Маджлис 101. Великий сподвижник Абдуррахман ибн Ауф: как стать успешным человеком
Следует отметить, что в любом обществе – куда бы вы ни приехали, люди делятся на разные группы и категории. Есть люди богатые, есть бедные, есть те, кто стоит между ними. Есть люди более сильные, есть более слабые. Есть те, кто обладает лидерскими способностями и, наоборот, есть те, кому нравится следовать за другими.
И самое интересное заключается в том, что кем бы вы ни были – из вышеперечисленных категорий людей, если вы будете получать знания о том, чего Всевышний ждет от вас в вашем положении, то это может возвысить вас и помочь вам продвинуться в жизни.
К примеру, если вы богаты и при этом знаете, чего религия ждет от людей богатых (платить закят, быть щедрыми к бедным и т.д.), вы сможете быть благодарными Аллаху за свое положение. Вы будете осознавать, что богатство исходит от Всевышнего, и это поможет вам быть благодарным Ему и не превозноситься над другими людьми.
Если человек, наоборот, беден, но он человек религиозный, это поможет ему не терять надежды, не впадать в отчаяние, не завидовать другим людям. Всевышний дарует ему терпение в его положении.
Если человек силен, знание о правильном пути поможет ему использовать силу в правильном направлении. Если он слаб, он не будет отчаиваться. Если человек обладает хорошим здоровьем, он будет ценить его и не растрачивать понапрасну. Когда человек достигает высокого положения и власти, он не будет использовать свои возможности, чтобы унижать и угнетать других людей. А когда какой-то человек, наоборот, терпит угнетение, он будет знать, что Господь на его стороне. В любом положении, где бы вы ни находились, вы можете приблизиться ко Всевышнему и соотнести свою жизнь с Его волей.
Когда человек постоянно связывает себя с Аллахом, он может достичь состояния аулия Аллаха (особо приближенных к Нему людей).
أَلا إِنَّ أَوْلِيَاء اللّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
«Знайте, что друзья (аулия) Аллаха не будут испытывать страха и не будут опечалены» (10:62).
Здесь не сказано, что такие люди непременно будут богатыми или не заболеют – такова природа этого мира, что в нем есть и бедность, и болезни. Но здесь говорится, что такие люди – преданные Богу, знают, как правильно иметь дело с трудностями и что они «не будут опечалены».
Итак, мы упомянули про знаменитого сподвижника – одного из «ашара мубашара», которого звали Абдуррахман ибн Ауф. Его полное имя – Абдуррахман ибн Ауф ибн Абдуль-Харрис ибн Захра ибн Киляб ибн Мурра аль-Курайши. То есть, мы видим, что через этого общего предка – Киляба ибн Мурра он связан с родом Пророка (мир ему и благословение). Его настоящее имя – которое ему дали родители, было Абдуль-Амр или Абдуль-Кааба, то есть, раб Амра или раб Каабы. Но когда он принял ислам, сам Пророк дал ему имя Абдуррахман, раб Милостивого. Это поистине, прекрасное имя – и я говорю так не потому, что это и мое имя тоже, но это в самом деле замечательное имя.
Передается, что он родился через десять лет после Года Слона – то есть, он был моложе Пророка (мир ему и благословение) на десять лет (ведь, как мы знаем, он родился в Год Слона). Как мы уже сказали, он был в числе десяти человек, обрадованных Раем при жизни. Он входил в группу из шести человек, которых незадолго до смерти халиф Умар (да будет доволен им Всевышний) созвал для того, чтобы они решили – кто будет следующим халифом. Почему Умар позвал именно его – поскольку эти шесть человек были именно теми людьми, которые получили благие вести о Рае (другими были Усман, Али и т.д.).
Как он стал мусульманином? Это тоже отдельная история. Он сделал это с помощью Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Всевышний). Как известно, сам Абу Бакр был удивительным человеком. Он очень усердствовал в приглашении людей к исламу – после того, как он сам принял ислам от Пророка (мир ему и благословение). Он был человеком очень мягким, обходительным, гостеприимным – поэтому многие люди тянулись к нему, в его присутствии всем было очень комфортно и приятно. Уже тогда в Абу Бакре проявились качества руководителя, который умеет объединить людей вокруг себя, помочь им найти верный путь в жизни. И также он был большим бизнесменом, успешным человеком, который имел связи со многими людьми в Мекке. Когда он принял ислам, он хотел показать другим людям – какая это замечательная вещь, как прекрасно стать верующим. И люди охотно принимали ислам от него, поскольку он умел привлекать людей, был очень добрым и приятным человеком. Почти все из той группы сподвижников, которые впоследствии были названы ашара мубашара, приняли ислам от Абу Бакра – это такие люди как Усман ибн Аффан (думаю, его все знают), Тальха ибн Убайдуллах, Саад ибн Абу Ваккас, Зубейр ибн Аввам и Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен ими Всевышний). А мы знаем, что есть хадис о том, что если кто-то научит людей чему-то благому, подаст хороший пример, то ему будет поступать награда за всех тех, кто когда-либо последует этому пути.
Если бы все эти люди не стали мусульманами, они так и остались бы в стороне, никто не узнал бы о них. Мы не говорили бы о них спустя 1400 лет после их жизни. Именно Абу Бакр ас-Сиддик был тем человеком, который вывел их из безвестности и привел в центр тогдашней жизни. Каждый день люди, которые совершают намаз, молятся за сподвижников и в том числе за тех, кто входит в число «ашара мубашара».
Также Абдуррахман ибн Ауф был среди первых мухаджиров – кто совершил хиджру. Причем, он совершил хиджру два раза – как мы помним, сначала группа сподвижников отправилась в Эфиопию (в числе их были Усман, Абдуррахман и некоторые другие), а после возвращения оттуда они все вместе с Пророком (мир ему и благословение) переселились в Медину.
До того, как переехать в Эфиопию, Абдуррахман, Абу Бакр и некоторые другие сподвижники собирались в доме человека по имени Аркам – это место называлось Даруль-Аркам. Известно, что Абдуррахман приходил туда, еще не будучи мусульманином. Там они слушали уроки Пророка (мир ему и благословение) – и это воспитание Пророка, его тарбия, сказывалось в жизни Абдуррамана и остальных сподвижников на протяжении всей их жизни. Когда сейчас мы читаем о его жизни, мы удивляемся – как один человек смог достичь такого успеха? Но это все было результатом воспитания и руководства, полученного от самого Посланника Всевышнего (мир ему и благословение).
Итак, когда Абдуррахман ибн Ауф переселился в Медину – а вы, наверное, слышали, что у каждого сподвижника-мухаджира был названный брат-ансар, человек из местных жителей, который принимал его у себя и старался помочь ему на первых порах. Пророк (мир ему и благословение) таким образом специально старался подружить сподвижников из разных племен, чтобы между ними образовались крепкие связи. Человека, с которым Пророк (мир ему и благословение) велел Абдуррахману побрататься, звали Саад ибн ар-Рабиа. Мы, к сожалению, мало что знаем об этом сподвижнике – но известно, что он был одним из богатейших людей в Медине. Сам Абдуррахман также был очень успешным купцом, имевшим до переселения большое имущество. Но он прибыл в Медину с пустыми руками, ему пришлось оставить все, что он имел. Но этот Саад ибн ар-Рабиа был не только богатым, но и очень щедрым человеком. Он сразу заявил Абдуррахману, что половина всего, что у меня есть, - это твое, можешь брать у меня все, что захочешь.
Я дарю тебе половину от моего состояния. Представьте себе, что к вам приезжает брат из другой страны (где у него была очень трудная жизнь) – из Афганистана, Египта, Пакистана. Готовы ли вы будете поделиться с ним тем, что у вас есть? Отдать ему половину всего, что вы имеете? Разумеется, вы постараетесь помочь ему, взять его к себе на работу, в свой бизнес, дать ему денег на устройство, но вряд ли кто-то готов отдать половину своего имущества. Причем, речь идет о вашем родном брате или ином родственнике. Но Абдуррахман был совершенно чужим человеком для Саада – а тогда ведь было очень жестокое время, люди помогали только своим соплеменникам, людям своего племени, а с остальными враждовали.
Более того, у Саада было две жены. И он сказал Абдуррахману – если ты хочешь, я разведусь с одной из своих жен, и ты сможешь жениться на ней. То есть, он готов был поделиться буквально всем – только потому, что Пророк (мир ему и благословение) велел им проявлять братские чувства к другим мусульманам.
Однако Абдуррахман выслушал все это и ответил Сааду: «Пусть Всевышний благословит тебя в твоей семье и твоем имуществе. Но мне ничего не нужно – скажи мне только, где у вас здесь рынок?».
Он настолько полагался на Аллаха – что Он поможет ему устроить свою жизнь, даст ему заработок, что он не хотел брать помощи ни у кого. Передается, что вечером он вернулся домой, принеся с собой немного продуктов для угощения своих хозяев. То есть, к концу дня он уже заработал какие-то деньги и смог даже купить продукты, чтобы угостить других.
Каким же образом он стал зарабатывать на жизнь? Это может нам всем пригодиться в дальнейшем. Что сейчас делает человек, который хочет хорошо зарабатывать? Он берет большой кредит, поскольку он слышал, что нужно начинать свое дело непременно с большой суммы денег, затем вкладывает его в некий бизнес и сидит, ждет прибыли. Если дело ничего ему не приносит, и он разоряется, он сразу опускает руки – все, значит, ничего у меня не получилось.
Вот в чем был секрет Абдуррахмана – мало того, что он начинал с очень небольшого дела, он всегда старался отдавать садака с того, что у него было. То есть, он во всем полагался на Всевышнего и не скупился на помощь бедным. Сейчас мы скажем – у меня так мало денег, откуда я еще могу дать садака?
Что же сделал Абдуррахман ибн Ауф?
Он пошел на рынок и купил в долг одного верблюда. То есть, взял верблюда, пообещав хозяину заплатить позже. У верблюда вокруг шеи была повязана веревка. Он снял эту веревку, а верблюда продал за те же деньги – чтобы расплатиться с его хозяином. В чем же его выгода, спросите вы. Его прибылью была эта веревка. Он делал так много раз за день, и к концу дня у него образовалось много веревок. В то время веревка тоже стоила денег – это сейчас мы не обращаем внимания на такие мелочи. Тридцать или сорок лет назад мои родители тоже бережно складывали веревки, упаковочную бумагу, бутылки или иные вещи. Мы сейчас очень безответственно подходим к этому вопросу – мусора, вторичного сырья.
Вы знаете, наверное, что у нас тут по соседству, в Гластонберри, проходит каждый год музыкальный фестиваль. И в этом году организаторы предупредили зрителей, чтобы они собирали все пластиковые бутылки и убирали за собой. Нам нужно взять на вооружение эту идею во время Рамадана или каких-то многолюдных мероприятий, поскольку многие люди после этого также оставляют за собой мусор – пластик, бумагу, коробки. Этого допускать нельзя. В те времена, о которых мы говорим, люди ценили такие мелочи. Мы читаем, что имам Ахмад ибн Ханбаль, когда покупал масло на рынке, которое было завернуто в пальмовый или иной лист, отдавал этот лист продавцу обратно - говоря, что я заплатил за масло, но не за лист, поскольку он также имел какую-то ценность.
Через какое-то время у Абдуррахмана скопилось такое количество веревок, что он смог продать их и на вырученные деньги купить верблюда. Благодаря ему он смог зарабатывать больше, так что у него вскоре образовалось целое стадо верблюдов. Это как если бы сейчас человек начал с продажи одного телефона, а потом открыл целый магазин по торговле телефонами и другими гаджетами.
Однажды Абдуррахман появился среди сподвижников со следами шафрана на своей одежде. И Пророк (мир ему и благословение) спросил его – ты что, женился? Ведь мужчине не полагается красить одежду в желтый цвет, цвет шафрана без особых причин. И Абдуррахман подтвердил, что он в самом деле только что женился на одной женщине, заплатив ей в качестве махра маленький слиток золота. На что Пророк (мир ему и благословение) заметил ему, что следует организовать валиму (свадебное торжество), приготовив хотя бы одного козленка или ягненка для угощения гостей.
Итак, как мы видим, постепенно, постепенно Абдуррахман становится очень богатым человеком. И это было богатство, заработанное своим трудом – а не полученное в наследство. К моменту похода на Табук – когда мусульмане собирались в поход на Табук, у него уже было 8 тысяч динаров. И Абдуррахман пришел к Пророку (мир ему и благословение) с половиной от своего имущества – принеся 4 тысячи динаров (а половину он оставил для своей семьи). На что Пророк сделал дуа за него:
«Пусть Аллах благословит тебя как в том, что ты принес для нас, так и в том, что ты оставил для своей семьи».
В Коране есть аят, где говорится непосредственно об Абдуррахмане, об Усмане, о Тальхе ибн Убайдуллахе и Зубайре ибн Аввваме – поскольку это были как бы четыре миллионера среди ашара мубашара. Там говорится:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ ثُمَّ لاَ يُتْبِعُونَ مَا أَنفَقُواُ مَنًّا وَلاَ أَذًى لَّهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2, 262).
Есть сообщения о том, что всякий раз, как Усман (да будет доволен им Всевышний) делал пожертвование, Пророк (мир ему и благословение) сообщал ему, что теперь его не постигнет никакая беда.
Более того, есть рассказ о том, как Абдуррахман пожертвовал сорок тысяч динаров на пути Всевышнего. Как-то раз он продал очень хороший участок земли за сорок тысяч динаров, золотых монет – не дирхамов (серебряных монет), а именно динаров. В наше время двести динаров – это примерно две тысячи фунтов. А тут Абдуррахман получил целых сорок тысяч динаров, такая огромная сумма! Затем он разделил эти деньги на три части. Одну часть он пожертвовал своей семье и родственникам – племени Бану Захра. Вторую часть он раздал женам Пророка (мир ему и благословение). К тому времени Пророк (мир ему и благословение) уже скончался, и перед смертью он просил Абдуррахмана помогать его женам, заботиться о них. И третью часть он раздал бедным – ничего не оставив себе. Когда Аиша (да будет доволен ею Всевышний) получила свою часть денег, она спросила – от кого это? Ей ответили, что от Абдуррахмана ибн Ауфа. И тогда она сказала, что Пророк (мир ему и благословение) всегда говорил ей, что только такой человек как он, проявит сострадание к ней после его смерти. И затем она сделала дуа за него:
«Пусть Ибн Ауф сможет испить из источника Сальсабиль в Раю».
Мы также можем делать такое дуа в наше время за людей, которые нам помогают. Или наоборот, делать добрые дела, чтобы люди произносили такое же дуа за нас.
Также передается, что для одной битвы Абдуррахман пожертвовал 500 лошадей для воинов. Даже одна хорошая лошадь, обученная для сражения, ценилась очень дорого – а тут целых 500! В другом сообщении сказано, что в другой раз он пожертвовал уже 1500 коней!
Рассказывается о нем, что незадолго до смерти он пожертвовал 50 тысяч динаров на пути Всевышнего. Причем, он сделал это распоряжение не в завещании – чтобы это было сделано после его смерти, когда он уже не сможет воспользоваться своим имуществом, а именно до смерти. Ведь он не знал, действительно ли он умирает или еще может выздороветь, тогда его имущество может пригодиться ему самому.
Далее он сказал, что 400 динаров – это также огромная была сумма, он оставляет каждому участнику битвы при Бадре. Правда, к тому времени уже не так много из этих людей осталось в живых – возможно, человек 15 или 20, но тем не менее, он велел передать каждому по 400 динаров. Усман (да будет доволен им Всевышний), который, как известно, был очень богатым человеком и не нуждался в деньгах, тем не менее, взял эти 400 динаров, которые ему передали – поскольку он также участвовал битве при Бадре. Кто-то спросил его – разве ты нуждаешься в деньгах, зачем они тебе? Он ответил, что в деньгах Абдуррахмана много баракята, поскольку они совершенно чистые и дозволенные (халяль), можно не сомневаться, что он заработал их полностью дозволенным образом. Поэтому если потратить на себя эти деньги, в этом много блага, они дадут человеку здоровье и благополучие. Как мы понимаем, раздавать деньги до своей смерти более рискованно – поскольку человек еще жив, и они могут пригодиться ему самому. Для этого нужно много таваккуля.
То есть, как мы видим, Абдуррахман ибн Ауф был таким Биллом Гейтсом своего времени. При этом он жертвовал на благотворительность не тогда, когда уже стал богатым человеком – как это делают современные миллионеры, а наоборот, раздавал садака тогда, когда у него самого было очень мало. Часто мы боимся помогать кому-то, поскольку считаем, что нам ничего не останется.
Но верующие люди того периода не боялись это делать. Имам Абу Ханифа поступал таким же образом – он очень много жертвовал денег на помощь бедным, особенно он старался помогать людям, стремящимся к знаниям, ученым своего времени, своим ученикам. И он жертвовал так же щедро. Когда мы приходим в гости друг к другу, мы приносим какие-то гостинцы – конфеты, сладости, иное угощение. Но представьте себе, что кто-то придет к вам с несколькими сумками, полными продуктов. Что вы скажете – вы решите, наверное, что человек сошел с ума, к чему вам столько подарков? Но эти люди не умели иначе, они одаривали других очень щедро.
Когда Абдуррахман наконец скончался, он оставил после себя несметное богатство. У него было три жены к моменту его смерти. Как мы знаем, жене человека полагается одна восьмая от его имущества – если у него были дети. Если детей нет, то одна четверть. Если жен несколько, то эта одна восьмая доля должна быть разделена между ими всеми. Так вот, после смерти Абдуррахмана каждая его жена получила по 80 тысяч динаров! И это только деньгами – не считая вещей, недвижимости, домашних животных и иного имущества. Иными словами, если каждой жене досталось по 80 тысяч, получается, что одна восьмая его имущества составляла 240 тысяч динаров! А это количество денег нужно еще умножить на восемь – чтобы узнать, каков был размер всего имущества. Такие суммы трудно вообразить даже в наше время.
Так что, если у нас с вами плохо идут дела, мы занимаемся чем-то не тем, неправильно ведем наш бизнес. Все дело в том, чтобы вовремя отделять садака от своего заработка. Независимо от того, сколько вы зарабатываете. Разумеется, речь не о том, чтобы отдавать всю зарплату или половину от нее. Но отделяйте хотя бы два фунта или пять фунтов в неделю и отдавайте на что-то полезное – на нужды мечетей, на поддержку бедных членов общины, на сирот, на нужды медресе. И вы увидите, что это работает. Вы будете очищать свой заработок, и Всевышний в ответ дарует вам баракят, благо, в вашем заработке. Отдать пять фунтов или десять – не такая уж большая сумма. Из истории мы видим, что такие сподвижники как Усман, Зубейр, Абдуррахман отдавали огромные суммы на благотворительность, на помощь бедным. И наоборот, были бедные сподвижники как Салман аль-Фариси, как Абу Хурейра, которые проявляли терпение в своей нужде – и те, и другие одинаково заслужат Рай по милости Всевышнего.
Абдуррахман ибн Ауф проявлял таваккуль, упование на Аллаха, и Он давал ему благословение в его заработке. Он говорил, что Всевышний настолько помогает ему, что даже если он перевернет придорожный камень, он обязательно найдет под ним золото. Он как бы превращал в золото все, к чему он прикасался. Когда он умер, после него осталось тысяча верблюдов, три тысячи овец и тысяча лошадей. А один верблюд в наше время стоил бы около тысячи фунтов! Одна овца стоит примерно сотню фунтов. Все эти животные паслись неподалеку от местности Бакы, возле границ Медины. Там у него также были пашни, где он высаживал различные растения. И эти земли были такие огромные, что необходимо было двадцать верблюдов, чтобы возить воду для орошения этих полей.
Рассказывают, что однажды жители Медины услышали страшный шум – как будто к городу подходила огромная армия. Это было уже после смерти Пророка (мир ему и благословение). Тогда дороги еще не были асфальтированы, поэтому помимо шума и топота, поднялось еще огромное множество пыли. И Аиша (да будет доволен ей Всевышний), чем дом находился в центре города – удивилась и воскликнула: что случилось? А оказывается, это подходил к городу караван Абдуррахмана ибн Ауфа, который вернулся из торгового путешествия в Шам. Там он продал какие-то товары и купил другие, чтобы продать их в Медине. И кто-то сказал Аише: «О мать правоверных! Это подходит к городу караван Абдуррахмана ибн Ауфа». Она удивилась – каков же должен быть размер этого каравана, если он поднял такой шум и такую пыль? Ей ответили, что в этом караване идет семьсот верблюдов и лошадей. Представьте себе – это все равно как сейчас семьсот машин, грузовиков или фур! На что Аиша заметила, что она слышала от Пророка (мир ему и благословение), что Абдуррахман войдет в Рай с трудом, его богатство станет как бы грузом на его ногах – из-за размеров его имущества ему будет сложно просто так войти туда. Эти слова очень быстро достигли ушей Абдуррахмана, и он воскликнул: «Я жертвую весь этот караван со всем его содержимым на пути Аллаха!» Ради этих слов Пророка (мир ему и благословение), которые насколько тронули его сердце. И он отдал все содержимое этого каравана на различные нужды мусульман, даже не притрагиваясь ни к чему из его содержимого! Мы можем представить, что кто-то отдал бы часть – половину, треть, четверть. Он мог оставить себе хотя бы малость оттуда. Но нет, он решил отдать все до копейки. И он сказал при этом, что он не хочет, чтобы его ввели в Рай таким образом, он хочет войти туда своими ногами.
Причина этого была в том, что все это богатство не было привязано к сердцу Абдуррахмана. Оно находилось лишь у него в руках, но не в сердце. Поэтому он свободно мог распоряжаться им как ему угодно – отдавать большие суммы, жертвовать на благотворительность. Он как-то сказал, что стоило ему пожертвовать утром сто динаров, как к вечеру Всевышний посылал ему тысячу!
Согласно другому сообщению, Пророк (мир ему и благословение) как-то сказал ему, что поскольку он сподвижник, Всевышний не лишит его Рая, но вследствие его огромного богатства он не войдет в Рай, а его как бы затащат туда силой – поскольку богатство будет мешать ему, связывать его. Поэтому ему следует все время жертвовать из своего имущества, чтобы снять со своих ног эти кандалы, эти цепи, которые могут мешать ему приближаться к Аллаху.
Мы знаем, что богатство мешает человеку в его духовном продвижении. Он становится слишком гордым и самоуверенным, забывая о Всевышнем, считая, что он сам достиг всего, своими силами. Разумеется, можно забыть о Боге и в богатстве, и в бедности – бедный человек, наоборот, может впасть в отчаяние, считая, что Господь оставил его. Никто не запрещает человеку наслаждаться вкусной едой, красивой одеждой, хорошей работой, но при этом он не должен забывать о Всевышнем, благодарить Его, чувствовать свою связь с Ним. Верующий должен все время осознавать – от Кого исходят все эти блага, и не становиться надменным и гордым.
Богатство или бедность не хороши и не плохи сами по себе, все зависит от того, как мы будем к ним относиться, будут ли они приближать нас к Аллаху или удалять от Него. Недаром в Коране говорится:
كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى (6)
أَن رَّآهُ اسْتَغْنَى (7)
إِنَّ إِلَى رَبِّكَ الرُّجْعَى
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается. Но к твоему Господу предстоит возвращение» (96:6-8).
Когда человек становится богатым, ему кажется, что он теперь независим, ни в ком не нуждается. Но ему не следует забывать, что ему придется вернуться к Аллаху и дать Ему отчет за свою жизнь.
Как мы уже говорили, в то время верблюды и лошади были очень ценным имуществом, а Абдуррахман однажды пожертвовал на нужды мусульманской армии пятьсот лошадей. Одна лошадь стоила примерно сотню динаров – а тут пятьсот лошадей! Это как сейчас человек пожертвует несколько сотен дорогих машин.
Кто-то спросил его однажды: «Как ты сумел стать таким богатым?». Он ответил: «Я никогда не упускал ни одной, даже самой малой возможности, чтобы заработать». То есть, он не считал любую возможность заработка – даже самую незначительную, чем-то не стоящим внимания. Мы сейчас хотим обязательно какой-то престижной работы, высоких должностей – но начинать можно и с малого.
Также передается, что он сказал в ответ: «Я никогда не брал ничего в долг, а распоряжался только теми деньгами, которые у меня были». То есть, жизнь в долг обременяет человека, может привести его к заботам и к бедности.
Как сообщается, Абдуррахман никогда не проводил время попусту – его всегда можно было застать за одним из трех занятий: либо в мечети во время молитвы, либо на пути Аллаха (когда нужно было выходить в поход и сражаться), либо в торговых занятиях. Помимо, разумеется, общения со своей семьей.
Как-то раз он собрал к себе домой гостей для угощения. Там было много прекрасной еды, разных дорогих вкусных блюд. И Абдуррахман вдруг заплакал. Его спросили: «О, Абу Мухаммад, что заставило тебя плакать?» И он ответил, что они сейчас наслаждаются таким разнообразием вкусных блюд, а Пророк (мир ему и благословение) в жизни не ел белого хлеба из очищенной муки (без отрубей), поскольку он был очень дорогим. И теперь он беспокоится – не получится ли так, что они все блага получат в этой жизни, а для будущей ничего не останется?
Абдуррахман был не только щедрым человеком и успешным бизнесменом. Он был храбрым воином. В битве при Ухуде, где, как мы помним, мусульмане сначала побеждали, но потом пятьдесят лучников, которым было приказано стоять в определенном месте, бросили свои позиции, боясь упустить добычу, которой уже овладели другие воины. Вследствие чего войско язычников под руководством Халида ибн Валида, который тогда еще не был мусульманином, получило преимущество и бросилось в атаку. Мусульмане обратились в бегство. Вокруг Пророка (мир ему и благословение) осталась группа сподвижников, которые не убежали, а пытались защищаться. Пророк (мир ему и благословение) спросил у одного из сподвижников – а где Абдуррахман ибн Ауф? Ему ответили, что он стоял неподалеку, на склоне горы с группой воинов и храбро сражался. На это Пророк (мир ему и благословение) заметил, что не стоит беспокоиться о нем – ангелы будут сражаться на его стороне и защитят его. Тот сподвижник, который передает эту историю, говорит, что через некоторое время он пошел узнать, что случилось с Абдуррахманом. Он нашел его стоящим перед телами семерых убитых врагов. Тот сподвижник удивился и начал поздравлять его с победой – это ты убил всех этих людей? На что Абдуррахман сказал, что вот этого человека убил его соратник, этих двух – он сам, а кто убил остальных четырех – это Всевышний знает лучше. То есть, мало того, что он был храбрым, он еще был очень скромным и не кичился своей победой.
Мало того, однажды случилось так, что Абдуррахман стал тем человеком, за которым совершал молитву сам Посланник (мир ему и благословение). Мы знаем, что однажды он доверил Абу Бакру (да будет доволен им Всевышний) проводить молитву – поскольку уже очень плохо себя чувствовал, а сам молился за ним. Но как этой чести удостоился Абдуррахман?
Сподвижник Мугира ибн Шу’ба (да будет доволен им Всевышний) передает, что однажды он пришел к Пророку незадолго до утренней молитвы по какому-то делу. Время молитвы уже наступило, и Пророк (мир ему и благословение) попросил помочь ему совершить омовение. Тот сподвижник полил ему воду, пока он совершал омовение. Затем они пошли к месту молитвы, и оказалось, что люди уже начали молиться, поставив Абдуррахмана за имама. Увидев Пророка (мир ему и благословение) Абдуррахман отступил, а он возглавил молитву. Но когда молитва подходила к концу, оказалось, что Пророк (мир ему и благословение) окончил ее раньше времени – пропустил один ракаат. И тогда Абдуррахман вышел вперед и прочитал этот пропущенный ракаат. Люди кругом зашептались – «Субханаллах!», как это он мог молиться перед Пророком (мир ему и благословение)? Но он успокоил их, сказав – оставьте его, он все сделал правильно.
Как-то раз Абдуррахман пожаловался Пророку (мир ему и благословение) на какие-то разногласия с Халидом ибн Валидом. На что Пророк (мир ему и благословение) заметил ему:
«О, Халид, зачем ты причиняешь неудобства этому человеку из людей Бадра? Ты знаешь, что даже если ты потратишь гору золота размером с гору Ухуд, ты не достигнешь уровня этих людей?».
Такой у них был высокий статус. А сам Халид, как мы знаем, принял ислам гораздо позже. На что Халид воскликнул: «О Посланник Аллаха! Эти люди (имея в виду Абдуррахмана) говорят иногда обо мне неприятные вещи. А вся моя вина в том, что я однажды ответил им тем же». Тогда Пророк (мир ему и благословение) обратился к Абдуррахману:
«Зачем вы обижаете Халида? Он - меч, которым Всевышний поражает неверующих».
То есть, он постарался помирить этих людей, сказав им обоим приятные вещи о них.
Мы уже говорили, что Абдуррахман (да будет доволен им Всевышний) вошел в группу из шести сподвижников, которых Умар (да будет доволен им Всевышний) собрал незадолго до своей смерти, чтобы они решили, кто после него будет халифом. На этом собрании голоса разделились – кто-то выступал –за Усмана (да будет доволен им Всевышний), а кто-то – за Али (да будет доволен им Всевышний). И тогда Абдуррахман предложил свои услуги в качестве арбитра, спросив – будут ли они довольны тем, кто он их рассудит? И Али (да будет доволен им Всевышний) сказал, что разумеется, будут, даже если его самого и не выберут халифом. Поскольку Пророк (мир ему и благословение) как-то сказал, что он самый справедливый человек из обитателей этого мира и будущего.
Как передается, незадолго до смерти Абдуррахман (да будет доволен им Всевышний) сильно плакал. Его спросили – о чем он плачет? И он ответил, что другие сподвижники – к примеру, Мусаб ибн Умейр или Хамза ибн Абдуль-Муталлиб (да будет доволен ими Всевышний), дядя Пророка (мир ему и благословение), были лучше него. Они погибли в сражении, будучи доблестными воинами. А он имеет слишком много имущества – так что не окажется ли, что он все блага получил в этой жизни, так что для будущей уже ничего не осталось. Если для других людей богатство было преимуществом, то для сподвижников, наоборот, препятствием, они считали его обузой.
Он скончался в 31 году хиджры (есть версии, что в 32 году), в возрасте 75 лет в Медине. Он был погребен на кладбище Бакы, и Усман (да будет доволен им Всевышний) возглавил погребальную молитву по нему. Сам Абдуррахман (да будет доволен им Всевышний) просил об этом, чтобы халиф Усман (да будет доволен им Всевышний) прочитал по нему джаназа намаз.
Нам нужно задуматься – как мы относимся ко всему, что мы имеем? Если у нас есть красивая одежда или дорогая машина, не получается ли так, что мы становимся высокомерными, спесивыми, смотрим на людей свысока? Мы должны воспринимать любое благо, которым нас наделил Всевышний – хороший голос, красивую внешность, способности к учебе, - как подарок, который Он дал, и Он же может забрать.
Недаром сказано, что сподвижники подобны звездам – жизнь каждого представляет какой-то урок для нас, откуда мы можем научиться чему-то полезному. Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Всевышний) показывает нам как правильно относиться к имуществу, дает нам уроки трудолюбия и терпения, щедрости и доброты. Пусть Всевышний поможет нам брать с них пример.
Комментарии: 1
Правила форума