СТАТЬИ
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
Вопрос: Что можно ответить человеку, который спрашивает – почему ношение бороды считается Сунной и обычаем Ислама, хотя иудеи или индусы ...
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
Вопрос: Что можно ответить человеку, который спрашивает – почему ношение бороды считается Сунной и обычаем Ислама, хотя иудеи или индусы также носят длинные бороды? Дайте, пожалуйста, развернутый ответ.
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Этот вопрос проистекает из непонимания того, что можно считать Сунной. Далее мы обратим внимание на следующие моменты:
1) Наличие какого-то действия или обычая в другой религии не всегда означает, что это действие запрещено в Исламе. Тем более, надо отметить, что иудеи и христиане – это люди Писания, которые следуют за пророками Мусой (мир ему) и Исой (мир ему). Некоторые ученые также считали людьми Писания и индуистов, которые, возможно, некогда получили свою религию от одного из пророков Аллаха (хотя и исказили ее впоследствии)[1].
В Коране сказано об этом:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ فَمِنْهُمْ مَنْ هَدَى اللَّهُ وَمِنْهُمْ مَنْ حَقَّتْ عَلَيْهِ الضَّلَالَةُ
Мы отправляли к каждой общине посланника (который говорил своему народу): «Поклоняйтесь (только) Аллаху и сторонитесь тагута (всего, чему поклоняются, помимо Аллаха)!» Среди них (народов) есть те, кого Аллах наставил на истинный путь, и те, кому было предустановлено заблуждение. (Сура «Ан-Нахль», аят 36).
Некоторые наши ученые видели пророчества о приходе последнего Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) в индийских священных книгах, таких как Веды и Пураны[2], поскольку каждая религия могла изначально быть основана на учении пророков, посланных Всевышним. Поэтому наш Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) в некоторых действиях подражал действиям иудеев и христиан, пока ему не бывали ниспосланы указания от Аллаха (как поступать в таком случае)[3].
Разумеется, впоследствии первоначальные учения пророков Всевышнего были искажены по разным причинам.
Ибн Касир сообщает нам основной принцип относительно того, как относиться к различным практикам, полученным не из исламских священных текстов:
فَأَمَّا مَا شَهِدَ لَهُ شَرْعُنَا بِالصِّدْقِ فَلَا حَاجَةَ بِنَا إِلَيْهِ اسْتِغْنَاءً بِمَا عِنْدَنَا، وَمَا شَهِدَ لَهُ شَرْعُنَا مِنْهَا بِالْبُطْلَانِ فَذَاكَ مَرْدُودٌ لَا يَجُوزُ حِكَايَتُهُ إِلَّا عَلَى سَبِيلِ الْإِنْكَارِ وَالْإِبْطَالِ
«Что касается вещей (практик и мнений других религий), правильность которых подтверждается нашим шариатом, у нас нет никакой потребности (прибегать к ним), поскольку учения нашей религии достаточно для нас. Относительно тех вещей (действий и практик), которые отвергаются нашим шариатом как ложные: нам нельзя обращаться к ним или передавать их, как только с целью опровержения их и осуждения их ошибочности»[4].
Таким образом, действия и практики (иных религий), которые одобряются в нашем шариате, являются частью универсальной религии Аллаха, ниспосланной нам через Его любимых пророков и посланников (мир им всем).
2) Отпускание бороды упоминается в шариате как часть фитры, естественных качеств человека. Борода – это естественный признак, дарованный человеку Аллахом, так что тот человек, который отращивает бороду, даже если он делает это из религиозных соображений, просто следует требованиям своего естества.
Посланник Аллаха (салляллаху aлейхи ва саллям) сказал:
عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ: قَصُّ الشَّارِبِ، وَإِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ، وَالسِّوَاكُ، وَاسْتِنْشَاقُ الْمَاءِ، وَقَصُّ الْأَظْفَارِ، وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ، وَنَتْفُ الْإِبِطِ، وَحَلْقُ الْعَانَةِ، وَانْتِقَاصُ الْمَاءِ
«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой».[5].
Если мы откажемся носить бороду, поскольку ее ношение есть подражание иудеям или индуистам, то наличие, к примеру, зубов или волос также делает нас похожими на остальных людей – иудеев, христиан, индуистов и прочих. Разве от нас требуется, чтобы мы удалили себе зубы или волосы, чтобы не подражать им?
3) Во время жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) среди неверующих (кроме тех, кто следовал божественным Писаниям – христиан и иудеев) было принято подстригать бороду или сбривать ее. Это видно из хадисов:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «جُزُّوا الشَّوَارِبَ، وَأَرْخُوا اللِّحَى خَالِفُوا الْمَجُوسَ»
Посланник Аллаха (салляллаху aлейхи ва саллям) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, и, таким образом, вы не будете уподобляться огнепоклонникам»[6]
Передается от Ибн `Умара (радыАллаху анху), что Посланник Аллаха (салляллаху aлейхи ва саллям) сказал:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: " خَالِفُوا المُشْرِكِينَ: وَفِّرُوا اللِّحَى، وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ " وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ: «إِذَا حَجَّ أَوِ اعْتَمَرَ قَبَضَ عَلَى لِحْيَتِهِ، فَمَا فَضَلَ أَخَذَه
«Поступайте противоположно тому, что делают язычники. Отпускайте бороды и подстригайте усы». Передатчик хадиса от Ибн `Умара добавляет: «Всякий раз, когда Ибн `Умар совершал хадж или умру, он обхватывал свою бороду рукой и обрезал все, что оставалось снаружи».[7]
В заключение скажем, что повеление отпускать бороду является тем, что Посланник Аллаха (салляллаху aлейхи ва саллям) велел нам делать непосредственно;
Таким образом, это установление становится частью нашей религии, независимо от того, кто еще (из немусульман) поступает подобным образом.
А Аллах знает лучше.
[1] См. Д-р З.Хак, «Пророк Мухаммад (салляллаху aлейхи ва саллям) в индийских Писаниях», https://www.cyberistan.org/islamic/prophhs.html
[2] Там же.
[3] قال البخاري في صحيحه:
حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ بُكَيْرٍ، حَدَّثَنَا اللَّيْثُ، عَنْ يُونُسَ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، قَالَ: أَخْبَرَنِي عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، «أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، كَانَ يَسْدِلُ شَعَرَهُ، وَكَانَ المُشْرِكُونَ يَفْرُقُونَ رُءُوسَهُمْ، فَكَانَ أَهْلُ الكِتَابِ يَسْدِلُونَ رُءُوسَهُمْ، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُحِبُّ مُوَافَقَةَ أَهْلِ الكِتَابِ فِيمَا لَمْ يُؤْمَرْ فِيهِ بِشَيْءٍ، ثُمَّ فَرَقَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَأْسَهُ» (البخاري، ٣٥٥٨، كتاب المناقب)
قال الحافِظ في الفتح:
قَوْلُهُ فِيمَا لَمْ يُؤْمَرْ فِيهِ بِشَيْءٍ أَيْ فِيمَا لَمْ يُخَالِفْ شَرْعَهُ لِأَنَّ أَهْلَ الْكِتَابِ فِي زَمَانِهِ كَانُوا مُتَمَسِّكِينَ بِبَقَايَا مِنْ شَرَائِعِ الرُّسُلِ فَكَانَتْ مُوَافَقَتُهُمْ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ مُوَافَقَةِ عُبَّادِ الْأَوْثَانِ (فتح الباري تحت حديث ٣٥٥٨)
[4] Аль-Бидая ва н-Нихая, т. 1, с. 15, Дар Ибн Раджаб
[5] Муслим, 261, Книга Очищения.
[6] Там же, 260
[7] Бухари, 5892, Книга об одежде.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
Борода в ханафитском мазхабе: желательно или обязательно?
Учёные ханафитского мазхаба считают обязательным отпускать бороду до длины в обхват кулака и рекомендуют подстригать её, если она превыша...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Желательный (нафиль) намаз в автомобиле (транспорте)
В наш век суеты и спешки очень уместно будет вспомнить о следующей Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Абдуллах ибн Умар (...
Посещение кладбищ – как это правильно делать?
Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ: Хотелось бы узнать – какой метод посещения кладбищ соответствует С...
Комментарии: 0
Правила форума