 

لَا نِسَاء مِّن نِّسَاء عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الاِسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

 
И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.
 
То есть, такое поведение не должно быть присуще ни мужчинам, ни женщинам.
 
Далее перечисляются еще некоторые вещи, которые вносят раздор и обиды в общину верующих:
 
ا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْ
 
О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом.
 
То есть, не торопитесь выносить какие-то суждения относительно поступков человека, не торопитесь с осуждением, с порицанием других, не предполагайте чего-то плохого о людях – если точно не уверены, почему человек сделал то или иное.
 
Далее верующих предупреждают от опасности злословия и сплетен. В суре приводится очень яркий пример – почему злословие должно быть ненавистно верующим. 12-ый аят:
 

لَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ

 
Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.
 
И наконец, в следующем (13-м) аяте как бы подводится итог – почему люди должны сохранять братские отношения и хорошо друг ко другу относиться. Обращение идет здесь не как в предыдущих аятах – к людям верующим: «о те, которые уверовали…», а ко всем людям – «о люди…»:
 

ا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

 
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий.
 
Все люди были созданы от мужчины и женщины (кроме самого Адама). Всевышний подчеркивает, что Он специально создал людей разными – разного цвета кожи, разных национальностей, со своим языком, обычаями, поведением, стилем одежды или поведения.
 
Можно спросить – почему бы не создать всех людей одинаковыми, ведь это сразу бы уменьшило бы напряженность между людьми разных народов? Во-первых, напряженность это наверняка бы не уменьшило, поскольку это все исходит из дурного начала в человеке. Даже если бы люди были абсолютно одинаковыми, они нашли бы из-за чего ссориться и враждовать. И второй момент, этот факт – что мы все уникальны (вплоть до отпечатков пальцев, которые у каждого человека уникальны и индивидуальны, как известно) дает людям стимул общаться друг с другом и познавать друг друга. Мы учимся таким образом уважению к особенностям другого человека, учимся уважать чужие обычаи.
 
К примеру, я знаю, что люди из некоторых арабских стран избегают есть слишком горячую еду. Если я буду знать это, то когда я приглашаю к себе в гости человека из этой страны, я заранее приготовлю еду, чтобы она успела остыть до его прихода и была бы ему приятной. Потому что я знаю – если я приеду в гости к этим людям, то они также постараются учесть какие-то особенности моих национальных привычек и сделать мне приятное. Если же люди не пытаются узнать что-то друг о друге, это приводит к обидам и недоразумениям. К примеру, я не знал о том, что какие-то люди не могут есть слишком горячую пищу. И когда такой человек не ест ничего у меня в гостях, я буду обижаться на него – считая, что он не уважает меня, не хочет сделать мне приятное.
 
Однажды, когда я был в хадже, я зашел в небольшой магазин за какими-то продуктами. Пока я выбирал, что купить, я разговорился с владельцем магазина и спросил его между прочим – откуда он приехал? Поскольку я видел, что он не похож на местных жителей. Сначала он не хотел мне этого говорить – отвечая, что он просто мусульманин (так часто отвечают, когда не хотят говорить на эту тему – возможно, боясь насмешек или осуждения). Но я стал перебирать разные страны, где я был – может быть, ты из этой страны или из этой? И наконец он сказал мне, что он из Мавритании (государство в Западной Африке). Я как-то был в этой стране, и мне очень понравились ее жители. Так что я так и сказал этому человеку – какая это замечательная страна, какие хорошие люди там живут. И пока я это говорил, его лицо все больше расплывалось в улыбке, и наконец, когда я выбрал все свои покупки, он сказал мне – не нужно платить, забирай это бесплатно.
 
Как видите, такое различие между людьми может служить не для разделения – когда мы начинаем беспричинно превозноситься над людьми, которые отличаются от нас (хотя, возможно, они лучше нас в чем-то), но для того, чтобы мы могли сделать что-то приятное друг другу, сказать что-то хорошее о другом народе, о которым мы узнали, о стране, где мы побывали.
 
И под конец – когда у нас еще осталось немного времени, я хотел бы напомнить вам историю Биляля (да будет доволен им Всевышний). Мы знаем, что он был одним из немногих чернокожих сподвижников, который – до ислама – был рабом очень жестокого хозяина. И пока Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний) не выкупил его из рабства, он перенес много страданий из-за своей веры. Мы читали, что его хозяин, когда узнал, что он принял ислам, велел положить ему на грудь камень и оставить его лежать под солнцем, в самое жаркое время дня, требуя, чтобы он отказался от своей веры. Но Биляль все это выдержал – повторяя: «Ахад, Ахад» (имея в виду, что Аллах един). Потом Абу Бакр выкупил его из рабства.
 
В Медине было два муаззина – и они оба отличались от всех остальных. Один – Абдуллах ибн Умм Мактум был слепым человеком (как мы знаем, по его поводу была ниспослана сура «Абаса»). А второй – Биляль – был одним из немногих чернокожих мусульман.
 
Как мы знаем, за несколько лет до кончины Пророка (мир ему и благословение) мусульмане вошли в Мекку, освободили ее. И Пророк, когда вошел в город, то направился к Каабе. С ним были – наверное, это не случайно, - был именно Биляль и еще один сподвижник, Усман ибн Тальха. У семьи этого сподвижника – был такой род Бану Шейба - находились ключи от Каабы, они владели ключами от Каабы. И почти все они в то время были еще неверующими. Так что когда Пророк попросил Усмана принести ему ключи от Каабы, его мать долго не хотела давать их. Но потом ей все-таки пришлось уступить – поскольку мусульмане победили, вошли в город как победители. Вы можете себе представить – что Билялю досталась такая честь, первым после Пророка (мир ему и благословение) войти в ворота Каабы.
 
Мы не знаем, почему так случилось – возможно, Пророк хотел таким образом оказать ему почести, поскольку в этом же городе, почти на этом месте он претерпел страдания ради своей веры. У всех сподвижников были семьи, они были связаны кровными узами друг с другом, только Биляль среди них чужим, так что он, наверняка, чувствовал время от времени это одиночество, что у него не было родных среди сподвижников. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) особенно выделял его среди других и особенно любил его. Поэтому ему была доверена высокая миссия провозглашения азана. И наверное, поэтому его одним из первых допустили войти в Каабу.
 
Как раз настало время молитвы – и люди думали, где же Пророк будет молиться? Из Каабы перед этим убрали всех идолов, и Пророк (мир ему и благословение) велел Билялю подняться на крышу Каабы, чтобы оттуда провозгласить азан. В Мекке тогда еще не было мечетей, как сейчас. В центре города было открытое место, где стояла Кааба, а вокруг были дома ее жителей. Так чтобы провозгласить азан, нужно было подняться на какое-то возвышение, которым и была сама Кааба.
 
Вокруг столпились люди, чтобы посмотреть, как Пророк и его сподвижники будут молиться. Пришли самые знатные люди в Мекке – как Аттаб ибн Асид, Харис ибн Хишам, дочка Абу Джахля, которые тогда еще не были верующими. Мы знаем, что войдя в Мекку, Пророк (мир ему и благословение) сказал людям, что они свободны, он велел не причинять никому вреда. И когда Биляль поднялся на крышу Каабы, чтобы прочесть азан, Аттаб сказал: «Я благодарю Аллаха за то, что Он позволил моему отцу уйти раньше, чем это случилось». То есть, он радовался, что его отец не видит этого позора, этого безобразия (по его представлениям), когда бывший чернокожий раб взбирается на крышу Каабы, чтобы оттуда провозгласить призыв к молитве. Вот о каком расизме я вам говорил ранее – о таком, который буквально впитался, въелся в души людей, так что они считали совершенно естественным смотреть сверху вниз на чернокожих, к примеру. Если бы это сделал какой-то еще мусульманин, они бы так не возмущались, их смутил тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) поручил это сделать именно Билялю.
 
Другой человек из мекканской знати – Харрис ибн Хишам, слыша азан, сказал: «Если бы я верил, что это правда, я бы последовал за ними (мусульманами), последовал их примеру (стал бы молиться вместе с ними»). Но Абу Суфьян, который также был здесь, сказал: «Я ничего не буду говорить по этому поводу, поскольку, если я скажу что-то против (мусульман), эти камни будут свидетельствовать против меня» (поскольку они были свидетелями многих чудес Пророка, его проповедей, которые начались именно рядом с Каабой). Когда Пророк окончил молиться, он подошел к ним и сказал – я знаю, что вы все только что говорили. И они воскликнули – «ты не можешь быть никем иным, кроме как Посланником Аллаха!»
 
Есть другая история – что однажды Абу Суфьян, Аббас и еще какие-то люди (из знатных людей Мекки) сидели вместе с такими сподвижниками - как Биляль, которых бы они раньше презирали (бывшими рабами, простыми людьми из народа). И Абу Суфьян, который тогда уже стал мусульманином, отметил – что надо же, эти люди, которых мы раньше презирали, занимают теперь более высокое положение, чем мы. На что Аббас заметил – это справедливо, ведь они приняли ислам гораздо раньше нас и поэтому сделали для него намного больше.
 
Итак, я сейчас заканчиваю. Как мы понимаем, расизм и национализм совершенно недопустимы для мусульман. Поэтому мы должны следить за собой, чтобы не позволять себе никаких насмешек, шуток, анекдотов, где бы высмеивались люди из других народов – пусть нам кажется, что это совершенно невинные вещи. Почаще обращайтесь к суре Худжурат – в которой описано, как верующие должны относиться друг ко другу. Как мы помним, после слов, что Аллах создал нас народами и племенами, сказано, что «самый лучший среди людей – это самый богобоязненный».
 
Пусть Всевышний очистит наше сердце от любых проявлений национализма и расизма, нетерпимости и неуважения к другим людям, и даст нам подлинную богобоязненность для этого.
 
Особенно важно не допускать каких-то проявлений неприязни или нетерпимости в отношении новообращенных мусульман – белых или черных, все равно. Такие люди, приходя в мечети, часто чувствуют, что им не рады, что люди здесь говорят на каких-то языках, которых они не знают, здесь свои порядки и обычаи, которым их не научили. Поэтому им может быть неуютно. Старайтесь, чтобы они как можно скорее почувствовали бы себя среди нас как дома. Не говорите на языках, которых они не понимают, не шепчитесь и не переговаривайтесь за их спиной – ведь в хадисе сказано, что «пусть двое верующих не шепчутся в присутствии третьего» (поскольку он может подумать, что они говорят о нем что-то нехорошее).
 
Мы просим Всевышнего о помощи, просим Его о содействии – пусть беспорядки в Америке как можно скорее прекратятся, люди перестанут обижать друг друга, причинять друг другу вред и разные несчастья на национальной или расовой почве. И хвала Аллаху, Господу миров!
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков