ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Маджлис 62: Ищите исцеления в Сунне
В данной лекции рассказывается о тех способах исцеления болезней, которые приводятся в Сунне Пророка...
Маджлис 62: Ищите исцеления в Сунне
В данной лекции муфтий Абдуррахман рассказывает о тех способах исцеления болезней, которые приводятся в Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Нам, как его последователям, не следует забывать об этих методах лечения – как черный тмин, мед, вода зам-зам. Не следует забывать о дуа об исцелении, которые приводятся в хадисах – в них действительно есть сила для исцеления болезней. Это не значит, что не следует прибегать к обычным медицинским способам лечения, но при этом важно не забывать о тех средствах, о которых упоминал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Альхамдулиллях Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.
Имам Мухасиби, рахимахуллах, упоминает в своей книге несколько важных советов, и затем говорит:
«И сохраняй свою религию, свой дин».
Сохраняй свою религию с помощью подражания кому-то, путем следования за кем-то. Наша религия основана на этом — недаром людям периодически посылались пророки, чтобы показать на собственном примере — как соблюдать религию. Ни один из них не говорил – «вот вам руководство, послание, а затем можете понимать его, как хотите». Если люди оставляли, забывали их руководство, начинали действовать по своему пониманию, они впадали во многие заблуждения, во многие противоречия.
Это мы видим в некоторых современных организациях, которые удаляют женщин (в хиджабах или никабах) со всех своих презентаций - они говорят, что это не соответствует духу современности. Но мы видим, что женщины в нескромной одежде демонстрируют моду, а затем подвергаются разным домогательствам. И мы видим противоположные примеры - людей, которые становятся старомодными, заставляя маленьких девочек носить хиджаб (который они, возможно, надевают добровольно, подражая матерям или сестрам). Эти люди становятся чересчур категоричными, заставляя совсем маленьких девочек носить хиджаб. Конечно, таких людей немного — возможно, один на тысячу, которые заставляют маленьких девочек делать это. Никакой ученый не предписывает этого — это вовсе не обязанность. То есть, одни люди пытаются защитить женщин, а другие — выставить на всеобщее обозрение, часто используя одни и те же аргументы. Я терпеть не могу споры — они часто зависят от того, что принято в современном мире, каков дух времени. Многие люди начинают отрицать что-то или утверждать что-то только потому, что такова реальность, тенденция современности.
Итак, по всем этим причинам нам необходимы ролевые модели, примеры для подражания. Когда примеры для подражания портятся, искажаются - это серьезная проблема. Это неизбежно случалось со времени Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников. Только про сподвижников мы могли сказать - за кем бы из них вы ни последовали, вы не ошибетесь. Со времени ухода сподвижников нам нужно быть очень внимательными в выборе примера для подражания. Однако мы нуждаемся в таком наставнике, руководителе - мы должны прилагать усилия, чтобы найти его, а также просить Аллаха о наставлении: "О, Аллах, пошли мне праведного человека, за кем бы я мог следовать".
Недаром есть известное дуа: «О, Аллах, наставь нас — и наставь людей через нас. И сделай нас наставниками тех, кто наставлен». Если мы просим быть наставниками тех, кто наставлен, то мы сначала должны наставить самих себя. это дуа очень красноречивое и далеко идущее - о том, о чем мы возможно, и не думали. Аллах как бы говорит нам — важно не только быть среди правильно наставленных людей, но нужно быть примером для других. Будьте источником изменений, позитивных изменений. Это очень важно. Такое прекрасное дуа — оно должно быть частью наших дуа.
Итак, защитите свою религию путем подражания хорошим примерам, следования за праведниками. Не следуйте за каждой новой идеей, которая вам понравится.
Далее имам Мухасиби продолжает:
«И старайтесь не только подражать кому-то, но постоянно усердствуйте в получении знаний для себя».
Вам нужно защитить свой аманат — веру, то, что было вам вверено, посредством «толябуль-ильм», поиска знаний. Защитите свой аманат- что вам вверено - через стремление к знаниям. Как нам правильно понять это, что мы должны сделать с этим? Я уверен, что многие уже начали думать об этом.
Сейчас я скажу вам что-то, что покажется вам отступлением от темы, но мне кажется, это часть всего сказанного. У многих из вас есть медицинские проблемы. Кто-то не может иметь детей, кто-то страдает от простуды, больного желудка, от аллергии. Аллергия, к примеру — очень распространенное заболевание, множество людей страдает от этого. Также у кого-то могут быть мигрени, головные боли. Что мы обычно делаем в таком случае, когда у нас что-то болит? — что мы делаем? Правильно, идем к врачу, пьем какие-то лекарства — как парацетамол. Окей, я ничего не имею против врачей и лекарств. Есть хадис, где Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: что Аллах не послал на землю людям ни одной болезни, не даровав вместе с ней средства от нее. Итак, Аллах не послал людям болезни, не даровав вместе с ней и исцеления от нее — о каких-то средствах мы знаем, о каких-то еще не знаем. То есть, в этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял людей прибегать к лекарствам от болезни, искать средства для лечения болезней.
Но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) также учил нас делать еще кое-какие вещи. Он учил нас духовным средствам исцеления — как дуа, мольба к Аллаху. Дуа — это оружие верующего, оно способно дать нам все, что мы просим.
Второй момент — это истигфар, мольбы о прощении, это способ снять, удалить преграду, которая может стоять между нами и благословениями, которые Аллах может дать нам, но наши грехи мешают этим вещам произойти в нашей жизни, закрывают для нас доступ к этим благословениям. Мы никогда не узнаем силы этих действий, пока не попробуем их. Итак, у нас есть дуа и истигфар.
Также у нас есть какое-то количество других вещей. К примеру, вода зам-зам. Известно, что она способствует той цели, с которой ее пьют. В хадисе сказано, что человек получает то, что он просил, на что он намеревался, когда пил зам-зам. Вы пьете зам-зам и получаете то, о чем вы просили. Зам-зам предназначено для того, для чего ее пьют. К примеру, вы страдаете от аллергии — просите об исцелении от нее, когда ее пьете. Во время аллергии мы пьем антигистаминные препараты - как кларитин. Попробуйте также испытать и перечисленные мною средства. И вы увидите, что это работает. У меня было несколько случаев, когда я страдал от аллергии. И это было неподходящее время для болезни – я был в хадже, мне нельзя было болеть. У меня заболело горло – и вот что я вам советую сделать: положите руку на горло, положите руку на нос (или куда-то еще – что у вас болит, желудок, голова, что-то еще), и прочитайте следующее дуа семь раз:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أَذْهِبِ البَاسَ، واشْفِ َأَنْتَ الشَّافِي، لاَ شِفَاءَ إِلَّا شِفَاؤُكَ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا«Аллахумма Рабба-н-нас азхибиль-бас, вашфи Анта ш-Шафи’, ля шифа’а илля шифаук, шифа’ан ля йугадиру сакаман».
Я гарантирую вам, что вы почувствуете облегчение, если прочитаете это семь раз. Со мной было то же самое – я читал его и не верил, что это может произойти так быстро, просто по волшебству. Я не шучу и не говорю, что не нужно принимать лекарства, принимайте лекарства наряду с этими советами. Я не говорю, что нужно делать дуа и не нужны лекарства, вовсе нет. Я не шучу, но это было действительно похоже на чудо.
В чем смысл этого дуа означает?
Аллахумма Рабба-н-нас – О, Аллах, Господь людей,азхибиль-бас – избавь нас от этой трудности, этой боли, этой неприятности,вашфи – даруй мне исцеление,ва Анта ш-шафи’ – ибо Ты Исцеляющий.ля шифа’а илля шифаук – нет исцеления, кроме Твоего исцеления.шифа’ан ля йугадиру сакаман –такого исцеления, которое не оставляет (следа) болезни. Это означает, что Всевышний способен полностью убрать от нас болезнь и не оставить следа от нее.
Таково могущество этого дуа. Мы обращаемся к Аллаху с помощью Его имени – аш-Шафи, Исцеляющий, - но как многие из нас это делают? Это очень простая вещь, которую все мы можем сделать.
Итак, мы перечислили две вещи, которые помогают – питье воды зам-зам, чтение дуа. Следующая вещь, о которой также говорится в хадисе – это мед. Мед также упоминается как исцеляющее средство, так что давайте использовать мед. Обычно в наших магазинах продается цветочный мед – но если он вам не нравится, найдите другой мед, любой, какой вам нравится. Потратьте на него немного денег. Поскольку про мед сказано, что в нем находится исцеление, употребляйте его с намерением, что следуете указаниям Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям).
Но если у вас диабет, проявляйте осторожность с этим средством – я видел парня, который страдал диабетом, однако он клал три столовые ложки меда к себе в чай. Я удивился и спросил его – что ты делаешь, у тебя же диабет? Но он ответил – «Но сказано же, что в меде исцеление!» Если в чем-то есть исцеление, мы не должны уподобляться тому человеку, который расшибает лоб, когда его заставляют молиться Богу. Не нужно проявлять чрезмерное усердие. Это средство будет исцелением, если вы будете использовать его правильным образом. Человек должен относиться к этому разумно, а не использовать эти советы для оправдания своей глупости.
Итак, мед – это еще одно средство из Сунны. Следующее средство – это черный тмин. Если можете, употребляйте масло черного тмина – добавляйте его в еду, допустим. Если для вас это тяжело, пейте черный тмин в капсулах. Либо можете употреблять его в еще каком-то виде – к примеру, мои индийские родственники добавляют семена черного тмина в обычную еду, которую они готовят.
Мы перечислили самые простые способы исцеления из Сунны. Существуют более экзотические средства – как кыст аль-хинди, допустим. Либо сенна – такое растительное средство для исцеления. Также сюда относятся финики аджва. В Саудии я как-то купил муку из фиников аджва, перемолотые финики аджва.
Когда я недавно был в хадже в Саудии, и меня возникла необходимость, я соединил все эти семь вещей вместе и применял для исцеления. Один мой друг – большой шейх, большой ученый, рассказывал мне, что он знал случаи поистине чудесных исцелений при использовании этих семи вещей. Но в обычных условиях – почему мы не используем эти вещи, почему не прибегаем к ним? Ведь мы мусульмане, а это средство было рекомендовано нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Это должно быть частью нашей жизни – подражание Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), о чем мы говорили в начале беседы, о необходимости брать пример с выдающихся людей.
Дуа, истигфар, а также садака – это духовные способы исцеления. Что касается физических средств – мы упоминали мед, зам-зам, черный тмин, финики аджва. Самое простое из них – черный тмин и мед, они должны стать частью нашего ежедневного рациона.
Разумеется, можете при этом принимать лекарства – здесь нет проблемы.
Далее имам Мухасиби пишет про получение знаний – мы уже прочитали этот отрывок, где он говорит, что следует стремиться к получению знаний.
Еще хочется сказать, что некоторые люди, начиная учиться, становятся категоричными и чересчур подозрительными. Недавно мне позвонили из больницы. Я спросил – кто это, и мне объяснили, что здесь находится молодой мусульманин, чья жена недавно родила. И он не позволяет дать их ребенку витамин – кажется, витамин Д или витамин К? - какой обычно капают в глаза новорожденным. Он говорил, что не доверяет персоналу, поскольку они немусульмане, и он не знает, что они будут делать на самом деле с его ребенком. Когда человек начинает получать какие-то знания, он иногда становится чересчур подозрительным, ему везде мерещится харам, во все людях он видит врагов – они заблудшие, немусульмане, еще кто-то. У такого человека начинается очень тяжелая жизнь, он буквально становится параноиком. Итак, это парень не хотел позволить накапать ребенку в глаза лекарство. И среди персонала была медсестра-мусульманка, которая позвонила мне с вопросом, что им делать в такой ситуации? Я попросил ее передать трубку тому брату. Он начал говорить мне, что никому из них не доверяет, но я объяснил ему, что у меня тоже есть дети, и всем им капали это лекарство, и ничего плохого с ними не случилось. Я не помню точно, что дают детям сразу после рождения – кажется, что-то от желтухи новорожденных.
Но мы не должны забывать о своих собственных средствах для исцеления. Про черный тмин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что он является лекарством от всего, кроме смерти.
Далее имам Мухасиби пишет:
«Защити свой разум с помощью адаба богобоязненных, благочестивых – людей таква».
Не считай себя чересчур ученым, чтобы в своей учености потом унижать людей, прогонять их, совершать вещи, которые не подобают верующему. Акль (разум) очень важен, но он не должен становиться причиной гордости, он не дает нам права на самодовольство. Разум следует применять ради довольства Аллаха, и контролировать его путем смирения и богобоязненности.
«И запасись терпением для каждого обстоятельства, для каждой ситуации».
Будь готов проявить терпение, когда этого потребуют обстоятельства. Некоторые ученые говорили: «Не проси о терпении, если ты не нуждаешься в нем». Это означает – не проси терпения в несчастье, если у тебя не случаются несчастья, поскольку такие дуа принимаются, когда у тебя случается несчастье, и тебе нужно терпение для него. Но необходимо тренировать свое терпение – и мы сможем научиться ему, если будем знать, что это, каким оно должно быть. В противном случае мы можем спонтанно среагировать на какие-то неприятные обстоятельства – а это будет выражаться в ругани, грубости, жалобах, оскорблениях и тому подобных вещах.
Терпение – это сложная вещь, но она становится легче, если вы будете думать о вещах, которые приходят вместе с терпением. Тем более, его сложно проявить, если вы знаете, что вы правы, а ваш обидчик – нет, и вы думаете – а почему я должен прощать его, почему я не могу высказать ему, что я думаю? Вы чувствуете гнев, и борьба идет между гневом и необходимостью проявить терпение. Мы сможем проявить терпение и контролировать свой гнев, если прочтем о вреде гнева. Вы помните, что в известном хадисе, когда некий человек пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) за советом, тот несколько раз повторил ему – «Не гневайся! Не гневайся!». И говорил, что лучшие из людей – те, кто умеет обуздывать свой гнев и прощать других, даже будучи правым. И повторять про себя аят о терпеливых:
«И обрадуй терпеливых, которые, когда их постигает несчастье, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся»».
В противном случае, если вам нечем успокоить гнев, вы будете сердиться и ругаться. Это важно, к примеру, в отношениях мужа и жены – если вы не научитесь проявлять терпение, вы все время будете ссориться. Сабр – вот что может нам помочь. И если вы скажете себе – если я научусь проявлять сабр, я не только смогу управлять ситуацией, но я получу награду от Аллаха, ибо Аллах любит терпеливых. Это психологический эффект – приготовиться к нужному времени, быть сознательно готовым к нужному событию. Это сложно, но нужно тренировать себя, готовить себя к этому. Если мы хотя бы будем стараться, мы будем всякий раз одергивать себя или упрекать себя, если что-то не будет получаться. Если мы будем осознавать, что неправильно поступили – это тоже очень важно.
Мы все на разных уровнях находимся в этом вопросе – кто-то очень спокойный человек, а кто-то – раздражительный и темпераментный. Возбудимому человеку нужно много работать над собой. У спокойного, наверное, есть иные проблемы. У всех у нас есть разные проблемы.
Далее шейх говорит:
«Твердо держитесь поминания Аллаха, Субхана ва Тааля».
Мы знаем, что многим людям нужно общаться с кем-то. Они не могут просто сидеть и ничего не делать. Поэтому им вдвойне скучно сидеть дома, они должны либо выходить куда-то, либо общаться по интернету – но обязательно что-то делать. Так что, если вы хотите научиться быть в одиночестве и защищать себя от всех внешних воздействий, самым лучшим здесь будет совершение зикра Аллаха. Поскольку если вы одни и поминаете Аллаха, вы не проводите время впустую. Вы находитесь в обществе лучшего Друга – самого лучшего, какой только может быть. Так что приучите себя к этому, и Аллах дарует вам сладость в этом деле, если вы начнете совершать это. Вследствие этой сладости вам не захочется оставить это дело. Разумеется, в этом деле много искушений – особенно, если вы человек общительный, вы привыкли быть среди людей, тем более, что шайтан тоже будет действовать против вас. Мы не говорим, что это легко, но, если мы скажем себе и другим – «мне нужно побыть одному, позвольте мне побыть одному и немного почитать зикр». Если я сейчас скажу – «когда вы едете в автобусе, разве у вас не будет, по крайней мере, минут двадцать побыть одному?», кто-то возразит – «какой глупый вопрос, в это время я смотрю в свой телефон, что я еще могу делать в это время? В метро, в автобусе – я обычно занимаюсь своим телефоном». Сейчас я не собираюсь начинать дискуссию на эту тему – почему мы так много времени проводим со своими гаджетами, почему так привязаны к ним, об этом у нас было достаточно лекций.
Далее шейх говорит:
«Сопровождайте ваши дары (которые вам даются) благодарностью».
Когда вы получаете что-то в дар от Аллаха, Субхана ва Тааля, поблагодарите Аллаха. Вспомните, когда в последний раз вы это делали? Нам следует благодарить Аллаха всякий раз, когда нам дается что-то. К примеру, если вы сегодня вечером сядете и вспомните весь свой день – что в нем было, сколько моментов вы вспомните, за которые вам следует поблагодарить Аллаха сегодня? Может быть, кто-то из присутствующих скажет – мне не за что сегодня поблагодарить Аллаха? Нет, никто так не считает? Может кто-то из вас вспомнить хотя бы одну вещь, за которую нужно поблагодарить – есть такие? Хорошо. А вы помните, вы сказали «альхамдулилля» за нее сегодня? Кто из вас сегодня поблагодарил Аллаха за что-то – окей, это меньшинство, наверное, процентов 40%. Это тоже неплохо.
Выше я говорил о том, что мед или черный тмин должны стать частью нашего рациона. Так и здесь – частью нашей жизни должен стать шукр. У нас есть много чего, за что нам следует быть благодарными. Приехать на работу в безопасности – это дар Аллаха, иметь работу – это дар, ни’мат. Я купил сегодня хлеб – свежий хлеб в пекарне, которая здесь открылась неподалеку. Правда, батон хлеба у них стоит 3,5 фунта, дороже, чем в других местах, но этот хлеб стоит того. Аллах дал мне эту возможность. Дорого, конечно – по сравнению с обычным хлебом, который стоит один фунт, но там массовое производство. Некоторые наши ученые советовали покупать хорошие, качественные вещи, хотя бы немного, просто есть поменьше.
Много за что можно быть благодарными. К примеру, вы слышите, что кто-то сегодня умер или заболел, у вас есть повод радоваться, что вы живы и здоровы. У вас есть жена, которая радует вас. У вас есть дети – и вы видите их, когда они прибегают из школы, вы счастливы. Вы можете сделать шукр за это. Это должно стать нашей привычкой, частью нашего образа жизни. Если мы привыкнем к этому, это не будет сложно.
И если вы привыкнете делать шукр, вы заметите, что в вашей жизни будет гораздо больше баракята – вам не нужно будет просить Аллаха ни о чем. Он откроет для вас двери Своей милости – отказ от благодарности закрывает их для нас. Я не шучу, я говорю серьезно – шукр открывает для нас двери милости Аллаха. Ибо Аллах говорит в Коране:
«Будьте благодарными и Я умножу для вас (Мои блага)».
Пять вещей, которые он упоминает здесь, замечательны. Зикр в одиночестве, благодарность Аллаху. Одна из причин заниматься этим в одиночестве – поскольку это будет чистый зикр. Когда вы занимаетесь этим в мечети, вас могут увидеть люди, они могут помешать вам, вы можете начать делать это напоказ, но, когда вы остаетесь наедине с собой, вы более сосредоточены, более искренни.
Следующие пункты я перечислю коротко:
«Ищите помощи Аллаха во всем, что вы делаете».
Здесь можно еще иначе перевести: «Просите Аллаха о правильном решении в любой ситуации». То есть, совершайте истихара. Одно из значений истихара – это обращение к Аллаху вложить благо и добро во все, что вы делаете. Истихара – это просьба к Аллаху о благе, хейр, просьба вложить благо во что-то. Истихара необязательно совершается тогда, когда вы колеблетесь с выбором. Допустим, вы уже твердо решили, что вступите в брак с этим человеком. Просите Аллаха дать вам наилучшее в этой ситуации, сделать ваш брак благим. Если вы уже сделали истихара, чтобы выбрать наилучшее, теперь можете сделать истихара, чтобы попросить блага в данном выборе.
Еще небольшое замечание – об этом пишет имам Ша’рани в книге об адабах зикра. Когда вы закончили читать зикр, не следует сразу уходить с этого места и заниматься повседневными делами. Посидите небольшое время в этом месте молча, поскольку известно, что место, где совершается зикр, окружают ангелы, туда ниспосылается баракат. Так чтобы снискать этот баракат, эту милость, не следует быстро уходить оттуда, переключаться на обычные дела. Несколько минут хотя бы подождите.
И да поможет нам Аллах.
Предыдущий урок
Маджлис 61. Намерение и самоанализ
Следующий урок
Маджлис 63: Эффективные средства для избавления от долгов
Комментарии: 1
Правила форума