Ответы на вопросы об обязанностях жены по Шариату
Вопрос: Отвечают ли жёны за работу по дому?
Ответ:
«Каждый из вас несёт ответственность и будет спрошен о своей ответственности... Мужчина несёт ответственность за содержание своего семейства, а на женщине — уход за домом и детьми своего мужа».
«Сахих» аль-Бухари, №5200
Имам аль-Хаттаби объясняет:
«Что касается ответственности мужчины за свою семью, то под этим подразумевается просмотр за ними, управление их делами и соблюдение их права на обеспечение и [доброе] отношение. Что касается ответственности женщины за дом своего мужа, то под этим подразумевается надлежащее ведение дел по уходу
за его домом и забота о тех, кто находится под её присмотром, — [его] иждивенцы, гости и слуги
». («А’лям аль-Хадис», 1:580)[1]
Сообщается, что Пророк ﷺ определил, что Фатима (да будет доволен ею Аллах), его дочь, отвечает за работу внутри дома, а Али (да будет доволен им Аллах), её муж, отвечает за работу вне дома. («Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, №29677)[2]
Абид ас-Синди поясняет, что работа «вне дома» относится к таким вещам, как «сбор дров и воды, и приобретение пропитания», а работа «внутри дома» относится к таким действиям, как «помол, выпечка и замешивание». («Тавали’ аль-Анвар», 6:410)[3]
Работа была настолько тяжёлой для Фатимы (да будет доволен ею Аллах), что она пожаловалась Пророку ﷺ на следы на своих руках и попросила о служанке. Однако Пророк ﷺ сказал ей, что читать тасбих перед сном лучше служанки. («Сахих» аль-Бухари, №5361)
«Если женщина из тех, кто обслуживает себя сам, то она должна готовить и печь [и делать работу по дому], поскольку Пророк ﷺ поручил работу по дому Фатиме (да будет доволен ею Аллах)». («Мухтарат ан-Навазиль», 2:194)[4]
То есть те жёны, которые трудоспособны и не происходят из богатой семьи, которая обычно нанимает служанок или рабочих, должны выполнять работу по дому.
Имам ас-Сарахси поясняет:
«То, что является обязательным для неё в силу брака, — это предоставление себя мужу для получения [сексуального] удовлетворения. Помимо этого, ей предписано выполнять работу по дому в качестве религиозной обязанности, однако она не может быть принуждена к этому
через суд, — например, подметать дом, стирать одежду, готовить и печь, а также ухаживать за ребёнком». («Аль-Мабсут», 5:209)[5]
Иными словами, так же как кормление ребёнка грудью является обязательным для матери, так и выполнение работы по дому является обязательным для неё.
По одной из версий, перед тем как увещевать Фатиму (да будет доволен ею Аллах) совершать тасбих перед сном, Пророк ﷺ сказал ей:
«Будь сознательна перед Аллахом, о Фатима! Выполняй обязательства перед своим Господом и занимайся делами своей семьи».
«Сунан» Абу Дауда, №2988[6]
Абид ас-Синди комментирует, что этот хадис служит доводом на то, что «каждая женщина, способная выполнять работу, должна её
выполнять» («Тавали’ аль-Анвар», 6:411)[7], объясняя, что «поскольку решение по отношению к Фатиме известно, оно тем более будет [применимо] к другим женщинам». (Там же)[8]
Ниже приводятся некоторые соответствующие повествования:
Асма и Зубейр (да будет доволен ими Аллах)
Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), говорит:
«Зубейр женился на мне, когда у него не было совсем ничего: ни раба, ни чего-либо ещё, кроме верблюда и лошади. Поэтому я кормила его лошадь, черпала воду, латала его кожаное ведро и месила [муку]. Печь я не умела. Выпечкой занимались мои соседки из числа ансаров, которые были порядочными женщинами. Я также переносила на своей голове финиковые косточки с земельного участка Зубейра, подаренного ему Посланником Аллаха ﷺ. Он находился в двух милях от меня.
Однажды я шла с финиковыми косточками на моей голове, и встретила Посланника Аллаха ﷺ, а с ним была группа ансаров. Он пригласил меня, сказав [верблюду]: «На колени, на колени», чтобы повезти меня позади себя. Мне было неловко ехать с мужчинами, и я вспомнила о ревности Зубейра — он был самым ревнивым из людей! Посланник Аллаха ﷺ понял, что я смущена, и продолжил путь.
Я пришла к Зубайру и сказала ему: «Меня увидел Посланник Аллаха ﷺ, когда на моей голове были финиковые косточки, и с ним была группа его сподвижников, поэтому он опустил верблюда на колени, чтобы я смогла поехать, но я постеснялась и вспомнила о твоей ревности».
Он сказал: «Клянусь Аллахом, то, что ты носишь финиковые косточки [на голове] для меня тяжелее, чем если бы ты поехала с ним».
В конце концов, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) прислал ко мне слугу, который взял на себя управление лошадью, и он словно освободил меня!»
«Сахих» аль-Бухари, №5224[9]
Обратите внимание, что это происходило до вменения обязанности хиджаба (пурды/разделения между полами) («Фатх аль-Бари», 11:675)[10], поэтому Пророк ﷺ
пригласил её поехать с ним.
В одной из версий Асма говорит:
«Я делала работу по дому для Зубейра...»
«Сахих» Муслима, №5687[11]
Имам аль-Газали цитирует этот случай в своей книге «Ихья», призывая жен заниматься домашней работой. («Ихья ‘Улюм ад-Дин», 3:232-3)
Кади ‘Ияд объясняет, что работа, которую Асма (да будет доволен ею Аллах) выполняла вне дома, то есть уход за лошадью и перенос финиковых косточек, была для неё не обязательной, а дополнительной. («Икмаль аль-Му'лим», 7:75)
Аиша и Посланник Аллаха ﷺ
Один из Ахлю-с-Суффа сообщает, что Пророк ﷺ пригласил его и группу Ахлю-с-Суффа к себе домой и сказал:
«Накорми нас, о Аиша», на что она принесла что-то поесть, и затем он сказал: «Принеси нам ещё, о Аиша», и она принесла ещё немного, и затем он сказал: «Дай нам попить, о Аиша», и она принесла сосуд с молоком...»
«Мусаннаф» Абдурраззака, №20712, «Муснад» Ибн Аби Шейбы, №607, «Сунан» Абу Дауда, №5040
Пророк ﷺ чистил свои зубы сиваком, а затем передавал его Аише (да будет доволен им Аллах) для мытья. («Сунан» Абу Дауда, №52)
Однажды он ﷺ сказал ей:
«Принеси нож и наточи его камнем».
«Сахих» Муслима, №5086
Однако частью прекрасного и благородного нрава Пророка ﷺ также было и то, что он помогал в работе по дому. («Сахих» аль-Бухари, №676)
Умм Сулейм и Абу Тальха (да будет доволен ими Аллах)
Анас (да будет доволен им Аллах) сообщает:
«Сын [моего отчима] Абу Тальха от [моей матери] Умм Сулейм умер [в его отсутствие]. Она сказала своей семье: «Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я сама не скажу ему».
Он пришёл, и она поставила перед ним ужин, он поел и попил. Затем она нарядилась для него самым привлекательным образом. После этого он вступил с ней в интимную близость. Когда она увидела, что он доволен и совокупился с ней, она сказала: «О Абу Тальха, как думаешь: если некто одолжит что-то одной семье, а затем потребует вернуть долг, могут ли они отказать им в этом? Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда стремись к награде [проявляя терпение] за [смерть] своего сына!» Он разгневался и сказал: «Ты оставила меня в осквернённом состоянии, а затем сообщаешь мне [о смерти] моего сына?!» Затем он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ и сообщил ему о случившемся. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах благословил вас обоих прошлой ночью». После этого она забеременела...»
«Сахих» Муслима, №6317[12]
Данные сообщения свидетельствуют, что сподвижники заботились о том, как наилучшим образом выполнить свои обязательства и облегчить бремя своих супругов. Их главной заботой было не то, как лучше извлечь выгоду из своего брака, а то, как больше отдавать и вносить свой вклад. Таким образом, на примере Асмы и Зубейра (да будет доволен ими Аллах) мы видим, что Асма заботилась о Зубейре, а Зубейр — об Асме. И на примере Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах) мы видим, что подобное отношение демонстрирует большую силу характера и является причиной благословений.
Вопрос: До какой степени жены должны слушаться своих мужей?
Ответ:
Аль-Джассас объясняет, что данный аят указывает на то, что жена «должна подчиняться [своему мужу] и принимать его повеления, покуда в них нет чего-либо греховного». («Ахкам аль-Куран», 3:149)[13]
Однако это обязательство не распространяется на все дозволенные действия. Скорее, она должна подчиняться ему в каждом негреховном действии, связанном с правами (хукук), которые он имеет на неё как муж, а именно в вопросах, связанных с сексуальной близостью (джима’/истимта’) и домашними делами/служением ему (хидма).[14] За пределами этого она не обязана ему
подчиняться. Например, если он велел ей совершать ночной тахаджуд, держать необязательный пост или заучивать Коран, то это не станет для неё обязанностью. Точно так же, если бы он велел ей продать свой дом, то это не стало бы для неё обязательным.
Ибн Нуджейм поясняет:
«Жена не обязана повиноваться мужу во всём, что он ей приказывает. Это [т.е. обязанность повиноваться] связано лишь с тем, что относится к браку и к тому, что с ним сопряжено. Она особенно [не обязана повиноваться ему], когда его приказ влечёт за собой причинение ей вреда». («Аль-Бахр ар-Раик», 5:78)[15]
Мухаммад Кадри Баша пишет:
«Среди обязанностей жены по отношению к мужу — быть послушной ему во всём, что он приказывает ей в рамках
супружеских прав, если это дозволено по Шариату». («Аль-Ахкам аш-Шарийя филь-Ахваль аш-Шахсийя», стр. 80)[16]
Женщины должны помнить, что выполнение работы по дому и послушание своим мужьям приносит большую пользу. Джабир (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды они сидели с Пророком ﷺ, когда пришла женщина и сказала:
«Ассаламу 'алейкя, о Посланник Аллаха! Мена послали к тебе [некоторые] женщины. Аллах — Господь мужчин и Господь женщин, а Адам — отец мужчин и отец женщин. Аллах послал тебя к мужчинам и к женщинам. Мужчины, когда они выходят на дело Аллаха и погибают, — живы, поддерживаемые своим Господом, и довольны тем, что Аллах им даровал. Когда они выходят, их ожидает награда, о которой они знают. Мы же [заняты] служением им и остаёмся [дома]. Какая же награда полагается нам?»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Передайте от меня салям женщинам и скажите им: «Покорность мужу равна всему этому, но лишь немногие из вас поступают так».
«Аль-'Ияль», стр. 528[17]
Вопрос: Должна ли жена прислуживать своей свекрови?
Ответ:
Прислуживать свекрови — вознаграждаемое дело, и является частью благого нрава женщины. Однако это не обязательно, и муж не может принуждать её к этому[18].
Примечание: вид жилья, на которое жена имеет право по Шариату, зависит от её происхождения и финансового положения мужа. Если жена происходит из богатой семьи и муж материально обеспечен, она имеет право на отдельное жилье, — отдельное от свёкров. Если она происходит из семьи среднего достатка, а он финансово состоятелен, то она имеет право только на отдельную комнату с собственным замком, кухней и ванной, которую не разделяет ни один из членов его семьи. Если оба супруга — выходцы из бедных слоёв общества, его обязанность заключается только в предоставлении отдельной комнаты, и нет необходимости предоставлять отдельные удобства, такие как ванная и кухня[19].
[1] أما رعاية الرجل أهله فالقيام عليهم والسياسة لأمرهم وتوفيتهم الحق في النفقة والعشرة، وأما رعاية المرأة في بيت زوجها فحسن التدبير في أمر بيته والتعهد لمن تحت يدها من عياله وأضيافه وخدمه
[2] قضى رسول الله صلى الله عليه وسلم على ابنته فاطمة خدمة البيت وقضى على عليه بما كان خارج البيت
[3] فجعل أعمال الخارج أي مما يتعلق بخارج البيت كإتيان الحطب والماء وتجصيل النفقة على علي رضي الله تعالى عنه وجعل أعمال الداخل كالطحن والخبز والعجن على فاطمة رضي الله تعالى عنها
[4] إذا كانت المرأة ممن تخدم نفسها فعليها الطبخ والخبز لأن النبي صلى الله عليه وسلم جعل خدمة داخل البيت على فاطمة رضي الله عنها
[5] المستحق عليها بالنكاح تسليم النفس إلى الزوج للاستمتاع وما سوى ذلك من الأعمال تؤمر به تدينا ولا تجبر عليه في الحكم نحو كنس البيت وغسل الثياب والطبخ والخبز فكذلك إرضاع الولد
[6] اتقى الله يا فاطمة وأدى فريضة ربك واعملي عمل أهلك
[7] في قوله صلى الله عليه وسلم: اتقى الله يا فاطمة واعملي عمل أهلك دليل على أن كل امرأة تطيق الخدمة يلزمها خدمة بيتها
[8] إذا علم الحكم في فاطمة فهو في غيرها بالأولى
[9] تزوجني الزبير، وما له في الأرض من مال ولا مملوك، ولا شيء غير ناضح وغير فرسه، فكنت أعلف فرسه وأستقي الماء، وأخرز غربه وأعجن، ولم أكن أحسن أخبز، وكان يخبز جارات لي من الأنصار، وكن نسوة صدق، وكنت أنقل النوى من أرض الزبير التي أقطعه رسول الله صلى الله عليه وسلم على رأسي، وهي مني على ثلثي فرسخ، فجئت يوما والنوى على رأسي، فلقيت رسول الله صلى الله عليه وسلم ومعه نفر من الأنصار، فدعاني ثم قال: «إخ إخ» ليحملني خلفه، فاستحييت أن أسير مع الرجال، وذكرت الزبير وغيرته وكان أغير الناس، فعرف رسول الله صلى الله عليه وسلم أني قد استحييت فمضى، فجئت الزبير فقلت: لقيني رسول الله صلى الله عليه وسلم، وعلى رأسي النوى، ومعه نفر من أصحابه، فأناخ لأركب، فاستحييت منه وعرفت غيرتك، فقال: والله لحملك النوى كان أشد علي من ركوبك معه، قالت: حتى أرسل إلي أبو بكر بعد ذلك بخادم تكفيني سياسة الفرس، فكأنما أعتقني
[10] والذي يظهر أن القصة كانت قبل نزول الحجاب ومشروعيته
[11] كنت أخدم الزبير خدمة البيت
[12] عن أنس قال: مات ابن لأبي طلحة من أم سليم، فقالت لأهلها: لا تحدثوا أبا طلحة بابنه حتى أكون أنا أحدثه، قال: فجاء فقربت إليه عشاء فأكل وشرب، فقال: ثم تصنعت له أحسن ما كان تتصنع قبل ذلك فوقع بها، فلما رأت أنه قد شبع وأصاب منها، قالت: يا أبا طلحة، أرأيت لو أن قوما أعاروا عاريتهم أهل بيت فطلبوا عاريتهم ألهم أن يمنعوهم؟ قال: لا، قالت: فاحتسب ابنك، قال فغضب وقال: تركتني حتى تلطخت ثم أخبرتني بابني؟ فانطلق حتى أتى رسول الله صلى الله عليه وسلم فأخبره بما كان، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: بارك الله لكما في غابر ليلتكما، قال: فحملت إلخ
[13] وهذا يدل على أن له إمساكها في بيته ومنعها من الخروج وأن عليها طاعته وقبول أمره ما لم تكن معصية ودلت على وجوب نفقتها عليه
[14] إذا تزوجت [المرأة] اشتغلت بخدمة الزوج (النفقة للخصاف، ص١١)
المستحق عليها بالنكاح تسليم النفس إلى الزوج للاستمتاع وما سوى ذلك من الأعمال تؤمر به تدينا ولا تجبر عليه في الحكم نحو كنس البيت وغسل الثياب والطبخ والخبز فكذلك إرضاع الولد (المبسوط، ج٥ ص٢٠٩)
[15] المرأة لا يجب عليها طاعة الزوج في كل ما يأمر به إنما ذلك فيما يرجع إلى النكاح وتوابعه خصوصا إذا كان في أمره إضرار
[16] من الحقوق على المرأة لزوجها أن تكون مطيعة له فيما يأمرها به من حقوق الزوجية ويكون مباحا شرعا
[17] عن جابر بن عبد الله قال: بينا نحن قعود عند رسول الله صلى الله عليه وسلم إذ أتته امرأة فقالت: السلام عليك يا رسول الله، أنا وافدة النساء إليك، الله رب الرجال ورب النساء، وآدم أبو الرجال وأبو النساء، بعثك الله إلى الرجال وإلى النساء، والرجال إذا خرجوا في سبيل الله فقتلوا فأحياء عند ربهم يرزقون فرحين بما آتاهم الله، وإذا خرجوا لهم من الأجر ما قد علموا، ونحن نخدمهم فما لنا من الأجر؟ قال لها رسول الله صلى الله عليه وسلم: أقرئى النساء عني السلام، وقولي لهن: إن طاعة الزوج تعدل ما هناك، وقليل منكن تفعله
[18] آپ کے مسائل اور ان كا حل، ج٦ ص٣٤٢-٤
[19] أحسن الفتاوى (ج٥ ص٤٧٦) نقلا عن الشامي
Комментарии: 0
Правила форума