СТАТЬИ

Случаи, в которых ложь является дозволенной
Вопрос: Существует хадис, позволяющий говорить неправду в трех ситуациях: 1. В случае мужа и жены, например, жена приготовила для мужа, а...
Случаи, в которых ложь является дозволенной
Вопрос: Существует хадис, позволяющий говорить неправду в трех ситуациях: 1. В случае мужа и жены, например, жена приготовила для мужа, а тот, попробовав, говорит что вкусно, даже если это и не так, чтобы ее не обидеть. 2. В случае войны. 3. В случае ссоры братьев или друзей, чтобы помирить их. Не могли бы вы растолковать данный хадис?
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного
Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Вот хадис, на который вы ссылаетесь:
عَنْ أَسْمَاءَ بِنْتِ يَزِيدَ قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لاَ يَحِلُّ الكَذِبُ إِلاَّ فِي ثَلاَثٍ: يُحَدِّثُ الرَّجُلُ امْرَأَتَهُ لِيُرْضِيَهَا، وَالكَذِبُ فِي الحَرْبِ، وَالكَذِبُ لِيُصْلِحَ بَيْنَ النَّاسِ وَقَالَ مَحْمُودٌ فِي حَدِيثِهِ: لاَ يَصْلُحُ الكَذِبُ إِلاَّ فِي ثَلاَثٍ, هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ
Асма бинт Язид передала что, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не разрешена ложь, кроме как в трех случаях: в разговоре мужем с женой, чтобы сделать друг-другу приятное, на войне, и с целью примирения людей». (Джамиъ ат-Тирмизи 1938)
Так же говорится в Сахих Муслиме:[1]
«Не является лжецом тот, кто примиряет людей, желая добра или говоря добро».
Ложь является источником всех зол и бед и большим грехом. Тем не менее, есть некоторые случаи, в которых Ислам разрешает лгать, если это преследует благородную цель или предотвращает большой вред. Но это делать, все же, нежелательно. В этих случаях лучше достичь задуманного посредством иносказательных слов, намеков, не прибегая ко лжи.
Когда мужчина говорит жене, или жена говорит мужу о своей любви и радости. И даже если он на самом деле не испытывает таких чувств, это разрешено, по причине того, что в этом примирение и поддержание симпатии между супругами. Или же скрыть реальность о приготовленной ею еде, чтобы сделать ей приятно.
Во времена войны, в рамках военной тактики, чтобы дезорганизовать противника и выиграть войну.
Когда человек выступает посредником для того, чтобы добиться примирения между двумя спорящими сторонами, например, сказав одной стороне, что другая сторона хорошо отзывалась о ней, даже если он от него этого не слышал.
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Хадис также приводится в Сборнике Муслима, Хумайд бин Абдур Рахман бин Ауф передает, что его мать Умм Кульсум, дочь Укбы бин Абу Муъайт, которая числилась среди первых переселенцев, присягнувших Посланнику Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, сообщила, что слышала, как Пророк, аляйхиссаляту уа салям, сказал:
«Не является лжецом исправляющий отношения между людьми, который говорит доброе и приумножает доброе». Ибн Шихаб сказал: «Я не слышал от него такого, чтобы он допускал произносимую людьми ложь, за исключением трёх (ситуаций): война, исправление (отношений) между людьми, а также же разговор мужчины с его женщиной и разговор женщины с её супругом». (К примеру, в целях примирения, либо муж жене скажет: «Ты самая красивая на свете!» — п.п.). (Сахих Муслим, 2605)
Хадис также приводится в Сборнике Абу Дауда:
Умм Кульсум, радыйаЛлаху ъанха, дочь Укбы, сказала: Я не слышала, чтобы Пророк Мухаммад, салляЛлаху аляйхи уа салям, дозволял ложь, кроме как в трех случаях: Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям, говорил: «Я не считаю лжецом того человека, который примиряет людей, говоря слова лишь с целью примирить, а также человека сказавшего неправду в военное время, и супруга, сказавшему нечто своей жене» (Сунан Абу Дауд, 4920)
Однако, Хафиз ибн Хаджар, считает, что упомянутая вторая часть хадиса относится скорее к Ибну Щихаб аз-Зухри, рахимахуЛлах, а не к Пророку, салляЛлаху аляйхи уа салям, как приводится в хадисе от Муслима. (Фатхуль Бари 300/5)
[2] بذل المجهود 13/328
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Вопросы, связанные с талаком
Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник А...

Благочестивые женщины: Мать муфтия Мухаммада Таки Усмани
Муфтий Мухмаммад Шафи’ (рахимахуллах) был большим учёным и Верховным Муфтием Пакистана. Он проделал много работы для этой уммы. Всевышний...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Муфтий Мухаммад Таки Усмани: Дуа во время земного поклона (саджда)
Вопрос: Допустимо ли в шариате делать дуа во время земного поклона (саджда)? Часто наблюдаю, как люди после завершения намаза, снова возв...

Допустимо ли передавать салям Посланнику Аллаха, через тех, кто собирается п...
Вопрос: Позволительно ли просить того, кто собирается посетить благословенную могилу Посланника Аллаха, салляЛлаху алейхи уа саллям, чтоб...
Комментарии: 5
Правила форума