СТАТЬИ
Вопросы и ответы о Раджабе
Ин ша Аллах, приближается наступление благословенного месяца Раджаб. В связи с этим на мусульманских сайтах и в соцсетях появилось большо...
Вопросы и ответы о Раджабе
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, братья и сестры!
Ин ша Аллах, приближается наступление благословенного месяца Раджаб. В связи с этим на мусульманских сайтах и в соцсетях появилось большое количество различных сообщений, где говорится о желательности и достоинствах поста, особого намаза или дуа в определенные дни месяца Раджаб. Однако, далеко не все эти сообщения достоверны и подходят для распространения и практики. Далее мы, ин ша Аллах, рассмотрим некоторые из этих моментов.
1. Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб
Вопрос: Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?
Ответ:
Анас ибн Малик передает, что Пророк ﷺ читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:
اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ
Аллахумма барик ляна фи Раджабин ва Шаъбана ва баллигна Рамадана
О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.
«Шу’абуль Иман», хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, «Мухтасар Заваид» Баззар, хадис 662, также см. «Аль-Азкар», хадис 549
Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством есть крайность.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость («Аль-Азкар», хадис 549).
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба («Латаиф», с. 172).
Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (да смилуется над ним Аллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае («Тазкиратуль Маудуат», с. 117).
Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать. («Мустадрак» Хакима, начало главы о дуа и «Натаиджуль Афкар» хафиза Ибн Хаджара, т. 5, с.291)
2. Пост в первые три дня месяца Раджаб
Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.
Ответ:
Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать. (См. «Джамиу с-Сагыр», хадис 5051, «Файдуль Кадир» и «Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр». Также см. «Аль-Мугыр» Ахмада Сиддика аль-Гумари).
Однако, Мулла Али Кари (да смилуется над ним Аллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб. («Аль-Адаб фи Раджаб», с. 30)
3. Просьбы о прощении во время Раджаба
Вопрос: Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса: «Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов: «Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан 'абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур»?
Ответ:
Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. «Аль-адаб фи Раджаб», с. 39).
Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.
Мулла Али Кари (да смилуется над ним Аллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб («Аль-Адаб фи Раджаб», с. 38).
4. Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) – достоверно ли это?
Вопрос: Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк ﷺ, поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка ﷺ. В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?
Ответ:
Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.
Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) пишет:
«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». («Латаифуль Маариф», с. 228).
Также см. «Табинуль Аджаб» Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; «Тазкиратуль Маудуат» аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, «Аль-Масну’» Муллы Али Кари, с. 259, хадис 464, «Аль-Асаруль Марфу’а» шейха Абдуль Хайя Лякнави, с. 44 и 48; «Раддуль Мухтар» (Ибн Абидина), т. 2, с. 26.
5. Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб
Вопрос: Пожалуйста, проверьте следующий хадис: «Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в Раю».
Ответ:
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты. (См. «Табиинуль Аджаб» ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)
6. Вымышленный хадис о месяце Раджаб
Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, так что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на День ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху...».
Ответ:
Имам ат-Табарани (да смилуется над ним Аллах) и другие мухаддисы записали это сообщение («Аль-Муджамуль Кабир», хадис 5538).
Имам Байхаки (да смилуется над ним Аллах) отрицал подлинность этого хадиса.
Хафиз аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.
7. Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба
Вопрос: Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?
Ответ:
Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.
Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. («Фатхуль Бари», т. 7, с. 254-255, хадис 3887).
Один из муфассиров (толкователей Корана) имам Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) предпочел мнение, что Ми’радж произошел в месяце Рабиуль-ахыр. (Тафсир Куртуби, т. 5, с. 551).
Мухаммад Шафи (да смилуется над ним Аллах) согласился с его мнением и сказал: «Мухаддисы не остановились на конкретной дате (Ми’раджа), хотя 27-е число Раджаба есть наиболее известное мнение» («Ма’арифуль Куран», т. 5, с. 443, также см. «Сырат-и-Мустафа», т. 1, с. 288).
Хафиз ибн Абдуль Барр (да смилуется над ним Аллах) согласился, что это произошло в месяце Раджаб, и имам ан-Навави согласился с его мнением в «Ар-Рауда».
Однако в своих фетвах и комментариях на Сахих Муслим имам ан-Навави предпочел месяц Рабиуль-ахыр для этой даты, а иногда склонялся к мнению, что это произошло в Рабиуль-Авваль.
Из вышесказанного ясно, что ученые не склонялись к какой-то конкретной дате. Это подтверждает муфтий Мухаммад Таки Усмани в своей книге «Исламские месяцы».
Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (да хранит его Аллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:
«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».
8. Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?
Вопрос: У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?
Ответ:
Большинство мусульман считают, что Пророк ﷺ вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.
Аз-Зуркани (да смилуется над ним Аллах) приводит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-Авваль, Рабиуль-Ахир, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (да смилуется над ним Аллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-Авваль.
Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка ﷺ передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка ﷺ, так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала).
Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.
И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи. («Фатава Махмудийя», 3/283-285, Фарукия), («Исламские месяцы», 49-63, Маариф).
Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.
9. Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба
Вопрос: Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?
Ответ:
Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.
Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб — это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-Када, Зуль-Хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. («Табийнуль Аджаб», с. 7-11, «Латаифуль Маариф», с. 228, «Аль-Адаб фи Раджаб», с. 25).
В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.
Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (да хранит его Аллах) написал в статье о Мирадже:
«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (да смилуется над ним Аллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.
А Аллах знает лучше.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
Является ли сунной произносить азан в ухо новорождённому
Слуга Пророка ﷺ Абу Рафи' говорит: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ произносил азан в ухо Хасана (да будет доволен им Аллах), когда его р...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Какого числа родился наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
Точная дата рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является предметом дискуссий среди историков и ученых. Ибн Джаузи...
О месяце Рабиуль-авваль и оживлении Сунны - Муфтий Таки Усмани
Поднятые в этой лекции вопросы актуальны если не для всех, то для большинства из нас, и мы надеемся, что ответив на них себе искренне и ч...
Комментарии: 3
Правила форума