Циклы Авторы Сортировка
Маджлис 46. Лучше совершать небольшое количество дел, но с искренним намерением
Маджлис 46. Лучше совершать небольшое количество дел, но с искренним намерением
Данная лекция муфтия Абдуррахмана посвящена одному из самых важных понятий в Исламе – ихлясу (искрен...
4 136
7 сентября, 17

Маджлис 46. Лучше совершать небольшое количество дел, но с искренним намерением

4 136
7 сентября, 17

Лучше совершать небольшое количество дел, но с искренним намерением

 
Данная лекция муфтия Абдуррахмана посвящена одному из самых важных понятий в Исламе – ихлясу (искренности). Известно, что деяния верующих принимаются Аллахом только при условии, что мы совершаем их только ради Аллаха. Поэтому большие ученые и праведники говорили, что лучше для верующего совершать небольшое количество дел, но с искренним намерением, чем большое их количество, но впустую. Также в хадисах говорится, что Аллах помогает нашей умме ради искренности ее праведников, а шайтан боится искренних рабов Аллаха и не имеет над ними власти.
 
Альхамдулиллях Раббиль-алямин.
Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин.
Амма баад.
 
Аллах Всевышний сказал в Коране:
 

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء

 
«Было повелено им (людям) поклоняться только одному Аллаху и совершать свое поклонение искренне…» (98:5).
 

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ

 
«Аллаху (принадлежит) чистая (от многобожия) вера» (39:3).
 
(Подразумевается, что Он не принимает ничего, кроме чистой веры).
 
Всевышний также сказал (в виде предупреждения для верующих):
 

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

 
«И кто надеется встретить своего Господа (в День Суда), пусть совершает благие дела и (пусть) никого не приобщает в поклонении Господу Своему» (18:110).
 
Эти коранические аяты объясняют нам суть понятия ихляс и того, что Аллах хочет от нас: все, что вы совершаете в своей религии, должно делаться только ради Аллаха, Субханаху ва Тааля, а не ради кого-то еще. Бывает, что человеку только кажется, что он делает что-то ради Аллаха, но на самом деле это совершается ради кого-то или чего-то еще. К примеру, человек совершает намаз – который, кажется, совершается исключительно ради Аллаха, или садака, — и люди думают, что все это делается ради Всевышнего, но сами не замечают, что в них присутствует желание показаться перед людьми.
 
Все это подводит нас к рассуждению о природе ихляса. Все мы надеемся встретить своего Господа в хорошем состоянии – совершая добрые дела, не приписывая Ему никого и ничего в нашем поклонении. Но часто бывает, что, хотя человек вроде бы искренне поклоняется, но ему, к примеру, нравится, когда люди его хвалят (за его благочестие, набожность или за его щедрость, доброту). Это очень неприятный момент, но, к сожалению, очень распространенный.
 
Передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал …
 
— сейчас мы пытаемся понять суть ихляса непосредственно из коранических аятов и пророческих текстов, а также из текстов ученых. Поскольку ихляс – это то, к чему мы должны стремиться в нашем поклонении (пусть это будет небольшое количество ибадата). Если мы поклоняемся только ради Аллаха, наши усилия не будут напрасными.
 
Поэтому нам следует все время проверять наши намерения и осознавать, ради кого на самом деле мы это делаем, и просить, чтобы Аллах даровал нам ихляс. Наши шейхи говорили, что, возможно, ихляс – это вещь, которой труднее всего добиться, ради которой мы должны все время проявлять усердие, которой мы должны постоянно добиваться.
 
Муса ибну Саад передает от своего отца (сподвижника), что он (его отец) однажды решил, что имеет некоторые преимущества перед другими сподвижниками Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И у него были законные основания так считать - возможно, он принял Ислам раньше кого-то из них, возможно, он чаще находился рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), чем другие, кто должен был заниматься своими делами. Так что этот сподвижник почувствовал некое свое превосходство над остальными. На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
 

«Аллах не оказал помощь этой умме никаким иным образом, кроме как посредством слабых людей (физически и духовно), посредством дуа и посредством ихляса».

 
Таким образом, блага этой уммы (общие блага и блага каждого из нас) исходят из трех источников: первый – это посредством бедных людей. Мы знаем, что даже светские правительства больше помощи оказывают неимущим людям – поскольку те больше остальных нуждаются в этом: организуют различные планы, программы для их помощи. Аллах также помогает людям согласно их слабостям – если вы бедный (духовно) человек, морально слабый, то вы можете рассчитывать на большую милость, большую поддержку. Другие два источника – это наши дуа и ихляс. Ихляс – это очень важная вещь, поскольку Аллах оказывает помощь нашей умме благодаря ихлясу. Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что множество школ и медресе, множество книг и работ ученых – все это делается именно благодаря искреннему стремлению людей, их желанию принести пользу другим. И Аллах дает им тауфик благодаря их искренности.
 
Передается, что Али ибн Аби Талиб (радыАллаху анху) говорил:
 
«Беспокойтесь не о незначительности ваших дел, но сосредоточьтесь на их принятии (кубуль)»
 
— старайтесь, чтобы они были приняты (для чего нужна, прежде всего, искренность в этих делах). Пусть это будут одно или два благих дела. Разумеется, здесь нужен баланс (как и во всем остальном) – иногда мы оправдываем себя, когда делаем слишком мало («ну и что, зато я делаю искренне, мои дела скорее примутся, а такой-то делает много, но неправильно, без искренности»). Если человек будет действительно стремиться к тому, чтобы его дела были приняты, это будет видно по его делам, по его поведению. Речь идет о человеке, который смиряет себя перед Аллахом, а не старается таким образом возвысить себя и унизить других. Он признает чужие заслуги, но во всем, что касается себя, сосредоточивается на кубуль. Итак, Али (радыАллаху анху) сказал, чтобы мы думали не о незначительности наших дел, но сосредоточивались на их принятии, поскольку Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Муазу ибну Джабалю (радыАллаху анху):
 

«Очищай свои дела и, даже если они будут незначительными, они будут приняты».

 
Что мы должны понять из всего сказанного? Что мы должны делать как можно больше и, иншаАллах, хотя бы некоторых из наших дел будут совершены с исхлясом.
 
Что самое важное мы можем почерпнуть из общения с аулия, ахлюЛЛах – это ихляс. Это самое главное, чего добились такие люди. Они могут научить нас, как добиться того, чтобы все наши дела были ради Аллаха. Поэтому шейхи обучают своих учеников совершать так много зикра – когда они все время будут повторять имя Аллаха, их внимание будет сосредоточено на Нем, они научатся все делать ради Него. Иначе может случиться, что человек будет часто посещать мечеть, совершать разнообразные желательные действия, но это будет не ради Аллаха, он будет обманывать себя и других, это будет просто формальность. В этом, конечно, могут быть различные блага, люди будут уважать вас, но внутри себя, когда вы будете оставаться наедине с собой, вы будете осознавать, что это не ради Аллаха делается.
 
Существует известный хадис. В Судный день перед Аллахом предстают три человека. И первый из них – кого Аллах наделил знанием религии – скажет Аллаху:
 
— Я проводил дни и ночи в поклонении, Ты дал мне знание, и я обучал других людей религии.
 
Но Аллах скажет такому человеку (и Его ангелы подтвердят):
 
— Ты лжешь. Ты хотел, чтобы тебя видели в мечети совершающим тахаджуд, совершающим поклонение после фаджр-намаза, после иша-намаза, чтобы тебя хвалили, называли благочестивым и знающим. И ты получил все это – тебя много хвалили при жизни. Ты уже получил в земной жизни свою награду.
 
И перед Ним предстанет другой человек, которому Аллах даровал много богатства, и скажет:
 
— О, мой Господь, Ты дал мне имущество, и я раздавал милостыню день и ночь, помогал бедным как только возможно.
 
Но Аллах также скажет ему:
 
— Ты лжешь. Ты хотел, чтобы люди хвалили тебя, называли тебя щедрым человеком. И ты добился этого – тебя хвалили, про тебя это говорили.
 
И предстанет третий человек, который сражался ради Аллаха и был убит в священной войне, и скажет:
 
— О, Аллах, Ты приказал мне сражаться ради Тебя, и я делал это, пока не погиб.
 
Но Аллах скажет ему (и Его ангелы подтвердят):
 
— Ты лжец. Ты хотел, чтобы про тебя говорили, что ты храбрый воин, бесстрашный человек. И ты добился этого.
 
И Абу Хурейра (радыАллаху анху), который передал этот хадис, рассказывает, что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал ему все это, далее он (саллаллаху алейхи ва саллям) положил руку на его ногу и сказал:
 
— О, Абу Хурейра, эти люди будут растопкой для адского огня (они первыми войдут в Ад).
 
И рассказывают, что когда передатчик этого хадиса пришел к Муавии (радыАллаху анху) и рассказал ему это сообщение, Муавия начал очень сильно плакать, поскольку он вспомнил аят Корана, где сказано: «Кто желает этого мира, Аллах дарует ему это» (Имеется в виду, кто хотел преуспеть в этом мире, он это получит, но какова будет его участь в будущей жизни?)
 
Все мы знаем этот хадис, его часто рассказывают, но с какой точки зрения мы должны сейчас на него посмотреть? Во всем хорошем, что мы делаем – поскольку мы общественные существа, живем среди людей – мы стараемся заслужить одобрение общества, окружающих людей. И это очень опасно с точки зрения нашей искренности.
 
Мы должны каждый день об этом помнить (а не время от времени) ради кого на самом деле мы совершаем наши дела? Тогда у нас будет больше шансов на очищение наших намерений. Иначе мы можем долгое время делать что-то, но, когда – спустя полгода или год – мы взглянем на все, что мы сделали, мы осознаем, что это было не ради Аллаха, так что все эти дела пропадут даром. Ежедневный самоконтроль поможет избежать этого. Ихляс – это то, чему мы должны все время учиться, к чему мы должны стремиться постоянно.
 
Существует также очень известная история про одного подвижника (абида), который все время был занят ибадатом (это был человек из предыдущих общин). Когда мы говорим «абид», подразумевается, что это был человек, который, возможно, имел не слишком много знаний, но полностью сосредоточился на поклонении (разумеется, его знаний было достаточно, чтобы правильно поклоняться, избегать новшеств и пр.).
 
Итак, этот человек поклонялся Аллаху очень долгое время. И как-то ему рассказали, что рядом с ним некие люди поклоняются дереву – как своему божеству. Что они не хотят больше поклоняться Аллаху, а поклоняются дереву – совершают ширк. Тот подвижник очень рассердился, взял топор, положил его себе на плечо и пошел срубить это дерево. И на пути перед ним появился Иблис – в образе старого человека:
 
— Куда ты идешь, да помилует тебя Аллах?
 
Шайтаны очень хитрые, они могут принимать различный облик и вести себя как верующие, благочестивые люди. Так, шайтан спросил того человека – куда он идет, и он ответил:
 
— Я иду срубить это дерево (которому люди оказывают божеские почести).
 
— А что тебе сделало это дерево, почему тебя это так беспокоит? Ты занят своим поклонением, у тебя есть занятие, какое тебе дело до остального?
 
— Но это тоже часть моего поклонения, я хочу сделать это ради Аллаха (отвратить людей от идолопоклонства).
 
Тогда Иблис (про которого тот человек думал, что он просто старый человек) сказал, что он не позволит ему это сделать, не пустит его. И этот подвижник, абид, стал бороться с ним. Он одолел шайтана, поборол его, сел верхом ему на грудь, и Иблис взмолился о пощаде:
 
— Отпусти меня, я скажу тебе кое-что.
 
И этот абид отпустил его. И Иблис сказал ему:
 
— Разве Аллах возложил на тебя такую обязанность (защищать людей от идолопоклонства)? Разве это твое дело? Ты занят поклонением и это твоя обязанность. А рубить деревья не возложено на тебя. У Аллаха есть пророки, которым вменено это в обязанность – пусть они займутся этим.
 
Это было во времена бану Израиль, когда к людям часто приходили пророки, так что Иблис имел в виду – если это понадобится, Аллах отправит пророка для того, чтобы отвратить людей от ширка.
 
На это абид возразил:
 
— Нет, я должен срубить это дерево. Мне необходимо это сделать.
 
И они опять стали бороться, и абид опять одолел Иблиса и сел ему на грудь. И шайтан опять взмолился о пощаде и стал просить:
 
— Отпусти меня, я скажу тебе о чем-то, что будет для тебя более полезным, чем это дело.
 
— Что это за дело?
 
— Отпусти меня, и я расскажу тебе.
 
И поскольку этот абид был добрым человеком, он отпустил Иблиса – тем более, что ему стало интересно, о чем он расскажет ему. И Иблис сказал ему:
 
— Ты беден, у тебя почти нет имущества. Так что обязанность содержать тебя ложится на других людей, которые должны тебя кормить.
 
Здесь мне хотелось бы отступить, чтобы рассказать о том, что в Индии, где я прожил некоторое время, множество таких нищих людей, которые живут подаянием. Они приходят к домам людей и просят еду – и люди дают им какую-то пищу (самую простую еду, рис или хлеб). Там это в обычае, и никто не удивляется, а просто помогает таким людям, подает им. Я тогда удивлялся – что это за образ жизни такой? Почему эти люди не стараются найти работу, заработать себе на жизнь, а живут одним днем, зависят от других? Они обычно одеты в одну набедренную повязку, живут на улице. К нам каждый день приходил такой человек, и люди подавали ему.
 
Шейх Ибн Аджиба писал, что таким был образ жизни некоторых аулия Аллаха, которые специально избирали такую жизнь, поскольку им хотелось полностью посвятить себя ибадату и больше ни о чем не думать. И находились люди, которые помогали им, поддерживали их. Нам трудно такое представить, поскольку мы стараемся заработать себе на жизнь, чтобы иметь возможность жениться, содержать семью. Но находились люди, которые добровольно так жили с полной искренностью. Так что не следует смеяться над подобными людьми (если вы их видите), так как среди них могут быть аулия Аллаха – а мы знаем, что Аллах объявляет войну тем, кто воюет с Его любимцами. Если вы не хотите подать этим людям, то откажите им вежливо, как говорится в Коране (чтобы мы мягко и вежливо вели себя с людьми). Если вы сомневаетесь, помогать им или нет, откажите им мягко, сделайте им хорошее дуа, пожелайте чего-то хорошего. Некоторые из этих людей могут быть не в себе, они так погружены в свой внутренний мир, что не очень замечают происходящее вокруг них.
 
Итак, Иблис сказал этому подвижнику:
 
— Обязанность кормить тебя лежит бременем на твоих братьях, поскольку ты беден. А между тем ты сам бы мог помогать людям, делать им добро – разве ты бы не хотел этого? Ты мог бы поддерживать своих соседей, других людей, сам себя содержать и не зависеть ни от кого.
 
А ведь мы помним, что этот абид не знал, кто перед ним. Он думал, что это просто старый человек, который почему-то пытается остановить его. Так что он старался проявить к нему уважение и выслушать его. И Иблис пообещал ему:
 
— Если ты откажешься от своего намерения, не будешь рубить это дерево, я обещаю тебе, что каждый день, когда ты будешь ложиться спать, у тебя под подушкой будут появляться два динара, так что утром ты сможешь взять их (Не два дирхама, а два динара – две золотые монеты). Ты сможешь взять их и использовать по своему усмотрению – дать садаку, помочь своей семье, помочь своим соседям. Это будет гораздо полезнее для мусульман, чем если ты срубишь это дерево (Ты срубишь это дерево, но люди найдут себе другое).
 
И Иблис таким образом соблазнил того человека – он подумал, действительно, в этом будет гораздо больше пользы для меня и остальных людей. Что бы мы с вами сделали на его месте в такой ситуации? Пошли и все равно бы срубили это дерево? Взяли бы деньги? Все зависит от нашего намерения.
 
И этот абид задумался:
 
– Да, он прав. Я не пророк, на меня не возложена такая обязанность, это не моя обязанность – рубить это дерево. Аллах не приказал мне делать это. Так что на мне не будет греха, если я не сделаю это.
 
В то время, среди бану Израиль пророки были подобны ученым в наше время (их было много, они часто приходили). К примеру, Харун (мир ему) помогал своему брату Мусе (мир ему), пророк Иса (мир ему) жил почти в одно время с пророком Яхьей (мир ему) – в то время было очень много пророков. Мы привыкли к тому, что у нас есть только один Пророк – Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), он послан нам до конца времен, для всех людей во всем мире. Но Аллах сказал в Коране, что Он посылал каждой общине пророка.
 
Итак, этот подвижник согласился на предложение Иблиса (который был под видом старика), подумав, что в его предложении будет больше пользы для всех. Он вернулся домой – в место, где он жил, лег спать, и действительно, наутро он нашел у себя под подушкой два динара. Так же было и на следующий день. Но на третий день он не нашел у себя под подушкой обещанных денег. Этот абид очень рассердился – что тот человек нарушил свое обещание, не сдержал свое слово. Он опять встал, взял свой топор, положил его на плечо и вышел на дорогу. И опять перед ним предстал Иблис в образе старого человека:
 
— Куда ты идешь?
 
— Я иду срубить дерево.
 
Но Иблис возразил ему:
 
— Ты лжешь. У тебя не будет сил срубить это дерево – тебе только этого хочется, но у тебя не будет такой возможности.
 
И они опять стали бороться, и на этот раз Иблис с легкостью одолел этого человека, бросил его на землю, сел к нему на грудь и сказал, что он не сможет сделать то, что он задумал, ему придется отказаться от этого. И тот абид очень удивился – откуда у этого старого человека взялась такая сила, что я не могу ничего сделать с ним? Он взмолился:
 
— Отпусти меня и скажи, откуда у тебя взялась такая сила, чтобы одолеть меня? Как ты стал таким сильным, что смог победить меня – ведь до этого я одолел тебя?
 
И Иблис объяснил ему:
 
— Первый раз твой гнев был ради Аллаха и ради будущей жизни, так что Аллах покорил меня тебе, дал тебе силу одолеть меня. В этот раз твой гнев – лишь ради себя самого и ради мирского (ты хотел получить деньги), так что я смог победить тебя.
 
Что эта история говорит нам (имам Газали упоминает ее в одной из своих книг)? Шайтан однажды сказал Всевышнему:
 
«У меня будет власть над всеми людьми, я смогу заставить их сделать то, что я хочу, кроме тех Твоих рабов, которые искренни ради Тебя» (у которых есть правильное намерение ради Тебя, которые стараются ради Тебя).
 
Что мы можем отсюда понять – что раб Аллах не сможет одолеть шайтана никак иначе, кроме как с помощью ихляса. Если у вас есть ихляс, шайтан не сможет иметь власти над вами.
 
Теперь можно понять, почему столько людей заблудших – чем меньше у них знаний, тем больше они заблуждаются. К примеру, борцы за равные права – феминистки, к примеру – возможно, у них есть искренность, им кажется, что они делают это на правильном основании, но у них нет настоящих знаний. Другие люди, наоборот, имеют знания, но их губит рия, отсутствие ихляса. Аллаху акбар.
 
Мааруф аль-Кархи, большой аулия, который погребен в Багдаде, имел обыкновение ударять себя, приговаривая:
 
«О, нафс, если у тебя будет ихляс, ты избежишь (козней) шайтана».
 
Якуб аль-Макфуфи говорил:
 
«Мухлис (искренний человек) скрывает свои добрые дела так же, как он скрывает свои дурные дела».
 
Он старается не показывать то, что он совершил ради Аллаха.
 
Особенно тяжело все время следить за своими намерениями, если вы трудитесь на пути даавата, распространения Ислама - если вы читаете лекции, даете уроки, преподаете и т.п. Таким людям особенно сложно сохранить искренность, поскольку их работа связана с публичной деятельностью. Особенно в наше время, когда есть средства связи как Фейсбук или Твиттер и им подобные. У вас появляются поклонники, «фанаты», которые пишут вам: «Я ваш фанат». Поначалу это очень странно слышать – можно подумать, что мы какие-то «звезды» или что-то подобное. К примеру, в хадже ко мне подходили люди, которые говорили: «О, я слушаю ваши лекции, я ваш фанат». Один египетский доктор сказал мне такое (что он мой «фанат»), - и я подумал, «о чем он вообще говорит?», мне было очень неудобно. Но шайтан может использовать это, чтобы испортить нашу работу, когда нам будет это нравиться, мы будем стараться делать это ради похвалы людей. Это делает религию каким-то подобием современной культуры – еще 20-30 лет мы не могли бы услышать таких слов («я ваш фанат»). Мусульманам лучше избегать таких слов – можно похвалить ученого, сказав, что «в ваших лекциях много пользы». Слово «фанат» подразумевает человека, которым манипулируют, какого-то безумного поклонника. Люди говорят такое искренне, но это опасно для нас – пусть Аллах защитит нас и поможет нам.
 
Еще один шейх сказал:
 
«Благие вести для того, кто сделает хотя бы один правильный шаг».
 
Если вы сделаете хотя бы один шаг правильно (искренне), это большое дело. Один шаг, который вы сделаете исключительно ради Аллаха, Субханаху ва Тааля.
 
Умар ибн аль-Хаттаб (радыАллаху анху) написал однажды Абу Мусе аль-Ашари (радыАллаху анху), который был одним из его губернаторов, наместников в одном из городов:
 
«У кого будет чистое намерение, Аллах сделает людей довольными им» (люди будут им довольны).
 
Еще один ученый сказал:
 
«Если вы добьетесь искренности в ваших делах, даже малого количества деяний будет достаточно для вас».
 
Аюб ас-Сактыяни сказал:
 
«Очистить свое намерение в совершении деяний будет более безопасным, чем все деяния, которые вы можете совершить».
 
Это так сложно – совершать дела с правильным намерением.
 
Совершать какие-то дела в большом количестве гораздо легче, чем усовершенствовать их. Это видно даже в бизнесе. Если вы хотите произвести какой-то продукт в большом количестве, вы можете поехать в Китай, нанять рабочих, которые сделают вам сколько угодно (какой-то простой продукции). Но если вы хотите произвести какой-то сложный, оригинальный продукт, это гораздо сложнее. Вам нужны специалисты, нужны лаборатории, нужно производить испытания – а для всего этого нужно много денег. Но если сравнить какую-то массовую продукцию – и оригинальную качественную продукцию, что будет лучше, что больше понравится людям? Так и в религии, вам может казаться, что чем больше вы будете читать Коран, зикр, совершать намаз, держать пост, тем будет лучше для вас и окружающих. Но может получиться так, что люди не будут довольны и Аллах не будет нами доволен. Усовершенствовать те небольшие дела, которые мы делаем, гораздо сложнее. К примеру, можно совершать небольшое количество зикра, но делать его в состоянии вукуф кальби (полной сосредоточенности на Аллахе) будет гораздо полезнее для нас.
 
Пусть Аллах даст нам тауфик, пусть Аллах очистит наши намерения и даст нам ихляс во всех наших делах.
АВТОР ЦИКЛА
Маджлисы по тасаввуфу
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
Урок вышел:среда
Новый урок:среда
Список уроков