Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 88: Зависимость от вредных привычек
Маджлис 88: Зависимость от вредных привычек
Иногда человеку очень тяжело устоять против греховной страсти, которая толкает его к дурным поступка...
3 339
10 июля, 19

Маджлис 88: Зависимость от вредных привычек

3 339
10 июля, 19
Иногда человеку очень тяжело устоять против греховной страсти, которая толкает его к дурным поступкам. Разум в это время спит, а нафс успокаивает его – ничего страшного в этом нет, никто не узнает, это только один раз. Но на самом деле в том, что человек поддался дурному желанию, кроется множество опасностей. Грех перекрывает человеку благословения, блага, которые он мог бы получить от Аллаха, многие дурные поступки портят его репутацию и унижают его в глазах других людей, не говоря о том, что некоторые поступки – как кража или мошенничество – могут привести человека к конфликту с законом, а значит и в тюрьму. И все из-за того, что он не смог вовремя проявить терпение и поддался своей страсти! Именно этому вопросу посвящена очередная лекция муфтия Мангеры.
 
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Вассаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин. Амма баад.
 
Автор книги, которую мы продолжаем читать – имам Мухасиби, считается одним из величайших ученых в этой области (очищения сердца, борьбы со страстями), и его книга является одной из базовых, основных работ по этой теме.
 
В прошлой беседе мы остановились на следующих словах имама Мухасиби:
 
«Избегайте мест гафлята (рассеяния, отвлечения), где вы будете забывать об Аллахе, Субхана ва Тааля…»
 
Мы говорили о том, что в настоящее время это стало очень сложным для человека. Раньше можно было закрыться у себя дома и уберечься от соблазнов, но теперь средство забвения, гафлята, находится прямо в руках у человека – это его телефон, смартфон и иной гаджет. Так что ему не нужно никуда ходить для этого, можно тратить впустую свое время, сидя дома.
 
Далее имам Мухасиби говорит о зависимости человека от своих страстей, желаний. Когда его страсти толкают его на совершения греха, и он не может им противиться. С этой зависимостью каждый из нас, наверное, имел дело и знает, как это тяжело – противиться дурным желаниям, когда человек хочет стать ближе к Аллаху, Субхана ва Тааля. Это очень сложно, особенно, если человек слишком привязан к какой-то вредной привычке, какому-то занятию, если какое-то дело пробуждает в нем сильное желание, ему хочется во что бы то ни стало удовлетворить свое желание, так что он буквально становится рабом этого желания. Это одна из самых больших наших проблем.
 
Ибн Кайим, рахимахуллах, дает некоторые важные советы на этот счет. Он говорит, что если мы подумаем о последствиях, которые начнутся после совершения этого греха, постараемся вызвать у себя в уме эти последствия, то можно будет преодолеть это желание. Но проблема в том, что когда человеком овладевает это желание, ему тяжело в тот момент думать о последствиях, желание запечатывает разум человека, так что он не может думать ни о чем больше. Его разум становится как бы закрытым – это состояние подобно состоянию влюбленного, который не желает видеть никаких недостатков своей возлюбленной.
 
Так что единственным выходом может быть постоянное размышление над тем, насколько дурно это желание. Постоянно держать в мыслях его вред – именно тогда, когда человек свободен от этого желания. Разумеется, когда человек уже совершил этот грех, потом им овладевает раскаяние и сожаление, и он понимает, как это плохо. Но речь идет о том, чтобы думать об этом в какой-то нейтральный момент (ни до, ни после совершения греха). Возможно, в таком случае у нас появится отвращение к этому поступку, которое помешает нам избежать ситуаций, которые будут приближать нас к соблазну. Ибо для каждого желания существует некий побудительный мотив, толчок, с которого все начинается. Вообще, следует отметить, что две вещи обычно толкают человека к совершению греха – во-первых, какое-то напоминание о нем, когда мы думаем об этом, говорим об этом, кто-то напоминает нам о нем или предлагает нам сделать это. И второй момент – это фактор привычки. Обычно человеком завладевает та страсть, которая является привычной для него, поэтому нафс напоминает человеку об удовольствии, которое он получил и хочет получить опять. Легче совершить тот грех, который для тебя привычен, который ты уже привык совершать.
 
Недавно я читал о женщине, которая двадцать лет была в зависимости от наркотика, от героина (потом она нашла в себе силы справиться с этой зависимостью). И человек, который беседовал с ней, спросил у нее – о чем она думала все это время? Когда просыпалась по утрам, днем, вечером? И оказалось, что она не могла думать ни о чем, кроме очередной дозы, очередного укола наркотика. Просыпаясь утром, она думала о дозе героина, днем думала о ней, вечером думала о том же. Таким образом она потеряла своего мужа, своих детей. Чтобы доставать деньги для своей зависимости, она совершала разные мелкие преступления – кражи, сама продавала наркотики, много раз попадала в тюрьму, но она так привыкла к этому, что это стало уже ее образом жизни. Вот к чему может привести человека зависимость от вредных привычек.
 
Разумеется, не всякая дурная привычка является преступлением, противозаконным действием, однако во многих случаях речь идет об определенных химических процессах в мозгу человека. Когда он совершает какое-то действие, приятное для него, в мозгу у него вырабатывается гормон удовольствия, так что ему хочется совершать его вновь и вновь, поскольку у организма сохранилась память об удовольствии. Это если углубляться в устройство нашего организма – почему человеку нравится совершать те или иные действия. Просто мало кто в наше время занимается исследованием желаний и страстей человека, которые не ведут к каким-то противоправным действиям и не вредят его здоровью, поскольку тут речь уже будет идти о религиозной вере, о моральных установках, предписываемых религией. Наш мир не любит религию, отвергает ее, наоборот, человеку говорят – делай все, что ты хочешь (если это не вредит никому). Вряд ли кто-то из светских ученых будет говорить о желаниях человека с такой точки зрения – что это побуждение его низшего «я», наущения сатаны, поскольку для него это будет мистикой, фантазиями. Но мы знаем, что это не выдумка, поскольку часто какие-то желания вдруг появляются в нашем мозгу неожиданно – когда нет никаких внешних соблазнов (мы не смотрим не что-то, не слушаем ничего).
 
Ибн Кайим говорит далее, что проявить терпение против страсти, желания легче, чем потом справляться с трудностями, которые принесет с собой потакание, следование этой страсти – будь это какое-то чувство, будь это явное проявление какого-то вреда, греха. Легче избежать страсти в самом начале, чем потом справляться с последствиями этой страсти, с ее дурным влиянием, - каково бы это желание ни было. Он пишет, что следование этой страсти может для человека закончиться какой-то неприятностью или даже наказанием – если речь идет о нарушении закона (к примеру, человеку настолько захочется получить какую-то вещь, что он украдет ее, возьмет ее без спроса). Особенно, если человек живет в мусульманской стране – где определенные вещи считаются преступлением, хотя в немусульманской стране к ним проявляют лояльность.
 
То есть, здесь речь идет о разных уровнях страсти. Легче будет подавить это желание в самом начале, чем потом справляться с его последствиями, когда эта болезнь зайдет слишком далеко. Если бы каждый из нас мог сравнить некое удовольствие от следования своей страсти и трудности, неприятности, которые могут начаться потом (что я получу хорошего, а что потом для меня последует дурного), то страсть нам покажется ничтожной, мелкой, а трудности будут видны в более ясном виде. Разумеется, делать это нужно на трезвую голову – не в тот момент, когда наш разум затуманивает страсть, и мы не можем рассуждать здраво. Если мы будем чаще вызывать в уме последствия от совершения греха, то мы вряд ли станем приближаться к нему, а наоборот, будем просить Аллаха об избавлении от нее.
 
Следующий момент. Иногда мы, следуя за своими желаниями, совершая какой-то грех, таким образом теряем возможность совершить что-то полезное (к примеру, получить то же удовольствие, но дозволенным образом), которое у нас было бы, если бы мы набрались терпения. Ибн Кайим пишет, что это может быть даже пустая трата времени – человек потратит время впустую на какое-то бесполезное дело, а потом жалеет, что это время он мог бы потратить на что-то полезное. Если брать наше время – человек может подолгу впустую смотреть какие-то ролики в Ютьюбе или общаться с кем-то в ватсапе, но под конец дня он оглядывается назад и сожалеет, что потратил впустую столько времени. Но в то время, когда человек занимался этими вещами, это не казалось ему пустым делом, поскольку (если брать химические процессы) в его мозг выбрасывалось столько гормона удовольствия, что он забывал обо всем, кроме своего занятия.
 
Далее Ибн Кайим пишет, что преследуя свои желания, свои страсти, человек может терять собственное достоинство – к примеру, когда он злословит о ком-то, оскорбляет кого-то, дурно говорит о ком-то. Это унижает достоинство самого человека, портит его репутацию.
 
К примеру, человек поддался своему желанию, и это закончилось для него воровством или прелюбодеянием. От этого у человека портится репутация, у него появляется дурная слава, люди плохо о нем говорят – и все это произошло только потому, что он не сумел вовремя справиться со своими страстями, противостать своим желаниям. Для него было бы легче не пойти в казино, игорный дом в первый раз, не пойти в какое-то место, где люди занимаются прелюбодеянием – потерпеть один час (когда ему сильно этого хотелось), чем потом переносить месяцы, а то и годы последствий этих поступков, которые ему долго будут припоминать другие люди. К примеру, человек давно бросил этот грех, женился, но кто-то может напомнить ему или его жене, что вот он когда-то распутничал, общался с дурными женщинами – некоторые люди не забывают такие вещи. И даже если люди не напоминают ему об этом, все равно – он сам боится, а вдруг кто-то узнает о его прошлом, расскажет его жене или детям о том, чем он занимался когда-то. Всегда нужно думать о последствиях, о том, что будет после того, как вы сделаете что-то. И это сводится к тому, с чего мы начали – человеку нужно беречь свою репутацию, доброе имя, которое легко потерять, но потом очень сложно восстановить.
 
Ибн Кайим пишет, что поддаваясь страстям, человек может лишиться баракята от Аллаха, которое – если бы оставалось с ним – могло бы доставить ему больше радости (чем сиюминутное потакание греху).
 
Всевышний дал человеку шанс, даровал ему какое-то благо, но человек им не воспользовался и лишился многого. К примеру, по какой-то причине муж вдруг начинает плохо относиться к своей жене – ему она больше не кажется привлекательной, он видит в ней какие-то изъяны, сравнивает ее с другими, супруги отдаляются друг от друга, и это кончается разводом. Но после развода человек видит, что его жена была во многом лучше других женщин, ему казалось, что он найдет лучшую жену, но не может ее найти. Он жалеет о случившемся и хочет вернуть жену – а вернуть ее уже нельзя, поскольку уже было три развода (либо она сама обижена на него и не хочет больше жить с ним). И много таких примеров можно привести – когда мы не ценим какое-то благо, которое имеем, а потом лишаемся его и только тогда понимаем, чего мы лишились.
 
Также совершая какой-то грех, мы можем оказаться во власти низких, дурных людей. Вы попадаете в дурную компанию, где вас могут шантажировать какие-то люди, которые будут требовать у вас деньги или требовать, чтобы вы сделали что-то для них, угрожая, что расскажут о ваших делах вашим близким или передадут вас полиции. Опять-таки, вы поддались своей страсти на час, а последствия будут преследовать вас годами и выливаться во многие несчастья.
 
Дурной поступок производит в душе человека тревогу, страх, горечь, разочарование, которые не сравнимы во величине с каким-то мимолетными удовольствиями от совершения этого поступка. Так что человек долго будет казнить себя, спрашивая – зачем мне понадобилось это делать, как я мог позволить себе так поступить? Допустим, человек в порыве гнева побил свою жену. Она обратилась в полицию, в результате чего человек больше не может общаться со своей семьей, ему запрещают видеться с его детьми. То же самое – кто-то из родителей побил ребенка, после чего ему не разрешают видеться с ним. И еще много негативных примеров такого рода можно привести.
 
Подобное поведение может привести к тому, что человек оскорбит вали Аллаха, друга Аллаха, после чего Сам Аллах объявит войну такому человеку – ведь Он обещал враждовать со всеми, кто оскорбит Его любимцев. Все это также может произойти в результате того, что человек поддался эгоистичным желаниям. К примеру, праведный человек поправил его, сделал ему замечание, ему это не понравилось, и он оскорбил его в ответ. Либо мы переусердствовали в критике такого человека – он сделал что-то неправильно, ошибся, а мы за это стали говорить о нем плохо, всем рассказывать о его поступке.
 
В этом следует быть очень осторожными, нужно быть умеренными в проявлении какой-то критики, в осуждении кого-то, иначе это может плохо для нас закончиться. Если вы сделали что-то плохое в мой адрес, теоретически я имею право ответить вам равноценно. Но как измерить эту равноценность, кто определит, что было равным ответом, а что – чрезмерностью? К примеру, если вы взяли у меня десять фунтов, я могу тоже в ответ забрать у вас десять фунтов, и все, мы будем в расчете. Когда речь идет о деньгах или ином имуществе, это легко измерить. Но если вы сказали что-то дурное про меня, а я в ответ скажу что-то подобное про вас, можно сказать, что это было равноценным возмездием? Вы сказали это наедине со мной, а я сказал это же самое в большом собрании, в присутствии десятка или сотни человек, либо вообще онлайн, перед миллионами людей. Что будет лучше, а что хуже? Если вы оскорбите меня, а потом скажете – ну что ж, скажите то же самое про меня, и мы будем в расчете. Но я возьму и скажу это перед сотней человек, разве это будет то же самое, как если оскорбить человека наедине?
 
То же самое касается случаев, когда люди дают друг другу клички, насмешливые прозвища. Мы знаем из Корана, что верующим людям не подобает издеваться над другими, давать им обидные прозвища. Если такое прозвище пристанет к человеку, и все начнут называть его так же, вам будет грех за это. К примеру, вы назовете человека толстяком или долговязым (за его внешние данные). Конечно, ему это не понравится, это будет обидным, тем более, если эта кличка привяжется к нему. И каждый раз, когда кто-то будет называть того человека этим прозвищем, человеку, который первым придумал ее, будет грех за это.
 
Далее Ибн Кайим называет еще одно последствие греха, последствие от следования за своими страстями. Таким образом человек закрывает для себя возможность получения баракята от Аллаха, благ от Аллаха.
 
Самое плохое здесь заключается в том, что мы не знаем, какие блага мы могли бы получить, если бы не последовали за страстями, если бы не совершали тот или иной поступок. Но люди, которые нашли в себе силы справиться с дурными желаниями, свидетельствуют о том, сколько блага они получили после того, как отказались от своего греха. Такие вещи трудно как-то измерить, поскольку, чтобы узнать об этом, нужно прекратить совершать какой-то поступок и постараться исправиться, тогда Аллах многократно воздаст нам за наше старание. Нам известно, что грехи закрывают доступ к благословению от Аллаха, однако далеко не всегда воздерживаемся от них.
 
Сейчас я хочу рассказать вам несколько историй на подобные темы. Одна из них случилась в Османской Турции. Один султан – не помню точно, как его звали, кажется султан Мурад, он решил делать так, как делал в свое время халиф Умар (радыАллаху анху) – обходить по ночам свой город неузнанным, в облике простого человека, чтобы узнать, как живет его народ. Тогда улицы не освещались по ночам, так что можно было сделать так, чтобы тебя не узнали. Сейчас это было бы невозможно.
 
Однажды, во время очередного обхода, султан увидел какого-то человека, лежащего мертвым на земле. Но люди почему-то обходили его, проходили мимо, даже не пытаясь подойти к нему, узнать, в чем дело, позаботиться о его погребении (если он умер). В то время люди были более внимательными друг ко другу, так что подобное равнодушие – что никто не подходил к нему, не пытался понять, что с ним случилось - было весьма странным. И сейчас есть добрые, неравнодушные люди, которые не бросят человека в таком положении, а помогут ему, вызовут «скорую помощь», но, к сожалению, очень многие просто пройдут мимо. Время сейчас стало более эгоистичное, равнодушное, когда все заняты только своими делами. Тогда это было редкостью, так что султан стал спрашивать людей – почему вы проходите мимо, почему никто не поможет этому человеку? Они отвечали, что он был большим грешником – часто употреблял спиртное и посещал проституток, уличных женщин, так что мы не хотим иметь дела с таким человеком, нам нет дела до него. Мы видели, что он делал это каждую ночь – покупал спиртное в больших количествах и посещал публичный дом, где нанимал девушек.
 
Тогда султан узнал, где он живет, пошел к нему домой и стал спрашивать у его жены, - что за человек был ее муж, правда ли то, что про него говорят? Она ответила, что нет, мой муж был прекрасным человеком, большим праведником. Султан удивился – люди говорят одно, а жена – совершенно противоположное. Что вообще происходит, почему такие разные мнения об одном человеке? И жена рассказала ему, что ее муж каждый день шел зарабатывать деньги. Вечером он брал почти все, что заработал за день, покупал много спиртного, а затем выливал его в сточную канаву, в канализацию. Затем он шел в публичный дом – туда, где собирались женщины подобного рода, нанимал одну или двух девушек и говорил ей – вот твои деньги за ночь, сегодня ты можешь отдохнуть от своей работы, тебе не нужно заниматься этим. То есть, хотя бы одной или двум женщинам он старался помочь, чтобы они могли не заниматься своим постыдным ремеслом. Он делал это каждую ночь, тратя на это почти все, что он зарабатывал. Но люди не знали истинного смысла его поступков, и видя его покупающим спиртное и посещающим таких женщин, думали, что он большой грешник. Жена его, зная это, расстраивалась и говорила ему – что ты делаешь, кто придет на твое погребение, на погребальный намаз по тебе, когда ты умрешь? Но муж успокаивал ее, отвечая – не бойся, на мое погребение придет сам султан. И действительно, его предсказание сбылось – султан велел похоронить этого человека с почестями, и сам участвовал в заупокойной молитве по нему.
 
Такие вот удивительные люди были в нашем мире – но для такой жизни нужно много веры, много таваккуля.
 
Такие случаи тоже бывают – когда все думают, что человек грешник, но он оказывается скрытым праведником, и это рано или поздно обнаруживается. Но в общем, суть дела остается той же – что наши грехи перекрывают возможность доступа к нам благословений от Аллаха. Если вы сделаете над собой усилие и преодолеете свое дурное желание, вы, иншаАллах, обретете столько благословений, что они превзойдут сиюминутные радости от совершения греха. Но пока вы сами не переживете это, не проверите это на опыте, это останется только словами, обещаниями для вас. А чтобы эти слова не остались только словами, необходимо хорошо потрудиться, приложить усилия. Иногда Аллах дает человеку блага как бы авансом, стоит ему только подумать о чем-то правильном, сделать какое-то малое благое дело. Но это все-таки исключение.
 
Об этом говорится в другой истории – которая будет о настоящем грешнике.
 
В некоем городе жил человек, который был известен пьянством, другими дурными поступками. И там же был большой вали Аллаха, которому однажды приснился сон, в котором он получил повеление отправить этого пьяницу в хадж, помочь ему совершить хадж. Вали, увидев такой сон, очень удивился и решил, что это, наверное, ему просто показалось, это была какая-то случайность. Но на следующий день сон опять повторился. Шейх задумался – зачем бы такому грешнику нужно совершить хадж, чем он заслужил такую милость?
 
Надо сказать, что я часто думаю о судьбе подобных людей. Я их периодически вижу сидящими на улице и занимающимися попрошайничеством. Скорее всего, это пьяницы и наркоманы, им нужны деньги для удовлетворения их страсти. Как им можно помочь – я не знаю. Также, когда я думаю о несчастье, которое постигло людей рохинья в Бирме, я тоже не знаю, чем им можно помочь. Поэтому я прошу Аллаха – о, Аллах, дай нам тауфик поступить в этой ситуации так, как Ты хочешь, как это будет лучше всего. Конечно, мы собираем деньги на помощь таким людям, но будет ли этого достаточно, чтобы разрешить ситуацию? Так что я всегда прошу Аллаха научить меня, как лучше поступить в таком случае, как помочь таким несчастным людям. Конечно, я могу оправдать себя тем, что у меня есть свое дело, я не могу собирать деньги для таких людей, затем поехать в Бангладеш, чтобы им там помочь. Ведь это дело не на один месяц, тем более, в мире еще множество мест, где люди нуждаются в помощи. А мне нужно давать уроки, проводить лекции – поэтому я прошу Всевышнего, чтобы Он позволил мне сделать то, что будет самым полезным в такой ситуации, чтобы я мог исполнить свои обязанности по отношению к таким людям. Ведь мы всегда должны просить Аллаха о помощи.
 
Итак, этот шейх собрал деньги и отправился этому пьянице со словами – я хочу отправить тебя в хадж. Тот человек с радостью согласился, и когда он прибыл в Мекку и начал совершать намаз перед Каабой, он скончался на этом месте, во время совершения молитвы. Люди в его местности были удивлены – как такой человек удостоился подобной чести, умереть во время хаджа, в таком святом месте, если он всю жизнь провел в совершении греха? Опять-таки, они обратились к его жене – ведь домашние человека обычно знают больше о нем, чем кто бы то ни было. Жена подтвердила, что он действительно был нехорошим человеком – он не совершал намаз, не держал пост, пил и, будучи пьяным, обижал ее. Она не могла вспомнить какого-то благого дела, которое бы он совершил. Но когда она подумала, она вспомнила одно такое дело. У них были соседи – очень бедные люди, которые взяли на воспитание сироту. Ее муж обычно тратил все деньги, которые ему удавалось заработать, на разные запретные вещи, на спиртное. Но если у него оставалось хоть что-то – хотя бы несколько мелких монет, он шел к этим соседям и отдавал им эти деньги со словами: «Я надеюсь, что ради этого поступка Аллах пошлет мне хороший конец, благую смерть». И Аллах принял это его благое дело – такое вроде бы, незначительное, и воздал ему за него таким образом, которым он даже не мог себе вообразить. Разумеется, он даже не мог надеяться, что сможет поехать в хадж, поскольку у него никогда не было достаточно денег, но Всевышний использовал других людей, чтобы помочь ему в этом деле.
 
Видите, что даже за незначительное благое дело Аллах даровал человеку такое благо. Так тем более, сколько благ Он может послать человеку, который оставит свой грех.
 
И еще одно последствие от следования за страстями, которое приводит Ибн Кайим, - самое важное, наверное, заключается в том, что эти деяния, которые мы совершаем, могут стать частью нашего характера, нашей привычкой, от которой потом сложно будет избавиться. Дела порождают привычки, которые, в свою очередь, становятся чертой характера человека, его второй натурой, от которой тяжело будет отказаться. Все наши привычки – как бесцельная трата времени в социальных сетях, просматривание каких-то запретных вещей – все это может привести к таким дурным последствиям. Так что необходимо как следует осознать всю пагубность следования за этими желаниями и вовремя отказаться от них, пока они не стали для нас привычными.
 
Ранее мы приводили хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что самым главным врагом человека является его нафс, его эго, которое помещается между его двумя боками. Это самый большой враг, поскольку это враг внутренний, который помещается внутри нас. Против внешнего врага можно предпринять разные меры предосторожности, можно защищаться, можно спрятаться – но как спрятаться от внутреннего врага, который все время рядом с нами? От врага, который находится в нашем собственном теле, является частью нас самих. Многие земные правители таким образом теряли свою власть – не вследствие нападения внешних врагов, а благодаря козням врагов внутренних (которых они считали своими друзьями). Почему он называется нашим врагом – потому что мы начинаем подчиняться ему и слушаться его указаний. Наш нафс более опасен для нас, чем происки шайтана. Для защиты от последнего стоит сказать: «Аузубилляхи мина шшайтани рраджим». Но для защиты от нафса эти слова не помогут – ведь это наши внутренние проблемы (которые шайтан может только раздувать, играть на них).
 
Мы знаем, что иногда человеку бывает очень тяжело отвыкнуть от каких-то вредных привычек – от таких как пьянство или наркотики, допустим, для того, чтобы помочь в таких случаях, существуют специальные реабилитационные центры. Но далеко не все наши страсти, дурные желания считаются чем-то вредным в обычном смысле слова. Если кто-то страдает алкоголизмом, то вокруг существует множество центров помощи таким людям, но если, примеру, если у человека есть зависимость от просмотра порнографии – как ему помочь, вряд ли существуют какие-то центры помощи таким людям. Но даже если они есть, как помочь человеку, которому нравится смотреть на запретное где-то на улице – рассматривать посторонних женщин? Это общая проблема для многих молодых мужчин. Куда им пойти для избавления от этой страсти?
 
Ведь этой страсти можно поддаться где угодно – даже смотря новости по телевизору, читая статьи в журналах или газетах (там тоже есть фотографии посторонних женщин). Человеку нужно искать силы для избавления от этой страсти в себе самом, - воспитывать в себе силу воли, чаще бывать в мечети, посещать какие-то программы или конференции, где не будет посторонних женщин, запрещать себе смотреть по сторонам лишний раз. Даже если человек отправится в хадж, его может подстерегать там эта опасность – ведь там мужчины и женщины перемешаны между собой, все находятся бок о бок друг с другом. Ученые обычно предупреждают молодых людей, которые едут в хадж, чтобы они были осторожны с этим, не смотрели по сторонам, не смотрели бы на женщин, поскольку таким образом можно лишиться всех наград, которые они там могут обрести.
 
Ученые пишут также, что если человек сумеет справиться со своей страстью семь раз, то дальше ему будет легче с ней справляться. Каждый раз, когда он чувствует побуждение сделать нечто, ему следует отталкивать это желание, и так до семи раз. После этого, говорят они, у него исчезнет само ощущение, что мне необходима эта вещь, мне нужно это сделать, я без этого жить не могу. Человек увидит, что ничего плохого с ним не случилось, если он это не сделал, наоборот, он почувствовал себя лучше, что отказался последовать за своей страстью.
 
Один из муфассиров (толкователей Корана) так объяснял аят «Поистине, человек создан слабым». Разве вы не видели мужчину, который с интересом, со страстью смотрит на каждую постороннюю женщину – даже если она никогда не будет принадлежать ему (к примеру, она уже замужем, либо она никогда не будет его женой по разным причинам). Человек знает это, однако продолжает смотреть на всех проходящих мимо женщин – вот как он слаб! Вот в чем выражается его слабость.
 
Пусть Всевышний Аллах укрепит нас, позволит нам вырвать, выкорчевать эти дурные желания, страсти из нашей жизни. Ибн многие люди искренне желают стать лучше – они регулярно совершают молитвы, держат посты, платят закят, дают садаку, ездят в хадж, избегают больших грехов (как пьянство или прелюбодеяние). Но тем не менее, они подвержены каким-то мелким слабостям (вроде разглядывания чужих женщин) – хотя это мы так говорим, что они мелкие, на самом деле они могут быть такими же вредными и разрушительными для нас.
 
Пусть Всевышний Аллах позволит нам удалить все эти слабости из нашей жизни ради Его довольства, ради возможности быть в Раю. Амин.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков