Маджлис 150. Как быть, если вы столкнулись с бесплодием
В Священном Коране сказано:
وَأَنَّ اللَّهَ لَيْسَ بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ
«Поистине, Аллах не поступает несправедливо с рабами (не наказывает незаслуженно)». (Сура аль-Анфаль, 8:51).
Из нашего вероучения, нашей акыды, мы знаем, что Всевышний не имеет никаких обязанностей перед Своими рабами. Никто не может обязать Аллаха сделать что-то. Также нельзя быть убежденным в том, что Аллах делает что-то по обязанности или по принуждению. Все, что Всевышний совершает, Он делает лишь по собственной Воле и выбору. Как поступить – это зависит лишь от Него, Он делает то, что пожелает, поскольку Он – аль-Мухтар аль-Кабир, Обладающий абсолютным выбором. Никто не может навязать Ему какое-то решение или выбор, наоборот, все Его творения совершают поступки лишь по Его воле, с Его разрешения. Какие-то события наступают, чьи-то усилия приносят свои результаты, лишь потому, что Он так пожелал, и Он разрешил этому свершиться. Поскольку все происходит по Его воле – и ничто не может случиться без Его воли, то для Всевышнего нет ничего случайного, все было Им определено и известно Ему заранее. Когда восходит солнце, к примеру, мы знаем, что наступило утро и время вставать – ибо так определил Всевышний, что солнце всходит каждое утро.
Наш Творец справедлив – и эту справедливость мы можем наблюдать периодически даже в этой жизни, когда хорошие поступки вознаграждаются, а дурные люди получают возмездие. Разумеется, окончательно любое зло получит воздаяние в будущей жизни, но иногда оно получает воздаяние уже в этом мире. И наоборот, всякое добро окончательно будет вознаграждено в будущей жизни, но иногда добрые люди вознаграждаются и в этом мире.
Всевышний бесконечно мудр в Своих решениях – нельзя сказать, что какие-то Его поступки бессмысленны или бесполезны, это лишь означает, что мы их не понимаем. Также мы знаем, что наш Господь милостив и сострадателен к Своим творениям. Каждый день во время молитвы мы по несколько раз читаем аят из суры Фатиха, где говорится о милости Всевышнего: «ар-Рахмани р-Рахим» — Милостивый, Милосердный.
Вся сложная система этого мира функционирует лишь благодаря поддержке и могуществу Творца. Именно Он отвечает за порядок и стабильность этого мира. Благодаря Его поддержке мы имеем возможность двигаться, жить, исполнять те или иные действия в этом мире.
Также Всевышний распределяет между людьми пропитание и различные жизненные блага. Каждому определена его доля различных благ этой жизни. Человек не покинет этот мир, пока полностью не получит все положенное на его долю.
Творец также определил Своим рабам, что они должны делать в этой жизни – какими действиями Он будет доволен и, наоборот, что им делать запрещено, поскольку Он этим не доволен. Аллах запретил людям те или иные вещи – и, наоборот, повелел им совершать определенные действия.
Иногда Всевышний дарует одним людям такое количество земных благ, которое кажется чем-то избыточным и лишним – особенно по сравнению с тем, что имеют остальные. Мы часто слышим, как люди говорят: почему такому-то дано столько всего – чем он это заслужил? Ведь мы с ним родственники, вышли из одной семьи, от одного народа, живем по соседству, учились в одной школе, он не умнее меня, не талантливее, а живет гораздо лучше? Иногда бывает наоборот, если человек совестливый и благодарный, он удивляется – почему же Всевышний одарил меня столькими благами, ведь я этого ничем не заслужил? У меня столько в жизни приятных вещей – хорошая работа, здоровые дети, любящая жена (или муж) и тому подобное.
Так или иначе, речь о том, что мы поневоле сравниваем свое положение с положением остальных людей – поскольку всем людям земные блага даются в разном количестве, кому-то больше, кому-то меньше. Но, как я уже сказал выше, в мире происходит лишь то, что определил Всевышний – и именно в то время, когда Он пожелал, никто не может отменить Его решение или отложить его.
В суре аль-Анбия говорится об этой разнице между действием Создателя и Его созданий:
لَا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
«Его не спрашивают о Его действиях, но это они (творения) будут спрошены (об их поступках в Судный день)». (Сура «Аль-Анбия», 21:23).
Поэт говорит об этом:
«Аллах ничего не должен Своим рабам» — это означает то, о чем мы уже говорили, что у Него нет обязанностей перед Его рабами — «Однако мы должны помнить одну вещь: ни одно наше усилие не проходит даром и не будет отвергнуто нашим Создателем. Все, что делает раб Аллаха, имеет ценность перед Ним и он получит свое вознаграждение в том или ином виде – в зависимости от искренности, с которой было совершено это деяние».
Когда Аллах наказывает кого-то, Он делает это, исходя из Своей справедливости – потому что тот человек совершил что-то дурное. Но если Он дарует человеку какие-то блага, то это лишь благодаря Своей огромной милости. Ибо Он Щедрый и Милостивый.
Но так или иначе, все, что Он делает, полно Его безмерной мудрости. Если у вас нет того, что дано другому человеку – либо наоборот, вы одарены тем, чего нет у многих других, это всегда означает, что в этом заложено много пользы и мудрости – для вас и для окружающих вас. Если мы не понимаем этой мудрости сейчас, возможно мы поймем мудрость этого когда-то потом – через месяц, через год, а возможно вообще, не в этой жизни.
К примеру, по причине каких-то тяжелых условий жизни (потеря работы, финансовый кризис, стихийные бедствия и т.п.) человек был вынужден сменить место жительства, искать счастья в другом городе или в другой стране – но переехав на новое место, он понял, что это было к лучшему. На старом месте у него не было таких перспектив для работы, его дети не могли учиться в хорошей школе, у него было дурное окружение, не было хороших друзей и тому подобное. Но если бы с человеком не случилось этого несчастья, какие-то обстоятельства не вынудили бы его уехать из родных мест, он сам, по своей воле, вряд ли бы сменил место жительства, поскольку людям свойственно привязываться к местам, где они живут, им трудно сниматься с насиженного места.
Итак, хотя, как мы сказали выше, Всевышний делает все только по Своей воле, никто не может принудить Его к чему-то, однако в каждом Его решении есть справедливость и мудрость. Выше я уже привел известный аят о том, что Аллах не поступает несправедливо со Своими рабами. Он не тиран и не угнетатель. Если с нами случается что-то дурное, это конечно, неприятно, но это посылается нам вовсе не для того, чтобы помучить нас. Впоследствии мы поймем, какие блага содержались в этом событии. Ибо «Аллах Знающий, Мудрый» — это слова также повторяются в Коране несколько раз.
إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«Поистине, Аллах Снисходителен к людям и милует (их)». (Сура «Аль-Хадж», 22:65).
Что здесь еще следует отметить: иногда Аллах испытывает людей, даруя им что-то. Но иногда Он испытывает нас, забирая у нас что-то или не давая нам чего-то. Обычно люди привыкли считать испытанием только последний момент – когда у них забирают что-то или не дают им того, о чем они просят. Однако, когда человеку дается в этой жизни большое богатство, допустим, либо много детей – это тоже испытание. Не следует завидовать таким людям, считая их счастливчиками, которые не знают никаких проблем. Возможно, богатство — это даже более тяжелое испытание, чем бедность и нехватка денег. С обеспеченного человека впоследствии будет больший спрос, чем с того, кто обладал небольшими средствами – правильно ли он распорядился своим деньгами, выплачивал ли закят, помогал ли бедным, был ли сострадателен к неимущим и т.п.
Если у человека много детей, это, тем более, серьезное испытание – сумел ли он правильно воспитать своих детей, не выросли ли из них плохие люди? Человек без детей отвечает только за себя – а у того, у кого много детей (даже если у него нет проблем с тем, чтобы прокормить их и обеспечить), гораздо более тяжелая ответственность. Человек, который был лишен возможности иметь детей, но проявил терпение, возможно, имеет более высокий уровень перед Аллахом, чем тот, кому было дано много детей, но он не дал им подобающего воспитания, не показал им хороший пример, не соблюдал должным образом их права (кого-то выделял, к примеру, а к кому-то относился хуже, чем к остальным). С мирской точки зрения это однозначно преимущество – иметь детей, чем их не иметь, но с точки зрения религии все очень неоднозначно.
Конечно, бездетному человеку кажется, что ему хуже всех – и его переживания понятны, это естественное человеческое желание иметь детей. Но если вдруг случается, что человек испытывается в этой жизни именно таким образом – бесплодием, все будет зависеть от того, как он поведет себя в этой ситуации. И вы знаете не хуже меня, что дети далеко не всегда являются благословением. Представьте себе человека, у которого долго не было детей, и он, конечно, считал себя несчастнейшим человеком в мире. Но вот у него рождается долгожданный ребенок – он вне себя от счастья. Но этот ребенок оказывается для него источником множества несчастий – у него дурной характер, он причиняет страдания своим родителям, он не хочет вести себя подобающе, несмотря на все их усилия, он дерется, пьет или курит, употребляет наркотики или ворует, и в конце концов оказывается в тюрьме. И что такой человек под конец думает – лучше бы у меня никогда не было детей, чем иметь такого сына (такую дочь). Так что является ли то или иное событие в нашей жизни благословением или несчастьем, будет зависеть от нашей реакции на это и от того, каков будет результат всего этого.
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Каждый человек (непременно) вкусит смерть (и покинет земную обитель). Мы испытываем вас как добром, так и злом (бедностью и богатством, здоровьем и болезнями), искушая вас (чтобы выявить, будете вы благодарны или беспечны). (А затем) к Нам вы вернетесь (для отчета, суда и воздаяния)». (Сура «Аль-Анбия», 21:35).
Здесь говорится, что Всевышний испытывает человека в этой жизни не только теми обстоятельствами, которые традиционно принято считать испытаниями – чем-то неприятным, но и добро, которое мы получаем, также является испытанием, а не только удовольствием, которым следует наслаждаться. Добро тоже может обернуться злом, если человек не умеет правильно использовать те блага, которые ему посылаются.
В суре «Аль-Фаджр» описывается стандартная реакция человека на проблемы и радости в жизни (сура 89:15-16):
فَأَمَّا الْإِنسَانُ إِذَا مَا ابْتَلَاهُ رَبُّهُ فَأَكْرَمَهُ وَنَعَّمَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَكْرَمَنِ
Когда Господь испытывает человека, проявляя к нему щедрость и наделяя его благами, тот говорит: «Мой Господь оказал мне милость».
Когда все хорошо, человек считает, что Всевышний избрал его из остальных людей, чтобы особенно выделить его Своей милостью. Он не считает это испытанием или наказанием. Однако, эта вещь или это событие становятся добром лишь тогда, когда человек правильно ведет себя или правильно обращается с этим даром и благодарен Всевышнему.
وَأَمَّا إِذَا مَا ابْتَلَاهُ فَقَدَرَ عَلَيْهِ رِزْقَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَهَانَنِ
А когда Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: «Мой Господь унизил меня!»
Когда человек лишается каких-то благ, он считает, что его обидели, с ним поступили несправедливо – Всевышний немилостив к нему. Хотя это несчастье может быть, наоборот, средством достижения более высокого уровня – если человек сумеет правильно среагировать на него.
В этих двух аятах описано поведение большинства людей в этом мире – когда им что-то дается, он рады и благодарны (и это очень хорошо, если они благодарны за какие-то дары в своей жизни), если у них что-то забирают или не дают им чего-то, они расстраиваются и считают себя несчастными. Хотя и то, и другое — это всего лишь испытания. И какое из них сложнее – зависит от каждого человека. Если человек благодарен за блага и проявляет терпение в трудностях (и старается пройти их достойно), то тогда он может получить награду и благословение в любой из этих ситуаций.
* * *
После этого длинного введения я хотел бы более конкретно поговорить о тех людях, которые по какой-то причине не могут иметь детей. Да, это очень тяжелое испытание, без сомнения, людям бывает очень тяжело перенести это, если они столкнулись с бесплодием. Но, как я уже сказал выше, лишение нас каких-то благ вовсе не означает непременно, что Всевышний немилостив к вам, что Он вас не любит, что Он вас оставил, может быть, таким образом, Он хочет повысить ваш духовный уровень, побудить вас заработать какую-то особенную награду. Вовсе не обязательно, чтобы люди, имеющие детей, были чем-то лучше и выше, чем те, кто лишен этого блага.
Помните еще об одном моменте. В конце нашей жизни нас всех спросят о том, как мы провели нашу жизнь – и в том числе о том, совершили ли мы достаточно усилий, чтобы добиться того или иного. Человека, который не имел детей, могут спросить – а приложил ли ты достаточно усилий к этому, усердно ли ты молился об этом, использовал ли все средства, которые были в твоих силах? Так что, если в данный момент вы никак не можете родить ребенка, это не резон, чтобы сидеть сложа руки и говорить: ну все, у меня детей никогда не будет.
Часто люди, оказавшиеся в какой-то проблемной ситуации, страдают не только от самого факта этого несчастья, но еще и потому, что не знают, как правильно реагировать на него, как вести себя, что можно еще предпринять. Первое, что здесь можно посоветовать – это не опускать руки и не отчаиваться, но продолжать просить Всевышнего о помощи: «О, Аллах, удали от меня это препятствие – это бесплодие, позволь мне иметь детей!». Ни в коем случае не следует отчаиваться – даже если врачи в настоящий момент вам сказали, что вы не сможете иметь детей. Этого не знает никто, кроме Всевышнего, даже самые лучшие врачи могут ошибаться.
Иногда нужно просто набраться терпения и подождать, по прошествии времени все может измениться, поскольку причина бесплодия может скрываться не только в физиологической сфере, но и в сфере психологии – люди слишком сильно переживают об этом, и этот стресс сказывается на их способности к зачатию. Если немного отпустить ситуацию и расслабиться, отвлечься от проблемы, то зачатие произойдет скорее, поскольку психологи давно знают, что очень многое зависит от наших мыслей и чувств. Известно, что психологическое состояние человека может оказывать сильное влияние на его физическое самочувствие. Человек заболевает из-за переживаний и плохих мыслей. И наоборот, какое-то радостное событие, положительный настрой помогает человеку выздороветь даже от неизлечимых болезней.
Мы знаем множество примеров из истории пророков, как эти великие люди долгое время не могли иметь детей. Допустим, если взять историю Ибрахима (мир ему) и его жены Сары – оба они были в очень преклонном возрасте (70, 80 или 90 лет), когда им удалось наконец стать родителями. Даже в наше время будет чудом, если мужчина в 70 или 80 лет станет отцом – так что говорить про столь древние времена.
Пророк Закария (мир ему) и его жена также смогли стать родителями, будучи очень пожилыми людьми. Об этом рассказывается в самом начале суры «Марьям». Здесь Закария показывает нам, как надо просить у Всевышнего помощи:
ذِكْرُ رَحْمَةِ رَبِّكَ عَبْدَهُ زَكَرِيَّا
إِذْ نَادَى رَبَّهُ نِدَاء خَفِيًّا
قَالَ رَبِّ إِنِّي وَهَنَ الْعَظْمُ مِنِّي وَاشْتَعَلَ الرَّأْسُ شَيْبًا
«Это (эти аяты) рассказ о милости твоего Господа по отношению к Его рабу Закарийе. И он обратился к своему Господу в тишине (ночи, потому что такая мольба скорее принимается). Он сказал: «Господи! Поистине, кости мои ослабели, а голова покрылась сединой. Никогда я не был благодаря мольбам к Тебе, Господи, несчастен»». (Сура «Марьям», 19:2-4).
Он перечисляет все естественные причины, которые препятствуют ему стать отцом – он стар, его голова поседела. Тем не менее, это не мешает ему надеяться на милость Всевышнего – ведь ранее его мольбы не оставались без ответа:
وَلَمْ أَكُن بِدُعَائِكَ رَبِّ شَقِيًّا
«Никогда я не был благодаря мольбам к Тебе, Господи, несчастен». (Сура «Марьям», 19:4).
И Всевышний не обманул его ожиданий:
يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَىٰ
«О Закарийя! Поистине, Мы радуем тебя вестью о мальчике (который станет твоим наследником, как ты и просил). Имя ему Яхья». (Сура «Марьям», 19:7).
В суре «Алю-Имран», где также рассказано об этом событии, более подробно передается дуа Закарии:
هُنَالِكَ دَعَا زَكَرِيَّا رَبَّهُ قَالَ رَبِّ هَبْ لِي مِن لَّدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاء
«Тогда Закария обратился к Господу с мольбой, сказав: «Господи! Подари мне благочестивое потомство! Поистине, Ты слышишь (обращенные к Тебе) мольбы»». (Сура «Алю-Имран», 3:38).
И его мольба не осталась без ответа:
فَنَادَتْهُ الْمَلآئِكَةُ وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي فِي الْمِحْرَابِ أَنَّ اللّهَ يُبَشِّرُكَ بِيَحْيَى مُصَدِّقًا بِكَلِمَةٍ مِّنَ اللّهِ وَسَيِّدًا وَحَصُورًا وَنَبِيًّا مِّنَ الصَّالِحِينَ
«И ангелы обратились к нему, когда он выстаивал молитву в михрабе: «Аллах радует тебя вестью о Яхье, который подтвердит (истинность) слова Аллаха, будет господином (предводителем людей), воздержанным (не познает женщин) и (станет) пророком из числа благочестивых»». (Сура «Алю-Имран», 3:39).
Из этих примеров мы видим, что эти великие люди не отчаивались в милости Всевышнего, несмотря на естественные причины, которые, казалось, не позволяли им иметь детей. Они верили в Его могущество – ведь Он превыше любой естественной причины.
В суре «аль-Анбия» мольба Закарии (мир ему) передается таким образом:
وَزَكَرِيَّا إِذْ نَادَى رَبَّهُ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ
«(Вспомни также) Закарию, который обратился (с мольбой) к своему Господу: «Господи! Не оставляй меня одного (без сына-наследника), и Ты — лучший из тех, кто остается (на земле после гибели всех творений)»». (Сура «Аль-Анбия», 21:89).
И Всевышний ответил на эту мольбу:
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَوَهَبْنَا لَهُ يَحْيَى وَأَصْلَحْنَا لَهُ زَوْجَهُ إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ
«Мы ответили на его мольбу, даровав ему (сына) Яхью и сделав его жену способной на это (которая до этого была бесплодной). Поистине, они (упомянутые пророки) спешили делать добро, молили Нас с надеждой (на Нашу милость) и страхом (наказания), будучи смиренными перед Нами (в своем поклонении)». (Сура «Аль-Анбия», 21:90).
Недаром эта история упоминается в Коране три раза – специально для людей, находящихся в подобном положении, чтобы они не теряли надежду. Конкретно здесь говорится, что человек, совершающий мольбу, должен находиться одновременно в страхе перед Всевышним и в надежде на Его милость.
Обратите внимание еще на один аспект – в начале суры Марьям говорится следующее:
ذِكْرُ رَحْمَةِ رَبِّكَ عَبْدَهُ زَكَرِيَّا
إِذْ نَادَى رَبَّهُ نِدَاء خَفِيًّا
«Это (эти аяты) рассказ о милости твоего Господа по отношению к Его рабу Закарийе».
Не говорится – «к Его пророку Закарийе», но «к Его рабу Закарийе» — именно для того, чтобы показать, что любой человек (который является рабом Всевышнего) может рассчитывать на милость Аллаха (а не только Его пророк). И действительно, мы видим, что и в наше время пожилые люди – которые уже давно оставили надежду иметь детей, вдруг получают возможность иметь потомство.
Так что не теряйте надежду и будьте постоянны в своих дуа. Делайте дуа в такое время дня или ночи, про которое известно, что в это время большая вероятность принятия дуа. Поскольку в этом случае дуа – это лучшее лекарство, лучшее средство для исцеления. Обращайтесь к Аллаху по Его именам – ИсмуЛЛахи ль-Азам: йа, Рахман, йа, Рахим, йа Ханнан йа Маннан (о, Обладатель милости, о Обильно дарующий), «ля иляха илля Анта Субханака инни кунту мина ззалимин», йа Хайюль йа Кайюм (о Живой и Сущий). Можете использовать любые из 99 Его имен, которые наиболее подходят для этого случая.
Не торопитесь, не бросайте мольбы, не отчаивайтесь – если вы сделали все, что вы могли сделать в этой ситуации. И Всевышний по Своей милости ответит вам – как Он сказал:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي وَلْيُؤْمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«Если спросят Мои рабы тебя (Мухаммад) обо Мне, то (скажи), что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне и верят в Меня — тогда они пойдут по верному пути». (Сура «Аль-Бакара», 2:186).
В другом аяте говорится:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
«Ваш Господь сказал: «Обращайтесь ко Мне (с мольбами), и Я отвечу вам». (Сура «Аль-Гафир», 40:60).
Иными словами, первое средство – помимо обращения к врачам за помощью – это дуа.
Второе средство – это истигфар, мольба о прощении. Мольба о прощении удаляет грехи и открывает возможности для принятия дуа, удаляет все преграды, которые препятствовали нам получить милость Всевышнего. Возможно, в нашей жизни было какое-то обстоятельство, о котором мы не помним, но которое вызвало недовольство Всевышнего. Более того, истигфар не только удаляет грехи, за него обещана большая награда.
Передается, что некий человек пришел к Хасану аль-Басри и пожаловался ему, что он не может иметь детей. Тот ответил: обращайся с мольбой о прощении, делай истигфар.
В суре Нух говорится:
فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارً
«Я говорил: «Просите прощения у вашего Господа, ведь Он — Всепрощающий. (И если вы поступите так) Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, увеличит ваше имущество и потомство, предоставит вам сады и реки». (Сура «Нух», 71:10-12).
Как мы видим, здесь говорится, что если люди попросят прощения у Всевышнего, то Он одарит их всеми благами – в том числе и детьми.
И разумеется, все эти вышеперечисленные средства не отрицают необходимости обращаться к врачам за лечением. В хадисе, который передается в «Сахих» Муслима, говорится:
«От каждой болезни есть лекарство, и если лекарство и болезнь совпадут, то с позволения Аллаха наступит выздоровление».
Для каждой болезни есть лекарства, так что поскольку бесплодие – это тоже болезнь, нам следует искать средства исцеления этой болезни.
Наряду с общепринятыми способами лечения, которые обычно применяются в таких ситуациях, не забывайте о тех средствах исцеления, которые передаются из Сунны.
К примеру, я в определенные периоды времени страдаю от аллергии. Но когда я прибегаю к этому средству, я всегда испытываю облегчение: передается в хадисах, что нужно положить руку на больное место и семь раз произнести:
Аллахумма азхабиль-баса Раббан-наси вашфи фа анташ-шафи ля шифаа илля шафаука шифаан ля йюгадиру сакаман»
«О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты – Исцеляющий, и нет целителя, кроме Тебя, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни». (Ахмад, Бухари)
Я часто сопровождаю группы паломников в хадж, а там особенно легко заболеть – поскольку там очень много людей собираются на небольшом пространстве, поэтому многие паломники особенно под конец поездки начинают чихать, кашлять и чувствовать разного рода недомогания. Но я всякий раз прибегал к этому средству – когда у меня начинался насморк, когда у меня болел желудок, когда я кашлял, или были иные проблемы со здоровьем. Это очень хороший способ, и жаль, что многие из нас не прибегают к нему, хотя сам Пророк (мир ему и благословение) говорил о нем, как об очень эффективном средстве.
Также очень полезно читать Коран именно с целью исцеления – ибо в самом Коране несколько раз говорится, что он является исцелением для верующих:
وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاء وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением (от заблуждений) и милостью для верующих». (Сура «Аль-Исра», 17:82).
Так что читайте Коран – суру Фатиха, другие суры из Корана, поскольку в нем есть исцеление для людей.
Также по возможности очень полезно отправиться в Мекку и Медину – в хадж или хотя бы в умру. В Мекке нужно пить как можно больше воды Зам-зам, которая также является прекрасным средством исцеления – в хадисе говорится, что, когда человек пьет ее с определенным намерением (на исцеление, на исполнение иных нужд), он получает просимое. Также хорошо соединить два этих средства – чтение суры Фатиха и употребление воды Зам-зам.
Как мы знаем из Сунны, также прекрасным средством исцеления служит черный тмин, так что употребляйте его в любом виде – масло черного тмина, семена черного тмина. Также в Сунне говорится про мед – хорошо употреблять черный тмин с медом.
Применяйте иные средства из исламской, пророческой медицины – используйте все средства, помимо общепринятых, ведь вы не знаете, в какое из них конкретно Всевышний вложил исцеление для вас.
И еще раз повторю: не отчаивайтесь, не переживайте, не впадайте в панику или стресс – это может сильно вредить здоровью. Старайтесь вести нормальную жизнь – работайте и отдыхайте, используйте все вышеперечисленные средства и полагайтесь на милость Аллаха, ведь в конце концов все находится в Его руках.
لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاء يَهَبُ لِمَنْ يَشَاء إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَن يَشَاء الذُّكُورَ
أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَانًا وَإِنَاثًا وَيَجْعَلُ مَن يَشَاء عَقِيمًا إِنَّهُ عَلِيمٌ قَدِيرٌ
«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он создает все, что пожелает. Он дарует, кому пожелает, дочерей, и дарует, кому пожелает, сыновей. А кому-то Он дает и сыновей, и дочерей. И кого пожелает Он делает бездетным. Поистине, Он — Знающий, Всемогущий». (Сура «Аш-Шура», 42:49-50).
Как видите, в аяте прямым текстом сказано, что как тот факт, будет ли ребенок мужского пола или женского, зависит от Аллаха, так и тот факт, что у кого-то вообще может не быть детей – это тоже воля Аллаха. То есть, по некой причине Он может устроить так, что у какой-то женщины, у какого-то мужчины не будет потомства – и это не обязательно означает, что такой человек не угоден Ему, что он лишен Его милости. Таковы уж Его мудрость и воля.
Разумеется, поскольку мы не знаем, каково конкретно Его предписание относительно нас, мы не можем сказать, что раз у меня сейчас не получается родить ребенка, значит, именно меня Всевышний сделал бесплодным. Но тем не менее, такое действительно может быть. Мы должны прилагать все усилия, поскольку мы не знаем Его воли относительно нас, но все в конечном итоге зависит от Него. И помните, что если вы в вашем несчастье проявите терпение и мужество, то вы сторицей будете вознаграждены в иной жизни.
И даже если окажется, что вы действительно не сможете стать родителями, вы можете взять детей на воспитание – мы знаем, что забота о сиротах является чрезвычайно богоугодным делом:
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих». Передав этот хадис, Малик ибн Анас сделал знак указательным и средним пальцами” (Муслим).
Мы не знаем, что является для нас злом и что – благом. Всевышний знает это, а мы не знаем. Бывает, что нечто кажется нам злом, но в этом есть благо, и, наоборот, в чем-то есть благо, но это на самом деле зло.
وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
«Быть может, вам неприятно что-то, а это — благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно — зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем — зло), а вы не знаете». (Сура «Аль-Бакара», 2:216).
Наши ученые, которые говорили про сабр и правильный способ отношения к тому, что с нами происходит, писали об этих вещах так:
«Для вас лучше, если Аллах дарует вам благо в той форме, которая может вам не нравиться, чем если Он дарует вам нечто неприятное в такой форме, которая кажется вам приятной».
Что это означает? С вами случается нечто, что кажется вам неприятным – но на самом деле в этом есть некое благо, которое вы пока что не можете увидеть. Если вы проявите терпение и переживете это событие, это даст вам жизненный опыт, вы так или иначе будете вознаграждены за это.
Вам следует оставаться довольными решениями Аллаха во всем, что Он делает с вами. Он забирает у вас нечто только потому, что желает дать вам (еще большее). Поэтому забирая у вас что-то, Он таким образом также проявляет Свою милость к вам – Он желает повысить ваш уровень, вознаградить вас таким образом. Более того, Он знает, что если Он даст вам то, что вы желаете, о чем просите – чего вам не хватает, это принесет вам проблемы. Если Он испытывает вас трудностями, то это только потому, что Он желает дать вам блага после этого: если Он посылает вам болезни, это означает, что после этого Всевышний дарует вам исцеление, посылая вам смерть, Он дарует вам будущую жизнь после нее. Так что вы не должны сомневаться в Его справедливости и проявлять недовольство даже на волосок, в противном случае Он не проявит к вам милости.
Я знал человека – он живет в Америке. Много лет он был не особо практикующим мусульманином – к примеру, он приходил домой и садился перед телевизором. Так, он женился на немусульманской женщине – она была его коллегой по работе. И она относилась к религии гораздо серьезнее, чем он – в то время как он, придя с работы, смотрел телевизор, она читала Библию. Они прожили вместе лет семь или восемь, но так и не смогли родить детей. И в один прекрасный день он познакомился с очень религиозными людьми – они пригласили его в мечеть, он стал регулярно совершать молитву, его жена – видя, как он изменился под влиянием религии, приняла Ислам. И тогда у них начали рождаться дети – когда я последний раз общался с ним, у них уже было пятеро или шестеро детей. То есть, Всевышний дает нам то, что нам нужно, в нужное время. Что было бы с их детьми, если бы они начали рождаться сразу, как только они поженились — как бы они росли в такой семье, где родители придерживаются разных убеждений, отец равнодушно относится к религии и т.д.?
Мы знаем многих великих людей, у которых так и не было детей до конца жизни. Мауляна Ашраф Али Танви имел двух жен, но ни одна из них так и не смогла родить ему детей. Иногда мужчины, когда их жена никак не может забеременеть, думают – надо взять еще одну жену. Но проблема может быть в нем, так что сколько жен у него ни будет, дети все равно не появятся. Так что это далеко не всегда решение проблемы.
Мы знаем, что у Пророка (мир ему и благословение) к концу его жизни было девять жен, но ни одна из них так и не родила ему детей. У него были дети только от Хадиджи (да будет доволен ей Всевышний) – и также одного сына ему родила египетская невольница, Мария Кибтия (к сожалению, этот мальчик прожил очень недолго, как мы знаем). Аиша (да будет доволен ею Всевышний) так и не смогла родить ребенка, она была бездетна. Разве кто-то может сказать про эту женщину, что она была лишена милости Аллаха? Так что никто не застрахован от этого несчастья – и это вовсе не означает какое-то проклятие или немилость Всевышнего, как люди иногда пытаются представить.
Всевышний знает, что если у вас будут дети, они будут вашим несчастьем, поэтому Он лишил вас их – как вариант. Либо иногда человек не имеет детей, поэтому у него есть возможность сделать много полезного для других людей, он посвящает свою жизнь служению другим людям (он учитель, он врач или человек подобной профессии). Аиша, как мы знаем, передавала знания множеству мужчин и женщин, поскольку осталась вдовой в очень молодом возрасте, а детей у нее не было.
Иногда люди берут приемных детей на воспитание, и в этом тоже бывает много блага для них. У одного моего знакомого двое приемных детей, поскольку он и его жена так и не сумели родить своих детей. И они очень счастливы, воспитывая этих детей.
И последний момент, который я хотел бы здесь напомнить: будьте очень осторожны и тактичны с людьми, у которых нет детей. Часто люди – без всякой задней мысли, просто из участия – допытываются у той или иной пары: когда же наконец вы нас порадуете известием о прибавлении в семье? Но мало кто понимает, что такими расспросами они причиняют людям сильную боль. К сожалению – это беда наших традиционных семей – если жена их сына по какой-то причине никак не может забеременеть, ее подвергают разного рода унижению, насмешкам, преследованию в семье (хотя она может быть и не виновата в этой проблеме, а дело в муже). Примерно то же самое случается, если женщина рожает только девочек, и у нее не рождаются мальчики. Хотя, как мы уже читали выше в аяте, это Всевышний решает – кому дать девочек, кому мальчиков, а кого вообще лишить потомства. Никто не виноват в этом.
Так что пусть Всевышний дарует тем людям, у кого нет детей, прекрасное потомство. А главное, пусть Он сделает нас довольными любым Его решением.
Комментарии: 0
Правила форума