Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?
Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?
Вопрос: Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Джумʼа должна быть выполнена сразу...
18 634
25 января, 20

Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?

18 634
25 января, 20
АВТОР ЦИКЛА
Совершать сунну муаккада следует сразу после фарда или дома?
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим. Согласно мнению многих наших ученых-ханафитов, сунна-муккада после намазов Зухр, Магриб, Иша и Джумʼа должна быть выполнена сразу после обязательной молитвы (фарда) с минимальной разницей во времени и минимальными азкарами между ними. Некоторые говорят, что отсрочка молитвы более этого снижает награду за совершение сунны. Также я слышал от других, что, если перерыв между фардом и сунной муаккадой будет слишком большим, то молитва перестает быть муаккадой и становится просто нафилем (дополнительной). С другой стороны, некоторые ученые говорят, что нет никакого вреда в совершении азкаров после фарда и до сунны. Но, похоже, сегодня является преобладающим первое мнение.
 
Я также видел отрывок из Ибн Абидина, который цитировал Шейх Фараз Раббани. Так вот там говорится, что лучше отложить совершение сунны, чтобы помолиться дома, при условии, что перерыв между фардом и сунной не затянется надолго и не приведет к упущению сунны. А это, по-видимому, противоречит идее ускоренного перехода от фарда к сунне, которое сегодня чаще транслируется, ведь не все живут близко к мечети, и человек может, совершив фард в мечети и отложив муаккаду, например, совершать азкары по дороге домой и т. д.
 
Существуют ли какие-либо сообщения о сахабах или саляфах, которые бы подтверждали срочность перехода от фарда к сунне? И как мы можем это мнение согласовать с тем, что лучше совершать суннат-намазы дома?
 

 

Ответ:
 
БаракаЛлаху фикум!
 
Имам ат-Тахави сообщает в своем «Шархе Маани аль-Асар», что, согласно мнению Имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, совершать молитвы сунна-муаккада в мечетях – хорошо, но лучше совершать их у себя дома. (Шарх Маʼани аль-Асар, 1: 339)[1].
 
Однако позже фукаха разъяснили, что это правило действительно только в том случае, когда нет вероятности, что человек вернется домой, отвлечется и забудет о том, что планировал совершение сунны-муаккада. Если есть вероятность забыть, то следует совершать её сразу после фарда в мечети. (аль-Мухит аль-Бурхани, Идарат аль-Коран, 7: 503)[2].
 
В «аль-ʼАсль» имам Мухаммад, приводя мнение имама Абу Ханифы, имама Абу Юсуфа и свое собственное мнение, пишет, что имам, возглавивший обязательную коллективную молитву, не должен оставаться на том же месте после Зухра, Магриба и Иша, то есть он немедленно должен встать. Более того, он упоминает, что имам может совершать намазы сунна-муаккада в мечети, если он захочет, но должен для этого встать за джамаатом – людьми, которые читали за ним фард – или в любой другой стороне, главное – покинуть то место, где он возглавлял молитву. Муктади также могут совершать сунну-муаккада в мечети, но лучше тоже сменить место, сделав один или два шага в любую из сторон, прежде чем начать намаз. (аль-ʼАсль, 1: 16-17)[3].
 
Единственная разница между намазами, после которых следует сунна-муаккада, и теми, после которых сунны-муаккады нет, может заключаться в том, что лучше совершить суннат-намаз сразу после фарда без какой-либо ощутимой задержки.
 
Аз-Захиди сообщает в «Аль-Кунья» мнение Захир ад-Дина аль-Маргинани, который считал, что сунна-муаккада, отложенная до окончания времени намаза, перестает считаться сунной. Однако ʼАйн аль-Аʼимма аль-Карабизи сказал, что в этом случае сунна-муаккада все равно останется сунной (аль-Кунья, стр. 40)[4].
 
Последнее мнение считается более сильным, поскольку аль-Садр аш-Шахид (также, как аль-Карабизи) сказал, что сунна-муаккада из-за участия в разговоре или в чем-то еще, противоречащем природе намаза (например, в покупке и продаже), после совершения фард намаза не перестаёт быть сунной, но это уменьшит награду за её совершение, и он заявляет, что это «более правильная» (асахх) позиция (аль-Кунья, стр.40)[5].
 
Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж также поддержали эту точку зрения. (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226). Они уточняют, что рекомендуется (авля/мустахаб) не делать ощутимого перерыва между фардом и суннами (Хальбат аль-Муджалли, 2: 225-226) и, следовательно, излишняя задержка будет считаться хиляф аль-ауля, то есть, она не заслуживает порицания, а только приводит к уменьшению вознаграждения за молитву.
 
Но, как объясняют Ибн аль-Хумам и Ибн Амир Хадж, это касается только ситуации, когда намаз сунна-муаккада совершается в мечети. Если человек совершает его дома, то время, затраченное на то, чтобы добраться до дома, не приведет к уменьшению вознаграждения и не будет считаться хиляф аль-ауля, так как на самом деле лучше молиться у себя дома (Хальбат аль-Муджалли, 2: 226, Радд аль-Мухтар, Дар 'Алям аль-Кутуб, 2: 247)[6].
 
[1] وخالفهم في ذلك آخرون فقالوا: التطوع فى المساجد حسن غير أن التطوع فى المنازل أفضل منه....لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم: خير صلاة المرء في بيته إلا المكتوبة؛ وهذا قول أبي حنيفة وأبي يوسف ومحمد بن الحسن رحمهم الله
(شرح معاني الآثار، ج١ ص٣٣٩)
 
[2] وفى الجامع الأصغر: إذا صلى المغرب فى المسجد بالجماعة يصلي ركعتي المغرب فى المسجد إن يخاف أنه لو رجع إلى بيته يشتغل، وإن لا يخاف فالأفضل أن يصلي في بيته لقوله صلى الله عليه وسلم: صلاة الرجل فى المنزل إلا المكتوبة
(المحيط البرهاني، ج٧ ص٥٠٣)
 
[3] قلت: أرأيت الإمام إذا فرغ من صلاته أيقعد في مكانه الذي يصلي فيه أو يقوم؟ قال: إذا كانت صلاة الظهر أو المغرب أو العشاء فإنني أكره له أن يقعد في مقعده حين يسلم وأحب إلي أن يقوم...فإن أراد فى الظهر والمغرب والعشاء أن يصلي تطوعا...يتأخر فيصلي خلف القوم أو حيث أحب من المسجد ما خلا مكانه الذي يصلي بهم فيه. قلت: فالذين خلفه أيصلون في أمكنتهم التي صلوا فيها أي يتنحون؟ قال: إن فعلوا فلا بأس، ويتنحون خطوة أو خطوتين أحب إلي.
(الأصل، ج١ ص١٦-١٧)
 
[4] ظم أخر السنة بعد الفرض ثم أداها في آخر الوقت لا يكون سنة عك يكون سنة
(القنية ص٤٠)
 
[5] عك الكلام بعد الفرض لا يسقط السنة لكن ينقص ثوابه؛ صح وكل عمل ينافي التحريمة أيضا، قال رض وهو الأصح
(القنية، ص٤٠)
 
[6] ثم قال: وأفاد شيخنا أن الكلام فيما إذا صلى السنة في محل الفرض لاتفاق كلمة المشايخ على أن الأفضل فى السنن حتى سنة المغرب المنزل؛ أي فلا يكره الفصل بمسافة الطريق
(رد المحتار، ج٢ ص٢٤٧)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 782
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
Как можно считать, что борода Сунна, ведь неверующие тоже носят бороду?
Вопрос: Что можно ответить человеку, который спрашивает – почему ношение бороды считается Сунной и обычаем Ислама, хотя иудеи или индусы ...
17 758
5 января, 20
Желательный (нафиль) намаз в автомобиле (транспорте)
Желательный (нафиль) намаз в автомобиле (транспорте)
В наш век суеты и спешки очень уместно будет вспомнить о следующей Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Абдуллах ибн Умар (...
12 835
21 октября, 19