СТАТЬИ
Итикаф – подробный разбор
Итикаф — это нахождение в мечети в течение определенного времени с соответствующим намерение. Он совершается в течение 10 дней Рамадана, ...
Итикаф – подробный разбор
Сказал Ибн Кайим, рахимахуллах:
«Основная цель итикафа – привязать сердце человека к Аллаху, когда он (человек) достигает внутреннего сосредоточения, и пропадает у него озабоченность приземленными вещами, и все его сердце начинает занимать мысль о вечности, и достигает такого состояния, когда все его страхи, надежды, ощущения, заменяются любовью к Аллаху и мыслями о Нем. Беспокойство о мирском преобразуется в страх перед Всевышним, каждые мысль и чувство полны рвением заслужить Его довольство; преданность миру заменяется на преданность Аллаху, и это становится преддверием могилы, где не будет ни друга, ни помощника. Вот – высокая цель итикафа, который считается самой возвышенной частью Рамадана, его последних десяти дней».
Подобным образом отмечает Шах Валиуллах:
«Итикаф в мечети есть средство для достижения умиротворения в разуме и очищения сердца, когда человек уподобляется ангелам (в преданности Аллаху), имеет возможность застать Лейлят-уль-Кадр, посвятить себя молитве и размышлению. Аллах отделил последние десять дней Рамадана для этого и сделал его сунной благочестивых и добродетельных рабов».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал итикаф, и многие мусульмане, поэтому, стараются следовать этому. Итикаф стал особенностью месяца Рамадан и считается практикой преданных и благочестивых рабов. Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда соблюдал итикаф в течение последних десяти дней месяца Рамадан до конца своей жизни. После его смерти его жены поддерживали эту традицию (Бухари). Также передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал итикаф в течение десяти дней каждый год в месяце Рамадан, а в год, когда он скончался, он соблюдал его в течение двадцати дней. (Бухари).
Смысл итикафа
Итикаф представляет собой пребывание в мечети в течение определенного времени с намерением на итикаф. В общем, не существует каких-то ограничений во времени, сколько времени нужно провести в мечети, чтобы это считалось итикафом. Однако, суннат-итикаф должен продолжаться не менее десяти дней в Рамадане, иначе сунна не будет считаться исполненной. Если человек сделал обещание на итикаф ваджиб (итикаф по обету), то этот итикаф должен продолжаться не менее одного дня и одной ночи (Бадаи ас-Санаи).
Кто может соблюдать итикаф
-
Чтобы итикаф был действительным, человек должен быть здоровым мусульманином (находиться в здравом уме); итикаф душевнобольного человека или неверующего не будет действительным. Однако подобному тому, как ребенок (не достигший совершеннолетия) может совершать намаз или держать пост, и он будет действительным, таким же образом ребенок может совершать итикаф (Бадаи ас-Санаи).
-
Женщина также может совершать итикаф в своем доме, находясь в специальном месте для ибадата. Однако ей необходимо получить разрешение своего мужа для совершения итикафа. Более того, важно, чтобы она не находилась в состоянии хайда или нифаса.
-
Для суннат-итикафа и ваджиб-итикафа необходимо, чтобы человек держал при этом пост – если человек не будет держать пост, он не может соблюдать данные категории итикафа. Но для нафиль-итикафа находиться в состоянии поста необязательно.
Место совершения итикафа
Для мужчин итикаф нужно совершать только в мечети. Самое благословенное место для итикафа – это Запретная мечеть в Мекке, следующее по значимости место для итикафа – Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, третье благословенное место для итикафа – Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, и четвертое – каждая джума-мечеть города. Однако вовсе нет необходимости совершать итикаф обязательно в джума-мечети, его можно совершать в любой мечети, где читаются ежедневные пять молитв с джамаатом. Если же мечеть такова, что в ней не совершаются пять намазов каждый день, то на этот случай есть разные мнения между учеными, некоторые считают, что в этой мечети можно совершать итикаф, другие считают, что нельзя (Ибн Абидин).
Однако, итикаф нельзя совершать в мечети, где пять молитв ежедневно совершаются только в Рамадан (Фатава Рахимийя, т .2, с. 30).
Виды итикафа
- Итикаф маснун (суннат-итикаф): этот вид итикафа совершается только в месяц Рамадан, в его последние десять дней, он начинается на 21 ночь Рамадана и заканчивается, когда становится видна луна месяца Шавваль (то есть, накануне праздника Ид аль-фитр). Он называется суннат, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение совершать этот итикаф каждый Рамадан.
- Итикаф нафиль его можно совершать в любое время.
- Итикаф ваджиб: это относится к двум видам итикафа, итикаф, который становится ваджибом вследствие обета или клятвы (назр), или итикаф када, когда человек возмещает пропущенный итикаф маснун.
Значение маснун-итикафа
Итикаф, который совершается в течение десяти дней Рамадана, известен, как итикаф маснун. Время этого итикафа начинается после завершения 20-го дня Рамадана, то есть, после захода солнца и до появления луны Шавваля (луны Ида). В связи с тем, что этот итикаф начинается с двадцать первой ночи Рамадана, а ночь считается с захода солнца, для человека, который желает совершать этот итикаф, необходимо пересечь границу мечети до намаза магриб, чтобы заход солнца произошел, когда он будет находиться в мечети.
Итикаф маснун считается сунной муаккада кифайя. Это означает, что если один человек, который живет в каком-то районе, где есть мечеть, совершает итикаф, в таком случае итикаф выполняется от имени всех жителей этой области. Если же никто в этом районе не совершит итикаф, то все жители области несут ответственность за грех оставления сунны.
Как видно из вышесказанного, это обязанность каждого жителя района или поселка, установить, будет ли какой-то житель их местности совершать итикаф в мечети или нет.
Однако недопустимо нанимать какого-то человека для совершения итикафа за плату, поскольку недопустимо совершать ибадат за деньги или жалованье (Ибн Абидин).
Если ни один из жителей той или иной области не сможет совершать итикаф по уважительным обстоятельствам, необходимо пригласить человека из другой местности, чтобы его совершить (Фетвы Даруль улюм Деобанд).
Основное положение итикафа заключается в том, чтобы оставаться в границах мечети на протяжении всего времени совершения итикафа, кроме причин, которые считаются уважительными (подробности будут приведены ниже). Если человек покидает границы мечети (даже на краткий миг) без уважительных причин, то этот день итикафа теряет свою силу.
Оставление мечети по причинам шариатской необходимости
Под терминами шариатской необходимости мы подразумеваем необходимость, по которой шариат дозволяет человеку, совершающему итикаф, покинуть границы мечети.
Итикаф не теряет свою силу, если человек уходит из мечети по этим причинам, к которым относятся следующие:
-
Необходимость справить естественную нужду.
-
Необходимость совершить гусль в случае осквернения (джунуб), если в самой мечети нет возможности это сделать.
-
Необходимость совершить вуду, если в самой мечети нет возможности его совершить.
-
Необходимость принести еду или воду, если никто другой не может сделать это (для человека, который совершает итикаф).
-
Необходимость для муаззина выйти, чтобы провозгласить азан.
-
Если в данной мечети (где совершается итикаф) не читается пятничный намаз, то дозволяется пойти в иную мечеть для совершения пятничного намаза.
-
Необходимость перейти в другую мечеть в каком-то крайнем случае (пожара, стихийного бедствия, угрозы для жизни).
Кроме этих необходимостей, не дозволяется покидать границы мечети. Далее мы, с позволения Аллаха, более подробно расскажем про каждую причину.
Естественные нужды
- Человек, который совершает итикаф, может оставить мечеть, чтобы справить малую или большую нужду. Что касается мочеиспускания, ему следует пойти к месту, ближайшему к мечети, где можно помочиться. В отношении дефекации, если туалет пристроен к мечети, то следует справить нужно там, и будет недопустимо идти в другое место. Однако если человек не может справить нужду вследствие своего характера или по какой-то болезни в ином месте, кроме своего дома, то допустимо для него пойти к себе домой для этой цели, даже если туалет расположен рядом с мечетью. (Ибн Абидин).
Если у человека нет подобных проблем, ему следует использовать туалет в мечети. Если такой человек не воспользуется туалетом в мечети и пойдет к себе домой, его итикаф становится недействительным, по мнению некоторых ученых (Ибн Абидин).
- Если в мечети нет туалета или невозможно справить нужду в нем, то в таком случае допускается пойти домой, чтобы справить там нужду, несмотря на расстояние до дома (Ибн Абидин).
- Если дом друга или родственника находится рядом с мечетью, не обязательно идти в дом своего друга или родственника, чтобы справить нужду. Несмотря на это, человеку разрешается идти в свой дом, даже если он находится от мечети дальше, чем дом такого друга или родственника (Ибн Абидин)
- Если человек владеет двумя домами, то он должен идти к тому, который ближе от мечети. Если он идет к более удаленному дому, то его итикаф становится недействительным, по мнению некоторых улемов. (Алямгири)
- Если туалет занят, то допустимо подождать, пока он не освободится. Но недопустимо оставаться там даже на одну минуту дольше, чем это необходимо для справления нужды. Если человек остается там дольше, его итикаф оказывается недействительным. (Барджанди)
- Допустимо поздороваться с кем-то или ответить на салам, или кратко поговорить в доме, или на пути в туалет и по возвращении, при условии, что человек удовольствуется таким кратким разговором. (Миркат)
- Необязательно идти в туалет или возвращаться оттуда быстро. Допустимо также идти медленно. (Алямгири)
- По пути в туалет не следует останавливаться по просьбе какого-то человека. Необходимо указать на другого человека (который может исполнить его просьбу), если некто находится в состоянии итикафа. Если человек останавливается для какой-то цели по просьбе другого человека, его итикаф становится недействительным.
Это относится и к такой ситуации, когда должника остановит тот, кому он должен. В соответствии с мнением имама Абу Ханифы, итикаф теряет силу в этом случае, однако, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, итикаф не теряет силу в таком случае. Имам Сарахси также предпочел мнение двух последних имамов вследствие его легкости (Мабсут). Тем не менее, меры предосторожности требуют, что нельзя останавливаться на дороге при любых обстоятельствах.
- Если какой-либо человек пошел к себе домой с целью справления нужды, будет допустимым для него сделать вуду там же после посещения туалета. (Маджмауль Анхар)
- Истинжа (очищение от нечистоты после справления нужды) входит в понятие «справление нужды». Следовательно, если человек страдает от недержания мочи, он может выйти на улицу с целью совершить истинжа по этой причине, ученые считают истинжа отдельной необходимостью, которая дает человеку возможность покинуть мечеть. (Ибн Абидин)
- При совершении итикафа находиться в состоянии вуду является мустахабом [желательным], а не ваджибом [обязательным]. Читать книги по тафсиру и фикху в состоянии вуду также мустахаб. (Фатава Махмудийя, т. 3, с. 117/2)
- В состоянии итикафа можно узнавать у посетителей мечети о тех, кто отсутствует. (Там же)
Гусль
Допускается человеку в состоянии итикафа покинуть мечеть с целью совершения гусля после семяизвержения. Если человек может каким-то образом совершить омовение в мечети, например, сидя в какой-то большой емкости и поливая себя водой, выполняя омовение таким образом, чтобы вода не разлилась в мечети, ему не разрешается выйти на улицу для совершения гусля. Однако, если это невозможно или возможно с большими сложностями, ему разрешается покинуть мечеть для совершения гусля (Фатхуль Кадир). Если в мечети человеку по какой-то причине невозможно совершить гусль, то можно пойти к себе домой для совершения гусля.
Помимо омовения в случае поллюции, человеку не разрешается оставлять мечеть для любого другого гусля. Недопустимо оставлять мечеть с целью совершения омовения для джума или просто купания (для охлаждения, например). Если человек оставит мечеть для этой цели, его итикаф будет недействительным. Он может постараться совершить полное омовение в каком-то месте в мечети – например, полить себя водой, сидя в большой емкости, так, чтобы вода не попала в мечеть (или если в мечети есть специальное место для омовения).
Еда
Если у человека есть родственники или друзья, которые могут принести ему в мечеть еду и воду, ему не дозволяется покидать мечеть для принятия пищи. Однако если у него нет никого, кто мог бы принести ему еду и воду, ему дозволяется покинуть мечеть с этой целью (аль-Бахру р-Раик). Однако еду и воду следует принести в мечеть и съесть внутри нее (Кифайятуль-муфти). Такому человеку, помимо остального, нужно иметь в виду, что он может покинуть мечеть тогда, когда он может найти пищу, если ему приходится ждать по какой-то причине (чтобы купить еду, например), ему дозволяется подождать.
Азан и джума-намаз
- Если муаззин совершает итикаф, и ему нужно выйти из мечети, чтобы провозгласить азан, ему разрешается выйти на улицу с этой целью. Но он не должен оставаться там после провозглашения азана.
- Если человек не является муаззином, но он хочет прочитать азан для конкретной молитвы, ему также разрешается покинуть мечеть с этой целью (Мабсут).
- Если дверь минарета мечети находится в самой мечети, то человеку дозволяется подняться на минарет, поскольку он является составной частью мечети. Однако если дверь минарета находится за пределами самой мечети, то человеку, совершающему итикаф, не дозволяется подниматься на минарет, кроме как с необходимостью прочитать азан (Ибн Абидин).
- Желательно совершать итикаф в такой мечети, где совершается джума намаз. Однако, если в данной мечети совершается лишь пятикратный намаз ежедневно, но не джума-намаз, человеку допускается совершить итикаф в такой мечети (Алямгири).
- В такой ситуации допускается перейти в другую мечеть для совершения джума-намаза. Однако необходимо покинуть свою мечеть с таким расчетом, чтобы по прибытии в джума-мечеть человек мог совершить четыре ракаата суннат-намаза и присутствовать на пятничной хутбе (Там же).
- Если человек, совершающий итикаф, пошел в определенную мечеть совершить джума, то он может совершить суннат-намазы после завершения фардов в этой мечети. Тем не менее, он не может оставаться (в этой мечети) после этого. (Там же). Если он остается на срок, превышающий необходимость (совершения молитв), то его итикаф не теряет силу, потому что он находится в мечети. (Бадаи)
- Если человек идет в джума-мечеть выполнять джума-намаз и после этого остается там, и завершает оставшийся период итикафа (в джума-мечети), то его итикаф будет действительным, однако, это действие нежелательно. (Алямгири). Можно совершать итикаф в одной мечети и совершать намаз таравих в другой при условии, что человек делает при этом (при совершении таравиха) намерение на итикаф (Алямгири, т. 1, с. 199).
Смена мечети
Человеку в состоянии итикафа обязательно завершить свой итикаф в той же мечети, где он его начал. Однако если он сталкивается с какими-то экстремальными обстоятельствами, что ему невозможно совершить итикаф в мечети, например, мечеть может обрушиться, или его удаляют оттуда принудительно, или есть опасность для жизни или его имущества, он может перейти в другую мечеть и завершить там итикаф. Если кто-то оставил мечеть в таких обстоятельствах, его итикаф будет действительным при условии, что при выходе из мечети он не ждет и не задерживается на дороге, но переходит непосредственно к другой мечети. (Алямгири)
Совершение молитвы джаназа и посещение больных
- В общем, недопустимо человеку, выполняющему итикаф, оставить мечеть, чтобы участвовать в джаназа-намазе или посещать больных. Однако если он вышел, к примеру, для справления нужды, и по дороге спросил о здоровье такого-то человека или поучаствовал в молитве джаназа, его итикаф остается в силе (Бадаи). Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил о состоянии больного, идя своей дорогой, и он не изменил свой путь к цели. (Абу Дауд). В связи с совершением джаназа-намаза ставится условием, чтобы человек не задерживался после совершения молитвы. (Миркат).
- Кроме того, если человек, делая намерение на итикаф, имеет в виду, что он хочет в ходе итикафа посещать определенных больных, участвовать в джаназа намазах или посещать определенные религиозные собрания, он может сделать это, и будет допустимым оставить мечеть для этих целей, и его итикаф не аннулируется. Однако, в таком случае его итикаф станет нафиль-итикафом, а не суннат-итикафом.
Действия, которые делают итикаф недействительным
-
Помимо перечисленных выше вещей, итикаф становится недействительным, если человек пересекает границы мечети для других целей (помимо необходимости), даже на одно мгновение (Хидая). Так что будет считаться, что человек оставил мечеть, если его ноги окажутся за ее границами. Следовательно, если только одна голова человека находится за пределами мечети, то его итикаф не аннулируются. (Аль Бахру р-Раик).
-
Аналогичным образом, если человек, совершающий итикаф, оставляет мечеть по действительной шариатской необходимости, но после завершения такой необходимости, он ждет или остается вне мечети даже на одно мгновение, его итикаф таким образом, аннулируется. (Ибн Абидин).
-
Если человек оставляет мечеть без действительной шариатской необходимости преднамеренно, в забывчивости или по ошибке, в любом случае итикаф становится недействительным. Тем не менее, человек не впадает в грех за аннулирование итикафа, если покинет мечеть по ошибке или по забывчивости. (Там же).
-
Итикаф также будет недействительным, если человек выйдет за территорию мечети по ошибке, думая, что место, куда он вышел, входит в территорию мечети. Следовательно, человеку следует выяснить, где проходят границы мечети перед началом итикафа.
-
Поскольку пост является условием итикафа, с нарушением поста итикаф теряет силу, будет ли это совершено преднамеренно, по ошибке или забывчивости. В любом случае итикаф становится недействительным. К примеру, если человек поест, думая, что еще не наступило время рассвета или наоборот, считая, что солнце уже зашло; или если во время полоскания рта вода попадет в пищевод. Во всех этих ситуациях пост и, соответственно, итикаф нарушаются. Однако, если человек забыл, что он постится, и в таком состоянии съел и выпил что-то, то его пост и итикаф не аннулируются. (Ибн Абидин)
-
Итикаф также теряет силу вследствие полового сношения, будет ли оно сделано намеренно или по ошибке, в течение дня или ночи, внутри мечети или за ее пределами, произошел ли выход семени или нет. Во всех этих ситуациях итикаф оказывается недействительным.
-
Поцелуи и объятия не допускаются во время итикафа — если они приводят к поллюции, то итикаф становится недействительным. Тем не менее, если выхода семени не произошло, то, несмотря на запретность таких действий, итикаф не аннулируется. (Хидая).
Ситуации, когда на человеке не будет греха, если он нарушит итикаф
-
Если в ходе итикаф человек заболевает так, что невозможно вылечить болезнь, кроме, как оставив мечеть, то допустимо прервать итикаф.
-
Допускается прервать итикаф и выйти на улицу (из мечети) для того, чтобы спасти человека, который тонет или погибает от пожара, или чтобы предотвратить пожар. (Ибн Абидин)
-
Допускается прервать итикаф по болезни родителей, жены или детей (если им требуется помощь или болезнь очень серьезная).
-
Допускается прервать итикаф, если пришел, например, ордер на арест, выданный правительством.
-
Если принесли носилки с умершим, и нет никого, кто бы мог совершить джаназа намаз, то в этом случае допустимо прервать итикаф (Фатхуль-кадир).
Последствия нарушения итикафа – правила када (возмещения)
Если итикаф маснун (суннат) теряет силу вследствие какой-то причины, изложенной выше, будет ваджибом сделать када только этого дня, в котором итикаф был недействительным. Нет необходимости совершать када полных десяти дней (Ибн Абидин).
Порядок совершения када этого дня выглядит следующим образом:
- Если в этом Рамадане есть время, то надо выполнить итикаф с намерением на када в этом Рамадане, начиная с захода солнца одного дня до захода солнца следующего дня. Если нет времени в этом конкретном Рамадане или, если невозможно по какой-то причине совершить итикаф в этом месяце, то кроме Рамадана, можно держать пост в любой день и выполнить итикаф в течение одного дня. С другой стороны, если человек сделает када итикафа в следующем Рамадане, это также будет действительным. Тем не менее, поскольку нет никакой гарантии, что он доживет до этого времени, соответственно, необходимо сделать када как можно быстрее.
- Если итикаф маснун становится недействительным, то не следует покидать мечеть. Но можно продолжить итикаф в оставшуюся часть последних десяти дней с намерением на нафиль-итикаф. Таким образом, хотя сунна муаккада не будет выполнена, но человек может заслужить саваб за нафиль итикаф. С другой стороны, если итикаф стал недействительным из-за какой-то невольной ошибки, то не исключено, что Всевышний Аллах может даровать по Своей бесконечной милости награду как за маснун итикаф последних десяти дней. Следовательно, предпочтительно в случае нарушения итикафа остаться в мечети и сделать намерение на нафиль итикаф на следующий день.
Адабы итикафа
В связи с тем, что цель итикафа – полностью посвятить себя поминанию Аллаха, полностью отключившись от мирского, необходимо во время совершения итикафа избегать ненужных разговоров и действий. Время необходимо проводить в совершении долговых или желательных намазов, чтении Корана, совершении зикра и тасбиха, и другого ибадата. Кроме того, обучение или наоборот, преподавание исламских наук, чтение лекций, изучение книг по религиозным наукам, будет весьма желательным действием.
Допустимые (мубах) действия во время итикафа
Следующие действия допустимы в состоянии итикафа:
-
Еда и питье.
-
Необходимые сделки купли-продажи, относящиеся к удовлетворению жизненных потребностей. Однако недопустимо делать мечеть местом торговли как таковой (Кази Хан).
-
Сон.
-
Стрижка волос при условии, что волосы не загрязнят мечеть.
-
Можно разговаривать, но необходимо избегать ненужных разговоров (Ибн Абидин).
-
Вступать в брак и совершать иные сделки (Аль-Бахр).
-
Менять одежду, применять духи и благовония (Куласатуль-фатава).
-
Для оказания помощи больному в мечети подавать ему лекарства или поменять повязку (Фетвы Даруль-улюм Деобанд).
-
Давать уроки Корана и религии (Ибн Абидин).
-
Шить одежду и мыться при условии, что вода не попадет в мечеть. Это же правило применимо в случае стирки вещей и мытья посуды.
Все эти действия не нарушают итикаф и не считаются нежелательными (макрух).
Нежелательные действия во время итикафа (макрух)
-
Хранить полное молчание, поскольку полная тишина не является условием итикафа. Если человек хранит молчание с намерением, что это молчание есть часть итикафа, на нем будет грех как за введение дурного новшества (бидаа). Однако если человек не будет считать молчание частью ибадата, а просто будет хранить молчание, чтобы избежать греха, это допускается. Тем не менее, всякий раз, когда возникает необходимость, не следует воздерживаться от разговоров (Дурр аль-Мухтар).
-
Необходимые разговоры допустимы, однако, следует избегать праздной болтовни и ненужных разговоров (Минхатуль халик).
-
Нежелательно привозить товары, предназначенные для торговли, и оставить их в мечети.
-
Занять место в мечети таким образом, что другим людям, совершающим итикаф или молящимся, это создаст трудности.
-
Взимать плату за написание писем, пошив одежды или за учебу с людей во время итикафа считается макрух (Аль-Бахр). Однако если у человека нет средств, чтобы обеспечить себя в эти дни итикафа, то он может заниматься каким-то делом, которое принесет ему доход (А Аллах знает лучше).
И, в общем, будет неправильным заниматься нежелательными делами, совершая суннат-ибадат.
Итикаф манзур
Второй тип итикафа – это итикаф манзур, то есть, итикаф, который человек сделал обязательным для себя, принимая обет [назр].
Принимая во внимание тот факт, что это особая форма итикафа, которая редко встречается, ниже были изложены только необходимые правила. Для получения подробной информации следует обратиться к книгам по фикху или ученым.
Существуют два вида назр-итикафа: назр муайян и назр гайр муайян.
1) назр муайян: когда намерение на итикаф было сделано на определенный день, или на несколько дней, или на месяц.
Например, человек делает назр (обет), что он будет совершать итикаф в последние десять дней месяца Шаабан. Однако если по какой-то причине он не может держать посты в эти дни, то он должен сделать када в другие дни. (Ибн Абидин)
2) назр гайр муайян: когда никаких конкретных месяцев или дней не было установлено для совершения итикафа.
Например, человек делает назр, что он будет выполнять итикаф в течение трех дней. Следовательно, будет допустимо для него совершать итикаф в любые три дня, когда он сможет держать пост, и его назр будет выполнен, если он совершает итикаф в эти дни.
Нафиль итикаф
- Третий вид итикафа называется нафиль итикаф. При совершении этого вида итикафа не обязательно держать пост, для него нет определенного времени или срока, человек получит награду за итикаф, если он входит в мечеть с намерением на итикаф в любое время и на любой срок.
- В последние десять дней Рамадана, если человек выполняет итикаф с намерением менее чем на десять дней, то такой итикаф будет нафиль.
- Если человек идет в мечеть с целью совершения намаза и в момент вхождения в мечеть совершает намерение, что он хочет совершить итикаф в то время, которое он проведет в мечети, то он получит награду за итикаф.
- Нафиль итикаф остается в силе в течение периода, в который человек находится в мечети. Когда он выходит из мечети, этот итикаф заканчивается.
- Человек, совершающий нафиль итикаф, должен провести в мечети столько времени, сколько он намеревался провести в итикафе.
- Тем не менее, если он покидает мечеть по какой-то причине до завершения намеченного периода, то он получит награду за период, что он оставался в мечети. За остальной незавершенный период он не обязан (то есть, это не ваджиб для него) сделать када. (Ибн Абидин).
- Если человек, например, имел намерение совершить итикаф в течение трех дней, а затем при входе в мечеть, он совершает действие, которое нарушает его итикаф, то в таком случае его итикаф завершен, то есть он получит награду за период, что он провел в мечети до нарушения его итикафа, и, кроме того, не будет ваджибом для него совершать када (за незавершенный период). В этом случае, он может оставить мечеть, если он желает, или остаться в ней, сделав новое намерение на итикаф. В такой ситуации, желательно, чтобы он закончил то время, на которое он сделал намерение на итикаф.
Итикаф женщин
Итикаф могут совершать не только мужчины; женщины также могут его совершать. Тем не менее, женщины не должны выполнять итикаф в мечети. Их итикаф возможен только в доме (это мнение ученых ханафитского мазхаба, ученые-шафииты, напротив, считают, что итикаф возможен только в мечети).
Процедура женского итикафа заключается в следующем:
-
Женщины должны совершать итикаф в таком месте в доме, где они совершают намаз и другой ибадат. Если такого места не было ранее установлено, то это место следует определить до начала итикафа и совершать итикаф в этом месте (Ибн Абидин)
-
Если в доме не определено конкретного места для молитвы, в таком случае женщина может по собственному усмотрению определить для итикафа любое место в пределах ее дома и совершать итикаф там. (Алямгири)
-
Для замужней женщины обязательно получить согласие мужа для совершения итикафа. Недопустимо для женщины совершать итикаф без разрешения мужа. (Ибн Абидин) Тем не менее, мужья не должны без причины лишать своих жен возможности совершать итикаф, отказываясь дать согласие.
-
Если женщина начала итикаф с разрешения мужа, а затем он пытается запретить ей сделать его или как-то помешать ей его завершить, ему не дозволяется это делать. Если ему все-таки удается помешать жене совершать итикаф, завершать такой итикаф для нее нет необходимости (Алямгири)
-
Необходимо, чтобы женщина во время совершения итикафа не находилась в состоянии хайда или нифаса, то есть, она не может совершать итикаф в состоянии хайда или нифаса.
-
Следовательно, женщина должна до начала совершения итикафа маснун, определить, не совпадет ли время менструации с периодом итикафа. Если менструация ожидается к концу последних десяти дней Рамадана, то ей не следует совершать итикаф маснун. Тем не менее, она может совершать нафиль итикаф во время до прихода менструации.
-
Если женщина приступила к совершению итикафа, и во время него у нее начинается менструация, то будет ваджибом (обязательным) для нее сразу же отказаться от совершения итикафа, как только начинается менструация. В такой ситуации будет ваджибом для нее совершить итикаф только за день, в который ей пришлось прервать итикаф (в результате прихода менструации).
Процедура такого када заключается в следующем:
После того, как женщина очищается от менструации, она держит пост в любой день и выполняет итикаф. Если остается время в Рамадане, то она может сделать када в Рамадан, в этом случае поста в Рамадан будет достаточно. Тем не менее, если Рамадан уже закончится в то время, когда она очистится от менструации, то она должна после него специально держать пост, чтобы совершить када итикаф в течение одного дня. (Комментарий к Бешти Зевар)
-
Для места в доме, определенного женщиной для совершения итикафа, будут выполняться все хукмы, относящиеся к пребыванию в мечети. Будет недопустимым для нее уйти из этого места без шариатской необходимости. Она не может оставить это место и перейти в другую часть дома. Если она это сделает, ее итикаф нарушается.
-
Правила, применяемые к выходу из мечети для мужчин, также применяются и к женщинам. Для тех нужд и потребностей, для которых мужчине дозволено покинуть мечеть, также дозволено оставить место итикафа женщине (кроме совершения джаназа). Для тех дел, для которых мужчинам дозволяется покинуть мечеть, также допустимо и для женщины оставить место совершения итикафа (для совершения этих дел). Соответственно, женщины должны до начала совершения итикафа тщательно ознакомиться с правилами, относящимися к совершению итикафа маснун, которые обсуждались ранее в соответствующем разделе.
-
В ходе итикафа женщины могут, находясь в месте совершения итикафа, заниматься шитьем и вязанием. Они также могут руководить другими домочадцами в отношении вопросов, затрагивающих ведение домашнего хозяйства. Тем не менее, они не могут покинуть место, определенное для итикафа. Кроме того, предпочтительно, если женщина сосредоточится во время совершения итикафа на зикре, тасбихе, чтении Корана и другом ибадате. Ей не следует тратить слишком много времени на другие вопросы.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Как правильно совершать Таравих намаз
Также в это время совершается особый суннат-намаз – намаз таравих, который читается в ночное время месяца Рамадан. Этот намаз является су...
Таравих: 20 или 8 ракаатов?
В наше время каждое утро возвещает о новой фитне, наносящей удар по самому корню имана и амаль. Последние четырнадцать столетий умма испо...
Комментарии: 0
Правила форума