Циклы Авторы Сортировка
Image
Маджлис 94: Все о силе воли
Шейх Абдуррахман в этой лекции говорит о том, какими качествами отличается нафс человека. Он так уст...
465
9 октября, 19

Маджлис 94: Все о силе воли

465
9 октября, 19
Шейх Абдуррахман в этой лекции говорит о том, какими качествами отличается нафс человека. Он так устроен, что его все время одолевают какие-то желания, ему необходимо устремляться к какому-то объекту желания. Это желание может быть направлено как на запретные, так и на дозволенные вещи. Как сделать так, чтобы наш нафс устремлялся к дозволенным вещам? Для этого человеку необходимо укреплять свою силу воли, - чтобы не его нафс управлял им, а он управлял своим нафсом. Шейх говорит о том, как человеку усилить свою силу воли. В этом много помогает занятие различными полезными вещами – когда человек постоянно чем-то занят и не проводит время впустую. Можно заниматься различного рода ибадатом, можно делать что-то полезное для других людей, а можно получать религиозные знания. Все эти вещи дают человеку духовную энергию и вдохновение, помогают одолеть дурные желания и достичь довольства Аллаха.
 
Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Альхамдулилляхи Роббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин. Амма баад.
 
Один из способов сохранить баланс, гармонию в своей жизни – это соблюдать во всем умеренность. Если вы делаете что-то в чрезмерном количестве, это рано или поздно начинает влиять на вас. Когда я говорю о чрезмерности, я имею ввиду нечто, с чем человеку тяжело справиться, - как с точки зрения физических действий, так и с точки зрения духовной практики.
 
Этот момент также относится к чрезмерности в совершении грехов, поскольку это неестественно для человека, когда человек не может жить в таком количестве греха. Если человек совершает слишком много греха, сначала он наслаждается этим, преуспевает в этом, погружается в эти грехи, но, когда у него пробуждается реальное сознание вещей, он начинает сожалеть об этом, у него появляется чувство вины, либо у него возникают проблемы. И ему хочется порвать с этим, но это очень сложно сделать, поскольку корни этих грехов глубоко укоренились в нем.
 
С другой стороны, если человек вдруг вдохновляется какой-то лекцией, проповедью, либо неким событием в своей жизни, и ему хочется стать лучше, так что он загружает себя обильным количеством поклонения. Обильное поклонение – это вроде бы хорошо, но в нем также скрываются опасности для нашего духовного состояния. Следует помнить, что у нас есть определенные виды ибадата, которые предписаны нашими учителями по тасаввуфу (из их собственного опыта), их следует реализовывать постепенно. В противном случае человек рискует перегрузить свое сердце, свою духовную сущность, свой нафс.
 
Когда нафс привыкает к совершению чего-то в большом количестве – особенно, если это какое-то дурное, запретное удовольствие, а вам вдруг хочется полностью избавиться от этого, это очень тяжело осуществить, большинство людей не справляются с этим. Для этого необходима большая сила воли.
 
Человек – это очень сложное, комплексное существо, и на него влияет множество различных факторов. Первое, что нужно учесть – это то, что у нас есть сердце и наша духовная сущность, есть нафс и его желания, и также у нас есть сила воли. Сила воли всегда действует в паре с нашим нафсом – она либо будет подчиняться сильным желаниям нафса, либо будет контролировать наш нафс. Нафс либо будет повелевать нам что-то, либо мы будем контролировать наш нафс. Чем более он расслабляется, привыкает к удовольствиям, тем более страстным он становится. Чем сильнее мы его контролируем, тем лучше он нам подчиняется. Вот в этом разница между нафс аммара и нафс лаввама. Нафс аммара побуждает человека ко греху, а нафс лаввама – это укоряющий нафс, который как бы спрашивает человека (когда он делает что-то запретное): «для чего ты это сделал?», он осуждает человека.
 
Что касается сердца: есть сердце, двери которого открыты для высокого уровня познания Аллаха, для маарифата, и есть обычные сердца, которые не способны к этому. Такой человек верит в Аллаха – мы говорим о верующих людях, у которых есть основы веры, но их сердце не достигло такого уровня. Их сердца слабы – если говорить в категориях шариата, они колеблются от добра ко злу. У них есть благие побуждения, им хочется делать добро, но слишком много полезных, благих вещей тоже тяжелы для их сердца, оно не способно с этим справиться. И все эти вещи нуждаются в упражнении, в тренировке.
 
Если мы говорим о нафсе с этой точки зрения, о сердце с этой точки зрения, что может помочь в этом – если мы говорим с чисто человеческой точки зрения – это только сила воли. Каким количеством силы воли мы обладаем? Разумеется, все это еще зависит от тауфика – мы не сможем использовать свою силу воли, ничто из перечисленного не будет работать для нас, если у нас не будет тауфика от Аллаха, Субхана ва Тааля, божественного руководства, божественной помощи, божественного промысла.
 
У некоторых людей очень слабая сила воли – им нужно много тауфика. Все люди нуждаются в божественном содействии – я не имею в виду, что кто-то может обойтись без него, но для того, чтобы некоторые люди могли усилить силу воли, должно случиться нечто важное, поскольку у них очень слабая сила воли. Они подобны листку дерева, который носится по воле ветра – любой может склонить их к чему-то, у них нет собственного мнения. Но иногда люди, обладающие этими слабостями, вдруг становятся сильными, способными самостоятельно принимать решения, - все это благодаря тауфику.
 
Итак, чтобы сердце действовало в правильном направлении, и чтобы держать нафс под контролем, необходимо определенное количество силы воли. Тогда основное сражение будет происходить между вашим нафсом и вашей силой воли, и зависит от того, насколько восприимчиво ваше сердце. Если нафс привык заниматься разными вещами, которых так много вокруг, - общаться со множеством людей, много есть, часто совершать какие-то грехи (что бы это ни было – смотреть на запретное, флиртовать, говорить непристойности, курить и т.д.), и вдруг человек захочет сразу изменить это положение, можете себе представить, каким бременем это ляжет на его силу воли? И вообще, сколько ему понадобится силы воли?
 
Сила воли укрепляется с помощью определенных вещей – иначе вы потеряете вашу волю, поскольку причина совершения греха лежит именно в слабости воли человека. Если я говорю о неумеренности, я имею в виду излишнюю склонность к удовольствиям, к пустому провождению времени – а не о полный отказ от каких-то радостей жизни. Сколько в таком случае вам понадобится силы воли, чтобы сдержать себя, чтобы прийти к умеренности? Если до этого времени у нас было не много силы воли, так что мы совершали все эти вещи, наша сила воли использовалась не по назначению, неправильным образом. Наша сила воли помогала нам совершать все эти грехи – так что сколько сил вам понадобиться, чтобы исправить все это?
 
Итак, как нам усилить нашу силу воли, чтобы противостать всем этим грехам, запретным вещам? Вот в чем вопрос. Нам нужен стимул, не так ли? Нафс – это такое особое творение внутри нас, которое нуждается в пище.
 
Ему нужно подпитываться чем-то, потреблять что-то. Нафс – это такой потребитель внутри нас. Так что если мы не дадим ему иной пищи, он продолжит потреблять то, к чему привык. Мы говорим о тех людях, которые проявляли неумеренность в чем-то, и желают исправиться. О людях, которые привыкли все время получать удовольствие, шли по поводу у своих страстей, желаний, проявляли жадность до наслаждений. Так что им необходимо занять свой нафс чем-то еще. До тех пор, пока такой человек не займет свой нафс чем-то еще – чем-то праведным и благочестивым, что станет его желанием, - не бременем, не только лечением, но чем-то приятным, чтобы это нечто стало его хобби в этом смысле. Как вы можете усилить вашу силу воли в этом отношении?
 
Итак, нафс привык быть привязанным к чему-то. Поэтому Аллах, Субхана ва Тааля, в Коране использует слово «нафс» самыми разными способами. Желания исходят от нафса, а желания – это самая большая наша проблема. В общем, хорошо, если вы сможете приучите себя заниматься чем-то, - в качестве цели в жизни, в качестве интереса, в качестве хобби, - и это не будет противоречить религии. Если это будет поклонение, - альхамдулиллях, но для большинства людей повернуться от совершения греха к ибадату является очень сложным. Некоторые люди умеют этого добиться, но на этом пути также встречаются опасности, кто-то может этого добиться, но большинство находит это весьма сложным. Так что желательно занять себя чем-то правильным с точки зрения религии, необязательно, чтобы это был только ибадат на 100%. К примеру, волонтерство – помощь людям в какой-то области. Вы таким образом займете ваше время, и это будет правильное, богоугодное занятие. Также хорошо, если вы будете вращаться среди праведных людей, найдете себе хороших, религиозных друзей.
 
Если мы посмотрим на странички людей в Твиттере, к примеру – по ним обычно можно понять, о чем думают, каково мировоззрение разных людей. Чтение этих твиттов дает вам понятие о том, чем живут некоторые люди, какова цель их жизни, чем они заняты целую жизнь. Некоторые молодые люди мечтают о том, какие у них будут девушки (или наоборот), какие они должны быть, чем они будут заниматься вместе и т.д. В таком пустом общении люди тратят целые годы жизни. Что они получают от этого? Многие твитты и ретвитты состоят из сообщений именно такого рода. Люди находят себе друзей именно по такому принципу – похожих текстов, которые они пишут. В Твиттере вообще много интересного – по какому принципу люди находят друг друга? Иногда вы можете написать что-то, и даже немусульманин (который вроде бы не мог найти вас, у вас нет никаких общих тем) – заберет себе эту цитату, поскольку она покажется ему интересной. Здесь можно провести целый психологический эксперимент – какие сообщение каким людям покажутся интересными, как люди находят друг друга, и т.п.
 
Чему это все может научить нас – таков человеческий нафс, таковы его желания, таким образом люди проводят время. Так что, чтобы переключить нафс с запретных вещей, его нужно увлечь каким-то хобби. Некоторые люди так преуспели в этом, в усердии к какому-то полезному делу – что некоторые из них стали хафизами, хотя они не учили Коран с детства. Мне, к примеру, повезло, что у меня в семье были алимы, так что меня отдали в медресе в 11 лет (разумеется, это не значит, что мы не совершали ничего неправильного в молодости), но мы занялись этими вещами рано. Но некоторые из моих друзей пришли к этому в 20, а то и 30 лет, - будучи далекими от правильного образа жизни, некоторые из них вообще не считали себя мусульманами какое-то время, хотя были воспитаны в пакистанской культуре. Но все они начали изучать религию. В чем польза этого? Это занимает ваше время, дает вам полезное занятие, ваша жизнь сосредотачивается на этом, и это дает вам цель в жизни. Тем более, вас – через какое-то время после начала учебы – начинают считать алимом, поскольку вы изучаете Коран и Сунну.
 
Теперь мы подходим к вопросу – что усиливает силу воли. Это, прежде всего, вещи, которые способны вас вдохновлять. Нам следует увлечься чем-то, тогда наша воля окрепнет. Я знаю людей, которые посещали наши лекции какое-то время, но потом оставляли это, и оставляли совершение зикра. Поскольку, если у вас не будет еженедельного, ежемесячного воодушевления, - регулярного воодушевления в виде каких-то регулярных лекций, определенных событий, переживаний, вы оставите это, так уж устроен человек. Если вы будете заниматься этим регулярно, регулярно читать зикр, это будет вашим образом жизни, - воздержание от греха и благочестивые занятия станут нормой. Это станет легким для вас. У человека не будет продвижения на этом пути, если у него не будет воодушевления (хотя даже таким образом он может воздерживаться от харама и вести правильный образ жизни).
 
Если вы ведете какой-то неправильный образ жизни – в отношении того, чем вы занимаетесь, постарайтесь обуздывать себя как можете. Что делают некоторые люди – они очень сильно стараются, они запрещают себе все запретные вещи – что само по себе есть очень похвальная цель и устремление. Но поскольку мы все люди, в один момент мы можем оступиться. Вспомните о людях, которых я упоминал вначале – они полностью оставили все плохое и полностью посвятили себя ибадату, все свое время заняли поклонением. В чем тут была ошибка – их сердце не было готово к таким вещам. У них была очень большая сила воли, которая позволила им сделать все это – отказаться от дурных вещей и заниматься только дозволенными. Но способно ли было их сердце вынести такую нагрузку? Способны ли они были держать свой нафс постоянно под контролем?
 
Наш нафс – это своеобразная вещь, если мы все время будем его ограничивать, он рано или поздно взбунтуется. Разумеется, если у человека очень большая сила воли, он способен удержать свой нафс под контролем – может, неделю, две, три, четыре недели, месяц, три, пять, семь месяцев – у всех это будет разное время. Но когда-то нашему нафсу это надоест, и он захочет бросить все это. Наш нафс – это очень жадное и хитрое создание, он будет выжидать, но потом застанет нас врасплох. Мало у кого получается держать его под контролем все время – а в таком случае он возьмет верх. Если человек будет сразу делать что-то в большом количестве, не давая нафсу не минуты поблажки, тот рано или поздно разрушит все его благие начинания. Конечно, если вдруг нам не будет даровано большое количество тауфика. Я видел многие примеры этому. Были немусульмане, которые принимали ислам и становились лучше многих мусульман на какое-то время, но потом начинали слабеть и слабеть.
 
У человека есть какой-то предел возможностей, тем более, если он вращается в определенном кругу друзей. Особенно если он совершал некоторые виды греха, от которых очень сложно отказаться. Один из них – это пьянство, употребление алкоголя, также сюда относятся беспорядочные сексуальные связи (только если человек не начнет удовлетворять эту потребность дозволенным образом). Особенно, это касается неженатых молодых людей – им очень трудно удержаться от запретного. Как они рассчитываются сохранить себя в чистоте, не будучи женатыми. Человеку очень тяжело воздерживаться, если он до этого привык употреблять алкоголь или вести распущенный образ жизни, - особенно, если вы не постараетесь удалиться от общения с друзьями, которые любят обсуждать подобные темы. Так что всем нам нужно большое количество тауфика, о котором нужно постоянно просить Аллаха Тааля. Мы сейчас не говорим о необыкновенных личностях, которых Аллах избрал для каких-то целей, даровав им тауфик для исправления и полного изменения жизни. Нам же нужно постоянно прилагать усилия.
 
Ученые пишут об этом – я читал это у имама Заррука, который много писал о том, как удержаться от разных грехов – так вот, он писал, что даже через несколько лет воздержания от греха, который вы привыкли совершать, не считайте себя в безопасности от него, опять возвращаясь в круг людей, где его совершают или о нем говорят. Не делайте этого, поскольку внутри вас также есть «друг», которому этого хочется, который будет соблазнять вас – это ваш нафс. Об этом же говорят врачи, которые изучали людей, зависимых от алкоголя – но потом оставивших эту зависимость. Они пишут то же самое. Они говорят, что даже после пяти лет воздержания от алкоголя один только запах пива или вина может вызвать рецидив у человека.
 
То же самое касается людей, которые постарались бросить курить. Может пройти пять, десять лет после отказа от этой вредной привычки, но стоит в их жизни случиться какой-то неприятности, стрессу, и они вспоминают, что в этом случае им обычно помогали сигареты (для успокоения, для комфорта). Они в свое время отказались от этой привычки, осознав ее вредность, но удовольствие, которое они получали, организм не может забыть (по этой причине они когда-то начали курить – им это казалось приятным). И это удовольствие никуда не делось. Просто понимание вреда курения в какой-то момент превысило для них все наслаждение, которое они получали. Поэтому они смогли остановиться. Многие люди, которые долгое время курили, у которых была зависимость от никотина, понимают вред курения и прекращают это занятие. Их сила воли возрастает до того уровня, что у них находятся силы отказаться от него, преодолеть зависимость. Но через несколько лет – когда человеку кажется, что он уже преодолел эту зависимость, но вдруг у него случается что-то неприятное в жизни, - я знал подобных людей – которые начинали вновь курить, если у них что-то случалось в жизни, какой-то стресс. И бросить курить во второй раз им было гораздо сложнее, чем в первый.
 
Поэтому ученые говорят, что если человек сделал совершение какого-то греха своей привычкой – а что означает, что это стало для него привычкой, ведь Аллах вложил в человека фитру, неповрежденную, безгрешную сущность, которой неприятен грех? Но проблема в том, что мы рано или поздно разрушаем эту фитру, разрушаем ее защиту в нашем сердце – когда привыкаем к совершению того или иного греха, когда наш нафс привыкает к этим вещам и получает от них удовольствие.
 
Поэтому, - как уже мы говорили – человек мог употреблять спиртное, потом отказаться от него на пять или более лет, но потом оказаться среди людей, которые пьют, и опять начать пить, поскольку сердце помнит об удовольствии от этого занятия. Это момент слабости – а человек так устроен, что у него периодически случаются моменты слабости, даже если он становится благочестивым, у него случаются моменты слабости, когда он может поддаться греху.
 
Поэтому здесь самое главное – изменить сам свой образ жизни на религиозный. Заняться чем-то, что будет полностью занимать наше время. Если наша проблема в том, чтобы впустую тратить время на бесполезное, и при этом смотреть на запретные вещи, мы должны понять, что это плохо и изменить свой образ жизни. Если кто-то имеет очень страстную натуру – которая толкает его к противоположному полу, ему следует скорее жениться.
 
Если вы любите впустую проводить время, значит, у вас много свободного времени – так что займите его чем-то полезным. И самое полезное занятие в этом отношении – это получение знаний по религии. Это богоугодное занятие, которое даст вам вдохновение, воодушевление, так как вы будете узнавать новые хадисы, вы будете часто читать Коран, будете узнавать много нового – вам будет постоянно поступать поток вдохновения.
 
Как я уже сказал выше, вы можете заняться помощью людям, волонтерской деятельностью – здесь также много полезного, но самое полезное – это изучение религиозных наук. Вы будете углубляться все больше и больше, будете все больше погружаться в эти вещи, и это сделает вас ближе к Аллаху, Субхана ва Тааля. Это даст вам постоянный источник вдохновения, от чего будет укрепляться ваша сила воли, и это также займет много вашего времени. Здесь я не говорю о самостоятельных курсах изучения религии – онлайн допустим, вы не преуспеете в этом, только если у вас очень большая сила воли.
 
Итак, обычному человеку лучше пойти на организованные курсы, в медресе, где вы будете учиться в обществе многих людей. Гораздо больше пользы будет, если вы будете регулярно приходить на занятия, вращаться в обществе людей, своевременно получать ответы на свои вопросы, у вас появится много новых друзей в этом обществе, которые будут поддерживать вас в желании учиться, у вас проснется дух соревнования – когда вам не захочется отставать от других, захочется делать успехи.
 
Кто-то может сказать – у меня нет свободного времени для этого. Но в чем проблема? Посмотрите, чем вы занимаетесь все время – если это пустое провождение времени, то тем более, это причина для того, чтобы бросить наконец это занятие и заняться чем-то полезным. Если вы целый день заняты тем, что стараетесь как можно больше заработать, то подумайте – может быть, вам стоит сделать что-то не только для этой жизни, но и для будущей? Если вы займете себя чем-то для ахырата, у вас не будет повода жаловаться (как любят делать многие люди), что вы не делаете ничего полезного ради Аллаха, ради будущей жизни.
 
Чем я больше думал над этим вопросом, чем больше убеждался, что этот путь – путь регулярного получения знаний, самый эффективный в этом отношении. И даже если вы уже алим и обучаете других, но если вы испытываете проблемы в этом отношении – с силой воли, вам следует продолжать учиться. Человек устроен таким образом, что его духовный прогресс во многом зависит от получения знаний. Почему сподвижники сумели так многого достичь? Почему они были такими стойкими в своей религии? Потому что они постоянно находились в процессе получения знаний. Все знания, которые мы получаем сейчас в медресе, были ниспосланы в их время. Поэтому они постоянно старались находиться в процессе получения знаний у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы не упустить ничего важного.
 
Мы знаем, что, к примеру, два сподвижника – кажется, это был Умар (радыАллаху анху) и еще один человек, договорились, что будут по очереди ходить на уроки Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Один день Умар (радыАллаху анху) ходил на эти уроки, записывал все, что там было, на следующий день он шел зарабатывать себе на жизнь, а другой сподвижник, наоборот, шел на уроки и записывал их, затем они менялись. В наше время все стало гораздо легче – все уже записано, зафиксировано, и только наша лень мешает нам заниматься этим. Вы можете слушать уроки в записи, прокручивать назад и повторять непонятные места, сколько вам нужно. Всевышний Аллах облегчил нам в наши дни получение знаний.
 
Не обязательно обучаться на каком-то сложном курсе, достаточно получать хотя бы базовые знания – они тоже могут стать источником вдохновения, питания для нашей души. иншаАллах, наша воля будет укрепляться. Постепенно мы переместим устремления нашего нафса на другое желание – желание получать знания, достигать успехов в этом, делать это как можно лучше. У вашего нафса будет мотивация таким образом.
 
Если у вас много свободного времени, так что вы привыкли сидеть дома и тратить его на разные бесполезные вещи, вам очень трудно будет избегать греха. Ваш нафс в таком случае стал очень ленивым, его трудно побудить к чему-то полезному, он привык получать удовольствия – смотреть телевизор целый день, просматривать что-то запретное в интернете.
 
Иногда люди впадают в крайности – сначала они до изнеможения занимаются ибадатом, поклонением, а потом так устают от всего этого, их сила воли ослабевает, что они оставляют даже обязательное поклонение. И в итоге, конечно, они впадают в грех – вследствие этой слабости. Все потому, что в их жизни нет середины, умеренности.
 
Мы все можем совершать ошибки время от времени, но это не должно внушать нам разочарование. Мы должны делать тауба и двигаться дальше. Ошибки случаются, в этом нет ничего страшного. Главное – не терять надежду на милость Всевышнего.
 
Пусть Аллах, Субхана ва Тааля, дарует нам тауфик. Пусть Аллах дарует нам баланс, умеренность в нашей жизни, поскольку баланс, умеренность во всем крайне важна. Пусть Аллах повернет, расположит наши желания к тем вещам, которые будут служить к нашей пользе и помогать нам усовершенствоваться. Пусть Всевышний Аллах просит нам наши грехи и наставит нас на все полезное в жизни. Амин.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков