Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 109. Извлеки как можно больше пользы из самоизоляции
Маджлис 109. Извлеки как можно больше пользы из самоизоляции
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наступят такие бедствия, что сидящий будет лучше ст...
2 161
22 апреля, 20

Маджлис 109. Извлеки как можно больше пользы из самоизоляции

2 161
22 апреля, 20
Бисмилляхи ррохмани ррохим
Альхамдулилляхи ва ссаляту ва ссаляму аля сайидиль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи ва барака ва салляма таслиман касиран иля йаумиддин
Амма баад…
 
В Коране говорится:
 

«Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (Сура "Трофеи", 8:33).

 
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
 
«Наступят такие бедствия, что сидящий будет лучше стоящего, а стоящий будет лучше идущего, а идущий будет лучше бегущего. Тот, кто откроется им, будет затянут в них, а тот, кто найдет убежище от них, пусть же он ищет защиты» (Бухари и Муслим)
 
 В аяте Корана, который я процитировал выше, Всевышний говорит, что Аллах не наказывает людей до тех пор, пока они будут искать прощения, просить о прощении. Если они будут просить прощения, Всевышний их не накажет. Пока мы будем просить прощения, есть надежда, что наказание Всевышнего минует нас, не обрушится на нас. Или обратит наказание в милость и сделает его источником блага для нас.
 
Вышеприведенный хадис передаётся от Абу Хурейры (да будет доволен им Всевышний). Это известный хадис, наверное, многие уже его слышали, однако вряд ли мы когда-то слышали его в подобных условиях - поскольку условия, в которых мы сейчас находимся, исключительные и беспрецедентные. Поэтому многие из нас находятся в растерянности - что мы должны делать и что нам не нужно делать, как нам вести себя в данной ситуации. Однако попробуйте заново прочитать этот хадис и осознать его смысл в новых условиях. В нем говорится, что «наступят такие бедствия (фитна)» - слово "фитна" можно отнести к любой неприятности, которая постигает общество - бедствие, болезни, политические или экономические кризисы.
 
Иными словами, из него можно сделать вывод - что в это нелегкое время преимущество будет у того, кто как можно меньше будет вовлечён в это бедствие (будет идти, а не бежать, стоять, а не идти, сидеть, а не стоять и т.д.). Пользу этого совета можно понять, как раз в наше время - когда людям, чтобы избежать возможной болезни, следует оставаться в домах, избегать лишних контактов с людьми, сохранять спокойствие. И наоборот, больше пострадают люди, которые будут паниковать, суетиться, предпринимать какую-то излишнюю активность.
 
Кто хочет сохранить себя, своих близких, от опасности в такое время, должен сохранять спокойствие и как можно меньше участвовать в активной жизни. Это именно то же, что сейчас в один голос говорят врачи и прочие специалисты - чтобы мы не впадали в панику, были спокойными, оставались в домах и набрались терпения, пока это бедствие нас не минует. У нас уже было несколько лекций на эту тему - эпидемии, карантина и прочего.
 
Однако следует отметить и другой момент - наша ситуация необычная и особенная ещё и тем, что хотя нам приходится оставаться дома в течение долгого времени (чего с нами не было ранее), тем не менее, мы можем поддерживать связь со всем миром, не выходя из дома, просто имея дома компьютер и прочие гаджеты с подключённым интернетом. Мы можем видеть друг друга, общаться с людьми, получать любую информацию о происходящем в мире.
 
Я в это время уже несколько раз имел возможность связаться с кем-то из моих учеников, слушателей - равно как другие учёные и преподаватели. Изоляция, карантин в наше время - это совсем не то же самое, что подобные вещи, которые могли случаться с людьми сотни или тысячи лет назад (когда мир также постигали эпидемии, и люди были вынуждены находиться в изоляции друг от друга).
 
Тем не менее, мы знаем, что даже такая изоляция - довольно условная, поскольку мы, тем не менее, имеем возможность общаться - виртуально - друг с другом, переживается людьми с трудом, многие чувствуют себя неловко, неудобно.
 
Далее я бы хотел поговорить с вами именно об этом состоянии уединения - о том, как можно извлечь из него максимум блага и пользы, поскольку человеку вообще необходимо периодически побыть одному. Одиночество, уединение может принести человеку много пользы - для его души, для его состояния, если он научится правильно использовать это положение вещей.
 
Мы знаем, что одиночество может использоваться в качестве наказания - в тюрьме, к примеру, когда человека помещали в одиночную камеру на долгое время, и как мы знаем, люди иногда сходили с ума в таком положении, когда годами не видели людей и не могли общаться с себе подобными.
 
Но если человек действительно уповает на своего Творца, на Всевышнего, он никогда не будет чувствовать себя одиноким, поскольку Он всегда рядом с нами, мы можем почувствовать Его присутствие, если будем искать общения с Ним, близости к Нему.
 
Одиночество может доставить человеку много пользы и блага. Ведь, если подумать, мы уже разучились быть наедине с самими собой, нас постоянно что-то отвлекает и развлекает, - даже если нет никого рядом с нами, поскольку мы не выпускаем из рук телефон, постоянно поддерживаем связь с кем-то через социальные сети, переписываемся в онлайн-чатах и тому подобное. Но духовного прогресса, настоящего духовного прогресса и продвижения человек может достичь только если он научится периодически оставаться с самим собой и со Всевышним.
 
Как мы знаем из истории пророков, эти великие люди для продвижения в духовном пути периодически оставались в одиночестве - когда они могли остаться наедине со Всевышним, думать только о Нем, когда их ничто не отвлекало. Разумеется, когда речь идёт о людях верующих, понятие "одиночество" всегда условно - мы никогда не остаёмся полностью одиноки, Всевышний все время находится рядом с нами. Но под одиночеством я подразумеваю отказ от всего, что отвлекает нас - любые контакты с людьми - реальные или виртуальные, какие-то посторонние занятия и дела, заботы и обязанности.
 
Теперь я хотел бы поделиться с вами некоторыми выводами, которые сделали эксперты в области психологии и человеческих отношений - мусульмане и немусульмане.
 
Они пишут, что одиночество - это довольно непростое состояние, требующее от человека определенных усилий, определённого труда. Но если человек проявит упорство и настойчивость в преодолении этих трудностей, он может извлечь из своего одиночества много пользы. Если вы научитесь периодически оставаться наедине с самим собой и со Всевышним, вы лучше узнаете себя самого - а также ваша связь с Аллахом будет гораздо более крепкой и прочной. Разумеется, если мы не сделаем над собой усилия, не сумеем правильно использовать это время изоляции, уединения (которое Всевышний нам дал как раз для этой цели), оно будет для нас наказанием и неприятностью - как если бы нас поместили в одиночную тюремную камеру. Если же верующий человек будет помнить, что его Господь все время с ним, это время станет для него источником милости и блага.
 
Светские эксперты, которые проводили испытания над добровольцами, установили, что современный человек больше всего боится остаться наедине с собой. Когда человеку - над которым производили такой опыт - предоставляли на выбор или нахождение в одиночестве, либо что-то неприятное (такое как удар током), он выбирал эту неприятность.
 
Вспомните, как мы ведём себя в такие моменты, когда вроде бы самое время побыть в уединении - к примеру, когда мы едем куда-то в машине или проводим отпуск за городом на природе. Вместо того, чтобы полюбоваться на красивую природу, послушать пение птиц, шум ветра, мы тут же берём свой телефон, вставляем себе в уши наушники и слушаем радио или какую-то музыку - только лишь бы не оставаться наедине со своими мыслями.
 
Но польза пребывания в одиночестве зависит именно от того, сумеем ли мы отключиться от всех подобных отвлекающих моментов и сосредоточиться на мыслях о Всевышнем.
 
Если человек отключится от всех этих отвлекающих моментов - которыми общество воздействует на него, тогда он поймёт - насколько он вообще зависит от окружающей среды, от внешних воздействий. Насколько мы не привыкли думать о том - что вообще мы из себя предоставляет, кто мы на самом деле, к чему стремимся, чего хотим (именно мы сами, а не то, что нам внушают окружающие - кем мы должны быть). Тогда мы поймём, что иногда мы даже не понимаем, что на самом деле хорошо и что плохо, что нам полезно и что вредно - поскольку мы всю жизнь живём как бы чужим умом, чужими представлениями о жизни, которые нам навязаны окружающими. Мы покупаем что-то - поскольку считается, что нужно иметь эти вещи, устраиваемся на работу - поскольку наши родные и друзья считают, что эта профессия или эта работа очень хорошая и престижная, создаём семью с таким-то человеком, поскольку нам внушают, что он лучше всего нам подходит (а нам не приходит в голову подумать - так ли это). И для того, чтобы понять - что же на самом деле нужно нам самим, какие цели мы ставим перед собой, нам необходимо периодически отключаться от контактов с окружающим миром.
 
Одиночество с точки зрения религии - это состояние, в котором человеку следует находиться периодически - но не постоянно. Концепция итикафа подразумевает именно такое временное нахождение в одиночестве - когда во время месяца Рамадан человек уединяется в мечети на десять дней (или на двадцать).
 
Из хадисов известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пребывал в итикафе именно такое время - или десять, или двадцать дней. Но наша религия вовсе не предписывает человеку постоянное одиночество, отшельническую жизнь - монашество и прочие вещи (когда человек живёт годами в пещере или в пустыне) религия не поощряет. Уединение необходимо на небольшой срок, в определённое время, но такая жизнь не должна стать постоянным образом жизни. Мы, люди - существа общественные, и созданы для жизни в обществе. Мы должны общаться с людьми, не должны от них отгораживаться, но периодически нам полезно и необходимо побыть одним, чтобы очистить свой ум, свое сердце и успокоить свои нервы.
 
Давайте теперь заглянем в историю - что говорит исламская история об уединении и одиночестве. И мы увидим, что самые замечательные вещи происходили именно в уединении.
 
К примеру, Нух (мир ему) и его последователи долгое время находились в уединении в ковчеге, в огромном корабле, посреди бескрайнего водяного пространства. Как нам известно, остальные люди были наказаны, они погибли, спаслись только Нух и его семья (и животные, которых он взял с собой по повелению Всевышнего). Считается, что потоп продолжался сорок дней и сорок ночей – именно столько времени они были в заключении в ковчеге.
 
Что до Ибрагима (мир ему), он был тоже на своеобразном «карантине» - в то время, когда его бросили в огонь (который, как мы знаем, не причинил ему не малейшего вреда). Есть различные версии относительного того, сколько времени он пробыл в огне. Но после этого испытания его уровень необычайно возвысился – то есть, после всякого рода трудностей приходит не только облегчение, но возвышение духовного уровня человека.
 
И вообще, как мы уже говорили на прошлых занятиях, когда Всевышний хочет возвысить человека и вознаградить его, Он посылает ему трудности, чтобы человек мог проявить терпение и иные похвальные качества и, тем самым, удостоиться большой награды.
 
Юсуф (мир ему) был брошен его братьями в колодец, где он провел какое-то время, а затем они продали его проходящим мимо купцам. Это было его первым одиночеством такого рода. Затем, как мы знаем, он вновь оказался в заточении и уединении – когда по ложному обвинению попал в тюрьму, уже находясь в Египте. Но, как мы помним, в тюрьме он проявил свои необыкновенные качества, сумев правильно истолковать сон двух египетских царедворцев, которые попали в ту же тюрьму (а потом и сны самого фараона). После чего он вышел из тюрьмы, и его положение необычайно возросло – он стал самым могущественным человеком в Египте после фараона.
 
Далее мы видим уединение Юнуса (мир ему) – чье одиночество вообще было совершенно необыкновенно уникальным и неповторимым. По приказу Всевышнего его проглотила огромная рыба, в желудке у которой он пробыл некоторое количество времени – один день, три дня или вообще, сорок дней, этого мы точно не знаем.
 
Великий пророк и посланник Муса (мир ему) должен был провести сорок дней в уединении на горе Синай, где он удостоился беседы с Самим Всевышним, и ему было даровано Писание (Тора – Таурат).
 
То есть, каждый раз уровень человека повышался, и он удостаивался огромных благ после окончания своего уединения. Разумеется, с условием, что это все было ради Всевышнего, ради приближения к Нему.
 
Таким же образом можем поступить и мы, если скажем себе – Всевышнему было угодно поместить меня в такие условия, Он захотел, чтобы я провел какое-то время в одиночестве, уединении. Я постараюсь проявить терпение и извлечь из этого максимум пользы.
 
Вы можете выделить у себя дома какую-то комнату, где вы будете проводить какое-то время в своеобразном итикафе. Разумеется, нельзя сказать, что это будет точно такой же итикаф, как если бы вы проводили его по всем правилам в мечети, но цель вашего уединения будет такая же. Вы будете уходить в это помещение и находиться там сколько-то времени – куда вы, разумеется, не возьмете с собой телефон, попросите своих домашних не беспокоить вас, и будете проводить там какое-то время (сколько вам позволят обстоятельства) наедине со Всевышним.
 
Также мы можем вспомнить о Марьям (мир ей), матери Иисуса (мир ему). Говорится в Коране, что ее мать отдала ее в храм в Иерусалиме на служение Творцу, где она должна была буквально находиться в уединении, ей выделили специальное место, и за ней там присматривал священник Закария (мир ему). Каждый раз, когда он заходил к ней, он видел у нее свежие фрукты, которых не могло быть в то время года. На вопросы – откуда это появилось, Марьям отвечала, что это от Всевышнего. Более того, в этом уединении ей явился ангел Джибриль с вестью о том, что у нее родится чудесный ребенок, несмотря на то, что ее не касался ни один мужчина – это случилось чудом, по воле Аллаха.
 
Целая сура в Коране посвящена так называемым «людям пещеры» - асхабуль-кахф. Это были люди, преданные Единому Богу, которые скрылись в пещере от преследований языческого царя-тирана. Всевышний погрузил их в глубокий сон на целых триста лет. Когда же они проснулись и вышли из пещеры, оказалось, что власть в их городе изменилась, люди стали верующими.
Разумеется, я не хочу сказать, что нам придется провести в карантине триста лет. Речь о том, что даже в таком положении – которое в настоящее время кажется нам наказанием, неприятностью, мы можем найти много разных благ и пользы, и удостоиться большой награды.
 
Далее мы подходим уже непосредственно к истории нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Как нам известно, он вообще очень любил уединение – каждый год он уединялся в пещере. Особенно сильно он полюбил уединение непосредственно в тот год, когда ему было даровано пророчество. В этой же пещере Хира, где он находился в итикафе, ему явился ангел Джибриль, чтобы сообщить ему тот факт, что Всевышний избрал его пророком. Опять же, можно понять, что больших духовных даров можно удостоиться только после того, как человек пребывает вдали от суеты и забот этого мира, наедине со своим Творцом.
 
Аулия Аллаха, праведные рабы Всевышнего, также любили итикаф, любили уединение, поскольку в это время они могли быть наедине со своим Господом. Ведь если мы любим кого-то, мы хотим проводить с ним как можно больше времени. А такие люди больше всего любили Творца – поэтому они старались быть наедине с Ним каждую свободную минуту. После этого у них появлялись силы вновь общаться с другими людьми, но именно так, таким образом, как этого хочет Всевышний. Всевышний хочет, чтобы мы общались с людьми, чтобы мы не отгораживались от людей, но мы должны приносить пользу друг другу, в этом общении и взаимодействии должно быть благо. А для этого человек должен осознавать, как правильно себя вести с людьми, для чего и служит уединение.
 
Все эти люди, о которых я вспомнил – их было гораздо больше, просто у нас нет возможности перечислить их всех, удостоились великих благ, Божественной милости, именно в уединении.
 
Еще один человек, о котором мне хотелось бы вспомнить, Айюб (мир ему), которого Всевышний подверг тяжелым испытаниям. Он был тяжело болен – так что все друзья и родные его оставили, только его жена была рядом с ним. Ему тоже пришлось быть в одиночестве, поскольку люди не хотели с ним общаться. Его искушал шайтан, который пытался изо всех сил оттолкнуть его от служения Всевышнему, пытался внушить ему разные дурные мысли, но он был твердым в своей вере. И после того, как он с честью выдержал эти испытания, Всевышний вернул ему здоровье, вернул ему имущество и обильно наградил его разными благами.
 
Еще можно вспомнить известный хадис, где говорится о семи категориях людей, которых Аллах укроет в тени в Судный день, когда не будет иной тени. Так вот, среди прочих там упоминается человек, который любит уединяться для поминания Аллаха. Сказано, что в это время он проникается таким трепетом перед Всевышним, такой богобоязненностью, что не может удержаться от слез.
 
В нашем уединении для создания соответствующего настроения очень полезно слушать чтение Корана или нашиды без музыки. Аяты Корана очень благоприятно действуют на сердце человека – лучше любой музыки, вызывая у него состояние трепета перед Аллахом и особое настроение. Мы знаем, что талантливые чтецы Корана могут делать это так проникновенно, что любой человек не может удержаться от слез во время их чтения. Так что если мы также будем уединяться для поминания Всевышнего, чтения Корана, то, по Его милости, сможем укрыться в Его тени в свое время.
 
Таковы разнообразные благословения и награды, которых мы сможем, иншаАллах, удостоиться, если научимся проводить каждый день в уединении ради довольства Всевышнего. Я прошу Его дать нам всем силы и терпение, чтобы мы могли правильно провести это время и с большой пользой. Разумеется, даже когда я говорю «вы», я подразумеваю и себя, и всех нас вместе, и вместе с вами прошу Всевышнего удостоить нас этих милостей.
 
И также есть надежда, если мы научимся находиться в уединении и извлекать пользу из уединения, наш намаз или наш зикр, наше поминание Всевышнего станут более наполненными, более сконцентрированными. Мы научимся не отвлекаться во время молитвы, станем ближе ко Всевышнему, а значит дальше от всего, что нас отвлекает. Именно для этого дается нам это время изоляции.
 
И как я уже говорил на прошлых уроках, и повторяю сейчас, одно и то же обстоятельство может стать для нас и наказанием, или источником больших благ – в зависимости от того, как мы к нему будем относиться и как будем его использовать. Это уединение может помочь нам научиться концентрироваться на Всевышнем, на наших молитвах, на нашем зикре, читать Коран с большим вниманием и выражением. Уединение может помочь нам разобраться в себе, в своих чувствах, в своих желаниях – понять, что же мы хотим от жизни, какие цели мы себе ставим.
 
Следующий момент, который я хотел бы упомянуть. Наверное, многие из вас введут странички в социальных сетях – в Фейсбуке, к примеру, куда записывают какие-то свои идеи, свои размышления. Так вот, если вы сможете разобраться в себе в это время, вы будете писать свои заметки более искренне, и ваши мысли станут более серьезными и глубокими. Мы будем писать не о каких-то пустяках, но о действительно серьезных вещах, и, по милости Всевышнего, наши друзья, кто читает наши тексты, также получат от них большую пользу.
 
Раньше люди вели дневники исключительно для себя (и, возможно, для небольшого круга близких людей). Сейчас все это стало публичным – мы спешим поделиться с окружающими любым событием, любым пустяком. По этой причине все эти дневники, блоги часто становятся источником самолюбования, хвастовства, желания выставить себя напоказ. Но после того, как мы побудем в одиночестве и обдумаем свою жизнь, мы станем более ответственно подходить к тому, что мы говорим и пишем.
 
Соответственно, если мы будем обдумывать свою жизнь, мы поймем, что мы делали правильно, а что – неправильно. И тогда наша жизнь станет более осмысленной, мы будем ставить себе правильные цели и будем делать меньше ошибок. И наоборот, извлечем уроки из тех ошибок, которые у нас были в прошлом, чтобы в будущем не повторять подобных вещей.
 
Я уверен, что большинство из вас имеет сейчас, во время карантина гораздо больше времени, чем раньше. Ведь в прошлом, когда мы свободно передвигались по городу, должны были ездить на работу и по другим делам, у нас много времени занимали перемещения из одного места в другое. Чтобы доехать из дома на работу, с работы домой, из дома в магазин и обратно, нам нужно потратить несколько часов, - перемещаемся ли мы в общественном транспорте или на собственном автомобиле. Теперь эти несколько часов остаются у нас, мы их можем сэкономить. Другое дело, что наше руководство, наши начальники считают, что поскольку мы все время дома, они могут позвонить нам в любое время дня и ночи и нагрузить нас какой-то срочной работой (ведь все равно у нас полно свободного времени, как они считают). Некоторые люди жаловались мне на такое поведение их начальства.
 
Но тем не менее, в общем, у нас высвободилось много свободного времени, которое необходимо проводить с пользой. И если мы возьмем и проанализируем жизнь любого известного человека – и мусульманина, и немусульманина, - который многого добился в жизни (известного политика, бизнесмена, ученого), то окажется, что он умел очень хорошо обращаться со своим временем, у него ни минуты не пропадало даром. К примеру, взять таких больших ученых исламского мира как имам Газали, имам Бухари, которые написали множество книг, собрали множество хадисов – что иногда вообще приходится удивляться, когда они успели столько сделать за сравнительно короткую жизнь. Так вот, весь секрет в их отношении ко времени – они очень ответственно подходили ко времени, весь день у них был расписан, так что не было такого, чтобы какой-то промежуток времени у них был ничем не занят и проходил впустую.
 
Нам следует научиться у них подобному отношению ко времени. Время – это бесценный дар от Всевышнего, которое невозможно вернуть, повернуть вспять. Если мы не используем с пользой конкретные часы, нам их никто не вернет. Поэтому мы должны составить себе четкий распорядок дня и неукоснительно его придерживаться, если хотим чего-то добиться в жизни.
 
У имама Газали в его книге «Бидаятуль-хидая» (Начало наставления) приводится примерный распорядок дня, какой, по его мнению, должен быть у верующего человека. Разумеется, не все в этом расписании сейчас нам подходит, мы должны вносить свои коррективы туда, но сам факт наличия расписания и распорядка дня должен присутствовать в нашей жизни. Мы должны каждый день составлять себе план – какие дела мы должны сегодня сделать обязательно, и стараться его придерживаться по возможности.
 
Распорядок дня – это нечто вроде маршрута, который мы должны непременно пройти. И если вы будете знать, в какое время дня какие дела вы должны сделать (и примерно представите, сколько времени у вас на них уйдет), то окажется, что у вас появилось гораздо больше свободного времени (поскольку вы будете четко свое время распределять и им управлять).
 
Затем – пока вы дома, подумайте о том, что вы можете сделать для своей семьи. Может быть, вы давно не разговаривали с женой или не играли с детьми? Может быть вы давно обещали жене что-то починить, отремонтировать (или, наоборот, вы – если вы женщина, обещали порадовать своих домашних каким-то блюдом, которое они все любят). Раз вы остались вместе с семьей дома, это не значит, что каждый должен целый день смотреть в свой смартфон или планшет, придумайте – чем вы сможете заняться все вместе: почитать какую-то интересную книгу, рассказать детям какое-то интересное событие из вашей жизни – которое может послужить им хорошим примером. Особенно это все касается, конечно, мужчин – которые проводили много времени на работе, и поэтому не могли уделить времени жене и детям. Сейчас самое время восполнить этот недостаток.
 
Тем более, мы знаем, что приближается месяц Рамадан.
 
Начинайте подготовку к этому месяцу – чем раньше вы начнете к нему готовиться, тем больше вы удовольствия получите. Можно заранее закупить продукты, составить список блюд, которые вы хотите приготовить. Тем более, как я знаю, во многих общинах есть какие-то традиционные продукты и блюда, которые полагается подавать в это время. Так что женщины могут заранее приготовить какие-то продукты или заготовки всех необходимых компонентов, которые им понадобятся для приготовления еды.
 
Если вы хафиз Корана – или хотя бы выучили какую-то часть Корана, сейчас самое время повторить все, что вы знаете, чтобы подготовиться заранее к таравих-намазам (или даже постараться выучить еще какое-то количество отрывков из Корана). Дай Бог, чтобы к началу Рамадана эпидемия пошла на спад, и мечети бы вновь открылись, но даже если не так – все равно, каждый из нас может совершать таравих-намазы таким мини-джамаатом со своей семьей.
 
Проверьте свое чтение Корана, послушайте, как читают Коран ваши дети, разучите с ними вместе еще несколько сур до начала месяца.
 
Подобным образом, выделите в вашем доме отдельную комнату – или отдельное место, которое будет у вас своего рода домашней мечетью. Здесь вы будете совершать пятикратный намаз каждый день – постарайтесь делать это вместе всей семьей, здесь кто-то из вашей семьи будет провозглашать азан, здесь можно проводить уроки по Корану, читать какие-то книги по религии, слушать всем вместе уроки и тому подобное.
 
Также оставаясь дома, можно заняться физической подготовкой – выделите время для выполнения несложного комплекса спортивных упражнений, приседайте, отжимайтесь, если у вас собственный дом, можно выйти для этого во двор перед домом. Выходите погулять при возможности – соблюдая социальную дистанцию между людьми, соблюдая необходимые меры предосторожности (не отходите далеко от дома, закрывайте лицо маской и прочее). Конечно, это не касается пожилых членов семьи и наиболее уязвимых – им в любом случае следует быть дома. Но пребывание дома – это не значит не двигаться и не заниматься какой-то минимальной физической активностью.
 
Поскольку пребывание дома часто связано с тем, что мы начинаем без конца забегать на кухню, чтобы что-то перекусить, то имейте это в виду – не заходите лишний раз на кухню, в промежутках между основными приемами пищи.
 
Также, как вы, наверное, уже слышали, постоянное пребывание в четырех стенах со своими супругами иногда приводит к распаду семей, поскольку мы не привыкли столько времени проводить вместе, мы устаем друг от друга, надоедаем друг другу, беспокоим друг друга. Это тоже нужно учитывать. Не отдаляйтесь друг от друга в виртуальный мир своих гаджетов, но и не нарушайте личное пространство ваших домашних. У каждого есть своя комната – или свое место в комнате, уважайте это и не беспокойте друг друга без надобности.
 
Я сейчас даю вам общие идеи – а каждый из вас пускай решает со своей семьей, что из этого вам подходит. Соберитесь со своей семьей и совместно обсудите распорядок дня на день – что в котором часу вы будете делать, и сколько времени это у вас займет. Потом напишите расписание на неделю, допустим – или на несколько дней, и повесьте на видном месте, к примеру, на холодильнике, где все это смогут прочесть. И старайтесь придерживаться этого порядка – в одно и то же время вставать, готовить еду и есть, совершать молитвы, общаться, заниматься какими-то делами по работе или по дому и тому подобное.
 
Итак, давайте еще раз подведем итоги.
 

Уединение в своем доме может стать для нас не обузой, а наоборот, очень продуктивным временем, если мы с умом будем его использовать.

 

  • Составьте себе распорядок дня – сколько времени вы потратите на свои домашние или рабочие обязанности, на еду, на молитвы, на занятия, чтение зикра, Корана.

 

  • Старайтесь чередовать время, которое вам хочется побыть одному, со временем, которое вы будете уделять своим домашним.

 

  • Не отдаляйтесь друг от друга на целые дни, но и не надоедайте друг другу, уважайте желания других – если вы видите, что кто-то из домашних не расположен общаться, оставьте его в покое.

 

  • Не пренебрегайте физическими упражнениями, выходите по возможности, на свежий воздух, следите за питанием – не переедайте, не перекусывайте между основными приемами пищи.

 

  • Готовьтесь к Рамадану – повторяйте суры из Корана, закупайте необходимые продукты, составляйте меню на это время.

 

И с помощью Всевышнего, время самоизоляции пройдет для вас незаметно и с пользой.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков