Вопрос: У меня вопрос относительно намаза тахаджуд: я слышал, что лучшее время для поклонения — это вторая часть ночи. Это время непосредственно перед фаджр намазом или за несколько часов до его наступления? И ложился ли спать Пророк ﷺ, совершив тахаджуд намаз, перед тем, как встать снова на утренний намаз или же он совершал тахаджуд вплоть до наступления фаджр намаза? Разъясните мне, пожалуйста, об этом намазе, поскольку он описывается как один из наиболее вознаграждаемых Всевышним Аллахом деяний.
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатуху!
Время
тахаджуд намаза продолжается до наступления
Субх ас-Садык (рассвет). То есть, до времени наступления
намаза фаджр.
[1]
Посланник Аллаха ﷺ совершал намаз тахаджуд в разные части ночи. Иногда он ложился спать и совершал намаз в начале ночи, иногда в середине ночи, а иногда в последней части ночи. Ниже в хадисе описывается, как Пророк ﷺ совершал его:
عَنْ كُرَيْبٍ، مَوْلَى ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبَّاسٍ، أَخْبَرَهُ أَنَّهُ، بَاتَ لَيْلَةً عِنْدَ مَيْمُونَةَ زَوْجِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم وَهِيَ خَالَتُهُ فَاضْطَجَعْتُ فِي عَرْضِ الْوِسَادَةِ، وَاضْطَجَعَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم وَأَهْلُهُ فِي طُولِهَا، فَنَامَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم حَتَّى إِذَا انْتَصَفَ اللَّيْلُ، أَوْ قَبْلَهُ بِقَلِيلٍ أَوْ بَعْدَهُ بِقَلِيلٍ، اسْتَيْقَظَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَجَلَسَ يَمْسَحُ النَّوْمَ عَنْ وَجْهِهِ بِيَدِهِ، ثُمَّ قَرَأَ الْعَشْرَ الآيَاتِ الْخَوَاتِمَ مِنْ سُورَةِ آلِ عِمْرَانَ، ثُمَّ قَامَ إِلَى شَنٍّ مُعَلَّقَةٍ، فَتَوَضَّأَ مِنْهَا فَأَحْسَنَ وُضُوءَهُ، ثُمَّ قَامَ يُصَلِّي. قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ فَقُمْتُ فَصَنَعْتُ مِثْلَ مَا صَنَعَ، ثُمَّ ذَهَبْتُ، فَقُمْتُ إِلَى جَنْبِهِ، فَوَضَعَ يَدَهُ الْيُمْنَى عَلَى رَأْسِي، وَأَخَذَ بِأُذُنِي الْيُمْنَى، يَفْتِلُهَا، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ أَوْتَرَ، ثُمَّ اضْطَجَعَ، حَتَّى أَتَاهُ الْمُؤَذِّنُ، فَقَامَ، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ خَفِيفَتَيْنِ، ثُمَّ خَرَجَ فَصَلَّى الصُّبْحَ.
Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что однажды он остался на ночь в доме у своей тети Маймуны (да будет доволен ею Аллах), жены Пророка ﷺ. [Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал:]
«Я улегся поперек постели, а Посланник Аллаха ﷺ со своей женой – вдоль неё. И Посланник Аллаха ﷺ спал примерно до середины ночи, а затем проснулся и сел, потирая следы сна с его лица руками. Затем он прочитал последние десять аятов
суры «аль-Имран», встал к подвешенному [к потолку] бурдюку с водой и совершил омовение. Это было идеальное омовение, а затем он встал для совершения молитвы. Я также встал и совершил все то же, что и он. А затем я встал рядом с ним, он положил свою правую руку мне на голову, поймал правое ухо и слегка покрутил его. Он молился два
ракаата, затем еще два
ракаата, затем еще два
ракаата, затем еще два
ракаата, затем еще два
ракаата, и затем еще два
ракаата (6 отдельных намазов по 2
ракаата), и в конце один
ракаат [витр]. Затем он снова лег в постель [и лежал], пока к нему не пришел
муэдзин. Тогда он совершил 2
ракаата намаза, а затем вышел [из дома] и провел молитву фаджр [в мечети]».
Бухари, №183
Следующий хадис указывает, что Посланник Аллаха ﷺ вставал для совершения тахаджуд намаза в разное время, в зависимости от ситуации:
حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ يَزِيدَ الْكُوفِيُّ، حَدَّثَنَا حَفْصٌ، عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ إِنْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لَيُوقِظُهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ بِاللَّيْلِ فَمَا يَجِيءُ السَّحَرُ حَتَّى يَفْرُغَ مِنْ حِزْبِهِ .
Передается от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Аллах (Свят Он и Велик) поднимал Посланника Аллаха ﷺ ночью. А когда наступал рассвет, он уже завершал своё ежедневное чтение.
Абу Дауд, №1316
Во всяком случае, как упоминается выше, известно, что Посланник Аллаха ﷺ ложился спать, и затем вставал для совершения тахаджуд намаза.
[2]
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] (والوتر إلى آخر الليل لمن يثق بالانتباه) أي ندب تأخير الوتر إلى آخر الليل إذا كان يثق من نفسه أنه ينتبه ليصلي ليكون الوتر ختما لقيام الليل كله لقوله - عليه الصلاة والسلام - «اجعلوا آخر صلاتكم من الليل وترا» رواه البخاري ومسلم وغيرهما فإن لم يثق بالانتباه أوتر قبل النوم لحديث جابر أنه - عليه الصلاة والسلام - قال «أيكم خاف أن لا يقوم من آخر الليل فليوتر، ثم ليرقد ومن وثق بقيام من آخر الليل فليوتر من آخره فإن قراءة آخر الليل محضورة وذلك أفضل» رواه مسلم (تبيين الحقائق ج1 ص84 امدادية) فتاوى محمودية ج5 ص351 فاروقية
[2] (قوله ولو جعله أثلاثا إلخ) أي لو أراد أن يقوم ثلثه وينام ثلثيه فالثلث الأوسط أفضل من طرفيه لأن الغفلة فيه أتم والعبادة فيه أثقل ولو أراد أن يقوم نصفه وينام نصفه فقيام نصفه الأخير أفضل لقلة المعاصي فيه غالبا وللحديث الصحيح «ينزل ربنا إلى سماء الدنيا في كل ليلة حين يبقى ثلث الليل الأخير، فيقول: من يدعوني فأستجيب له؟ من يسألني فأعطيه من يستغفرني فأغفر له» ومعنى ينزل ربنا ينزل أمره كما أوله به الخلف وبعض أكابر السلف، وتمامه في تحفة ابن حجر، وذكر أن الأفضل من الثلث الأوسط السدس الرابع والخامس للخبر المتفق عليه «أحب الصلاة إلى الله تعالى صلاة داود، كان ينام نصف الليل ويقوم ثلثه وينام سدسه». اهـ. وبه جزم في الحلية. (رد المحتار، ج 2، ص 24-25،سعيد)
Комментарии: 1
Правила форума