О дозволенности перевода Корана и атрибутов муташабихат
О дозволенности перевода Корана и атрибутов муташабихат
Перевод Корана на другие языки стал актуальным фикховым вопросом в начале XX-го века, когда страны Запада активно колонизировали мусульма...
6 967
25 февраля, 20

О дозволенности перевода Корана и атрибутов муташабихат

6 967
25 февраля, 20
АВТОР ЦИКЛА
О дозволенности перевода Корана и атрибутов муташабихат
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Хвала Аллаху, ниспославшему нам Свое слово, и мир и благословение лучшему из людей, а также его сподвижникам и всем, кто следует их пути.
 
Хвала Аллаху, публикация авторского тафсира почти закончилась на нашем сайте, и мы просим у Аллаха помощи и поддержки, чтобы эта работа завершилась, а сам труд был бы принят Аллахом и все участники нашли бы его на весах своих деяний.
 
Фактически это первый суннитский смысловой перевод на русский язык, и это не могло не вызывать определенную критику как относительно частных моментов перевода, так и относительно факта перевода как такового: люди стали отмечать, что нельзя переводить Коран на другие языки.
 
Мы постараемся в этой статье ответить на два вопроса:
 
1) можно ли с точки зрения ханафитского фикха переводить Коран и
 
2) можно ли переводить буквально сыфаты муташабихат.
 
Перевод Корана на другие языки стал актуальным фикховым вопросом в начале XX-го века, когда страны Запада активно колонизировали мусульман. Многие мусульманские богословы выступали против подобных переводов, а последний шейх аль-Ислам империи Османов Мустафа Сабри написал уже в Египте книгу «Вопрос перевода Корана».
 
Суть тогдашней проблемы заключалась в том, что колониальные державы хотели оторвать мусульман от их религии, но не обращая их в другую религию открыто, а отделяя их от их религии и фатально ее искажая.
 
Одним из таких фронтов был вопрос о переводе Корана. И сторонники этой идеи считали, что любой перевод Корана на другие языки — это Коран во всех его аспектах: его можно читать в намазе, на основе этого перевода можно делать иджтихад, даже не владея арабским языком.
 
Именно против этих идей и выступил шейх аль-Ислам Мустафа Сабри, и эти идеи в наших реалиях можно назвать «националистическим коранизмом». Безусловно, такие идеи запрещены, а никакие переводы, даже самые лучшие, не могут быть идентичны Корану, и их нельзя читать в намазе, и на основе них человек не может делать иджтихад.
 
Когда мы говорим о переводе Корана, то
 
  • мы говорим о смысловом переводе, то есть это попытка пересказать смысл аятов в краткой форме с опорой на классические тафсиры,
 
  • мы не считаем смысловой перевод идентичным арабскому тексту Корана (и поэтому его нельзя читать в намазе),
 
  • буквальный перевод аятов Корана без учета смысла с опорой на классические тафсиры не дозволен.
 
Что же касается смыслового перевода (тарджама тафсирия), то шейх аль-Ислам Мустафа Сабри сказал, что нет сомнений, что это дозволено[1].
 

Позиция ханафитского мазхаба касательно перевода Корана

 
Имам Ибн аль-Хумам сказал:
 
وَفِيهِ إنْ اعْتَادَ الْقِرَاءَةَ بِالْفَارِسِيَّةِ أَوْ أَرَادَ أَنْ يَكْتُبَ مُصْحَفًا بِهَا يُمْنَعُ وَإِنْ فَعَلَ فِي آيَةٍ أَوْ آيَتَيْنِ لَا ، فَإِنْ كَتَبَ الْقُرْآنَ وَتَفْسِيرَ كُلِّ حَرْفٍ وَتَرْجَمَتَهُ جَازَ
 
«Если человек постоянствует в чтении Корана на персидском языке (в намазе) либо захотел написать мусхаф на нем, то ему это запрещают, а если он сделает это в отношении нескольких аятов, то нет, но если он запишет Коран (на арабском) с переводом каждого аята, то так можно»[2].
 
Подобное также передается и у Ибн Абидина[3].
 
На основе этих текстов ханафитские муфтии разрешают смысловой перевод Корана при условии, что он снабжен арабским текстом Корана.
 

Перевод сыфатов муташибихат

 
Один из доводов против перевода Корана — то, что невозможно избежать перевода аятов с сыфатами муташабихат (например, «истива»), а это, как они утверждают, запрещено.
 
В книге «Аль-Фикх аль-Акбар», которую относят к Абу Ханифе, сказано:
 
وكل شَيْء ذكره الْعلمَاء بِالْفَارِسِيَّةِ من صِفَات الله عز اسْمه فَجَائِز القَوْل بِهِ سوى الْيَد بِالْفَارِسِيَّةِ وَيجوز ان يُقَال (بروىء خد) أَي عز وَجل بِلَا تَشْبِيه وَلَا كَيْفيَّة
 
«Все атрибуты, которые упоминают ученые, можно произносить и на персидском языке, кроме руки (аль-йад), и поэтому можно сказать на персидском: «Лик Аллаха без подобия и образа»».
 
Имам аль-Баяди толкует эти слова в «Ишарат аль-марам»[4] так, что разница между словами «рука» и «лик» в персидском языке заключается в том, что слово «рука» имеет только значение «орган», а слово «лик» имеет большой спектр значений (например, «существование»).
 
На основе этого примера имам аль-Баяди говорит, что если слова «аль-йад», «аль-ваджх», «аль-истива» и подобные при буквальном переводе на какой-то язык имеют спектр переносных значений, то тогда их можно буквально переводить[5].
 
Именно этому принципу мы старались следовать при подготовке смыслового перевода, решив переводить, например, аль-истива как «возвышение», а аль-йад — как «рука», потому что эти слова в русском языке имеют спектр переносных значений. И поэтому, например, фразы на русском языке «он возвысился над сверстниками» или «он прибрал все к своим рукам» имеют переносное значение, а не буквальное.
 
И каждое такое место и в тексте смыслового перевода, и в более расширенном толковании снабжено пояснением, что существование Аллаха не материально и не подобно Его творениям.
 
В целом, даже противники перевода Корана на практике переводят его на уроках, в проповедях или статьях, но делают это плохо и с ошибками, или они прибегают к существующим буквальным переводам, которые не являются богословскими смысловыми переводами.
 
Таким образом, существование качественного богословского смыслового перевода — это необходимость наших дней.
 
Аллах знает лучше.
 
[1] Масъаля таржама аль-Куран, с. 35.
 
[2] Фатх аль-Кадир, 2/47.
 
[3] Радд аль-Мухтар, 1/486.
 
[4] С. 160.
 
[5] Ишарат аль-марам, с. 160.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
3 644
3 февраля, 24
Сказано ли в Коране, что земля Палестины обещана иудеям?
Сказано ли в Коране, что земля Палестины обещана иудеям?
Вопрос: Мне нужно знать, что говорится в Коране об Израиле. Я нахожусь в этой общине, и некоторые иудеи задают вопросы о Коране, говоря, ...
18 422
23 октября, 23

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В чем опасность произвольного толкования Корана?
В чем опасность произвольного толкования Корана?
Дело в том, что для определения правильного толкования аятов Корана, важно обратиться к тому пониманию аятов, которое было у сподвижников...
4 286
15 марта, 19
Девять удивительных фактов о Коране, которые поражают воображение
Девять удивительных фактов о Коране, которые поражают воображение
Здесь приведены только некоторые научные факты, которые можно найти в Коране. Следует отметить, что Коран – это не учебник по какой-то на...
47 751
15 февраля, 19