Борода в ханафитском мазхабе: желательно или обязательно?
Борода в ханафитском мазхабе: желательно или обязательно?
Учёные ханафитского мазхаба считают обязательным отпускать бороду до длины в обхват кулака и рекомендуют подстригать её, если она превыша...
5 307
1
9 августа, 24

Борода в ханафитском мазхабе: желательно или обязательно?

5 307
1
9 августа, 24
АВТОР ЦИКЛА
Борода в ханафитском мазхабе: желательно или обязательно?
Замиль ар-Рахман
Автор:
ЗАМИЛЬ АР-РАХМАН
Муфтий
Basair.net
Источник:
BASAIR.NET

Официальный блог сайта Deoband.org

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?

Позиция ханафитского мазхаба в отношении бороды

Критика статьи доктора Салаха Абуль-Хаджа
 
Автор: Муфтий Замиль ар-Рахман
 
Доктор Салах Абуль-Хадж, ханафитский исследователь, живущий в Иордании, написал работу о постановлении относительно ношения бороды в ханафитском мазхабе, она называется «Хукм Касс аль-лихья ва халкиха ‘индаль-Ханафийя» («Постановление относительно подстригания и бритья бороды согласно ханафитскому мазхабу»)[1]. Он приходит к выводу, что бритьё или подстригание бороды менее чем на длину в охват кулака в принципе просто нежелательно[2], и не является харамом (недопустимым) или грехом при условии, что человек не делает этого с целью подражания немусульманам, и что безбородое лицо не считается чем-то исключительным для немусульман или женщин в обществе.
 
Цель данной критики — разъяснить правильную позицию ханафитского мазхаба на основе высказываний его выдающихся ранних факихов и показать, что основные аргументы, на которых доктор Салах основывает этот вывод, при ближайшем рассмотрении оказываются малосодержательными. В задачи данной критики не входит рассмотрение всех спорных моментов, содержащихся в его работе.
 
Доктор Салах Абуль-Хадж считает приведенное им мнение правильной позицией ханафитского мазхаба, а мнение о принципиальной недопустимости бритья бороды или её подстригания менее чем на длину обхвата кулака — ошибочно приписываемым мазхабу[3]. Более того, он осуждает излишнюю, по его мнению, строгость (ташаддуд) со стороны некоторых кругов. Среди причин, побудивших его написать именно о ханафитском мазхабе, доктор Салах пишет:
 
«Выйти из этой строгости, которая распространена в странах Индии, Пакистана, Бангладеш и Южной Африки, а также в мечетях Европы и Америки, курируемых жителями этих стран, по причине распространенности постановления об обязательности бороды и запрета подстригать её короче обхвата кулака, будучи введёными в заблуждение внешним смыслом хадисов и некоторых текстов, создающими такое впечатление, несмотря на наличие текстов по фикху ('ибарат фикхийя) в большинстве книг, на которые можно полагаться, прямо говорящих об охвате кулака, что является рекомендуемым (маснун) и необязательным (ваджиб[4].
 
Ещё одна причина, о которой он упоминает, такова:
 
«Опровержение оснований, на которых уважаемый благословенный шейх Мухаммад Закарийя аль-Кандхляви основывал свой трактат об обязательности отращивания бороды, поскольку этот трактат оказал большое влияние на распространение такой строгости у некоторых ханафитов; и это является реализацией известной пословицы: «Промах одного учёного [равносилен] промаху всего мира»»[5].
 
Несмотря на то, что доктор Салах затрагивает ряд второстепенных вопросов, связанных с дискуссией, как видно из первой цитаты, приведенной выше, его главным основанием для утверждения, что в ханафитском мазхабе всего лишь рекомендуется отращивать бороду, является то, что в некоторых текстах борода длиной в кулак называется «рекомендуемой длиной» (аль-кадр аль-маснун). Самым ранним и авторитетным факихом, поступившим таким образом, является автор «Аль-Хидая» имам аль-Маргинани. Вначале мы рассмотрим этот вопрос, дабы показать, что именно доктор Салах был «введён в заблуждение» подобными текстами; затем рассмотрим прямые высказывания ханафитских факихов по этому вопросу, а затем подвергнем критике некоторые дополнительные положения, сделанные доктором Салахом в своей статье.
 

«Рекомендуемая длина» (аль-кадр аль-маснун)

 
Доктор Салах заявляет:
 
«Большие факихи в большинстве книг ханафитов ограничиваются указанием «рекомендуемой длины» бороды... Среди явных текстов о рекомендуемом характере [бороды] в обхват кулака можно назвать следующие: аль-Маргинани (ум. 593 г. х.) сказал [в «Аль-Хидая»]:
 
«Не следует [смазывать бороду] маслом, чтобы сделать её длиннее, если она имеет рекомендуемую длину, которой является обхват кулака (кубда[6].
 
Далее доктор Салах приводит слова Рады ад-Дина ас-Сарахси (ум. в 571 г. х.), который сказал:
 
«Сунной в этом является обхват кулака[7], а это означает, что человек обхватывает свою бороду, и отрезает всё, что превышает обхват кулака, как об этом упомянул Мухаммад в «Китаб аль-Асар» от имама [Абу Ханифы] и сказал: «Мы принимаем это»».
 
Затем он приводит слова аз-Зайлаи (ум. 743 г. х.), Ибн Нуджейма (ум. 970 г. х.) и ас-Суннами (ум. ок. 725 г. х.), которые упоминают нечто подобное[8].
 
На основании этих текстов он утверждает, что отращивание бороды в принципе является лишь рекомендуемым, а не обязательным.

Однако когда эти факихи упоминают «рекомендуемую длину» как «обхват кулака» (кубда), они имеют в виду, что «рекомендуется подстригать бороду на длину кулака». Они не имеют в виду, как это неверно понял доктор Салах, что подстригать бороду до такой длины просто рекомендуется, а не является обязательным. Следовательно, рекомендуется не длина как таковая, а сам акт подстригания бороды до этой длины. Таким образом, в некоторых авторитетных текстах данное постановление прямо формулируется как то, что подстригать бороду до такой длины — это сунна (см. ниже). Поэтому, нет никакого противоречия между упоминанием «обхвата кулака» в качестве «рекомендуемой длины» и запретом подстригать её на длину меньше этой.
 
Основой «рекомендуемой длины» является повествование 'Абдуллаха ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах) о том, что он подстригал бороду до длины в обхват кулака. Имам Мухаммад приводит это в своей книге «Китаб аль-Асар» следующим образом:
 
«Абу Ханифа передал нам от аль-Хайсама со слов Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что тот брал в руки свою бороду, а затем состригал всё, что находилось ниже обхвата кулака». Мухаммад сказал: «Мы принимаем это, и это — позиция Абу Ханифы»[9].
 
Из этого следует, что позиция имама Абу Ханифы заключалась в том, что желательно обрезать всё, что превышает обхват кулака. Амир аль-Иткани (ум. 758 г. х.), комментируя отрывок, описывающий «рекомендуемую длину» в «Аль-Хидая», поясняет:
 
«В основе этого лежит то, что передал в своем «Сунане» Абу Дауд с цепочкой до Марвана: «Я видел, как Ибн Умар взял свою бороду и обрезал всё, что превышало обхват кулака»... Мухаммад упомянул в конце «Китаб аль-Асар»: «Абу Ханифа передал нам от аль-Хайсама от Ибн Умара, что тот брал в руки свою бороду и затем обрезал все, что было ниже обхвата кулака»». («Гаят аль-Баян»)
 
Другой комментатор «Аль-Хидая», Кивам ад-Дин аль-Каки (ум. в 749 г. х.), поясняет:
 
«Длина бороды, по нашему мнению, соответствует этой длине (т. е. в обхват кулака), а всё, что сверх этого, должно быть сострижено». («Ми’радж ад-Дирая»)
 
Эти комментарии ясно показывают, что под словами «рекомендуемая длина» имеется в виду рекомендация подстригать бороду до этой длины.
 
Доктор Салах цитирует отрывок из книги Рады ад-Дина ас-Сарахси в «Радд аль-Мухтар» следующим образом:
 
«Сунна в этом — обхват кулака, а это значит, что человек берёт в руки свою бороду, и подстигает всё, что превышает обхват кулака...».
 
Однако Ибн 'Абидин в «Радд аль-Мухтар» не включает фразу «сунна в этом — обхват кулака» в цитату Рады ад-Дина ас-Сарахси. Фраза «сунна в этом — обхват кулака» взята из «Ад-Дурр аль-Мухтар», текста, который комментирует Ибн 'Абидин. Ибн 'Абидин цитирует этот текст, а затем объясняет метод и основу этого постановления у Рады ад-Дина ас-Сарахси, который сказал:
 
«А это значит, что человек берёт в руки свою бороду, и подстигает всё, что превышает обхват кулака, как упомянул Мухаммад в «Китаб аль-Асар» от имама [Абу Ханифы] и сказал: «Мы принимаем это»[10].
 
Таким образом, первая часть цитаты Рады ад-Дина ас-Сарахси фактически отсутствует в цитате Ибн 'Абидина. Это важно, поскольку полная цитата Рады ад-Дина ас-Сарахси начинается со слов: «подстригание в этом (т. е. в вопросе бороды) является сунной», что он затем объясняет как подстригание бороды до длины в обхват кулака[11],[12].
 
Таким образом, в оригинальной цитате Рады ад-Дина ас-Сарахси ясно сказано, что под «рекомендацией» или «сунной» подразумевается подстригание бороды до длины в обхват кулака, а не само ношение бороды такой длины.

Говоря коротко, под «рекомендуемой длиной» подразумевается, что подстригать бороду до такой длины — это сунна, основанная на практике Ибн 'Умара, которая была принята на вооружение ранними имамами-ханафитами. Это не означает, что отращивать её до такой длины или поддерживать такую длину всего лишь рекомендуется.
 
О том, что нет противоречия между упоминанием длины в обхват кулака в качестве длины соответсвующей сунне и запретом подстигать её [бороду] на длину меньше этой, свидетельствует также одна из работ, на которую ссылается доктор Салах, «Нисаб аль-Ихтисаб» ас-Суннами. В этой работе ас-Суннами ставит вопрос:
 
«Разрешается ли брить бороду?».
 
В ответ он пишет: «Это не дозволено».
 
В «Джинайят» к «Аль-Хидая» и «Карахийа» к «ат-Таджнис валь-Мазид» [автора «Аль-Хидая»] сказано:
 
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подстригайте усы, а бороды пусть растут как есть»; это значит: подстригайте усы, а бороды оставляйте как есть, не брейте их и не укорачивайте длину, установленную сунной, составляющую обхват кулака»[13].
 
Здесь Ас-Суннами цитирует автора «Аль-Хидая», аль-Маргинани. Этот же отрывок цитируется из «Таджниса» аль-Маргинани в «Аль-Фатава ат-Татарханийя»[14]. Таким образом, автор «Аль-Хидая» приводит по этому вопросу хадис, утверждая, что он означает, что бороду нельзя сбривать или укроачивать до длины меньше «рекомендуемой», которая равна длине в обхват кулака. Поскольку ас-Суннами цитирует этот отрывок для доказательства того, что бритьё бороды «недопустимо», очевидно, что он понимал его также как то, что недопустимо подстригать бороду меньше этой длины, поскольку аль-Маргинани описывает оба случая одинаково. Таким образом, нет никакого противоречия между упоминанием «длины по сунне» (до которой следует подстригать бороду) и обязанностью отращивания бороды до этой длины.
 
Возможно, наиболее чёткое рассуждение, демонстрирующее, что постановление о том, что борода должна расти до длины в обхват кулака, отделено от постановления о том, что она должна быть подстрижена до длины кулака (что является сунной), принадлежит аль-Маусыли (ум. 683 г. х.) в книге «Аль-Ихтияр». Он говорит:
 
«Мухаммад передал от Абу Ханифы, что отращивать бороду (и’фа аль-лиха) означает оставить её [расти], пока она не станет густой и обильной; а укорачивание её является сунной, заключающейся в том, что человек берёт в руки свою бороду и подстригает всё, что превышает обхват его кулака»[15].
 
Приведенные рассуждения ясно показывают, что под «рекомендуемой длиной» или «длиной по сунне» факихи понимают рекомендацию подстригать бороду, если она превышает длину в обхват кулака. Они не имеют в виду, что просто рекомендуется позволить бороде расти до этого момента. В действительности, высказывание аль-Маргинани (который первым упомянул «рекомендуемую длину») из «ат-Таджниса» говорит о том, что отращивание бороды до длины в обхват кулака является обязательным, как это понимал ас-Суннами.
 

Ханафитская позиция в отношении бороды

 
Ханафитские факихи считают обязательным оставлять бороду расти до длины в обхват кулака и рекомендуют подстригать её, если она превышает эту длину. Аль-Каки понял сообщение ат-Тирмизи, в котором говорится, что Пророк  подстригал бороду, ссылаясь на обхват кулака.[16] Это подтверждается практикой Ибн 'Умара и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), которые подстригали бороду до длины в обхват кулака. Более того, сообщается, что Аль-Хасан аль-Басри (21-110 г. х.) сделал общий комментарий о сподвижниках:
 
«Они считают дозволенным подстригать любую часть бороды, превышающую обхват кулака»[17].
 
Подразумевается, что они не дозволили бы подстригать бороду на длину меньше этого.
 

«Мужчине не разрешается стричь бороду»

 
Самым авторитетным факихом (чьё мнение дошло до нас), который прямо упоминает о недопустимости подстригания бороды, является Абу Бакр Мухаммад ибн Амад аль-Искаф (ум. 333 г. х.), факих из Балха, который был современником имама аль-Хави. Абд аль-Кадир аль-Кураши (ум. 775 г. х.) называет его: «Великий имам огромного статуса»[18]. Аль-Кураши также упоминает историю, демонстрирующую его величие, в которой Абу Бакр аль-Искаф выводит постановление, о котором он затем говорит великому ханафиту Шама Абу Хазиму (одному из учителей ат-Тахави), на что Абу Хазим отвечает: «Я не знал об этом!»[19]
 
Абу Бакр аль-Искаф учился у балхийского факиха Мухаммада ибн Саляма (ум. 278 г. х.), ученика Абу Сулеймана аль-Джузаджани и Шаддада ибн Хакима, которые были одними из непосредственных учеников учеников имама Абу Ханифы. Абу Бакр аль-Искаф был основным учителем знаменитого правоведа, факиха Абу Джафара аль-Хиндувани (ум. в 362 г. х.)[20], и его мнения широко цитируются в поздних ханафитских трудах.
 
Абу Бакр аль-Искаф (ум. в 333 г. х.) прямо говорит:
 
«Не разрешается мужчине стричь бороду», как сообщает факих Абу-л-Лейс в своем «Навазиле».[21]
 
В ответ на это доктор Салах утверждает, что «Навазиль» — это труд, связанный с фетвами, а ученые-ханафиты советуют не полагаться на такие фетвы, если они противоречат основным источникам мазхаба[22]. Однако в данном случае нет никаких существенных оснований утверждать, что это постановление противоречит основным источникам мазхаба. Основной аргумент доктора Салаха о том, что длина в обхват кулака называется «рекомендуемой длиной», был рассмотрен выше, показывая, что он не противоречит постановлению о недопустимости подстригания меньше этой длины.
 
В действительности, поскольку до нас не дошло ни одного прямого упоминания о предписании стричь бороду (когда она меньше длины обхвата кулака), высказывание Абу Бакра аль-Искафа (и последующих факихов, цитирующих его) будет самым авторитетным текстом в мазхабе. Ибн 'Абидин цитирует «Аль-Хави аль-Кудси» и «Фатава Кади Хан», чтобы показать, что когда по какому-либо вопросу нет передачи от имама Абу Ханифы или его учеников, необходимо принять мнение основных ранних факихов[23].
 
Позиция Абу Бакра аль-Искафа была одобрена несколькими крупнейшими факихами после него. Ас-Суннами в книге «Нисаб аль-Ихтисаб» с одобрением приводит слова Абу Бакра аль-Искафа о том, что «мужчине не дозволено стричь бороду»[24]. В книге «Аль-Мультакат филь-Фатава аль-Ханафийя» Насыр ад-Дин аль-Самарканди (ум. 556 г. х.) также упоминает то же самое постановление: «Не дозволяется мужчине стричь бороду»[25], хотя он и не относит его к Абу Бакру аль-Искафу. ‘Аля ад-Дин аль-Хафи приводит это же постановление от Наджм ад-Дина аз-Захиди (ум. в 658 г. х.) со словами: «Стричь бороду — это харам для мужчины»[26]. Таким образом, ясное и авторитетное постановление Абу Бакра аль-Искафа цитировали в своих трудах и другие крупные факихи.
 

Бритье бороды — это увечье и изменение творения Аллаха

 
Более того, автор «Аль-Хидая» называет бритье бороды мужчиной «увечьем» (мутла), сравнивая это с бритьем головы женщиной. Аль-'Айни в своем комментарии отмечает:
 
«Бритье —  это харам».[27]
 
Аль-Касани (ум. 587 г. х.) также отмечает, что бритье бороды для мужчины — это увечье.[28] Аналогичным образом, правовед 10-го века Синан ад-Дин аль-Амаси объясняет, что «бритье бороды — это изменение творения Аллаха»[29].
 
Таким образом, в трудах ранних ханафитских факихов прослеживается чёткая последовательность, свидетельствующая о том, что постановление этой школы заключается в недопустимости бритья бороды или её подстригания менее чем на длину обхвата кулака. Учитывая это, нетрудно понять, почему человек, принадлежащий к ханафитскому мазхабу, считает недопустимым подстригать бороду меньше длины в обхват кулака. Это происходит не из-за чрезмерной строгости, а на основе искреннего понимания того, что объясняют факихи ханафитского мазхаба.
 

«Никто не разрешал укорачивать её, если она меньше обхвата кулака»

 
В своём комментарии к книге «Аль-Хидая» один из крупнейших мухаккыков мазхаба Ибн аль-Хумам (ум. в 861 г.) говорит:
 
«Что касается того, чтобы убирать из неё меньше этого [т. е. обхвата кулака], как это делают некоторые люди из Магриба (западная часть Северной Африки) и слабоумные мужчины, то никто этого не дозволял»[30].
 
Аш-Шурунбуляли (ум. в 1069 г.) приводит это в своих предисловиях к «Дурар аль-Хуккам» следующим образом:
 
«Убирать из неё, когда она меньше обхвата кулака, как это делают некоторые люди из Магриба и женоподобные мужчины, не дозволял никто»[31].
 
Это также цитируют Ибн Нуджейм, ат-Тахтави, аль-Хаскафи и другие.
 
Доктор Салах считает, что этот отрывок был неправильно понят, и Ибн аль-Хумам имеет в виду, что подстригание ниже этой длины недопустимо только потому, что это практика, которая в то время была исключительной для «слабоумных мужчин»[32]. Однако высказывание Ибн аль-Хумама нельзя понимать таким образом, поскольку он не упоминает практику слабоумных мужчин как причину запрета, а скорее как пример некоторых людей, которые провининлись в этом запрете. Следовательно, он также упоминает «некоторых людей из Магриба», и нет никакого запрета на подражание людям из определенной географической местности, если эта практика в принципе дозволена. Таким образом, это явно ошибочное толкование отрывка Ибн аль-Хумама.
 

«Тот, кто повторно совершит это запретное действие, станет фасиком»

 
Опираясь на ясные слова Ибн аль-Хумама, Ибн 'Абидин (ум. 1252 г. х.) объясняет:
 
«Убирать с бороды, когда она меньше обхвата кулака, не довзолялось никем... и поэтому, когда человек повторно совершает это запретное действие, он становится фасиком»[33].
 
Ибн 'Абидин упоминает об этом, объясняя оплошность в фетве жившего в Дамаске за сто лет до него правоведа по имени Хамид ибн ‘Али аль-‘Имади (ум. в 1171 г. х.). Последнего спросили:
 
«Будет ли принято свидетельство человека, у которого сбрита борода, или нет?».
 
Он ответил: «Я не видел прямого сообщения по этому вопросу, к тому же у меня мало времени и много дел. Если бритьё бороды наносит ущерб достойному поведению (муру'а) [в данном регионе], то это не позволит принять [его свидетельство], а в противном случае – нет».
 
Ибн 'Абидин объясняет, что здесь не учитывается тот факт, что повторное совершение незначительного греха равносильно фиску, а бритьё бороды — это малый грех. Обратите внимание, аль-'Имади не говорит прямо, что считает бритьё бороды дозволенным в принципе. Возможно, он упустил из виду тот факт, что постоянство в малом грехе приравнивается к фиску, как указал Ибн 'Абидин. Однако доктор Салах считает, что аль-'Имади действительно указывает на то, что бритьё бороды в принципе дозволено[34], и отдаёт предпочтение этому указанию перед ясным объяснением Ибн 'Абидина.
 

Позиция ас-Сарахси

 
Из вышесказанного становится совершенно ясно, что правильная позиция ханафитов в отношении бороды заключается в том, что её запрещено брить или подстригать, если она меньше длины в обхват кулака.
 
Другой аргумент, который приводит доктор Салах, заключается в том, что автор «Аль-Мабсу» ‘Алляма ас-Сарахси (ум. ок. 490 г. х.) говорит:
 
«Сунной является подстригать усы и отпускать бороду»[35].
 
Однако ас-Сарахси не объяснял постановления о ношения бороды, а лишь разъяснил вопрос в контексте другого постановления.
 
В этом отрывке ас-Сарахси говорит о том, что усы вместе с бородой составляют «одно целое», и поэтому сбривание самих по себе усов в состоянии ихрама не требует кровного жертвоприношения (дам) в качестве компенсации, поскольку сами по себе они не являются единым целым. Именно в этом контексте он говорит:
 
«Наиболее правильная позиция заключается в том, что это [т. е. сбривание усов] не требует кровного жертвоприношения, поскольку это часть из частей бороды, и она вместе с бородой является «одним целым», хотя сунной является подстригать усы и отпускать бороду»[36].
 
Таким образом, ас-Сарахси объясняет, что, хотя с точки зрения нарушения ихрама усы и борода считаются «одним целым», правильная практика по отношению к ним не одинакова: бороду нужно отпускать, а усы должны быть короткими. Поэтому термин «сунна» здесь используется в более общем смысле «правильной практики», а не фикхового постановления «сунны». (Есть и другие примеры, когда факихи называют «сунной» практику, которая, как известно, является обязательной). Таким образом, комментарий ас-Сарахси согласуется с высказываниями всех других крупных правоведов (Абу Бакра аль-Искафа, Насыр ад-Дина ас-Самарканди, аль-Касани, аль-Маргинани, ас-Суннами, аз-Захиди и Ибн аль-Хумама), которые были процитированы ранее.
 

Обыденное дело, связанное с внешним обликом?

 
Последний момент, который будет кратко затронут здесь в связи с ханафитским мазхабом, — это аргумент доктора Салаха о том, что борода относится к обыденным действиям (‘адат) и внешнему облику (хай’ат), а нормой для пророческих повелений в этих вопросах является то, что они относятся к категории этикета и рекомендаций, а не обязательств.[37] Однако это не так, что если повеление не относится к ритуалам, а к обыденным действиям и внешнему облику, то оно автоматически является вопросом этикета, а не обязанностью. Есть вопросы, связанные с такими действиями, которые, по общему мнению, являются обязательными: например, не носить золото (для мужчин) и не носить шелк (для мужчин).[38] Таким образом, мы прибегаем к помощи правоведов школы, чтобы они дали нам правильное понимание мазхаба в отношении любого данного предписания по таким вопросам, будь то рекомендация или обязанность.
 

Другие мазхабы

 
Прежде чем закончить, я кратко остановлюсь на шафиитской и маликитской школах, поскольку в своей работе доктор Салах посвятил раздел позиции этих двух мазхабов.[39] Цель — показать, что, вопреки его выводам, не является надуманным утверждение о широком согласии между школами относительно недопустимости бритья бороды или подстригания её на длину менее обхвата кулака.
 

Шафиитский мазхаб[40]

 
Обычно утверждается, что официальная позиция шафиитов такова, что носить бороду просто рекомендуется, а брить или подстригать её нежелательно, но не запрещено. Это, как утверждается, позиция аль-Рафи'и и ан-Навави, двух самых выдающихся правоведоы школы. Доктор Салах представляет это понимание, цитируя выводы современного шафиитского исследователя, доктора Амджада Рашида[41].
 
Однако основные авторитеты шафиитской школы первых веков её существования однозначно заявляли, что брить бороду недопустимо. К ним относятся основатель мазхаба аш-Шафи'и[42], Абу Абдиллях аль-Халими (ум. 403 г. х.)[43], аль-Каффаль аш-Шаши (ум. 365 г. х.)[44], аль-Маварди (ум. 450 г. х.)[45] и Абд аль-Вахид аль-Руяни (ум. 502 г. х.)[46].
 
Также в этот список можно включить Имама аль-Газали (ум. в 505 г. х.). В своём знаменитом труде «Ихья ‘Улюм ад-Дин» он упоминает десять характеристик, связанных с бородой, которые он считает предосудительными (макрух). В контексте его рассуждений очевидно, что аль-Газали использует термин «макрух» лингвистически, а не в его техническом смысле юридического постановления «макрух танзихи».[47] Он описывает эти десять характеристик как «предосудительные» и объясняет, что «некоторые из них более предосудительны, чем другие».[48] Таким образом, он описывает одну из этих характеристик, «окрашивание бороды в чёрный цвет», как «запретную» (манхи ‘анх).[49] Ан-Навави объясняет, что правильная шафиитская позиция заключается в том, что окрашивание бороды в чёрный цвет является харамом (а не просто макрух танзихи).[50] Таким образом, похоже, что аль-Газали использовал термин «предосудительное» для обозначения всего, что не одобряется, будь то макрух танзихи или харам. Обсуждая одну из этих характеристик, он заявляет: «Что касается выщипывания [бороды] в начале её роста, подражания безбородому юноше, то это из числа великих мерзостей (аль-мункарат аль-кибар[51]. Очевидно, что то, что просто нежелательно, не может быть названо «великой мерзостью (мункар)».
 
Аль-Рафи'и и ан-Навави (в «Ар-Рауда») цитируют эти десять порицаемых качеств у аль-Газали[52], но поскольку они лишь обобщили его список «порицаемых качеств», большинство поздних шафиитских учёных понимали аль-Рафи'и и ан-Навави как описавших постановление о подстригании и бритье бороды как макрух танзихи, а не как харам. Однако есть очень веские основания полагать, что ан-Навави считал бритье бороды именно харамом, а не просто макрухом танзихи. В «Аль-Маджму'» ан-Навави более подробно рассматривает десять предосудительных качеств. Первым из них, как уже упоминалось выше, является окрашивание бороды в черный цвет, а четвертый он описывает как: «выщипывание её в начале появления и уменьшение ее бритвой, вместо того чтобы выглядеть как безбородый юноша, оставаться молодым и иметь красивое лицо — эта черта из самых мерзких». Затем ан-Навави прямо заявляет, что окрашивание бороды в черный цвет является харамом.[53] Таким образом, это очень четкое указание на то, что бритье, по его мнению, является харамом, поскольку характеристика, которую он описывает как «из самых мерзких» (т. е. «уменьшение ее с помощью бритвы»), скорее всего, по его мнению, хуже, чем окрашивание бороды в черный цвет, которое является харамом. Аналогичным образом ан-Навави склоняется к тому, что другая из этих десяти характеристик, выщипывание белых волос, является харамом[54], что является еще одним убедительным свидетельством того, что характеристика, которую он относит к «самым мерзким», является харамом по его мнению.
 
Крупнейшие шафиитские авторитеты после ан-Навави говорили/аргументировали, что мнение о том, что бритьё является харамом, является более сильным или превосходным, например, Ибн ар-Риф'ах (ум. 710 г. х.)[55], аль-Азра'и (ум. 783 г. х.)[56] и аль-Иснави (ум. 772 г. х.)[57]. Ибн Хаджар аль-Хайтами фактически сказал, что большинство поздних шафиитских ученых приняли мнение, что бритьё бороды является харамом.[58] Таким образом, есть очень веские основания полагать, что бритьё бороды в шафиитском мазхабе является харамом, а не макрухом, как принято считать в качестве официальной позиции.
 

Маликитский мазхаб

 
Доктор Салах ссылается на довольно подробные рассуждения о бороде от аль-'Адави (ум. 1189 г. х.) и Нафрави (ум. 1126 г. х.) в своих комментариях к «Рисале» Ибн Аби Зейда аль-Кайравани и делает вывод, что, несмотря на то, что бритьё является харамом в маликитском мазхабе, существует два мнения по поводу подстригания: одно из них гласит, что бороду можно подстричь до длины в обхват кулака, а другое — что подстригание допустимо, если она подпадает в пределы обычной длины, которой люди придерживаются в обществе.[59] Однако аль-‘Адави и Нафрави говорили не об этом.
 
Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (ум. в 386 г. х.) в своём знаменитом труде «Аль-Рисаля» говорит:
 
«Пророк ﷺ велел оставлять бороду расти, делать её обильной и не подстригать. Малик сказал: «Нет проблемы в том, чтобы отнять от её длины, если она очень длинная»».
 
  • И аль-'Адави, и ан-Нафрави объясняют «очень длинную» как «когда это превышает то, что является нормальным для большинства людей» (хараджа ‘ан аль-му’тад ли галиб ан-нас).[60] Ан-Нафрави также объясняет, что именно это следует понимать из того, как аль-Кайравани сформулировал своё высказывание. Он говорит: «Очевидное высказывание автора [указывает] на то, что разрешается брать [с бороды] только то, что превышает норму».[61] Под «нормой» они не имеют в виду обычную длину бороды, на которую люди отпускают в том или ином обществе. Они описывают не социальную «норму», а биологическую «норму». Как видно из текста аль-Кайравани, по умолчанию принято оставлять бороду расти и «не подстригать». При этом существует естественный момент, когда борода перестаёт расти. Более того, существует «нормальная» длина, после которой у большинства людей борода не растёт. Однако у некоторых людей борода вырастает даже за пределы этой нормы. Именно бороды таких людей, которые выглядят ненормальными и неестественными, описываются как «очень длинные» и объясняются как то, что «превышает то, что является нормальным для большинства людей». Поэтому Имам Малик сказал, что для человека не будет проблемой подстричь бороду, если она становится неестественно длинной. Ан-Нафрави объясняет, что слово «не будет проблемой» здесь на самом деле означает «рекомендуемо».[62]
 
Ан-Нафрави объясняет высказывание аль-Кайравани:
 
«Пророк велел оставлять бороду расти, делать ее обильной и не подстригать» следующим образом: «То, что приходит на ум из его слов: «повелел"»— это обязанность (ваджиб); и это так, потому что бритье ее является харамом, когда она принадлежит мужчине, а что касается подстригания, когда она не длинная, то это то же самое [т. е. харам]. Что же касается очень длинной, то он указал на постановление в отношении неё».[63]
 
Аль-‘Адави аналогично комментирует:
 
«Это [повеление] является обязательным, когда обрезание приводит к увечью (мутла), и рекомендуемым, когда это не приводит к увечью и не является очень длинной». Затем под словами «когда она очень длинная» он комментирует: «то есть, не если она не длинная или немного длинная».[64]
 
Таким образом, аль-‘Адави описывает три длины: очень длинная, длинная и не длинная. Затем он объясняет правила подстригания этих трех различных длин. Все его рассуждения, если их внимательно изучить, дают четкое указание на то, что подстригание менее чем на длину обхвата кулака недопустимо. Краткое объяснение этого можно найти в примечании[65].
 

Слова о консенсусе

 
Доктор Салах соглашается с тем, что очевидное понимание процитированного ранее отрывка Ибн аль-Хумама заключается в том, что подстригать бороду менее чем на длину в обхват кулака запрещено по общему мнению. Однако он опровергает это очевидное понимание следующим образом: «Это понимание крайне надуманно, поскольку опирающееся положение согласно шафиитам — необязательность обхвата кулака, и точно так же одно из двух мнений согласно маликитам, и это противоречит тому, что хорошо известно в книгах ханафитов, где говорится, что обхват кулака рекомендуем, а не обхват кулака обязателен, тогда как на основе такого понимания [отрывка Ибн аль-Хумама] обхват кулака стал бы обязательным... и поэтому такое понимание неприемлемо».[66] Однако из приведенного выше обсуждения можно понять, что на самом деле существует общее согласие в том, что бритье бороды и ее укорачивание не являются дозволенными. Следовательно, внешнее понимание отрывка Ибн аль-Хумама ни в коем случае не является «неприемлемым».
 
Кроме того, есть высказывания нескольких других учёных, которые заявляют о единодушии в отношении запрета на бритье бороды. Ибн Хазм (ум. в 456 г. х.) сказал:
 
«Они пришли к единому мнению, что бритьё всей бороды является увечьем и недопустимым»[67].
 
Имам Абуль-Хасан Ибн аль-Каттан аль-Фаси (ум. 628 г. х.) сказал:
 
«Они пришли к единому мнению, что бритье бороды является увечьем и не дозволеным».[68]
 
Ан-Нафрави (ум. 1126 г. х.) сказал:
 
«То, на чем стоит армия в наше время, приказывая служащим брить бороды, а не усы, не вызывает сомнений в том, что это харам по мнению всех имамов»[69]
 
‘Али Махфуз (ум. 1361 г. х.), недавний учёный из Египта, заявляет:
 
«Четыре мазхаба сходятся в том, что борода должна быть обильной, а брить ее запрещено»[70].
 

Заключение

 
В объемной статье доктора Салаха есть много чего, что можно подвергнуть критике. Однако, дабы не уходить в сторону и не затягивать обсуждение, критика была ограничена наиболее существенными моментами в его работе. Мы можем сделать вывод, что критика доктора Салаха Абуль-Хаджа в адрес учёных субконтинента за излишнюю строгость в вопросе бороды является несправедливой. (Обратите внимание, что в подробном обсуждении, приведенном выше, не был процитирован ни один учёный последнего времени с субконтинента). Его утверждение о том, что они были введены в заблуждение некоторыми текстами ханафитских факихов, также необоснованно. На самом деле, при более критическом рассмотрении выясняется, что доктор Салах необоснованно отстаивает «либеральную» позицию без каких-либо существенных академических оснований.
 
 
[2] «Хукм Касс аль-лихья ва халкиха ‘инда аль-ханафийя», стр. 12
 
[3] Там же, стр. 8
 
[4] Там же.
 
[5] Там же.
 
[6] Там же, стр. 49
 
[7] Ниже мы объясним, что фраза «сунна в ней — это обхват кулака» была неверно приписана Рахи ад-Дину ас-Сарахси, а на самом деле он сказал следующее: «подстригание [бороды] — это сунна», которую он затем объясняет как обхват кулака.
 
[8] Там же, стр 49-50
 
[9] «Китаб аль-Асар», Дар ан-Навадир, стр. 766-7
 
[10] «Радд аль-Мухтар», Дар ‘Алям аль-Кутуб, 9:583
 
[11] «Аль-Фатава аль-Хиндийя», Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмийя, 5:438
 
[12] Таким образом, полная цитата Ради ад-Дина ас-Сарахси выглядит следующим образом: «Подстригание (т. е. бороды) —это сунна, которая заключается в том, что мужчина берёт свою бороду, и срезает всё, что превышает обхват кулака, как упомянул Мухаммад в «Китаб аль-Асар» от имама [Абу Ханифы] и сказал: «Мы принимаем это»». («Аль-Фатава аль-Хиндийя, Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмийя, 5:438)
 
[13] «Нисаб аль-Ихтисаб», стр. 121-2
 
[14] «Аль-Фатава ат-Татарханийя», Мактаба Закарийя, 18:211
 
[15] «Аль-Ихтияр», Дар ар-Рисаля аль-‘Алямийя, 4:151
 
[16] «Аль-Биная», 4:72
 
[17] «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, Ширка Даруль Кибла, 13:112
 
[18] «Аль-Джавахир аль-мудийя», 3:76
 
[19] «Аль-Джавахир аль-мудийя», 4:15-6
 
[20] «Аль-Джавахир аль-мудийя», 3:76
 
[21] Доктор Салах считает, что «Абу Бакр», упомянутый в «Навазиле», — это не Абу Бакр аль-Искаф, а несколько более поздний факих по имени Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Кумари аль-Бухари (ум. 381 г. по хиджре). («Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 52) Однако при беглом прочтении «Навазиля» становится ясно, что Факих Абуль Лейс цитирует Абу Бакра аль-Искафа. Во многих местах он прямо обозначает человека, которого цитирует, когда пишет«Абу Бакр сказал» или «Абу Бакра спросили» как «аль-Искафа», а во введении он упоминает Абу Бакра аль-Искафа среди крупных факихов, но не Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Кумари. Хотя он изредка цитирует последнего в «ан-Навазиле», он неизменно называет его «Мухаммад ибн аль-Фадль» или «Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Бухари», а не «Абу Бакр».
 
[22] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 52
 
[23] «Шарх ‘Укуд расм аль-муфти», Мактабат аль-Бушра, стр. 52–3
 
[24] «Нисаб аль-Ихтисаб», стр. 143
 
[25] «Аль-Мультакат», Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, стр. 102
 
[26] «Ад-Дурр аль-мухтар» с «Радд аль-Мухтар», 9:583
 
[27] «Аль-Биная», 4:274
 
[28] «Бада’и ас-Сана’и», Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 3:101
 
[29] «Табьин аль-Махарим», стр. 262
 
[30] «Фатх аль-Кадир», 2:352
 
[31] «Дурар аль-Хуккам», 1:208
 
[32] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 52
 
[33] «Танких аль-Фатава аль-хамидийя», Кадими Кутуб хана, 1:589
 
[34] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 49
 
[35] «Аль-Мабсут», 4:74
 
[36] Там же
 
[37] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 9–11
 
[38] Еще одним примером этого в ханафитском мазхабе является откладывание стрижки ногтей или удаления волос на лобке на срок более сорока дней. Согласно хадису в «Сахихе» Муслима, Анас (да будет доволен им Аллах) упомянул, что Пророк (мир ему и благословение) установил максимальный срок в сорок дней для стрижки ногтей и удаления волос на лобке. («Фатх аль-Мульхим», 2:506) Ханафитские факихи рассматривали это как обязанность, а не просто как рекомендацию. Так, аз-Захиди приводит слова трех факихов — Шамс аль-А'имма аль-Хальвани (ум. в 448 г. по хиджре), Абд аль-Джаббара и ‘Аля ад-Дина (Мухаммада ибн Мамуда) ат-Тарджумани (ум. в 645 г. по хиджре) о том, что «нет оправдания»для откладывания стрижки ногтей и удаления волос на лобке [на срок] «более сорока дней, и человек заслуживает наказания [за это]». («Аль-Кунья», стр. 175) То же самое аль-Кухистани цитирует от аз-Захиди со словами: «Тот, кто превышает [срок в] сорок [дней], грешен (асим)». («Хашия ат-Тахтави ‘аля Мараки аль-Фалях», стр. 524) Кади Хан (ум. в 592 по хиджре) в своей «Фатаве» утверждает, что «чрезмерная» задержка со стрижкой ногтей является «макрухом» («Аль-Фатава аль-хиндийя», 5:327), что, судя по вышесказанному, означает «макрух тахрими». Следовательно, это те качествафитры, связанные с внешним видом, которые ханафитские факихи считали обязательными, а не просто рекомендуемыми.
 
[39] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 45–8
 
[40] Обсуждение шафиитской позиции основано на подробном объяснении Абдуллаха Рамадана Мусы в книге «Аль-Иджма’‘аля тахрим хальк аль-лихья» (Ад-Дар ан-Нуранийя, стр. 63–94).
 
[41] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 46–7
 
[42] «Аль-Умм», Дар аль-Вафа’, 7:203
 
[43] «Аль-И’лям би фава’ид ‘умдат аль-ахкам», Дар аль-‘Асима, 1:322
 
[44] Хаваши аш-Ширвани ва Ибнуль Касим аль-‘Аббади ‘аля тухфат аль-мухтадж», Дар Садир, 9:376–7
 
[45] «Аль-Хави аль-кабир», 13:426
 
[46] «Бахр аль-Мазхаб», 13:158
 
[47] Он использует термин «макрух» вслед за автором «Кут аль-Кулюб» Абу Талибом аль-Макки, который был известным суфием, но не факихом (в отличие от Аль-Газали). Аль-Макки был первым, кто описал эти «десять порицаемых качеств».
 
[48] «Ихья ‘Улюм ад-дин», Дар аль-Минхадж, 1:526
 
[49] Там же, 1:527
 
[50] «Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб», 1:345
 
[51] «Ихья ‘Улюм ад-дин», Дар аль-Минхадж, 1:532
 
[52] «Равдат ат-Талибин», Дар ‘Алям аль-кутуб, 2:503; «Аль-Мухиммат фи шарх ар-равда валь-рафи’и», 9:55
 
[53] «Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб», 1:343–5
 
[54] Там же, 1:344
 
[55] Хаваши аш-Ширвани ва Ибнуль Касим аль-‘Аббади ‘аля тухфат аль-мухтадж», Дар Садир, 9:376–7
 
[56] Там же
 
[57] «Аль-Мухиммат фи шарх ар-равда валь-рафи’и», Дар Ибн Хазм, 9:56
 
[58] «Тухфат аль-Мухтадж», 9:178
 
[59] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 47
 
[60] «Кифаят ат-Талиб ар-Раббани», 4:331; «Аль-Фаваких давани», 2:497
 
[61] Там же
 
[62] Там же
 
[63] Там же
 
[64] «Кифаят ат-Талиб ар-раббани», 4:331
 
[65] Аль-'Адави объясняет, что если борода «очень длинная», то подстригать её «не проблема», как сказал Имам Малик, поскольку это делается для того, чтобы вернуть ей нормальную длину. Если же она «не очень длинная», то, по его словам, подстригание равносильно «увечью» и поэтому недопустимо. Но если она просто «длинная», то обрезка нежелательна (хиляф аль-авля), но не недопустима. Под словом «длинная» аль-‘Адави имеет в виду длину, превышающую длину кулака. Это становится ясно из последующего обсуждения, когда он рассказывает о разногласиях в мазхабе по поводу того, насколько следует подстригать бороду, если она «очень длинная». Преобладает мнение, что ее следует подстригать до тех пор, пока внешний вид не вернется к нормальному, а другое мнение гласит, что ее следует подстригать до длины кулака. Аль-‘Адави объясняет, что последнее мнение подразумевает, что разногласия не будут ограничиваться ситуацией, когда борода «очень длинная». («Кифаят аль-Халиб ар-раббани», 4:332) То есть, это будет относиться и к ситуации, когда она просто «длинная». Это доказывает, что «длинная», согласно аль-‘Адави, означает длину, превышающую длину кулака. Следовательно, борода, длина которой меньше длины кулака, согласно аль-Адави, не будет называться «длинной», а будет «не длинной»; а поскольку подстригать бороду, которая «не длинная», запрещено, из этого следует, что подстригать бороду длиной меньше длины кулака будет запрещено в соответствии с объяснением аль-‘Адави.
 
[66] «Хукм Касс аль-лихья ва халькиха ‘индаль-ханафийя», стр. 52
 
[67] «Маратиб аль-Иджма’», стр. 157
 
[68] «Аль-Икна’ фи масаиль аль-иджма’», 2:299
 
[69] «Аль-Фаваких ад-давани», 2:495
 
[70] «Аль-Ибда’ ‘аля мадарр аль-ибтида», стр. 384

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам посещать бассейн, который посещают немусульмане?
Можно ли мусульманам посещать бассейн, который посещают немусульмане?
Вопрос: Можно ли плавать в том же бассейне, в котором плавают немусульмане, даже если в бассейне никого нет? Поскольку они не очищаются о...
2 052
26 августа, 24
Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
С точки зрения Ислама, если во время осознанного сновидения (шифтинга) человек будет развлекаться недозволенными или харамными вещами, ли...
2 248
5 июля, 24

Комментарии: 1

Правила форума
Абдуллох Кодиров
Абдуллох Кодиров
0
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Я студент и у меня только начинает расти борода и она растёт неравномерно. Вопрос: можно ли брить бороду, чтобы потом она равномерно выросла.
23 августа, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
Дозволены ли в Исламе осознанные сновидения?
С точки зрения Ислама, если во время осознанного сновидения (шифтинга) человек будет развлекаться недозволенными или харамными вещами, ли...
2 248
5 июля, 24
Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах
Никаб в Исламе: практика, основанная на доводах
Ношение никаба — глубоко личный выбор. Многие женщины носят его только ради довольства Аллаха. К сожалению, некоторые люди приравнивают н...
5 136
3 июля, 24