Image
Имам ан-Насафи - глава ханафитов Средней Азии
Имам Абуль-Баракат ан-Насафи — автор одного из самых известных текстов в ханафитском фикхе «Канз ад-дакаик». Его полное имя — Хафизудд...
1 407
2
26 января, 20

Имам ан-Насафи - глава ханафитов Средней Азии

1 407
2
26 января, 20
АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Насафи - глава ханафитов Средней Азии
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Абуль-Баракат ан-Насафи — автор одного из самых известных текстов в ханафитском фикхе «Канз ад-дакаик». Его полное имя — Хафизуддин Абдуллах ибн Ахмад Абуль-Баракат ан-Насафи. Насаф — местность на территории Сугда, на сегодняшний день это часть Узбекистана. Ранее это был один из интеллектуальных и научных центров мусульманского мира, откуда вышло много ученых.  Точная дата рождения имама Абуль-Бараката неизвестна, и ученые говорят, что это приблизительно 620-й год, а умер имам в 710-м году в пятницу в месяц Рабиуль-Авваль в селении Издадж. Есть мнение, что он умер в 701-м году, но первая версия более популярна.
 
Учителя имама
 
У имама, как у всех ученых его периода, было много учителей, и он достиг высот в фикхе, усуле, тафсире и науках арабского языка.
 
1. Шамс аль-аимма Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари (умер в 642-м году);
 
2. Хумейдуддин аль-Бухари (умер в 666-м году);
 
3. Бадруддин Хувар-заде аль-Кардари (умер в 651-м году).
 
Ученики
 
1. Хусамуддин ас-Сигнаки (умер в 714-м году). Этот имам написал самое большое толкование “Аль-Хидаи” — “Ан-Нихаю”. Это толкование, к сожалению, все еще существует только в виде рукописи.
 
2. Ибн ас-Саати. Автор известного матна в ханафитском мазхабе «Маджма аль-бахрейн» и по усулю “Аль-Бади”.
 
3. Абдуль-Азиз аль-Бухари (умер в 730-м году).
 
Когда имам Ибн аль-Хумам[1] говорил о своем иснаде к “Аль-Хидае”, упоминал Абдуль-Азиза аль-Бухари, который передавал от Абуль-Бараката ан-Насафи от имама аль-Кардари.
 
Положение имама в шариатских науках
 
Имам ас-Сахави, ученик Ибн Хаджара, назвал имама Абуль-Бараката “алляма ад-дунья”, то есть мировым ученым.
 
Имам ас-Сигнаки, его ученик, назвал его имамом и аскетом.
 
Ибн аль-Хумам сказал о нем: “Устаз ученых”.
 
Ибн Нуджейм сказал о нем: “Лучший среди поздних ученых”.
 
В общем, он был единогласно главой ханафитов средней Азии, а его книги стали важнейшим достоянием исламского фикха в общем и ханафитского мазхаба в частности. И толкование его книги «Канз ад-дакаик» определило развитие мазхаба на многие века после него, потому что две важнейшие книги в мазхабе: “Табьин аль-хакаик” и “Бахр раик” — это толкования книги “Канз ад-дакаик”.
 
Книги имама
 
1. “Мадарик ат-танзиль”. Это тафсир имама Абуль-Бараката, тафсир средних размеров и обычно это второй тафсир после “Аль-Джалялейн”, который проходят в медресе. В книге много внимания уделено пояснению грамматики в Коране, объяснению позиции Ахлю-с-Сунна в акыде и опровержению различных сектантов. В этой книге имам ан-Насафи объединил тафсиры “Аль-Кашшаф” аз-Замахшари (умер в 538-м году), убрав оттуда его отклонения в акыде, и аль-Байдави (умер в 685-м году). Книга много раз издавалась.
 
2. “Умдат аль-акаид”. Это небольшой текст по акыде, где излагаются убеждения суннитов. Не стоит его путать с “Акыдой ан-Насафия”, автор которой — имам Умар ан-Насафи (умер в 537-м году), который был учителем имама аль-Маргинани и жил почти за двести лет до имама Абуль-Бараката. Книга издана.
 
3. “Аль-Итимад”. Это его толкование своего текста по акыде. Книга продолжает матуридитскую традицию, которая была начата в книге “Табсира аль-адилля”.
 
4. “Аль-Вафи”. Это текст по ханафитскому мазхабу, который имам потом сократил в «Канз ад-дакаик». Книга, к сожалению, пока существует только в виде рукописи. Передается, что имам хотел написать свое толкование “Аль-Хидаи”, но Тадж аш-Шариа, крупнейший ученый того времени, сказал ему, что он не достиг нужного уровня для написания толкования “Аль-Хидаи”, и тогда имам стал писать свой текст, который был бы подражанием “Аль-Хидае”.
 
5. “Аль-Кафи”. Это толкование “Аль-Вафи”, большая книга, в которую имам вложил свои знания, показывая глубокие знания фикха и усуля. Важный источник для определения сильного мнения в мазхабе. К сожалению, книга пока еще не издана.
 
6. “Аль-Мусаффа”. Это толкование к поэтическому тексту по фикху, который был написан другим Насафи, Наджмуддином Абу Хафсом. Книга недавно была издана.
 
7. “Аль-Мустасфа”. Это толкование текста по фикху, который называется «Аль-Фикх ан-Нафи» Насруддина ас-Самарканди. Имам Абуль-Баракат сократил свое более длинное толкование этой же книги. Книга недавно была издана в трех томах. Важный источник для определения сильного мнения в мазхабе.
 
8. “Аль-Муставфа”. Это полное толкование книги «Аль-Фикх ан-Нафи». Пока существует только в виде рукописи.
 
9. “Манар аль-анвар”. Это текст по усулю аль-фикх, которого имам основывал на книге имама аль-Баздави по усулю и на “Аль-Мунтахабе аль-Хусами”. И этот текст имама Абу аль-Бараката стал главным начальным текстом по ханафитскому усулю, к которому написано масса толкований. Лучшими толкованиями можно назвать толкование Ибн Маляка, которое издано в трех томах, и толкование аль-Хаскафи с пояснениями Ибн Абидина.
 
10. “Кашф аль-асрар”. Имам Абуль-Баракат написал толкование своего же текста по усулю. Книга издана.
 
11. “Шарх аль-Мунтахаб”. Это толкование текста по усулю, который известен как “Мунтахаб аль-Хусами”. Книга издана.
 
“Канз ад-дакаик”
 
Книга «Канз ад-дакаик» считается одним из важнейших текстов по ханафитскому мазхабу, задача которого — передавать сильное мнение мазхаба. Обычно эту книгу проходят после “Мухтасара” аль-Кудури.
 
Многие ханафитские ученые заучивали этот матн и советовали его заучивать.
 
Имам ан-Насафи, как он пишет в книге «Аль-Вафи» (полной версии “Канза”), опирался на следующие книги: “Аль-Джами ас-сагыр”, “Аль-Джами аль-кабир” и “Зиядат” имама Мухаммада, “Мухтасар” аль-Кудури и “Аль-Хиляфият” Абу Хафса ан-Насафи. 
 
Имам в этой книге лишь называет позицию мазхаба, не  приводя доводов.
 
Книгу из-за ее краткости очень сложно читать. И еще имам ан-Насафи в книге применяет свои уникальные сокращения, например:
 
مسألة البئر جحط
 
Это можно перевести дословно так: “Вопрос колодца — джим ха та”. В эти трех буквах имам передал разногласия между имамами Абу Ханифой, Абу Юсуфом и Мухаммадом насчет ситуации, когда человек без большого омовения прыгает в колодец, чтобы достать оттуда ведро. В представлении имама Абу Ханифы вода станет наджасой и сам человек останется без полного омовения, и это передается буквой ج. По мнению Абу Юсуфа, вода останется чистой, но человек останется без большого омовения, и это передается букой ح. А по мнению имама Мухаммада, человек очистится и вода тоже будет чистой, и это передается буквой ط.
 
Толкования “Канз ад-дакаик”
 
Лучшее издание самого текста — издание шейха Саида Бакдаша.
 
Что касается толкований “Аль-Канз”, то их более ста и поэтому мы назовем только самые важные из изданных.
 
  • “Табьин аль-хакаик”. Автор — имам Фахруддин аз-Зайляи (умер в 743-м году), учитель имама Джамалюддина аз-Зайляи (умер в 762-м году), автора книги «Насб ар-рая». Это важнейшая книга в мазхабе, на которую опирались все ученые впоследствии: и Ибн аль-Хумам, и Ибн Нуджейм, и аш-Шурунбуляли, и Ибн Абидин. Книга издана с примечаниями аш-Шильби. Имам аз-Зайляи критиковал имама ан-Насафи за некоторые его формулировки, и на этом критику пытался ответить имам аль-Айни в своем толковании.

 

  • Шарх Муллы Мискина (умер в 811-м году). Это небольшое толкование “Канз”, к которому есть важный суперкомментарий Абу ас-Сууда аль-Мисри, который называется “Фатхуллах аль-Муин” и который Ибн Абидин часто цитирует. Сам же Ибн Абидин, ссылаясь на аль-Джинини, пишет, что это толкование “Аль-Канз” не подходит для фетвы и на него нельзя опираться, но это связано с тем, что это краткий текст, а не с тем, что там есть ошибки, потому что в кратких толкованиях не всегда излагаются все условия и нюансы. Саму же книгу Муллы Мискина преподавали ханафиты аль-Азхара. А шейх Ахмад аль-Файюми аль-Азхари написал свой суперкомментарий к толкованию Муллы Мискина, который называется “Фатх аль-Мубин”.

 

  • “Рамз аль-хакаик”. Это толкование написал имам Бадруддин аль-Айни (умер в 855-м году). Это лучшее толкование для преподавателей “Аль-Канз” и тех, проходит сам “Аль-Канз”, потому что автор сконцентрировался именно на объяснении самого текста. Шейх Салях Абуль-Хадж работает над изданием этого текста, и надеемся, что получится ценное и полезное издание.

 

  • “Аль-Бахр ар-раик”. Это толкование имама Зайнуддина ибн Нуджейма (умер в 970-м году). Это одна из важнейших книг в ханафитском мазхабе, и на нее в первую очередь опирался имам Ибн Абидин. Книга издана вместе с примечаниями Ибн Абидина к ней. К сожалению, пока нет нормального издания.

 

  • “Ан-Нахр аль-фаик”. Это толкование написал ученик и младший брат Зайнуддина ибн Нуджейма, Умар ибн Нуджейм (умер в 1005-м году). В этом толковании он часто полемизирует со своим братом.

 

  • “Кашф аль-хакаик”. Толкование написал Абдуль-Хаким аль-Афгани. Книга была издана в Египте с рецензиями крупных ученых аль-Азхара, таких как шейх аль-Мутыи.
 
Все эти толкования, безусловно, важны, но если ограничиваться лишь некоторыми из них, то следует включить в свою библиотеку в обязательном порядке “Ат-Табьин” и “Аль-Бахр”.
 
[1] Фатх аль-Кадир, 1/6.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси
Пять книг имама Сануси по акыде с его же комментариями — это самостоятельная полноценная школа изучения вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и его...
531
14 марта, 20
Image
Имам Сануси — имам мутакаллимов. Первая часть
Имам ас-Сануси, безусловно, специалист в области акыды, который больше всех повлиял на поздний период развития ашаритской школы каляма, а...
644
9 марта, 20

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Ruslan Mn
0
Может быть орфографические ошибки:
"Имам Абуль-Баракатом сократил" (Абуль-Баракат?)
"к которому написано масса толкований." (написаны/написана)
"назвать толкование Ибн Маляка, которое издан в трех томах" (которое издано)
"Имам Абуль-Бараката написал" (Абуль-Баракат?)
"мазхаба .Обычно" (точка и пробел поменялись местами)

18 февраля, 20
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Спасибо, исправили
18 февраля, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Имам аль-Мавсали: шейх ханафитов
Одной из самых известных книг по ханафитскому мазхабу в наши дни стала книга «Аль-Ихтияр» имам аль-Мавсали. И в рамках этой статьи мы нем...
7 269
3
19 ноября, 19
Image
Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
“Мухтасар” аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века ...
7 667
2
12 ноября, 19