Саджда (земной поклон) мужчины и женщины: их отличия
Саджда (земной поклон) мужчины и женщины: их отличия
Вопрос: Когда мы совершаем намаз в Харамейне (двух священных мечетях Мекки и Медины), арабские женщины пытаются поправить нас, когда мы с...
38 835
3
10 марта, 15

Саджда (земной поклон) мужчины и женщины: их отличия

38 835
3
10 марта, 15
АВТОР ЦИКЛА
Саджда (земной поклон) мужчины и женщины: их отличия
Uswatul Muslimah
Ответил:
USWATUL MUSLIMAH
Образцы для подражания для мусульманок
Ибрахим Салиджи
Проверил:
ИБРАХИМ САЛИДЖИ
Муфтий
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Когда мы совершаем намаз в Харамейне (двух священных мечетях Мекки и Медины), арабские женщины пытаются поправить нас, когда мы совершаем саджда (настаивая, чтобы мы делали его как мужчины). Они кричат на нас: «харам, харам!» Как нам следует реагировать на это, или нам не нужно обращать на них внимания?

 

 

Ответ:
 
Бисмихи Тааля,
Уважаемая сестра, Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
 
Это общая проблема, с которой сталкиваются многие женщины, когда посещают две Запретные мечети. Поэтому мы обсудим это более подробно.
 

Отдельные правила (совершения намаза) для мужчин и женщин

 
Бесспорен факт, что физическое строение женщин отличается от мужского. Шариат принимает это во внимание, и поэтому исполнение религиозных предписаний мужчинами и женщинами отличается во многих важных аспектах религии.
 
Основополагающий фактор в различных предписаниях для женщин состоит в том, что им предписано совершать их таким образом, чтобы, по возможности, скрывать себя (от посторонних глаз). Это правило принимается во внимание при совершении хаджа, а также при совершении намаза. Таким образом, мы видим, что участие в джума-намазе (пятничном намазе) есть обязанность (фард) для мужчин, но не для женщин. Чтение Ид-намаза (праздничного намаза) – обязанность (ваджиб) мужчин, но не женщин. Произнесение азана (призыва к молитве) – чрезвычайно желательное действие для мужчин, но запретно женщинам. Награда за совершение намаза с джамаатом для мужчин увеличивается в двадцать семь раз, однако самый вознаграждаемый намаз для женщины – тот, который она прочитает в наиболее скрытой (от посторонних взглядов) части своего дома.
 

Отличие намаза женщины от мужского
 

Это различие (между полами) также учитывается в различных положениях намаза. Женщине предписано совершать различные действия намаза наиболее скрытным, сдержанным образом, не выставляя себя напоказ.
 
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что в эпоху жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) женщинам было предписано держать свои конечности как можно ближе (к телу).
 
(Муснадуль Имами Азам лиль-Хаскафи – тартибу с-Синдхи, с. 73; Шарху Муснади Имам Аби Ханифа лиль-Кари, с. 191, Джамиуль Масанид, т.1, с. 400). Алляма Зафар Ахмад Усмани (рахимахуллах) классифицирует это сообщение как сахих (достоверный) (Иляус-Сунан, т. 3, с. 27).
 
Имам Байхакы аш-Шафии (рахимахуллах) (умер в 458 г. хиджры) говорит:
 
«Отличие между правилами намаза для мужчин и женщин заключается в сокрытии. Женщинам предписано совершать все действия (намаза) наиболее сдержанным, скрытным образом» (Ас-Сунануль-Кубра, т.2, с. 222).
 
Положение саджда не является исключением здесь. Практика всей уммы со времен Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и до сего дня заключается в том, что женщине следует скрывать себя и держать свое тело и конечности ближе к земле во время земного поклона. Это видно из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), утверждений сахабов (да будет доволен ими Аллах) и табиинов (да помилует их Аллах), и мнений четырех имамов фикха, которые будут приведены ниже.
 

Хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение)
 

Имам Абу Дауд (рахимахуллах) передает с достоверной цепочкой передатчиков от Язида ибн Абу Хабиба (рахимахуллах), что Посланник Аллаха проходил мимо двух женщин, которые совершали намаз. Он (мир ему и благословение) сказал им:
 
«Когда вы совершаете земной поклон, пусть члены вашего тела касаются земли, (ведь) женщины отличаются от мужчин в этом отношении» (Марасилю Аби Дауд, с. 117 № 87, Ас-Сунануль-Кубра, т. 2, с. 223).
 
Кроме этого достоверного хадиса существуют два других повествования, которые поддерживают это мнение. Хотя данные сообщения и не признаны достоверными, их можно использовать для подтверждения вышеприведенного хадиса, в соответствии с принципами, которые были заложены великими учеными хадиса.
 
1. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает от Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
 
«Когда женщина садится в намазе, ей следует положить одно бедро на другое; и когда она совершает земной поклон, ей следует прижать живот к бедрам, чтобы скрыть себя наилучшим образом. Поистине, Всевышний Аллах смотрит на нее, говоря: «О, мои ангелы! Я делаю вас свидетелями, что Я простил ее» (Ас-Сунануль-Кубра, т. 2, с. 223).
 
2. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает от Посланника Аллаха (мир ему и благословение):
 
«Лучший ряд для мужчин – первый, а лучший ряд для женщин – последний». Он (мир ему и благословение) также велел мужчинам расставлять свои конечности во время земного поклона, и наоборот, велел женщинам собрать (свои конечности) во время саджда (Ас-Сунануль-Кубра, т. 2, с. 222).
 

Слова сахабов (да будет доволен ими Аллах)
 

1. Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
 
«Когда женщина совершает земной поклон, ей следует собрать (свои конечности) и держать свои бедра вместе» (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 2, с. 504, №2793). По версии Мусаннафа Абдур-Раззака (т. 3, с. 138, №5072), он сказал: «Когда женщина совершает земной поклон, ей следует собрать (свои конечности) и прижать свои бедра к животу».

2. Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили о намазе женщины. Он ответил:
 
«Ей следует собрать себя (свои члены)» (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 2, с. 505, № 2794, в главе «Как женщине следует совершать земной поклон?»).
 

Решения табиинов (да помилует их Аллах)
 

1. Ибрахим ан-Нахаи, рахимахуллах (умер в 96 году хиджры), говорит:
 
«Когда женщина совершает земной поклон, ей следует соединить свои бедра и прижать к ним живот».
 
Он также сказал:
 
«Когда женщина совершает земной поклон, ей нужно прижать живот к бедрам. Ей не следует поднимать заднюю часть тела, и она не должна оставлять пространство между членами тела как делает мужчина (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 2, с. 505, № 2795, №2798).
 
2. Лейс, рахимахуллах, передает, что Муджахид, рахимахуллах (умер в 104 г. хиджры), не одобрял, когда мужчина прижимал живот к бедрам, как это делают женщины (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 2, с. 505, № 2796).
 
3. Хасан аль-Басри, рахимахуллах (умер в 110 г. хиджры), говорил:
 
«Женщине следует собирать (свои части) тела близко друг ко другу в саджда» (Мусаннаф Ибн Аби Шейба, т. 2, с. 505, № 2797).
 
4. Хасан аль-Басри и Катада, рахимахумаллах (умер в 118 г. хиджры), сказали:
 
«Когда женщина совершает земной поклон, ей следует сжать свое тело как можно больше, ей не следует оставлять пространство между ее конечностями, так чтобы задняя часть ее тела поднималась» (Мусаннаф Абдур-Раззак т. 3, с. 137, № 5068).
 
5. Ата, рахимахуллах (умер в 114 г. хиджры), сказал:
 
«Когда женщина совершает земной поклон, ей следует держать руки близко к телу и прижимать живот и грудь к бедрам, и ей следует собрать свое тело как можно лучше» (Мусаннаф Абдур-Раззак т. 3, с. 137, №5069).
 

Мнение 4 мазхабов выдающихся имамов фикха

 

Ханафитский мазхаб:

Абу Бакр Касани Ханафи (рахимахуллах) пишет:
 
«Женщине следует ставить свои предплечья на землю и совершать поклон, не поднимая тела (как делает мужчина). Ей также нужно прижимать живот к бедрам, поскольку это будет скрывать ее тело» (Бадаи’ус-Санаи, т. 1, с. 210).
 

Маликитский мазхаб:

Дусукы аль-Малики (рахимахуллах) говорит:
 
«Желательно, чтобы женщина совершала земной поклон таким образом, чтобы живот ее прижимался к бедрам, а локти ставились на колени» (Хашияту д-Дусукы, т. 1, с. 400).
 

Шафиитский мазхаб:

Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии (рахимахуллах) сказал:
 
«Женщине следует собрать себя (члены своего тела) в руку’ и саджда таким образом, чтобы ее живот прижимался к бедрам, поскольку это лучше всего скрывает ее» (Мугниль Мухтадж, т. 1, с. 401).
 

Ханбалитский мазхаб:

Ибн Кудама аль-Ханбали (рахимахуллах) пишет:
 
«Общий принцип заключается в том, что правила намаза, которые относятся к мужчинам, относятся также и к женщинам. Тем не менее, женщина отличается от мужчины в этом вопросе, ей не следует оставлять пространство или расстояние между конечностями ее тела. Таким образом, желательно для женщины, чтобы она собирала (свои конечности), поскольку это будет лучшим образом скрывать ее» (Аль-Мугни, т. 2, с. 258).
 
Все вышесказанное ясно разъясняет, что земной поклон женщины отличается от поклона мужчины, и это различие впервые было проведено ни кем иным, как самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение), а затем поддержано выдающимися сахабами (да будет доволен ими Аллах) и табиинами (да помилует их Аллах). Кроме того, существует общее согласие в этом вопросе среди имамов четырех мазхабов, как видно из приведенных выше цитат.
 

Вывод

 
Можно заключить, что такое различие между намазом мужчин и женщин было всеобщей практикой уммы, начиная с золотой эпохи Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и до сего дня. Поэтому женщинам нет никакой надобности совершать земной поклон, уподобляясь мужчинам. То, что они совершают, будет правильным на сто процентов.
 
Однако не следует вступать в какие-либо споры с теми, кто называет подобную ясно установленную практику харамом. Коран так описывает благочестивых рабов Аллаха:
 
«И когда обращаются к ним с речью невежды (желая причинить им страдания), говорят они (отвечая им): «Мир!» (Аль-Фуркан, 63).
 
Вступление в споры, находясь в благородных местах Мекки и Медины, будет нарушать святость этих благословенных мест.
 
А Аллах Всевышний знает лучше.
 
Ответили: Группа ученых «Усватуль Муслима»
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Салиджи

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли занимать себе определенное место в мечети?
Можно ли занимать себе определенное место в мечети?
Вопрос: В нашей местной мечети существует проблема, когда некоторые люди кладут свои коврики в молельном зале (джамаат-хана), а затем не ...
1 650
2 февраля, 24
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — это сложный набор ферментов, вырабатываемых в желудке жвачных млекопитающих. Химозин, его ключевой компонент, является...
2 386
19 января, 24

Комментарии: 3

Правила форума
Amir abu-Yasine
Amir abu-Yasine
6
Чем больше начинаешь изучать религию (Ислам),тем дольше понимаешь,что споры - не дело для мусульман! Всем мусульманам желаю мира и добра (как в этой,так и в той жизнях)!
10 марта, 15
Хиджама-сунна Астана
Хиджама-сунна Астана
3
Джазак Аллаху Хайрон всем кто подготовил эту статью очень приятно было читать. приятно что обширно было предоставлен взгляд. даже указаны года. Обязательно почитайте братья и сестры для себя и своих родных и своих детей
11 марта, 15
AbdAllah Sherzod
AbdAllah Sherzod
0
Ассаляму ъалайукум уа рохматуЛлахи уа барокатуху. Вопрос к устазам по поводу соединения стоп ног во время земного поклона в мужском намазе, с точки зрения мазхаба Абу Ханифы. Некоторые братья соединяют, даже имам одной из мечети соединял, но большинство оставляют стопы на месте. Хотелось бы знать наверняка, как будет более правильно в данном вопросе, с далилями если возможно. ДжазакумуЛлаху хойрун.
17 января, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Когда истекает время намаза Тахаджуд, и как Пророк, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершал этот намаз?
Когда истекает время намаза Тахаджуд, и как Пророк, салляЛлаху аляйхи уа сал...
Вопрос: У меня вопрос относительно намаза Тахаджуд: я слышал, что лучшее время для поклонения – это вторая часть ночи. Это время непосред...
74 975
1
2 марта, 15
Покрытие головы мужчиной во время совершения намаза
Покрытие головы мужчиной во время совершения намаза
Хадис: Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) передает, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) имели обыкновение совершать земные ...
13 130
1
18 декабря, 14