Довод на истибра (очищение после справления нужды)
Довод на истибра (очищение после справления нужды)
Известно, что для мужчин очень важно совершение т.н. истибра’ – полное очищение после справления нужды (для чего необходимо покашлять или...
11 698
4 октября, 19

Довод на истибра (очищение после справления нужды)

11 698
4 октября, 19
АВТОР ЦИКЛА
Довод на истибра (очищение после справления нужды)
Ризван ан-Рахман
Ответил:
РИЗВАН АН-РАХМАН
Студент Даруль-Ифта (Кардифф, Уэльс, Великобритания)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Произнесение дуа после омовения Высушивать органы тела после совершения омовения или оставить мокрыми?
Вопрос: Известно, что для мужчин очень важно совершение т.н. истибра’ – полное очищение после справления нужды (для чего необходимо покашлять или переступить с ноги на ногу и т.д.). Недавно некоторые братья попросили меня привести какие-то доводы, шариатские источники на эту практику.
 

 
Ответ:
 
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.
 
Слово истибра’ в словесном значении означает «удаление». В контексте фикха это относится к практике полного удаления капель мочи после справления нужды. Это необходимо, чтобы избежать опасности сделать недействительным омовение и уберечься от попадания капель мочи на одежду. Это действие было предписано учеными, чтобы быть уверенными в своей чистоте и действительности омовения и намаза. Более того, нам известно, что Посланник Аллаха настоятельно побуждал верующих очищаться от капель мочи.[1]
 
Сама практика истибра’ передается из следующих хадисов:
 
صحيح البخاري (1/ 53)
- ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِحَائِطٍ مِنْ حِيطَانِ المَدِينَةِ، أَوْ مَكَّةَ، فَسَمِعَ صَوْتَ إِنْسَانَيْنِ يُعَذَّبَانِ فِي قُبُورِهِمَا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ» ثُمَّ قَالَ: بَلَى، كَانَ أَحَدُهُمَا لاَ يَسْتَتِرُ مِنْ بَوْلِهِ، وَكَانَ الآخَرُ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ
 
Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает: Однажды Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), проходя через кладбище Медины или Мекки, услышал голоса двух человек, которые испытывали мучения в могиле. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Эти двое испытывают мучения не за большие грехи». Затем он добавил: «О, да! Поистине, один из них не очищался как следует от капель мочи после справления нужды, а другой имел обыкновение сплетничать и передавать вымысел от других». (Бухари, 1/53)
 
 مسند أحمد ط الرسالة (14/ 76)
حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ حَمَّادٍ، حَدَّثَنَا أَبُو عَوَانَةَ، عَنِ الْأَعْمَشِ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: "أَكْثَرُ عَذَابِ الْقَبْرِ فِي الْبَوْلِ"
 
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Наказание в могиле чаще всего бывает за (недостаточное очищение) от капель мочи» (Муснад Ахмад, 14/76)[2]
 
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) строго предупреждал тех, кто не оберегал себя от капель мочи. Имам Навави (рахматуллахи алейхи) (по этой причине) даже включает несовершение истибра’ в список больших грехов[3].
 
Мауляна Рашид Ахмад Людьянви (рахматуллахи алейхи), описывая различные способы совершения истибра’, пишет:
 
«Сама практика истибра’ не описана в хадисах), поскольку в первые века Ислама у людей были более крепкие мочевые пузыри, так что выход отдельных капель после мочеиспускания был маловероятен. Однако в наше время люди испытывают проблемы с этим, поэтому наши ученые рекомендуют эти способы для окончательного избавления от капель мочи. Вышеупомянутые методы не являются каким-то новшеством, их можно отнести общему понятию очищения, поскольку в хадисах много говорится о необходимости чистоты и очищения от нечистот»[4][5].
 
И Аллах знает лучше.
 
[1] عون المعبود وحاشية ابن القيم (1/ 42)
وَحَاصِلُ مَعْنَى الِاسْتِبْرَاءِ الِاسْتِنْقَاءُ مِنَ الْبَوْلِ وَهُوَ المراد ها هنا
حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح شرح نور الإيضاح (ص: 43)
والاستبراء نقل الأقدام والركض بها ونحو ذلك حتى يستيقن بزوال أثر البول
(قَوْلُهُ: يَجِبُ الِاسْتِبْرَاءُ إلَخْ) هُوَ طَلَبُ الْبَرَاءَةِ مِنْ الْخَارِجِ بِشَيْءٍ مِمَّا ذَكَرَهُ الشَّارِحُ حَتَّى يَسْتَيْقِنَ بِزَوَالِ الْأَثَر
 
عمدة القاري شرح صحيح البخاري (12/ 51)
والاستبراء الَّذِي يذكر مَعَ الِاسْتِنْجَاء فِي الطَّهَارَة هُوَ أَن يستفرغ بَقِيَّة الْبَوْل وينقي مَوْضِعه وَمَجْرَاهُ،
 
[2] الموسوعة الفقهية الكويتية (3/ 168)
8 - وَدَلِيل الاِسْتِبْرَاءِ حَدِيثَانِ:
الدَّلِيل الأَْوَّل: الْحَدِيثُ الَّذِي أَخْرَجَهُ السِّتَّةُ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَال: مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِحَائِطٍ أَيْ بُسْتَانٍ مِنْ حِيطَانِ الْمَدِينَةِ أَوْ مَكَّةَ، فَسَمِعَ صَوْتَ إِنْسَانَيْنِ يُعَذَّبَانِ فِي قُبُورِهِمَا، فَقَال النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يُعَذَّبَانِ وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ، ثُمَّ قَال: بَلَى، كَانَ أَحَدُهُمَا لاَ يَسْتَتِرُ مِنْ بَوْلِهِ، وَكَانَ الآْخَرُ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ، ثُمَّ دَعَا بِجَرِيدَةٍ فَكَسَرَهَا كِسْرَتَيْنِ، فَوَضَعَ عَلَى كُل قَبْرٍ مِنْهُمَا كِسْرَةً، فَقِيل: لَهُ يَا رَسُول اللَّهِ؛ لِمَ فَعَلْتَ هَذَا؟ قَال صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَعَلَّهُ يُخَفِّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ تَيْبَسَا رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
وَعَلَّقَ ابْنُ حَجَرٍ عَلَى الْحَدِيثِ بِقَوْلِهِ: لاَ يَسْتَتِرُ فِي أَكْثَرِ الرِّوَايَاتِ بِمِثْنَاتَيْنِ مِنْ فَوْقُ: الأُْولَى مَفْتُوحَةٌ وَالثَّانِيَةُ مَكْسُورَةٌ. وَفِي رِوَايَةِ ابْنِ عَسَاكِرَ: يَسْتَبْرِئُ بِمُوَحَّدَةٍ سَاكِنَةٍ مِنَ الاِسْتِبْرَاءِ، ثُمَّ قَال: وَأَمَّا رِوَايَةُ الاِسْتِبْرَاءِ فَهِيَ أَبْلَغُ فِي التَّوَقِّي.
الدَّلِيل الثَّانِي: عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَال: تَنَزَّهُوا مِنَ الْبَوْل فَإِنَّ عَامَّةَ عَذَابِ الْقَبْرِ مِنْهُ. (3)
 
[3] شرح النووي على مسلم (2/ 84)
وَعَدَمِ الِاسْتِبْرَاءِ مِنَ الْبَوْلِ أَنَّهُمَا مِنَ الْكَبَائِرِ
 
[4] احسن الفتاوى 2/104
 
[5] حاشية السيوطي على سنن النسائي (1/ 43)
وَقَدْ قَالَ الْقَاضِي أَبُو الطَّيِّبِ لَا خِلَافَ فِي حَمْلِ الْمُطْلَقِ عَلَى الْمُقَيَّدِ عِنْدَ اتِّحَادِ الْوَاقِعَةِ وَالْمُرَادُ مَسُّ الذَّكَرِ عِنْدَ الِاسْتِبْرَاءِ مِنَ الْبَوْلِ
 
شرح القسطلاني = إرشاد الساري لشرح صحيح البخاري (1/ 289)
(وما يعذبان في كبير) يشق الاحتراز عنه وإن كان كبيرًا في المعصية (أما أحدهما فكان لا يستتر من البول) من الاستتار وهو بمعنى التنزّه منه المروي في مسلم وسنن أبي داود، ولابن عساكر لا يستبرئ بالموحدة من الاستبراء
 
فيض القدير (1/ 309)
(إذا بال أحدكم) أي شرع في البول والمراد به مس الذكر عند الاستبراء منه
 
عون المعبود وحاشية ابن القيم (1/ 42)
2 - (بَابٌ فِي الِاسْتِبْرَاءِ)
[42] هُوَ أَنْ يَمْكُثَ وَيَنْتُرَ حَتَّى يَظُنَّ أَنَّهُ لَمْ يَبْقَ فِي قَصَبَةِ الذَّكَرِ شَيْءٌ مِنَ الْبَوْلِ كَذَا فِي حُجَّةِ اللَّهِ الْبَالِغَةِ لِلشَّيْخِ الْمُحَدِّثِ وَلِيِّ اللَّهِ الدَّهْلَوِيِّ
وَحَاصِلُ مَعْنَى الِاسْتِبْرَاءِ الِاسْتِنْقَاءُ مِنَ الْبَوْلِ وَهُوَ المراد ها هنا
 
فيض الباري على صحيح البخاري (1/ 410)
قوله: (لا يَسْتَتِر) ... إلخ، وفي لفظ: لا يَسْتَنْزِه، وفي لفظٍ آخر: لا يَسْتَبْرِأ. وتوهَّم بعضهم: أن معناه إنه لم يكن يَسْتُر عورته عند البول. وقيل معناه: إنه لم يكن يَحْتَرِز عن رِشَاش البول.
أقول: ومُحَصَّل كلها واحدٌ مع فرق يسيرٍ بينها، فمعنى عدم الاستتار: أنَّه لم يكن يضع سُتْرة بينه وبين البول، ولا يتَّقي من رِشَاشه، فيعود إليه رِشَاشه. والاستنزاه والاستبراء: هو الاستنجاء على طريقٍ مسنونٍ، أعني به الطريق الذي يعمل به النَّاس لقطع التقطير: من التنحنح، المشي خطوة أو خطوتين، كالنَّتْر عند ابن ماجه مرفوعًا، وهو عند الأطباء مُضِرُّ. فإِن كان ما أظنُّه صحيحًا، فالحديث على الأخيرين يَقْتَصِر على بول النَّاس فقط، ويكون معناه: أنَّه لم يكن يَحْتَاط في الاستنجاء ودفع التقطير، فابْتُلِي بالعذاب لأجل هذا التهاون،
 
حجة الله البالغة (1/ 308)
قَوْله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " أما أَحدهمَا فَكَانَ لَا يستبرئ من الْبَوْل "
الحَدِيث أَقُول فِيهِ إِن الِاسْتِبْرَاء وَاجِب وَهُوَ أَن يمْكث، وينثر حَتَّى يظنّ أَنه لم يبْق فِي قَصَبَة الذّكر شَيْء من الْبَوْل، وَفِيه أَن مُخَالطَة النَّجَاسَة وَالْعَمَل الَّذِي يُؤَدِّي إِلَى فَسَاد ذَات الْبَين يُوجب عَذَاب الْقَبْر،

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
247
15 ноября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 935
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Высушивать органы тела после совершения омовения или оставить мокрыми?
Высушивать органы тела после совершения омовения или оставить мокрыми?
Вопрос: Что будет более желательным – вытереть части тела после омовения, вытереть, но не до конца, либо оставить мокрыми?...
9 480
28 сентября, 19
Разрешенные в пищу и запретные животные
Разрешенные в пищу и запретные животные
Мусульмане часто спрашивают, каких животных и птиц по ханафитскому мазхабу можно кушать, а каких нет. Очевидно, что нельзя есть свинину, ...
262 360
7
24 сентября, 19