Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 129. Саид ибн Зейд – один из десяти, обрадованных Раем
Маджлис 129. Саид ибн Зейд – один из десяти, обрадованных Раем
Многим из нас мало что говорит имя Саида ибн Зейда (да будет доволен им Всевышний) – хотя это один и...
9 670
9 декабря, 20

Маджлис 129. Саид ибн Зейд – один из десяти, обрадованных Раем

9 670
9 декабря, 20
Многим из нас мало что говорит имя Саида ибн Зейда (да будет доволен им Всевышний) – хотя это один из ашара мубашара, десяти сподвижников, обрадованных Раем при жизни. Тем не менее, он был родственником самого Умара ибн аль-Хаттаба (Саид был женат на его сестре Фатиме). Именно в их доме Умар (да будет доволен им Всевышний) услышал чтение Корана и принял судьбоносное решение о принятии ислама.

 

 

Альхамдулилляхи Раббиль-алямин.

Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.

Амма баад…

 

Мы продолжаем рассказ о десяти сподвижниках, обрадованных Раем – так называемых ашара мубашара. Как мы помним, о них говорится в Коране:

 

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

 

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (сура ат-Тауба, 9:100).

 

 Мы помним, что есть хадис, который упоминает имена этих десяти сахабов:

 

«Абу Бакр в Раю, Умар в Раю, Усман в Раю, Али в Раю, Тальха ибн Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-Аввам в Раю, Абдур-Рахман ибн Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Ваккас в Раю, Саид ибн Зейд. в Раю и Абу Убайда ибн аль-Джаррах в Раю» (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

 

Мы уже говорили о трех сподвижниках из числа этих десяти – про Абдуррахмана ибн Ауфа, Саада ибн Абу Ваккаса и Тальху ибн Убайдуллаха. К сожалению, Саид, наверное, наименее известный сподвижник из всего этого списка – далее мы постараемся объяснить, почему это было так. Остальных мы знаем гораздо лучше.

 

Говоря об этом замечательном человеке, нельзя не упомянуть о том, из какой семьи он происходил. Его отец, Зейд, был из числа тех, кого принято называть ханифами – людьми, которые еще до прихода ислама, отказались от идолопоклонства своих предков и поклонялись только Единому Богу – так, как это делал Ибрахим (мир ему). Среди них был также Варака ибн Нуфайль, про которого нам известно из истории о ниспослании пророчества Мухаммаду (мир ему и благословение). Именно к нему Хадиджа (да будет доволен ей Всевышний) привела своего супруга, когда они были в растерянности и не знали, как объяснить чудесное явление, которое ему было открыто.

 

Рассказывают, что однажды Зейд сидел рядом с Каабой – в один из праздников, когда огромное количество людей – мужчин, женщин и детей, собралось из разных концов Аравии на очередное паломничество. Все они были в ярких нарядных одеждах, также по случаю праздника совершалось обильное жертвоприношение, множество разнообразных животных приносилось в жертву идолам, которых эти люди считали богами. Зейд, глядя на это, наконец, не выдержал и сказал своим соплеменникам:

 

- О, люди! Этих животных создал Всевышний, Он также послал им дождь с небес, чтобы они могли утолять свою жажду. Из земли Он произрастил траву, чтобы эти животные могли насытиться. И после всего этого вы приносите этих животных в жертву не Аллаху, а каким-то ложным божествам, которые ни на что не способны, не могут не ответить, ни помочь вам!

 

Передается, что в это время к нему подошел его родственник Хаттаб, отец Умара (да будет доволен им Аллах), ударил его и сказал:

 

- Пропади ты пропадом! Наше терпение иссякло слушать эту глупость!

 

К сожалению, Зейд скончался до того, как Мухаммаду (мир ему и благословение) было ниспослано пророчество. Тем не менее, Саид вырос в семье очень благочестивого человека, который очень рано понял всю ошибочность идолопоклонства и никогда в нем не участвовал. Эта верность истине обходилась ему недешево – как мы упомянули выше, отец Умара, Хаттаб, один из предводителей курайшитов, очень агрессивно относился ко всякому, кто оставлял веру своих отцов, и поэтому он причинял Зейду множество неприятностей.

 

Сам Саид был тринадцатым по счету человеком из принявших ислам – это было еще до того, как верующие стали собираться в Даруль-Аркам, в доме юноши по имени Аркам для чтения Корана.

Как и остальные курайшиты, Саид был дальним родственником Пророка (мир ему и благословение). Его родословная выглядит следующим образом: Саид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфайль ибн ‘Абд аль-‘Узза ибн Зиях ибн ‘Абдуллах ибн Курт ибн Ризах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Луай.

 

Как мы видим, Ка‘б ибн Луай был общим предком его и Мухаммада (мир ему и благословение), хотя они принадлежали к различным кланам, различным семьям.

 

Как мы упомянули выше, Саид также был родственником Умара ибн аль-Хаттаба, чьим общим предком был Нуфайль. Полным именем Умара было: Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль.

 

Тут еще следует упомянуть такой интересный момент. ‘Амр был старшим сыном Нуфайля, и поэтому, после смерти отца – по обычаям джахилии, должен был принять в наследство не только имущество отца, но и его жен (кроме своей матери) – то есть, должен был жениться на своих мачехах. Одной из жен ‘Амра была мать Хаттаба – отца Умара. От этого брака у нее и родился отец Саида – Зейд. То есть, получается, что Хаттаб и Зейд были одновременно дядей и племянником – по отцу, и братьями – по матери. Соответственно, Саида и Умара также связывали такие сложные узы родства – они были одновременно двоюродными братьями, и двоюродным дядей и племянником. Разумеется, после прихода ислама подобные браки были запрещены.

 

Здесь нужно сказать еще несколько слов о сестре Саида – ее звали ‘Атика бинт Зейд. У них был общий отец, но разные матери (матерью ‘Атики была женщина по имени Умм Курайз бинт аль-Хадрами, а матерью Саида – Фатима бинт Наджат ибн Малик).

 

Это была известная сподвижница, которая прославилась своим красноречием и своими стихами. Она также приняла ислам в раннем возрасте, вместе с другими мусульманами совершила хиджру. В первом браке она была замужем за Абдуллой ибн Абу Бакром, сыном Абу Бакра (да будет доволен ими Всевышний). Как известно из истории, Абу Бакр был недоволен женитьбой сына на Атике, и настаивал на их разводе. Абдуллах дал жене развод из уважения к отцу, но так сильно тосковал по жене, что отец, видя его огорчение, разрешил сыну вернуть жену обратно.

 

После его смерти – он получил смертельное ранение в сражении при Таифе - она вышла замуж за Умара ибн аль-Хаттаба (а после его смерти недолгое время была женой сподвижника Зубайра ибн аль-Аввама – также одного из ашара мубашара, пока он не был убит во время битвы верблюда).

 

Иными словами, здесь получается интересная ситуация: Саид был женат на сестре Умара, а Умар был женат на его сестре.

 

Он родился примерно в 593 году н.э – и скончался на пятидесятом году хиджры (673 году н.э.), во времена правления халифа Муавии (да будет доволен им Аллах). То есть, Саид прожил около восьмидесяти лет. Другими именами Саида были Абу Авар и Абу Саур. Его описывают как довольно высокого человека, смуглого, с густыми волосами.

 

Почему мы здесь так много говорим о семье Саида? Именно тот факт, что он вырос в доме такого благочестивого человека как Зейд, способствовало тому, что он так рано принял ислам. Как мы уже сказали, Зейд и его друзья считали себя ханифами – последователями чистого монотеизма Ибрахима (мир ему). Поскольку на его родине царило повсеместное идолопоклонство, они были очень осторожны в еде – в частности, никогда не ели мяса в гостях и не принимали его в подарок, поскольку оно могло быть от тех животных, которых приносили в жертву идолам.

 

Передается, что Зейд обращался к курайшитам, говоря: «Никто из вас не следует религии Ибрахима, кроме меня».

 

Зейд очень резко осуждал принятую среди арабов того времени практику убийства дочерей – которых их отцы часто закапывали в землю, не желая кормить «лишний рот», а также боясь позора, который они могут навлечь на семью (из-за тогдашней распущенности нравов). Так что он обходил семьи, где рождались девочки, убеждая родителей не делать этого – говоря, что, если вам так ненавистны ваши дочери, отдайте их мне на воспитание, я позабочусь о них. Таким образом ему удалось спасти многих девочек от смерти от рук их родителей.

 

Сообщается, что Зейд был знаком с Мухаммадом (мир ему и благословение) – они встретились на каком-то общем празднике, где гостям предлагали мясо от животных, принесенных в жертву идолам, так что они оба, разумеется, отказались его есть.

 

Он много времени посвятил поискам истинной религии – с этой целью он предпринимал далекие путешествия в Шам и Египет. Рассказывают про него, что в Сирии он встретил некоего монаха-христианина, у которого он спросил, где в наше время истинная религия Ибрахима? Монах ответил ему:

 

- К сожалению, наша религия давно отступила от этой истинной религии. Возвращайся к себе на родину, о, брат из Мекки, вскорости Всевышний пошлёт вам человека из твоего народа, который обновит религию Ибрахима (мир ему). Когда найдешь его, держись за него.

 

Зейд поспешил к себе домой, чтобы встретить этого человека, но по дороге он был убил группой разбойников из арабов. Передается, что перед смертью он взмолился к Всевышнему:

 

- О Аллах, если Ты лишаешь меня этого добра (познания истинной религии), то не лишай его моего сына Саида.

 

Мы точно не знаем года, когда он скончался, но считается, что это было в том году, когда курайшиты были заняты перестройкой Каабы – примерно за пять лет до пророчества. Как мы знаем, сам Пророк (мир ему и благословение) принял участие в этом деле – его попросили быть третейским судьей, когда среди курайшитов возник спор – какой семье выпадет честь поставить на место черный камень. Спор попросили решить Мухаммада (мир ему и благословение), и он предложил поставить его на расстеленную ткань, а представителям каждого семейства взяться за края материи и поставить камень на место – таким образом окажется, что все семьи сумеют принять участие в этом почетном деле.

 

Однажды Саид спросил у Пророка (мир ему и благословение):

 

- О, Посланник Аллаха, мой отец был подобен тому, кто дошел до тебя и видел. Если он дошел бы до тебя, то уверовал бы в тебя и последовал бы за тобой, будешь ли ты просить Аллаха прощения его грехов? 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

 

 - Да, я буду просить прощения его грехов, поистине, он встанет вместе с моей общиной в Судный день.

 

Как мы упомянули выше, Саид принял ислам одним из первых, его жена Фатима – сестра Умара, также была мусульманкой. Сам Умар, как известно, первое время был яростным противником нового учения, которое, как он считал, вносит смуту и раздор в ряды арабов. При этом он не знал, что его сестра и ее муж уже стали последователями ислама. Мусульман в то время было очень мало, так что им приходилось скрываться от своих соплеменников.

 

В один из дней Умар, считая, что больше нельзя терпеть присутствия в их среде этого чрезвычайно опасного человека – как Мухаммад (мир ему и благословение), схватил свой меч и побежал на его поиски, чтобы убить его, считая, что таким образом решатся все проблемы в среде курайшитов, и жизнь пойдет так, как прежде. На пути он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который спросил его – куда он так спешит? Умар ответил, что он разыскивает этого человека, который принес столько бед нашей общине. На это Нуайм – который также был скрытым мусульманином – сказал Умару:

 

- Если тебе так ненавистно это новое учение, то почему бы тебе не навести порядок в своем доме? Ты не знаешь, что твоя сестра и ее муж являются сторонниками этой религии?

 

Разгневанный Умар, услышав о таком, тут же побежал к дому своей сестры и зятя. У них в то время было занятие, на котором человек по имени Хаббаб ибн Арад читал Коран для них и обучал их предписаниям религии. Услышав шаги и стук в дверь, Хаббаб поспешил скрыться, а Фатима и Саид спрятали рукописи Корана. Умар стал расспрашивать их – что они только что читали, они, разумеется, стали отрицать, что они читали что-либо. Тогда рассерженный Умар ударил Саида и повалил его на пол. Фатима подбежала, чтобы защитить своего мужа, но Умар также ударил ее – и так сильно, что по ее лицу потекла кровь. При этом Саид и Фатима мужественно сказали Умару, что действительно они стали мусульманами, так что он может делать с ними, что хочет. Вид крови на лице своей любимой сестры отрезвил Умара – он пожалел о содеянном. Ему стало интересно, что же действительно такого особенного в этой новой религии, что люди готовы терпеть ради нее страдания и неприятности? Он попросил дать ему почитать тот свиток, который они спрятали перед его приходом. Фатима объяснила брату, что он нечист из-за своего язычества, а Коран может трогать только чистый. Умар совершил омовение, как его научили, и тогда он смог прочитать отрывок из суры Та-Ха, двадцатой суры Корана:

 

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (сура «Та-ха», аят 14).

 

Впечатленный красотой этих слов, Умар решил стать мусульманином.

 

Поскольку Саид и его жена происходили из уважаемой семьи, они не подвергались таким преследованиям, как более бедные и незащищенные мусульмане, так что им не было нужды переселяться в Эфиопию. Тем более, после того, как Умар стал мусульманином, остальным верующим стало гораздо спокойнее жить, у них появился надежный защитник.

 

Когда пришло время переселяться в Медину, Саид и Фатима совершили хиджру вместе с Умаром. Как мы помним, переселение Умара было очень впечатляющим. Если другие верующие делали это втайне, под покровом ночи, то Умар, наоборот, не прятался ни от кого – он явился к Каабе, совершил таваф вокруг нее и громко провозгласил:

 

- Тот, кто хочет увидеть свою жену вдовой, своих детей сиротами, а мать плачущей по своему сыну, пусть попробует остановить меня!

 

Затем он совершил хиджру с группой своих родных и друзей, среди которых были его брат Зейд и его кузен Саид со своей женой.

 

Известно, что Саид принимал участие практически во всех известных сражениях – как битва при Ухуде, при Худайбии, битва у рва (битва Хандак). Он не принял участие лишь в битве при Бадре. Тут конечно, возникает вопрос – почему такой доблестный человек как Саид, такой преданный делу ислама, пропустил столь важное сражение в истории ислама, все участники которого занимали впоследствии особенное положение среди других верующих?

 

В рассказе о Тальхе ибн Убайдуллахе мы упоминали, что Саид и Тальха не смогли принять участие в этом сражении по очень уважительной причине. Сам Пророк (мир ему и благословение) отправил их в разведку - проследить за караваном мекканцев, который возвращался из Сирии. Они добрались до места под названием Хаура и остались там в ожидании мекканского каравана (который должен был проходить тем путем). Но когда они уже отправились в путь, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) и мусульмане получили известия из другого источника, что караван курайшитов проходит вблизи места под названием Бадр. Когда эти двое сподвижников прибыли в Медину с известиями, оказалось, что армия под руководством Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) уже отбыла из Медины в Бадр для сражения. Когда они, наконец, прибыли в Бадр, оказалось, что сражение окончилось. Разумеется, Тальха и Саид были очень расстроены тем, что сражение произошло без их участия – так что Пророк (мир ему и благословение) велел выделить им часть военной добычи, как и прочим участникам. Но Тальха и Саид сказали, что им нужна не добыча, они хотят знать -  будет ли Всевышний доволен ими так же, как и другими участниками сражения? Пророк успокоил их, сказав, что их награда также не уйдет от них.

 

Саид ибн Джубейр, другой сподвижник, передает, что Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, Зубейр (да будет доволен ими Всевышний) и остальные сподвижники из ашара мубашара во время сражений всегда находились в передовом отряде, рядом с Пророком (мир ему и благословение), защищая его. Во время молитвы они также молились прямо за Пророком, в первых рядах. Иными словами, они стали самыми близкими сподвижниками и удостоились благой вести о Рае не просто так, не без достаточных оснований.

 

Когда в 632 году Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, Саид был еще в самом расцвете сил и доблести, так что во время правления первых праведных халифов он принимал участие во всех известных сражениях, проявляя удивительное мужество и отвагу.

 

Одним из самых удивительных его подвигов было то, что он сделал в сражении при Ярмуке (636 г. н.э.). В 634 году мусульмане завоевали Дамаск и большинство городов южной Сирии. Византийский император Ираклий I собрал армию для отвоевания Сирии. Решающее сражение должно было произойти в местности Ярмук.

 

Саид сам рассказывает, что мусульмане вышли навстречу врагу в количестве примерно двадцати четырех тысяч воинов – армия византийцев по разным источникам насчитывала от 50 до 120 тысяч человек. Эта армия двигалась подобно горе, которую кто-то направлял. Саид также рассказывает, что перед войском ходило множество священников, которые громко читали молитвы, вдохновляя солдат на битву, солдаты повторяли эти молитвы за ними, и звук множества голосов был подобен грохоту грома.

 

Тут надо отметить, что до этого арабы-мусульмане имели дело с такими же арабскими войсками, которые воевали довольно примитивно, в их войсках часто не было серьезной воинской дисциплины, они были не очень хорошо вооружены и не особо организованы. Самое тяжелое сражение для мусульман – это была битва у рва (или битва хандак), когда против мусульманской армии выступило множество арабских племен. Но все равно – дело было лишь в количестве нападавших. А здесь против мусульман выступило регулярное войско византийцев, самого могущественного государства того времени.

 

Надо отметить, что византийцев арабские историки обычно называют римлянами – поскольку сами византийцы называли свое государство Восточная римская империя. Западная римская империя пала под натиском диких варварских племен в 476 году н.э., поэтому византийцы – хотя они были греками, считали себя наследниками римлян и называли себя таким образом. Столица Византийской империи находилась в городе Константинополе (сейчас Стамбул), названным так в честь императора Константина, который перенес столицу из Рима в Малую Азию и сделал империю римлян христианским государством.

 

Когда мусульмане увидели силу и количество армии врага, они были поражены и несколько растерялись. Тогда Абу Убайда ибн Джарах (да будет доволен им Всевышний) – предводитель армии мусульман, встал перед мусульманами и стал настраивать на сражение. Он говорил:

 

- О, рабы Аллаха помогайте Всевышнему – своим усердием, и Он поможет вам – ниспосланием стойкости, и сделайте ваши ноги крепкими. О, рабы Аллаха, терпите – поистине, терпение (сабр) - это спасение от неверия и средство достижения довольства Аллаха, избавление от позора и бесчестия. Направьте ваши копья на врага и прикрывайтесь щитами. Не разговаривайте между собой, но усердствуйте в упоминании Аллаха до тех пор, пока я не скомандую вам наступать по воле Аллаха.

 

Саид продолжает рассказывать:

 

«После слов Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) из рядов мусульман выступил человек – который был воодушевлен его страстной речью - и обратился к Абу Убайде:

- Я сделал намерение перейти в мир иной в этот самый момент. Есть ли у тебя какое-либо послание к Пророку (мир ему и благословение)?

 

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) ответил:

- Да, передай от меня и от всех мусульман салам и скажи ему, что мы нашли истиной то, что было нам обещано Всевышним.

 

Саид сказал: «Когда я услышал речь этого человека и увидел, как он вытащил меч и направляется на врага, в это время я уперся коленями в землю, вытянул вперед свое копье и внезапно прыгнул на первого всадника из вражеской армии, который направлялся на нас, затем я вышел против остальных врагов».

 

Всевышний убрал из сердец мусульман страх. Другие источники сообщают, что Саид был подобен льву в своей доблести.

 

Ведь страх – это чувство, эмоции, так что его можно преодолеть, есть способы преодолеть, превозмочь его. Некоторые люди справляются со страхом лучше других, некоторые люди лучше умеют преодолевать страдания. Если мы научимся справляться со страхом в нашей жизни, она станет гораздо легче и проще. Если же мы будем чрезмерно переживать из-за всякого пустяка, то даже небольшая неприятность может вывести нас из равновесия.

 

Итак, мусульмане отважно сражались против византийской армии, пока Аллах не даровал им победу. Следствием поражения византийцев при Ярмуке было подчинение мусульманами всей Палестины. Мусульманские войска осадили Иерусалим. Иерусалимский патриарх Софроний согласился на капитуляцию и сдал город лично халифу Умару. Известны кротость и великодушие Умара, которые он проявил по отношению к побежденным. Жители города получили свободу вероисповедания – мусульмане обещали, что их церкви останутся неприкосновенными, они обязаны были платить только умеренную дань.

 

Также через какое-то время после этого сражения мусульмане вошли в Дамаск. Абу Убайда ибн Джаррах, глава мусульманской армии, был вынужден отлучиться из города, и тогда он назначил Саида наместником города в свое отсутствие. Однако Саид был чрезвычайно скромным человеком – ему были не по душе почести и высокие посты, так что он написал Абу Убайда письмо с просьбой освободить его от этого поста и позволить ему присоединиться к войску мусульман. Когда Абу Убайда прочитал письмо, он исполнил его просьбу.

 

Если мы помним, что когда Умар был при смерти, он созвал шесть мусульман из числа самых близких сподвижников (Усмана, Али, Абдуррахмана ибн Ауфа, Зубейра ибн Аввама, Тальху ибн Убайдуллаха и Саада ибн Абу Ваккаса, да будет доволен ими Всевышний), которые должны были после его смерти решить, кто из них достоин стать следующим халифом. Однако Саида не было в числе этих шести сподвижников, поскольку Умар (да будет доволен им Всевышний) был очень справедливым человеком, так что он хотел избежать даже малейшего подозрения, что он хочет выдвинуть на пост халифа своего родственника. Но Саид, как мы упомянули выше, сам никогда не стремился к славе и почестям. Насколько он был храбр в сражении, настолько он был скромен в обычной жизни.

 

После гибели Усмана (да будет доволен им Всевышний), когда среди мусульман начались междоусобные войны, Саид намеренно отстранялся от участия в них. Он не принимал участия ни в битве верблюда, ни в сражении между сторонниками Али и Муавии при Сиффине. Ему выделили небольшой участок земли недалеко от Медины, в местности Акик, где он и поселился.

 

Во время правления халифа Муавии (да будет доволен им Всевышний), когда в мусульманском государстве наконец были умиротворены все смуты – это было примерно в 42 году хиджры (то есть, примерно через тридцать лет после смерти Пророка, который предсказывал, что через тридцать лет после его смерти окончится эпоха праведных халифов). В это время губернатором Медины стал человек по имени Марван ибн Хакам. Это был человек очень противоречивый – иногда он совершал очень праведные, хорошие поступки, но иногда делал нечто странное. Его сыном был Абдуль-Малик ибн Марван, который через некоторое время стал халифом мусульманского государства – все эти правители были из династии Омейядов, основателем которой был Муавия.

 

Итак, когда Марван был наместником в Дамаске, халиф Муавия почувствовал приближение смерти и поэтому разослал во все стороны халифата письма с сообщением о том, что следующим халифом будет его сын Язид, чтобы все жители империи принесли ему присягу. Однако, Марван и жители Медины медлили с принесением присяги новому халифу. Тогда в Медину из Дамаска, где тогда была резиденция правителя, отправился посланец халифа, чтобы узнать, почему они медлят. Марван объяснил ему, что они ждут решения Саида – поскольку он был сподвижником Пророка (мир ему и благословение) и поэтому самым уважаемым человеком в той местности (никого больше из известных сподвижников тогда не было в Медине).

 

Итак, этот посланец халифа прибыл в Медину, чтобы поторопить ее жителей с принятием присяги. Ему объяснил наместник города, что они ждут решения Саида, который должен сделать это первым. Посланец халифа был рассержен такой смехотворной, на его взгляд, отговоркой и сказал, что в таком случае он сам сейчас отправится к этому человеку, чтобы заставить его принять присягу. Он подъехал к дому Саида и в категоричной форме велел ему следовать за ним, чтобы немедленно присягнуть новому халифу. Вряд ли он осознавал, какой замечательный человек находится перед ним – он просто исполнял свою работу. Саид спокойно ответил ему, чтобы он возвращался в город – а он последует за ним немного погодя. Но посланный – который, видимо, был человеком очень усердным, но не очень умным, воскликнул рассерженно:

 

- Если ты сейчас же не последуешь за мной, то я имею власть отрубить тебе голову на месте как мятежнику!

 

Саид ответил ему:

 

- Я сражался бок о бок с твоими товарищами – когда был в Сирии – на благо ислама, а ты сейчас хочешь меня убить?

 

Так что посланец халифа вынужден был замолчать и вернуться в город. Вскоре вслед за ним пришел и Саид, который сделал то, что от него ждали – принес присягу халифу Язиду.

 

Через несколько дней – когда посланец халифа еще находился в Медине, скончалась одна из матерей правоверных. В своем завещании она отметила, что намаз джаназа над ней должен совершить ни кто иной, как Саид ибн Зейд. В назначенное время собрались жители Медины и сам наместник Марван, но посланец халифа с удивлением обнаружил, что погребальный намаз почему-то не начинается.

 

- Почему же ты не начинаешь молиться? – с удивлением обратился он к Марвану.

 

- Подожди немного, - невозмутимо ответил наместник, - мы ожидаем того человека, которому ты совсем недавно грозился отрубить голову. Уммуль-му’минин специально оговорила в своем завещании, что джаназа над ней должен совершить именно он.

 

Только тогда посланец из Дамаска осознал, каким человеком был Саид – с которым он так невежливо обошелся. «Пусть Всевышний простит меня! – воскликнул он, - я и не подозревал, с кем я разговаривал!».

Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Амр ибн Хазм передавал, что Саид был мустаджабу д-да’ва – человеком, чьи дуа всегда принимались. Некая женщина по имени Арва бинт Увайс пожаловалась наместнику Марвану, что Саид якобы присвоил часть ее земли не по праву:

 

- О, Абуль-Малик, Саид построил плотину на моей земле! Защити меня, восстанови мои права – в противном случае я пойду в мечеть (Мечеть Пророка в Медине) и буду везде кричать о несправедливости, которую совершили со мной.

 

Наместник попытался усовестить женщину:

 

- Как ты можешь говорить такое про сподвижника Пророка (мир ему и благословение)! Он никогда не притеснял ни одного человека!

 

Но женщина не желала успокаиваться. Она отправилась к другим уважаемым людям в Медине и повторила им свое обещание – если они не захотят встать на ее сторону в этом споре, она пойдет в мечеть и на всеуслышание провозгласит, какие несправедливые судьи в Медине. Им ничего не оставалось, как пойти к Саиду и объяснить ему положение дел – что некая женщина считает, что он построил плотину на ее земле без разрешения. Саид очень удивился и сказал судьям:

 

- Как я могу присвоить её землю, когда слышал слова Пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто вероломно присвоил хотя бы пядь земли, в Судный день будет окружён семью стенами Ада». Но если эта женщина считает, что ее права были нарушены, что я действительно присвоил себе ее землю, пусть забирает этот участок земли, я отказываюсь от него.

 

Однако при этом Саид совершил следующее дуа:

 

- О Аллах, если она лжёт, лиши её зрения, и пусть ее смерть произойдет по причине ее слепоты, и похорони ее в её же земле.

 

Судьи вернулись к этой женщине и передали ей решение Саида. Что она может забрать себе этот спорный участок земли, но пусть она призадумается – поскольку Саид сделал дуа против нее, а его молитвы всегда принимаются.

 

Однако эта женщина, видимо, в самом деле была не в себе – она забрала себе этот участок земли, и через некоторое время в самом деле лишилась зрения. Теперь она не могла идти самостоятельно, куда ей было нужно, а только с помощью кого-то из домашних или слуг. Однажды ночью она позвала кого-то себе на помощь, но никто не пришел, тогда она встала и сама вышла во двор, где упала в колодец и утонула.

 

 

 

Саид скончался в 50 или 51 году хиджры, как мы уже упоминали выше. Это случилось в пятницу. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Всевышний), который находился в Медине в тот день, даже пропустил пятничный намаз, поскольку пожелал присутствовать на джаназа Саида – а он скончался там же, где и жил всю жизнь, в местности Акик, недалеко от Медины. На погребении Саида присутствовал также такой знаменитый сподвижник как Саад ибн Абу Ваккас, который вместе с Абдуллахом ибн Умаром опускал тело Саида в могилу.

 

Саид (да будет доволен им Всевышний), как мы уже упомянули, был очень скромным человеком, так что от него передается очень немного хадисов – известно сорок восемь достоверных сообщений, которые передаются от него.

 

Как мы видим, Саид прожил вроде бы ничем не примечательную жизнь – то есть, среди ашара мубашара были как выдающиеся сподвижники, такие как Умар или Али, но с другой стороны – такие скромные и простые люди как Саид, о которых далеко не все слышали. Но он просто делал всю жизнь то, что должен был делать, исполнял свой долг, был рядом с Пророком (мир ему и благословение), защищал его, защищал религию, вел правильный образ жизни.

 

Вот самый главный урок для нас – что не обязательно совершать какие-то подвиги, вести особенную жизнь, чтобы удостоиться милости Всевышнего. Необходимо делать то, что от нас зависит, исполнять свой долг – по отношению к людям, к мусульманам, - не ради почестей и наград, но ради довольства Аллаха. Пусть Всевышний поможет нам поступать подобным образом.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков