Совершение дополнительного намаза (аввабин) между магрибом и иша
Совершение дополнительного намаза (аввабин) между магрибом и иша
Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о намазе аввабин: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:...
26 865
6
12 ноября, 15

Совершение дополнительного намаза (аввабин) между магрибом и иша

26 865
6
12 ноября, 15
АВТОР ЦИКЛА
Совершение дополнительного намаза (аввабин) между магрибом и иша
Сухаил Мотала
Ответил:
СУХАИЛ МОТАЛА
Муфтий
Мухаммад Абасумар
Проверил:
МУХАММАД АБАСУМАР
Муфтий
Hadith Answers
Источник:
HADITH ANSWERS

An online source for Hadith Fatwas

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов Можно ли совершать два ракаата желательного намаза перед магрибом? Хадис о достоинствах суннат-намаза перед асром Когда и как совершаются желательные намазы в течение дня Построй себе дворец в Раю

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: «Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто совершит шесть ракаатов после намаза магриб, не ведя между ними (этими двумя молитвами) дурных разговоров, получит награду, равную двенадцати годам поклонения».

 

 

Ответ:

 
Это сообщение передали имамы ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Однако, имам ат-Тирмизи указал на крайнюю слабость этого сообщения и привел слова имама аль-Бухари, который счел недостойным доверия одного из его передатчиков (См. «Сунан» ат-Тирмизи, хадис №435, и «Сунан» Ибн Маджа, хадис №1167).
 
Однако, хотя данный хадис считается очень слабым, сама практика совершения дополнительного намаза после магриба не считается запретной или нежелательной, поскольку это действие поддерживается аятами Корана и другими сообщениями.
 
Что говорится о дополнительном намазе после магриба в других источниках:
 

Аяты Корана:

 
«Они отрывают свои бока (поднимают тела) с постелей (то есть встают на ночной намаз тахаджуд), взывая к своему Господу со страхом и надеждой» (Коран, 32:16).
 
«Ведь ночные часы тяжелее, и слова (ночью) действенней» (Коран, 73:6).
 
«Они спали лишь малую часть ночи» (Коран, 51:17).
 

Сообщения от сподвижников:

 
Анас (да будет доволен им Аллах) и другие (сподвижники) утверждали, что эти аяты относятся к дополнительным (нафиль) намазам между временем намазов магриб и иша, и к тем, кто совершает их («Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, хадис №5981)

Хафиз 'Иракы (рахимахуллах) классифицировал один из иснадов этого сообщения как хороший (джейид) («Наилюль Аутар», т. 3 стр. 58).

Сын Аммара ибн Ясира (да будет доволен Аллах ими обоими) Мухаммад говорил:
 
«Я видел, что мой отец совершает шесть ракаатов после магриба, и он говорил мне: «Я видел, как наш любимый Пророк (мир ему и благословение) совершал эти шесть ракаатов, сказав: «Тот, кто совершает шесть ракаатов (дополнительного намаза после магриба), получит прощение грехов, даже если их количество будет равно морской пене» (Табарани; «Маджма аз-Заваид», том 2, стр. 230, Ибн Манда; «Канзуль 'Умммаль», хадис №19454).
 
Абдуллах Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
 
«Тот, кто совершит шесть ракаатов после магриба, не разговаривая ни с кем, его грехи, совершенные в течение пятидесяти лет, будут прощены» («Мухтасар Кыйямуль-Лейль», с. 73).

Хотя приведенные выше сообщения слабы, все вместе они поддерживают друг другу и придают друг другу надежность.

Алляма Шаукани (рахимахуллах) говорит:
 
«Аяты Корана и хадисы, приведенные в этой главе, указывают на действительность этого намаза».

Он также пишет:
 
«Эти рассказы совместно обретают надежность и приемлемы для установления действительности этого действия (совершения намаза аввабин) и других деяний».

Затем он цитирует слова аллямы Иракы (рахимахуллах), который привел слова приблизительно 15 выдающихся сахабов и табиинов, свидетельствующих в пользу этого действия (дополнительной молитвы между магрибом и иша).
 
(См. «Наилюль Аутар», т. 3, с. 59–60. Также см. «Таргиб», том 1, с. 404–405 с подобными сообщениями, поддерживающими это действие).
 

Название этого намаза

 
Имам Мухаммад ибн Аль-Мункадир (рахимахуллах) — ученый из табиинов, — сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
 
«Тот, кто совершает (дополнительный) намаз между магрибом и иша, совершает салятуль-аввабин» (намаз тех, кто часто обращается к Всевышнему Аллаху). («Мухтасар Кыйямуль-Лейль», с. 73).

Абдуллах ибн 'Амр ибн аль-Ас (да будет доволен ими Аллах) говорит:
 
«Салятуль-аввабин – это намаз, который совершается между магрибом и иша». («Мусаннаф Ибн Аби Шейбы», хадис №5973, и «Мухтасар Кыйямуль-Лейль», с.73)
 
Абу Хазима (рахимахуллах) – другой табиин – как сообщается, также называл этот намаз салятуль-аввабин. (Там же)

Примечание: В других сообщениях дополнительная молитва ад-духа (молитва середины утра) также называется «салятуль-аввабин». Алляма Шаукани (рахимахуллах) утверждает, что это не противоречие, а пример термина, который применяется к обоим этим видам дополнительных молитв. («Наилюль Аутар», т. 3, стр. 59).

Заключение: Совершение дополнительных молитв между магрибом и иша поддерживается аятами Священного Корана и множеством сообщений (хотя подлинность конкретного сообщения, которое приведено в вопросе, сомнительна).
 

А Всевышний Аллах знает лучше.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 935
12 сентября, 24
Является ли сунной произносить азан в ухо новорождённому
Является ли сунной произносить азан в ухо новорождённому
Слуга Пророка ﷺ Абу Рафи' говорит: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ произносил азан в ухо Хасана (да будет доволен им Аллах), когда его р...
1 938
4 июня, 24

Комментарии: 6

Правила форума
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
Аввабин это одно из имен намаза духа.

أخبرنا أبو النضر الفقيه ، ثنا عثمان بن سعيد الدارمي ، ثنا إسماعيل بن عبيد الله بن زرارة الرقي ، ثنا خالد بن عبد الله ، ثنا محمد بن عمرو ، عن أبي سلمة ، عن أبي هريرة ، قال : قال رسول الله - صلى الله عليه وآله وسلم - : " لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب " قال : " وهي صلاة

هذا حديث صحيح على شرط مسلم ، ولم يخرجاه بهذا اللفظ

Имам аль Хаким рахматуллах передали в своем «сахихе», что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Хранят молитву-духа только إلا أواب "аль - авваб" - "кающиеся" [пред Аллахом], и она – молитва الأوابين "аль - аввабин" - кающихся».

Аль-Къасим аш-Шайбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали дополнительную утреннюю/духа/ молитву, Зайд ибн Аркъам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другое время лучше, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Время) молитвы кающихся/аввабин/ (наступает тогда), когда (земля начинает) обжи­гать (лапы) верблюжат”». Этот хадис передали Ахмад 4/366, 367, 372, 374, 375, Муслим 748, Абу ‘Авана в своём «Муснаде» 2133, 2134, Ибн Хузайма 1227, Ибн Хиббан 2539, ат-Таялиси 687, Абу Ну’айм в своём «Мустахрадже» 1695, 1696, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 5108-5113, и в «ас-Сагъир» 155, аль-Байхакъи 3/49, аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» 1010. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3815. Сахих хадис.

عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ قَالَ:
خَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- عَلَى أَهْلِ قُبَاءٍ وَهُمْ يُصَلُّونَ فَقَالَ: « صَلاَةُ الأَوَّابِينَ إِذَا رَمِضَتِ الْفِصَالُ »

Сообщается, что Зайд бин Аркъам, да будет доволен им Аллах, сказал:«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к жителям Къубаъ, когда они совершали молитву, и сказал: “(Время) молитвы кающихся/аввабин/ (наступает тогда,) когда (земля начинает) обжи­гать (лапы) верблюжат”»

Мухаддис ибн Хузайма рахматуллах в своем "сахихе" одну главу назвал

باب في فضل صلاة الضحى إذ هي صلاة الأوابين

Достоинство молитвы духа и что он и есть намаз аввабин.

ثنا علي بن الحسين الدرهمي ، ثنا يزيد يعني ابن هارون ، عن العوام هو ابن حوشب ، حدثني سليمان بن أبي سليمان ، عن أبي هريرة قال : " أوصاني خليلي بثلاث لست بتاركهن : أن لا أنام إلا على وتر ، وأن لا أدع ركعتي الضحى فإنها صلاة الأوابين ، وصيام ثلاثة أيام من كل شهر

Абу Һурайра розиаллаһу анһу сказал: " Я предпочитаю три вещи выполнить витр намаз до сна. Не оставлять два ракаата зуха намаза по тому что это молитва аввабинов (истинно повенующихся Аллаһу). И держать пост три дня в месяц.
7 апреля, 16
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
أخبرنا أبو النضر الفقيه ، ثنا عثمان بن سعيد الدارمي ، ثنا إسماعيل بن عبيد الله بن زرارة الرقي ، ثنا خالد بن عبد الله ، ثنا محمد بن عمرو ، عن أبي سلمة ، عن أبي هريرة ، قال : قال رسول الله - صلى الله عليه وآله وسلم - : " لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب " قال : " وهي صلاة الأوابين

во всех риваятах говорится именно о صلاة молитве а не о слове аввабин отдельно.
7 апреля, 16
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
سَمِعَ خَالِد الطَّحَّانَ ، حَدَّثَنَا مُحَمَّد بْن عَمْرو ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، رَفَعَهُ ، قَالَ : " لا يُحَافِظُ عَلَى الضُّحَى إِلا أَوَّابٌ " . حَدَّثَنَا مُوسَى بْن إِسْمَاعِيل ، قَالَ : ثنا حَمَّادٌ ، عَنْ مُحَمَّد ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ قولَهُ ، وَكَذَلِكَ كَانَ يَقُولُ أَصْحَابُنَا ، قَالَ أَبُو عَبْد اللَّه : وَهَذَا أَشْبَهُ ، وَهُوَ الصَّحِيحُ

"Хранят молитву-духа только إِلا أَوَّابٌ "аль - авваб" - "кающиеся" [пред Аллахом]. Бухари "Тарих аль Кабир".

9 апреля, 16
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
Халифа Алтай рахматуллаһ өзінің құран аудармасында:
{رَّبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَا فِي نُفُوسِكُمْ إِن تَكُونُواْ صَالِحِينَ فَإِنَّهُ كَانَ لِلأَوَّابِينَ غَفُوراً}
Раббыларың іштеріңдегі нәрселерді жақсы біледі. Егер игілерден болсаңдар, негізінде Алла, لِلأَوَّابِينَ - бойсұнушыларды - жарылқайды. (Исра сүресі 25 аят) - деп аударған. Осы негізге салып қарасақ әууәбин намазы бойсұнушылардың намазы деп аударылады. Аллаһ елшісі саляллаһу алейхи уәссалям зуха намазына әууәб яғни Аллаға бойсұнушы ғана сақтық қылады. Әлбетте ол әууәбин бойсұнушылардың намазы - деді. Әууәбин намазы деп тағы да зуха намазының мустахаб уақытын баян етті. Ал мағрибтан кейін оқылатын намазға келсек Әннәс ибн Мәлик розиаллаһу анһудың өзі: كانوا يتنفلون بين المغرب والعشآء намаздың атын әууәбин деп атаған жоқ يتنفلون нәпіл намаз деп айтты.
9 апреля, 16
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
Халифа Алтай рахматуллаһ өзінің құран аудармасында:
{رَّبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَا فِي نُفُوسِكُمْ إِن تَكُونُواْ صَالِحِينَ فَإِنَّهُ كَانَ لِلأَوَّابِينَ غَفُوراً}
Раббыларың іштеріңдегі нәрселерді жақсы біледі. Егер игілерден болсаңдар, негізінде Алла, لِلأَوَّابِينَ - бойсұнушыларды - жарылқайды. (Исра сүресі 25 аят) - деп аударған. Осы негізге салып қарасақ әууәбин намазы бойсұнушылардың намазы деп аударылады. Аллаһ елшісі саляллаһу алейхи уәссалям зуха намазына әууәб яғни Аллаға бойсұнушы ғана сақтық қылады. Әлбетте ол әууәбин бойсұнушылардың намазы - деді. Әууәбин намазы деп тағы да зуха намазының мустахаб уақытын баян етті. Ал мағрибтан кейін оқылатын намазға келсек Әннәс ибн Мәлик розиаллаһу анһудың өзі: كانوا يتنفلون بين المغرب والعشآء намаздың атын әууәбин деп атаған жоқ يتنفلون нәпіл намаз деп айтты.
9 апреля, 16
Әбді Ғалым Оспан
Әбді Ғалым Оспан
0
والآيات والأحاديث المذكورة في الباب تدل على مشروعية الاستكثار من الصلاة ما بين المغرب والعشاء، والأحاديث وإن كان أكثرها ضعيفاً فهي متفقة بمجموعها لا سيما في فضائل الأعمال، قال العراقي: وممن كان يصلي ما بين المغرب والعشاء من الصحابة عبد الله بن مسعود وعبد الله بن عمر وسلمان الفارسي وابن عمر وابن مالك في ناس من الأنصار، ومن التابعين الأسود بن يزيد وعثمان النهدي وابن أبي مليكة وسعيد بن جبير ومحمد بن المنكدر وأبو حاتم وعبد الله بن سخبرة وعلي بن الحسين وأبو عبد الرحمن الأهبلي وشريح القاضي وعبد الله بن مغفل وغيرهم، ومن الأئمة سفيان الثوري
Имам әш Шәукәни рахматуллаһ: "Келтірілген аяттар мен хадистер мағриб намазы мен иша намазы арасында оқылатын намаздың шариғатымызда орны бар екенін көрсетеді. Жинақтай келгенде келтірілген хадистердің әлсіздігі белгілі алайда амал жүзіндегі артықшылығын ескеру керек. Хафиз әл Ирақи рахматуллаһ: "Мағриб намазы мен иша намазының арасындағы қосымша намазды сахабалардан Абдуллаһ ибн Масъуд. Абдуллаһ ибн Ъумар. Сәлмән әл Фәрси. Ибн Ъумар. Ибн Мәлик және ансарлардан болған адамдар. Табиъиндардан Әсуад ибн Язид. Ъусман әл Нәһди. Ибн әбу Мәлика. Саъид ибн Джубәйр. Мухаммад ибн Мункәдир. Әбу Хәтим. Абдуллаһ бин Сахбара. Ъали ибн Хусейн. Ъабдурахман әл ӘҺбали. Шариғат қазылары. Абдуллаһ ибн Муғаффаль және басқалар. Сонымен қатар Суфиян әс Сәури оқыған.
9 апреля, 16

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Передавал ли Абу Ханифа хадисы?
Передавал ли Абу Ханифа хадисы?
Вопрос: Наши ученые (ханафиты) говорят, что Абу Ханифа передавал хадисы, однако, заблудшие люди отрицают это. Можете ли вы разъяснить это...
7 592
11 ноября, 15
Правда ли, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался домашними делами?
Правда ли, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался домашними делами?
Вопрос: Достоверны ли хадисы о том, что Пророк (мир ему и благословение) делал разную работу по дому? ...
7 759
9
10 ноября, 15