Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 44. О необходимости придерживаться умеренности во всем
Маджлис 44. О необходимости придерживаться умеренности во всем
В этой лекции муфтий Абдуррахман предупреждает нас о необходимости придерживаться умеренности во все...
3 871
16 августа, 17

Маджлис 44. О необходимости придерживаться умеренности во всем

3 871
16 августа, 17
В этой лекции муфтий Абдуррахман предупреждает нас о необходимости придерживаться умеренности во всем. Если человек неумеренно предавался различным сомнительным и запретным вещам, но потом оставил их и так же неумеренно посвятил себя поклонению, всегда есть опасность, что у него не хватит силы воли, он устанет и опять начнет совершать грехи. Так что приучать себя к благим делам нужно постепенно. Также для укрепления силы воли необходимо не просто отказаться от запретных удовольствий, но переключить желания и стремления нашего нафса на полезные интересы и занятия, лучшим из которых является получение религиозных знаний.
 

О необходимости придерживаться умеренности во всем

 
Альхамдулиллях Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
 
Один из способов сохранить постоянство (стабильность) в этой жизни – это сохранять умеренность во всем в этой жизни. Одна из причин, почему человек не может сохранять стабильность – это чрезмерность в чем-то, нечто, что начинает воздействовать на вас. Под чрезмерностью я понимаю что-то такое, с чем человек не может справиться – будь это проблема физического порядка, либо проблема духовного плана, с чем не может справиться сердце человека. Это могут быть вещи двух порядков – либо что-то неестественное, либо что-то, что овладевает сердцем или нафсом человека. Это также относится к совершению множества грехов – что также неестественно для человека, человек не может столько грешить по своей природе. И когда человек увлекается совершением греха – то чем более вначале он получает от него удовольствие, удовлетворение, тем более он затем чувствует себя плохо, испытывает чувство вины. Когда он старается оставить свой грех, ему бывает очень сложно сделать это, поскольку если он совершал его в течение многих лет, этот грех пустил глубокие корни в его сердце.
 
С другой стороны, случается, что человек оказался под впечатлением религиозных лекций либо прочитанной религиозной литературы, захотел стать лучше, и стал совершать много поклонения. Обильное поклонение – это очень хорошо, многие желательные вещи нам известны из опыта благочестивых людей, но следует приучать себя к нему постепенно. Иначе такое обильное поклонение станет тяжелым бременем для сердца и для нафса. Когда вы хотите полностью отказаться от какой-то вредной привычки, вам будет очень тяжело это сделать, поскольку ваш нафс уже привык к этому запретному удовольствию, так что отказ от нее потребует от вас большой силы воли.
 
С одной стороны, у нас есть наш нафс и наши желания, с другой стороны у нас есть наша сила воли, с помощью которой мы можем ограничить наш нафс и контролировать его. Но мы замечаем, что тем более мы подавляем наш нафс (в каких-то желаниях), тем более ненасытным он становится, чем более мы стараемся его контролировать, тем более он выходит из-под контроля. В этом разница между нафсом аммара (нафсом повелевающим – который толкает нас на грех) и нафсом лаввама (нафсом укоряющим – который укоряет нас за совершение грехов), сердцем, которое познало Аллаха и сердцем, которое не получило этого понимания. (Когда мы говорим, что такой-то человек не познал Аллаха – это не значит, что он неверующий. Он может верить в Аллаха, но у него нет ясного понимания, что Аллах видит его в каждый момент времени, нет постоянного самоконтроля и анализа своих поступков).
 
Все это мы говорим к тому, что как чрезмерное совершение грехов, так и чрезмерное увлечение поклонением (помимо обязательного) может оказаться чрезвычайно тяжелым для духовного состояния, для сердца человека. Так что наше стремление к добру и благочестию следует выполнять умеренно, постепенно. Равно как эти усилия требуют от человека постоянной силы воли – постоянных усилий (которые, разумеется, невозможны без божественного руководства, без божественного вмешательства – то, что мы называем тауфиком от Аллаха). У некоторых людей очень слабая сила воли, так что им требуется очень большой тауфик. Всем нам нужна помощь Аллаха, но некоторым людям – чтобы измениться к лучшему, необходимо какое-то сильное внешнее вмешательство, какое-то событие, которое подтолкнет их к изменению. Им тяжело найти эти силы внутри себя.
 
Внутри нас постоянно идет борьба между нашей силой воли и нашим нафсом. Наш нафс постоянно увлекается тем, что происходит вокруг него – ему нравится, когда мы много общаемся на посторонние вещи, много едим, смотрим на запретное или делаем что-то запретное. Так что, если человек вдруг захочет резко отказаться от всего этого, прекратить эти занятия, можно себе представить, как это будет тяжело для него. В этом случае от человека потребуется напряжение всей его воли – чтобы постоянно сдерживать себя, призывать свой нафс к скромности, к умеренности. И как нам усилить, увеличить свою силу воли – вот в чем вопрос. Поскольку наш нафс постоянно требует пищи для себя – чтобы мы совершали то, что ему нравится (и чем больше, тем лучше). Особенно это проявляется у людей, которые еще не научились контролировать себя, свои действия. Их нафс постоянно требует пищи, требует различных удовольствий.
 
И если мы хотим отказаться от вредных привычек, нам следует переключить наш нафс на что-то полезное, приучить его получать удовольствие от полезных вещей. Поскольку наш нафс привык стремиться к чему-то, у него постоянно возникают разные желания, то нам необходимо постоянно занимать себя чем-то, найти какое-то полезное, интересное занятие, какое-то хобби – лучше всего, если это будет какое-то занятие, связанное с религией. Если мы будем получать такое же удовольствие от поклонения – это прекрасно, но для большинства из нас такое резкое переключение себя на постоянный ибадат может стать непосильной тяжестью. Поэтому лучше если это будут занятия, связанные с религией, но разнообразные – к примеру, мы найдем себе праведных друзей и будем общаться с ними; станем волонтерами и будем заниматься благотворительностью, помогать людям; пойдем получать знания в медресе и т.п.
 
Если мы откроем какую-то социальную сеть (Твиттер, Фейсбук) и просмотрим профили различных людей, мы заметим, что каждый из них наполняет свою ленту новостей материалами, которые будут примерно на какую-то одну тему (которая каждого из них интересует). Молодые люди и девушки, к сожалению, часто наполняют свои странички рассказами о своем увлечении кем-то (из противоположного пола), либо призывами к своеволию, к непослушанию родителям (жалуются, что родители не понимают их, не разрешают им того или другого). Некоторые пишут – моя будущая возлюбленная (возлюбленный) должны обладать такими-то качествами, быть такой-то и такой-то внешности (видимо, рассчитывая на знакомство). И таким образом люди тратят по несколько лет на подобные разговоры. Поэтому, как мы уже сказали, чтобы отказаться от подобного пустого времяпрепровождения, нам необходимо какое-то полезное хобби.
 
Я знаю многих успешных людей – которые много добились на поле религии, некоторые из них даже мои хулафа (наместники, представители суфийского шейха), но они не были такими благочестивыми с детства. Альхамдулиллях, я вырос в религиозной семье, среди моих родных были алимы, я поступил в медресе примерно в 11 лет – то есть, я очень рано посвятил себя религиозной деятельности. Но эти мои друзья посвятили себя религии в 20, а то и 30 лет – некоторые из них вообще не были мусульманами от рождения, а только приняли Ислам. Однако, они добились больших успехов, поскольку приложили много усилий в деле изучения религии. Подобные занятия помогут вам занять свое время полезной деятельностью, переместят ваши интересы с вредных вещей на полезные.
 
Но вопрос состоял в том – как увеличить силу воли? Это требует вдохновения, воодушевления. Я видел многих людей, которые ходили сюда несколько недель, старались совершать зикр, но потом оставляли это, поскольку у них не было регулярного воодушевления – они не подкрепляли свою силу воли общением с правильными людьми, пребыванием в религиозном обществе. Наша сила воли требует от нас постоянного подкрепления. Я знаю многих людей, которые старались изо всех сил отстраниться от запретного, совершали зикр, занимались ибадатом. Но через какое-то время их силы ослабевали – поскольку мы человеческие существа, нам свойственна усталость. И хотя они тратили огромное количество усилий на то, чтобы полностью посвятить себя ибадату, начинали совершать огромное количество желательных поклонений, но у них не хватило духовных сил, чтобы быть постоянными в этом, поскольку такая резкая перемена требует очень большой силы воли. Если резко начать подавлять свой нафс, он рано или поздно взбунтуется. Наш нафс – это очень сильная вещь, которая имеет большую власть над нами, так что, если начать чрезмерно подавлять его, не оставляя ему никакой возможности для отдыха, он восстанет против нас. Я знаю многих людей, которые не могли долго выдержать такой режим – несколько недель, может быть, месяцев, и они ослабевали. Часто это происходило, поскольку они продолжали находиться в таком же окружении, что и раньше. Многие грехи очень сложно оставить: к примеру, употребление спиртного или курение. Молодым людям, которые находились друг с другом в запретных отношениях, следует постараться вступить в брак, чтобы избежать греха. Если они будут продолжать общаться вне брака, они рано или поздно совершат запретное.
 
Так что в таком случае нам нужно постоянно просить Аллаха дать нам тауфик. Здесь мы говорим об обычных людях – не об избранных, которым Аллах сразу дает очень много сил для полного отказа от запретного.
 
Один из ученых – шейх Заррук – который много писал о том, как воздерживаться от запретного, говорил, что даже если вы в течение нескольких лет не совершали какого-то греха (который вы часто совершали в прошлом), не следует думать, что вы можете находиться в том же обществе (с кем вы его совершали) без вреда для себя. Поскольку внутри нас постоянно присутствует такой дурной товарищ – который будет склонять нас к этому греху – это наш нафс.
 
Многие люди, которые отказались от употребления спиртного или курения, через какое-то время чувствовали запах вина или сигарет, и у них просыпалось опять желание совершить этот грех. К примеру, если человек курил, а потом оставил эту привычку, когда у него случается что-то неприятное в жизни, он может опять начать курить – поскольку он помнит, какое удовольствие приносило ему курение, как оно успокаивало его. И только в том случае, если осознание вреда от курения будет в его сознании превосходить память об удовольствии от курения, он сможет преодолеть себя. Его сила воли должна напомнить ему о вреде от сигарет, иначе он может начать курить во второй раз – а бросить в этом случае будет гораздо сложнее.
 
Ученые пишут, что вложенное в нас естество, фитра, может помочь нам отстраниться от греха, но проблема в том, что наше естество испорчено. Если человек не употреблял спиртного много лет, его сердце все равно помнит удовольствие от его употребления. В таком случае очень важно полностью поменять свой образ жизни – на более религиозный, заняться чем-то, что будет полностью занимать наше время. Если мы занимали до этого себя запретными развлечениями, нам следует полностью занять себя, чтобы у нас не оставалось времени ни на что запретное. Если человек вступал в запретные отношения, ему следует жениться. И самое полезное, чем вы можете занять себя – это получение знаний. Это занятие дает вам постоянно вдохновение – когда вы открываете для себя Коран или хадисы, начинаете изучать их смысл. Вы все более и более погружаетесь в смысл религиозного знания и таким образом становитесь все ближе к Аллаху, Субханаху ва Тааля. К вам поступает постоянный поток вдохновения, что усиливает вашу силу воли. И разумеется, более правильно учиться не самому, не в одиночку получать знания, но посещать регулярные занятия – когда вы будете ощущать контроль, будете находиться в классе, среди таких же студентов.
 
Если вы занимаете все ваше время зарабатыванием денег, это, конечно, тоже занимает ваше время, но вы не делаете ничего полезного для ахирата. Если же вы получаете знания, вы не только занимаете себя, но получаете много пользы для будущей жизни. К примеру, в Брэдфорде у нас есть вечерние занятия, которые продолжаются с 9 до 11-12 часов вечера, это очень позднее время. Но я знаю людей, которые учились таким образом 5-6 лет, так что прошли полный курс алима. Я не призываю всех поступать подобным образом (не все это могут), но делайте то, что в ваших силах. Пусть у вас помимо вашей работы, которой вы посвящаете 8-9 часов в сутки, будет еще получение религиозных знаний. Если же вы уже достигли уровня алима (и даже учите кого-то), все равно не прекращайте получать знания.
 
Человеческие существа нуждаются в постоянном получении знаний. Почему сахабы столь многого достигли? Почему у них была такая твердость веры? Потому что они постоянно получали знания, что занимало все их время. Как, к примеру, поступал Умар (радыАллаху анху)? Он договаривался с кем-то из сподвижников, что они будут учиться по очереди. Один день Умар шел на заработки, а этот сподвижник оставался получать знания, в другой день, наоборот, тот человек шел по своим делам, а Умар (радыАллаху анху) оставался учиться (а затем они пересказывали друг другу то, что они выучили в это время).
 
В наше время это гораздо легче – если средства для записи информации. Так что нам может помешать только наша лень. Вы можете прослушать одну и ту же запись несколько раз, повторить какое-то место (которое вы не поняли) – делать с ней, что хотите. Аллах облегчил нам получение знаний. Если вы не можете пройти полный курс алима, получите хотя бы начальные знания. Таким образом у вас будет постоянный источник вдохновения, постоянная пища для души. Ваша сила воли будет усиливаться, желания вашего нафса обратятся на иные мотивы, иные цели в жизни. Если же вы будете много времени тратить впустую, сидя дома и ничего не делая, тогда вам будет чрезвычайно сложно отказаться от совершения греха. Поскольку ваш нафс будет очень ленивым, ему не захочется ничего делать, к чему-то стремиться – он будет получать удовольствие от бесконечного просмотра телевизора, где будет показываться нечто запретное.
 
И как я уже сказал, некоторые люди впадают в крайности. Они сначала обременяют себя многочисленными поклонениями, но затем оставляют их от усталости и опять начинают совершать грехи. Поскольку в их жизни не было середины, умеренности. Но такое (если вы не выдерживаем и впадаем в грех), конечно, не должно заставлять нас впадать в отчаяние – нам следует совершить таубу и опять продолжать наши усилия.
 
Пусть Аллах Всевышний дарует нам тауфик, пусть Аллах поможет нам соблюдать баланс в нашей жизни – ибо баланс весьма важен для нас. Пусть Он изменит наши желания, наши устремления – направит нас к тем вещам, которые принесут нам пользу.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков