Маджлис 140. Пророк Ибрахим (мир ему) и царь Нимрод
В Священном Коране сказано:
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
شَاكِرًا لِّأَنْعُمِهِ اجْتَبَاهُ وَهَدَاهُ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
«Поистине, Ибрахим был предводителем (имамом для людей в благих делах), покорным Аллаху и ханифом (соблюдал истинную веру). Он не был язычником. (Он был) благодарным Аллаху за (все Его) блага, а Он (Аллах) избрал его и направил на прямой путь». (Сура «Ан-Нахль», 16:120-121).
Сегодня мы поговорим о жизни пророка Ибрахима (мир ему). Конечно, отведенного нам небольшого времени не хватит, чтобы охватить его жизнь полностью – но, по крайней мере, мы постараемся упомянуть важные моменты его жизни, чтобы извлечь оттуда уроки для себя. И в частности, мы поговорим о тех аспектах его жизни, которые обычно остаются вне нашего внимания.
Как мы знаем, во время праздника Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) принято говорить о великой жертве Ибрахима – который готов был принести в жертву собственного сына, чтобы показать свою преданность Всевышнему. Об этом испытании Ибрахима, мир ему, мы как раз говорить не будем – поскольку это слишком известная вещь, но мы поговорим о других моментах его жизни, о других испытаниях, с которыми он сталкивался.
Ибрахим (мир ему) был преемником таких пророков как Адам и Нух (Ной) (мир им) – между ним и Нухом (мир ему) насчитывается десять поколений предков. А сам Нух – как мы знаем, считается вторым отцом человечества, поскольку в потопе, который был послан на землю за грехи людей, спаслась только его семья – Нух и его сыновья, от которых вновь был возрожден род человеческий. У него было трое сыновей (Сам или Сим, Хам и Яфес или Яфет) – и чью бы родословную мы не исследовали (какого-то народа или отдельного человека), она всегда будет возвращаться к одному из сыновей Нуха, мир ему.
Родословная Ибрахима (мир ему) выглядит следующим образом: Ибрахим ибн Тарих (или Терах) – если разногласия во мнениях, как звали отца Ибрахима – Азар или Тарих. Имя Азар упоминается в Коране (но есть ученые, которые считают, что это был не его отец, а дядя и отчим Ибрахима, муж его матери после смерти его отца, поскольку сказано про него, что он был ярым язычником и идолопоклонником). При этом существуют хадисы, где упоминается Тарих – как отец Ибрахима. Также есть мнение, отец Ибрахима носил оба этих имени, но одно из этих имен – Азар и Тарих – было настоящим его именем, а второе – прозвищем, данным ему за какие-то качества или особенности.
Итак, вот генеалогия Ибрахима (мир ему): Ибрахим ибн Тарих ибн Нахур ибн Саруг ибн Раhу ибн Салих ибн Абир ибн Шалих ибн Арфахшаз ибн Сам ибн Нух, мир ему. Итого, десять поколений между ним и Нухом – таким образом, Ибрахим, мир ему, жил в эпоху, близкую к эпохе предыдущего пророка, Нуха, мир ему. Имя матери Ибрахима – по разным версиям – Мила, Умейля или Буна. Она происходила из того же рода – от потомков Арфахшаза, сына Сама, сына Нуха.
Одним из прозвищ Ибрахима, мир ему, было Абу Дайфан – буквально «отец гостей», то есть, очень гостеприимный человек. Мы знаем, что он очень любил принимать гостей, старался никогда не садиться за стол в одиночестве – его дом был открыт для всех путников. Его отец Азар или Тарих стал отцом Ибрахима в преклонном возрасте – когда ему было семьдесят пять лет. И как мы знаем, сам Ибрахим стал отцом также в очень преклонном возрасте – в восемьдесят или чуть более лет (когда он уже потерял надежду иметь детей). У отца Ибрахима было еще два сына – Тахур и Харан. Харан был отцом Лута, мир ему – племянника Ибрахима. Ибрахим и его семья вышли из Вавилона, из города Ур – это территория нынешнего Ирака – и пришли в место, которое называлось Харран (тоже где-то в Междуречье, в Ираке). Как мы знаем, жену Ибрахима, мир ему, звали Сара – она была из той же семьи, его двоюродная сестра (или еще какая-то родственница).
До нас дошло несколько важных речей или обращений Ибрахима – которые приводятся в Коране и в хадисах. В одном из них Ибрахим убеждает отца, что недопустимо поклоняться идолам. Потом мы знаем своего рода монолог или размышление Ибрахима – где он рассуждает сам с собой, кто такой Бог, кем является Создатель, и поэтому он смотрит на звезды, солнце и луну. Затем мы знаем обращение Ибрахима к людям своего племени, которые поклонялись идолам – и к самим этим идолам.
Давайте же обратим внимание на эти диалоги, так как в них содержатся много уроков. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَامًا آلِهَةً إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلاَلٍ مُّبِينٍ
وَكَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ
فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَبًا قَالَ هَذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لا أُحِبُّ الآفِلِينَ
И Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Как же ты считаешь идолов богами (и поклоняешься им)? Я вижу, что ты и твой народ в очевидном заблуждении».
Так (же, как Мы показали ему заблуждения его народа), Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, (Мы сделали так) чтобы он (увидев это) стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!» (Сура «аль-Ан'ам», 6:74-76).
Из преданий известно, что, когда Ибрахим родился, его родителям пришлось прятать его в пещере – поскольку царю-тирану Нимроду было предсказано, что у Тариха, его отца, родится мальчик, который будет угрозой его царству и его убеждениям. Так что родителям пришлось обмануть царя, сказав, что ребенок умер, а самим прятать его от убийц.
Когда Ибрахим, мир ему, подрос, он увидел, что его отец делает идолов – а он был мастером по изготовлению идолов – и будущий пророк удивился, как можно считать богами каменных или деревянных существ, которых люди делают собственными руками, которые не двигаются, не говорят, не могут ни есть, ни пить. Люди приходили и приносили идолам еду, но они, разумеется, не могли ее съесть. Есть даже такая легенда – что однажды Ибрахим специально спрятал еду, которую поставили перед идолами, а потом – когда спросили, где же еда – он ответил, что идолы ее съели. Люди посмеялись, сказав, что это невозможно, эти каменные изваяния есть не могут. Тогда Ибрахим резонно возразил – так зачем же им поклоняться, если они даже есть не могут? Позже, как мы знаем, он вообще настолько будет разгневан идолопоклонством своих соплеменников, что разобьет всех этих идолов.
Так или иначе, хотя тогда у Ибрахима не было еще знаний об истинном Боге, он понимал, каким Он точно быть не может. Поскольку ему много времени приходилось проводить в пещере, вдали от людей, у него было много времени на размышления. Он наблюдал за движением светил по небу – и первое, что он увидел, когда пришла ночь – это были звезды.
Когда вы ищете ответ на какой-то вопрос, который долго вас занимает, то вы стараетесь увидеть ответ во всем, что вас окружает. Даже когда вы, допустим, хотите купить машину, вы будете думать об этом постоянно, и поэтому рассматривать все машины, которые увидите на улице. Раньше вы могли не обращать внимания на эти вещи, но теперь – когда они начали занимать вас, они будут встречаться вам постоянно. Так и здесь – Ибрахим, мир ему, без сомнения, видел звезды и раньше, но только теперь он стал обращать на них внимание и думать о них.
И так, когда наступила ночь, он обратил внимание на звезду и воскликнул: «Вот мой Господь!» – поскольку звезда яркая, красивая, она выше всего. Существует различие во мнениях, было ли это личным размышлением или же диалогом с кем-то, в котором Ибрахим сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!», чтобы затем привести его к тому, что это не является Господом. Но когда звезда закатилась за горизонт и постепенно исчезла при свете солнца, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Отсюда мы видим, что еще до пророчества Ибрахим, мир ему, был очень мудрым и размышляющим человеком.
Далее об Ибрахиме говорится, что следующее светило, на которое он обратил внимание – была луна. Луна больше звезд и гораздо ярче их (хотя на самом деле, как мы знаем, звезды намного больше и ярче луны, но поскольку они чрезвычайно удалены от Земли, нам они кажутся крошечными мерцающими искорками). Когда взошла луна, Ибрахим воскликнул: «Это мой Господь!».
فَلَمَّا رَأَى الْقَمَرَ بَازِغًا قَالَ هَذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِن لَّمْ يَهْدِنِي رَبِّي لأكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ
А когда он увидел появившуюся луну, то сказал: «(По-вашему) это мой Господь». И когда она закатилась, сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился».
Когда луна также закатилась, кажется, что Ибрахим просит о помощи (до этого он никого не просил о помощи). Когда луна закатилась он обращается за помощью к Богу.
Заметьте, что вы не будете просить о помощи Того, в Кого вы не верите. Все из вас, наверное, так или иначе слышали хадис – который часто неправильно передают: что каждый ребенок рождается мусульманином. На самом деле в хадисе говорится: каждый человек рождается в состоянии фитры – то есть, в состоянии естественной веры во Всевышнего. Это то, о чем говорится в Коране:
وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى
И твой Господь взял из спин потомков Адама их потомство (поколение за поколением — и так вплоть до Судного дня) и (собрав всех людей вместе в виде частиц или в том виде, в каком Аллах пожелал) заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Не Я ли ваш Господь?» Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем (и подтверждаем, что у нас нет иного Господа, кроме Тебя)» (Cура аль-Араф, 7:172).
Когда Всевышний создал Адама, Он извлек из него все его потомство до Судного дня и спросил у них – признают ли они, что Он – их Господь? И поскольку у них не было никакой возможности отрицать это – это были чистые, неиспорченные души, у которых не было никакой возможности впитать какое-то чуждое влияние, то они с готовностью воскликнули: «Да, поистине Ты – наш Господь!»
Так что, когда человек рождается в этом мире, его душа помнит тот опыт – который был у нее в самом начале существования, это и называется фитрой, естественной верой человека, с которой каждый человек рождается. А потом – как говорится в хадисе – родители и окружающие люди могут привить ребенку какие-то иные убеждения и религии. И у Ибрахима, мир ему, разумеется, была эта естественная вера, когда он сказал, что, если Господь не наставит его... И это естественно для любого человека.
Как-то раз мы в мечети устраивали «День открытых дверей». Мы проводили экскурсию по мечети для всех желающих, рассказывали им об Исламе. И в конце встречи один человек подошел ко мне и сказал: «Мне нужна помощь. Не могли бы вы помочь мне понять – кто такой Бог? Я хочу найти Его, я хочу понять Его – но не могу. Я долгое время был атеистом».
Когда мы переживаем какое-то событие, явление, в нашей жизни, мы всегда должны каким-то образом объяснить его себе, осознать его, понять его – исходя из тех представлений, убеждений, опыта, который у нас уже есть. Если человек долгое время был атеистом, то он будет интерпретировать все, что происходит в его жизни, исходя из этого опыта – в духе отрицания Всевышнего. Но в какой-то момент жизни – как произошло у того атеиста – он почувствовал, что эта естественная вера, которая есть в его душе, она просыпается, и поэтому ему нужна помощь – чтобы найти Бога. В Коране говорится о неверующих людях, которые оказались где-то в морской пучине и начали взывать к Аллаху за помощью – поскольку испугались и почувствовали себя неуверенно.
وَإِذَا مَسَّكُمُ الْضُّرُّ فِي الْبَحْرِ ضَلَّ مَن تَدْعُونَ إِلاَّ إِيَّاهُ فَلَمَّا نَجَّاكُمْ إِلَى الْبَرِّ أَعْرَضْتُمْ وَكَانَ الإِنْسَانُ كَفُورًا
Когда в море вас касается беда (опасность кораблекрушения), вас оставляют все (идолы), кому вы поклонялись, кроме Него (и в трудностях вы молитесь только Аллаху, ведь только Он может вам помочь). А когда Он спасает вас (и выводит) на сушу, вы (вновь) отворачиваетесь (от истины). Поистине, человек неблагодарен (Аллаху)(Cура аль-Исра, 17:67).
Когда мы стоим на земле, мы не чувствуем себя такими беспомощными, как в море, поскольку земля – это твердая почва, это наша естественная среда обитания. Но в море – да и еще когда вокруг бушует буря – нас это очень пугает. Здесь и самые заядлые атеисты начинают взывать к Богу – поскольку боятся за свою жизнь.
فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَذَا رَبِّي هَذَآ أَكْبَرُ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ
И, увидев восходящее солнце, он сказал: «(В соответствии с вашими верованиями) вот мой Господь! Оно больше других». А когда оно (солнце) зашло, он сказал: «О мой народ! Я не имею отношения ни к чему из того, что вы приравниваете (к Аллаху, поклоняясь этому наряду с Ним) (Cура аль-Анам, 6:78).
Через какое-то время – когда луна также зашла, Ибрахим увидел восход солнца. Разумеется, это не означает, что до этого он солнца не видел – но теперь он впервые посмотрел на него иными глазами, глазами размышляющего ищущего человека. Когда солнце также опустилось и исчезло, он обратился к своему народу – он очевидно обращается не к самому себе, но к другим, он хочет донести свои мысли своему народу – и он говорит: теперь я понимаю, что Всевышний превыше всего. Он не может быть видимым – тем, кого можно потрогать, увидеть, осязать, Он превыше всего созданного мира. И по-видимому к нему приходит понимание истинного Бога – и это обещано каждому, кто искренне ищет Бога, Он придет на помощь такому человеку.
И далее Ибрахим, мир ему, говорит:
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
Я искренне обратил лицо (то есть я направляю свое поклонение только) к Тому, кто сотворил небеса и землю (к Аллаху), и Я не язычник!» (Cура аль-Ан'ам, 6:79).
Он внезапно осознает, что Бога вообще увидеть нельзя – поскольку Он создал все видимое в этом мире, а значит должен быть превыше всего того, что можно увидеть глазами. Как вы можете теперь спорить со мной о Всевышнем, когда Он наставил меня!
وَحَآجَّهُ قَوْمُهُ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللّهِ وَقَدْ هَدَانِ وَلاَ أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلاَّ أَن يَشَاء رَبِّي شَيْئًا وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا أَفَلاَ تَتَذَكَّرُونَ
(В ответ) его народ стал спорить с ним (угрожая ему гибелью, если он откажется от поклонения идолам). Тогда он (Ибрахим) спросил (их): «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, тогда как Он наставил меня на верный путь?
Я не боюсь тех, кого вы приравниваете к Нему, если только мой Господь не захочет чего-то (плохого для меня). Мой Господь знает обо всем. Может быть, вы примете наставление (и уверуете)? (Cура аль-Ан’ам, 6:80).
Чтобы спорить, вовсе не обязательно быть на истине – нужно лишь иметь возможность говорить. Логика или риторика занимаются именно тем, чтобы научить человека дискутировать, красиво говорить, правильно излагать свои мысли, при этом убеждения не обязательно могут стоять на надежном фундаменте убежденности или каких-то доводов, на самом деле можно доказать что угодно с помощью определенных приемов.
Поэтому народ Ибрахима – вовсе не имея под собой разумных доводов, стал препираться с ним, поскольку их очень смущали его утверждения, которые подрывали все основы их жизни и их веры. Но он отвечал им: как вы можете спорить со мной, когда Сам Господь меня наставил? Я не боюсь никого, кого вы приобщаете к Нему в сотоварищи и ничего не сможет навредить мне, если того не пожелает мой Господь! Мой Господь охватывает всё Своим Знанием!
Как мы знаем, об Ибрахиме говорится не только в одном месте в Коране, но в разных его местах. Поскольку Коран – это не книга историй о разных пророках о великих людях, Коран – это книга уроков, книга, дающая знания, книга размышлений. Поэтому истории об одном и том же пророке могут упоминаться в разных частях Корана, чтобы мы, когда будем читать это, задумывались бы об определенных вещах.
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئًا
Расскажи им в Книге (историю) Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком. И он сказал своему отцу (Азару, который поклонялся идолам): «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит, и не видит, и не может ни от чего тебя избавить? (Сура Марьям, 19:41-42).
Что здесь происходит? Вроде бы типичная история – конфликт «отцов и детей», когда отцы не понимают своих детей. В наше время это происходит гораздо чаще, чем раньше, поскольку раньше было важно общественное мнение и традиции, а сейчас важен индивидуализм, каждый человек хочет доказать, что он сам решит, что он должен делать, не оглядываясь на старших. В древности же религия человека зависела от того, во что верит его народ – очень трудно было пойти против общественного мнения. И мы видим это в истории Ислама – стоило вождям племен принять Ислам (как это сделали вожди мединских арабов – Аус и Хазрадж) – и их народ тут же последовал за ними.
В наше время каждый человек, наоборот, хочет идти своим путем, поэтому между старшим поколением и молодыми неизбежно возникают конфликты – особенно в семьях эмигрантов, приезжих из других стран. Пожилые люди еще помнят жизнь в другой стране, на родине и хотят следовать традициям, а молодые хотят жить так, как принято в той стране, где они поселились.
Как быть в такой ситуации? Посмотрите на Ибрахима – который не стал ссориться со своим отцом или отворачиваться от него, но попытался мягко и вежливо наставить его, без грубости, очень вежливо, приводя разумные доводы: отец, как ты можешь поклоняться этим бездушным идолам? Сын имел возможность получить знания, которых нет у отца – но он не считает, что это дает ему основание вести себя с отцом заносчиво и высокомерно.
А как часто бывает в наших семьях? Наши отцы – особенно те, кто приехал сюда, в Европу, из других стран – могут плохо говорить на английском языке, плохо разбираться в каких-то современных реалиях (не уметь пользоваться компьютерами или современной бытовой техникой). Дети всячески это подчеркивают – что они больше знают и умеют, чем родители, и смеются над ними – что они такие неграмотные и неумелые. И даже если отец в явном заблуждении – как отец Ибрахима, мир ему, он не считает, что это дает ему возможность унижать отца и смеяться над ним. Он переживает за отца и мягко наставляет его:
يَا أَبَتِ إِنِّي قَدْ جَاءنِي مِنَ الْعِلْمِ مَا لَمْ يَأْتِكَ فَاتَّبِعْنِي أَهْدِكَ صِرَاطًا سَوِيًّا يَا أَبَتِ لَا تَعْبُدِ الشَّيْطَانَ إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلرَّحْمَنِ عَصِيًّا يَا أَبَتِ إِنِّي أَخَافُ أَن يَمَسَّكَ عَذَابٌ مِّنَ الرَّحْمَن فَتَكُونَ لِلشَّيْطَانِ وَلِيًّا
Отец мой! Мне пришло знание, которого нет у тебя. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Отец мой! Не поклоняйся шайтану (подчиняясь ему и поклоняясь идолам). Поистине, шайтан ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого (если ты не покаешься) и что ты станешь помощником шайтана». (Сура Марьям, 19:43-45).
Но отец не хочет последовать примеру Ибрахима – он считает, что уже слишком стар, чтобы что-то менять в своей жизни, пусть все идет как идет. В старости очень сложно бывает переучиваться и привыкать к чему-то новому. Вы видели, наверное, когда пишут мелом на черной доске – или даже маркером на современной белой – когда доска становится старой, бывает очень трудно стереть с нее написанные слова, они как будто въедаются в нее. Так и с пожилыми людьми – те убеждения, которые у них сложились в течение жизни, очень сложно бывает заменить на другие. Даже молодые люди бывают очень упрямыми в вопросе убеждений, стремления к чему-то новому – а тем более люди пожилые, которым нравится находиться в той «зоне комфорта», которая у них сложилась, и им уже не хочется ничего нового. Очень небольшое количество людей остается достаточно гибким и готовым к принятию чего-то нового с возрастом.
Однажды я пришел к одному из своих учителей – он очень умный и талантливый человек, но несколько странный, эксцентричный, иногда его непросто понять. Когда я пришел, он сказал мне, что он как раз недавно написал книгу по арабской грамматике, но поскольку это сложная для восприятия книга, он дает читать ее только немногим избранным людям. Я сказал, что хорошо, я буду рад увидеть ее. Затем он вдруг спросил меня – ты не устал? Я удивился – от чего я должен был устать, ведь еще утро? Но он имел в виду – не устал ли ты от стремления к чему-то новому, к прогрессу, готов ли ты двигаться дальше, развиваться? Такое действительно может случиться с каждым из людей, но, тем не менее, мы всегда должны быть готовы к принятию чего-то нового, к поиску истины и даже к пересмотру собственных мнений – если окажется, что мы ошибались и были неправы. Большинство проблем в наших мечетях, в наших общинах – в общем – происходят из-за людей упрямых, негибких, которые сопротивляются переменам и даже хорошим, позитивным переменам, поскольку им нужно будет что-то менять в своей жизни, выходить из зоны комфорта, куда-то двигаться, причинять себе хлопоты.
قَالَ أَرَاغِبٌ أَنتَ عَنْ آلِهَتِي يَا إِبْراهِيمُ لَئِن لَّمْ تَنتَهِ لَأَرْجُمَنَّكَ وَاهْجُرْنِي مَلِيًّا قالَ سَلَامٌ عَلَيْكَ سَأَسْتَغْفِرُ لَكَ رَبِّي إِنَّهُ كَانَ بِي حَفِيًّا وَأَعْتَزِلُكُمْ وَمَا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ وَأَدْعُو رَبِّي عَسَى أَلَّا أَكُونَ بِدُعَاء رَبِّي شَقِيًّا
فَلَمَّا اعْتَزَلَهُمْ وَمَا يَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ وَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَكُلًّا جَعَلْنَا نَبِيًّا
Он (отец) ответил: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов (порицаешь их), Ибрахим? Если ты не прекратишь (порицать их), то я побью тебя (камнями). Оставь же меня надолго (в покое)!» Он (Ибрахим) сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Поистине, Он снисходителен ко мне (принимает мои мольбы). Я ухожу от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, ведь я поклоняюсь моему Господу. Надеюсь, благодаря мольбам к моему Господу я не буду несчастен». Когда он ушел от них (направившись в Шам) и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы подарили ему Исхака и Якуба. Обоих Мы избрали пророками. (Сура Марьям, 19:46-49).
Мы видим, что в какой-то момент Ибрахим, мир ему, понимает, что он не сможет ничего добиться от отца, тот не хочет меняться, так что ему придется оставить его, поскольку пребывание в его обществе может навредить ему самому. Ему нужно уйти и поискать иное место для поклонения Всевышнему. Здесь как бы подводится итог
конкретному общению Ибрахима с его отцом. Но в другом месте Корана говорится, что через какое-то время диалог продолжается:
وَلَقَدْ آتَيْنَا إِبْرَاهِيمَ رُشْدَهُ مِن قَبْلُ وَكُنَّا بِه عَالِمِينَ إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ مَا هَذِهِ التَّمَاثِيلُ الَّتِي أَنتُمْ لَهَا عَاكِفُونَ
Раньше Мы дали Ибрахиму верное руководство, и Мы все о нем знали (о том, что он подходит для этого). И он спросил своего отца и народ: «Что это за изваяния (идолы), которым вы так преданны (что поклоняетесь им)?» (Сура Анбия, 21:51-52)
Народ Харрана – той местности, куда ушел Ибрахим от своего народа, поклонялся солнцу, луне и звездам (так что он не смог долго находиться среди них), а его соплеменники поклонялись идолам. И вот он спрашивает у своего отца и его соплеменников – что это за идолы, которым вы так преданы, что это такое?
قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءنَا لَهَا عَابِدِينَ
Они ответили: «Мы видели, как наши предки поклонялись им (и мы продолжили вслед за ними)». (Сура Анбия, 21:53)
Эти люди ссылаются на пример своих предков – они делают это потому, что их предки так делали.
قَالَ لَقَدْ كُنتُمْ أَنتُمْ وَآبَاؤُكُمْ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
Он (Ибрахим) сказал (им): «Поистине, вы и ваши предки — в очевидном заблуждении». (Сура Анбия, 21:54)
Как видим, здесь Ибрахим, мир ему, становится более бесцеремонным, чем в первый раз. В первый раз он обращается к своему отцу – я буду молиться за тебя, но мне придется тебя оставить, чтобы это не навредило мне самому. Но здесь он уже действует решительно и бросает им вызов – он должен сделать нечто, чтобы показать идолопоклонникам несостоятельность их убеждений.
قَالُوا أَجِئْتَنَا بِالْحَقِّ أَمْ أَنتَ مِنَ اللَّاعِبِينَ
Они спросили (в ответ): «Ты пришел к нам с истиной или (просто) развлекаешься (подшучиваешь над нами)?» (Сура Анбия, 21:55)
Судя по всему, этим людям ранее не приходилось задумываться о правильности их убеждений, так что они вообще не поняли – что Ибрахим хочет от них, действительно ли он принес им что-то серьезное или просто смеется над ними?
قَالَ بَل رَّبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ وَأَنَا عَلَى ذَلِكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ
Он ответил: «Ведь ваш Господь (только Он заслуживает поклонения) — Господь небес и земли, создавший их. Я свидетельствую это!». (Сура Анбия, 21:56)
То есть, он говорит – я не шучу с вами, как можно шутить с такими серьезными вещами?
Смотрите, какой ответ эти люди дают ему первым делом – мы делаем то же, что делали наши отцы. Но вопрос в том – действительно ли вы можете доверять авторитету ваших отцов, так ли они правы?
Что происходит в подобных семьях сегодня – «ты должен жениться на своей кузине из Пакистана. Почему? – потому что в нашей семье так принято, что все женятся на двоюродных сестрах и иных родственницах. Когда вы еще были маленькими, мы уже договорились с ее родителями, что вы поженитесь, когда вырастете».
Я помню, что лет десять назад мы с женой пришли в гости к нашим друзьям. В их комнате висит множество фотографий их детей и других родственников – но вдруг мы заметили фотографию какой-то девочки, которую мы раньше не видели и не знали, кто это. Моя жена спросила у хозяев – кто это за девочка, вроде бы это не член вашей семьи? Хозяева ответили, что это невеста их сына – его двоюродная сестра, на которой ему предстоит жениться в будущем (при этом их сыну тогда было всего-навсего восемь иди девять лет). То есть, вроде бы эти люди любят своих детей, но при этом свою культуру и обычаи они любят больше. Они так преданы каким-то традициям и обычаям, что они готовы пожертвовать ради них своими детьми, принести им в жертву собственных детей. В итоге этот их сын все-таки женился на другой девушке – а не на той, которую ему определили родители, после чего они очень на него рассердились и до сих пор почти с ним не общаются (хотя прошло уже два года с его свадьбы).
Подобным образом дело обстояло с Ибрахимом – культура, традиции его народы были им дороже собственного сына, и в итоге они даже согласились убить его во имя собственных традиций – ради каких-то убеждений, которые они никак не могли объяснить, кроме как тем, что они следуют по стопам своих предков. Кому от этого хорошо? Эти люди не чувствуют себя счастливыми после этого – им приходится портить отношения с собственными детьми, ссориться с ними, смысл этих традиций они объяснить не могут – в них нет ничего разумного и основательного, они не соответствуют ни религии, ни здравому смыслу. Но почему-то они чрезвычайно к ним привязаны, и им не приходит в голову, что можно как-то иначе посмотреть на эти традиции, что есть иная точка зрения.
وَتَاللَّهِ لَأَكِيدَنَّ أَصْنَامَكُم بَعْدَ أَن تُوَلُّوا مُدْبِرِينَ
(Ибрахим (мир ему) решил): «Клянусь Аллахом! Я обязательно придумаю хитрость против ваших идолов, когда вы уйдете и отвернетесь» (Сура Анбия, 21:57).
Есть разные мнения – сказал ли Ибрахим это про себя, мысленно, или вслух кому-то из идолопоклонников, либо они сами поняли каким-то образом, что он собирается сделать нечто с их идолами. Но так или иначе, эти люди не предприняли ничего для их защиты, поскольку они многие годы жили очень комфортно в своих убеждениях и не собирались ничего менять, и никто их не тревожил. Вдруг приходит какой-то молодой человек и что-то такое говорит им, бросает им вызов – но они не придали особого значения его словам, поскольку им не хотелось думать о неприятном для себя.
В другом аяте говорится, что Ибрахим, притворившись больным и дождавшись, когда идолопоклонники уйдут на свой праздник, пробрался к их богам и стал говорить им – что же вы не едите?
فَرَاغَ إِلَى آلِهَتِهِمْ فَقَالَ أَلَا تَأْكُلُونَ (91) مَا لَكُمْ لَا تَنطِقُونَ (92) فَرَاغَ عَلَيْهِمْ ضَرْبًا بِالْيَمِينِ (93) فَأَقْبَلُوا إِلَيْهِ يَزِفُّونَ (94) قَالَ أَتَعْبُدُونَ مَا تَنْحِتُونَ
Он (Ибрахим) тайком пробрался к их богам (идолам) и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему не разговариваете?» Он тайком подошел к ним и принялся с силой бить их (топором). (Узнав о случившемся) они (язычники) кинулись к нему. Он (Ибрахим) сказал (им): «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами же высекаете (из камня)? (Сура ас-Саффат, 37:91-95).
У этих язычников был обычай приносить идолам много пищи и оставлять ее для них. И вот Ибрахим говорит их идолам – издеваясь над ними – что же вы не едите эту пищу, которую вам принесли, почему вы не делаете того, не делаете другого, если вы в самом деле живые?
Далее – опять возвращаясь к суре Анбия – говорится, что Ибрахим, поиздевавшись таким образом над идолами, показав, что они ничего не могут – наконец разбивает их на куски.
فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَّهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ
Затем (когда они все ушли на свой праздник) он разнес на куски (топором) всех идолов, кроме самого большого из них (главного идола, и повесил топор ему на шею), чтобы они могли обратиться к нему (спросить, что он сделал с остальными идолами). (Сура Анбия, 21:58).
Он как бы становится на точку зрения язычников – если что-то случилось со всеми богами, кроме главного, так может быть спросить у него – что тут произошло?
قَالُوا مَن فَعَلَ هَذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ
Они сказали (после того как вернулись и увидели, что случилось): «Кто сделал это с нашими богами? Поистине, он — из несправедливых людей!» (Сура Анбия, 21:59)
Они называют Ибрахима притеснителем, беззаконником – но ведь притеснитель, угнетатель, это тот, кто делает что-то плохое другим людям или иным живым существам, которые слабы и не могут за себя постоять. Но как можно быть беззаконником в отношении Бога – ведь Он достаточно силен, чтобы самому себя защитить. В сознании любого нормального человека живет понимание, что Бог, божество – это некто очень могущественный и сильный. Но когда человек вдруг делает объектом своего поклонения какое-то слабое и ничтожное существо, у него явно есть серьезные проблемы с пониманием сути вещей.
И вдруг кто-то из язычников вспоминает – а, тут был какой-то юноша Ибрахим, который что-то такое говорил нам о наших божествах, был недоволен ими, осуждал нас за поклонение им.
قَالُوا سَمِعْنَا فَتًى يَذْكُرُهُمْ يُقَالُ لَهُ إِبْرَاهِيمُ
Они сказали (друг другу): «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим выступал против них (порицал их)». (Сура Анбия, 21:60).
Так приведите его на наш суд, чтобы мы могли с ним разобраться и решить – что с ним делать?
قَالُوا فَأْتُوا بِهِ عَلَى أَعْيُنِ النَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَشْهَدُونَ
Они сказали: «Приведите и покажите людям, возможно, найдутся свидетели (что это он сделал)». (Сура Анбия, 21:61).
Это было как раз то, чего Ибрахим добивался – предстать перед людьми, чтобы открыто бросить им вызов, объяснив им всю несостоятельность их убеждений. Однако у язычников нет прямых доводов против Ибрахима – они же не видели, действительно ли он это сделал. Поэтому они задают ему вопрос:
قَالُوا أَأَنتَ فَعَلْتَ هَذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ
Они спросили (его, приведя): «О Ибрахим! Ты сделал это с нашими богами?» (Сура Анбия, 21:62)
قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ
Он ответил: «Нет! Это сделал главный из них, вот этот. Спросите у них самих (кто сделал это), если они смогут говорить». (Сура Анбия, 21:63)
Вот перед вами стоит самый главный из ваших божеств – так спросите у него, кто это сделал? Я или кто-то еще?
Есть очень хорошее объяснение этого аята в таком смысле – вот это главное божество заставило меня это сделать (разбить идолов), поскольку я был очень разгневан фактом идолопоклонства.
У идолопоклонников начинается нечто подобное раскаянию и угрызениям совести:
فَرَجَعُوا إِلَى أَنفُسِهِمْ فَقَالُوا إِنَّكُمْ أَنتُمُ الظَّالِمُونَ
Обратившись друг к другу (поразмыслив над словами Ибрахима), они сказали: «Поистине, вы сами несправедливые (потому что поклоняетесь тем, кто не может даже говорить)!» (Сура Анбия, 21:64)
Они почувствовали, что им привели такие доводы, против которых они не знают, что возразить, они действительно зашли в тупик. Но как я выше говорил вам, их больше расстроила внезапность этого происшествия – они в самом деле не ожидали что кто-то причинит вред их божествам. Так что они спокойно ушли на свой праздник, не оставив никакого сторожа присматривать за порядком в их храме или ином месте, где они поклонялись идолам.
(67) ثُمَّ نُكِسُوا عَلَى رُؤُوسِهِمْ لَقَدْ عَلِمْتَ مَا هَؤُلَاء يَنطِقُونَ (65) قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئًا وَلَا يَضُرُّكُمْ (66) أُفٍّ لَّكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ أَفَلَا تَعْقِلُونَ
Затем они (вновь) принялись за свое (вернулись к своему неверию) и сказали: «Ты же знаешь, что они не могут говорить (так как же ты просишь нас спросить их о случившемся?)». Он ответил: «И вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что не может принести вам никакой пользы или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Почему бы вам не поразмыслить (и не понять, что эти идолы не заслуживают поклонения, а лишь Аллах заслуживает)?» (Сура Анбия, 21:65-67)
Что происходит, когда люди понимают, что им нечего больше сказать, у них нет разумных доводов в пользу их убеждений? Если человек честный и серьезный, он примет разумные доводы и согласится с тем, что он заблуждался. Но человек высокомерный и упрямый начинает злиться и проявлять агрессию. Если вы теряете способность здраво рассуждать и вести диалог, это раздражает вас, и вы начинаете злиться.
К сожалению, так происходит с нашими братьями, которые совершают известные всем действия (то есть, те, кого называют экстремистами). Они чувствуют, они теряют надежду на что-то лучшее, поэтому считают, что единственный путь добиться перемен – это пойти и убить невинных людей. Это происходит не только с теми, кого называют экстремистом. Вы помните, что говорил американский президент после 11 сентября – он говорил, как фараон: что либо вы с нами, либо вы против нас, он провел полное разделение мира на тех, кто с ним, и тех, кто против него. Когда вы понимаете, что вы не можете разумно возразить кому-то, у вас нет аргументов, то вы лезете в драку и совершаете насилие.
Возьмите наше английское общество. Сейчас в Великобритании проживает примерно три миллиона мусульман – из них только в Лондоне один миллион. Это люди, которые зачастую одеваются иначе, чем остальные (особенно женщины – которые здесь показывают пример многим мужчинам, когда носят хиджаб), они молятся, они следуют своим традициям. И многих англичан это раздражает – не потому, что все эти мусульмане чем-то угрожают им, их безопасности, но потому что они несут им какой-то вызов – их привычному образу жизни, их привычкам, их взгляду на мир. Это вызывает такие явления как расизм, например. Расизм – это именно ответ на такие вызовы, которые вы не можете принять и осмыслить разумом. Расист – это человек, который предпочел возненавидеть (а то и вообще, уничтожать) тех людей, которые нарушают его представления о мире, не вмещаются в его рамки представлений о реальности.
Именно так предпочел поступить народ Ибрахима – попросту убрать человека, который нарушал их представления о мире, ответить ему им было нечего – разумных аргументов у них не было.
قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ
Они (в гневе) сказали: «Сожгите его (Ибрахима) и помогите (тем самым) вашим богам, если вы можете действовать!» (Сура Анбия, 21:68)
Из Корана мы не можем узнать – каким конкретно образом они хотели сжечь Ибрахима, но об этом говорится в хадисах. Люди выкопали огромную яму в земле, а потом стали собирать дрова для костра. Причем, некоторые люди старались превзойти один другого в этом занятии – каждый старался принести как можно больше дров для этого. Бесплодные женщины, которые не могли иметь детей, давали обеты – что если я сейчас помогу этому делу (сожжению пророка), то пусть у меня будут дети (в заслугу этого деяния – очень богоугодного, как они считали). Весь народ Ибрахима, мир ему, объединился в едином порыве – нанести ему вред и убить его. И в итоге они собрали так много дров, что, когда костер был разожжен, он получился таким горячим, что к нему невозможно было приблизиться – так что они не могли бросить туда Ибрахима.
Тогда какой-то хитрый человек предложил конструкцию приспособления – наподобие катапульты, с помощью которой можно было поместить его в костер. И вот когда этот прибор был приведен в действие, и Ибрахим уже находился на пути в огонь – а ведь это были считанные секунды, все происходило очень быстро – то перед пророком предстали ангелы и спросили его: помочь тебе, ты нуждаешься в помощи? (там был ангел Джибриль, ангелы дождя, ветра – которые предложили устроить в этом месте дождь, погасить огонь). Но Ибрахим, мир ему, сказал, что он полагается только на помощь Всевышнего: «ХасбунаЛЛаху ва ниъмаль вакиль» – достаточно мне Аллаха как покровителя (мы не знаем, произносил ли он именно конкретные слова или смысл его слов был таким). Это очень известное дуа – но когда мы его произносим, необходимо понимать смысл, что означают эти слова, что Всевышний – наилучший из тех, кто может устроить наши дела.
Тогда Всевышний говорит огню:
قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ
Мы сказали: «О огонь! Стань холодным и безопасным для Ибрахима!» (Сура Анбия, 21:69)
Ученые-муфассиры говорят, что, если бы Всевышний не прибавил – стань для Ибрахима «саляман» – мирным, безопасным, а сказал бы только – стань холодным, огонь стал бы настолько холодным, что мог бы заморозить его (то есть, прохлада должна была тоже стать умеренной).
Итак, Ибрахима, мир ему, поместили в огонь – в определенное место этой ямы с огнем, и он пробыл там какое-то время. При этом люди не знали об этом, а продолжали подбрасывать топливо в огонь, так что внешне это был огромный костер, однако та его часть, где находился пророк, стала приятным и прохладным местом.
Через какое-то время люди его народа – в том числе его отец – увидели, что Ибрахим стоит в огне целый и невредимый, более того – он наслаждается там прохладой и безопасностью, и они были в изумлении от явного чуда. Отец Ибрахима воскликнул по преданию: «Как же прекрасен твой Господь, о Ибрахим!». Мать Ибрахима – ибо мать всегда мать – попросила его: «О, сынок, обратись к своему Господу, чтобы я могла перейти огонь и попасть туда, к тебе!» Ибрахим обратился к Всевышнему с этой просьбой, так что мать смогла пройти через огонь, который окружал его, невредимой, обнять его и вернуться обратно. По разным сообщениям, он пробыл там сорок или пятьдесят дней – в таком положении, пока все дрова не сгорели. Более того, он наслаждался пребыванием в этом прекрасном месте – по его словам, он как будто бы находился на зеленом прохладном лугу.
Итак, по прошествии этого времени Ибрахим, мир ему, вышел из огня целым и невредимым, и предстал перед правителем той местности – царем Намрудом (или Нимродом). Между ними состоялся разговор – он приводится в Коране, в суре аль-Бакара:
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رِبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِي وَأُمِيتُ قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
Разве ты не слышал о том, кто спорил с Ибрахимом о его Господе (о царе Намруде), ведь Аллах дал ему власть? Ибрахим сказал (ему): «Мой Господь — Тот, кто дает жизнь и умерщвляет». Он (Намруд) ответил: «Я даю жизнь и умерщвляю». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце на востоке. Заставь же (его) подняться на западе». Растерялся неверующий. Аллах не ведет верным путем несправедливых. (Сура аль-Бакара, 2:258).
Здесь имя Намруда не упоминается, но из комментариев известно, что это был именно он. Из этого аята видно, что он был человеком умным, который пытается привести разумные аргументы в пользу своей позиции, но при этом видно, что он просто опьянен своей властью над людьми – так что он начинает претендовать на божественные полномочия. Ибрахим, мир ему, говорит, что он поклоняется Господу, который способен давать жизнь и отнимать ее. Намруд говорит, что обладает такой же властью – в доказательство этого он велит привести двух преступников, приговоренных к смерти, которые находились в тюрьме и ждали исполнения приговора. Одного из них он велел казнить, а другого отпустить, помиловать. И потом он обернулся к пророку и сказал: ну вот, видишь, я тоже в состоянии убивать и оставлять в живых.
Разумеется, этот довод был не состоятельным – поскольку оставить человека в живых – это не совсем то же самое, что давать жизнь. Поэтому Ибрахим, мир ему, приводит другой довод – он говорит, что во воле его Господа солнце каждый день восходит на востоке, если ты такой всемогущий правитель, то почему бы тебе не сделать так, чтобы оно всходило на западе? Намруду было нечего ответить.
Намруд, как передается, был действительно очень могущественным правителем, он был царем Вавилона. Его полным именем было Намруд ибн Канан ибн Кауш ибн Сам ибн Нух, то есть, он также происходил от Сама, сына Нуха, мир ему. По преданию, он правил своим народом четыреста пятьдесят лет (люди в те времена жили очень долго, сам Нух, как сообщается, прожил девятьсот пятьдесят лет) – но при этом он был очень жестоким правителем, тираном, угнетавшим свой народ.
Что можно сказать в заключение об Ибрахиме? Это человек, которого Аллах избрал для испытания (ученые говорят, что в течение жизни у него было десять тяжелых испытаний). Ему пришлось оставить свою семью, свой народ и уйти от них. Затем – как говорится в некоторых сообщениях – Ибрахим и его жена Сара оказались в Египте, где местный правитель, фараон, захотел взять ее себе в жены. Но по ее молитвам случилось чудо – он заболел и попросту не смог дотронуться до нее, так что ему даже пришлось просить Сару помолиться о нем, чтобы его исцелили. Затем он отпускает Ибрахима и Сару с подарками, отправив с ними в том числе и девушку-рабыню Хаджар (Агарь), которая затем становится женой Ибрахима, мир ему. Она рождает ему сына Исмаила, но потом ему приходится отпустить Хаджар и Исмаила, поскольку между его женами возникает недопонимание (дальнейшая история всем известна, поэтому я не буду входить в подробности).
Из всех испытаний, которые ему были посланы, Ибрахим, мир ему, всегда выходил с честью, поскольку ему помогала его преданность Всевышнему. Много раз в его жизни был выбор: остаться в зоне комфорта или исполнить волю Всевышнего, но при этом причинить себе неприятности. Здесь урок для нас всех: мы живем в мире испытаний – никто не обещал нам здесь комфорта и спокойствия, но при этом мы знаем, что, если человек тверд в своих убеждениях, Аллах дает им облегчение и помощь на их пути.
Как в случае Ибрахима, мир ему, – нестерпимый жар огня вдруг стал для него прохладой и безопасностью. И как мы знаем, он был вознагражден за свою твердость – все пророки, сколько их потом ни приходило к людям, происходили из его семьи, все священные Писания были ниспосланы пророкам из его потомства. Мусульмане, христиане и иудеи одинаково почитают его как своего духовного отца, с которого надо брать пример. И это все благодаря его твердости и непоколебимости. Я прошу у Всевышнего такой твердости для всех нас.
Комментарии: 5
Правила форума