Image
Таравих: 20 или 8 ракаатов?
В наше время каждое утро возвещает о новой фитне, наносящей удар по самому корню имана и амаль. Последние четырнадцать столетий умма исполняла 20 ракаатов таравих. Однако новоявленное «течен...
62 065
51
5 июня, 16

Таравих: 20 или 8 ракаатов?

62 065
51
5 июня, 16
АВТОР ЦИКЛА
Таравих: 20 или 8 ракаатов?
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Askimam.ru
Перевод:
ASKIMAM.RU

Ответы на актуальные вопросы по Исламу

В наше время каждое утро возвещает о новой фитне, наносящей удар по самому корню имана и амаль. Последние четырнадцать столетий умма исполняла 20 ракаатов таравих. Однако новоявленное «течение» сейчас заявляет, что таравих составляет только восемь ракаатов, что подразумевает, что в течение четырнадцати столетий умма отошла от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и совершала двадцать ракаатов без какого-либо доказательства из шариата.

Ценность таравиха

Абдулла бин Аммар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
 
«Пост и Коран будут заступаться за раба, держащего пост днем и произносящего Коран или внимательно слушающего декламирование Корана ночью стоя в присутствии Аллаха (в таравихе). Пост будет говорить: "О Господь, я запретил ему кушать и страсть (половой акт), дай мне заступиться за него сегодня и обращайся с ним с милостью и прощением». Будет говорить Коран: "Я ему запретил отдых и сон ночью, о мой Господь, дай мне заступиться за него". Заступничество поста и Корана будет принято, и с ним (рабом Аллаха) будут обращаться с исключительной добротой». (Байхаки)
 
 Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
 
«Когда настает первая ночь Рамадана врата небес открываются, и ни одни из них не закрываются вплоть до последней ночи Рамадана. Ни один верующий раб (Аллаха) не совершает намаза в ночь (любую ночь Рамадана) без того, чтобы Аллах не запишет за ним 1500 наград за каждый саджда, который он совершит. И Аллах построит ему в джаннате дом, сделанный из рубина, имеющий 60.000 дверей, каждая из дверей которого, имеющая дворец (связанная с дворцом, ведущая к дворцу), сделанный из золота, украшенная корундами.

Так, когда он (верующий) постится в первый день Рамадана, все его прошлые грехи прощаются, а 70.000 ангелов просят за него прощения, ежедневно, от времени фаджр-намаза до захода Солнца.

И за каждый саджда, совершаемый им в Рамадан, днем или ночью, для него будет дерево, (в Раю такое огромное, что) всадник будет скакать в его тени в течение 500 лет». (Байхаки, Таргиб)
 
 Салман (да будет доволен им Аллах) сообщает:
 
«В последний день Шаабана Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам и сказал: «О люди, наступает великий месяц, благословенный месяц, в котором есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Это месяц, в котором Аллах сделал сунной совершение таравиха ночью. Коль кто-либо приблизится (к Аллаху), совершив (в этом месяце) любое благое дело, он получит такую же награду, как за совершение обязательного деяния в любое другое время, а кто совершит (в этот месяц) какое-либо обязательное деяние, получит такую награду, как за совершение семидесяти обязательных деяний в любое другое время. Это месяц терпения, и награда за истинное терпение – рай. Это месяц сострадания к своим товарищам. Это месяц, в котором ризк истинного верующего увеличивается. Тому, кто накормит другого постящегося, чтобы завершить пост (на закате), простятся его грехи, и он будет спасен от адского пламени и получит ту же награду, что и постящийся (которого он накормил), чья награда от этого не уменьшится».
 
Из этого хадиса видно, что указание о таравихе также исходит от Самого Аллаха. Все крупные ученые Ахлю-c-Сунна-валь-Джамаа сходятся на том, что таравих — сунна.

Таравих во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сахабов (да будет доволен им Аллах)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает, что во время месяца Рамадан Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершал 20 ракаатов (таравих) и после этого совершал витр-намаз. (Байхаки и Мусаннаф Ибн Аби Шайба).

Убай бин Ка'аб (да будет доволен им Аллах) возглавлял таравих-намазы и совершал 20 ракаатов и 3 ракаата ваджиб-намаза.

Умар (да будет доволен им Аллах) приказал имаму совершать двадцать ракаатов таравих-намаза с молящимися.

Взгляды ученых

Имам Куртуби (да смилостивится над ним Аллах) говорит:
 
«Двадцать ракаатов таравиха и три ракаата витр — самое достоверное сообщение».
 
Имам Навави (да смилостивится над ним Аллах) сообщает:
 
«Таравих — единогласно принятая сунна мусульман. Он составляет 20 ракаатов».
 
Маулана Хабиб-ур-Рахман Азми (да смилостивится над ним Аллах) сообщает:
 
«Свистопляски, которую начали гойр мукаллидин (люди, которые не следует никакому мазхабу) в последние сто лет, никогда ранее не было... Аналогично, со времен Умара (да будет доволен им Аллах) вплоть до появления этого течения в мире не было ни одной мечети, где бы совершали восемь ракаатов...»
 
Серьезное заблуждение

Сторонники восьми ракаатов таравих цитируют следующий хадис Айши (да будет доволен ею Аллах) из сборника хадисов Бухари:
 
«Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать ракатов».
 
Этот хадис казалось бы указывает на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал восемь ракаатов и три ракаата витр. Однако слова «ни в другие месяцы» ясно указывают, что это относится к тахаджуд-намазу, а не к таравиху. Тот факт, что сам имам Бухари (да смилостивится над ним Аллах) не включил этот хадис под заголовок о таравихе, - ясное доказательство того, что намаз в данном случае относится к тахаджуду, а не таравиху.

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) в то время, когда он был халифом, приказал совершение таравиха коллективно в мечетях, чтобы его совершение не исчезло постепенно из действий уммы. Он не выдумал количество ракаатов из головы. Верить в то, что 20 ракаатов — это нововведение Умара (да будет доволен им Аллах), означает подрыв единства Умара (да будет доволен им Аллах) и всех сахабов, присутствовавших в то время.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Как поститься в месяц Шавваль?
В хадисе, переданном от хазрата Абу Аюба, радыйа Аллаху анху, сообщается, что человек, который по окончанию поста в Рамадан продержит 6 дней поста в месяц Шавваль, будет подобен тому, кто по...
186 227
1
17 июня, 18
Image
Сохраните свой духовный уровень и после Рамадана
Дорогие читатели. Мы постились, читали Коран, давали милостыню и проводили ночи в молитве перед Аллахом. Мы старались избегать сплетен, клеветы, других грехов, чтобы не испортить свое поклон...
3 867
1
16 июня, 18

Комментарии: 51

Правила форума
Avatar
Muslim Diasidze
8
Интересная статья.
5 июля, 13
Avatar
** РУСЛАН***
0
асаламуалекум можно узнать тарауих сегодня что ли
8 июля, 13
Avatar
Султана
0
с 8-го на 9-ое прочитали первый таррауих.
9 июля, 13
Avatar
Амир ибн аль-Хаттаб
-5
8 ракаатов таравих делают в мечете вайнах
9 июля, 13
Avatar
Kazak Adamuly
9
Ассаляму алейкум! В Харамайне (Мекка и Медина) совершают 20 ракаатов. :) Рамазан Мубарак, брат! :)
9 июля, 13
Avatar
модератор
12
В мечети "Вайнах" нет салафитов. Там шафииты. Хотя по шафиитскому мазхабу таравих также совершают в 20 ракатов, есть мнение в этом мазхабе, что можно и 8. Однако самое сильное мнение, подтвержденное многочисленными доказательствами, это 20 ракатов.
9 июля, 13
Avatar
Сансабель
-2
Ассаляму алейкум! Два имама дали ответ что можно читать 8 ракатов если физически невозможно, почему бы это не написать в данной статье?
31 июля, 13
Avatar
Ali
4
Ассаляму алейкум! Если два имама дали послабления по причине физической усталости, это еще неозначает что 20 ракаатов не относится к сунне. Тарауих намаз является дополнительным намазом и его полное оставление неведет к греху, также и его частичное исполнение не запрещено, прочитаете вы 2-4-6-8-10-16... ракаатов все это зависит от степени вашей стойкости и намерения получить награду за выстаивание тарауиха. В шариате послабления даются исходя из индивидуальности каждого и выставлять послабления данные конкретному человеку в конкретной ситуации.
31 июля, 13
Avatar
Сансабель
1
Я не отрицаю, что 20 ракатов относится к сунне и что желательно читать эти 20 ракатов, я прошу чтобы написали в статье что можно читать 2,4,6,8 ракатов, потому что знакомые сказали что можно, а прочитав данную статью были сомнения можно ли читать 8 ракатов или нет, и чтобы было понятно для других. Например если человек работает на физически тяжелой работе потом когда читает 20 ракатов засыпает и сил на фаджр намаз не остается
31 июля, 13
Avatar
Dream
-9
Вчера во время тараух намаза возле детской площадки творился форменный беспредел, тому я сам свидетель и находящиеся рядом братья!!!! Куда смотрят родители детей, шум -гам стоял страшный, даже перекрикивали динамики,качели скрепили, орут катаясь на карусели!!! Зачем приводить в мечеть детей ,если не можете объяснить им как надо себя вести во время Намаза!!! Ходят рядом с детьми и не могут их успокоить!!!! В парке пусть гуляют тогда!!! Прошу принять меры!!! Пишу не только от своего лица, но братьев находящихся вчера рядом!!!!
9 июля, 13
Avatar
модератор
45
Вчера я лично совершал все 20 ракатов непосредственно возле детской площадки. Я стоял первым от нее и никакого беспредела не слышал и не видел. Да, дети играли, однако никто из них не орал, и не перекрикивал динамики. Никому из рядом стоящих они не мешали, все стояли спокойно, слушали имама. Редкие детские голоса были не громче проезжающих по Пушкина автомобилей. Это очень хорошо, что дети с самого детства видят коллективную молитву взрослых. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал своих внуков на намаз и они забирались к нему на спину во время саджда, а он ждал, пока они слезут с него, не ругая их за это и не скидывая со спины. Таким было его отношение к детям. Берите пример.
9 июля, 13
Avatar
Dream
-13
где вы там стояли?! как не слышали?! я сам стоял прямо рядом с качелями!!! не надо придымывать от себя!!! то что , кроме меня никто не написал об вчерашнем не говорит , что не было что написал я выше!!! любите все переворачивать и оправдыватся!!!!!!!
9 июля, 13
Avatar
Азамат АбдуРахимұлы
12
Ассалямуалейкум! и я стоял рядом с качелями! никого шум гама не было.... качели чуть чуть звук издавали так сказать.... но чтоб динамик перекрывали это слишком... не было такого... түймедейді түйедей кылдыңыз
10 июля, 13
Avatar
Азамат АбдуРахимұлы
1
я это dream-у... случайно в ответ модератору написал)))))
10 июля, 13
Avatar
Фатих Абу Имран
20
Если вы, совершая в мечети молитву с джамаатом, не слышите позади себя детский смех, бойтесь за будущие поколения
28 июля, 13
Avatar
Musulmanka
0
assalyamualeikum moderator.u menya takoi vopros. esli ya soverwu taravix namaz v 8 rakaatov. budet li on s4itatsya taravix namazom? tak kak u wafiitov est mnenie i 8 rakaatov,zna4it ito ne novoyavlenie,kak vi piwite.
9 июля, 13
Avatar
модератор
6
уа алейкум ассалам. Если Вы совершите 8 ракатов, то получите награду за 8 ракатов, инша Аллах. У шафиитов есть такое мнение, однако большинство сошлось на том, что таравих - это 20 ракатов. Это многовековая практика со времен сахабов. Даже в Мекке и в Медине совершают таравих в 20 ракатов. Хотите сделать как лучше - совершайте 20.
9 июля, 13
Avatar
Musulmanka
1
djazakyallahu xairan.vi pravi,kak ito toka obyasnit drugim neznayu.zaciklilis na 8 i ni kak.
9 июля, 13
Avatar
Студент по жизни
0
Субхан Аллах, такая же ситуация. Может не стоит зацикливаться на этом? Думаю собрать доводы, показать, а там уже личное дело.
12 июля, 13
Avatar
Коркемжан
8
ассалямуагалейкум уа раххматтулахи уа баракаттух поздравляю всех братьев и сестер с месяцем рамадан всем желаю САБР!!!отдельное джазаккааллаху хаир модераторам сайта азан.кз за все ответы Аллаху Уакбар
10 июля, 13
Avatar
Сестра аль-Муаффака
1
Ас саляму алейкум! ТакабалЛах! Вопрос: если в мечети совершают 8, то придя домой надо совершить + 12?
10 июля, 13
Avatar
Сестра аль-Муаффака
-2
все, нашла ответ. Спасибо
10 июля, 13
Avatar
Абу
0
Салам алейкум!Подскажите, пожалуйста. А как нужно читать таравих намаз? Как обычный (например, зухр) или по-другому. Т.е. икамат, субханнака, Фатиха, Каусар и т.д. Во втором ракате тоже дополнительная сура? В третьем и четвертом доп. сура не читается? 5 намазов по 4 раката?Обязательно ли в мечети?
10 июля, 13
Avatar
Абу
0
Салам алейкум!Подскажите, пожалуйста. А как нужно читать таравих намаз? Как обычный (например, зухр) или по-другому. Т.е. икамат, субханнака, Фатиха, Каусар и т.д. Во втором ракате тоже дополнительная сура? В третьем и четвертом доп. сура не читается? 5 намазов по 4 раката?Обязательно ли в мечети?
10 июля, 13
Avatar
Kazak Adamuly
0
Уа алейкум ассалям!Намаз «Таравих» - молитва, являющаяся сунной муаккада. Таким образом, способ совершения таравиха такой же, как и других сунна-намазов: например, двух ракаатов до зухра, двух ракаатов после зухра, после магриба и т.д. Однако в отличие от обычных сунна-намазов, таравих совершается коллективно и состоит из 20 ракаатов. Данные 20 ракаатов читаются молитвами по 2 ракаата, то есть человек прочтет два ракаата и закончит намаз салямами, и так будет повторять 10 раз, в результате чего общее число ракаатов достигнет 20. После каждых 4 ракаатов рекомендуется немного посидеть и отдохнуть (минуту или около того). Что касается того, что следует произносить в таравихе, сунной является прочтение всего Корана в таравихе за месяц Рамадан. Поэтому в большинстве мечетей, если имам является хафизом, в таравих за ночь читают 1 джуз Корана или чуть больше, чтобы к концу месяца в таравихе был прочтен весь Священный Коран. Тому, кто совершает таравих за имамом, следует начать намаз вместе с имамом, сказав такбир тахрима, после чего произнести: «Субханакаллахумма уа бихамдик уа табаракасмука уа та'аля джаддук уа ля иляха гойрук», - и далее тагавуз и тасмию. После этого следует молчать, пока имам читает произносит суру «Аль Фатиха» и некоторую часть Корана. За имамом нужно следовать так же, как обычно в коллективных фард-намазах. Тем, кто читают таравих дома (женщинам, а также тем мужчинам, которые не могут прийти на коллективный таравих по уважительной причине), следует совершать таравих следующим образом (подобно тому, как обычно совершаются в одиночку все намазы): 1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.2) Начните намаз, произнеся такбир тахрима, и сомкните руки.3) Произнесите: «Субханакаллахумма уа бихамдик уа табаракасмука уа та'аля джаддук уа ля иляха гойрук», - и далее тагавуз и тасмию.4) Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.5) По окончании чтения Корана, склонитесь в руку' и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».6) Поднимитесь из руку' и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами'аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».7) Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А'аляа».8) Из саджда перейдите в сидячее положение.9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А'аляа».10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите тасмию, суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку'. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.12) После второго саджда сядьте и произнесите ташаххуд, салават Священному Пророку и сунна-дуа, которое вы обычно читаете перед окончанием намаза.13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево. Совершая таравих в одиночку, произносить слова следует тихо. А Аллах знает лучше.Уассалам. Муфтий Сухайл ТармахомедПроверено и одобрено: муфтием Ибрагимом ДесаиДжамиат-уль Улама, Дар уль-Ифтаhttp://askimam.ru/publ/kak_sovershat_taravikh/24-1-0-390
10 июля, 13
Avatar
Абу
0
Салам алейкум!И еще один вопрос, подскажите, пожалуйста, транскрипцию зикра, который нужно читать между ракатами.Заранее благодарю.
10 июля, 13
Avatar
Администратор Azan.ru
3
Уа алейкум ассалям.Во время перерыва между каждыми четырьмя ракаатами желательно восхвалять Аллаха читая следующий зикр:«Субхаана зильмульки вальмалякуут. Субхаана зиль‘иззати валь‘азамати валькудрати валькибрияяи вальджабаруут. Субхаанальмаликильхайильллязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббульмаляяикяти варруух ( 3 раза). Ляя иляяха илля ллааху настагфируллаа, нас'алюкяль джанната ва на‘уузубикя минаннаар».
10 июля, 13
Avatar
Абу
2
Большой рахмет! Алла разы болсын!
10 июля, 13
Avatar
Ро Иб
2
«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?» В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.Источник: http://umma.ru/23-religious-practice/post/344-10-molitva-ltaravixr
17 июля, 13
Avatar
Usman
0
Ассалам алейкум !Произношение: https://youtu.be/DolnzDgSvG4?t=7m7s (на 7 мин. 7 сек видео)Текст на арабском: http://content.foto.my.mail.ru/list/baukalai_785_/_blogs/i-270.jpg
18 июня, 16
Avatar
Usman
0
http://static.umma.ru/audio/musulmanskoe_pravo/259.mp3
18 июня, 16
Avatar
Nogai
4
ответ для салафито-вахабитов, отказавшихся от всего огромного наследия Ислама в пользу мнения небольшой кучки "ученых" - АльБани, Усеймина, ИбнБаза, и т.п.
10 июля, 13
Avatar
Алпысов Султан
0
Ассаляму-Алейкум Уа Баракатух!А Таравих намаз нужно читать в Куптане середине 20 ракятов и Утир да?
12 июля, 13
Avatar
Студент по жизни
1
уаляйкуму ссаляму уа рахматуллах!После куптана, идет 2 раката сунната куптана, потом тарауих, потом уитр.
12 июля, 13
Avatar
Нурбек Астанинский
0
О дуа в таравихеИздавна во время каждой тарвихи (мустахаб-паузы между каждыми четырьмя ракаатами таравих-намаза) мусульмане разных регионов, особенно в Мекке и Медине, совершали различный ибадат. Мусульмане Мекки во время каждого тарвиха совершали таваф Каабы, в то время как в Медине, где таваф делать невозможно, вместо него совершали дополнительные четыре ракаата.Однако во время тарвихи можно также произносить аяты Корана, тасбих («Субханаллах»), тахмид («Альхамдулиллях»), тахлиль («Ля иляха илляллах»), совершать в одиночку нафль-намазы, посылать дуруд (благословения) Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) или просто молчать. Об этом говорят факихи и алимы в своих книгах, в т.ч. в «Аль-Мабсут» [1], «Аль-Мухит аль-Бурхани» [2], «Бада'и ас-Сана'и» [3], «Мухтарат ан-Навазиль» [4], «Аль-Фатава ат-Татархания» [5], «Гунъят аль-Мутамалли» [6], «Нихаят аль-Мурад» [7], «Фатх Баб аль-'Инаях» [8], «Маджма' аль-Анхур» [9], «Имдад аль-Ахкам» [10], «Фатава Рахимия» [11].На удивление, ни в одной из указанных книг не говорится ни о каком маснун- или мустахаб-дуа для тарвихи, в том числе нет никакого упоминания о дуа, которое обычно читают мусульмане в некоторых мечетях, многие из которых специально вывешивают текст дуа на больших полотнах. Это дуа, известное как «Таравих-дуа», имеет следующий вид:سُبْحانَ ذِي الْمُلْكِ وَالْمَلَكُوتِ سُبْحانَ ذِي الْعِزَّةِ وَالْعَظْمَةِ وَالْهَيْبَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْرِياءِ وَالْجَبَرُوْتِ سُبْحانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِيْ لا يَنامُ وَلا يَمُوتُ سُبُّوْحٌ قُدُّوْسٌ رَبُّنا وَرَبُّ المْلائِكَةِ وَالرُّوْحِ اللَّهُمَّ أَجِرْنا مِنَ النّارِ يا مُجيرُ يا مُجيرُ يا مُجيرُВозвышен Обладатель сокровенного и явного. Возвышен Обладатель Могущества, Величия, Внушительности, Мощи, Великолепия и Величественности. Возвышен Господин, Живой, тот, кто никогда не спит и не умирает. Всесовершенный, Всесвятой, Наш Господь и Господь ангелов и душ. О Аллах, приюти нас от огня ада! О Дарующий приют, о Дарующий приют, о Дарующий приют!К сожалению, тщательные поиски этого дуа в сборниках хадисов, тафсирах, книгах по фикху и др. не выявили не единого его упоминания где бы то ни было. Однако, некоторые части данного дуа приводятся в различных тафсирах в качестве тасбиха ангелов [12]. Тем не менее, ни в одной книге, будь то тафсир или книга по любой другой исламской науке, не приводилось именно это дуа в каком бы то ни было контексте, не говоря уже о том, чтобы говорить о нем как о «таравих-дуа».По всей видимости, основание для какого бы то ни было особого дуа для тарвихи берет свои корни от слов имама Ибн Абидина в «Радд-уль-Мухтар» [13] о том, что трижды нужно произносить следующее дуа:سُبْحانَ ذِي الْمُلْكِ وَالْمَلَكُوْتِ سُبْحانَ ذِي الْعِزَّةِ وَالْعَظْمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْرِياءِ وَالْجَبَرُوْتِ سُبْحانَ الْمَلِكِ الحَيِّ الَّذِي لا يَمُوْتُ سُبُّوْحٌ قُدُّوْسٌ رَبُّ الْمَلائِكَةِ وَالرُّوْحِ لا إلَهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَنَعُوْذُ بِكَ مِنَ النّارِВозвышен Обладатель сокровенного и явного. Возвышен Обладатель Могущества, Величия, Мощи, Великолепия и Величественности. Возвышен Господин, Живой, Тот, кто никогда не умирает. Всесовершенный, Всесвятой, Наш Господь и Господь ангелов и душ. Нет бога кроме Аллаха. Мы просим у Него прощения, просим у Него рая и прибегаем к Нему от огня.На удивление, даже имам Ибн Абидин не привел слова «таравих-дуа». Те же слова, что приводит имам Ибн Абидин, можно найти у имама Абида ас-Синди в «Тавали аль-Анвар». Хотя никто из них не говорил, что это дуа является сунной или мустахабом, в «Хайр аль-Фатава» [15] на основании текста «Радд-уль-Мухтар» говорится, что чтение данного дуа — мустахаб.При этом и имам Ибн Абидин, и имам Абид ас-Синди приводят данное дуа от имама Кухустани. Приводя слова имама Кухустани, имам Ибн Абидин пишет, что данное дуа было упомянуто в «Манхадж аль-Ибад». С другой стороны, имам Абид ас-Синди, цитируя имама Кухустани, говорит, что дуа было взято из «Мафатих аль-Ибад». В «Джами' ар-Румуз» имам Кухустани говорит, что дуа взято из «Манахидж аль-Ибад». Независимо от того, каково правильное название данной книги — «Манхадж аль-Ибад», «Манахидж аль-Ибад» или же «Мафатих аль-Ибад», — она не является надежной в плане установления какой бы то ни было предпочтительности произнесения этого дуа, не говоря уже о предпочтительности произнесения его в каждую тарвиху. Не связывает никакой особой награды с этим дуа и сам имам Кухустани, от которого собственно оно и приводится.Поэтому неправильно считать «таравих-дуа» сунной или мустахабом. Хотя в самих словах дуа ничего плохого нет, следует понимать, что это дуа просто является мубахом (дозволенным) и ничем более. В добавление отметим, что если человек хочет действовать в соответствии с рекомендациями и поступками наших праведных предшественников, он может произносить дуа, которое приводил имам Кухустани и которое от него также приводили имам Ибн Абидин и имам Абид ас-Синди, слова которого отличаются от слов «таравих-дуа».Кроме того, имам Гангохи [17] произносил:سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ ولا إلَهَ إلاَّ اللهُ واللهُ أَكْبَرُВозвышен Аллах, и вся хвала — Аллаху. Нет бога кроме Аллаха, и Аллах — Величайший.Тем не менее, нужно отдавать себе отчет в том, что нет маснун- или мустахаб-дуа для каждой тарвихи. Следует заняться тасбихом, тахмидом, нафль-намазами, дурудом и т.д. или же просто молчать, как уже приводилось ранее в данной статье на основе ряда книг по фикху. Однако если человек пожелает произносить дуа, приводимое от имама Кухустани, или даже «таравих-дуа», то это разрешается, если только человек принимает тот факт, что это просто мубах, понимает, что никакого особого преимущества оно не несет, не смотрит сверху вниз на тех, кто его не произносит, и не создает перед другими впечатление, что оно является сунной или мустахабом (например, путем вывешивания текста дуа в мечети).А Аллах знает лучше.[1] [الانتظار بين كل ترويحتين] وهو مستحب هكذا روي عن أبي حنيفة رحمه الله تعالى لأنها إنما سميت بهذا الاسم لمعنى الاستراحة وأنها مأخوذة عن السلف وأهل الحرمين فإن أهل مكة يطوفون سبعا بين كل ترويحتين كما حكينا عن مالك رحمه الله تعالى (البسوط للسرخسي، كتاب الصلاة، باب التراويح، الفصل الرابع: 2/132؛ الفكر)[2] وكلما يصلي ترويحة ينتظر بين الترويحتين قدر ترويحة… فالانتظار بين كل ترويحتين مستحب بمقدار ترويحة واحدة عند أبي حنيفة رحمه الله تعالى وعليه عمل أهل الحرمين غير أن أهل مكة يطوفون بين كل ترويحتين سبعا وأهل المدينة يصلون بدل ذلك أربع ركعات وأهل كل بلدة بالخيار يسبحون أو يهللون أو يكبرون أو ينتظرون سكوتا (المحيط البرهاني، كتاب الصلاة، الفصل الثالث عشر: 2/250؛ إدارة)[3] ومنها أن الإمام كلما صلى ترويحتة قعد بين الترويحتين قدر ترويحة يسبح ويهلل ويكبر ويصلي على النبي صلى الله عليه وسلم ويدعو (بدائع الصنائع، كتاب الصلاة، صلاة التراويح: 1/648؛ إحياء التراث)[4] ويقعد بين كل ترويحتين مقدار ترويحه الخامس في الوتر ثم هو مخير فيه إن شاء سبح وإن شاء هلل وإن شاء صلى (على النبي صلى الله عليه وسلم) وإن شاء سكت وأهل مكة يطوفون بين ترويحتين أسبوعا (مختارات النوازل، كتاب الصلاة، فصل في التراويح: ص 95؛ العلمية)[5] فالانتظار بين كل ترويحتين مستحب بمقدار ترويحة واحدة عند أبي حنيفة وعليه عمل أهل الحرمين غير أن أهل مكة يطوفون بين كل ترويحتين أسبوعا وأهل المدينة يصلون بدل ذلك أربع ركعات وأهل كل بلدة بالخيار يسبحون أو يهللون أو ينتظرون سكوتا (الفتاوى التاتارخانية، كتاب الصلاة، الفصل الثالث عشر: 1/654؛ إدارة القرآن)[6] (فيجلس بين كل ترويحتين مقدار ترويحة) أي بين كل أربع ركعات وأربع ركعات مقدار أربع ركعات وكذا بين الآخرة والوتر وليس المراد حقيقة الجلوس بل المراد الانتظار وهو مخير فيه إن شاء جلس ساكتا وإن شاء هلل أو سبح أو قرأ أو صلى نافلة منفردا وهذا الانتظار مستحب لعادة أهل الحرمين فإن عادة أهل مكة أن يطوفوا بعد كل أربع أسبوعا ويصلوا ركعتي الطواف وعادة أهل المدينة أن يصلوا أربع ركعات… فثبت من عادة أهل الحرمين الفصل بين كل ترويحتين ومقدار ذلك الفصل وهو مقدار ترويحة فكان مستحبا لأن ما رآه المؤمنون حسنا فهو عند الله حسن (غنية المتملي، فصل في النوافل، تراويح: ص 404؛ سهيل)[7] قال في فتح القدير قيل ينبغي أن يقول والمستحب الانتظار بين الترويحتين وأهل المدينة كانوا يصلون بذلك أربع ركعات فرادى وأهل مكة يطوفون بينهما أسبوعا ويصلون ركعتي الطواف إلا أنه روى البيهقي بإسناد صحيح أنهم كانوا يقومون على عهد عمر رضي الله عنه… وأهل كل بلدة يسبحون أو يهللون أو ينتظرون سكوتا أو يصلون أربعا فرادى وإنما المستحب الانتظار لأن التراويح مأخوذة من الراحة فيفعل ذلك تحقيقا لمعنى الاسم وكذا هو متوارث انتهى (نهاية المراد، التراويح: ص 649؛ البيروتي)[8] (على كل ترويحة) أي أربع ركعات وقيل خمس تسليمات (جلسة بقدرها) لتوارث ذلك من السلف وكذا قبل الوتر هكذا روي عن أبي حنيفة لأنها إنما سميت بالترويحة للاستراحة فيفعل ذلك تحقيقا لمعنى الاسم ثم إن أهل مكة تطوف سبعا بين كل ترويحتين كما حكي عن مالك وأهل المدينة يصلون فرادى أربعا بدل ذلك وأهل كل بلدة بالخيار يسبحون أو يهللون أو ينتظرون سكوتا أو يصلون فرادى (فتح باب العناية، كتاب الصلاة، فصل في صلاة التراويح: 1/342؛ الأرقم)[9] (وجلسة بعد كل أربع بقدرها) أي بقدر أربعة من ركعاتها ولو قال وانتظار بقدرها لكان أولى فإن بعض أهل مكة يطوفون بين كل ترويحتين وأهل المدينة يصلون بدل ذلك أربع ركعات وأهل كل بلدة بالخيار يسبحون أو يهللون أو ينتظرون سكوتا (مجمع الأنهر، كتاب الصلاة، باب الوتر والنوافل، فصل: 1/136؛ إحياء التراث)[10] (إمداد الأحكام، كتاب الصلاة، فصل في التراويح: 1/624؛ كراتشي)[11] (فتاوى رحيمية، كتاب الصلاة، مسائل تراويح: 6/245؛ الإشاعت)[12] وأخرج ابن جرير وأبو نعيم في الحلية عن سعيد بن جبير أن عمر بن الخطاب سأل النبي صلى الله عليه و سلم عن صلاة الملائكة فلم يرد عليه شيئا فأتاه جبريل فقال إن أهل السماء الدنيا سجود إلى يوم القيامة يقولون : سبحان ذي الملك والملكوت وأهل السماء الثانية ركوع إلى يوم القيامة يقولون سبحان ذي العزة والجبروت وأهل السماء الثالثة قيام إلى يوم القيامة يقولون : سبحان الحي الذي لا يموت (الدر المنثور، سورة البقرة، الآية 30: 1/113-114؛ الفكر)ثم ينزل الجبار في ظلل من الغمام (البقرة 210) والملائكة يحمل عرشه يومئذ ثمانية وهم اليوم أربعة أقدامهم على تخوم الأرض السفلى والأرضون والسموات إلى حجزهم والعرش على مناكبهم لهم زجل بالتسبيح فيقولون : سبحان ذي العزة والجبروت سبحان ذي الملك والملكوت سبحان الحي الذي لا يموت سبحان الذي يميت الخلائق ولا يموت سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان ربنا الأعلى الذي يميت الخلائق ولا يموت فيضع عرشه حيث يشاء من الأرض (المرجع السابق، سورة الزمر، الآية 10: 7/258)قال: وينزل الجبار، عز وجل، في ظُلَل من الغمام والملائكةُ، ولهم زَجَل مِنْ تسبيحهم يقولون سبحان ذي الملك والملكوت، سبحان رب العرش ذي الجبروت سبحان الحي الذي لا يموت، سبحان الذي يميت الخلائق ولا يموت سُبّوح قدوس، رب الملائكة والروح، قدوس قدوس، سبحان ربنا الأعلى، سبحان ذي السلطان والعظمة، سبحانه أبدًا أبدًا (تفسير ابن كثير، سورة البقرة، الآية 210: 1/567؛ الطيبة)ثم ينزلون على قدر ذلك من التضعيف، حتى ينزل الجبار، عَزَّ وجل، في ظُلل من الغمام والملائكة، فيحمل عرشه يومئذ ثمانية -وهم اليوم أربعة -أقدامهم في تخوم الأرض السفلى والأرض والسموات إلى حُجْزَتَهم والعرش على مناكبهم، لهم زجل في تسبيحهم، يقولون: سبحان ذي العرش والجبروت، سبحان ذي الملك والملكوت، سبحان الحي الذي لا يموت، سبحان الذي يميت الخلائق ولا يموت، سُبُّوح قدوس قدوس قدوس، سبحان ربنا الأعلى، رب الملائكة والروح، سبحان ربنا الأعلى، الذي يميت الخلائق ولا يموت، فيضع الله كرسيه حيث يشاء من أرضه (المرجع السابق، سورة الأنعام، الآيات 70-73: 3/284-285)قال ابن عباس: حملة العرش ما بين كعب أحدهم إلى أسفل قدميه مسيرة خمسمائة عام، ويروى أن أقدامهم في تخوم الأرضين، والأرضون والسموات إلى حجزهم، وهم يقولون سبحان ذي العزة والجبروت، سبحان ذي الملك والملكوت، سبحان الحي الذي لا يموت، سبوح قدوس رب الملائكة والروح (تفسير البغوي، سورة الغافر، الآيات 5-7: 7/139-140؛ الطيبة)حدثنا ابن حميد، قال: حدثنا يعقوب القمي، عن جعفر بن أبي المغيرة، عن سعيد بن جبير… فأتاه جبريل فقال: يا نبي الله، سألك عُمر عن صلاة أهل السماء؟ قال: نعم. فقال: اقرأ على عمر السلام، وأخبره أن أهل السماء الدنيا سجودٌ إلى يوم القيامة يقولون:”سبحان ذي الملك والملكوت”، وأهل السماء الثانية ركوعٌ إلى يوم القيامة يقولون:”سبحان ذي العزة والجبروت”، وأهل السماء الثالثة قيامٌ إلى يوم القيامة يقولون”سبحان الحي الذي لا يموت (تفسير الطبري، سورة البقرة، الآية 30: 1/472-473؛ الرسالة)ثم نزل أهلُ السموات على عدد ذلك من التضعيف، حتى نزل الجبار في ظُلل من الغمام والملائكة، ولهم زجَلٌ من تسبيحهم يقولون:” سبحان ذي الملك والملكوت! سبحان ربّ العرش ذي الجبروت! سبحان الحي الذي لا يموت! سبحان الذي يُميت الخلائق ولا يموت! سبوح قدوس، رب الملائكة والروح! قدّوس قدّوس! سبحان ربنا الأعلى! سبحان ذي السلطان والعظمة! سبحانه أبدًا أبدًا (المرجع السابق، سورة البقرة، الآية 210: 4/267)ثم نزل أهل السموات على قدر ذلك من الضعف حتى نزل الجبار في ظلل من الغمام والملائكة، ولهم زجل من تسبيحهم، يقولون: سبحان ذي الملك والملكوت، سبحان رب العرش ذي الجبروت، سبحان الحي الذي لا يموت سبحان الذي يميت الخلائق ولا يموت، سبوح قدوس رب الملائكة والروح، قدوس قدوس، سبحان ربنا الأعلى سبحان ذي الجبروت والملكوت والكبرياء والسلطان والعظمة سبحانه أبدا أبدا (المرجع السابق، سورة الفجر، الآيات 20-23: 24/419)[13] قوله ( بين تسبيح ) قال القهستاني فيقال ثلاث مرات سبحان ذي الملك والملكوت سبحان ذي العزة والعظمة والقدرة والكبرياء والجبروت سبحان الملك الحي الذي لا يموت سبوح قدوس رب الملائكة والروح لا إله إلا الله نستغفر الله نسألك الجنة ونعوذ بك من النار كما في منهج العباد ا هـ (رد المحتار، كتاب الصلاة، باب الوتر والنوافل: 2/46؛ الفكر)[14] (ويخيرون) في هذا الانتظار (بين تسبيح) في القهستاني يقول سبحان ذي الملك والمكوت سبحان ذي العزة والعظمة والقدرة والكبرياء والجبروت سبحان الملك الحي الذي لا يموت سبوح قدوس رب الملائكة والروح لا إله إلا الله نستغفر الله نسألك الجنة ونعوذ بك من النار كما في مفاتيح العباد انتهى وقال الحلبي وإن شاء هلل أو سبح انتهى فأفاد به أن كل ذكر من تسبيح أو تحميد أو تكبير أو حوقلة أو مذاكرة علم يقوم مقام ذلك والله أعلم (طوالع الأنوار، كتاب الصلاة، باب الوتر والنوافل: 2/299-300/ب-أ؛ مخطوط)[15] (خير الفتاوى، كتاب الصلاة، فصل في التراويح: 2/521؛ إمدادية)[16] فإن لكل بلدة أن يسبح أو يهلل كما له أن يسكت كما في المحيط (بقدرها) أي الترويحة فقال ثلاث مرات سبحان ذي الملك والملكوت سبحان ذي العزة والعظمة والقدرة والكبرياء والجبروت سبحان الملك الحي الذي لا يموت سبوح قدوس رب الملائكة والروح لا إله إلا الله نستغفر الله نسألك الجنة ونعوذ بك من النار كما في مناهج العباد (جامع الرموز، كتاب الصلاة، فصل في الوتر والنوافل: 1/215؛ سعيد)[17] (فتاوى دارة العلوم ديوبند، كتاب الصلاة، الباب الثامن، الفصل الرابع: 4/246، 248؛ الإشاعت) Муфтий Абрар МирзаИсточник: Ilmgate.orgПеревод: Аскимам.ру
12 июля, 13
Avatar
Студент по жизни
3
Главное чтобы у читателя не сложилось впечатление, что в данной статье порицается дуа (точней зикр), который произносится в казахстанских мечетях."В добавление отметим, что если человек хочет действовать в соответствии с рекомендациями и поступками наших праведных предшественников, он может произносить дуа, которое приводил имам Кухустани и которое от него также приводили имам Ибн Абидин и имам Абид ас-Синди"Вот это самое дуа, в соответствии с рекомендациями и поступками наших праведных предшественников и произносится в наших мечетях.
12 июля, 13
Avatar
Султана
0
Является ли для мужчины, уважительной причиной, то что он далеко живет от мечети? И он вынужден читать тарауих дома, хотя очень хочет читать с джамаатом.
12 июля, 13
Avatar
Студент по жизни
3
Если я не ошибаюсь, то сунной муаккада является именно факт совершения тарауиха. И порицать можно именно не совершение этой сунны. А совершать его в мечети или дома - оба положения являются дозволенными.Если что, братья поправят :)
12 июля, 13
Avatar
Султана
0
Можно ли человеку, который не читает фарз намазы, читать нафиль намазы? Моя знакомая читает только утренний намаз и хочет читать тахаджут и таррауих, можно ли так читать?
12 июля, 13
Avatar
Сестра аль-Муаффака
0
Ас саляму алейкум! Вопрос: в некоторых мечетях витр в один ракаат и коллективно дуа кунут читается вслух с имамом, с раскрытыми ладонями. Есть ли далиль на такое действие в Сунне?
17 июля, 13
Avatar
Сестра аль-Муаффака
0
Да, в арабских странах. Если вас не затруднит, не могли бы вы дать ссылку на книгу или на статью (фетву)? Просто в каждой арабской стране, к примеру Оман, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт и Катар читали по разному. Хотелось бы узнать, как правильно совершать в таких случаях. Благодарю
17 июля, 13
Avatar
Ай-гуль
0
а можно читать тарауих как 4 ракаата сунны Зухр намаза? то есть следующим образом: после последнего саджда первого 2-х ракаатов - аттахият - и сразу на второй 2 ракаата, который заканчиваем салямом в обе стороны. Далее дуа тарауиха 1 (или 3 раза?). Таким образом, прочитано 4 ракаата по 2 с аттахиятом между 2 ракаатами, и так нужно прочитать 5 раз, получится всего 20 ракаатов. Можно так?
1 июля, 14
Avatar
Аман Жакселеков
-1
Смысл таравих намаза не в количестве ракятов, в количестве времени совершения намаза ночью. В Коране Всевышний Аллах говорит :"Простаивай ночь без малого, половину или чуть меньше или больше и читай Коран". И Сунной было читать намаз каждому отдельно. А сколько ракятов читать важно ли? Можно 8 или 20 ракятов прочитать за полчаса, и какой от этого будет саваб?
21 июня, 16

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Можно ли держать пост, если человек не совершает намаз или не носит хиджаб, но считает себя мусульманином?
Можно и нужно, поскольку пост в Рамадан является отдельным поклонением....
22 361
1
5 июня, 16
Image
Будет ли отчим махрамом для падчериц?
Вопрос: Я был в разводе и недавно снова женился. У меня есть сын от этого брака. У моей второй жены есть две дочери от предыдущего брака. Одной дочери 18 лет, а другой – 22 года. Буду ли я м...
5 875
6 апреля, 16