Image
Муркакаба. Упражнения осознанности в Исламе. 4 часть
Для начала выберите время в ежедневном расписании, в которое вы можете уединяться, и тихое место для этого. Чаще всего мусульмане предпоч...
1 088
3
17 марта, 20

Муркакаба. Упражнения осознанности в Исламе. 4 часть

1 088
3
17 марта, 20
АВТОР ЦИКЛА
Муркакаба. Упражнения осознанности в Исламе. 4 часть
Yaqeen Institute for Islamic Research
Источник:
YAQEEN INSTITUTE FOR ISLAMIC RESEARCH

Yaqeen Institute for Islamic Research

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Для начала выберите время в ежедневном расписании, в которое вы можете уединяться, и тихое место для этого. Чаще всего мусульмане предпочитают часы перед утренней молитвой (фаджр) или другой молитвой, до или после работы, во время обеденного перерыва или даже перед сном. Короткие упражнения перед молитвой особенно полезны для подготовки сознания к молитве.
 
Лучше всего выбрать определенное время для ежедневных упражнений, но можно их делать и в любое время дня, в соответствии с вашим графиком. Длительность упражнений вы можете регулировать сами – это может быть час или даже пять минут в день.
 
Начинающим практиковать осознанность следует совершать упражнения каждый день хотя бы по пять минут, чтобы превратить процесс в долговременную привычку и постепенно увеличивать ее время по своему усмотрению. Когда вы заметите положительные эффекты от практики и научитесь наслаждаться тишиной, молчанием и простым присутствием, высока вероятность, что вам захочется увеличить время упражнений.
 
Затем выберите удобное вам положение. Вы можете сидеть в кресле, на удобной подушке или даже лежа на боку или на спине в постели, так как Аллах равно восхваляет тех, «кто поминает своего Господа стоя, сидя и лежа». [54]
 
Нужно найти удобную позу, расслабляющую, но не такую, в которой вы заснете (можете взять на заметку, что медитативное поминание Аллаха в ином контексте – перед сном – может помочь уснуть).
 
Ибн аль-Кайим пишет:
 
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спал на правом боку и поминал Аллаха, пока сон не застилал его глаза». [55]
 
Дальше начинайте с фокусирования внимания на своем естественном дыхании. Постепенно расслабьте напряжение мышц по всему телу: руки, ноги, грудь, челюсть. Можете закрыть глаза или просто опустить их. Когда вы начнете дышать расслабленно, обратите внимание на состояние своего сердца и разума в этот момент. Что вы чувствуете? О чем вы думаете? Мечутся ли ваши мысли, или разум спокоен? Постарайтесь успокоить свой разум, осознавая свое естественное, расслабленное дыхание, просто ощущая жизнь и энергию, которыми Аллах наделил вас и все ваше тело. Почувствуйте в себе глубокое чувство благодарности Аллаху за свое дыхание, свою жизнь и бытие в этот момент.
 
Когда вы погружаетесь в тишину своего внутреннего пространства, начинайте устанавливать мураккаба с Аллахом – знайте и чувствуйте, что Он наблюдает за вами:
 

«Он с вами, где бы вы ни находились». [56]

 
Он знает все, что происходит внутри вас прямо сейчас и во все времена. Сосредоточьтесь на мураккабе в этом состоянии внутренней тишины (самт ас-сирр). Постарайтесь остановить внутренний монолог (хадис ан-нафс) и не следуйте за мыслями. Заглушите свой внутренний монолог настолько, насколько сможете, и просто сосредоточьтесь на том, чтобы присутствовать целиком перед Аллахом в данный момент.
 
Когда ваш ум начинает блуждать – а это обязательно случится – и вы захотите вернуть свое сознание в центр своего существа и к состоянию присутствия перед Аллахом, тихо повторяйте слова поминания Аллаха. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, использовал мольбу для возвращения в состояние мураккаба, если он отвлекался. Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
 
«Поистине, временами мое сердце окутывает туман, поэтому я прошу прощения у Аллаха по сто раз в день». [57]
 
Ан-Навави объясняет этот хадис так:
 
«Говорят, это означает, что у него были периоды невнимания и неосознанности в поминании Аллаха, а поминание Аллаха было для него обычным состоянием. Когда же в поминании Аллаха он допускал невнимательность, то считал это за грех и просил прощения за него». [58]
 
Даже Пророк, мир ему и благословение Аллаха иногда ненадолго терял концентрацию в поминании Аллаха и просил за это прощения у Аллаха (произнося «астагфируЛлах»), чтобы вернуть себя в состояние мураккаба. А если поминание Аллаха было его естественным, непрерывным состоянием, то чего можно ожидать от нас? Разумеется, наше сознание тоже порой будет отвлекаться и блуждать.
 
В этой практике мольба или слова поминания Аллаха действуют как «якорь» в состоянии мураккаба. Якорь – это фраза, которую вы произносите про себя, когда ваше сознание ускользает, она поможет вернуть его в центр бытия и осознания. Это не обязательно должна быть фраза, требующая интенсивной концентрации, или непрерывного повторения. Скорее, это успокаивающая фраза, которое связывает ваше сознание с состоянием мураккаба, как в процессе упражнения, так и вне его.
 
Лучше всего выбрать себе «якорь» из многочисленных достоверных молитв из Сунны:
 
«Два слова любимы Милостивым, они легки на языке, но тяжелы на весах: «субханаЛлахи ва бихамдихи» (Пречист Аллах, вся хвала Ему) и «субханаЛлахи-ль-ꞌАзыйм» (Пречист Аллах Всемогущий)». [59]
 
И в другом хадисе:
 
«Лучшее поминание – свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха «ля иляха илляЛлах», и самая лучшая молитва – «альхамдулиЛлях» (вся хвала принадлежит Аллаху)». [60]
 
Искреннее испрашивание прощения у Аллаха (аль-истигфар) было одним из якорей пророка. Также вы можете взять себе в качестве якоря одно из прекрасных имен Аллаха, которые эффективнее всего возвращают вас к поминанию Аллаха и воздействуют на сердце. Или же вы можете пользоваться всем вышеперечисленным в сочетании.
 
Поскольку вы присутствуете в этот момент перед Аллахом, сознание будет все время ускользать, отвлекаясь на новые мысли. Все в порядке, в этом нет ничего плохого; на самом деле, это совершенно нормально. И каждый раз, когда вы используете свой якорь (слова поминания или мольбу) для возвращения в состояние мураккаба, вы тренируете свое сознание, со временем это будет вам даваться легче и быстрее. Не корите и не осуждайте себя за неспособность удерживать сознание, просто каждый раз спокойно и упорно возвращайтесь к молчаливому осознанию Аллаха и себя перед Ним при помощи вашего якоря. Это акт таамуля, неоднократное возвращение себя в состояние мураккаба с Аллахом и внутренним «я», пока пребывание в этом состоянии не станет для вас естественным, комфортным и привычным делом.
 
Поначалу сознание во время упражнений будет постоянно блуждать и перескакивать с мысли на мысль, и может показаться, что вы ничего не добились от такого упражнения. Но это не так. Как бы долго и часто ваше сознание ни отвлекалось, каждый раз, когда вы возвращали его в состояние мураккаба, оно становилось сильнее и послушнее. И каждый раз, когда вы упоминали про себя имя Аллаха или молча выражали благодарность за то, что Он дал вам жизнь, энергию и дыхание, это заносилось ангелами в вашу книгу добрых дел и понемногу очищало ваше сердце.
 
Что даст упражнение осознанности?
 
Если вы возьмете эту простую практику в привычку, то непременно увидите положительные результаты, которые с течением времени будут только увеличиваться. Вы заметите, что присутствовать в молитве всем сознанием становится легче и естественнее, чем раньше. Вам будет легче снимать стресс и расслабляться, сосредоточить внимание, вы будете легче переносить жизненные трудности и будете способны испытывать больше сострадания к другим. Ваш якорь (поминание Аллаха или мольба) для упражнения поможет вам в любое время возвращаться в состояние мураккаба, где бы вы ни находились и что бы вы ни делали. Разумеется, практика осознанности – мураккаба – какой бы приятной она ни стала для нас, никогда не должна вытеснять прочие виды поклонения, как, например, добровольные молитвы, пост или чтение Корана.
 
Из наиболее важных результатов такой практики – возможность контролировать собственные мысли и эмоции. Обучаясь отслеживать мысли в процессе упражнения, мы получаем возможность распознавать их и вне упражнений, чтобы пресекать своевременно дурные помыслы. Они теперь будут восприниматься как рябь в пруду, которой нужно просто дать рассеяться, игнорируя и не развивая их. Хорошие же мысли, замеченные на стадии зарождения, можно корректировать и развивать по своему усмотрению. Мы не преследуем цели полного отделения себя от мыслей, как некоторые учителя по развитию осознанности, а скорее за то, чтобы научиться их контролировать и конструктивно взаимодействовать с ними.
 
Такой же механизм применяется к чувствам и эмоциям. Когда мы учимся замечать тонкие внутренние изменения, у нас появляется и способность установить границы между чувством и нашей реакцией.
 
Например, в одном из хадисов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
 
«Не гневайся, и ты будешь в раю». [61]
 
Но мы все неизбежно злимся, и в какой-то момент злость превращается в гнев. Как объясняет Ибн Хаджар, ученые говорят, что смысл хадиса заключается в том, чтобы «избегать причин гнева и не подвергать себя тому, что к нему приводит... не подчиняться тому, что велит вам гнев». [62]
 
Когда мы узнаем лучше свои чувства, распознаем основные раздражители, то вместе с этим приобретаем способность их избегать, а также создаем буферную зону между нами и нашими чувствами, чтобы иметь возможность отреагировать правильно, например, поминать Аллаха или прибегнуть к Его защите, вместо того, чтобы срываться и кричать на окружающих или совершать необдуманно то, о чем позже придется пожалеть.
 
Кроме того, мы неизбежно будем испытывать желание, побуждение совершить тот или иной грех – это нормально, это часть испытаний мирской жизни. Но если мы преуспеваем в мураккаба, у нас появляется возможность отслеживать такие желания в самом их зачатке. Мы можем признать их без чувства вины, они естественны и неизбежны, наличие плохих желаний не делает нас плохими людьми. Но чем внимательнее мы становимся к нашим внутренним состояниям, тем надежнее отделяем себя от наших низменных страстей и акцентируем свое сознание на добродетели и высоких побуждениях. Привычка возвращаться к нашему якорю (поминание Аллаха или мольба) дает нам достаточно простора для уверенного отказа от того, что предлагает собственное эго или шайтан.
 
Заключение
 
Осознанность в Исламе (аль-мураккаба) – это контролируемое состояние всеобщего осознания присутствия Аллаха, обращенности сознания к нему и внутренней связи с Ним.
 
Осознанность – в ее полной форме – это наивысшее духовное состояние из достижимых человеком, совершенная реализация превосходства веры (аль-ихсан). Современная наука продемонстрировала эффективность упражнений по осознанности в приобретении ряда преимуществ для здоровья и благополучия, даже в нерелигиозном контексте. Эти идеи могут быть синтезированы с традиционными концепциями исламской медитации для выведения практических современных техник,  способных культивировать исламскую осознанность, улучшить поклонение и обогатить качество нашей жизни.
 
Успех лишь от Аллаха, и Аллаху ведомо лучше.
 
Библиография:
 
[54] Сура Али ʼИмран, 3:19; Абдуль-Халим, Священный Коран, 76 (в переводе на русский язык использовано толкование Аль-Мунтахаб).
 
[55] Мухаммад Ибн Кайим аль-Джаузийя, Ат-Тибб ан-Набави (Бейрут: Дар уа Мактаба аль-Хиляль, 1986), 1:179.
 
[56] Сура аль-Хадид 57:4; Абдуль-Халим, Священный Коран, 539 (в переводе на русский язык использовано толкование Аль-Мунтахаб).
 
[57] Муслим, Сахих Муслим, 4:2075 хадис #2702.
 
[58] Яхья ибн Шараф ан-Навави, Шарх ан-Навави ʼаля Сахих Муслим (Бейрут: Дар Ихья ат-Турас аль-ʼАраби, 1972), 17:23, хадис #2702.
 
[59] Аль-Бухари, Сахих аль-Бухари, 9:162, хадис #7563.
 
[60] Ат-Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи, 5:325, хадис #3383; Ат-Тирмизи в своих комментариях присвоил этому хадису статус хасан.
 
[61] Аль-Бухари, Сахих аль-Бухари, 8:28, хадис #6116.
 
[62] Ахмад ибн ʼАли Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Фатх аль-Бари би Шарх аль-Бухари (Бейрут: Дар аль-Маʼрифа, 1959), 10:520.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Ибн Абдус-Салям: султан ученых
Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно...
2 866
23 августа, 19
Image
Имам ан-Навави: оживитель религии
Сложно найти более известного ученого в мусульманском мире. Его книги можно найти в любой части исламского мира, а его книга «Сады правед...
5 157
16 августа, 19

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
As Magomedova
2
Ассаламу алейкум ва рах!матуллагьи ва баракатугь. Джазакумуллагьу хайран за этот цикл уроков и за другие. Приносит много пользы
18 марта, 20
Avatar
Aruzhan Pralieva
0
ассаляму 'алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, в названии написано что это 4ая часть, извините кажется я не заметила, но где 2,3 части?
19 марта, 20
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Уа алейкум ассалям уа рохматуллахи уа баракятуху!
В разделе Статьи можно найти все 4 части.
22 марта, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Муракаба – практика осознанности. Медитация в Исламе
Медитация определяется как «продолжительное глубокое размышление, религиозное размышление или духовная интроспекция», слово «медитация» п...
4 565
1
10 марта, 20
Image
Мураккаба – практика осознанности. Достоинства молчания и уединения
Знаменитая пословица гласит: «Молчание - золото». [16] Праведные предшественники хорошо понимали, что для человека предпочтительнее храни...
1 298
2
3 марта, 20