СТАТЬИ
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии — автор известнейшего стихотворения по фикху под названием «Софвату аз-зубад», которое заучивали и заучива...
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии — автор известнейшего стихотворения по фикху под названием «Софвату аз-зубад», которое заучивали и заучивают многие начинающие шафииты. Пожалуй, упомянутое стихотворение — это то, что первым приходит в голову, когда слышишь имя имама. К стихотворению ввиду его важности мы вернемся чуть позже, ознакомив читателя с основной информацией о биографии Ибн Раслана (да помилует его Аллах).
Имам родился в палестинской Рамле в 773 г. (некоторые утверждают, что он родился в 775 г.). Рос шейх там же.
Имам ас-Сахави в «Ад-дав’у аль-лями’» рассказывает, что оба родителя Ибн Раслана были очень праведными людьми. Его дядя по материнской линии также славился праведностью, регулярным соблюдением вирдов и чтением Священного Корана.
С малых лет имам Ибн Раслан отличался серьезностью. Священный Коран он выучил наизусть, когда ему было около 10 лет. В начале учебы шейха особенно интересовали науки арабского языка: грамматика, работа со словарями, сочинение стихов.
Далее имам прошел серьезные труды по разным наукам с известными учеными того времени:
-
прошел «Аль-Хави» по шафиитскому мазхабу с Шамсуддином аль-Калькашанди;
-
слышал «Сахих» аль-Бухари из уст Шихабуддина Абу аль-Хайра ибн аль-Ала;
-
слышал «Муватта» по риваяту Яхьи ибн Букайра из уст Абу Хафса Умара ибн Мухаммада ибн Али ас-Салихи;
-
слышал «Сунан» ат-Тирмизи, «Сунан» Ибн Маджа, «Аш-Шифа» Кады Ияда, «Сиру» Ибн Хишама из уст Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Али аль-Маридини;
-
прочел наибольшую часть «Сахиха» аль-Бухари имаму Джалалуддину аль-Булкыни;
-
посещал уроки Сираджуддина аль-Булкыни — отца Джалалуддина, упомянутого выше.
Важен тот факт, что Джалалуддин аль-Булкыни разрешил Ибн Раслану заниматься вынесением фетв. Имам Ибн Раслан прошел грамматику арабского языка с Аль-Гумари и получил иджазу от Ан-Нашавури. Шейх бережно хранил и преумножал полученные знания, а единственный путь их сохранения — это практика и постоянное повторение, требующее больших усилий. Посещение разных научных собраний позволило Ибн Раслану достичь высот в таких науках, как фикх и усуль аль-фикх, а также в арабском языке, при этом имея крупную долю знаний в области тафсира, хадиса и каляма.
Шейх прославился богобоязненностью, трепетным отношением к поклонению и заботой о состоянии сердца, однако сам он пытался скрыть свои достоинства и бежать от славы. Заботясь о религии, он избегал того, чтобы принимать подарки от правителей и чиновников, и, более того, старался с ними даже не встречаться. Это привело к тому, что однажды, чтобы избежать подобной встречи, он покинул место пребывания. Имам не боялся порицать запретное, чем бы ему это ни грозило.
Какое-то время он преподавал в одной из мадрас, но затем Всевышний Аллах привел имама Ибн Раслана к пути тасаввуфа, построенного на твердом следовании Корану и Сунне, и он предпочел оставить преподавательскую деятельность, отдав предпочтение всецелому посвящению жизни Аллаху. Так шейх стал минаретом и путеводной звездой для мюридов — жаждущих достичь познания Аллаха и Его довольства. Он занимал каждого мюрида тем, что считал наиболее подходящим для него, умея трезво оценить силы и способности ученика. Всевышний наполнил сердца людей сильной любовью к шейху и почтительным отношением к нему.
Стихотворение «Аз-Зубад»
Стихотворение «Аз-Зубад» — одно из самых успешных произведений имама Ибн Раслана (да помилует его Аллах). Со времен его написания студенты заучивают его наизусть, так как автору удалось очень доступно для понимания и запоминания изложить основные разделы фикха, упоминая ключевые положения. В предисловии стихотворения автор пишет:
«Его будет легко заучить детям, и оно станет полезным для начинающих. Если Всевышний дарует (учащемуся) успех, то его будет достаточно для занятого, но при условии, что оно будет (должным образом) понято им и воплощено на практике».
В целом это стихотворение делится на следующие части: 1) предисловие, 2) вступление по вопросам акыды и некоторым положениям усуль аль-фикх, 3) разъяснение вопросов фикха, 4) заключение, в котором говорится о необходимых основах духовного воспитания, то есть тасаввуфа.
Какой акыды придерживался Ибн Раслан? Он следовал убеждениям имама сунны Абу аль-Хасана аль-Ашари, да помилует его Аллах. Структура его стихотворения является наглядным примером того, какой была методология лучших представителей шафиитского мазхаба, навсегда ставших частью его светлой истории: в вопросах вероубеждения они были ашаритами, в вопросах фикха следовали имаму аш-Шафии, а также придерживались пути тасаввуфа, естественно, с некоторыми расхождениями в детализации тех или иных вопросов и практик. Ас-Сахави отмечает, что шейх был бесподобным в следовании Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Из тех, кто написал комментарии и объяснения к «Аз-Зубад», — имамы Шихабуддин ар-Рамли и Шамсуддин ар-Рамли (отец и сын), являющиеся одними из ключевых фигур поздних этапов шафиитского мазхаба. Комментарий отца называется «Фатх ар-рахман», книга издана «Даруль-Минхадж». Комментарий сына называется «Гоятуль баян», издана «Даруль кутуб аль-ильмия».
Смерть и карамат (чудо) имама Ибн Раслана
Имам умер в месяце Ша’бан 844 года по хиджре. Во многих крупных мечетях за него была совершена молитва-джаназа, как, например, в Аль-Азхаре. Говорят, что, когда его опустили в могилу, слышали, как он произнес: «Господи, помести меня в благодатное место, ведь Ты — Лучший из размещающих» (Сура «Аль-Муминун», аят 29).
О Аллах, помести же имама в благодатное место, ведь Ты — Лучший из размещающих!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
Обязанность защиты сподвижников Пророка ﷺ, да будет доволен ими Аллах
Став пророком, Посланник Аллаха ﷺ начал готовить группу, которая была бы украшена его благословенными учениями. Это были сахабы — сподвиж...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Хатыб аш-Ширбини
Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи...
Абу Исхак аш-Ширази — факых на страже акыды
Из предыдущей статьи о шейхе Абу Исхаке аш-Ширази вы могли узнать, какой статус он и его работы занимают в шафиитских кругах. Вероятно, в...
Комментарии: 0
Правила форума