Краткий обзор некоторых из усулей имама Абу Ханифы, рахимахуллах
Сегодня довольно часто приходится слышать критику в адрес Имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) по той причине, что он «не брал во внимание хадисы Бухари». Критикующие, вероятно, не понимают, что уровень богобоязненности Имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) исключает возможность его сознательного и безосновательного выступления против какого-либо хадиса вообще.
Однако, как и все другие мужтахидины, в выведении ахкамов (решений, установлений) он соблюдал определённые усули (принципы). И чаще всего именно незнание этих усулей лежит в основе сегодняшних обвинений в опровержении хадисов, выдвигаемых в адрес Имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах).
Ниже перечислены некоторые из этих усулей:
- Его рассказчик является надежным,
- И оно не вступает в конфликт с более сильным далилем (доказательством).
- Это противоречит любому положению Корана, то есть`аам (общее) или захир (очевидное).
- Положения Корана, которые являются `аам или заахир, являются қат`и (категорическими), в то время как Хабар аль-Уахид не является қат`и. Таким образом, когда Хабар аль-Уахид противоречит положению Корана, то есть является `аам или заахир, Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) предпочитает положение Корана, потому что оно является более сильным далилем (доказательством).
- Это противоречит широко распространенной Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- Это противоречит постоянной практике (аль амалюль-мутуаариз) сахабов (да будет доволен ими Аллах) и табиинов.
- Это противоречит любому из усулей (принципов), которые он (т.е. имам Абу Ханифа) вывел после тщательного и всестороннего изучения Шариата. Другими словами, противоречие любому из этих усулей рассматривается Имамом Абу Ханифой (да смилуется над ним Аллах) как `иллат (слабость) в повествовании.
- Сахаба, который рассказывает хадис, не практикует его сам.
- Было Умум уль-Балуа (общее участие) всех сахабов (да будет доволен ими Аллах) и табиинов по вопросу, рассматриваемому в Хабар аль-Уахид. Другими словами, имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) утверждал, что, если так много людей знали этот вопрос, почему так мало людей рассказывали о нем?
3. Когда есть некоторое противоречие между двумя Хабарами аль-Уахид, он сравнивает рассказчиков. Таким образом, он отдает предпочтение Хабару аль-Уахид, рассказчиком которого является факих (правовед). И если оба рассказчика — факихи, он предпочитает повествование рассказчика, который является лучшим факихом.
4. При наличии двух конфликтующих повествований, он предпочитает повествование, поддерживаемое большим числом утверждений и фатва сахабов (да будет доволен ими Аллах).
5. При наличии двух конфликтующих повествований о конкретном Шариатском наказании, он предпочитает повествование, в котором упоминается более мягкий вид наказания.
"В виду перечисленных принципов Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) не практиковал ряд Хабаров аль-Уахид... и правда в том, что он не возражал против данных хадисов из-за личной неуступчивости. Напротив, он выступает против них вследствие иджтихада и в пользу ясно установленных доказательств. Таким образом, если он допустил ошибку, он получит одну награду, а если же он был прав, он получит две награды. Те, кто критикуют его, — либо завидуют, либо находятся в неведении о процедурах иджтихада".
Комментарии: 1
Правила форума