СТАТЬИ
Как мне поступить, если я по ошибке использовал WiFi соседа?
Вопрос: Мое устройство автоматически подключается к WiFi соседа, и я по ошибке его использовал и заходил в интернет. Буду ли я в ответе з...
Как мне поступить, если я по ошибке использовал WiFi соседа?
Вопрос: Мое устройство автоматически подключается к WiFi соседа, и я по ошибке его использовал и заходил в интернет. Буду ли я в ответе за это, считается ли это кражей и харамом?
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ مَالُهُ، وَعِرْضُهُ، وَدَمُهُ حَسْبُ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Для того чтобы совершить злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь».[1]
Из вышеуказанного хадиса становится ясным, что мусульмане должны соблюдать предельную осторожность во взаимоотношениях с другими и в использовании их имущества, особенно если это без их согласия.
В данном случае вы не несете ответственность за то, что случайно использовали WiFi соседа[2]. Но, важно, чтобы вы поставили в известность вашего соседа, о том, что вы неумышленно использовали его WiFi без его согласия. Если вы примете решение компенсировать ему это, то это будет показателем вашей богобоязненности перед Аллахом.[3]
Мы так же советуем вам сообщить соседу о том, что его сеть WiFi доступна для автоматического подключения вашими устройствами, и есть вероятность, что это может повториться снова. Предупредив своего соседа, вы освобождаете себя от ответственности случайного использования соседского интернета в будущем.
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Сунан Абу Давуд, 4882, Книга адаба
[2] الْأَصْلِ أَنَّهُ لَا يَكُونُ ضَامِنًا وَفِي الْفَتَاوَى الصُّغْرَى رَجُلٌ أَتْلَفَ شِرْبَ رَجُلٍ بِأَنْ سَقَى أَرْضَهُ بِشِرْبِ غَيْرِهِ. قَالَ الْإِمَامُ عَلِيٌّ الْبَزْدَوِيُّ: يَضْمَنُ، وَقَالَ الْإِمَامُ خواهر زاده لَا يَضْمَنُ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى فَتَوَهَّمَ بَعْضُهُمْ أَنَّ صَاحِبَ الْهِدَايَةِ تَنَاقَضَ حَيْثُ قَالَ هُنَا لَا يَضْمَنُ إنْ سَقَى مِنْ شِرْبِ غَيْرِهِ وَقَالَ هُنَاكَ وَلِهَذَا يَضْمَنُ بِالْإِتْلَافِ وَلَيْسَ كَذَلِكَ بَلْ مَا ذَكَرَ فِي كِتَابِ الْبُيُوعِ عَلَى رِوَايَةِ مَشَايِخِ بَلْخٍ وَمَا ذَكَرَ هَهُنَا عَلَى رِوَايَةِ الْأَصْلِ
(البحر الرائق، ج ٨، ص ٢١٦، ايج ايم سعيد كمبني) أَتْلَفَ شِرْبَ إنْسَانٍ بِأَنْ اسْتَسْقَى أَرْضَهُ بِشِرْبِ غَيْرِهِ قِيلَ يَضْمَنُ وَقِيلَ لَا يَضْمَنُ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى كَذَا في جَوَاهِرِ الْأَخْلَاطِيِّ (الفتاوي الهندية، ج ٥، ص ٢٦٨، مكتبة رشيدية)
[قال ابن عابدين] وَأَمَّا ضَمَانُهُ بِالْإِتْلَافِ بِأَنْ يَسْقِيَ أَرْضَهُ بِشِرْبِ غَيْرِهِ فَهُوَ إحْدَى الرِّوَايَتَيْنِ، وَالْفَتْوَى عَلَى عَدَمِهِ كَمَا فِي الذَّخِيرَةِ، وَهُوَ صُحٌّ كَمَا فِي الظَّهِيرِيَّةِ، وَتَمَامُهُ فِي النَّهْرِ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٥، ص ٨٠، ايج ايم سعيد كمبني)
[3] [قال الحصكفي] (وَلَا يَضْمَنُ مَنْ مَلَأَ أَرْضَهُ مَاءً فَنَزَّتْ أَرْضُ جَارِهِ أَوْ غَرِقَتْ) لِأَنَّهُ مُتَسَبِّبٌ غَيْرُ مُتَعَدٍّ وَهَذَا إذَا سَقَاهَا سَقْيًا مُعْتَادًا تَتَحَمَّلُهُ أَرْضُهُ عَادَةً وَإِلَّا فَيَضْمَنُ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى. وَفِي الذَّخِيرَةِ وَهَذَا إذَا سَقَى فِي نَوْبَتِهِ مِقْدَارَ حَقِّهِ وَأَمَّا إذَا سَقَى فِي غَيْرِ نَوْبَتِهِ أَوْ زَادَ عَلَى حَقِّهِ يَضْمَنُ عَلَى مَا قَالَ إسْمَاعِيلُ الزَّاهِدُ قُهُسْتَانِيٌّ (وَلَا يَضْمَنُ مَنْ سَقَى أَرْضَهُ) أَوْ زَرْعَهُ (مِنْ شِرْبِ غَيْرِهِ بِغَيْرِ إذْنِهِ) فِي رِوَايَةِ الْأَصْلِ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى شَرْحُ وَهْبَانِيَّةٍ وَابْنِ الْكَمَالِ عَنْ الْخُلَاصَةِ لِمَا مَرَّ أَنَّهُ غَيْرُ مُتَقَوِّمٍ وَلَوْ تَصَدَّقَ بِنُزُلِهِ فَحَسَنٌ لِبَقَاءِ الْمَاءِ الْحَرَامِ فِيهِ بِخِلَافِ الْعَلَفِ الْمَغْصُوبِ فَإِنَّ الدَّابَّةَ إذَا سَمُنَتْ بِهِ انْعَدَمَ وَصَارَ شَيْئًا آخَرَ قُهُسْتَانِيٌّ [قال ابن عابدين] (قَوْلُهُ فَحَسَنٌ) يُشِيرُ إلَى أَنَّهُ غَيْرُ وَاجِبٍ وَإِنَّمَا هُوَ لِلتَّنَزُّهِ...وَقَالَ الْفَقِيهُ: لَا آمُرُ بِهِ وَلَوْ تَصَدَّقَ بِنُزُلِهِ لَكَانَ حَسَنًا وَهَذَا أَفْضَلُ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٦، ص ٤٤٧، ايج ايم سعيد كمبني)
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Как громко нужно читать Коран в намазе
Вопрос: Допустимо ли при участии в коллективном намазе или при одиночном совершении намаза читать суры Корана про себя (проговаривать язы...
Есть ли у моего мужа право на мои личные деньги?
Вопрос: Я работаю и зарабатываю собственные деньги. Есть ли у моего мужа права запрещать мне тратить мои личные средства на покупки или н...
Комментарии: 3
Правила форума