Разбор хадиса, обещающего награду ста мучеников за веру
Разбор хадиса, обещающего награду ста мучеников за веру
Следующий хадис часто цитируют, когда говорят о важности следования Сунне: «Кто будет придерживаться моей Сунны в то время, когда моя умм...
8 770
2
13 сентября, 19

Разбор хадиса, обещающего награду ста мучеников за веру

8 770
2
13 сентября, 19
АВТОР ЦИКЛА
Разбор хадиса, обещающего награду ста мучеников за веру
Мухаммад Абасумар
Автор:
МУХАММАД АБАСУМАР
Муфтий
Al-miftah.com
Источник:
AL-MIFTAH.COM

Blog by Moulana Muhammad

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Пять простых добрых дел, за которые можно заработать большую награду
Следующий хадис часто цитируют, когда говорят о важности следования Сунне:
 
«Кто будет придерживаться моей Сунны в то время, когда моя умма развратится, получит награду ста мучеников за веру».
 

Источники

 
Этот хадис передается от следующих сподвижников:
 

1. Абу Хурайра (радыАллаху анху):

 
Его сообщение мы находим в Мишкатуль-Масабих. Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) пишет в своей книге об этом хадисе:
 
«Передается у Байхакы в его «Китабу з-зухд» от сподвижника Абу Хурайры (радыАллаху анху)» (Хидайяту р-Руват, хадис 174).
 
Имам Наджи (рахимахуллах) упоминает, что Байхакы также передает этот хадис в «Аль-Мадхаль» от Абу Хурайры с обещанием награды «ста мучеников» (Уджалятуль-Имля, с.40).
 
Примечание: Имам Табарани (рахимахуллах) приводит это сообщение от Абу Хурайры (радыАллаху анху) в своей «Аль-Муджамуль Аусат» (5414), где говорится о награде только одного мученика.
 
Имам Наджи утверждает, что версия Табарани, вероятно, была изменена. Он пишет:
 
لعل لفظ المائة سقطت من الرواية المذكورة
 
«Возможно» слово «сто» было (случайно) исключено из этого сообщения (Табарани)» (Уджалятуль-Имля, с. 40).
 
Можно также предположить, что обе эти версии слов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), приведенные у Абу Хурайры следует рассматривать по отдельности. Вполне возможно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сначала сказал о награде одного мученика, но после Всевышний Аллах увеличил эту награду до награды ста мучеников. Это объяснение часто встречается в подобных случаях. Кроме того, сообщение, переданное следующим сподвижником, также говорит о награде ста мучеников:
 

2. Абдуллах ибн Аббас (радыАллаху анхума):

 
Алляма Мунзири (рахимахуллах) приводит эту же формулировку хадиса (о награде ста мучеников) в своей «Ат-Таргыб» со ссылкой на авторитет Абдуллы ибн Аббаса (радыАллаху анхума).
 
Далее он упоминает о том, что хадис также приводится у Байхакы. (См. Ат-Таргыб, т.1, с. 80, Китабу з-зухд, хадис 112, см. также «Аль-Камиль» Ибн Адий, т.3, с. 173-74).
 

3. Али (радыАллаху анху):

 
Недавно один знакомый обратил мое внимание на сообщение, которое приводит Ибн Батта в своей «Аль-Ибанатуль-Кубра» (т.1, с. 309).
 
В этой версии хадиса также говорится о награде ста мучеников.
 

Статус хадиса

 
Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) оценил этот хадис как надежный (хасан), а Алляма Мунизи посчитал его приемлемым для цитирования.
 
Причина заключается в том, что Ибн Хаджар воздержался от критики этого сообщения в своей книге «Хидайяту р-Руват». Сам Хафиз Ибн Хаджар писал, что его молчание (по поводу этого хадиса) в конкретной главе (фасль сани) означает признание (достоверности хадиса) (Введение в Хидайяту р-Руват, т.1, с. 58).
 
Кроме того, Аль-Мунзири (рахимахуллах) процитировал это сообщение таким образом, который у него означает приемлемость хадиса, т.е. он использовал слово عن (от) при этом. Об этом он пишет в своем предисловии к Ат-Таргыб, что любое сообщение, для которого он использует слово عن означает сахих, хасан или близкое к этим двум (Таргыб, т.1, с. 37).
 
И наконец, шейх Мухаммад Тахир аль-Фатани цитирует подобный хадис, где говорится о награде ста мучеников за возрождение Сунны, и расценивает его как хасан.
 

Возражения

 
Некоторые ученые ставят под сомнение сообщение от Абдуллы ибн Аббаса (радыАллаху анхума), поскольку в его иснаде присутствует рассказчик по имени Хасан ибн Кутайба. Их претензии основаны на том факте, что алляма Захаби (рахимахуллах) назвал его крайне слабым (هالك) (Аль-Мизан, т.1, с. 473).
 
По их мнению, это делает сообщение крайне слабым.
 

Ответ

 
Далеко не все ученые оценивали этого передатчика как крайне слабого.
 
Хафиз Аль-Мунзири (который был более ранним мухаддисом, чем Захаби) говорил о Хасане ибн Кутайбе, как о передатчике, в отношении которого есть разные мнения. Поэтому он упоминает его в главе рассказчиках, в отношении которых есть разные мнения (в конце книги) (Таргыб, т.4, с. 569).
 
Мнения относительно Хасана ибн Кутайбы:
 
  • Имам Даракутни сказал:  متروك الحديث
     
  • Аль-Азди сказал: واهي الحديث
     
  • Захаби сказал: هالك
     
Примечание: Вышеуказанные три вердикта означают крайнюю слабость.
 
  • Имам Абу Хатим аль-Рази сказал: ليس بقوي الحديث, ضعيف الحديث
     
  • Аль-Укайли сказал: كثير الوهم
     
  • Аль-Мунзири, Ибн Хаджар и Аль-Бусири использовали термин: ضعيف
     
Примечание: Вердикты этих пяти мухаддисов обозначают общую слабость, т.е. несерьезные недостатки.
 
  • Имам Ибн Хиббан объявил его надежным (сика), но добавил: يخطيئ ويخالف
     
  • Имам Ибн 'Ади сказал: للحسن بن قتيبة هذا أحاديث غرائب حسان, وأرجو أنه لا بأس به
     
Примечание: Слова, используемые этими двумя мухаддисами обозначают разную степень надежности.
 
Источники для вышеприведенных цитат: Мизануль-и'тидаль, т.1, с.473, Ду'афа лиль 'укайли, т.2 с.17, Аль-Джарх ва т-та'диль Ибну Аби Хатима, т.3, с.33, Таргыб, т.4, с. 569, Аль-Маталибуль 'алия, т.4, с.295, Ихтафуль Бусири, т.9, с.244, Тикат Ибн Хиббана, 772 и Аль-Камиль ли Ибн' Ади, т.3, с.174)
 
Эти цитаты наглядно иллюстрируют степень разногласия относительно достоверности Хасана ибн Кутайбы. Так что использовать цитаты лишь тех мухаддисов, которые считали его неприемлемым рассказчиком, опуская тех, кто считал иначе, будет большой ошибкой.
 
Сообщения, где есть подобные передатчики (в отношении которых есть различные мнения), как правило, классифицируются как хасан (достоверные) согласно Мунзири (рахимахуллах) и другим. (См введение в Таргыб, т.1, с.37 и Каваид фи 'улюмиль-хадис, с.72-77).
 

Вывод

 
Различные мнения ранних ученых относительно Хасан ибн Кутайбы, влияют лишь на достоверность сообщения от Абдуллы ибн Аббаса. Но хадис, о котором идет речь, подтверждается также сообщением от Абу Хурайры, в иснаде которого нет упоминания этого передатчика. Поэтому даже если кто-то будет пытаться оспорить подлинность иснада от Ибн Аббаса, хадис приобретает достаточную прочность в сочетании с сообщением от Абу Хурайры. Вероятно, по этой причине три известных мухаддиса – Ибн Хаджар, Аль-Мунзири и Аль-Фатани - высказались в пользу достоверности этого хадиса. Этого достаточно для приемлемости этого хадиса.
 

Замечания о правильном понимании хадиса

 

  1. В этом хадисе используется слово «тамассака», которое правильно переводить как «тот, кто стойко держится Сунны» (а не «тот, кто возрождает ее», как это обычно переводят).
     
  2. Если посмотреть на другие хадисы в той главе, в которой алляма Мунзири и алляма Багави приводят этот хадис, они ясно указывают на его смысл «приверженность Сунне в общем».

 

К примеру, Хафиз Мунзири перед этим приводит следующий хадис:
 
«Тот, кто ест халяль, следует моей Сунне и не вредит людям, войдет в Рай» (Хаким).
 
Алляма Багави приводит перед этим хадисом следующий хадис:
 
«Кто любит мою Сунну, тот любит меня, а кто любит меня, будет со мной в Раю» (Тирмизи).
 
Несомненно, что эти хадисы не могут иметь такой смысл, что любовь к одной сунне или практика только одной сунны будет вознаграждена Раем. Хотя нельзя отрицать, что Аллах Та'аля может предоставить Рай тому, кто возрождает лишь одну какую-то сунну.
 
После написания всего вышеприведенного, я спросил моего уважаемого учителя, шейха мухаддиса Мухаммада Авваму (пусть Аллах защитит его) о смысле этого хадиса, на что он ответил:
 
«Вряд ли можно сказать, что хадис относится к тем, кто придерживается только одной сунны. Наиболее подходящий смысл – более широкий, что здесь сказано о награде того, кто будет держаться Сунны в целом, хотя, конечно, хадис можно использовать для побуждения следования конкретной сунне, если это необходимо».
 
Как бы то ни было, давайте сделаем твердое намерение всегда придерживаться пути нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) 
 
И Аллах Та'аля знает лучше.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 887
13 апреля, 24
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
983
14 марта, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Азамат Созаев
Азамат Созаев
0
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух, такой вот вопрос, будут ли на вашем прекрасном сайте уроки по арабской грамматике, очень хотелось бы увидеть их на вашем сайте и, я думаю, не мне одному.
13 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух, брат.

Мы уже несколько лет хотим запиать уроки по арабской грамматике. Но к сожалению сталкиваемся с самой большой проблемой, не можем найти устаза. Вы сами понимаете, что уроки по грамматике требуют видео съемки, а с этим намного сложнее, если бы мы записывали бы просто аудио уроки. Ин ша Аллах, мы не теряем надежды и постараемся найти устаза.
15 сентября, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лучшая битва для женщин – это хадж
Лучшая битва для женщин – это хадж
Вопрос: Пожалуйста, приведите полный текст хадиса с таким смыслом: одна из жен Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) попросила взять ее с...
4 944
29 июля, 19
15 благ совершающего вуду
15 благ совершающего вуду
Частота совершения малого омовения (вуду') верующим свидетельствует о том месте, которое чистота занимает в Исламе. Мусульманин совершает...
4 163
2
5 июля, 19