Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 137. Легенда ислама: Абдуллах ибн Мубарак – аскет, обладающий богатством
Маджлис 137. Легенда ислама: Абдуллах ибн Мубарак – аскет, обладающий богатством
Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф посвятил это занятие рассказу об одном из великих людей нашей общины – А...
10 604
11 февраля, 21

Маджлис 137. Легенда ислама: Абдуллах ибн Мубарак – аскет, обладающий богатством

10 604
11 февраля, 21
Мудрые и знающие люди из обладающих знаниями советуют как можно чаще говорить о жизни праведных и благочестивых людей – больших ученых, праведников, поскольку эти истории – источник вдохновения для нас и прекрасный пример, которому мы должны стараться подражать. Следуя этому совету, муфтий Абдуррахман ибн Юсуф посвятил это занятие рассказу об одном из великих людей нашей общины – Абдуллахе ибн Мубараке (да помилует его Всевышний), который обладал множеством знаний, был благочестивым, щедрым, мудрым – трудно перечислить все его замечательные качества. Будем надеяться, что этот урок принесет пользу читателям.

 

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух, дорогие друзья!

 

В хадисе говорится:

 

«Лучшее поколение – это мое (поколение), затем – следующее за ним, и затем – следующее».

 

Мы уже несколько раз говорили о сподвижниках и об их жизни. Теперь пришло время поговорить о тех поколениях людей, кто следовал за ними и учился у них (или у их учеников).

 

Наши ученые говорят, что упоминание кого-то из праведных людей, перечисление их заслуг, того уровня, которого они достигли, помогает дарованию милости Всевышнего и Его прощения тем, кто их вспоминает. Уляма (ученые) также говорят, что мы сможем достичь Рая благодаря любви к этим людям и, конечно, благодаря подражанию их примеру.

 

Это все вышесказанное касается человека, о котором я сегодня хочу поговорить.

 

Абдуллах ибн Мубарак – само это имя сильно меня вдохновляет. Абдуллах – раб Всевышнего, одно из самых любимых имен, и Мубарак – благословенный. То есть, раб Всевышнего – сын благословенного. И это впечатление подтверждается, если мы узнаем его жизнь поближе.

 

Абдуллах ибн Мубарак (да помилует его Всевышний) происходил из этих трех самых лучших поколений – о которых говорится в вышеприведенном хадисе: что самое лучшее поколение – это поколение сподвижников Пророка (мир ему и благословение), затем – поколение табиинов, их учеников, и затем поколение – табиу т-табиинов, учеников у учеников сподвижников. Абдуллах происходил из третьего поколения — учеников табиинов. Он родился в 118 году по хиджре (736 год н.э.) и скончался в 181 году по хиджре (797 год н.э.). Как видите, его годы жизни по хиджре очень легко запомнить – просто переставить местами две последние цифры (118-181).

 

Абдуллах был одним из тех людей, которые пожертвовали собой для сохранения этой религии и для ее распространения, чтобы религия могла дойти до нас в неизменном, неискаженном виде, максимально приближенном к оригиналу. Он посвятил многие годы собиранию хадисов, их записыванию, передаче, распространению в последующих поколениях. Так что это был выдающийся ученый и действительно уникальный человек.

 

Самое интересное в его жизни – это тот факт, что никто из его современников или последующих ученых не подвергал сомнению его знания и его благочестие. Многие ученые, как мы знаем, подвергались критике со стороны своих современников – поскольку не все были согласны с тем, что они говорили и делали, но об Абдуллахе ибн Мубараке все ученые единогласно говорили только хорошее, все были едины в том, что он был великим человеком – и по своим знаниям, и по своей богобоязненности. Что он совмещал в себе все самые выдающиеся качества, которыми Всевышний только может одарить человека. Недаром он носит титул «Шейх аль-ислам» – старейшина Ислама, а ученые по хадису наградили его прозвищем «Амируль-муминин филь-хадис», предводитель правоверных в области хадиса. Не такой повелитель, который управляет землями и людьми с помощью армии и полиции, но повелитель сердец людей только благодаря своей праведности и своей учености, благодаря своей заботе о умме, общине верующих.

 

Давайте поближе познакомимся с этим человеком. Как мы сказали, его отца звали Мубарак – Мубарак ибн Вадих аль-Ханзали, он был тюрком, вольноотпущенником (мауля) купца из племени Бану Ханзала, это одна из ветвей арабского племени Бану Тамим. Его мать была родом из Хорезма, сейчас это северная провинция Узбекистана. Иными словами, его родители не были арабами по происхождению. Во времена правления Омейядов неарабские народы, которые жили на завоеванных территориях, имели возможность получить покровительство (то есть, стать мауля - теми, кому оказывают покровительство) того или иного арабского племени, под властью которого они оказались. Наверное, сейчас кого-то напряжет тот факт, что его отец – по одной из версий его происхождения – был вольноотпущенным рабом. Однако в то время это не считалось чем-то позорным, по преданию дедушка Абу Ханифы также был мауля, вольноотпущенником из персов. Из таких отпущенных на волю рабов многие становились и большими учеными, и известными правителями. Династия мамлюков – которая почти шестьсот лет правила Египтом и окрестными землями, тоже изначально была основана такими отпущенными рабами (которых правители Египта держали у себя на службе, но потом они взяли верх над своими хозяевами и сами стали править страной).

 

Историк Ибн Джаузи, ученый по фикху и хадису (не путать с Ибн аль-Джаузия – учеником Ибн Теймийи), пишет в своих трудах, что среди имен, известных в мусульманской истории, было четыре человека с таким именем – Абдуллах ибн Мубарак, но тот человек, о котором мы говорим – Абдуллах ибн Мубарак аль-Марвази, был самым известным и прославленным из них всех.

 

Прозвище аль-Марвази означает, что он происходил из местности под названием Мерв (территория современного Туркменистана). В свое время это был очень известный город, откуда происходили такие известные ученые – думаю, все вы о них слышали: как Ахмад ибн Ханбаль (он окончил свою жизнь в Багдаде и был там похоронен, но родился он в Мерве), Суфьян ас-Саури и Исхак ибн Рахвай также были родом из Мерва. Это все выдающиеся ученые по фикху и хадису.

 

Ибн Джаузи также пишет, что он изучил биографии множества известных людей – чтобы найти такого, кто бы прославился как в области религиозных наук, так и в области благочестия и аскетизма. И он отмечает, что таких людей ему практически не удалось обнаружить: если человек был замечательным ученым, то оказывалось, что от этого страдало его поклонение, он проявлял какую-то небрежность в этом вопросе, если же, наоборот, человек был очень преданным в поклонении, он был небрежным в вопросе получения знаний. Однако ему удалось найти трех человек, которые были бы безупречными как в одной, так и в другой области. Первый из них – это Хасан аль-Басри, надеюсь, все слышали о нем: выдающийся ученый и очень праведный человек, большой захид, аскет. Второй человек, которого он упоминает – это Суфьян ас-Саури, и третий – это Ахмад ибн Ханбаль. При этом он добавляет, что, если кто-то спросит про четвертого человека, который совмещал в себе все эти качества, он без сомнения добавил бы сюда Абдуллаха ибн Мубарака.

 

Имам Захаби, также историк, составитель известного труда «Сияр алям ан-нубаля», где перечислены биографии огромного количества выдающихся людей мусульманского мира, говорит об Абдуллахе ибн Мубараке так: аль-имам, шейхуль-ислам, алиму з-заманихи – ученый своего времени, амируль-аткия филь-вактыхи (предводитель аскетов своего времени), аль-хафиз – так называли не только того, кто знал наизусть Коран, но еще большого знатока хадисов; по преданию, Ибн Мубарак знал более ста тысяч хадисов наизусть (в то время это не считалось чем-то особенным – как передается, имам Ахмад ибн Ханбаль знал около миллиона хадисов наизусть), аль-гази – воин на пути Аллаха, ахадуль-алям – единственный в своем времени.

 

Есть еще много свидетельств о его замечательных качеств, но, думаю, что этого будет достаточно. Теперь можно задаться вопросом – от кого он унаследовал эти выдающиеся качества? Есть очень показательная история об его отце Мубараке, откуда будет понятно, кто был примером благочестия в семье.

 

Как я уже упомянул выше, его отец был либо вольноотпущенным рабом, либо наемным работником у богатого человека из Хорасана (город в Иране). В молодые годы этот Мубарак работал в саду своего хозяина. Согласно одному из преданий, в саду этого человека росли гранаты, а согласно другому – виноград. Мубарак прилежно трудился в качестве садовника несколько лет – охранял сад, ухаживал за растениями, чистил его, поливал – в общем, выполнял всю необходимую работу. Как-то раз его хозяин пришел в сад и велел работнику принести ему сладких гранатов. Мубарак пошел и принес хозяину гранат – на вид очень красивый, который, однако, оказался кислым. Хозяин велел ему принести другой плод – но тот также оказался кислым. Тогда он рассердился на работника: «Ты что, не можешь отличить сладкие плоды от кислых? Ты же столько времени работаешь в моем саду!» На что слуга ответил: «Как же я могу отличить их, если я никогда их не пробовал. Ведь ты не давал мне разрешения есть твои плоды». Хозяин был поражен честностью своего слуги, и с тех пор Мубарак пользовался его особенным уважением.

 

У его хозяина была очень красивая и умная дочь, к которой сваталось много разных людей, однако ее отец не решался на брак, поскольку боялся, что все эти люди устремляются только к его богатству, но не обладают ни хорошим характером, ни благочестием, так что не смогут составить счастья его дочери. Поэтому он пришел к своему слуге Мубараку, чтобы посоветоваться – за какого человека следует отдать его дочь? Тот ответил, что согласно хадису, жену – так же, как и мужа, выбирают по четырем основным качествам: по знатности рода, по богатству, по красоте и, наконец, по благочестию. Но мудрому человеку следует искать спутника жизни, прежде всего, по благочестию – чтобы не оказаться в проигрыше. Хозяину очень понравились эти его слова, он пошел домой и рассказал своей жене – какой у них, оказывается, честный и мудрый слуга. Они посоветовались и решили: так почему бы не отдать нашу дочь за этого работника – если он в самом деле такой замечательный человек. Мы сами достаточно богаты и знатны, так что нам необязательно искать жениха с происхождением и богатством, а этот молодой человек мудр и благочестив, так чего же еще и желать? Девушке – когда она увидела будущего мужа – он также понравился, и она согласилась с выбором родителей. От этого союза и родился такой выдающийся человек, как Абдуллах ибн Мубарак.

 

Нам мало что известно о его детстве. Биографы – такие как как Хатыб аль-Багдади – рассказывают, что еще в детстве он отличался поразительными способностями. Так, существует следующая история, которая наглядно это иллюстрирует – она передается от одного из товарищей Абдуллаха по учебе. Однажды в мечети, где они учились, кто-то из приезжих ученых произнес довольно длинную и сложную проповедь. Когда они вышли оттуда, Абдуллах сказал своему товарищу, что мог бы без труда повторить эту проповедь. Один из присутствующих, который услышал их разговор, решил проверить его – чтобы понять, правду он говорит или просто хвастается. Но Абдуллах без затруднения почти слово в слово повторил всю проповедь целиком.

 

В другой раз кто-то из соучеников спросил у него – сколько раз ему нужно повторить урок, чтобы запомнить его. Он ответил, что ему достаточно просто прочитать его один раз по книге, чтобы запомнить раз и навсегда. То есть, он обладал, поистине, феноменальной памятью.

 

Как я уже сказал, нам мало что известно о его детстве и ранней юности. Он сам как-то раз упомянул, что поскольку его родители были людьми обеспеченными, он какое-то время довольно весело и беззаботно проводил время, предаваясь удовольствиям, свойственным богатой молодежи: устраивал вечеринки для друзей, где они развлекались музыкой, песнями и пили набиз – напиток из фиников с водой, который, если его оставить на какое-то время в теплом месте, начинал бродить, то есть, становился слабым алкогольным напитком. Сам Абдуллах рассказывал об этом, когда учился в Куфе, у имама Абу Ханифы, и тот спросил его – почему он решил пойти учиться?

 

Ибн Мубарак рассказал, что однажды с ним произошла такая история. Однажды к нему в гости пришли друзья, и они устроили вечеринку в его саду – сидели допоздна, ели и пили, играли на музыкальных инструментах, пели песни – в общем, развлекались как могли. Когда они наконец заснули, Абдуллаху приснился сон: что на ветку дерева над ним села птица и прочитала следующий аят Корана:

 

أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ وَلَا يَكُونُوا كَالَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلُ فَطَالَ عَلَيْهِمُ الْأَمَدُ فَقَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ

 

«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (сура аль-Хадид, 57:16).

 

Абдуллах, услышав это, проснулся и воскликнул: «Воистину пришло (это время)!». Он рассказывает, что он вскочил, сломал все свои музыкальные инструменты, и после этого сна или видения он всерьез занялся поклонением и получением знаний.

 

Передается, что в двадцать три года Абдуллах оставил свой родной город и отправился в путешествие в поисках знаний. Это произошло в 141 году по хиджре.

 

Хатыб аль-Багдади передает от имама Ахмада ибн Ханбаля:

 

«Во времена Абдуллаха ибн Мубарака не было никого, кто бы умел говорить столь убедительно (подкрепляя свои слова убедительными доводами) и так бы устремлялся к поиску знаний, как он».

 

В какие конкретно места он совершал свои путешествия? Вначале он учился в Ираке, в Куфе – у имама Абу Ханифы. Также он побывал в Йемене, Иране, Афганистане, Хиджазе (Мекке и Медине), Сирии, Ливане, Египте и других странах – весь этот маршрут составляет многие тысячи километров. Заметьте, что он проделал этот путь не в удобной машине или автобусе с кондиционером, которые едут по хорошей асфальтированной дороге, а верхом на верблюде (или лошади), страдая от зноя днем или, наоборот, от холода ночью, когда тебя все время трясет, ты глотаешь дорожную пыль, подвергаешься опасности от разбойников или от хищных зверей, от болезней и других превратностей пути (путешествия в то время были сопряжены с большими опасностями и трудностями).

 

Весь этот огромный путь Абдуллах проделал ради того, чтобы узнать какой-то новый хадис Пророка (мир ему и благословение) и, записав его, передать его последующим поколениям. Если мы возьмем любой сборник хадисов – Бухари, Муслима и других – там многократно упоминается имя Ибн Мубарака как передатчика множества хадисов. Поэтому мы произносим «рахимахуллах» – да помилует его Аллах, когда упоминаем этого человека, поскольку мы обязаны ему сохранением нашей религии.

 

Ибн Ваддах передает, что Ибн Мубарак передал в общей сложности двадцать пять тысяч хадисов (выше мы сказали, что знал он около ста тысяч хадисов, но далеко не все из них он счел достоверными и достойными передачи), и до конца жизни он не переставал заниматься как поиском знаний, так и передачей знаний.

 

Кто-то однажды спросил у него: «До каких пор ты собираешься получать свои знания?» - он ответил: «Надеюсь, что вы будете заставать меня на этом до тех пор, пока я не умру». И действительно, до самого последнего момента жизни он не переставал учиться и учить других. Он говорил – когда его уже в старости спрашивали, почему он старается задавать вопросы и учиться чему-то, будучи таким уважаемым и знающим человеком: «Возможно, какое-то слово – из тех, что могли бы принести мне пользу, еще не дошло до меня, еще есть что-то, над чем мне следует поразмыслить».

 

Кади Йяд Абуль-Фадль говорил, что когда Абдуллах достиг возраста двадцати трех лет (как раз того возраста, когда он покинул родные места), его отец – который к тому времени разбогател, занимаясь торговлей и иными прибыльными делами, дал ему с собой пятьдесят тысяч дирхамов (серебряных монет), чтобы он мог начать свое дело. И что же он сделал с этими деньгами? Он все их потратил на свои путешествия и поиск знаний (поскольку путешествия в то время – как и сейчас, требовали больших расходов). Когда он вернулся домой через несколько лет, его отец спросил у него: «Что же ты привез с собой из своих путешествий?» (подразумевая – каковы же итоги твои путешествий, что ты заработал за это время?). На что Абдуллах ответил, указывая на книги, которые он привез с собой: «Вот моя торговля – которой я занимался ради ахирата, будущей жизни». Его отец пошел в дом и вынес ему еще столько же денег со словами: «Иди и займись каким-то серьезным делом». Но Абдуллах вновь потратил эти деньги ради поиска знаний.

 

В другом сообщении передается, что его отец – будучи разгневанным тем фактом, что сын, по его мнению, не занимался все эти годы ничем серьезным, а потратил его деньги на какие-то пустяки, воскликнул: «Я сожгу все твои книги!» Абдуллах возразил ему: «Нет, ты не сможешь этого сделать – поскольку они все у меня вот тут» (и указал на свое сердце и свою голову).

 

Он учился у многих выдающихся ученых – как Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури, про которых он говорил:

 

«Фикх (то есть, понимание религии), которое есть у меня, я прибрел благодаря Абу Ханифе».

 

Также он говорил о своих учителях:

 

«Если бы Аллах не поддержал бы меня с помощью знаний Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саури, то я ничем бы не отличался от обычных невежественных людей».

 

Тем не менее, известно, что Абдуллах в конце концов действительно занялся каким-то прибыльным делом и очень разбогател к концу жизни. Есть множество историй о его щедрости по отношению к другим людям. Нам точно неизвестно, чем конкретно он занимался. Про Абу Ханифу, к примеру, мы знаем, что он – как и его отец – занимался торговлей шелковыми тканями и одеждой, правда, сам он редко общался с покупателями или с другими купцами, у него были доверенные люди, которые вели его дела, пока он давал уроки. Он также был очень щедрым, расходуя большие деньги на помощь своим ученикам и другим людям.

 

Известно высказывание Ибн Мубарака о том, что в получении знаний есть четыре момента:

 

  • Начало, первый аспект получения знаний – это правильное намерение. Когда вы начинаете учиться, вы должны задаться вопросом – с какой целью вы это делаете, что вы будете делать с полученными знаниями? Вы делаете это ради Всевышнего или ради почета и уважения, или ради того, чтобы потом зарабатывать таким образом?

 

  • Второй момент – после правильного намерения – это умение внимательно слушать своих учителей.

 

  • Третий момент – это действия согласно полученным знаниям (то есть, умение применять свои знания в жизни). Вы учитесь не для того, что получить научную степень, высокую оценку, не чтобы получить диплом и иную награду, а чтобы практиковать полученные знания. К сожалению, в современном мире это иногда становится проблемой – когда люди получают какой-то бесполезный набор информации, с которым они потом не знают, что делать – просто ради дипломов и ученых званий. Итак, правильное намерение, умение слушать и действие согласно полученным знаниям.

 

  • И последний, четвертый момент – сохранение этих знаний и передача их другим людям. Вспомним высказывание Ибн Джаузи, которое мы привели выше – что он очень мало встречал людей, которые отличались как глубокими познаниями, так и умением применять полученные знания в своей жизни. И один из таких людей – это именно Ибн Мубарак.

 

Нуайм ибн Хаммад, один из выдающихся ученых своего времени, говорил, что когда Ибн Мубарак не совершал путешествий, он имел обыкновение сидеть у себя дома – то есть, он не был публичным человеком, он любил уединение. Когда кто-то спросил его – не скучно ли ему в одиночестве, он ответил:

 

«Как мне может быть скучно в обществе Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников?».

 

Ведь он изучал хадисы, где рассказывалось о жизни этих великих людей, так что ему не было скучно.

 

В другом сообщении передается, что как-то раз Ибн Мубарака упрекнули, почему он уходит из мечети сразу после молитвы, а не остается посидеть и пообщаться с людьми? На что он ответил:

 

«Я хочу поскорее оказаться в обществе сподвижников и табиинов, изучая их истории, а что мне делать с вами – ведь вы заняты злословием, обсуждением других людей».

 

Также от Ибн Мубарака передается, что след от чернил на одежде ученого был дороже и приятнее для него, чем запах благовоний на одежде невесты (любимой женщины, на которой человек только что женился).

 

Как вы думаете, сколько у него было учителей, от скольких людей он брал знания в продолжении всей его жизни? Сто, двести? Пятьсот? Нет, он получал знания от четырех тысяч различных людей! Однако он передал хадисы только от тысячи различных ученых. Аббас, ученый его времени, говорил, что он попытался узнать, кто конкретно были эти люди, изучая работы Ибн Мубарака, но ему удалось установить имена только примерно восьмисот из них.

 

Передается, что однажды халиф Харун ар-Рашид прибыл в один из городов Сирии. Как вдруг в какое-то место в городе стал стекаться народ, поднялась густая пыль. Одна из наложниц халифа выглянула из окна и спросила, что происходит в городе. Ей ответили, что прибыл ученый из Хорасана – то есть, Абдуллах ибн Мубарак. Она воскликнула: «Клянусь Аллахом, вот это власть! Не то что власть Харуна ар-Рашида, народ для которого собирают с помощью полицейских и слуг!»

 

Абдуллах ибн Синан передает, что как-то раз Ибн Мубарак посетил Мекку. Там он встретился с другими выдающимися учеными – Суфьяном ибн Уейна и Фудейлем ибн Иядом. Они сидели и общались, когда кто-то подошел к ним и сказал, указывая на Ибн Мубарака: «Вот факих людей Востока!». На что Суфьян ответил: «И людей Запада тоже».

 

Среди учителей Ибн Мубарака были такие выдающиеся люди как: Абдуррахман ибн Махди, Яхья ибн Маин, Хиббан ибн Муса, Абу Бакр ибн Аби Шейба и другие (выше мы уже упомянули таких великих его учителей как Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури).

 

Один из известных маликитских ученых Ибн Абдуль-Барр говорил: «Я не знал никого из факихов (знатоков фикха – исламского права), кто был бы так защищен от критики (со стороны других ученых) как Абдуллах ибн Мубарак». Ведь когда вы выносите какие-то решения, всегда бывает так, что кто-то из других факихов будет не согласен с вашим решением и подвергнет его критике. Но, видимо, Ибн Мубарак пользовался таким уважением всех алимов, что ни у кого не поднималась рука его критиковать.

 

Следующая история показывает щепетильность и честность Ибн Мубарака в вопросах чужого имущества.

 

Хасан ибн Арафа рассказывал, что однажды, когда Абдуллах ибн Мубарак был в Шаме, он одолжил у кого-то перо для письма. Поскольку – несмотря на свою замечательную память, он всегда делал заметки, когда что-то узнавал и учился, говоря, что «если я не буду записывать все, что услышал, то я не смогу поручиться за достоверность того, что я узнал». Когда он прибыл к себе домой в Мерв, он обнаружил, что забыл вернуть перо его владельцу. Так он не поленился вернуться обратно в Шам, чтобы отдать это перо тому, у кого он его взял (а ведь это тысячи километров пути!). Это то же самое, как если бы вы, отправившись из США на учебу в Египет или Саудию, одолжили там у кого-то ручку и, вернувшись домой в Америку, обнаружили, что не вернули ее хозяину, и тогда сели бы на самолет, чтобы вернуть обратно одолженную вами вещь. Сейчас это решается проще – можно написать человеку по интернету, отправить забытую вещь по почте, тогда ничего этого не было. Про то, какими сложными были тогда путешествия, мы уже говорили. Но Ибн Мубарак считал, что если хотя бы раз дать себе поблажку – даже в таких незначительных вещах, то тогда человек начнет поступать нечестно и оправдывать себя в вещах более серьезных.

 

Ибн Мубарак имел обыкновение говорить:

 

«Когда хорошие качества человека преобладают над его дурными качествами, люди не будут обращать внимания на его плохие черты характера».

 

И это справедливо – ведь люди смотрят в общем, если человек обычно ведет себя как добрый и порядочный, то они не будут придираться к мелочам (за исключением очень редких скептиков, которые любят выискивать во всех недостатки). И также он добавлял:

 

«Но если дурные черты человека преобладают над его хорошими качествами, никто не будет замечать его хороших качеств и поступков».

 

Ибн Мубарак говорил:

 

«Если вы будете унижать ученых и смотреть на них свысока, то вы потеряете вашу будущую жизнь. Если вы будете унижать правителей и власть имущих этого мира, то они сделают невыносимой вашу жизнь в этом мире. Но если вы будете унижать своих друзей, своих соратников, не выказывая им подобающего уважения, вы потеряете свое достоинство – как в этой жизни, так и в будущей».

 

Вас не будут считать достойным человеком после этого.

 

 

Имам Захаби пишет в своей книге «Сияр алям ан-нубаля», что Ибн Мубарак однажды посетил Хаммада ибн Зейда – другого известного знатока хадисов. Ибн Зейд не знал, кто он такой и откуда он, поэтому он спросил Ибн Мубарака: «Откуда ты родом?» Ибн Мубарак ответил, что он родом из города Мерв. Тогда Ибн Зейд спросил у него – не знает ли он такого большого ученого из тех мест по имени Абдуллах ибн Мубарак? Ведь он много слышал о нем, но никогда не встречался с ним. Ибн Мубарак на это ответил, что, конечно, он хорошо его знает. «И что же он делает?» – спросил Ибн Зейд. «В настоящий момент он разговаривает с тобой», – последовал ответ. Услышав это, Ибн Зейд бросился приветствовать Ибн Мубарака, начал обнимать его, радуясь, что удостоился встречи с таким великим человеком.

 

Передается, что Исмаиля ибн Аяша как-то спросили про Абдуллаха ибн Мубарака, и он ответил:

 

«По лицу этой земли никогда не ходил человек, подобный Ибн Мубараку. Я не знаю ни одной хорошей, похвальной черты характера, которой Всевышний не наделил бы Ибн Мубарака».

 

Тот же Исмаиль рассказывал, что несколько его друзей однажды отправились в хадж вместе с Ибн Мубараком. Перед началом путешествия он попросил их отдать ему на хранение свои деньги. Взяв их, он положил их на хранение в железный сундук и запер его на ключ. В дороге он расходовал на них исключительно собственные деньги, угощая их лучшей едой, останавливаясь в лучших гостиницах, сам же Ибн Мубарак всю дорогу держал пост. Когда они совершили хадж и прибыли в Медину, он спросил у них – какие подарки они хотели бы купить своим домашним. На обратной дороге он также расходовал на всех только свои средства. Когда они прибыли домой, он собрал своих спутников у себя и как следует угостил, а затем велел принести сундук и вернул им их деньги.

 

Тот же имам Захаби называет Ибн Мубарака воином на пути Аллаха – поскольку он был не только выдающимся ученым, но и храбрым воителем. Один год он отправлялся в хадж, а на следующий год он отправлялся к границам мусульманских земель, где защищал пограничные крепости (так называемые рибат) от неприятелей. Существует множество историй не только о его знаниях и мудрости, или о его щедрости и благочестии, но и о его замечательной доблести. Так, рассказывают, что перед одним из сражений из войска противника вышел очень сильный воин, который предложил кому-то из мусульман сразиться с ним. Вышедший на поединок с ним очень быстро был убит. Второго и третьего постигла та же участь. И так продолжалось, пока не погибло шесть воинов из мусульман. И потом уже больше никто не решался сразиться с ним. Увидев это, Ибн Мубарак обратился к своему товарищу, Абдуллаху ибн Синану, дав ему наставления на случай его гибели, затем вышел из рядов, сразился с этим воином, а затем убил еще шестерых человек из войска противника. После чего неприятельское войско вынуждено было отступить.

 

Как мы сказали, под конец жизни Ибн Мубарак стал очень богатым человеком – но при этом он был чрезвычайно щедрым, как мы видим из историй о его жизни. Хатыб аль-Багдади передает от человека по имени Али ибн Фудейль, который рассказывал, что его отец был учеником Ибн Мубарака. И как-то раз ученики спросили его: он много говорит об аскетизме, о необходимости отказываться от мирских благ, но сам он живет жизнью обеспеченного человека – покупает хорошую еду, красивую одежду и тому подобное. Как же это совместить? На что Ибн Мубарак ответил:

 

«Я делаю это, что защитить мою религию от унижения – чтобы мне не пришлось просить помощи у других людей, и чтобы люди не относились ко мне пренебрежительно».

 

Ведь люди не уважают тех, кто не смог ничего добиться в жизни, кому приходиться просить помощи, кто не может сам обеспечить свои нужды и нужды своих близких. Особенно это касается ученых религии – которые должны пользоваться авторитетом у других людей, чтобы никто не мог сказать про них ничего порицаемого.

 

Передается, что однажды Ибн Мубарак выехал из Багдада в место под названием Масиса (сейчас это территория Турции) для защиты пограничных рубежей. К нему присоединилась группа суфиев, попросив его защиты. На одной из остановок он велел слугам принести поднос и попросил всех присутствующих положить туда те деньги, которые они взяли с собой. Кто-то бросил десять, кто-то двадцать дирхемов. В продолжении всего пути он расходовал на них собственные средства. По прибытии на место, откуда они должны были разъехаться, Ибн Мубарак сказал, что сейчас он вернет им их деньги, которые они отдали ему на хранение. Он попросил слуг принести мешок с деньгами, но вместо дирхемов – серебряных монет, которые они положили, он отдавал каждому из них динары – золотые монеты. Когда кто-то из присутствующих заметил, что он положил только двадцать дирхемов, Абдуллах ответил: «Разве ты не согласен, что тех, кто выступает на пути Аллаха, Всевышний наделяет баракатом?»

 

Вот еще одна знаменитая история про щедрость Ибн Мубарака – наверное, многие ее слышали (она передается в нескольких различных версиях).

 

Как мы сказали, Ибн Мубарак старался через год совершать хадж – а через год отправлялся на битвы для защиты рубежей мусульманских земель. Однажды, когда он в очередной раз отправился в путь в Хиджаз – в священные земли Мекки и Медины, на привале, в одном из городов, который они проезжали, он заметил женщину, которая рылась в мусорной куче в поисках какой-нибудь пищи. На замечание Ибн Мубарака – почему она хочет взять себе мертвую птицу (или иную часть мертвого животного), ведь это запретная пища, она ответила – что для нее в данной ситуации эта пища будет дозволенной, ведь ей и ее близким нечего есть. Тогда Абдуллах велел слугам принести все деньги, которые у них были, и, отложив небольшую часть из них для возвращения домой, остальное он отдал этой бедной женщине. Затем он вернулся домой, сказав, что хадж в этом году придется отложить. Но каково было его удивление, когда через несколько месяцев, когда паломники из его города стали возвращаться домой, они все поздравляли его с совершением хаджа и при этом выражали удивление – как это он так быстро успел вернуться обратно? На его возражения – что, наверное, это какая-то ошибка, он не смог в этом году совершить хадж, они единогласно утверждали, что видели его и у Каабы, и в долине Мина, и на Арафате. Такое чудо Всевышний совершил для Ибн Мубарака ради его доброго сердца и отзывчивости к нуждам других людей.

 

Мухаммад ибн Аюн, его спутник, рассказал следующую историю о благочестии и богобоязненности Ибн Мубарака: «Мы вместе были в путешествии. Пришел вечер, и все собирались ложиться спать. Я захотел посмотреть, что будет делать Ибн Мубарак ночью, когда будет думать, что все заснули. Я лег и притворился спящим. Когда он решил, что я сплю, он встал, совершил омовение и начал молиться. И он провел в молитве всю ночь, до наступления времени фаджр-намаза, когда пришло время вставать. Когда он подошел разбудить меня на молитву, я сказал ему, что я не спал и видел, что он всю ночь совершал намаз. Это привело его в такое замешательство и смущение – когда он понял, что его тайна раскрыта, что он избегал общаться со мной до самого конца нашего путешествия».

 

То есть, мало того, что Абдуллах ибн Мубарак был очень знающим человеком, очень щедрым и очень благочестивым, он еще был чрезвычайно скромным и очень боялся выставлять свои дела напоказ, хвастаться ими, он не хотел даже, чтобы кто-то вообще видел, сколько он молится и сколько всего делает. В наше время люди с гораздо меньшим количеством благих дел – которые нельзя даже сравнить с тем, что делал Абдуллах, выставляют напоказ свои довольно ничтожные дела.

 

Передается, что однажды кто-то в присутствии Ибн Мубарака сказал: «Как мало людей в наше время, которые могут давать мудрые советы…». Он обернулся к нему и сказал: «А еще меньше людей, которые способны воспринимать эти мудрые советы…». То есть, дать совет мало, нужно, чтобы люди восприняли твой совет, а на это далеко не все способны (по своему самолюбию, гордости и тому подобным качествам).

 

Абдуллах ибн Мубарак (да помилует его Всевышний) покинул этот мир десятого числа месяца Рамадан, в 181 году по хиджре. Ему тогда было шестьдесят три года.

 

Передается, что когда халиф Харун ар-Рашид узнал о его кончине, он произнес: «Сегодня скончался господин ученых» и сел принимать соболезнования, как будто скончался его близкий человек.

 

Напоследок мне хотелось бы привести еще несколько ценных высказываний Ибн Мубарака (рахимахуллах):

 

«Каким образом маленькое дело может стать большим перед Всевышним? Только благодаря правильному намерению. И наоборот, как большое и значительное дело может стать малым и ничтожным перед Всевышним? Только посредством неправильного намерения».

 

Еще он говорил:

 

«Если вам доставляет удовольствие злословить о людях (гыйбат), то начинайте со своей семьи – с родителей, с других родственников. Тогда ваша награда за благие дела не перейдет к чужим людям (как должно быть в случае злословия), а останется в вашей семье».

 

Как мы знаем, в наказание за гыйбат благие дела человека передаются тем, о ком он говорил плохо. Так если вам хочется это делать и доставляет удовольствие, то злословьте о своих близких – пусть эта награда достанется им. Разумеется, Ибн Мубарак не призывал людей злословить – выше мы приводили истории, как он специально закрывался от людей в своем доме, потому что боялся пустых разговоров, которые могут привести к гыйбату. Но он призывал людей понять, чем они рискуют – когда занимаются этим делом, что эта пагубная привычка грозит им тем, что они могут отдать кому-то все свои благие дела.

 

Также он говорил:

 

«Многие обитатели этого мира покидают этот мир, так и не вкусив, не узнав вкуса лучшей вещи, которую человек может получить в этом мире».

 

Когда его спросили – что же это за лучшая вещь, он ответил:

 

«Познание Всевышнего – вашего Господа и Создателя».

 

Если человек хоть иногда задумается над этим, то он действительно поймет, кто его Создатель, и кто он сам, и зачем он живет в этом мире.

 

 

Пусть Всевышний облагодетельствует нас посредством таких людей, посредством вдохновения, которое можно получить, изучая жизнь таких людей. Пусть Он дарует нам силы и способности, чтобы следовать их путем – подражая их благочестию, их праведности, их тщательности в соблюдении религии, их щедрости, их любви к знаниям. Чтобы мы могли оставить по себе такую же добрую память, чтобы люди вспоминали нас добром.

 

Представьте себе, что Ибн Мубарак последовал бы совету своего отца и занимался бы только бизнесом, только торговлей. Знал бы кто-то из нас сейчас какого-то торговца из Мерва – пускай бы он даже заработал гораздо больше и имел гораздо больше денег и имущества, чем были у него. Мы вспоминаем о нем только потому, что он думал не только о себе и своей семье, но и о других людях. Он заботился о сохранении религии, о том, чтобы поделиться с людьми своими знаниями, и, когда у него было имущество, он щедро раздавал его другим людям. То есть, люди помнят не тех, кто только собирает что-то и накапливает это для себя, но тех, кто умеет делиться с другими тем, что у них есть. Особенно если это духовные блага, а не только материальные.

 

Пусть Всевышний дарует нам тауфик в этом.

АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков