Image
Отличительные аспекты исламской системы наследования
На сегодняшний день самую разумную и справедливую систему наследования человечеству предлагает Исламский закон. Коран и сунна тщательно п...
3 690
16 сентября, 19

Отличительные аспекты исламской системы наследования

3 690
16 сентября, 19
АВТОР ЦИКЛА
Отличительные аспекты исламской системы наследования
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Muftitaqiusmani.com
Источник:
MUFTITAQIUSMANI.COM

Official website of Mufti Taqi Usmani

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Будет ли жена иметь право на долю в наследстве умершего мужа, если вновь выйдет замуж после его смерти?
На сегодняшний день самую разумную и справедливую систему наследования человечеству предлагает Исламский закон. Коран и сунна тщательно прояснили все его аспекты, не оставив никакого пространства для человеческих рассуждений, поскольку люди не в состоянии охватить всю глубинную мудрость шариатских принципов, которая доступна только Всевышнему Аллаху. По этой же причине исламские законы наследования во многом расходятся с законами других религий и правовых систем. Эти отличия заключены в следующих принципах, установленных шариатом:
 
1. Наследованию подлежат все активы умершего
 
Первый принцип исламской наследственной системы гласит, что все активы, оставленные покойным, подлежат наследованию: будь то личные вещи, которыми он пользовался при жизни, как, например, одежда и утварь, или имущество, которое может приносить прибыль, как, например, земля, товар или деньги. Согласно исламским законам, наследники имеют право на всё это имущество: как большое, так и незначительное, как ценное, так и не представляющее какую-либо ценность. Исключаются из наследства только расходы на организацию похорон, средства на выплату долгов покойного и завещанная покойником часть, которая может составлять максимум одну треть от оставшейся суммы.
 
До ислама многие общины проводили различие между недолговечным имуществом и имуществом, приносящим прибыль. Соответственно, после кончины человека наследникам передавалась только вторая категория: земля, торговые лавки и деньги. Предметы личного пользования, такие как: одежда, посуда, оружие и украшения не подлежали унаследованию. Некоторые доходили до того, что хоронили эти вещи с умершим, полагая, что они понадобятся ему в загробной жизни; другие собирали эти предметы в одну кучу и сжигали их, а третьи делили личные вещи на три части и отдавали первую часть наследникам в память о покойном, вторую часть одежды и украшений хоронили вместе с покойным, а третьей частью покрывали расходы, связанные с похоронами, потому что услуги профессиональных плакальщиков, как правило, были дорогими. Более подробную информацию об этих ритуалах можно найти в разделе законов наследования Энциклопедии Британника (Encyclopedia Britannica).
 
Обычаи хоронить ценное имущество, сжигать его или раздавать профессиональным плакальщикам, представлялись весьма бессмысленным и неразумным уничтожением ценного имущества, если учесть, что они могли принести немалую пользу близким родственникам усопшего, непосредственно его семье, тем более в случаях, когда речь идет о людях нуждающихся. Ислам запретил подобные экстремизм и невежество в обращении с имуществом, предоставив его целиком наследникам умершего, даже если речь идет о швейной иголке или о чём-то столь же несущественном.
 
2. Наследование – это право родственников, но не посторонних
 
Пока родственники умершего живы, право на наследство принадлежит только им одним. Некоторые общины отдают в этом вопросе предпочтение друзьям или соседям при наличии родственников. В результате чего имущество забирают себе соседи или друзья, а прямые родственники покойного, и без того уже перенесшие потерю члена семьи, теряют еще и все его имущество; это явно несправедливая практика. Ислам защищает права прямых родственников. И в действительности защищает настолько, что разделить с ними право наследования не может даже усыновленный ребенок. Доисламские арабские общины допускали к наследству усыновленных детей, приравнивая их в этом вопросе к биологическим детям. Коран упразднил эту традицию и установил, что согласно исламскому праву ребенком и, соответственно, наследником может считаться только биологический ребенок.
 
3. Право наследования есть как у мужчин, так и у женщин, как у молодых, так и у старых
 
В доисламской Аравии женщинам и детям не полагалось никакой доли наследства. Как сообщает Ибн Джарир ат-Табари (310 г.Х., да смилуется над ним Аллах) в своем Тафсире, право на долю наследства было только у тех, кто получал военные трофеи или был в состоянии сражаться на лошадях. Ислам отменил и эту несправедливую практику, и Аллах утвердил право женщин на наследство в аяте:
 
لِلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَ وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ ۚ نَصِيبًا مَفْرُوضًا
 
Мужчинам — доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и близкие родственники. И женщинам — доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и близкие родственники, будь то мало (наследства) или много. Доли (наследства установлены в Коране) и обязательны (для передачи тем, кому они полагаются по Шариату)(Сура ан-Ниса, аят 7)
 
В своем «Тафсире» Ибн Джарир аль-Табари передает от Икримы, который сказал:
 
«(этот аят) был ниспослан по случаю Умм-Кахля – дочери Кахля, Саʼлябы и Ауса ибн Сувейда, которые были из Ансаров. Один из них был ее мужем, а другой приходился её сыну дядей со стороны отца. Она сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж умер, оставив после себя меня и его дочь, но мы не получили ничего из его наследства». Дядя её сына по отцу сказал: «О Посланник Аллаха! Она не ездит на лошади, не несет никакой нагрузки, не нападает на врага; она только требует расходов на себя и не приносит никакого дохода». И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Мужчинам — доля из того, что оставили (в наследство покойные) родители и близкие родственники. И женщинам — доля из того»».
 
4. Степень родства – основа наследования
 
Тот, кто по родству был ближе к умершему, имеет больше прав на наследство. Этот принцип также применим в случае ʼасабата, когда более близкий «ʼасаба» блокирует дальнего. Однако этот принцип не всегда применим в случае Зави аль-Фуруд, но он учитывается при определении их долей. При этом один наследник не блокирует другого из этой же категории близости просто из-за старшинства, а это известная практика христиан, безусловно, несправедливая по отношению к младшим детям покойного, которые в этом случае лишаются наследства только потому, что им было суждено родиться позже своих старших братьев и сестер. Ислам устранил и эту несправедливость и уравнял всех детей между собой без дискриминации по возрасту.
 
Стоит отметить, что расширение круга участников наследования является эффективным методом предотвращения имущественного накопительства и его непрерывной циркуляции исключительно среди богатых, а также способствует балансу в его распределении. В Исламе, таким образом, любое накопленное богатство в конечном итоге будет разделено между несколькими людьми. Это в дополнение к степени справедливости исламской системы.
 
5. Наследование означает полное, свободное и неограниченное владение имуществом
 
Исламская система предполагает, что наследование дает человеку полное неограниченное право собственности на свою часть, в отличие от системы индусов и некоторых греков и римлян, которые придерживались законов совместного семейного наследования. Согласно их концепции, земля и собственность принадлежат всем членам семьи в одинаковой степени; это означало, что ни один член семьи не мог продать свою часть или отделить ее от долей других членов семьи. Понятно, что это приводило к ряду осложнений: участник совместного семейного наследования никак не мог использовать свою законную долю. Продать её даже при самой острой нужде в деньгах не представлялось возможным.
 
Ислам отменил и эту практику. Согласно исламскому закону наследования, доли наследников четко разграничены, следовательно, каждому из них предоставлено право распоряжаться полученным имуществом по своему усмотрению. Это также одна из причин, по которой исламский закон поощряет расчет и распределение наследства как можно скорее после окончания похорон покойного, поскольку при большой численности претендентов на наследство существует вероятность возникновения между ними ссор и вражды.
 
Источник: Муфтий Такы Усмани, Такмилят Фатх аль-Мульхим, второй том, 7-8 стр.

Автор: Муфтий Такы Усмани, перевел на английский Мунтасир Заман

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Совершать сунну Муаккада следует сразу после Фарда или дома?
Вопрос: БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим, Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Дж...
881
25 января, 20
Image
Готовимся ко сну «на пятерку»
Все мы, как мусульмане, хотим привить своим детям соответствующий Исламу образ жизни: читаем им полезные книжки, разговариваем с ними о в...
1 414
18 января, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Обязательно ли мыть халяльное мясо перед приготовлением?
По ханафитскому мазхабу мясо становится чистым от крови, когда после халяльного забоя из него вытечет кровь. Красная жидкость внутри мяса...
3 222
9 сентября, 19
Image
О посте в день Ашура
Примечание от редакции azan.ru: В этом году (2019), день Ашура наступает 9-го сентября (понедельник). Это значит, что поститься желательн...
30 384
7 сентября, 19