Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 48. О важности постоянного поминания Аллаха
Маджлис 48. О важности постоянного поминания Аллаха
Данный урок посвящен очередному примеру того, почему для человека так важно постоянно поминать Аллах...
7 070
20 сентября, 17

Маджлис 48. О важности постоянного поминания Аллаха

7 070
20 сентября, 17

О важности постоянного поминания Аллаха

 
Данный урок посвящен очередному примеру того, почему для человека так важно постоянно поминать Аллаха. Человек, который забывает об Аллахе, забывает и о самом себе, забывает о своем истинном предназначении в этой жизни. Аллах не позволит ему познать самого себя в подлинном смысле этого слова. Он может заниматься удовлетворением своих мирских нужд, но забудет о самой важной вещи, ради которой он был создан, о поклонении Аллаху и благодарности Ему. Также муфтий говорит о сладости и удовольствии, которые приносит поминание Аллаха – большие праведники называли это «земной Рай», Рай, которого человек достигает уже в этой жизни.
 
Альхамдулиллях Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
 
Ибн аль-Кайим в своей книге приводит подробный список из 70 пунктов о различных достоинствах зикра – перечень той пользы, которую получает человек, который поминает Аллаха, Субханаху ва Тааля. На предыдущих уроках мы разобрали 33 из этих пунктов. Сегодня мы продолжаем перечислять их. Этот пункт в любом случае крайне полезный ля нас.
 
Итак, 34-ый пункт гласит:
 
«Постоянное, регулярное поминание Аллаха, сосредоточенность на Его поминании, не позволит человеку забыть Аллаха, Субханаху ва Тааля».
 
А в чем польза этого, почему человек не должен забывать Аллаха? Почему человек не должен прекращать поминать Аллаха? Потому что тот человек, который прекратил поминать Аллаха, будет несчастен как в этой жизни, так и в будущей. Отстранение от зикра навлекает на человека к несчастью в этой жизни и в будущей. Если человек забудет Аллаха, то Аллах заставит его забыть самого себя. Как сказано в Коране:
 

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ أُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

 
Не будьте вы (о, верующие), подобны тем, которые забыли Аллаха, и (по этой причине) Аллах заставил их забыть самих себя (Сура 59: 19).
 
Почему так сказано? Ведь обычно человек может забыть все, что угодно, но только не самого себя. Все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем для себя, прежде всего.
 
Это нужно понимать в том смысле, что человек забывает реальную цель своей жизни, истинное понимание себя. Всякий человек, который забывает Аллаха, забывает о том, что приносит ему реальную пользу в этой жизни – в понимании этого и будущего мира. Поэтому Аллах предупреждает верующих – не уподобляйтесь людям, которые забыли Аллаха, за что Он заставил их забыть о первостепенных вещах в этой жизни. Возможно, они будут искать пользу в разнообразных вещах этого мира, но не помнят об Аллахе. Они называются в Коране фасиками, грешниками. Когда человек забывает Аллаха, Он забывает о своих истинных нуждах и потребностях. Он будет думать о чем угодно еще – но не о том, что ему действительно нужно.
 
Шейх Ибн Кайим приводит такой пример здесь. Что у человека было поле (которое он унаследовал от родителей), на котором он выращивал свой урожай. Но потом случилось, что он решил заняться торговлей, каким-то бизнесом. И так увлекся этим делом – решил, что его доход приходит из этого бизнеса, что он забыл про свое поле (которое на самом деле приносило ему реальную пользу, реальную выгоду). Через какое-то время что-то случилось с его торговлей, и он потерял ее. Но поскольку он забыл про свое поле, свой участок земли, не занимался им, то он также перестает получать пользу от него и разоряется вконец. То есть, человек увлекся какими-то второстепенными вещами, забыв о том, что приносит ему реальную пользу.
 
Подобным образом дело обстоит с нами – мы получили в наследство ахырат, будущую жизни посредством того, что мы родились в мусульманских семьях. Но случается так, что мы начинаем заниматься чем-то мирским, увлекаемся мирскими вещами – работой, приобретением (считая, что истинная польза придет оттуда), что забываем об истинной цели своей жизни.
 
Есть только один путь защитить себя самого – постоянно заниматься поминанием Аллаха, постоянно чувствовать зависимость от Аллаха, Субханаху ва Тааля – когда язык человека постоянно занят поминанием Аллаха. Это важнее всего в этой жизни – всего, что человек может считать важным в своей жизни. Поминание, зикр, подобен воде во время жажды, или одежде, которая защищает человека от холода. И мы постоянно нуждаемся во всем этом. Более того, поминание Аллаха даже более важно, чем вода, в которой мы нуждаемся постоянно, более важно, чем одежда, которой мы покрываем свое тело. Это нужда более высокого уровня. Почему так? Шейх пишет, что отстранение от поминания Аллаха ведет к разрушению души человека, что гораздо хуже, чем разрушение, причинение ущерба телу. Разумеется, это имеет смысл только для того человека, который верит в будущую жизнь, поскольку человек, который верит в будущую жизнь, понимает ценность духовной жизни.
 
Далее шейх Ибн Кайим замечает, что даже если бы в поминании Аллаха не было бы никакой иной пользы, кроме этой (что если человек помнит об Аллахе, он не забывает себя – смысла своей жизни), то мы бы получили огромную пользу от него.
 
В нашей жизни многие вещи могут служить нам напоминанием: иногда что-то не получается, с нами происходят неприятности; иногда мы слышим какое-то поучительное напоминание, какую-то полезную историю – и тогда мы задумываемся над смыслом своей жизни. Тогда мы задумываемся о себе – мне нужно подумать о себе, о своей душе. Люди иногда удивляются, что они продолжают задумываться о своей жизни, чувствуют себя виноватыми, и это происходит с утра до вечера – и все благодаря поминанию Аллаха, Субханаху ва Тааля. Такое благословение, такой дар нам дает зикр Аллаха. Если человек задумывается о своей душе – даже если он совершает грехи, все равно – к концу дня он чувствует себя виноватым, раскаивается, сожалеет об этом. Что говорить о человеке, который старается избегать греха. Вот каковы плоды, польза зикра Аллаха. Поминание Аллаха – пусть вы занимаетесь этим пять-десять минут в день, - вы задумываетесь в это время о себе и своей душе. Даже если вы отвлекаетесь во время зикра, все равно он приносит вам какую-то пользу. Это самая основная вещь, о которой нужно помнить.
 
Шейх пишет:
 
«Если человек забывает об Аллахе, и тогда Аллах заставляет человека забыть самого себя в этом мире. И тогда Аллах оставляет человека без помощи, «забывает» о нем в будущей жизни».
 
Все это взято из Корана – все эти советы. В другом месте в Коране Аллах говорит:
 

 وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا

 
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, то, поистине у того будет тесная жизнь» (Сура 20:124)
 
Это значит, что в жизни у него будет мало благословений, милостей Аллаха. Возможно, у вас будет много материальных благ, вы будете иметь все, что пожелаете, но в вашем сердце не будет радости от этого.
 

 وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى 

 قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا 
 قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى
 
«И в День Воскресения Мы воскресим его слепым». Скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, ведь я (в земной жизни) был зрячим?». (Аллах) скажет (ему): «Так приходили к тебе Мои знамения, и ты забыл их (отвернувшись от них) – так сегодня ты будешь забыт» (Сура 20:125-126).
 
Подразумевается, что теперь человек будет подвергнут наказанию, будет оставлен в Аду, и никто не избавит его от этого.
 
Когда человек забывает об Аллахе, это означает, что он также оставляет чтение Корана. Любое забвение Аллаха означает небрежность к поминанию Его – в том числе и путем чтения Корана. Поскольку основное поминание Аллаха совершается путем чтения Слова Аллаха, чтения Корана. Если вы поминаете Аллаха, вы читаете Коран (если вы понимаете его смысл), размышляя нам ним, сосредоточиваясь на прекрасных Именах Аллаха и Его качествах, вы подчиняетесь повелениям Аллаха и размышляете об Его знамениях. Таковы должны быть наши отношения с Аллахом, Субханаху ва Тааля: мы поминаем Его имена, мы читаем Его Книгу, мы размышляем над Его атрибутами, качествами, мы повинуемся Его повелениям, мы благодарны за Его дары, и мы видим Его знамения в жизни.
 
Человек, который отказывается от поминания Аллаха, лишает себя всех этих вещей. Возможно, он хочет читать Коран, но он не находит времени для этого. У него нет времени задумываться о своей жизни – для чего он живет, какой смысл всего этого? Он не благодарит Аллаха за все, что Он дает ему в этой жизни. Все это является следствием отказа человека от зикра, от поминания Аллаха.
 
Что Аллах хочет сказать нам в этом аяте:
 

 وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا

 
«Кто отворачивается от Моего Напоминания»
 
– кто отворачивается от Моей Книги, кто не повинуется Моим повелениям, кто не размышляет над Моими знамениями, кто не понимает смысла Корана, – «его жизнь будет тесной», то есть, его будут постигать наказания.
 
Слово ضَنكًا (данка - данкун) означает разнообразные неприятности, трудности и испытания. Некоторые комментаторы понимают это слово как испытания в могиле, в загробной жизни (в Барзахе – промежуточном состоянии между смертью и Судным днем). Но истинный смысл в том, что в него (это понятие) включается и земная жизнь, и будущая. Во всех этих состояниях человека будут преследовать испытания.
 
Что же касается человека, который был постоянен в поминании Аллаха, его жизнь будет благословенной, в Барзахе и в ахырате он получит награду за это.
 
Представьте, что будет, если вы будете регулярно читать Коран, размышляя над смыслом прочитанного. Даже если человек читает Коран регулярно, не понимая его смысла, его жизнь будет улучшаться, поскольку в нем скрыто много блага. Очень многие ученые говорили, что, если человек будет читать Коран регулярно, этого будет достаточно для него. Поскольку это самый сильный вид зикра (поминания Всевышнего) – даже если человек делает это, не понимая его смысла. Очень многие не-арабы делают хифз, заучивают Коран, не понимая его смысла, не вдумываясь в него. В этом тоже много пользы, но, однако они лишаются пользы размышления над его смыслом. Особенно в Рамадан многие из нас стараются прочитать как можно больше из Корана, не сосредоточиваясь над прочитанным. Таким образом мы лишаем себя многих благ.
 
В другом аяте сказано:
 

مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

 
«Кто совершает благое в этой жизни (будь) он мужчиной или женщиной, и (при этом) (будучи) верующим, Мы непременно одарим его жизнью благой  и, непременно, воздадим Мы им (в Вечной жизни) наградой их за лучшее из того, что они совершали» (Сура 16:97).
 
Кто-то из нас может сказать – ну вот я совершаю зикр, почему же моя жизнь не улучшается? Но ведь до этого мы, возможно, годами совершали грехи, которые полностью подчинили себе нашу жизнь. Так что наша жизнь не может измениться во мгновение ока (особенно это касается таких «внутренних» грехов как отсутствие ихляса или гордость, тщеславие).
 
Представьте себе, что вы стали владельцем большой фирмы, которая вся пронизана коррупцией на всех уровнях. Это же касается политики целых стран – многих стран третьего мира это касается. И к власти приходит новый президент или премьер-министр, которые хотят изменить эту систему. Им будет чрезвычайно трудно это сделать – когда каждый уровень в государстве пронизан коррупцией. Это как вирус или бактерия, которые проникли в каждый уровень. Я не буду называть сейчас какие-то конкретные страны, но это существует в действительности. Так что для изменения подобной системы нужно выдержать целую битву – и будет счастьем, если получится что-то здесь изменить.
 
Таким же образом обстоит дело и с поминанием Аллаха – нужны постоянные усилия, постоянные изменения, тогда постепенно, понемногу дело будет двигаться. Шайтан действует в нашей жизни на каждом уровне. Поэтому нам так трудно достичь ихляса – что в течение очень долгого времени в нашей жизни не было ихляса. Так же как в нашем примере – если человек привык брать взятки, совершать притеснения в течение долгого времени, и вдруг он захочет прекратить это, ему будет очень трудно это сделать, особенно если все вокруг него это делают. То же самое происходит с нашим поминанием Аллаха. Если не будет помощи от Аллаха, мы не сможем измениться.
 
Я приведу вам другой пример. Как-то раз мне пришлось работать в одной мечети, политику которой нам хотелось бы изменить. На протяжении трех лет мы старались это сделать, и когда уже решили, что это невозможно, мы уже отчаялись, но в этот момент пришла помощь от Аллаха. Появились люди, которые стали помогать нам, и ситуация изменилась.
 
Таким же образом дело обстоит и с нашей жизнью. Аллах желает помочь нам, Его помощь рано или поздно придет, но Он хочет, чтобы мы также прикладывали усилия, чтобы мы поняли, что ничто в жизни не дается без усилий. Если мы совершаем зикр, и ничего не меняется в жизни, нужно помнить, что мы портили свою жизнь на протяжении очень долгого времени. Нам следует постоянно просить Аллаха о помощи, совершать усилия, отстраняясь от харама, – даже если мы будем совершать ошибки время от времени (особенно, если мы продолжаем находиться среди неподходящего окружения). И через какое-то время мы почувствуем изменения, независимость от каких-то вредных привычек или дурных поступков. Нам следует постоянно просить Аллаха о помощи и не отчаиваться – Он хочет посмотреть, сколько усилий мы приложим для достижения результата. Это может занять и два года, и десять лет. И возможно только в Судный день мы это увидим (плоды нашего усердия). Тогда мы скажем Аллаху: «О, Аллах, я старался. Я старался избавиться от моих грехов. Я не добился больших результатов, но я старался. Я делал то-то и то-то». Только в тот момент мы увидим, к чему привели наши усилия. Поскольку если мы отчаемся и будем замечать только наши недостатки – что у меня нет ихляса, я грешу в том или в этом, и в конце концов перестанем стараться, к чему это приведет? К еще большим грехам. У нас нет вариантов, не иного выбора (кроме как прилагать усилия). Об этом нам говорят и Аллах, и Его Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) – что мы увидим плоды наших усилий.
 
Я знаю, что нас могут приводит в отчаяние истории о больших праведниках – которые практически никогда не совершали грехи. Очень мало кто из людей может сказать – «я никогда не совершал грехи». Эти люди были гораздо чище, чем кто-либо еще. Есть истории о праведниках, которые совершали какой-то грех раз в жизни, а затем каялись в нем на протяжении всей жизни, по сорок-пятьдесят лет.
 
Есть хадис, где говорится, что, когда сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) пропускали хотя бы одну десятую часть из того, что они должны соблюдать из религии, они считали себя погибшими. Но когда-то придет время, когда людям будет достаточно соблюдать хотя бы десятую часть из религии, чтобы быть спасенными. Я не думаю, что сейчас именно это время, но мы все видим, как наше время отличается от времени жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Мы находимся где-то посредине между этими крайностями. Шайтан не оставляет попыток внести смятение в наши мысли – именно в этом сущность Иблиса. Но в конце времен Аллах покажет нам результат наших усилий. Аллах оценивает даже наши усилия – ибо Он Шаккарун Халим. Шаккар означает того, что крайне признателен, благодарен. Халим – это тот, кто снисходителен к недостаткам, тот, кто смотрит не на недостатки, но на положительные моменты, на позитивные усилия.
 
В другом аяте сказано: «Те, кто будут постоянны (в совершении благих дел), Мы вознаградим их за лучшее, что они совершали».
 

وَالَّذِينَ هَاجَرُواْ فِي اللّهِ مِن بَعْدِ مَا ظُلِمُواْ لَنُبَوِّئَنَّهُمْ فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَلَأَجْرُ الآخِرَةِ أَكْبَرُ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ

 
«А те, которые переселились ради Аллаха, после того как их притесняли, – Мы обязательно поселим их в (этом) мире в прекрасное (место), и конечно же награда Вечной жизни – больше, если бы они знали (это)» (Сура 16:41)
 
Те верующие, которые старались следовать религии Аллаха, и их притесняли за это в какой-то местности. «Если бы они знали это» - понимали эту разницу, им было бы легче сделать этот шаг (переселиться в иное место). Даже тому человеку, которого преследуют, ему нелегко совершить хиджру ради Аллаха, Субхана ва Тааля. Да, если бы он знал, что где-то еще есть лучшая жизнь – лучшие возможности для жизни, для работы, у него было бы больше стимулов совершить хиджру.
 
Если человек делает это – переселяется ради Аллаха, он непременно обретет благо в этом месте (как, к примеру, переселились первые мухаджиры из Мекки в Медину ради Аллаха – и все они преуспели после переселения).
 

 وَأَنِ اسْتَغْفِرُواْ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُم مَّتَاعًا حَسَنًا إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى وَيُؤْتِ كُلَّ ذِي فَضْلٍ فَضْلَهُ وَإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنِّيَ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ كَبِيرٍ

 
«И чтобы вы просили прощения (вашим грехам) у вашего Господа, а затем обратитесь с покаянием к Нему, и Он наделит вас благим даром до определённого предела [до окончания вашей жизни] и дарует каждому достойному своё достоинство [ту награду, которую он заслужил]» (Сура 11:3)
 

 قُلْ يَا عِبَادِ الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا رَبَّكُمْ لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا فِي هَذِهِ الدُّنْيَا حَسَنَةٌ وَأَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةٌ إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ

 
«Скажи: «О, рабы Мои, которые уверовали, остерегайтесь вашего Господа! Тем, которые творили добро в этом мире, (будет) добро (и в Вечной жизни), и (ведь) земля Аллаха пространна. Поистине, терпеливым будет дана их награда (в Вечной жизни) без счета!» (Сура 39:10).
 
Во всех этих аятах Аллах говорит о людях, которые поминали Его. Те, которые творили добро в этом мире искренне, они получат благо в будущей жизни. У них будет благо как в этой жизни, так и в будущей. У человека, который не творил благо, в сердце будет темнота, он никогда не добьется успеха, никогда не будет совершенно счастлив. У него всегда будут проблемы, нестабильность, неудовлетворенность – даже если в материальном плане у него будет все, что он пожелает.
 
Ибн Кайим передает от своего учителя Ибн Теймийи:
 
«В этой жизни есть свой Рай. Кто не войдет в Рай в этой жизни, он не окажется в Раю в будущей жизни».
 
Очевидно, что он говорил о поминании Аллаха, Субханаху ва Тааля.
 
Ибн аль-Кайим сказал:
 
«Однажды Ибн Теймийя сказал мне: «Что мои враги могут сделать мне? Мой райский сад находится в моем сердце (я нахожусь в Раю, где бы я ни был). Куда бы я ни пошел, мой Рай останется со мной. Земные неприятности для меня не имеют значения. Если они заключат меня в тюрьму, я найду уединение в моем собственном Раю. Если они убьют меня, это станет для меня мученичеством (шахада). Если они изгонят меня из этой земли, это станет переселением для меня».
 
Считается, что он произнес эти слова, когда его заключили в тюрьму. И его тюрьма находилась рядом с мечетью – между ними была одна стена. Так что он сказал:
 
«Вы поместили меня в такое место, где спереди меня находится милость, а позади меня – наказание».
 
То есть, находясь даже в таком месте человек может чувствовать себя спокойным и удовлетворенным. Это показывает, что происходит, если человек находится в постоянной связи с Аллахом, Субханаху ва Тааля. Он всегда видит самое лучшее в своем положении, поскольку Аллах сделал его счастливым. Поскольку его сердце всегда связано с Аллахом – у них безлимитный вай-фай. Каждый человек, который пережил подобный опыт, может быть в самой худшей ситуации, но он чувствует эту радость в любое время.
 
Ибн аль-Кайим писал:
 
«Хвалите Аллаха, который сделал некоторых Своих рабов обитателями Рая до того, как они окажутся в истинном Раю. И Он открыл для них двери Рая в этой жизни в их делах и ощущениях. И Он показал им блага Рая и даровал им почувствовать аромат Рая уже в этой жизни».
 
Поэтому некоторые арифы (познавшие Аллаха) говорили:
 
«Если бы правители этого мира и их приближенные могли бы испытать то, что мы чувствуем, то они оставили все и сражались бы за эти блага».
 
Поскольку сильные мира сего обычно стараются захватить силой, забрать то, что им нравится в этой жизни. Если бы они знали об этом опыте близости к Аллаху, они бы сражались за его обладание – но, к сожалению, они никогда не переживали этого опыта.
 
Другой ариф сказал:
 
«(Есть) люди, которые обделены в этой жизни, оставят этот мир, не испробовав многих благ этого мира».
 
Когда его спросили – и что же это за вещь, которую можно назвать самой лучшей вещью этого мира? Он ответил – это любовь к Аллаху и поминание Его.
 
Здесь нужно понимать, что речь не идет о буквальных бедняках, у которых нет денег, поэтому они не могут испытать разные материальные удовольствия. Так что когда этого арифа спросили – что же это за лучшая вещь в этом мире? – он объяснил, что это зикр Аллаха и любовь к Нему, а истинные бедняки – это те, кто покинет мир, никогда не испытав этих вещей, не зная сладости поминания Аллаха.
 
Разные арифы, праведники пытались объяснить это состояние. Мы же можем лишь наслаждаться их словами и надеяться, что однажды тоже сможем сказать что-то подобное.
 
Еще один подвижник сказал:
 
«Бывают моменты, когда мое сердце танцует в экстазе».
 
Многие люди ходят на дискотеки, чтобы потанцевать, поскольку это приносит им радость. Но эти люди сидели дома, однако были моменты, когда они чувствовали, что их сердце танцует в экстазе. Так что им не было необходимости танцевать где-то в ином месте.
 
Еще один такой же подвижник сказал:
 
«Если люди Рая переживают подобные моменты радости, они действительно получают удовольствие».
 
Любовь к Аллаху, Субханаху ва Тааля, старание приблизиться к Нему, постоянное поминание Его, обретение мира только в Нем, страх только перед Ним, надежда только на Него, упование только на Него, – в смысле только на Него Одного, если Он будет Тем, Кто полностью преобладает в ваших мыслях – вот это и есть Джаннату д-дунья (Рай этого мира). Это имеется в виду в хадисе, где говорится, что для любящего Аллаха Он станет рукой, которой он касается, и ногой, которой он ступает. Это прохлада глаз для любящего Аллаха.
 
Основной урок, который я вижу в этом – это факт, что тем, кто не поминает Аллаха, Аллах не позволит познать самих себя в подлинном смысле этого слова. Я не имею в виду тех, кто может пропустить день-два в совершении зикра. Потом он может наверстать – будет постоянно совершать его в течение следующих, к примеру, десяти дней. Каково наше состояние – мы совершаем зикр, затем какое-то время (день-два, три, четыре) можем оставлять его, затем возвращаемся к его совершению. Но некоторые люди находятся на таком уровне, что даже один день пропуска заставляет их потом делать усиленный зикр в течение нескольких дней.
 
Пусть Аллах дарует нам тауфик и не даст нам забыть самих себя, ибо это поистине печальное состояние – и в этом мире, и в будущем. 
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков