СТАТЬИ
О трех видах нафса
Вопрос: Не могли бы вы разъяснить, какая разница между тремя видами нафса, упомянутыми в Коране: нафс аль-аммара, нафс аль-лаввама и нафс...
О трех видах нафса
Вопрос:
Не могли бы вы разъяснить, какая разница между тремя видами нафса, упомянутыми в Коране: нафс аль-аммара, нафс аль-лаввама и нафс аль-мутма’инна?
Ответ:
В Священном Коране слово нафс используется в двух значениях:
Первое значение, в котором оно используется, это указание на личность человека. Иногда его переводят в значении «душа», иногда его переводят как «сам», «себя» или что-то подобное. Пример этому мы видим следующем аяте:
وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ
«Поминай Аллаха с трепетом (и надеждой на принятие) и страхом (что твои мольбы не будут приняты) тихо...». (арабск. «фи нафсика») (Сура «Аль-А'раф», аят 205)
Второе значение, в котором слово «нафс» используется в Коране — и оно используется довольно часто в этом смысле, заключается в том, что понятие нафс относится к определенной части нашей души, нашего естества, которая имеет желания — такие как голод, жажду, гнев, страсть, похоть и тому подобное. Некоторые называют эту часть души как «эго», некоторые переводят это понятие как «животная душа», «животное я».
Этот нафс является частью нашего физического «я», хотя он не является частью нашего физического тела, и этот нафс не есть часть руха, духовной сущности, но он является частью физической, материальной человеческой сущности. Итак, если мы хотим сказать, что у нас есть физическая составляющая нашего естества, то это наше тело и наш нафс, животная душа. Но помимо нафса, Всевышний вложил в нас внутреннюю духовную часть нашего естества, которая называется рух.
Для описания трех различных видов нафса в Коране используются три разных термина нафс аль-аммара, нафс аль-ляввама и нафс аль-мутма’инна.
1. Первый вид нафса — нафс аль-аммара
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
«...ведь душа человека призывает (его) к плохому (к низменным страстям)» (Сура Юсуф, аят 53).
Этот аят относится к тому виду нафса, который повелевает человеком. Это означает, что этот нафс управляет нами и говорит нам, что нам делать. Поэтому, когда у нафса появляется какое-то желание — голод, страсть, похоть, он просто повелевает нам это сделать и господствует над нами. Нафс аль-аммара (от слова «амр» — командовать, «амир» — господин, правитель) — это тот нафс, который управляет человеком, обладает над ним полной властью.
Что означает, когда нами правит нафс? Это означает, что мы полностью подчинены ему, исполняем все его прихоти и желания, слушаемся всех его команд и указаний. Первый признак того, что у человека есть именно этот вид нафса в том, что он грешит открыто, добровольно, делая все, что он пожелает. Если он хочет съесть что-то запретное, он делает это, если хочет обладать какой-то посторонней женщиной, он тут же удовлетворяет свою страсть и т.д., не видя в этом никакой проблемы.
Если мы посмотрим, то сейчас в западном мире господствует именно такая концепция жизни, когда людям говорят: «Делай все, что пожелаешь, что сделает тебя счастливым, к чему влечет тебя твое сердце». Разумеется, эти страсти и грехи приукрашиваются для человека, ему говорят — это же твое сердце влечет тебя к этому, не следует противиться его желаниям, это вредно, это опасно для здоровья. Но на самом деле многие люди — и мусульмане в том числе, и на Востоке, и на Западе, полностью подчинены желаниям своей низшей, животной души. Это и означает, что у них преобладает нафс аль-аммара.
2. Второй вид нафс известен как нафс аль-ляввама
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
«Клянусь душой упрекающей!» (би нафси ль-ляввама) (Сура «Аль-Кыяма», аят 2)
Ляввама означает упрек, обвинение, укоризну, направленную на самого себя. Это такой вид нафса, который может побудить человека совершить грех — вследствие слабости, большого соблазна, но потом этот нафс начинает укорять человека, заставлять его испытывать угрызения совести, человек чувствует себя виноватым. Так что его чувство вины возрастает настолько, что человек в конце концов перестает совершать этот грех, поскольку ему не хочется больше испытывать такие мучения и угрызения совести.
Таким образом, если человек обладает этим видом нафса, то признаком этого является тот факт, что когда он совершает грех, он чувствует угрызения совести, чувство вины, ему стыдно, неловко, впоследствии у него появляется раскаяние и сожаление о содеянном. Ему хочется вернуть все назад, он говорит себе — если бы я опять оказался в том месте или перед таким-то соблазном, я бы ни за что не поддался ему, не сделал бы этого. То есть, в этом случае у человека есть желания и страсти — как в первом случае, но он пытается бороться с ними, побеждать их, он постоянно ведет борьбу со своей животной душой. Иногда он грешит, но иногда ему удается воздержаться от греха.
3. Третий вид нафс — нафс аль-мутмаʾинна
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً
«(Праведному верующему скажут:) О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу довольной и нашедшей довольство (Аллаха)!» (Сура «Аль-Фаджр», аяты 27-28)
Здесь Всевышний обращается к нафс аль-мутмаинна. Слово мутмаин здесь употребляется в двух значениях, может обозначать две вещи:
-
Они обрели мутма’ин — это означает, что они довольны решениями Аллаха Всевышнего. Ничто другое не делает их счастливыми. При этом такие люди мало того, что всегда делают лишь то, чем доволен Всевышний, это доставляет им счастье и удовлетворение, поскольку они полностью подчинили себя, свои желания, свою волю воле Всевышнего, так что их счастье, утешение и довольство в том, чем Он доволен. Таким образом, их довольство и счастье в том, чем доволен Всевышний Аллах. Никакие запретные страсти и желания не влекут их более к себе.
-
Мутма’ин означает, что такой нафс достиг состояния безмятежности. Он безмятежен, спокоен, умиротворен, доволен. Очевидно, что речь идет о умиротворенности и безопасности (мутма’ин происходит от слова аман — безопасность и итминан — довольство), которые достигаются не путем удовлетворения своих желаний, а, наоборот, путем воздержания от греха. Более того, такой человек не только не совершает грехи — как в предыдущем случае, преодолевая себя, но у него не появляется даже желания совершить грех. Его нафс настолько подчинился воле Всевышнего, что у него есть только благие, дозволенные желания. Признак того, что у человека есть именно этот вид нафса, в том, что он более не желает совершать грехи. Все части его человеческого естества — в том числе, и животная душа, желают лишь того, чем доволен Аллах, и перестали стремиться к тому, что Он называет запретным и греховным.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
Сказано ли в Коране, что земля Палестины обещана иудеям?
Вопрос: Мне нужно знать, что говорится в Коране об Израиле. Я нахожусь в этой общине, и некоторые иудеи задают вопросы о Коране, говоря, ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Что значит слово «Джаннат»?
Джаннат — это название определённого места, где в следующей жизни будут получать наслаждение верующие люди. И это место, по причине его б...
Должны ли мы слушать Коран, который проигрывается на аудиозаписи?
Вопрос: Ас-саляму ‘алейкум! Я хотел бы уточнить следующее: Если Священный Коран проигрывается на записи (т.е. не вживую), можно ли (при ж...
Комментарии: 0
Правила форума