Бид’а

Бид’а

1 620
7 июля, 22
Скачать
Бид'а — («то, чего ранее не было и что появилось позже») — новшества, которые были введены в исламскую религию после Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников.
 

Известны 2 определения «бид'а»:

 
Считать нововведением все, что появилось в мусульманском обществе после Пророка.
 
Многие ученые (аш-Шафии, аль-Байхаки, аль-Газали, ан-Навави, Ибн Хаджар) разделяют все бид'а на «хорошие» и «плохие».
 
  1. «Хорошим» нововведением («бид'а аль-хасана») называют все, что не противоречит положениям Корана и Сунны (огласовки Корана, точки в тексте Корана, составление сборников по различным наукам и т. п.), а «плохим» («бид'а ас-саййиа») — все, что противоречит им.

    Бид'а стали фигурировать в правовых вопросах в виде традиционной терминологии (ваджиб, мандуб, мубах, макрух, харам). Например, изучение грамматики арабского языка, методологии фикха стало обязательным (ваджиб) бид'а, а воззрения некоторых сект, противоречащие суннитскому вероучению, названы запретными (харам) бид'а. Сторонники этой точки зрения обосновывают ее хадисами и действиями сподвижников.
     
  2. Нельзя называть «бид'а аль-хасана» то, что имеет основу в Коране и Сунне, что подтверждается аятами Корана и хадисами:

    «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Сура «Аль-Маида», 5:3)

    «Всякое новшество — нововведение (бид'а), всякое бид'а — заблуждение, и всякое заблуждение — в Огонь» (Муслим. Джума 43; Абу Давуд. Сунна 5; Ибн Маджа. Мукаддима 7);

    «...Лучшая речь — Книга Аллаха, и лучшее руководство (худа) — руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей — нововведения (бид'а), и всякое нововведение — заблуждение, и всякое заблуждение — в Огонь». (Ан-Hacaи. ас-Сунан. Салят аль-Идайн. Баб кейфа Аль-Хутба. 1560; сообщения с тем же смыслом были переданы Ахмадом, Абу Давудом и Ибн Маджа);

    «Кто бы ни внес нововведения в это наше дело (Ислам), это будет отвергнуто». (Муслим. Джума 1718, 3242).
 
Таким образом, нельзя считать бид'а, упомянутое в исламских первоисточниках, даже если эти положения получили развитие. Примеры — сооружение минаретов, школ, написание книг: если их в современном смысле и не было во времена Пророка, то основы их существовали и поощрялись им: на молитву мусульман созывали с возвышенностей, он обязывал последователей учиться и направлял учителей.
 
Бид'а можно считать только нечто принципиально новое, не оговоренное в Коране и Сунне. Например, поминать покойников добром по Сунне можно, но справление 40 дней или годовщин — бид'а. Обе группы исследователей проблемы бид'а сходятся в том, что нововведения, противоречащие духу религии, должны быть отвергнуты.
 
Проблематичным оказывается субъективная оценка «хорошего» и «плохого» бид'а и возможность под видом бид'а представить в качестве исламских некоторые национальные традиции и обычаи.