СТАТЬИ
Достоинство утренней и предзакатной молитв
Пророк ﷺ сказал: «Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы, сменяют друг друга, и собираются вместе на утреннюю и предзакатную мо...
Достоинство утренней и предзакатной молитв
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل وملائكة بالنهار ، ويجتمعون في صلاة العصر وصلاة الفجر ، ثم يعرج الذين باتوا فيكم ، فيسألهم وهو أعلم بهم : كيف تركتم عبادي ؟ فيقولون تركناهم ( وهم ) يصلون ، وأتيناهم وهم يصلون
«Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы, сменяют друг друга, и собираются вместе на утреннюю и предзакатную молитвы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз».
Хадис достоверный. Его передает Имам Бухари в разделе «аль-Мавакит» («Времена», 16 глава); Муслим в разделе «Масаджид», № 210; В книге «аль-Муватта» в разделе о сокращении намаза в пути, №82.
В другом хадисе, который передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), также сказано:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " تَجْتَمِعُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ وملائكة النَّهَارِ ، فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ وَصَلَاةِ الْعَصْرِ ، قَالَ : فَيَجْتَمِعُونَ فِي صَلَاةِ الْفَجْرِ ، قَالَ : فَتَصْعَدُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ ، وَتَثْبُتُ مَلَائِكَةُ النَّهَارِ ، قَالَ : وَيَجْتَمِعُونَ فِي صَلَاةِ الْعَصْرِ ، قَالَ : فَيَصْعَدُ مَلَائِكَةُ النَّهَار ، وَتَثْبُتُ مَلَائِكَةُ اللَّيْلِ ، قَالَ : فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ : كَيْفَ تَرَكْتُمْ عِبَادِي ، قَالَ : فَيَقُولُونَ : أَتَيْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ ، وَتَرَكْنَاهُمْ وَهُمْ يُصَلُّونَ "
«Объединяются ночные и дневные ангелы на утренней и предзакатной молитвах». «Объединяются на утренней молитве». «Возносятся ночные ангелы и остаются дневные ангелы». «Объединяются на предзакатной молитве, восходят дневные ангелы и остаются ночные ангелы, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?». Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз».
Хадис достоверный. Его передает Имам Ахмад в своем «Муснаде» (№2/233, №257, № 312, 344).
Комментарии к отдельным словам хадиса из книги «Фатхуль Бари»:
1. «Сменяют друг друга», то есть приходит одна группа (ангелов) после другой группы, затем первая группа возвращается после второй.
2. «Их спрашивают» (то есть ангелов, хотя Аллах ведает обо всем). Ученые сказали, что мудрость этого в том, чтобы призвать ангелов засвидетельствовать за сыновей Адама в благом деле. Этими вопросами они склоняются к проявлению сочувствия к сыновьям Адама (мир ему). И это для выявления мудрости в сотворении таких людей, в ответ на слова ангелов, которые приводятся в Коране:
أَتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Сура «аль-Бакара», аят 30).
То есть среди людей есть те, которые прославляют Его подобно им (ангелам), и этому свидетельствуют сами же ангелы («Фатхуль Бари»).
3. «Мы оставили их, и мы пришли к ним». Ибн Абу Джамра сказал:
«Ангелы ответили больше чем то, что у них спросили, потому что они знали, что задавая им вопросы, их призывают к проявлению сочувствия к сыновьям Адама, и поэтому они (ангелы) ответили больше чем то, что у них спросили».
4. «Совершают намаз». Из этого извлекается, что намаз — это наивысшее поклонение, поскольку относительно намаза был задан вопрос и получен ответ.
Резюме:
Во всем этом есть указание на величие двух намазов: утреннего и предзакатного, поскольку в этих молитвах объединяются две группы ангелов, а в других намазах присутствует только одна группа ангелов.
Также тут есть указание на достоинство этих двух промежутков времени. Сообщаете, что ризк (земной удел) ниспосылается после утренней молитвы, а деяния возносятся в конце дня. Тот, кто в этих промежутках времени был в поклонении, то его удел и дела наделяются благодатью.
А Аллах знает лучше.
А Аллах знает лучше.
За этим следует мудрость веления прилагать усилия в постоянстве этих молитв и придания им значения. И указание на достоинство этой уммы над другими общинами.
И еще этот хадис уведомляет нас о любви ангелов к нам, чтобы наша любовь к ним увеличилась, и приблизились посредством этого к Всевышнему.
Источник: Книга «Аль-Ахадису Кудсияту Сахихату», стр.45. Автор: Шейх Закарья Умайрат.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
Является ли сунной произносить азан в ухо новорождённому
Слуга Пророка ﷺ Абу Рафи' говорит: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ произносил азан в ухо Хасана (да будет доволен им Аллах), когда его р...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Разъяснение Кунут Назиля
Для начала – Кунут Назиля отличается от Дуа Кунут, которое читают в ежедневном намазе Витр. При жизни, Посланник Аллаха ﷺ совершал молитв...
Наука толкования снов
Толкование снов является сложной наукой и требует, чтобы толкователь обладал глубокими знаниями религии Ислам. Как правило, сны не матери...
Комментарии: 4
Правила форума