Image
Имам Шихабуддин ар-Рамли
Его полное имя: Абу аль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Хамза ар-Рамли. В биографиях ученых мы часто встречаем слова о том, что тот или иной зн...
507
19 мая, 22

Имам Шихабуддин ар-Рамли

507
19 мая, 22
АВТОР ЦИКЛА
Имам Шихабуддин ар-Рамли
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли
Его полное имя: Абу аль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Хамза ар-Рамли.
 
В биографиях ученых мы часто встречаем слова о том, что тот или иной знаток религии упорно учился с самого детства. Что же касается Шихабуддина ар-Рамли, то он не просто трудился, а работал над собой так, как не удавалось никому из его сверстников. Усилия подрастающего имама не были сконцентрированы на одном научном направлении. Нет, он постигал хадисы и предания, фикх и его основы, грамматику и стилистику, прозу и поэзию.
 
Результат не заставил себя долго ждать, а их масштабы не оставили места сомнениям в том, что этому человеку суждено стать одной из тех звезд шафиитского мазхаба, которые никогда не погаснут, а будут освещать путь тем, кто встал на этот путь позже гораздо позже… Тот факт, что сегодня мы с вами вспоминаем имама Шихаба ар-Рамли и что он занимает важное место в научной жизни шафиитов, является ярким тому свидетельством.
 
Не только благодаря обширным знаниям, но и засчет кристально чистой богобоязненности, идущей от правдивого сердца, он быстро заслужил доверие своих шейхов. Хочу поделиться с вами одним примером этого доверия, но таким примером, после которого, в принципе, уже нет нужды в ином. Шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари (да помилует его Аллах) – человек, авторитет которого в исламских науках непререкаем и который воспитал целое поколение шафиитских ученых, ставших новым полноценным звеном развития мазхаба Имама аш-Шафии – доверил имаму ар-Рамли внесение корректировок в свои труды при своей жизни, и после своей смерти!
 
Если бы не абсолютная уверенность Шейх аль-Ислама Закарии в знаниях, богобоязненности, благоразумии и ответственности имама ар-Рамли, он бы не сказал ему:
 
“Если ты считаешь, что что-то в моих книгах нуждается в исправлении или уточнении, то вноси свои корректировки, приписывая то, что посчитал правильным, ко мне”.
 
Действительно, как отмечают в биографии имама, он внес некоторые корректировки в «Шарх аль-бахджа» и «Асна аль-маталиб» Шейх аль-Ислама Закарии. В то время Закария аль-Ансари был жив.
 
Ряд ученых разрешил имаму Шихабуддину ар-Рамли преподавать, и начало преподавательской деятельности в разы увеличило известность имама среди ученых и учащихся.
 
Имам Шихабуддин уделял большое внимание чтению Священного Корана. Его здоровое от пороков сердце не насыщалось прекрасными аятами Книги Аллаха, и это сказалось на тех качествах, которые украшали имама до самой смерти. Сообщается, что он был очень щедр. Обладал храбрым сердцем, которое не терпело несправедливости. Ничто не могло стать преградой между имамом и призывом к добру и запретом порицаемого: ни мнение окружающих, ни чины, ни что-либо еще. Что касается его скромности, то имам-суфий аш-Ша’рани (да помилует его Аллах), являвшийся его учеником, пишет:
 
“Мне довелось встретить в Египте группу мужчин, чья скромность была абсолютна неподдельна”, — и в их числе он упоминает имама Шихабуддина ар-Рамли.
 
Далее имам аш-Ша’рани пишет:
 
“Эти мужчины, чья скромность не перемешена с утруждением, и есть те, кто считает себя ниже всех перед Аллахом. Даже если ты попытаешься убедить его в том, что он лучше тебя, он ни в коем случае не ощутит в сердце превосходство над тобой”.
 
Из-за той самой скромности он не позволял никому помогать себе в различных делах, даже покупать что-то для себя на рынке. Он пытался все делать сам, пока не состарился и не ослаб. Сегодня шейх шафиитов Египта, шейх Абдуль-Азиз аш-Шихави, продолжающий путь своих предшественников, в числе которых ар-Рамли, обладает тем же качеством: он не даст беспричинно помогать себе, несмотря на возраст, а о том, чтобы подать ему обувь, не стоит даже думать, - строгий взгляд шейха заставит пожалеть о попытке. Пожалуй, нет лучшего и более эффективного метода приблизиться к пониманию того, что описано в книгах, чем однажды увидеть воочию того, кто перенял прекрасные черты имамов прошлого.
 
Имам Шихабуддин ар-Рамли проявлял огромное уважение к ученикам своих шейхов из числа ученых. Встречая кого-то из них, он говорил:
 
“Видя его, я будто бы вижу шейха”.
 
Кто же были его учителями?
 
  1. Выдающийся ученый Абу аль-Ма’али ибн Авджан, написавший примечания к части «Минхадж ат-толибин», «Аз-Зубад» и другим книгам;
  2. Имам Джалалуддин ас-Суюты, не нуждающийся в представлении и написавший более 1000 работ;
  3. Имам Ибн Аби Шариф аль-Макдиси аль-Мисри, написавший шарх к «Минхадж ат-толибин» и «Аль-Хави»;
  4. Имам, Шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари, написавший «Фатх ар-рахман» по тафсиру, «Тухфатуль бари» (толкование «Сахиха» аль-Бухари), «Фатх аль-джалил» (примечания к тафсиру аль-Байдави), комментарии к «Альфия» аль-Ираки и многое другое;
  5. Имам Шамсуддин ас-Сахави, являвшийся одним из ближайших учеников имама Ибн Хаджара аль-Аскалани;
  6. Имам Халид аль-Азхари — знаменитый специалист в области арабского языка, написавший шарх к «Аджурумие», а также написавший «Мусыль ат-тулляб», «Ат-тасрих бимадмун ат-тавдых», шарх к «Аль-мукаддима аль-джазария» и другие работы.
 
Ученики имама Шихаба ар-Рамли впечатляют не меньше. Назвать их всех тяжело, но вот самые известные из них:
 
  1. Шамсуддин ат-Танихи. Имам Шихабуддин дал ему разрешение на вынесение фетв и преподавание;
  2. Шамсуддин аль-Алками, написавший примечания к «Аль-джами ас-сагыр» имама ас-Суюты;
  3. Абу аль-Мавахиб Абдуль-Ваххаб аш-Ша’рани, выдающийся суфий, труды которого пользуются большим уважением среди ученых разных суфийских школ;
  4. Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами — автор «Тухфатуль мухтадж», одной из наиболее популярных и авторитетных книг среди поздних трудов шафиитского мазхаба;
  5. Шамсуддин Мухаммад Хатыб аш-Ширбини — автор «Мугни аль-мухтадж», «Аль-Икна» и других бесподобных трудов;
  6. Имам Шихабуддин Ахмад ибн Касим аль-Аббади, которому принадлежат известные примечания к «Тухфатуль мухтадж» Ибн Хаджара, комментарии к матну Абу Шуджаа, примечания к «Шарх аль-бахджа» и многое другое;
  7. Шамсуддин ибн Ахмад ар-Рамли — сын имама, автор «Нихаят аль-мухтадж» (комментарии к «Минхадж», получившее особенное распространение среди шафиитов Египта и ставшие их опорой);
  8. Имам Бадруддин аль-Кархи, написавший примечания к «Тафсир аль-Джалалейн» и «Канз ар-рогибин»;
  9. Имам Нуруддин аз-Зияди, написавший примечания к «Шарх аль-манхадж», комментарии к «Аль-Мухаррар».
 
Несмотря на глубину знаний имама Шихабуддина, в своих трудах он преимущественно придерживался относительной краткости, отличающейся содержательностью и точностью. Вот некоторые из его книг:
 
  1. Комментарии к «60 вопросам» шейха Ахмада Захида;
  2. Примечания к «Асна аль-маталиб» Шейх аль-Ислама Закарии аль-Ансари;
  3. Примечания к «Тухфат ат-тулляб» Шейх аль-Ислама Закарии аль-Ансари;
  4. Комментарии к «Аджурумия»;
  5. Комментарии к стихам аль-Байдави о законоположениях никаха;
  6. Комментарии к «Аль-Варакат»;
  7. Комментарии к «Зубад» Ибн Раслана;
  8. Фетвы, собранные его учеником, имамом Хатыбом аш-Ширбини;
  9. Фетвы, собранные его сыном и учеником, имамом Шамсуддином ар-Рамли.
 
Что касается похвалы ученых в его адрес, то имам аш-Ша’рани пишет:
 
“Имам, праведный ученый, завершающее звено искусных специалистов в Египте, Хиджазе и Шаме” [см. «Ат-табакат аль-сугро», стр. 45].
 
Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил:
 
“Он — самый выдающийся ученик шейха Закарии аль-Ансари, специалист высшей степени в свое время, по единогласному мнению ученых его земель” [см. «Аль-фатава аль-фикхия аль-кубро», 2/79].
 
Имам Шихабуддин ар-Рамли прожил долгую жизнь, сохраняя праведные качества и не отступая от них до последнего вздоха. Также он не переставал преподавать, отвечать на вопросы людей, писать книги, призывать к добру и запрещать предосудительное. Он ушел к милости Аллаха в 957 г. по хиджре. Узнав о его смерти, мусульмане были искренне огорчены, а чтобы совершить над ним намаз и принять участие в похоронных обрядах прибыли верующие из далеких мест. Молитва была совершена над имамом в пятницу в мечети «Аль-Азхар». В тот день мечеть была переполнена. Да помилует его Всевышний и не лишит нас его благодати в обоих мирах!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Шейх Махмуд Эфенди
В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд...
1 852
2 июля, 22
Image
Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани
Имам, превосходный ученый, хранитель иснадов Абу Файд Аламуддин Мухаммад Ясин ибн Мухаммад Иса аль-Фадани. По происхождению он был индоне...
461
9 июня, 22

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри
Ахмад ибн Умар аш-Шатыри — выдающийся ученый, знаток фикха и муфтий. Шейх (да помилует его Аллах) был потомком нашего господина Хусейна (...
692
13 февраля, 22
Image
Был ли имам Абу Ханифа табиином?
Об Имаме Абу Ханифе передается от Хафиза аз-Захаби, что он видел сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анаса ибн ...
1 802
12 декабря, 21