Хатыб аш-Ширбини
Хатыб аш-Ширбини
Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи...
3 501
4 июля, 21

Хатыб аш-Ширбини

3 501
4 июля, 21
АВТОР ЦИКЛА
Хатыб аш-Ширбини
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал Аш-Ша’рани в «Лятаиф аль-минан валь ахляк».

 

Этот ученый вырос в египетской деревне Ширбин, выучил Священный Коран еще в детстве, учился у крупнейших специалистов таким дисциплинам, как фикх, тафсир и разные науки арабского языка. Современники Хатыба отмечали его впечатляющие богобоязненность, практику знаний, отсутствие в его сердце стремления к излишним земным благам, а также его трепетное отношение к избеганию всего запретного и то, как усердно он поклонялся Всевышнему.

 

Ни посвящение себя поклонению, ни отвращение к погоне за временными благами, ни всецелая занятость изучением и преподаванием религиозных наук не сделали из него надменного гордеца, который считал бы себя лучше окружающих. Напротив, скромность — одно из самых ярких его качеств, за что его любили еще сильнее. Шейх прославился тем, что был готов помочь другим в ущерб себе и мог отдать брату по вере то, в чем нуждался сам.

 

Примеры его усердия на пути служения Аллаху

 

У шейха Хатыба аш-Ширбини был обычай: и’тикаф он начинал не в последние десять ночей Рамадана, а с самого начала этого благословенного месяца. Мечеть он покидал только после праздничной молитвы.

 

Отправляясь в паломничество в Мекку, он садился на верховое животное только после того, как его ноги сильно уставали от ходьбы. Ему было жалко животное. По дороге он читал азкары и вирды. С самого начала пути имам аш-Ширбини, как и подобает богобоязненному наследнику пророка (да благословит его Аллах и приветствует), обучал паломников правильному выполнению обрядов паломничества. Шейх учил их нормам поведения в пути, а также тому, как правильно сокращать и объединять молитвы.

 

В этом должен быть пример для учащихся. К сожалению, не только в наше время, но и прежде многие люди, изучающие религиозные науки, превратили свое занятие в хобби, которое касается лишь их самих, когда они вечерами сидят в своих комнатах и читают книги. Хотя, посмотрев по сторонам, можно увидеть, что огромное количество мусульман жаждет правильных знаний и знакомства с решениями ученых нашей общины, чем успешно пользуются разрушители исламского наследия из разных групп и течений.

 

Будучи в Мекке, имам аш-Ширбини много совершал обход Каабы. Ни в хадже, ни в иное время он не позволял себе говорить плохо о ком-то. О мусульманах из его уст можно было услышать только хорошее, а его шейхам доставалась самая обширная доля теплых слов. Несмотря на то, что шейх имел все возможности для получения высоких должностей и дружбы с чиновниками, он целенаправленно отказывался от подобных занятий, не видя в этом нечто важное и заслуживающее внимания.

 

Он старался часто посещать могилу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если у него возникала мысль сделать что-то важное, он отправлялся в «Равду» пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и совершал там молитву «истихара», моля Творца указать на верное решение. Книга «Мугни аль-мухтадж», являющаяся одним из главных комментариев к «Минхадж ат-толибин» имама ан-Навави, была написана шейхом аш-Ширбини лишь после того, как он сделал истихару в «Равде».

 

Шейхи Хатыба аш-Ширбини

 

Наверное, личность, занимающая первое место в списке шейхов шейха Хатыба, — это шейхуль-ислам Закария аль-Ансари, пером которого написаны труды по разным исламским наукам и благодаря которому научных высот достигла целая группа шафиитских факыхов. Являясь знатоком убеждений ахлю-сунна, искусным факыхом и мудрым суфием, он мог научить искреннего ученика всему необходимому, избавив его от нужды в других наставниках.

 

Другой известный наставник аш-Ширбини — Шихабуддин Ахмад ибн Хамза ар-Рамли. Он является автором многих книг. Сегодня большой известностью пользуются его примечания к «Зубад» Ибн Раслана аш-Шафии под названием «Фатх ар-Рахман».

 

Здесь я хочу рассказать о наблюдениях моего шейха Мухаммада Джум’а аш-Шафии, которые будут полезны шафиитским студентам. Сравнив формулировки шарха ар-Рамли к «Зубад» с шархом Хатыба к «Аль-Икна», наш шейх пришел к выводу о том, что их выражения очень схожи. Как известно, к комментариям ар-Рамли не написано дополнительных примечаний, но вот к «Аль-Икна» они есть. Их составил алляма Аль-Буджайрами. Так что, если вы читаете «Фатх ар-рахман» и вам что-то непонятно, не спешите закрывать книгу — обратитесь к «Хашияту» аль-Буджайрами.

 

Также у шейха были другие выдающиеся наставники.

 

Некоторые высказывания шейха Хатыба аш-Ширбини

 

Далее читатель может ознакомиться с фрагментами из вступления шейха Хатыба аш-Ширбини (да помилует его Аллах) к книге «Аль-Икна» по шафиитскому мазхабу, ставшей одной из опор преподавания среди последователей имама аш-Шафии. С давних пор «Аль-Икна» преподавалась в минарете знаний — Аль-Азхаре. В наше время в мечети Аль-Азхара ее преподает шейх шафиитов, хафиз мазхаба шейх Абдуль-Азиз аш-Шихави (да сохранит его Аллах), и автору статьи посчастливилось присутствовать на этих уроках, на которых шейху удавалось без каких-либо затруднений простейшим образом донести до учеников даже самые сложные вопросы этой книги. По воле Аллаха, уроки пришлось приостановить из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер. Мы просим Господа миров, чтобы Он избавил мусульман от этой беды и позволил ученикам вновь собираться вокруг наставников в полной безопасности.

 

Итак, первый фрагмент вступления к «Аль-Икна», хоть и первостепенно направлен на восхваление Аллаха, отражает ту любовь к знаниям и ученым, которую в своем сердце нес имам аш-Ширбини. Он пишет:

 

«Хвала Аллаху, который раскрыл знамена ученых, укрепил их стопы на прямом пути, сделал степень (изучения и преподавания) знаний высшей из степеней, вознес ученых над другими, (позволив им) разъяснять аргументы и познавать (и доводить до людей) законоположения религии. (Хвала Аллаху, ) который поместил (в сердца) познавших Его тонкости (недоступные другим ввиду черствости их сердец), в результате чего они являются людьми, которым Всевышний внушает (истину и особенное понимание). (Хвала Аллаху, ) который помог практикующим свои знания служить Ему, так что они оставили сладкий сон, и дал любящим вкусить наслаждение близости к Нему, так что отвлек их от всех творений. Я восхваляю Аллаха за Его щедрые дары!

 

Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища. Он — Всезнающий, Владыка. Также я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — Его раб, посланник, избранник и любимец, имам всех имамов. Да благословит и приветствует Аллах его, его благих и чистых семью и сподвижников, а также его жен и потомство благословением и приветствием, неразрывными вплоть до Судного Дня».

 

В предисловии шейх аш-Ширбини также объяснил, что предшествовало написанию книги:

 

«Какое-то время я просил Аллаха указать мне [стоит ли писать эту книгу или нет], совершив два рака’ата там, где похоронен наш имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах, сделает его довольным и сделает Рай его обителью]. Когда я ощутил желание [составить книгу], я приступил к написанию шарха, который станет отрадой очей заинтересованных, стремясь тем самым достичь щедрую награду. Я сторонюсь краткости, ведущей к упущению в объяснении, и подробностей, навлекающих лень. Этим я хочу сделать понимание и извлечение пользы из этого труда более доступными, чтобы начинающему не приходилось обращаться к иным работам, а учащийся среднего уровня мог ограничиться в повторении ее содержанием».

 

Далее шейх пишет о мечте, которая, хвала Аллаху, сбылась:

 

«Я надеюсь, что Всевышний, по благодати от Щедрого и Дарующего, сделает эту книгу опорой (в фикхе) и источником (к которому исследователи будут обращаться, постигая и раскрывая мазхаб)».

 

В следующих словах шейха объясняется, почему при написании книги важно полагаться не на свои силы, а на милость и помощь от Аллаха. Шейх пишет:

 

«Не каждый, кто пишет, делает это хорошо, и не каждый, кто затрагивает ту или иную тему, справляется с поставленной задачей. Превосходство одного над другим — божественный дар, и люди в каждой сфере занимают разное положение…»

 

Пусть Всевышний помилует шейха Хатыба аш-Ширбини, возвысит его место в Раю и позволит читающим его труды с любовью к нему быть похожими на этого ученого!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 768
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
245
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Абу Исхак аш-Ширази — факых на страже акыды
Абу Исхак аш-Ширази — факых на страже акыды
Из предыдущей статьи о шейхе Абу Исхаке аш-Ширази вы могли узнать, какой статус он и его работы занимают в шафиитских кругах. Вероятно, в...
2 563
1 июля, 21
Биография Абу Исхака аш-Ширази
Биография Абу Исхака аш-Ширази
Абу Исхак аш-Ширази (Ибрахим ибн Али ибн Юсуф аль-Фирузабади) — шейх аль-ислам, «автор книг, известность которых доходит до каждого уголк...
3 859
27 мая, 21