Image
Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов
Вопрос: Сколько ракаатов суннат-намазов совершается перед обязательными намазами зухр, ‘аср и ‘иша - два или четыре ракаата? ...
69 834
6
8 мая, 15

Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов

69 834
6
8 мая, 15
АВТОР ЦИКЛА
Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов
Абдуллах Гадаи
Ответил:
АБДУЛЛАХ ГАДАИ
Студент Даруль-Ифта, Мичиган (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Сколько ракаатов суннат-намазов совершается перед обязательными намазами зухр, ‘аср и ‘иша - два или четыре ракаата?


Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов, делятся на две категории (Также см. дополнительные фетвы по теме: «Разница между муаккада и гайр-муаккада суннат-намазами»):
 
  • Муаккада (сильно желательная, настоятельная) сунна,

 

  • Гайр-муаккада (не сильно желательная, не настоятельная) сунна.

Перед зухр-намазом читается четыре ракаата суннат-намаза муаккада; перед намазами ‘аср и ‘иша – четыре ракаата гайр-муаккада суннат-намазов.

Для удобства мы сделали таблицу, где приводится количество суннат-намазов, совершаемых до и после обязательных намазов[1]:
 


Скачать таблицу в хорошем качестве.

 

А Аллах Тааля знает лучше.

 
 

[1] بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع 1/284

والأصل في السنن ما روي عن عائشة - رضي الله عنها - عن رسول الله - صلى الله عليه وسلم - أنه قال «من ثابر على اثنتي عشرة ركعة في اليوم والليلة بنى الله له بيتا في الجنة: ركعتين قبل الفجر، وأربع قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد العشاء» ، وقد واظب رسول الله - صلى الله عليه وسلم - عليها ولم يترك شيئا منها إلا مرة أو مرتين لعذر وهذا تفسير السنة، وأقوى السنن ركعتا الفجر لورود الشرع بالترغيب فيهما ما لم يرد في غيرهما فإنه روي عن عائشة - رضي الله عنها - أن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال «ركعتا الفجر خير من الدنيا وما فيها» وعن ابن عباس في تأويل قوله تعالى {وإدبار النجوم} [الطور: 49] أنه ركعتا الفجر وروي عن النبي - صلى الله عليه وسلم - أنه قال «صلوهما فإن فيهما لرغائب» .

 

الهداية في شرح بداية المبتدي  1/67

" السنة ركعتان قبل الفجر وأربع قبل الظهر وبعدها ركعتان وأربع قبل العصر وإن شاء ركعتين وركعتان بعد المغرب وأربع قبل العشاء وأربع بعدها وإن شاء ركعتين" والأصل فيه قوله عليه الصلاة والسلام " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة في اليوم والليلة بنى الله له بيتا في الجنة " وفسر على نحو ما ذكر في الكتاب غير أنه لم يذكر الأربع قبل العصر فلهذا سماه في الأصل حسنا وخير لاختلاف الآثار والأفضل هو الأربع

ولم يذكر الأربع قبل العشاء فلهذا كان مستحبا لعدم المواظبة وذكر فيه ركعتين بعد العشاء وفي غيره ذكر الأربع فلهذا خير إلا أن الأربع أفضل خصوصا عند أبي حنيفة على ما عرف من مذهبه والأربع قبل الظهر بتسليمة واحدة عندنا كذا قاله رسول الله صلى الله عليه وسلم وفيه خلاف للشافعي.

 

البحر الرائق شرح كنز الدقائق 4/232

( قَوْلُهُ وَالسُّنَّةُ قَبْلَ الْفَجْرِ وَبَعْدَ الظُّهْرِ وَالْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ رَكْعَتَانِ وَقَبْلَ الظُّهْرِ وَالْجُمُعَةِ وَبَعْدَهَا أَرْبَعٌ ) شَرَعَ فِي بَيَانِ النَّوَافِلِ بَعْدَ ذِكْرِ الْوَاجِبِ فَذَكَرَ أَنَّهَا نَوْعَانِ سُنَّةٌ وَمَنْدُوبٌ فَالْأَوَّلُ فِي كُلِّ يَوْمٍ مَا عَدَا الْجُمُعَةِ ثَنَتَا عَشْرَةَ رَكْعَةً وَفِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ أَرْبَعَ عَشْرَةَ رَكْعَةً وَالْأَصْلُ فِيهِ مَا رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَغَيْرُهُ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ { قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ ثَابَرَ عَلَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً مِنْ السُّنَّةِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ}

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Вопросы-ответы по закяту
Мы подготовили для наших читателей материал по фикху закята. Материал представлен в классической форме вопросов и ответов. На вопросы спе...
974
18 мая, 19
Image
О посте по мекканскому времени
В последние годы, в священный месяц Рамадан, некоторые казахстанские мусульмане взяли за основу мнение о дозволенности поста по мекканско...
21 875
50
12 мая, 19

Комментарии: 6

Правила форума
Avatar
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
7
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

Админы, можете спросить у устазов следующие уточнения?
1. Что значит 2 ракаата перед витр и 2 ракаата после витр - после витр намаза разве читаются нафль-намазы (если только человек не прочитал витр перед сном, а среди ночи прочитал тахаджуд)?
2. Если после Зухр-намаза человек хочет прочитать все 4 ракаата (муакада и гойрильмуакада), то как лучше читать: с одним саламом или разделяя, т.е. 2 намаза по 2 ракаата?
3. Расскажите, в чем разница между чтением суннат-намаза в 4 ракаата перед Зухр и перед Асром с Иша. И как лучше читать 4 ракаата перед Иша: как один намаз, т.е. с одним саламом или как 2 намаза по 2 ракаата?
4. А еще есть 6 ракаатов авабин-намаза после Магриба. Относятся ли они к сунне гойриль-муакада?

والله أعلم
والسلام
9 мая, 15
Avatar
agadil kuatbekov
0
Тоже хотелось бы по подробнее узнать (что читается в суннат намазе) дублируется фард намаз или как?
7 сентября, 15
Avatar
Amal Kanalp
1
По поводу первого вопроса:
вото тут далиль http://askimam.org/public/question_detail/21432
Это установленные гайри-муаккада сунны
29 июля, 16
Avatar
Салахаддин
4
Присоединяюсь к вопросу
14 мая, 15
Avatar
Abdul_
2
часто замечал что на Джума намаз, суннат намазы все как-то быстро читают) может что-то пропускают? Поэтому хотелось бы знать что читается.
7 сентября, 15
Avatar
Әбді Ғалым Оспан
1
وفي مسند أحمد :" حدثنا عبد الله حدثني أبي حدثنا عبد الرزاق وابن بكر قالا أنبأنا ابن جريج قال
-سمعت أبا سعيد الأعمى يخبر عن رجل يقال له السائب مولى الفارسيين وقال ابن بكر مولى لفارس وقال حجاج مولى الفارسي عن زيد بن خالد أنه رآه عمر بن الخطاب وهو خليفة ركع بعد العصر ركعتين فمشى إليه فضربه بالدرة وهو يصلي كما هو فلما انصرف قال زيد يا أمير المؤمنين فوالله لا أدعهما أبدا بعد أن رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يصليهما قال فجلس إليه عمر وقال يا زيد بن خالد لولا أني أخشى أن يتخذها الناس سلما إلى الصلاة حتى الليل لم أضرب فيهما

ас-Са­иб рас­ска­зывал: “Од­нажды, ког­да ‘Умар был ха­лифом, он уви­дел, как Зайд ибн Ха­лид аль-Джу­хани со­вер­ша­ет два рак’ата пос­ле ‘ас­ра. Тог­да ‘Умар по­дошел к не­му и уда­рил его плетью, од­на­ко Зайд так и не пе­рес­тал со­вер­шать эту мо­лит­ву. Ког­да же он за­кон­чил мо­лит­ву, он ска­зал: «Бей, о амир пра­вовер­ных, я кля­нусь Ал­ла­хом, все рав­но ни­ког­да не ос­тавлю со­вер­ше­ние этой мо­лит­вы, пос­ле то­го, как я ви­дел, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) со­вер­шал ее!» ‘Умар сел к не­му и ска­зал: «О Зайд ибн Ха­лид! Ес­ли бы я не опа­сал­ся то­го, что лю­ди ста­нут мо­лить­ся вплоть до ве­чера, я не бил бы их за это!»” Ах­мад, ат-Та­бара­ни. Ха­физ аль-Хай­са­ми наз­вал ис­над хо­рошим. См. “Мад­жма’у-зза­уаид” 2/223.

أخرج أبو العباس السراج في مسنده عن المقدام بن شريح عن ابيه قال : سألت عائشة عن صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم كيف كان يصلي ؟ قالت : كان يصلي الهجير ثم يصلي بعدها ركعتين ، ثم يصلي ثم يصلي بعدها ركعتين . فقلت : فقد كان عمر يضرب عليها وينهى عنهما ؟ فقالت : قد كان عمر يصليهما ، وقد علم أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يصليهما ، ولكن قومك أهل الدين قوم طغام ؛ يصلون الظهر ، ثم يصلون ما بين الظهر والعصر ، ويصلون العصر ثم يصلون بين العصر والمغرب ، فضربهم عمر ، وقد أحسن

При­чину та­кого пос­тупка ‘Ума­ра разъ­яс­ни­ла ‘А­иша. Сын Шу­рай­ха рас­ска­зывал, что его отец од­нажды спро­сил ‘А­ишу: “Как со­вер­шал мо­лит­ву про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха)?” Ког­да же она упо­мяну­ла о двух рак’атах пос­ле ‘ас­ра, он ска­зала: “Но ведь ‘Умар бил за это?!” Она ска­зала: «‘Умар сам со­вер­шал эти два рак’ата, и знал, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) то­же их со­вер­шал.

Од­на­ко твой на­род очень ре­лиги­оз­ный, и ког­да они со­вер­ша­ли обе­ден­ную мо­лит­ву (зухр), то со­вер­ша­ли доб­ро­воль­ные мо­лит­вы меж­ду зух­ром и ‘ас­ром (не прерывно в этом промежутке времени). А ког­да со­вер­ша­ли ‘аср, со­вер­ша­ли доб­ро­воль­ные мо­лит­вы меж­ду ‘ас­ром и магъ­ри­бом . И по­это­му ‘Умар их бил, и пос­ту­пал пра­виль­но!» ас-Си­радж в “аль-Мус­над” 1/132. Ис­над дос­то­вер­ный.

وفي مسند أحمد : " حدثنا عبد الله حدثني أبي حدثنا جرير بن عبد الحميد عن منصور عن هلال عن وهب بن الأجدع عن علي رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
-لا يصلى بعد العصر إلا أن تكون الشمس بيضاء مرتفعة.‏

‘Али ибн Абу Та­либ го­ворил: “Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) зап­ре­щал со­вер­шать мо­лит­ву пос­ле ‘ас­ра, ес­ли толь­ко сол­нце еще не сто­яло вы­соко, и бы­ло бе­лым!” Ах­мад 1/130, Абу Да­уд 1274, ан-На­саи 2/280. Дос­то­вер­ность ха­диса под­твер­ди­ли ха­физ аль-‘Иракъи, ха­физ Ибн Хад­жар рахматуллахи алейх.

حدثنا أبو نعيم قال حدثنا عبد الواحد بن أيمن قال حدثني أبي أنه سمع عائشة قالت والذي ذهب به ما تركهما حتى لقي الله وما لقي الله تعالى حتى ثقل عن الصلاة وكان يصلي كثيرا من صلاته قاعدا تعني الركعتين بعد العصر وكان النبي صلى الله عليه وسلم يصليهما ولا يصليهما في المسجد مخافة أن يثقل على أمته وكان يحب ما يخفف عنهم

А что ка­са­ет­ся то­го, по­чему не­кото­рые спод­вижни­ки не зна­ли об этой Сун­не, то при­чину это­го разъ­яс­ни­ла ‘А­иша розиаллаһу анһа ска­зав­шая: “Кля­нусь Тем, Кто заб­рал про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла-ха) к Се­бе, он ни­ког­да не ос­тавлял со­вер­ше­ние двух рак’атов пос­ле ‘ас­ра до тех пор, по­ка не встре­тил Ал­ла­ха. Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) всег­да со­вер­шал эти два рак’ата до­ма, ни­ког­да не де­лая это­го в ме­чети, опа­са­ясь то­го, что это бу­дет слиш­ком тя­жело для его об­щи­ны, а он лю­бил об­легчать для сво­ей ум­мы”. сахих аль-Бу­хари

وعن عائشة رضي الله عنها قالت : (صلاتان ما تركهما رسول الله صلى الله عليه وسلم فـي بيتـي قط سراً ولا علانيةً : ركعتين قبل الفجر ، وركعتين بعد العصر) صحيح مسلم رقم /835

‘А­иши розиаллаһу анһа рас­ска­зыва­ла: “Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ни­ког­да не ос­тавлял со­вер­ше­ние двух рак’атов ни тай­но, ни от­кры­то: два рак’ата пе­ред ут­ренней мо­лит­вой и два рак’ата пос­ле мо­лит­вы ‘аср!” аль-Бу­хари 592, Мус­лим 2/211.

وعن إبراهيم بن محمد بن الـمنتشر عن أبيه: أنه كان يصلي بعد العصر ركعتين، فقيل له ؟ فقال: لو لـم أُصلِّهما إلاَّ أنـي رأيتُ مسروقاً يصليهما لكان ثقة ، ولكنـي سألتُ عائشة فقالت : (كان النبـي صلى الله عليه وسلم لا يدع ركعتين قبل الفجر، وركعتين بعد العصر) أخرجه ابن أبـي شيبة

Ибн Мун­та­шир рас­ска­зывал, что его отец со­вер­шал пос­ле ‘ас­ра два рак’ата, а ког­да его спро­сили об этом, он ска­зал: “Я не со­вер­шал бы их, ес­ли бы не ви­дел, как Мас­рукъ со­вер­шал эту мо­лит­ву, а он был дос­той­ным до­верия. Од­на­ко я спро­сил об этом и ‘А­ишу, и она ска­зала: «Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) не ос­тавлял ни­ког­да со­вер­ше­ние двух рак’атов до ут­ренней (фаджр) мо­лит­вы и со­вер­ше­ние двух рак’атов пос­ле мо­лит­вы ‘аср!»” Ибн Абу Шай­ба 2/352.

و روى ابن حزم ( 3 / 4 ) عن بلال مؤذن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال:" لم ينه عن الصلاة إلا عند غروب الشمس
Биляль муэдзин пророка саляллаһу алейхи уәссаляма сказал: "Со­вер­ше­ние мо­лит­вы не бы­ло зап­ре­щено, кро­ме как не­пос­редс­твен­но во вре­мя за­хода сол­нца! ” Ибн Хазм. 3/4

Та­ким об­ра­зом, эти ха­дисы яс­но ука­зыва­ют на то, что доб­ро­воль­ные мо­лит­вы пос­ле ‘ас­ра со­вер­шать зап­ре­щалось не­пос­редс­твен­но во вре­мя за­хода сол­нца, ког­да оно уже ста­новит­ся крас­но­го цве­та. А что ка­са­ет­ся то­го пе­ри­ода, ког­да оно еще вы­соко, то нет ни­како­го зап­ре­та на со­вер­ше­ние доб­ро­воль­ных мо­литв в это вре­мя. По­это­му пе­реда­ет­ся, что сам пе­редат­чик упо­мяну­того ха­диса – ‘Али ибн Абу Та­либ, со­вер­шал два рак’ата пос­ле ‘ас­ра, как об этом пе­редал ‘Асым ибн Дам­ра. аль-Бай­хакъи 2/458.
8 апреля, 16

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Почему ханафиты не поднимают руки до и после поясного поклона (руку’)?
Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать ...
18 617
11
4 мая, 15
Image
В чем мудрость решения о халяла (необходимости для женщины брака с другим му...
Вопрос: Я хотел бы спросить: есть ли логические основания и в чем необходимость для женщины после третьего развода вступить в брак с друг...
11 906
26
8 апреля, 15