Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 116. Никогда не забывайте о Всевышнем – так же, как шайтан никогда не забывает о вас
Маджлис 116. Никогда не забывайте о Всевышнем – так же, как шайтан никогда не з...
Мы продолжаем читать книгу Ибн Атаилля аль-Искандери «Аль-Хикам» с комментариями. И сегодня мы дошли...
3 691
15 июля, 20

Маджлис 116. Никогда не забывайте о Всевышнем – так же, как шайтан никогда не забывает о вас

3 691
15 июля, 20
Альхамдулиллях Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин.
Амма баад…
 
В Священном Коране говорится:
 

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

 
Поистине, сатана для вас (о, люди) (является) врагом, (поэтому) относитесь к нему как к врагу! Он зовёт свою партию [своих последователей], лишь чтобы оказаться им обитателями Пламени (Ада) (сура Фатыр, 35:6).
 
إِنَّ كَيْدَ الشَّيْطَانِ كَانَ ضَعِيفًا
 
Поистине, козни шайтана слабы (сура ан-Ниса, 4:76).
 
Дорогие друзья, дорогие слушатели!
 
Мы продолжаем читать книгу Ибн Атаилля аль-Искандери «Аль-Хикам» с комментариями. И сегодня мы дошли до афоризма под номером 236. Это очень интересное высказывание.
 
«Если вы знаете, что шайтан не забывает о вас, тогда не забывайте, - со своей стороны – о Том, в Чьих руках находитесь вы сами».
 
Это несложное для понимания высказывание, его легко понять. Преимущество, достоинство этого высказывания Ибн Атаилля в том, что если мы вникнем в его смысл – то благодаря пониманию смысла этого высказывания, мы сможем улучшить наши отношения со Всевышним, лучше поклоняться Ему. А когда нам станет более ясной цель нашего поклонения Ему, смысл нашего поклонения, то мы сможем улучшить, очистить наше поклонение.
 
Всякий, кто поймет смысл этой замечательной книги, сможет отказаться от ритуального, формального поклонения и приблизиться к настоящему, искреннему служению Всевышнему, которое совершается лишь ради Его довольства. Это большая разница – совершать наш ибадат чисто формально и делать это искренне, ради довольства Аллаха.
 
Первое, о чем шейх говорит нам – это о том, что шайтан никогда не забывает о нас. Поэтому вы, со своей стороны, не должны никогда забывать об Аллахе, быть небрежными в поминании Его. Только таким образом вы сможете защитить себя от шайтана.
 
Как только человек рождается, как только новый человек приходит в мир, сразу же около него возникает его персональный шайтан – как говорится об этом в хадисе:
 
«Нет среди вас ни одного человека, к которому бы не был приставлен шайтан» (Сахих Муслим).
 
Задумайтесь – у каждого человека есть его персональный искуситель, персональный шайтан! Не то что есть один шайтан на десять или двадцать человек – как только рождаются следующие десять человек, за ними начинает присматривать один шайтан, нет. Нет такого, что один шайтан наблюдает за несколькими людьми – так что какое-то время он искушает вас, какое-то время кого-то еще. Один шайтан постоянно занят тем, чтобы сбивать с пути какого-то отдельного человека.
 
Звучит довольно неприятно, не так ли? Есть такое существо – притом, враждебное нам, которое приставлено к нам с рождения, который – за это время – узнает нас лучше, чем кто бы то ни было еще. Разумеется, за это время он прекрасно знает наши особенности, наши привычки, наши слабые места, - все подводные места и болевые точки ему прекрасно известны. Каким образом он может сбивать нас с пути – как не через наши слабые места и болевые точки?
 
В Коране – в том аяте, с которого мы начали беседу, таким образом говорится об этом занятии шайтана:
 

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

 
Поистине, сатана для вас (о, люди) (является) врагом, (поэтому) относитесь к нему как к врагу! Он зовёт свою партию [своих последователей], лишь чтобы оказаться им обитателями Пламени (Ада).
 
Поэтому шейх Ибн Атаилля и пишет – в том афоризме, который мы только что процитировали, что так же, как шайтан не забывает о вас, не забываете об Аллахе, в Чьей власти (буквально – в Чьих руках) находитесь вы сами. Мы сами, наша жизнь, находится полностью во власти Всевышнего. Так что нам остается только не забывать о Нем.
 
Постарайтесь понять следующее. Аллах, Свят Он и Велик, посредством Своей божественной мудрости – благодаря которой Он управляет этим миром, Он сотворил нас и то, что нас окружает так, что рядом с нами есть как добро, так и зло. Так чтобы мы, с одной стороны, стремились к добру, а с другой – знали, что такое зло и всячески сторонились его, чтобы у нас была возможность выбора между добром и злом (чтобы испытать нас таким образом). Дурное влияние на нас и приходит к нам через того шайтана, который приставлен к нам.
 
Но не только через него. В нас вложен наш нафс – наша животная, низкая душа, которая склонна ко злу (то, что иногда называют «эго»). То есть, наши основные враги – это наш нафс и шайтан, два союзника, которые часто действуют сообща.
 
Есть еще и третий момент – это окружающие нас люди, которые могут действовать как наши враги, причинять нам неприятности или склонять нас к ослушанию Аллаху. Другие люди тоже могут служить препятствием, которое мешает нам приближаться к Аллаху – сбивать нас пути, учить нас чему-то дурному, вредить нам иным образом.
 
Все эти три категории наших противников стоят между нами и довольством Аллаха, которого мы хотим достичь – являясь своего рода препятствием (как стоят такие барьеры на пути у спортсмена, который должен пробежать определенную дистанцию до финиша).
 
Никто из людей не сможет дойти до цели – до вечного счастья, где его ожидает довольство Всевышнего, без преодоления этих барьеров. Это в какой-то мере подобно компьютерной игре – где участники должны преодолевать какие-то преграды, чтобы достичь цели и забрать приз. Так что нам поневоле приходится каждый раз бороться с кем-то из этих трех наших противников. Они как бы стоят у двери и препятствуют нам проникнуть внутрь.
 
Всевышний как бы говорит этим существам – чтобы оказаться в Моем присутствии конкретный человек должен преодолеть препятствия, которые ему поставлены. Разумеется, это делается не для того, чтобы специально помучить нас – упаси Бог, но для того, чтобы мы стали сильнее и крепче в своей вере. А как иначе спортсмен, допустим, может стать сильнее, как не путем преодоления препятствий. Итак, каждый, кто хочет войти в эту дверь довольства Всевышнего, должен последовательно преодолевать эти «линии препятствий».
 
Первый барьер, первое препятствие – это люди, которые нас окружают. В одном из прошлых маджлисов мы говорили более подробно об этом. Иногда нам причиняют боль самые близкие люди – но все это для того, чтобы мы перестали полагаться на людей и стали больше доверять Всевышнему.
 
Если мы преодолеем это первое препятствие, далее нас поджидает уже сам шайтан «собственной персоной». Каким образом он сбивает нас с пути?
 
К примеру, он может говорить нам примерно следующее: «О, читать молитвы каждый день – это отнимает так много времени! Сегодня так холодно – может быть, ты не пойдешь в мечеть, а останешься дома? Как, ты собираешься совершать намаз на работе? А как к этому отнесется твой начальник – разрешит ли он тебе делать перерывы в работе, будет ли там место, где молиться? А в магазине или на рынке, если тебя застал там призыв к молитве – ты что, и там будешь молиться? Зачем тебе объявлять всем, что ты мусульманин – вдруг это повредит тебе при собеседовании, и ты не сможешь найти хорошую работу? У тебя не будет возможности заработать на жизнь, ты так и будешь жить в бедности из-за своего религиозного фанатизма. Родители той девушки, которая тебе нравится, откажут тебе, поскольку у тебя не будет достаточно средств для устройства свадьбы, для покупки дома, для обеспечения семьи».
 
Имейте в виду, что в некоторых общинах – из-за разных национальных обычаев, человека буквально вынуждают делать что-то запретное (брать взятки, допустим, чтобы потом устраивать какие-то пышные свадьбы с алкоголем), чтобы быть не хуже других, быть «на уровне», чтобы иметь возможность создать семью. Человек с детства видит все это и считает, что у него просто нет возможности сопротивляться этому и жить как-то иначе.
 
Это еще один способ – как шайтан мешает человеку приближаться к довольству Всевышнего.
 
Шайтан обычно пугает человека бедностью – если человек хочет жить благочестивой жизнью. Он может также внушать человеку мысли, что он так много совершал в жизни грехов, неблаговидных поступков, что Всевышний его теперь не простит, и т.д. Не стоит и пытаться менять жизнь – все равно ничего не выйдет.
 
Если человек все-таки сумеет преодолеть все эти наущения шайтана и благополучно перейти на следующий уровень, то там его поджидает его собственный нафс. Ведь самих себя мы любим больше всего и не ожидаем встретить врага внутри себя. Мы знаем, что есть какие-то внешние искушения – как шайтан или окружающие нас люди. Но нафс – он так близок к нам, что мы поневоле любим его – как часть себя самого.
 
Нафс подходит к человеку со стороны его самолюбия: «Ты собираешься потерять уважение, которым ты пользовался среди твоих родных и друзей – если ты перестанешь делать то, что делают они все (обманывают покупателей, берут взятки, допустим). Ты перестанешь выпивать вместе с ними на свадьбах и вечеринках – и поссоришься из-за этого со всеми родственниками».
 
Иными словами, нафс будет повторять примерно то же, что до этого внушал нам шайтан, поскольку они часто действуют сообща.
 
К примеру, во время Рамадана – когда шайтан заперт и не может внушать нам какие-то новые идеи, но мы, тем не менее, можем совершать грехи, поскольку это уже стало для нас привычным действием. Тем более, что наш собственный нафс никуда не девался – который и продолжает внушать нам нечто вредное и запретное, наши вредные привычки никуда не делись. Тем не менее, на протяжении 29-30 дней Рамадана мы можем научиться лучше контролировать себя – благодаря посту, всей обстановке, которая способствует уменьшению влияния дурных привычек и страстей на нас. Так что время Рамадана – очень хорошее время для искоренения вредных привычек и уменьшения влияния нашего нафса.
 
Теперь, когда человек научится преодолевать наущения своего нафса – ибо это очень сложное путешествие, сложный путь, нас здесь подстерегает столько препятствий – тогда, Всевышний говорит такому человеку (в конце его жизненного пути): добро пожаловать к Моему довольству!
 
Таким образом устроена наша жизнь. Возможно кто-то может время от времени думать – зачем Всевышний все устроил таким образом, зачем у нас столько препятствий? Но если мы преодолеем эти препятствия, в итоге нас ждет рай – где не будет искушений, не будет греха, там будет чистое блаженство и наслаждение. Но чтобы достичь этого блаженства нам и приходится преодолевать все эти препятствия, о которых мы говорили. Зато – если мы все это преодолеем, нас ожидает отдых от всех трудностей.
 
Надо отметить, что это еще один способ, которым шайтан искушает нас – зачем Бог создал в нашей жизни столько трудностей? Если Он действительно милостивый (а может и нет?), к чему Он так мучает Своих рабов – причем, верующих и преданных Ему?
 
Благодарение Всевышнему, у нас есть правильное объяснение всему этому – таким образом (проходя испытания) человек становится крепче (так же, как спортсмен, который закаляется с помощью постоянных тренировок – в противном случае, он не сможет получить приз и стать чемпионом). Так же и верующий надеется на свой «приз» - довольство Аллаха и вечное блаженство в иной жизни.
 
И даже в этой жизни – если он благополучно преодолевает эти преграды, то он испытывает радость от ощущения близости ко Всевышнему и начинает ощущать вкус настоящей веры.
 
Все, наверное, помнят хадис от Бухари, где говорится, что когда человек приближается ко Всевышнему совершением сначала обязательных, а потом и желательных действий, то со временем Аллах становится настолько близким к нему, что буквально становится рукой, которой он берет, и ногой, которой он ступает. Это означает, что Аллах окружает его божественной защитой – когда искушения шайтана или его нафса уже гораздо менее сильно ощущаются им и не так сильно воздействуют на него. Даже если такой человек спотыкается, совершает какую-то ошибку, Всевышний помогает ему подняться и идти дальше.
 
Если вернуться к первоначальному утверждению, с которого мы начали – что у каждого человека есть свой шайтан, который буквально находится на «полной занятости», на круглосуточной работе. Он не спит, не отдыхает – в отличие от нас самих, которые нуждаются в отдыхе, в отличие от каких-то неприятных для нас людей, которые также не причиняют нам вреда круглосуточно, поскольку нуждаются в отдыхе, шайтан занят постоянно, 24/7.
 
Наши ученые говорят, что шайтан – весьма усердный и трудолюбивый работник, он не отвлекается от нас ни на минуту. Он занимает место с левой стороны нашего сердца, и, как только вы перестаете думать об Аллахе, перестаете поминать Его, он тут же начинает свои нашептывания.
 
Но если вы вспоминаете о Всевышнем – в виде благодарности, допустим: «Субханаллах, как прекрасно Он создал это дерево или эти цветы! Альхамдулиллях, слава Всевышнему, за то, что у меня такая замечательная семья, у меня есть работа, Всевышний сегодня послал мне клиента или покупателя» - то шайтан сразу отступает, поскольку он больше всего этого боится. Но если вы не благодарите Всевышнего за все эти вещи – а начинаете проникаться самодовольством, считая, что благодаря только вашим усилиям у вас сегодня дела идут хорошо, у вас хороший дом, хорошая работа – то шайтан вновь подступает к вам.
 
Но здесь нужно вспомнить продолжение афоризма шейха Ибн Атаилля – о том, что Всевышний также не забывает о нас ни на минуту, никогда не спит, не отдыхает, не отвлекается – мы постоянно находимся под Его присмотром. Для того, чтобы ощущать это Его присутствие, чтобы пользоваться благами Его присмотра и заботы о нас, нам самим следует не забывать о Нем. Поэтому шейх советует верующим – так же, как шайтан постоянно занят причинением вреда вам, искушением вас, старайтесь занять себя поминанием Аллаха, тогда вы постоянно будете находиться в Его присутствии и ощущать на себе Его заботу.
 
Не нужно совершать такой ошибки – когда вы будете думать о наущениях шайтана, бороться с ними – вместо этого займите себя мыслями о Всевышнем и поминанием Его. Это самый лучший способ противостать этим наущениям.
 
Поэтому в аяте, который мы процитировали выше, говорится:
 

إِنَّ كَيْدَ الشَّيْطَانِ كَانَ ضَعِيفًا

 
Поистине, козни шайтана слабы (сура ан-Ниса, 4:76).
 
Почему о наущениях шайтана сказано, что они слабы? Потому что у нас есть чрезвычайно простой способ защитить себя от них – поминать Аллаха как можно чаще. Зикр Аллаха – «Аллаху Акбар», «Ля иляха илляЛлах», - любое упоминание Аллаха, необязательно языком, это можно делать про себя, в своем сердце, является нашей защитой и нашим оружием. Это единственный способ заставить шайтана отступить от нас, оставить нас в покое – и другого способа у нас нет.
 
В другом аяте – из суры Фатыр – который мы также прочитали в начале нашей беседы, говорилось, что шайтан – наш явный враг.
 

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

 
Поистине, сатана для вас (о, люди) (является) врагом, (поэтому) относитесь к нему как к врагу! Он зовёт свою партию [своих последователей], лишь чтобы оказаться им обитателями Пламени (Ада) (сура Фатыр, 35:6).
 
Шайтан – наш враг, не следует забывать об этом, но при этом у нас есть замечательный способ, замечательное оружие против этого врага.
 
Иногда верующие люди могут допускать несколько ошибок в отношении этого момента. Небрежные в своем поклонении мусульмане вообще склонны забывать о том, что этот враг постоянно присутствует рядом с нами.
 
Другие верующие совершают иную ошибку – зная, что рядом с ними враг со своими наущениями, они постоянно занимаются борьбой с его наущениями. Раз он враг – к нему нужно относиться как к врагу и бороться с ним.
 
Но шейх Ибн Атаилля – который является признанным экспертом в этом вопросе, призывает нас не делать ни той, ни другой ошибки, - поскольку в любом случае, это является пустой тратой времени. Но вместо этого следует взращивать в себе любовь ко Всевышнему – Который также все время находится рядом с нами, в Чьих руках находится оружие против этого врага. Внушить нам желание бороться с этим врагом – это тоже наущение шайтана, который заинтересован в том, чтобы мы, вместо поминания Аллаха, занялись бы борьбой с ним своими слабыми силами.
 
Разумным верующим следует забыть об этом враге рядом с нами – а вместо этого сосредоточиться на Том, Кого мы должны любить больше всего, на нашем Создателе. Если человек будет стараться всеми силами укреплять в себе любовь к Нему, то Он Сам устранит с нашего пути этого явного врага. Не думайте о шайтане, сосредоточьтесь на мыслях об Аллахе, тогда шайтан сам уйдет с вашего пути.
 
Для того, чтобы продемонстрировать полную вражду к этому врагу, следует стать ближе к врагу нашего врага – то есть, к самому Аллаху.
 
Когда вы будете заняты приближением к «врагу вашего врага» - то есть, ко Всевышнему, вы сможете выиграть это сражение. Если же вы будете концентрироваться на самом вашем враге, вы проиграете. Не забывайте, что у вас есть настоящий Друг, Который только один и может помочь вам. Сосредоточьтесь на этом сильном и могущественном Друге, который в состоянии помочь вам одолеть этого врага.
 
До нас дошла переписка имама Ша’рани – одного из очень известных праведников и аскетов прошлого – с неким шейхом, который просил у него совета, как ему вести себя в отношении людей, которые причиняли ему какой-то вред. Шейх Ша’рани был великим шейхом из Египта, и ему писал некий ученый из Марокко, который говорил, что есть люди, которые очень вредят ему, обижают его, приносят ему вред. И что же ответил ему на это имам Шаарани?
 
«Не думай о тех людях, которые говорят о тебе нечто плохое, которые причиняют тебе вред – не старайся как-то ответить им, отомстить им. Займи себя мыслями об Аллахе.
Делай дуа Аллаху, взывай к Нему, ищи защиты у Него, проси Его помощи – одним словом, «встань на Его сторону», займи Его сторону.
И тогда Всевышний Сам будет защищать тебя и удалит от тебя всех ненавидящих тебя – если ты будешь на Его стороне».
 
Это момент, который важен для людей, которые хотят стать ближе ко Всевышнему, и у них возникают проблемы из-за этого, потому что шайтану это не нравится, и он усиливает свои нашептывания этому человеку. И эти люди совершают ошибку, начиная бороться непосредственно с этими наущениями, забывая о необходимости взывать к Аллаху, поминать Его.
 
Если дело касается каких-то людей, которые причиняют нам вред, мешают нам приближаться к Аллаху – если мы хотим жить более благочестивой жизнью, чем жили раньше – а мы, вместо того, чтобы сосредоточить все свое внимание на Всевышнем, начинаем враждовать с ними, спорить и ссориться с ними, то, тем самым, мы не делаем себя ближе к Аллаху, а, наоборот, можем впасть в грех (обижая людей, разрывая родственные связи – если речь идет о наших родственниках и т.д.).
 
Шейх Заррук – другой большой ученый из Северной Африки – пишет на эту тему:
 
«Шайтана можно прогнать и избавиться от него с помощью двух вещей – это таваккуль (упование на Аллаха) и сильная вера в Аллаха, Свят Он и Велик».
 
Концентрируйтесь на том, как укрепить свою веру и как можно больше полагаться на Аллаха.
 
В суре ан-Нахль говорится:
 

إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

 
Воистину, он (шайтан) не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа (16:99).
 
У шайтана нет власти над теми, кто полагается на своего Господа и у кого есть таваккуль
 
Зу н-Нун Мисри говорил о правильном отношении к шайтану:
 
«Шайтан видит нас – но мы не видим его. Наше существование очевидно для него, но его существование не очевидно для нас. Но при этом Аллах видит шайтана, а он не видит Всевышнего. Так что ищите защиты у Аллаха поскольку Он видит шайтана и знает о нем все. Поэтому для нас борьба с ним является очень сложной – как бороться с тем, кого не видишь? Но для Всевышнего, наоборот, он видим, а Сам он для шайтана невидим. Поэтому тот, кто познал Всевышнего и связывает себя с Ним, для того шайтан буквально исчезает в свете могущества Аллаха, Свят Он и Велик».
 
Поэтому нам следует полностью сосредоточиться, узнавать и познавать Его – через Его прекрасные имена (размышляя над их смыслом, обращаясь к Аллаху посредством них), через посредство Корана.
 
Была группа людей, группа суфиев, которая постоянно занималась этим. И когда их спросили о шайтане, они сказали:
 
- Мы вообще не знаем – кто такой шайтан, мы не знаем ничего о нем.
 
Подразумевая, конечно, что они не задумываются над тем, чем он занимается, и не имеют с ним никакого дела.
 
Когда кто-то их спросил:
 
- Разве Аллах не упоминает шайтана в Коране? Так как вы можете говорить, что вы ничего о нем не знаете?
 
Эти люди – суфии, праведники – ответили:
 
- Да, конечно, он определенно упоминается в Коране. Это часть нашей веры, что шайтан существует. Но чем мы занимаемся – мы полностью погружены, постоянно заняты приближением к Аллаху и поминанием Его как можно чаще и больше, стараясь повиноваться Ему во всех делах нашей жизни. И тогда Аллах защищает нас от того, чтобы иметь дело с шайтаном. Он настолько перестает иметь для нас значение – его козни нас не беспокоят – что мы действительно забываем, что он рядом с нами. И от Аллаха тауфик, от Аллаха содействие.
 
Далее я прочитаю вам, что пишет в комментариях к этому афоризму шейх Абдулла Гангохи, как он объясняет этот момент – прежде чем мы перейдем к следующему вопросу.
 
«О верующий, о путник, ты в курсе, что Аллах Всевышний сообщил тебе, что дьявол постоянно изощряется, чтобы сбить тебя с пути. Аллах Всевышний сообщил нам в Коране о том, как шайтан поклялся постоянно подходить к нам со всех сторон – спереди и сзади, справа и слева:
 

 

قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ  ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ

 
«Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура аль-Араф, аяты 16-17).
 
Шайтан поклялся сбивать рабов Аллаха с истинного пути и вводить их в заблуждение. Поэтому ты постоянно должен быть бдительным в отношении сатаны, ты не должен быть небрежным в отношении твоего Владыки – в Чьей власти твоя жизнь. Взывай к Нему, ибо только Он в состоянии защитить тебя от твоего врага (сатаны)».
 
Таких образом люди, преданные Всевышнему, не должны беспокоиться из-за шайтана, им не следует переживать из-за козней шайтана.
 
Понятно, что нам следует быть в курсе – того, что шайтан не оставляет надежды сбить нас. Но не следует быть слишком занятыми, поглощенными этими вещами. В чем распространенная ошибка? Мы слишком поглощены этим обсуждением козней шайтана, переживанием по поводу того – что он может сделать в отношении нас, что мы забываем об Аллахе. Но помощь Всевышнего есть единственное решение этой проблемы в любом случае. Все вышеприведенное говорит об этом ясно.
 
В суре Нахль очень ясно говорится, что у шайтана нет власти над теми, кто уверовал и теми, кто положился на своего Господа.
 

إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ 

 إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُم بِهِ مُشْرِكُونَ
 
Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей (ан-Нахль 16:99-100).
 
Выше мы приводили слова шейха Заррука, который говорил, что верующему необходимы только иман и таваккуль – для того, чтобы одолеть наущения шайтана. Вот чем мы должны заниматься. Но это сложно в наше время. Часто нам легче смотреть видеоролики на YouTube, считая, что таким образом это помогает нашей вере. Мы должны быть бдительными, должны помнить о планах шайтана. Но часами думать о том, каковыми могут быть козни шайтана – просто глупо. Не легче ли положиться на Аллаха?
 
Давайте скажем еще кое о чем напоследок. Далее шейх Ибн Атаилля поднимает такой вопрос.
 
Если известно, что шайтан и нафс являются нашими врагами, зачем тогда Аллах их создал? Какова цель этого?
 
Мы выше говорили о том, что есть еще третья «линия препятствий» - это люди, которые также могут так или иначе помешать нам. Но, разумеется, странно было бы спрашивать – зачем Всевышний создал людей. Мы сами люди, мы нуждаемся в других людях, все блага к нам приходят также от людей.
 
Шейх Гангохи пишет:
 
Он (Аллах) сделал сатану вашим врагом поскольку посредством него Он хочет приблизить вас к Нему. Всевышний использует шайтана чтобы заставить людей помнить о Нем. И также Он заставил вашу душу (нафс) мешать вам, возбудил ее против вас. Поэтому ваше продвижение в сторону Его, в сторону Его довольства должно быть постоянным.
 
Подумайте над этим – это не очень просто для восприятия. Всевышний сделал сатану нашим врагом – чтобы таким образом приблизить нас к Себе, побудить нас стремиться к Нему. Всевышний ничего не создал в этом мире просто так, без пользы, без цели – просто иногда эта цель очевидна, а иногда нет.
 
В суре Али Имран говорится:
 

رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذا بَاطِلاً

 
Господь наш! Ты не создал ничего в этом мире впустую (3:191).
 
Так в чем смысл создания шайтана?
 
Первая причина состоит в том, что когда вы знаете, что шайтан – это ваш враг, вы, поневоле, начинаете просить у Всевышнего защиты от него, искать, как бы вам защититься от него. Почему – потому что мы, люди, осознаем, насколько мы слабы, чтобы бороться с ним своими силами. И осознав свое бессилие в этой борьбе, они обращаются к Аллаху за помощью. Они начинают посещать мечети, молиться, читать зикр – чтобы защитить себя.
 
Вторая причина – с точки зрения возможного довода. Люди ослушиваются Аллаха, поскольку они не всегда исполняют Его повеления, они периодически грешат и ошибаются. В таком случае Аллах может сказать им – «вы следуете за Моим врагом. Таким образом, вы даете Мне возможность наказывать вас, даете мне довод против вас». Если бы не было врага, не было бы ничего неправильного, то у людей не было бы возможности понять, что такое добро – поскольку не было бы зла, с чем можно было сравнить его.
 
Третья причина в том, что шайтан является нашим «козлом отпущения», может быть нашим оправданием – когда мы делаем что-то неправильное, у нас всегда есть тот, на кого мы можем свалить это. «Шайтан сбил меня с пути, внушил мне неправильные убеждения, запутал меня». После того, как вы сделали что-то дурное, вы можете с помощью шайтана «замести следы». Разумеется, это не нужно понимать как оправдание для совершения греха. Но после того, как вы раскаетесь в своих ошибках и исправите их, вы можете обвинить шайтана в них – чтобы не мучиться совестью и чувствовать себя более комфортно. Человек так устроен, что ему нужно переложить на кого-то часть своей вины. Шайтан служит прекрасным средством для этого – чтобы было кого обвинить.
 
Четвертая причина. Аллах дал нам нечто, с чем мы можем бороться. Таким образом человек может подняться на высоты в служении Всевышнему – если он борется с чем-то, преодолевает препятствия, люди соревнуются друг с другом в совершении благих дел. Таким образом – в этой борьбе, у человека укрепляется вера, он может достигнуть больших высот в духовной жизни. Если бы не было шайтана, с чем бы мы боролись, к чему бы мы стремились? Мы бы просто расслабились и успокоились, и поэтому, ничего бы не добились.
 
Разумеется, это далеко не все причины наличия шайтана в этом мире – но много вещей из божественной мудрости мы просто не в силах постичь.
 
Мы просим Всевышнего сделать нас как можно более приближенными к Нему.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков