Вопрос: Я хотел бы спросить: есть ли логические основания и в чем необходимость для женщины после третьего развода вступить в брак с другим мужчиной, чтобы ей можно было вновь заключить брак с бывшим мужем?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Цель нашей жизни, как мусульман, в том, чтобы исполнять предписания и повеления Аллаха Тааля. Первое преимущество повиновения Аллаху состоит в достижении Его довольства и вечного счастья в будущей жизни. Аллах сказал:
وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللَّهَ وَيَتَّقْهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ
«И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха [боится итога ослушания], и остерегается Его (наказания), то такие – обретут успех [окажутся в Раю]» (24:52).
Раб не ставит под сомнение мудрость своего хозяина и не спрашивает, в чем мудрость его приказов, но послушно выполняет его указания. Так что мусульмане должны подчиняться законам Всевышнего Аллаха без сомнения, не требуя знаний о том, какая мудрость стоит за каждым Его повелением. Тем не менее, милость Всевышнего Аллаха в том, что польза от подчинения Его приказам проявляется не только в будущей жизни, но ее можно увидеть даже в этом временном мире. Аллах говорит:
منْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Кто совершает праведное [исполняет то, что повелел Аллах и удерживается от того, что Он запретил], (независимо) (будь) он мужчиной или женщиной, и (при этом) (будучи) верующим [единобожником], Мы непременно оживим его жизнью благой [сделаем так, что у него будет прекрасная жизнь в этом мире со спокойствием в душе] и, непременно, воздадим Мы им (в Вечной жизни) наградой их за лучшее из того, что они совершали (в земной жизни)» (16:97).
В этом аяте говорится, что Аллах дарует человеку, который будет послушен Его приказаниям, прекрасную жизнь в этом мире. Ученые говорят, что одним из этих благ является материальный достаток и спокойствие в душе
[1].
Кроме того, помимо материальных благ от послушания Аллаху, есть также специальные выгоды для тех, кто повинуется каждому предписанию шариата. Эти мирские выгоды иногда видны нам – как благо в отказе от спиртного и азартных игр (Коран, 5:91), а иногда мы их не видим.
Тем не менее, следует иметь в виду, что основная причина, по которой необходимо исполнять предписания шариата, не лежит в плоскости мирских выгод или мудростей. Если бы причина была в этом (мирском), мы бы знали о выгоде каждого закона шариата. Основная польза от следования шариату заключается в повиновении Аллаху, а послушание само по себе есть стимул для раба следовать законам своего истинного Господина и Благодетеля.
Что касается конкретного вопроса, Всевышний Аллах говорит о нем:
فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىَ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ
«Если же он [муж] дал ей развод (в третий раз), то она не дозволяется ему после этого, пока она не выйдет замуж за другого (мужчину)» (2:230).
Запрет, который содержится в этом аяте, разъясняет, почему необходимо соблюсти правило халяла.
Кроме того, об этом же говорится в хадисе:
«Жена Рифаа аль-Курази пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «Я была (замужем) за Рифаа, и он развелся со мной (три раза), после чего я вышла замуж за Абдуррахмана ибн аз-Зубайра». Он спросил: Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет, ты не можешь этого сделать, пока ты не попробуешь его мед, и он не узнает вкус твоего меда (т.е., между ними не совершатся супружеские отношения)» (Сахих аль-Бухари)[2].
Уляма говорят, что мудрость этого предписания состоит в том, чтобы удержать мужа от поспешной выдачи развода жене. Мужчину ведь будет крайне раздражать тот факт, что кто-то еще может вступить в сексуальные отношения с его женой. Таким образом, данное предписание (о необходимости брака с другим мужчиной) будет служить сильным сдерживающим фактором для развода
[3].
Развод считается крайне порицаемым действием в Исламе, поскольку ведет к разложению нравов в обществе. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Самым ненавистным из дозволенного (Аллахом) является развод»[4].
Таким образом, одна из мудростей предписания о халяла состоит в том, чтобы свести к минимуму уровень разводов, и как следствие, предотвратить разложение в обществе.
А Аллах знает лучше.
[1] هذا وعد من الله تعالى لمن عمل صالحاً، وهو العمل المتابع لكتاب الله تعالى وسنة نبيه صلى الله عليه وسلممن ذكر أو أنثى، من بني آدم، وقلبه مؤمن بالله ورسوله، وأن هذا العمل المأمور به مشروع من عند الله بأن يحييه الله حياة طيبة في الدنيا، وأن يجزيه بأحسن ما عمله في الدار الآخرة، والحياة الطيبة تشمل وجوه الراحة من أي جهة كانت. وقد روي عن ابن عباس وجماعة أنهم فسروها بالرزق الحلال الطيب. وعن علي بن أبي طالب رضي الله عنه: أنه فسرها بالقناعة، وكذا قال ابن عباس وعكرمة ووهب بن منبه، وقال علي بن أبي طلحة عن ابن عباس: أنها هي السعادة. وقال الحسن ومجاهد وقتادة: لا يطيب لأحد حياة إلا في الجنة. وقال الضحاك: هي الرزق الحلال والعبادة في الدنيا، وقال الضحاك أيضاً: هي العمل بالطاعة والانشراح بها، والصحيح أن الحياة الطيبة تشمل هذا كله (تفسير ابن كثير، دار ابن حزم، ١٠٧٥-٦).
[2] فتح الباري، دار السلام، ج٥ ص٣٠٨
[3] المقصود من توقيف حصول الحل على هذا الشرط زجر الزوج عن الطلاق لأن الغالب أن الزوج يستنكر أن يفترش زوجته رجل آخر، ولهذا المعنى قال بعض أهل العلم إنما حرم الله تعالى على نساء النبـي أن ينكحن غيره لما فيه من الغضاضة، ومعلوم أن الزجر إنما يحصل بتوقيف الحل على الدخول فأما مجرد العقد فليس فيه زيادة نفرة فلا يصح جعله مانعاً وزاجراً (التفسير الكبير للرازي، دار إحياء التراث العربي، ج٢ ص٤٤٩)
[4] سنن ابن ماجه، مؤسسة الرسالة، ج٣ ص١٨٠، سنن أبي داود، مؤسسة الريان، ج٣ ص٦٤، مستدرك الحاكم، دار المعرفة، ج٢ ص١٩٦
Комментарии: 26
Правила форума