Вопрос: Расскажите более подробно о желательных
намазах в течение дня – когда и как их следует совершать (к примеру, о таких намазах, как
духа,
аввабин,
ишрак и др)?
Ответ:
1. Самым желательным из всех дополнительных намазов считается ночной намаз тахаджуд[1]
Пророк ﷺ говорил о его достоинствах:
"افضل الصلاة بعد الفريضة صلاة الليل"
Самый лучший намаз после обязательных молитв
(фард) – это ночная молитва
[2].
"عليكم بقيام الليل، فانه دأب الصالحين قبلكم، وقربة الي ربكم ، ومكفرة للسيئات، ومنهاة عن الإثم"{ترمذي كتاب الدعاء
Выстаивайте ночные молитвы, поистине, это образ действий праведных предков, средство приближения к вашему Господу, искупление от грехов и защита от греха
[3].
Самое лучшее время для совершения тахаджуд намаза – это последняя часть ночи. Однако, если человек боится, что не встанет ночью на тахаджуд-намаз, он может совершить нафиль-намаз перед сном.
2. Намаз аль-ишрак[4]
Пророк ﷺ говорил о его достоинствах:
"من صلى الغداة في جماعة ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين كانت له كأجر حجة وعمرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: تامة تامة تامة"
«Кто совершит утренний намаз
(фаджр) с
джамаатом, а затем останется сидеть на своем месте, совершая
зикр до восхода солнца, и после него совершит два ракаата, он получит награду, равную награде за
хадж и
умру».
И затем он ﷺ добавил:
«Полный (хадж), полный, полный»[5].
قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: " يقول الله عز وجل: يا ابن آدم، لا تعجزني من أربع ركعات في أول نهارك، أكفك آخره"
Я слышал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал: «
Аллах Всевышний сказал:
«Если сын Адама не забудет совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, Я исполню все его нужды до конца его (дня)»[6].
Время совершения намаза
ишрак начинается примерно через двадцать минут после восхода солнца, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и становится настолько ярким, что на него трудно смотреть невооруженным глазом
[7]. Его время выходит к середине утра, когда солнце находится на полпути между восходом и зенитом.
(То есть, для определения этого времени нужно поделить пополам время от восхода солнца (к примеру, пять утра) до полудня (12 часов дня): 7/2=3,5. И прибавить ко времени восхода: 5+3,5=8,5. Таким образом, в данном примере, время намаза ишрак истекает к половине девятого утра – прим. переводчика).
Но лучше всего совершать этот намаз сразу, как только наступает его время – через 12-15
[8] минут после восхода солнца, из предосторожности, — через 20 минут
[9].
Минимальное количество ракаатов намаза ишрак – 2 ракаата, максимальное – 4
[10].
3. Намаз ад-духа
Пророк ﷺ говорил относительно намаза духа:
عن ابي هريرة رضي الله عنه قال: اوصاني خليلي صلي الله عليه وسلم بصيام ثلاثة ايام من كل ِشهر، وركيتي الضحي، وان اوتر قبل ان ارقد.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророк
ﷺ завещал мне, чтобы я держал пост три дня в каждом месяце, совершал два
ракаата намаза
духа и совершал три
ракаата витр-намаза перед сном»
[11].
Время намаза
духа наступает после выхода времени намаза
ишрак и выходит во время наступления времени
завваль (время, когда солнце в зените). Наиболее предпочтительным считается совершать этот намаз, когда пройдет четверть дня
[12].
Минимальное количество ракаатов намаза
духа – 2 ракаата, и максимальное – 12
ракаатов[13].
4. Намаз аввабин
Это шесть ракаатов (три раза по 2 ракаата) после намаза магриб.
В хадисе говорится:
"من صلى بعد المغرب ست ركعات لم يتكلم فيما بينهن بسوء عدلن له بعبادة ثنتي عشرة سنة"
«Кто бы ни совершил шесть
ракаатов после
магриба, и, если он не будет разговаривать ни с кем между ними (этими двумя молитвами), (награда за это) будет равна 12 годам поклонения»
[14].
Минимальное количество ракаатов намаза
аввабин – 6
ракаатов (включая два
ракаата сунны муаккада после магриб намаза)
[15] и максимальное – 12
ракаатов[16].
5. Тахиятуль-масджид
Это два ракаата нафиль намаза, которые совершают из уважения к мечети при входе в нее. Их можно совершать в любое время дня, кроме трех периодов времени макрух (на восходе солнца, в полдень и незадолго до захода солнца).
Пророк ﷺ говорил:
"إذا دخل أحدكم المسجد فليركع ركعتين قبل أن يجلس"
«Когда кто-то из вас входит в мечеть, ему следует совершить два
ракаата намаза до того, как он сядет»
[17].
عن جابر بن عبد الله رضي الله عنهما، قال: "أتيت النبي صلى الله عليه وسلم وهو في المسجد فقال: صل ركعتين"
Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает: «Я пришел к Пророку
ﷺ, когда он был в мечети. Он велел мне совершить два
ракаата (поскольку я вошел в мечеть)»
[18].
6. Тахиятуль-вуду (намаз после омовения)
Считается желательным совершить тахиятуль-вуду — намаз после омовения — до того, как у человека высохнут части тела, которые он омывал.
Пророк ﷺ говорил об этом:
عن أبي هريرة رضي الله عنه: أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لبلال: «عند صلاة الفجر يا بلال حدثني بأرجى عمل عملته في الإسلام، فإني سمعت دف نعليك بين يدي في الجنة» قال: ما عملت عملا أرجى عندي: أني لم أتطهر طهورا، في ساعة ليل أو نهار، إلا صليت بذلك الطهور ما كتب لي أن أصلي "
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Билялю (да будет доволен им Аллах):
— О, Биляль, скажи мне, что ты совершаешь из религии и за что (за какое поклонение) ты больше всего надеешься (получить награду), ибо я слышал твои шаги впереди меня в Раю?
И Биляль ответил:
— Я не знаю более надежного (в смысле награды) для себя действия, кроме того, что я не совершаю омовения (утром или вечером) без того, чтобы не совершить с ним всех молитв, которые мне предписано совершать
[19].
7. Салятуль-хаджат (намаз нужды)
Для его совершения необходимо совершить омовение, совершить два ракаата намаза, прочитать восхваление Аллаху, салават Пророку ﷺ, а затем произнести следующее дуа:
لاإله إلا الله الحليم الكريم سبحان الله رب العرش العظيم الحمد لله رب العالمين أسئلك موجبات رحمتك وعزائم مغفرتك والغنيمة من كل بر والسلامة من كل إثم لا تدع لي ذنبا الا غفرته ولا هما إلا فرجته ولا حاجة هي لك رضا إلا قضيتها يا أرحم الراحمين
«Ля иляха илляЛЛахуль-халимуль-карим субханаллахи рабиль-а’ршиль a’зым альхамдулилляхи Раббиль-алямин ас’алюка муджибати рахматик ва а’заима магфиратик валь-ганимата мин кулли бирр вас-салямата мин кулли исм ля тадали замбан илля гафарта ва ля хамман илля фарраджта ва ля хаджатан хия ляка ридан илля кадайтаха йа архама р-рахимин»
«Нет бога, кроме Аллаха, Совершенного, Мудрого, нет бога, кроме Аллаха, Великого и Могущественного. Хвала Аллаху, Господу великого Трона. Все хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя (о, Аллах) всего, что ведет меня к Твоей милости и Твоему полному прощению, обогащению всем благим и свободу от всех грехов. Не оставляй моих грехов без того, чтобы Ты не простил их; никакого беспокойства, без освобождения меня от него; никакой нужды, в которой есть благо, без исполнения ее, о Самый Милосердный!» (Тирмизи, хадис 477)
8. Тасбих намаз
Саляту-т-тасбих – это намаз, за который обещано множество вознаграждений всякому, кто совершает его
[20].
Абдуллах ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал, что
тасбих намаз – это такая молитва, привычку к которой должен иметь каждый человек, и не следует отстраняться от участия в этой молитве
[21].
Перед тем, как научить своего дядю способу этой молитвы, Пророк ﷺ сказал ему:
يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّاهُ، أَلَا أُعْطِيكَ، أَلَا أَمْنَحُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَفْعَلُ بِكَ عَشْرَ خِصَالٍ، إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ، قَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، صَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ (سنن أبي داود، باب صلاة التسبيح)
«О, дядя! Разве я не дал тебе, разве я не одарил тебя, разве я не вознаградил тебя, разве я не научил тебя десяти вещам, с помощью которых Аллах простит твои грехи – прошлые и будущие, новые и прежние, которые ты совершил сознательно или по ошибке, большие и малые, скрытые и явные». (Сунан Абу Дауд)
В конце этого хадиса Пророк ﷺ добавляет:
إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِي كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ، فَفِي عُمُرِكَ مَرَّةً
«Если у тебя будет возможность совершать этот намаз раз в день, делай это. Если нет, делай это хотя бы раз в неделю. Если нет, то хотя бы каждый месяц. Если ты и этого не сможешь, то хотя бы раз в год. Если ты это не сможешь, то (соверши его) по крайней мере, раз в жизни».
Метод совершения салят ат-тасбих:
Тасбих намаз – это желательный намаз в четыре ракаата, во время которого следует прочитать по 75 раз в каждом ракаате следующий тасбих (итого, 300 раз тасбих во время намаза):
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ
СубханаЛЛахи ва-льхамдулиЛЛяхи ва ля иляха илляЛЛах ваЛЛаху акбар
Далее, когда мы будем говорить о чтении тасбиха, речь идет именно об этом тасбихе.
Существует два способа совершения тасбих намаза. Каждый может выбрать какой-то из двух способов[22]:
Первый способ[23]
1. Сделайте намерение на совершение четырех ракаатов желательного намаза. Как вы это делаете обычно, начинайте намаз с чтения дуа «сана»:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالي جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
Субханака-ЛЛахума ва бихамдик ва табарака смук ва Тааля джаддук ва ля иляха гайрук
2. Прочитайте тасбих 15 раз.
3. Продолжайте намаз, как обычно, чтением:
4. Произнесите тасбих 10 раз.
5. Продолжайте намаз, совершив руку' и обычные тасбихи во время руку'.
6. Произнесите тасбих 10 раз.
7. Произнеся тасми' («Сами'аллахи лиман хамидах» سمع الله لمن حمده), встаньте в вертикальное положение и скажите тахмид («Раббана лякаль-хамд» ربنا لك الحمد) как вы обычно делаете в намазе.
8. Произнесите тасбих 10 раз.
9. Опуститесь в саджда. Произнесите обычный тасбих во время саджда.
10. Произнесите тасбих 10 раз.
11. Поднимитесь в сидячее положение, как обычно вы делаете.
12. Произнесите тасбих 10 раз, когда вы сидите.
13. Совершите саджда второй раз. Произнесите обычный тасбих во время саджда.
14. Произнесите тасбих 10 раз.
15. Повторите вышеописанные действия для остальных трех ракаатов таким же образом; с единственной разницей – начинайте следующие ракааты с произнесения 15 тасбихов вместо произнесения дуа «сана», тааввуза и тасмии.
Второй способ[24]:
Второй способ совершения намаза тасбих подобен первому, за исключением следующих моментов:
1. НЕ произносите тасбих в начале каждого ракаата. Прочитайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ произнесения суры «аль-Фатиха» и другой суры после нее.
2. В конце каждого ракаата (после второго саджда) сядьте в позицию джальса (как для чтения дуа ат-тахият) и произнесите 10 раз тасбих. В конце первого и третьего ракаата, прямо перед совершением следующего ракаата, произнесите такбир («Аллаху Акбар») только один раз, чтобы подняться из руку' в сидячее положение, т.е. нет необходимости снова повторять такбир, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.
3. Когда сидите во втором и четвертом
ракаате, произнесите
тасбих перед тем, как начать
ташшахуд (дуа ат-тахият)[25].
Ниже приведены некоторые важные вещи, которые нужно держать в уме во время совершения намаза тасбих:
1. Будет предпочтительным складывать руки, находясь в стоячем положении после совершения
руку'[26].
2. Если забудете произнести
тасбих, либо не прочитаете его нужное количество раз, можно произнести его в следующий раз, когда будете снова произносить
тасбих[27].
3. Не считайте
тасбихи вслух, можно считать его легким надавливанием на пальцы руки и разгибая их, когда произносите каждый
тасбих[28].
4. Также можно произносить полный
тасбих (который приводится ниже), вместо короткой версии
[29]:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛЛахи валь-хамдулиЛЛяхи ваЛЛаху акбар ва ля хауля ва ля куввата илля биЛЛях».
5. В намазе можно читать любые суры по вашему выбору, но есть сообщение, где говорится о желательности чтения следующих сур в каждом
ракаате намаза: сура
«ат-Такасур» в первом
ракаате, сура
«аль-Аср» – во втором, сура
«аль-Кафирун» – в третьем и сура
«аль-Ихляс» – в четвертом
[30].
9. Салят ат-тауба (намаз покаяния)
Метод совершения:
Салят ат-тауба – это просто два
ракаата, которые человек может совершить, когда он нуждается в прощении Всевышним Аллахом. Считается желательным
[31] прочитать этот намаз для совершения
таубы.
Когда человек намеревается совершить этот намаз, ему следует взять омовение
[32] и затем сделать намерение на два
ракаата намаза. Этот намаз совершается как обычный
нафиль-намаз, где каждый может читать любые суры после суры «Аль-Фатиха». После завершения намаза следует поднять руки для
дуа, выразить смирение и плакать перед Всевышним Аллахом, прося Его прощения
[33].
Достоинства этого намаза:
Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
حَدَّثَنِي أَبُو بَكْرٍ وَصَدَقَ أَبُو بَكْرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: " مَا مِنْ عَبْدٍ يُذْنِبُ ذَنْبًا، فَيُحْسِنُ الطُّهُورَ، ثُمَّ يَقُومُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ، إِلَّا غَفَرَ اللَّهُ لَهُ، ثُمَّ قَرَأَ هَذِهِ الْآيَةَ: {وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ} إِلَى آخِرِ الْآيَةِ (سنن أبي داود، باب في الإستغفار)
Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Нет ни одного, кто бы совершил грех, а затем очистил себя и встал, и совершил два ракаата, прося Аллаха о прощении, и Аллах не простил бы его. Затем (после намаза) следует прочитать такой аят: «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, и вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, – а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и (при этом) они не упорствовали в том, что они совершили, и они знают…» (3, 135).
Пусть Всевышний Аллах дарует нам Свою милость и очистит нас от грехов. Амин.
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] «Фатава Махмудия», 7:233, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи
[2] Сахих Муслим, 2:821, хадис 1163
[3] Сахих Муслим, 5:444, хадис 3549
[4] Есть разногласие между учеными, являются ли намазы ишрак и духа одним и тем же нафиль-намазом или это два разных намаза.
Следующие ученые считали, что это две отдельные молитвы:
-
-
Алляма Аляуддин Али Муттакы аль-Хинди указал на то, что он считает намазы ишрак и духа двумя разными намазами, дав название двум главам в своей известной книге Канзуль-умаль «Салят аль-ишрак» и «Салят ад-духа» (Канзуль-умаль).
-
Мауляна Ашраф Али Санви (Имдад аль-Фатава, 6:198, Мактаба Даруль-улюм Карачи]
-
Алляма Зуфар Ахмад Усмани подробно обосновывает, что это два разных намаза в своей книге И’ляу с-Сунан [И’ляу с-Сунан, 7:29-30, Идаратуль-Куран]
-
Муфтий Махмуд аль-Хасан Гангохи [Фатава Махмудия, 21:463; 5:334, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи]
-
Муфтий Рашид Ахмад Гангохи [Ахсануль-фатва, 3:465, H. M. Saeed Company]
Многие другие большие ученые придерживались подобного мнения.
[5] Сунан Тирмизи, 1:727, хадис 586
[6] Сунан Абу Дауд, 2:27, хадис 1289
[7] عند طلوع الشمس إلى أن ترتفع الشمس وتبيض قدر رمح أو معين
Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, 1:371, H. M. Saeed Company; Махмудия, 5:334, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи
[8] Фатава Рахимия, 4:82, Даруль-ишат, Карачи
[9] Фатава Махмудия, 21:463; 5:334, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи
[10] Ахсануль-Фатва, 3:465, H. M. Saeed Company
[11] Сахих Муслим, 1:489, хадис 721
[12] قال في العلائية وندب أربع فصاعدا في الضحى علي الصحيح من بعد الطلوع إلى الزوال ووقتها المختار بعد ربع النهار
Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, 1:639
Хашия ат-Тахтави аля Маракиль-Фалях, 1:538, Даруль-куба
Ахсануль-фатва, 3:467, H. M. Saeed Company
[13] Ахсануль-фатва, 3:465, H. M. Saeed Company
[14] حدثنا أبو كريب يعني محمد بن العلاء الهمداني الكوفي، قال: حدثنا زيد بن الحباب، قال: حدثنا عمر بن أبي خثعم، عن يحيى بن أبي كثير، عن أبي سلمة، عن أبي هريرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من صلى بعد المغرب ست ركعات لم يتكلم فيما بينهن بسوء عدلن له بعبادة ثنتي عشرة سنة. وقد روي عن عائشة، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: من صلى بعد المغرب عشرين ركعة بنى الله له بيتا في الجنة.حديث أبي هريرة حديث غريب، لا نعرفه إلا من حديث زيد بن الحباب، عن عمر بن أبي خثعم. وسمعت محمد بن إسماعيل: يقول: عمر بن عبد الله بن أبي خثعم منكر الحديث وضعفه جدا.
Сунан ат-Тирмизи, 5:559, Башар
Сунан Ибн Маджа, 1:369, хадис 1167
[15] Фатава Махмудия, 7:206, Даруль-ифта Джамия Фарукия, Карачи
[16] Ахсануль-фатва, 3:465, H. M. Saeed Company
[17] Сахих аль-Бухари, 1:96, хадис 444
Сахих Муслим, 1:494, хадис 714
[18] Сахих аль-Бухари, 1:96, хадис 443
Сахих Муслим, 1:495, хадис 715
إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلْيُصَلِّ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ
Сунан Ибн Маджа, 1:324, хадис 1013
[19] Сахих аль-Бухари, 2:53, хадис 1149
[20] وَفِيهَا ثَوَابٌ لَا يَتَنَاهَى وَمِنْ ثَمَّ قَالَ بَعْضُ الْمُحَقِّقِينَ : لَا يَسْمَعُ بِعَظِيمِ فَضْلِهَا وَيَتْرُكُهَا إلَّا مُتَهَاوِنٌ بِالدِّينِ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني)
أَمَّا صَلَاةُ التَّسْبِيحِ فَقَدْ أَوْرَدَهَا الثِّقَاتُ وَهِيَ صَلَاةٌ مُبَارَكَةٌ فِيهَا ثَوَابٌ عَظِيمٌ وَمَنَافِعُ كَثِيرَةٌ (البحر الرائق، ج ٢، ص ٢٩، ايج ايم سعيد كمبني)
[21] وقال عبد الله بن المبارك صلاة التسبيح مرغب فيها يستحب أن يعتادها كل حين ولا يتغافل عنها (حاشية الطحطاوي علي مراقي الفلاح، ج ١، ص ٤٨٨، مكتبة الأسد)
[22] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
[23] سنن ابي داود، باب صلاة التسبيح
فتاوي محمودية، ج ٧، ص ٢٥٠، دار الإفتاء جامعة فاروقية
فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية
رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني
[24] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية
رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني
[25] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٥، دار الإشاعت
[26] احسن الفتاوي، ج ٣، ص ٤٩١، ايج ايم سعيد كمبني
[27] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية
قَالَ الْمُلَّا عَلِيٌّ فِي شَرْحِ الْمِشْكَاةِ : مَفْهُومُهُ أَنَّهُ إنْ سَهَا وَنَقَصَ عَدَدًا مِنْ مَحَلٍّ مُعَيَّنٍ ، يَأْتِي بِهِ فِي مَحَلٍّ آخَرَ تَكْمِلَةً لِلْعَدَدِ الْمَطْلُوبِ ا هـ .
قُلْت : وَاسْتُفِيدَ أَنَّهُ لَيْسَ لَهُ الرُّجُوعُ إلَى الْمَحَلِّ الَّذِي سَهَا فِيهِ وَهُوَ ظَاهِرٌ ، وَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ بَعْضُ الشَّافِعِيَّةِ أَنْ يَأْتِيَ بِمَا تَرَكَ فِيمَا يَلِيهِ إنْ كَانَ غَيْرَ قَصِيرٍ فَتَسْبِيحُ الِاعْتِدَالِ يَأْتِي بِهِ فِي السُّجُودِ ، أَمَّا تَسْبِيحُ الرُّكُوعِ فَيَأْتِي بِهِ فِي السُّجُودِ أَيْضًا لَا فِي الِاعْتِدَالِ لِأَنَّهُ قَصِيرٌ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٢، ايج ايم سعيد كمبني)
[28] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٤، دار الإشاعت
وَفِي الْقُنْيَةِ : لَا يَعُدُّ التَّسْبِيحَاتِ بِالْأَصَابِعِ إنْ قَدَرَ أَنْ يَحْفَظَ بِالْقَلْبِ وَإِلَّا يَغْمِزُ الْأَصَابِعَ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٢، ايج ايم سعيد كمبني)
(قَوْلُهُ وَعَدُّ الْآيِ وَالتَّسْبِيحِ) أَيْ وَيُكْرَهُ عَدُّ الْآيَاتِ مِنْ الْقُرْآنِ وَالتَّسْبِيحِ وَكَذَا السُّوَرُ لِأَنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَعْمَالِ الصَّلَاةِ أَطْلَقَهُ فَشَمِلَ الْعَدَّ فِي الْفَرَائِضِ وَالنَّوَافِلِ جَمِيعًا بِاتِّفَاقِ أَصْحَابِنَا فِي ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ وَرُوِيَ عَنْهُمَا فِي غَيْرِ ظَاهِرِ الرِّوَايَةِ أَنَّ الْعَدَّ بِالْيَدِ لَا بَأْسَ بِهِ كَذَا فِي الْعِنَايَةِ وَغَيْرِهَا لَكِنْ فِي الْكَافِي وَقَالَا لَا بَأْسَ بِهِ فَجَزَمَ بِهِ عَنْهُمَا وَعَلَّلَ لَهُمَا بِأَنَّ الْمُصَلِّيَ يَضْطَرُّ إلَى ذَلِكَ لِمُرَاعَاةِ سُنَّةِ الْقِرَاءَةِ وَالْعَمَلِ بِمَا جَاءَتْ بِهِ السُّنَّةُ فِي صَلَاةِ التَّسْبِيحِ «وَقَالَ - عَلَيْهِ السَّلَامُ - لِنِسْوَةٍ سَأَلَتْهُ عَنْ التَّسْبِيحِ اُعْدُدْنَهُ بِالْأَنَامِلِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ» وَقَوْلُهُ فِي الْهِدَايَةِ قُلْنَا يُمْكِنُهُ أَنْ يَعُدَّ ذَلِكَ قَبْلَ الشُّرُوعِ إنَّمَا يَأْتِي هَذَا فِي الْآيِ دُونَ التَّسْبِيحَاتِ اهـ.
قَالُوا وَمَحَلُّ الِاخْتِلَافِ هُوَ الْعَدُّ بِالْيَدِ كَمَا وَقَعَ التَّقْيِيدُ بِهِ فِي الْهِدَايَةِ سَوَاءٌ كَانَ بِأَصَابِعِهِ أَوْ بِخَيْطٍ يُمْسِكُهُ أَمَّا الْغَمْزُ بِرُءُوسِ الْأَصَابِعِ أَوْ الْحِفْظُ بِالْقَلْبِ فَهُوَ غَيْرُ مَكْرُوهٍ اتِّفَاقًا وَالْعَدُّ بِاللِّسَانِ مُفْسِدٌ (البحر الرائق، ج ٢، ص ٢٩، ايج ايم سعيد كمبني)
[29] جامع الفتاوي، ج ٥، ص ٢٥٩، إدارة تاليفات اشرفية
[30] فتاوي رحيمية، ج ٥/٦، ص ٢١٥، دار الإشاعت
قِيلَ لِابْنِ عَبَّاسٍ : هَلْ تَعْلَمُ لِهَذِهِ الصَّلَاةِ سُورَةً قَالَ : التَّكَاثُرُ وَالْعَصْرُ وَالْكَافِرُونَ وَالْإِخْلَاصُ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧١، ايج ايم سعيد كمبني)
[31] وَذَكَرَ الشَّيْخُ إسْمَاعِيلُ عَنْ شَرْحِ الشِّرْعَةِ : مِنْ الْمَنْدُوبَاتِ صَلَاةُ التَّوْبَةِ وَصَلَاةُ الْوَالِدَيْنِ وَصَلَاةُ رَكْعَتَيْنِ عِنْدَ نُزُولِ الْغَيْثِ وَرَكْعَتَيْنِ فِي السِّرِّ لِدَفْعِ النِّفَاقِ وَالصَّلَاةُ حِينَ يَدْخُلُ بَيْتَهُ وَيَخْرُجُ تَوَقِّيًا عَنْ فِتْنَةِ الْمَدْخَلِ وَالْمَخْرَجِ ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ . (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ٥٧٣، دار المعرفة)
[32] سنن أبي داود، باب في الإستغفار
[33] و إذا أراد التوبة يصلي ركعتين صلات التوبة، و يمد يديه الي الله تعالي و يقول: اللهم اني أتوب اليك منها، لا أرجع اليها ابدا...و يتضرع بخشوع و خضوع و حياء و بكاء و حضور... (غنية الناسك في بغية المناسك، ص ٣٤، إدارة القرآن و العلوم الإسلامية)
Комментарии: 3
Правила форума