Недозволенные дуа
Недозволенные дуа
Основа в этом теме — исследование имама аль-Карафи, на исследования которого, хоть он и был маликитом, ханафитские факихи, такие как Ибн ...
25 406
8
4 февраля, 19

Недозволенные дуа

25 406
8
4 февраля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Недозволенные дуа
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Муфтий Мухаммад Таки Усмани: Дуа во время земного поклона (саджда) В какое время и в каком месте наши дуа наверняка будут приняты?
Дуа — это мольба раба к своему Создателю и проявление рабской сущности перед Господом небес и земли. Есть много аятов и хадисов о достоинстве дуа.
 
Приведем в этой статье лишь несколько из них.
 
Всевышний Аллах сказал:
 
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ
 
“Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне”[1].
 
Всевышний Аллах сказал:
 
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ ۚ
 
“Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам””[2].
 
وَعَن النُّعْمَان بن بشير رَضِي الله عَنْهُمَا عَن النَّبِي صلى الله عَلَيْهِ وَسلم قَالَ (الدُّعَاء هُوَ الْعِبَادَة) ثمَّ قَرَأَ {وَقَالَ ربكُم ادْعُونِي أَسْتَجِب لكم إِن الَّذين يَسْتَكْبِرُونَ عَن عبادتي سيدخلون جَهَنَّم داخرين
 
От ан-Нумана ибн Башира (да будет доволен Аллах ими обоими), от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) [передается], что он сказал: “Дуа — это поклонение”.
 
А затем он прочитал аят: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»[3]”.
 
Из этих текстов Корана и Сунны видно, что Всевышний Аллах повелевает совершать дуа, и дуа — это суть поклонения: поклонение — просить Создателя с убеждением, что только Он может тебе помочь и решить твою проблему.
 
Но также следует не забывать о словах Всевышнего Аллаха:
 
قَالَ رَبِّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أَسْأَلَكَ مَا لَيْسَ لِي بِهِ عِلْمٌ
 
“Он сказал: “Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю””[4].
 
И на основе этого аята имам аль-Карафи аль-Малики[5] сделал вывод, что, перед тем как прочитать дуа, человек должен знать, можно ли просить то, что он хочет попросить, а основа в дуа — это запрет, пока не будет доказано обратное. И, хотя это спорное правило, как Ибн аш-Шаат[6] указал в примечании к нему, и основа — в том, что дуа желательно, кроме того, что запрещено, этой теме все равно необходимо выделить отдельную статью.
 
Основа в этом теме — исследование имама аль-Карафи, на исследования которого, хоть он и был маликитом, ханафитские факихи, такие как Ибн Амир аль-Хадж и Ибн Абидин опирались с некоторыми расхождениями в частных моментах, на которые мы также укажем. Поэтому в рамках этой статьи мы тоже будем ссылаться на имама аль-Карафи.
 
1. Нельзя просить в дуа то, что обычно невозможно достичь человеку[7], кроме пророков, потому что у них часто бывают особые чудеса (муджизат), поэтому для них такие дуа не будут запретны[8]. Отсюда также исключаются праведник, у которого бывают свои чудеса (карамат), и ситуация, когда обычный человек просит чудес, но смысл его дуа — стать вали Аллаха, а не само чудо. В этих трех случаях не будет запрета для такого дуа[9].
 
Исламские ученые делят решения на три категории:
 
  • решения разума,
  • решения опыта
  • и решения Шариата.
 
Например, согласно разуму невозможно, чтобы одно тело находилось в двух местах одновременно, и обязательно, чтобы любое тело занимало место в пространстве. Это пример обязательного и невозможного с позиции разума.
 
Пример обязательного с точки зрения опыта — это дыхание для жизни или прием пищи. Иными словами, если человек не будет есть, то с точки зрения опыта он умрет, но с точки зрения разума Всевышний может создавать в нем жизнь и без дыхания и еды.
 
Пример шариатского решения — обязательность намаза или попадание неверующих навечно в Ад. С точки зрения разума Всевышний Аллах мог ввести неверующих в Рай, но после установления решения Ислама об их участи верить в такую возможность в реальности будет неверием.
 
С точки зрения опыта невозможно зачать женщине без половой близости, но с точки зрения разума Аллах может создать плод в утробе матери и без отца, и это в Шариате подтверждается случаем с Исой (мир ему).
 
Итак, нельзя просить в дуа то, что с точки зрения обычного опыта невозможно: например, просить ребенка без супружеской близости, или просить жить без дыхания или еды, или просить плоды без самого дерева, или просить абсолютного здоровья, чтобы вообще никогда человек ничем не болел, ведь такого не бывает на практике, или чтобы человек никогда не испытывал никаких трудностей, потому что человек будет испытывать трудности смерти и могилы[10].
 
Поэтому, когда человек просит в дуа защиты от трудностей или болезней, то подразумеваются некоторые из них или большая их часть, но не абсолютно все[11].
 
Причина для такого запрета связана с тем, что дуа — это возвеличивание Аллаха, а такие просьбы противоречат этому[12], и с тем, что Всевышний Аллах установил события в этом мире в определенном порядке, и поэтому дуа о нарушении этого порядка — это проявление плохого адаба в отношении Аллаха и Его установлений.
 
2. Нельзя просить то, что с точки зрения Шариата невозможно: например, увидеть Аллаха в этом мире или просить прощения грехов для неверующих[13], и имам аль-Карафи указывает, что последнее дуа — это неверие, и Ибн Амир аль-Хадж соглашается с ним.
 
Что касается дуа о прощении всех грехов для всех мусульман, то имам аль-Карафи указывает, что по шариатским текстам часть мусульман будет в Аду за свои грехи, так что в Шариате существует довод на то, что грехи части мусульман не будут прощены, а просить то, что противоречит шариатским текстам, нельзя, потому что в этом заключена просьба о нарушении сказанного, а это невозможно[14].
 
Ибн Амир аль-Хадж говорит, что этот вопрос основан на теоретической возможности нарушения обещанного в Писании, и многие ашариты склоняются к тому, что теоретически это может быть, хотя на практике никогда не произойдет, а другие ученые говорят, что ни теоретически, ни практически это не может произойти, поэтому просьба о прощении всех верующих от всех грехов — это просьба о нарушении обещанного.
 
Поэтому те, кто запрещает читать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам, основываются на том, что кто-то из мусульман точно попадет в Ад. А кто дозволяет такое, говорит, что речь идет о теоретической такой возможности, а не о том, что это произойдет[15].
 
Но, в целом, непонятно, зачем просить то, что однозначно не сбудется и не может в реальности произойти, и поэтому дуа о прощении мусульман и верующих — это ограниченное обобщение. И поэтому, даже если человек говорит: «О Аллах, прости мусульманам», — или: «всем мусульманам», — то пока человек не имеет в виду просьбу, чтобы никто вообще не попадал в Ад, запрета не будет согласно обоим мнениям[16]. Аллах знает лучше.
 
Мнение же автора «Сорих аль-баян»[17], что такое дуа будет куфром, — это крайность, потому что имам аль-Карафи передает это как дуа, которое запретно, но не куфр.
 
3. Нельзя просить то, что с точки зрения разума невозможно: например, находиться в двух местах одновременно[18].
 
4. Нельзя просить то, что уже есть у человека и в чем нет никакой пользы. Например, таково дуа мужчины, чтобы Аллах сделал его мужчиной, но если человек здоров, то он может просить здоровья, а верующий просить веры и следования истинному пути, потому что это проявление постоянной нужды в Аллахе и проявление рабской сущности.
 
5. Нельзя просить об установлении в Шариате того, что уже установлено. Например, это дуа о том, чтобы намаз стал обязательным, потому что в таком дуа нет смысла и оно близко к издевательству[19].
 
6. Нельзя делать дуа, связывая это с Волей Аллаха, то есть слова: “О Аллах, прости меня, если хочешь”, — или: “Прости, если ты предопределил”, — потому что в этом дуа проявляется отсутствие нужды в Аллахе[20].
 
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " لَا يَقُولَنَّ أَحَدُكُمُ : اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي، اللَّهُمَّ ارْحَمْنِي إِنْ شِئْتَ. لِيَعْزِمِ الْمَسْأَلَةَ ؛ فَإِنَّهُ لَا مُكْرِهَ لَهُ
 
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) [передается], что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Пусть никто из вас не говорит: “О Аллах, прости меня”, — или: “О Аллах, помилуй меня, если Ты хочешь”, — но проси настойчиво, потому что никто не может Его заставить”[21].
 
7. Нельзя делать дуа против человека, который не является притеснителем, потому что обычно человек не свободен от греха и дуа против него может стать причиной наказания для этого человека, но совершивший такое дуа против него будет притеснителем[22].
 
Что касается дуа против притеснителя, то Всевышний Аллах сказал:
 
وَلَمَنِ انتَصَرَ بَعْدَ ظُلْمِهِ فَأُولَـٰئِكَ مَا عَلَيْهِم مِّن سَبِيلٍ
 
“Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо”[23].
 
Это указывает на дозволенность такого дуа, но Всевышний Аллах также сказал:
 
وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَٰلِكَ لَمِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
 
“А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость”[24].
 
Поэтому лучше будет простить притеснителя, а еще лучше сделать дуа о том, чтобы Аллах даровал ему тауфик покаяться и измениться[25].
 
Но еще большее притеснение — знать, что человек не будет отвечать и защищаться, и поэтому еще больше притеснять его[26].
 
Особенно это актуально для супругов, когда притеснение одной из сторон толкает другую к отчаянию, ненависти и жажде мести. Пусть Аллах защитит нас.
 
8. Нельзя делать дуа, чтобы другой человек впал в куфр или совершил какой-то грех, из ненависти к этому человеку[27].
 
9. Нельзя (макрух тахрими) совершать в намазе дуа не на арабском языке, а вне намаза предпочтительнее совершать дуа на арабском языке[28].
 
10. Не следует читать дуа в местах, где есть нечистоты (наджаса), а также местах греха и запретных развлечений. И не следует совершать дуа, когда человек сильно хочет спать, хочет справить нужду или когда на нем нечистоты (наджаса)[29].
 
11. Не следует употреблять формы дуа на автомате, как обычную часть речи, не намереваясь этим приближаться к Аллаху, как некоторые торговцы используют салават или зикр в рекламе своих товаров[30].
 
12. Не следует переходить границы в дуа.
 
عَنِ ابْنٍ لِسَعْدٍ أَنَّهُ قَالَ : سَمِعَنِي أَبِي وَأَنَا أَقُولُ : اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَنَعِيمَهَا وَبَهْجَتَهَا، وَكَذَا وَكَذَا، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ وَسَلَاسِلِهَا وَأَغْلَالِهَا، وَكَذَا وَكَذَا، فَقَالَ : يَا بُنَيَّ، إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : " سَيَكُونُ قَوْمٌ يَعْتَدُونَ فِي الدُّعَاءِ، فَإِيَّاكَ أَنْ تَكُونَ مِنْهُمْ ". إِنَّكَ إِنْ أُعْطِيتَ الْجَنَّةَ أُعْطِيتَهَا وَمَا فِيهَا مِنَ الْخَيْرِ، وَإِنْ أُعِذْتَ مِنَ النَّارِ أُعِذْتَ مِنْهَا وَمَا فِيهَا مِنَ الشَّرِّ.
 
Сын Саада передает, что его отец слышал, как он говорит: “О Аллах, я прошу у тебя Рая, его благ и наслаждений, и то-то, и то-то, и прошу у Тебя защиты от Ада, его цепей, и от того-то, и от того-то”.
 
И он сказал: “Сынок, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Будет группа, которая будет переходить границы в дуа, и остерегаю тебя быть из их числа”.
 
Если тебе будет дарован Рай, то будут дарованы и все блага в нем, а если ты будешь защищен от Ада, то будешь защищен и от всех мучений Ада”[31].
 
И следует читать дуа в умеренной форме и без воплей, в отличие от того, что принято у некоторых сект. Не надо усердствовать в рифмованных дуа и хотеть произвести впечатление на других[32].
 
Следует читать дуа о том, что беспокоит сердце, и не полагаться только на заученные дуа, которые произносятся на автомате без вникания в их смысл[33].
 
13. В конце намаза после ташаххуда и салавата следует произносить дуа, которые передаются в Коране и Сунне. А если человек читает дуа, которое не передается ни в Коране, ни в Сунне, и дуа содержит себе то, что обычно могут просить и у людей, то такой намаз нарушается: например, если человек просит в намазе бананы, машину или определенную женщину и это было произнесено до последнего сидения, то намаз нарушается, а если после, то это действие будет макрух тахрими[34].
 
Если же это будет дуа о прощении грехов, даже если для определенного человека, то намаз будет действителен, потому что невозможно просить прощения грехов у рабов[35].
 
Если человек будет просить пропитания в общей форме, то намаз это не нарушает, а если назовет определенную сумму, то нарушит[36].
 
Если человек прочитает дуа: “О Аллах, накажи притеснителей”, — то намаз это не нарушает, а если он будет проклинать определенного человека по имени, то нарушит, потому что это уже будет считаться чужеродной речью[37].
 
В намазе следует ограничиваться выученными дуа, чтобы случайно не произнести то, что может нарушить намаз, а вне намаза лучше совершать произвольное дуа, чтобы быть более искренним[38].
 
14. Нельзя делать дуа с просьбой о своей смерти.
 
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " لَا يَتَمَنَّيَنَّ أَحَدُكُمُ الْمَوْتَ مِنْ ضُرٍّ أَصَابَهُ، فَإِنْ كَانَ لَا بُدَّ فَاعِلًا فَلْيَقُلِ : اللَّهُمَّ أَحْيِنِي مَا كَانَتِ الْحَيَاةُ خَيْرًا لِي، وَتَوَفَّنِي إِذَا كَانَتِ الْوَفَاةُ خَيْرًا لِي ".
 
От Анаса (да будет доволен им Аллах) [передается]: “Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Пусть никто из вас не желает смерти из-за трудностей, которые случились с ним. Если же не может не сказать, то пусть скажет: “О Аллах, если в моей жизни есть благо, то пусть я буду жить, а если в моей смерти есть благо, то умертви меня””[39].
 
 
[1] Коран, 2:186.
 
[2] Коран, 40:60.
 
[3] Коран, 40:60.
 
[4] Коран, 11:47.
 
[5] Аль-Фурук, 4/207.
 
[6] Идрар аш-шурук, 4/206.
 
[7] Ибн Абидин, 3/400.
 
[8] Аль-Фурук, 4/210.
 
[9] Аль-Фурук, 4/210.
 
[10] Ибн Абидин, 3/400.
 
[11] Ибн Абидин, 3/400.
 
[12] Аль-Фурук, 4/209.
 
[13] Ибн Абидин, 3/401.
 
[14] Аль-Фурук, 4/220.
 
[15] Ибн Абидин, 3/402-403.
 
[16] Хальбат аль-Муджали, 2/197.
 
[17] С. 217.
 
[18] Аль-Фурук, 4/208.
 
[19] Аль-Фурук, 4/215; Ибн Абидин, 3/401.
 
[20] Аль-Фурук, 4/223.
 
[21] Бухари, №6339.
 
[22] Аль-Фурук, 4/228.
 
[23] Коран, 42:41.
 
[24] Коран, 42:43.
 
[25] Аль-Фурук, 4/228.
 
[26] Аль-Фурук, 4/229.
 
[27] Аль-Фурук, 4/231.
 
[28] Ибн Абидин, 4/399.
 
[29] Аль-Фурук, 4/233.
 
[30] Аль-Фурук, 4/233.
 
[31] Абу Дауд, №1480.
 
[32] Файд аль-Кадир, 4/130.
 
[33] Ибн Абидин, 3/405.
 
[34] Ибн Абидин, 3/405-6.
 
[35] Ибн Абидин, 3/406.
 
[36] Ибн Абидин, 3/407.
 
[37] Ибн Абидин, 3/408.
 
[38] Аль-Бахр ар-раик, 1/580.
 
[39] Бухари, №5671.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 781
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

Комментарии: 8

Правила форума
Al  Almaty
Al Almaty
0
То есть, просить о прощении ВСЕХ мусульман нельзя?
И ещё вопрос. То есть, даже чисто теоритически, невозможно ПОЛНОСТЬЮ избежать мук могилы, не зависимо от дел и праведности (я само собой не говорю, что я праведник), и следовательно нельзя просить о ПОЛНОМ избавлении мук?
5 февраля, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
1
Ассаляму алейкум!

1. "Поэтому те, кто запрещает читать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам, основываются на том, что кто-то из мусульман точно попадет в Ад. А кто дозволяет такое, говорит, что речь идет о теоретической такой возможности, а не о том, что это произойдет[15]".

Это вопрос ихтиляфа. Одни ученые запрещают, другие разрешают.

2. Желательно делать дуа о защите от могильных мук.
6 февраля, 19
Al  Almaty
Al Almaty
0
ДжазакаЛлаху Хайран.
6 февраля, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа ийака.
6 февраля, 19
Al  Almaty
Al Almaty
0
Можно ли просить постоянно о бытовых делах? Помощь в Дом работе, в разговоре с людьми, чтобы автобус быстрее пришёл, чтобы сабр прибавился и т.п.
Просто я уже взял это в привычку. Это не будет издевательством над Аллахом?
5 февраля, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
<p>Можно. Издевательством не будет.</p>
6 февраля, 19
AbdAllah Sherzod
AbdAllah Sherzod
0
Assalamu 3laykum, устаз, в первом пункте почти в конце исправьте: [и поэтому дуа о нарушении это порядка] insha'Allah
16 февраля, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям. Исправили. Джазака Аллаху хайран!
16 февраля, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дозволенное и запретное в нашем питании
Дозволенное и запретное в нашем питании
Недавно на сайте Azan.ru была опубликована новость о том, что Духовное управление мусульман Казахстана лишило популярную сеть ресторанов ...
19 412
6
28 января, 19
Можно ли быть богатым по Исламу?
Можно ли быть богатым по Исламу?
Вопрос: Если человек зарабатывает дозволенным образом и выплачивает закят, он может накопить богатство? Что говорится об этом в шариате? ...
3 658
23 января, 19