Image
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя у ханафитов, и в каких случаях дозволено ее практиковать? ...
7 176
31 марта, 15

Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна

7 176
31 марта, 15
АВТОР ЦИКЛА
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Хишам Давуд
Ответил:
ХИШАМ ДАВУД
Студент Даруль-Ифта, Чикаго (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Daruliftaa.net
Источник:
DARULIFTAA.NET

Fatwaas with Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя у ханафитов, и в каких случаях дозволено ее практиковать?
 
Ответ:
 
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
 
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
 
Такыя согласно Ахлю с-Сунна валь-Джамаа[1]
 
1. Лингвистическое (словесное) значение слова «такыя»:
 
Такыя является средством защиты человека от опасности[2]
 
2. Специальное (шариатское) значение понятия «такыя»:
 
(Совершается) в целях защиты человека посредством совершения действий[3], или произнесения слов[4], противоречащих исповедуемой вере[5].
 
3. Дозволение такыя[6]:
 
Согласно мнению большинства ученых, такыя (сокрытие своей веры) допускается только в момент крайней необходимости, в любых других случаях такыя недопустима.
 
Имам аль-Куртуби сказал:
 
«Такыя не дозволена, за исключением случаев, когда человек боится смерти, или что его разрежут на куски, или что ему нанесут (иной) большой вред»[7].
 
Всевышний Аллах говорит:
 
لَا يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ ۖ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً
 
Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их… (сура Али Имран, 28).
 
Этот аят является доказательством допустимости такыи в определенных случаях[8].
 
Когда язычники Мекки пытали Аммара бин Ясира, да будет доволен им Аллах, и заставили его произнести слова неверия, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
 
مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
 
Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения (ан-Нахль, 106).
 
4. Положение такыи:
 
Когда есть необходимость в такыи, некоторые (ученые) считают ее ваджибом (обязательным). Тем не менее, правильное мнение, в соответствии с мнением (большинства) ученых, состоит в том, что лучше не совершать такыю и отстаивать свою веру[9].
 
Алляма аль-Куртуби обосновывает это мнение следующими доказательствами[10]:
 
  • Всевышний Аллах сообщает своей умме о тяготах, которые перенесли асхабу-ль-ухуд (люди одной из прежних общин, которые были убиты в огненном рвупримечание переводчика) за свое убеждение в Единственности Аллаха. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал сахабов быть стойкими перед лицом трудностей. 

 

  • Аллах упоминает в Коране совет Лукмана, мир ему, своему сыну
 
يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
 
О, сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. (31:17)
 
  • Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

 

«Одной из самых великих форм джихада является утверждение истины перед лицом правителя-тирана»[11].

 

  • Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Абу Дарде, да будет доволен им Аллах:

 

«Не приобщай сотоварищей к Аллаху, даже если тебя изрежут на куски и сожгут».[12]

 
  • Многих сахабов подвергали пыткам, но они не отказались от своей веры, например, таких как Биляль, Асим, Хубайб, Хаббаб,  и других, да будет доволен ими всеми Аллах.
 
5. Условия/правила такыи:
 
  • Такыя совершается только тогда, когда человек находится среди неверующих и опасается за свою жизнь или имущество. Он может даже произнести слова, которые свидетельствуют о любви /тесной дружбе, даже если его сердце не испытывает этого.[13]

 

  • Такыя не должна подразумевать совершение действий, причиняющих вред другим, как например: убийство, блуд, воровство, лжесвидетельство, раскрытие секретов  мусульман (как правило, в период войны) и т.д.[14]

 

  • Такыя также допустима, если кто-то находится под угрозой серьезного избиения.[15]

 

  • Такыя допускается только в случае реальной угрозы опасности. Если нет никакой угрозы, такыя недопустима.[16]

 

  • Такыя может совершаться только в качестве крайнего средства.[17]

 

  • Такыя не допустима в целях увеличения богатства, высокого положения и т.д. (за исключением критических обстоятельств).[18]
 
Различия в положении и практике такыя Ахлю с-Сунна уаль Джамаа и у шиитов[19]

 

Ахлю с-Сунна уаль-Джамаа
Шииты
Такыя - это уступка в Шариате; исключение из правил, временное ограничение в проявлении своей веры.
Такыя является обязательной. "У того, кто не практикует такыя, нет религии».[20]
Как только необходимость в такыя отпадает, она вновь становится недозволенной.
Приказ на такыя является постоянным. «Тот, кто оставит такыю до того, как появится наш Махди, тот не из нас»[21]
Такыя обычно применяется в отношении неверующих или в случае столкновения  с преступниками.
Такыя применяется и по отношению к собственным единоверцам тоже. "Крепко держитесь за такыя. Не из нас тот, кто не практикует этот отличительный признак с собственным народом... "[22]
Такыя есть нежелательное состояние. То есть, истинно верующий мусульманин не может желать пребывания в состоянии такыя.
Такыя занимает высокое положение. Шииты цитируют слова Джаъфара ас-Садыка: «Ничто не является более любимым для меня на этой земле, чем такыя»[23]
 
Заключение:
 
Ахлю с-Сунна валь-Джамаа провозглашает  правдивость, благородный нрав и высокую нравственность в действиях и речах человека. Обман и ложь являются отличительными чертами шайтана и его последователей. Если мы вынуждены лгать, чтобы спасти свою жизнь, имущество и т.д., она дозволяется. Однако следует помнить, что если кто-то пожертвует своей жизнью для возвеличивания послания Всевышнего Аллаха, то он будет вознагражден соответственно.
 
А Аллаху ведомо лучше.
 
 
[1] مأخوذ من الموسوعة الفقهية الكويتية بتصرفات
 
[2] الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٨٥
 
[3] يدخل فيه التقية بالفعل إضافة إلى التقية بالقول و التقية في العمل كما هي في الاعتقاد (الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٨٥)
 
[4] و لا يباح الإقدام على القتل في حالة الإكراه به يتبين عظم حرمة المؤمن عند الله تعالى و هو مراد ابن عباس رضي الله عنه انما التقية باللسان ليس باليد يعني القتل و التقية باللسان هو إجراء كلمة الكفر مكرها (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٦، دار النوادر)
 
[5] التقية أن يقي نفسه بما يظهره و إن كان يضمر خلافه (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-١٠، دار النوادر)
 
[6] و عن الحسن البصري رحمه الله التقية جائزة للمومن إلى يوم القيامة إلا أنه كان لا يجعل في القتل تقية و به نأخذ (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٥، دار النوادر)
 
[7] الجامع لأحكام القرآن للقرطبي ج-٢ ص-٤٢٩، دار الحديث
 
[8] الطبري في تفسير الآية
 
[9] و إعطاء التقية في مثل ذلك إنما هو رخصة من الله تعالى و ليس بواجب بل ترك التقية أفضل (أحكام القرآن للجصاص ج-٢ ص-١٦)
 
[10] الجامع لأحكام القرآن للقرطبي ج-١٠ ص-٢٤٢، دار الحديث
 
[11] جامع الترمذي، باب ما جاء أفضل الجهاد كلمة عدل عند سلطان جائر
 
[12] ابن ماجه، باب الصبر على البلاء
 
[13] التفسير الكبير للرازي ج-٣ ص-١٩٣/١٩٤، دار إحياء التراث العربي
 
[14] المصدر السابق ثم يباح له إجراء كلمة الكفر في حالة الإكراه و لا يباح الإقدام على القتل في حالة الإكراه (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٦، دار النوادر)
 
[15] المصدر السابق
 
[16] الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٩١
 
[17] و يشترط لجواز التقية أن لا يكون للمكلف مخلص من الأذى إلا بالتقية و هذا المخلص قد يكون الهرب من القتل أو القطع أو الضرب... (المصدر السابق ص-١٩٢)
 
[18] المصدر السابق ص-١٩٤
 
[19] مأخوذ من العزلة و الخلطة لسلمان العودة
 
[20] العزلة و الخلطة لسلمان العودة
 
[21] Там же
 
[22] Там же
 
[23] Там же

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам аль-Кудури: факих тысячелетия
“Мухтасар” аль-Кудури — это, безусловно, самый значимый текст в истории ханафитского мазхаба, который определил развитие мазхаба на века ...
4 769
12 ноября, 19
Image
Имам аль-Маргинани: шейх мазхаба
Имам аль-Маргинани — один из величайших ученых в истории Ислама и в истории именно ханафитского мазхаба, в частности — автор великой книг...
5 543
29 октября, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Человек, который предполагал, что он следует "Корану и Сунне"..
Человек, который предполагал, что он следует "Корану и Сунне", попытался сказать мне, что такой то хадис слабый. ...
7 696
4
24 марта, 15
Image
Разрешается ли делать дуа о прощении всех грехов всем мусульманам и мусульманкам?
Ибн Хаджару задали вопрос, на который [другие] дали два разных ответа. Вопрос был таков: «Разрешается ли делать дуа о том, чтобы верующим...
8 072
1
27 февраля, 15