Image
Фикх клятв
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Его посланнику. Нас часто спрашивают касательно различных решений о клятвах, и мы решил...
606
1
16 марта, 20

Фикх клятв

606
1
16 марта, 20
АВТОР ЦИКЛА
Фикх клятв
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Совмещение каффары за нарушение клятвы и возмещения поста в Рамадан
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Его посланнику.
 
Нас часто спрашивают касательно различных решений о клятвах, и мы решили собрать в одной статье основные положения относительно клятв согласно ханафитскому мазхабу.
 
Что такое клятва
 
Садр аш-Шариа определяет клятву так: «Клятва (аль-ямин) — это подкрепление сообщения упоминанием Аллаха либо условием (таалик)»[1].
 
Иными словами, когда человек хочет указать, что он говорит правду, то он говорит, например: «Клянусь Аллахом, я приходил к тебе вчера», — и это считается клятвой.
Что касается условия, то речь идет о выражении наподобие: «Если я не приду завтра, то моя жена разведена», — то есть он усиливает свое сообщение неким условием (в данном случае — условием развода). Хотя тут нет упоминания Аллаха, есть некое неприятное действие для человека, которого он обычно хочет избежать, и это тоже называется клятвой.
 
Виды клятв
 
С точки зрения видов последствия клятв они делятся на три вида:
 
1. Намеренная ложная клятва о событии в прошлом.
 
Например, человека спросили, почему он куда-то не пришел вчера, и он намеренно обманул, сказав: «Клянусь Аллахом, я приходил, но не нашел вас».
Под событием имеется в виду как совершение им какого-либо действия, так и несовершение.
Подобная ложная клятва — это грех, но за нее нет каффары (искупления).
 
2. Ошибочная клятва о событии в прошлом.
 
Например, человек думал, что какое-то событие в прошлом произошло определенным образом, и поклялся в этом, а потом выяснилось, что он ошибся.
За такую ошибочную клятву не будет ни греха, ни каффары.
 
3. Клятва о совершении или несовершении чего-либо в будущем.
 
Например, человек говорит: «Клянусь Аллахом, я приеду к тебе завтра», — или: «Клянусь Аллахом, я с тобой больше не буду говорить».
Это заключенная клятва, и за ее нарушение полагается каффара, и именно этот вид клятв мы будем рассматривать.
 
Намерение при произнесении клятв
 
С точки зрения ханафитского мазхаба не имеет значения, шутил человек при произнесении клятвы или был серьезен, произносил он клятву добровольно или его заставили, оговорился он, был он в сознании или нет, — во всех этих случаях произнесения клятвы вслух так, что человек слышал сам себя, достаточно, чтобы клятва считалась заключенной[2].
 
Например, человек хотел сказать: «Я завтра не приду», — но случайно сказал: «Клянусь Аллахом, я завтра не приду», — клятва считается заключенной, а ее нарушение будет требовать искупления (каффары).
 
Нарушение клятвы во всех перечисленных ситуациях выше будет требовать каффары[3].
 
Слова клятв
 
Клянутся Аллахом и Его именами. Например: «Клянусь Милостивым», — или: «Клянусь Милующим».
Также клянутся качествами Всевышнего Аллаха, например: «Клянусь Могуществом Аллаха».
 
Что касается слов имама аль-Кудури[4] о том, что слова: «Клянусь Знанием Аллаха», — не являются клятвой, то это урф (принятое, обычай) того времени.
 
Считается грехом клясться не Аллахом (например, клятва пророком)[5].
 
Кто касается клятвой Кораном, то имам аль-Кудури[6] и некоторые ученые[7] после него говорили, что такая клятва не засчитывается, но Ибн аль-Хумам[8] указал, что урф изменился и такая клятва засчитается.
 
Имам ал-Лякнави объяснил это тем, что в урфе это указывает на Речь Аллаха, а атрибутами Аллаха можно клясться[9].
 
Такие слова, как «клянусь», «свидетельствую», «на мне ответственность (ахд)» или другие подобные слова, которые в языке и урфе местности указывают на клятву, — автоматически считаются клятвой, даже если не упоминалось имя Аллаха[10].
 
Если человек скажет: «Если я сделаю/не сделаю то-то и то-то, то я прелюбодей, вор или алкоголик», — то это не считается клятвой[11].
 
Если к словам клятвы добавить «иншаАллах», то такая клятва не действительна, а за ее нарушение нет каффары[12].
 
Если человек клянётся что-то сделать без уточнения, то достаточно один раз это сделать, а если клянётся что-то не делать без уточнения, то это действует всегда[13].
 
Если человек сомневается, дал он клятву именем Аллаха или поставил развод как следствие нарушения клятвы, то клятва не действительна[14].
 
Обещание не считается клятвой, и его нарушение не требует каффары.
 
Клятвы, которые необходимо нарушить
 
Если клятва предполагает грех, то ее нужно нарушить и совершить каффару[15].
 
Например, человек клянется, что не будет больше общаться с родителями, или клянется, что не будет обеспечивать свою жену или детей. Отказ от этих действий — грех, так что человек должен их совершить, то есть начать общаться с родителями, обеспечивать жену и детей, а потом совершить каффару за нарушение клятвы.
 
Каффара за нарушение клятвы
 
По ханафитскому мазхабу нельзя совершить каффару до нарушения клятвы. Если человек поклянётся, что больше не станет общаться с каким-то человеком, затем совершит каффару, а потом заговорит с ним, то ему нужно будет сделать каффару еще раз все равно[16].
 
Если человек был в момент произнесения клятвы неверующим, а нарушил клятву после принятия Ислама, то на нем нет обязанности совершить каффару[17].
 
Ридда аннулирует клятву: если человек был мусульманином, а затем впал в неверие, потом принял Ислам и нарушил клятву, то каффары не будет[18].
 
Если человек нарушил клятву, то должен сразу совершить каффару. Откладывать выполнение каффары — это грех. Кафаара не спадает со смертью, поэтому ее следует указывать в завещании[19].
 
Если человек произнес несколько разных клятв, то нарушение каждой клятвы требует отдельной каффары[20].
 
Если человек нарушил клятву и каффара стала обязательной, то дальнейшее совершение действий его клятвы не будет требовать каффары. Например, человек поклялся, что не будет курить, а затем покурил. Теперь он должен совершить каффару, но курение после этого не будет требовать от него каждый раз новую каффару.
 
Если человек сомневается, нарушил он клятву или нет, то клятва не считается нарушенной[21].
 
Если человек нарушил клятву, то он должен накормить или одеть десять бедняков.
 
Бедняками считаются те, кто может получать закят[22].
 
Кормить следует два раза в день, и это может быть в виде угощения (аль-ибаха), передачи достаточного количества еды в собственность (тамлик) (минимум — сумма садака аль-фитр)[23] либо передача денег, нужных для покупки еды.
 
Одежда должна покрывать большую часть тела, и поэтому дать, например, только штаны будет недостаточно.
 
Не выдвигается условие, чтобы одежда была новой[24], но она должна быть в таком состоянии, чтобы ее можно было носить более трех месяцев[25].
Нельзя одному бедняку сразу дать еду за десять дней. Это засчитается только как за один.
 
Можно десять дней подряд кормить одного бедняка, а можно сразу накормить в один день десять разных бедняков.
Если у человека нет возможности накормить или одеть десять бедняков, то ему необходимо поститься три дня подряд.
 
Пока есть возможность накормить бедняков или одеть их, он не может приступать к посту.
 
Финансовое положение человека принимается в расчет в момент начала каффары: если в момент произнесения клятвы или ее нарушения у него были средства, а когда он собрался делать каффару, этих средств нет, то он будет поститься.
 
И выдвигается условие, чтобы у человека не было нужных средств в течение всех трех дней: если человек, например, постился два дня, а на третий появились средства, то каффара постом не засчитается — он должен отдать имущество[26].
 
Менструация (хайд) в течение этих трех дней нарушает требование поста подряд, и женщина после окончания менструации должна начать заново три дня. Это отличается от каффары за нарушение поста[27].
Разница между клятвой и обетом (назр)
 
Клятва (аль-ямин) — это запрещение себе дозволенного, например, слова: «Клянусь Аллахом, я не буду есть мучное». А назр — это вменение себе в обязанность необязательного поклонения, но такого, вид которого обязателен, например: «Если мой ребенок выздоровеет, то я буду месяц поститься».
 
Для того чтобы назр был действителен, необходимо соблюдать следующие условия[28]:
 
1. Цель назра — это приближение к Аллаху; если назр будет сделан не Аллаху, это грех и такой назр необязательно исполнять, например, когда многие невежды делают обеты умершим шейхам и их могилам.
 
2. Назр не может быть в виде совершения греха.
 
3. Само действие назра не должно быть уже обязательным для человека (обязательный хадж или пост в месяц Рамадан).
 
4. Назр не может быть в отношении чужого имущества. Например, если человек укажет на чужого барана и скажет: «Я обязуюсь этого барана зарезать ради Аллаха», — то это не станет обязательным. И сумма назра не может превышать фактического имущества: если человек сделал назр отдать тысячу, а владеет только сотней, то он должен отдать сотню[29].
 
5. Действие назра должно быть видом обязательного поклонения: намаз, пост, закят, хадж, итикаф, вакф и курбан.
 
Если человек сделает назр читать некий зикр или Коран, то это не будет считаться обязательным, потому что эти действия как вид поклонения не являются обязательными. Также отсюда вытекает, что назр сделать омовение, посетить могилу или мечеть или совершить мавлид не действителен.
 
Примечание: Некоторые поздние учёные считали такой назр действительным
 
Назр делится на три вида[30]:
 
1. Назр без условий.
 
Например, человек говорит: «Я обязую себя поститься неделю ради Аллаха». Такой вид назра обязательно выполнять без других вариантов. Его можно выполнить в любое время и в любом месте[31].
 
2. Назр с условием о событии, когда человек хочет, чтобы это событие произошло.
 
Например, человек говорит: «Если мой ребенок выздоровеет, то совершу дополнительный хадж», — и если ребенок выздоровеет, то назр обязательно выполнить без других вариантов.
 
3. Назр с условием о событии, когда человек не хочет, чтобы это событие произошло.
 
Например, он говорит: «Если я еще раз закурю, то буду неделю поститься», — то есть человек не хочет курить и удерживает себя от этого назром. При нарушении такого назра у человека есть выбор: либо выполнить назр, либо совершить каффару за нарушение клятвы, — поскольку по форме это назр, а по смыслу клятва (аль-ямин). Поэтому у человека есть возможность выбрать, что именно ему делать: выполнять назр либо совершить каффару за нарушение клятвы.
 
Если же он просто сделал намерение на пост в течение месяца, то есть если он не ставил условие поститься подряд, то он может поститься раздельно, а может — подряд, а если было условие поститься подряд, то нужно поститься подряд[32].
 
Если человек без намерения на что-либо скажет: «На мне назр», — то он должен исполнить каффару за нарушение клятвы, а если он скажет: «На мне назр», — но в сердце будет некое намерение, на нем будет обязанность это выполнить[33].
 
Если человек сделал назр зарезать барана, то он не может съесть никакую часть этого мяса, даже если он сам нуждающийся, но он должен отдать мясо нуждающимся. А если что-то съест, то стоимость мяса нужно отдать в виде садака[34].
 
Уточнение времени и места выполнения назра не является условием: если человек сделал назр держать пост весь месяц Раджаб, то пост в месяц Шаабан засчитается.
 
Если назр связан с условием, то выполнение назра до актуализации условия не действительно.
 
Если человек дал обет (назр), но не помнит, был это обет совершить намаз, поститься или раздать садака, то он должен совершить каффару за нарушение клятвы[35].
 
Если человек не выполнил назр, то за это нет каффары, но он должен выполнить обещанное действие.
 
Примечание:
 
Для действительности клятвы и назра они должны быть произнесены вслух так, чтобы человек мог сам себя услышать. Если человек дал клятву и обет мысленно, то они не засчитываются[36].
 
 

[1] Умдат ар-риая, 3/3-4.
[2] Умдат ар-риая, 3/12.
[3] Умдат ар-риая, 3/15.
[4] «Мухтасар» аль-Кудури (с. 320).
[5] Умдат ар-риая, 4/16.
[6] «Мухтасар» аль-Кудури (с. 321).
[7] Умдат ар-риая, 4\17.
[8] Фатх аль-Кадир, 5:69.
[9] Умдат ар-риая, 4/17.
[10] Умдат ар-риая, 4/18.
[11] Умдат ар-риая, 4/23.
[12] Умдат ар-риая, 4/41.
[13] Умдат ар-риая, 4/104.
[14] Гамз уюн аль-басаир, 1/220.
[15] Умдат ар-риая, 4/31.
[16] Умдат ар-риая, 4/26.
[17] Умдат ар-риая, 4/31.
[18] Ибн Абидин, 11/221.
[19] Ибн Абидин, 3:727.
[20] Аль-Бахр ар-раик, 4/316.
[21] Умдат ар-риая, 4/67.
[22] Ибн Абидин, 11/296.
[23] Умдат ар-риая, 4/24.
[24] Ибн Абидин, 11/291.
[25] Ибн Абидин, 11/291.
[26] Умдат ар-риая, 4/25.
[27] Ибн Абидин, 11/294.
[28] Умдат ар-риая, 4/37-38.
[29] Ибн Абидин, 11/232.
[30] Умдат ар-риая, 4/36-40.
[31] Ибн Абидин, 11/332.
[32] Ибн Абидин, 11/335.
[33] Ибн Абидин, 11/337.
[34] Ибн Абидин, 6/327.
[35] Гамз уюн аль-басаир, 1/220.
[36] Ибн Абидин, 2:443.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам аль-Мавсали: шейх ханафитов
Одной из самых известных книг по ханафитскому мазхабу в наши дни стала книга «Аль-Ихтияр» имам аль-Мавсали. И в рамках этой статьи мы нем...
7 269
3
19 ноября, 19
Image
Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
“Мухтасар” аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века ...
7 667
2
12 ноября, 19

Комментарии: 1

Правила форума
Avatar
Ruslan Mn
0
Нету ли тут ошибки ("НЕ должен исполнять"):

"Если человек без намерения на что-либо скажет: «На мне назр», — то он должен исполнить каффару за нарушение клятвы, а если он скажет: «На мне назр», — но в сердце будет некое намерение, на нем будет обязанность это выполнить"
18 марта, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Совершать сунну Муаккада следует сразу после Фарда или дома?
Вопрос: БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим, Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Дж...
1 315
25 января, 20
Image
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду? Вопрос: Что можно ответить человеку, который спрашивает – поче...
4 250
5 января, 20