Почему супруг не может омыть тело покойной жены?
Почему супруг не может омыть тело покойной жены?
Вопрос: Жена может смотреть на тело своего мужа и купать его после его смерти, но почему обратная версия не допустима? Почему муж не може...
16 093
9
28 апреля, 14

Почему супруг не может омыть тело покойной жены?

16 093
9
28 апреля, 14
АВТОР ЦИКЛА
Почему супруг не может омыть тело покойной жены?
Биляль Мухаммад
Ответил:
БИЛЯЛЬ МУХАММАД
Студент Даруль-Ифта, Нью-Джерси (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Daruliftaa.net
Источник:
DARULIFTAA.NET

Fatwaas with Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Жена может смотреть на тело своего мужа и купать его после его смерти, но почему обратная версия не допустима? Почему муж не может прикасаться к своей жене и купать ее после смерти? Означает ли этот запрет, что она становится не махрамом (т.е. аннулируется ли никах)?

 

Ответ:

 

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного


Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!

 

Согласно мнению ханафитского мазхаба жене разрешается смотреть на покойного мужа, а так же полностью его омыть. Причина, по которой она вправе делать это, в том, что правила никаха по-прежнему будут применяться к ней, пока не истечет срок идда в связи со смертью ее мужа. Одним из доказательств этого является тот простой факт, что ей не разрешается выходить снова замуж до истечения периода идда[1].

 

Также это подтверждается словами Айши, да будет доволен ею Аллах:

 

«لَوْ اسْتَقْبَلْتُ مِنْ أَمْرِي مَا اسْتَدْبَرْتُ، مَا غَسَلَهُ إِلَّا نِسَاؤُهُ»


«Если бы я заранее знала о своем праве, которое я узнала позже, никто не омыл бы его, да благословит его Аллах и да приветствует, полностью, кроме его жен»[2].

 

Почтенная Айша и другие жены, да будет доволен ими всеми Аллах, Пророка, мир ему и благословения Аллаха, очень хотели омыть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но в момент его смерти они не знали о дозволенности женам покойного полностью омывать его.[3]

 

А что касается вашего вопроса о действительности брака, то ваши предположения верны.

 

После смерти супруги, никах аннулируется, и супруг становится чужим для нее; следовательно, он не имеет права полностью омывать свою покойную жену[4]. Тем не менее, Шариат разрешает ему смотреть на ее лицо[5]. Он может видеть лицо своей покойной жены, не прикасаясь при этом к ней физически и не участвуя в ее последнем омывании.

 

Кроме того, четыре мазхаба разделились во мнениях о совершении гусля покойной жены. В свете этих различий, ханафитский мазхаб дал возможность мужу видеть лицо покойной жены.[6]

 

А Аллаху ведомо лучше

Уассалям.

 

[1] «Фатава Махмудийя», ч.13, стр. 48, Мактаба Мамудийя;

 

قال أبو جعفر: (وتغسل المرأة زوجها إذا مات، ولا يغسل الرجل زوجته).

أما غسل المرأة لزوجها فهو اتفاقه من الفقهاء. وقالت عائشة عنها: لو استقبلت من أمري ما استدبرت، ما غسل رسول الله صلي الله عليه وسلم إلا نسائه. وإنما يجوز لها غسله إذا كانت عدتها واجبة بالموت، ولم يحدث هناك تحريم قبل ذلك

والفرق بينه وبين المرأة، أن حكم النكاح باق مع بقاء عدة الموت، والدليل عليه أنه لا يجوز لها أن تتزوج لبقاء حكم النكاح

(شرح مختصر الطحاوي، ج ٢، ص ٢٠٤-٢٠٦، دار البشائر الإسلامية)

قلت أَرَأَيْت رجلا مَاتَ فِي سَفَره وَمَعَهُ نسَاء لَيْسَ مَعَهُنَّ رجل هَل تغسله إِحْدَاهُنَّ قَالَ إِن كَانَت فِيهِنَّ امْرَأَته غسلته وَإِن لم تكن فِيهِنَّ امْرَأَته لم يغسلنه قلت وَلم تغسله امْرَأَته قَالَ لِأَنَّهَا فِي عدَّة مِنْهُ أَلا ترى أَنه لَا يحل أَن تتَزَوَّج مَا دَامَت فِي عدَّة مِنْهُ قلت وَكَذَلِكَ لَو كَانَت الْمَرْأَة لم يدْخل بهَا قَالَ نعم دخل بهَا أَو لم يدْخل بهَا فَهُوَ سَوَاء

(الأصل للإمام محمد الشيباني، ج ١، ص ٣٥٥، دار ابن حزم)

فَإِنْ كَانَ فِيهِنَّ امْرَأَتُهُ غَسَّلَتْهُ وَكَفَّنَتْهُ وَصَلَّيْنَ عَلَيْهِ وَتَدْفِنُهُ، أَمَّا الْمَرْأَةُ فَتُغَسِّلُ زَوْجَهَا...بِخِلَافِ مَا إذَا مَاتَتْ الْمَرْأَةُ حَيْثُ لَا يُغَسِّلُهَا الزَّوْجُ؛ لِأَنَّ هُنَاكَ انْتَهَى مِلْكُ النِّكَاحِ لِانْعِدَامِ الْمَحِلِّ، فَصَارَ الزَّوْجُ أَجْنَبِيًّا فَلَا يَحِلُّ لَهُ غُسْلُهَا

(بدائع الصنائع، ج ٢، ص ٣١٨، دار الكتب العلمية)

وَأَمَّا الْمَرْأَةُ فَنَقُولُ: إذَا مَاتَتْ امْرَأَةٌ فِي سَفَرٍ فَإِنْ كَانَ مَعَهَا نِسَاءٌ غَسَّلْنَهَا وَلَيْسَ لِزَوْجِهَا أَنْ يُغَسِّلَهَا عِنْدَنَا خِلَافًا لِلشَّافِعِيِّ

(بدائع الصنائع، ج ٢، ص ٣٢٠، دار الكتب العلمية)

 

[2] «Сунан» Абу Дауда, 3141, Книга о Джаназа (о похоронах)

 

[3] فَإِنْ كَانَ فِيهِنَّ امْرَأَتُهُ غَسَّلَتْهُ وَكَفَّنَتْهُ وَصَلَّيْنَ عَلَيْهِ وَتَدْفِنُهُ، أَمَّا الْمَرْأَةُ فَتُغَسِّلُ زَوْجَهَا لِمَا رُوِيَ عَنْ عَائِشَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا - أَنَّهَا قَالَتْ: لَوْ اسْتَقْبَلْنَا مِنْ الْأَمْرِ مَا اسْتَدْبَرْنَا لَمَا غَسَّلَ رَسُولَ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - إلَّا نِسَاؤُهُ وَمَعْنَى ذَلِكَ أَنَّهَا لَمْ تَكُنْ عَالِمَةً وَقْتَ وَفَاةِ رَسُولِ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - بِإِبَاحَةِ غُسْلِ الْمَرْأَةِ لِزَوْجِهَا، ثُمَّ عَلِمَتْ بَعْدَ ذَلِكَ....وَلِأَنَّ إبَاحَةَ الْغُسْلِ مُسْتَفَادَةٌ بِالنِّكَاحِ فَتَبْقَى مَا بَقِيَ النِّكَاحُ، وَالنِّكَاحُ بَعْدَ الْمَوْتِ بَاقٍ إلَى وَقْتِ انْقِطَاعِ الْعِدَّةِ، بِخِلَافِ مَا إذَا مَاتَتْ الْمَرْأَةُ حَيْثُ لَا يُغَسِّلُهَا الزَّوْجُ؛ لِأَنَّ هُنَاكَ انْتَهَى مِلْكُ النِّكَاحِ لِانْعِدَامِ الْمَحِلِّ، فَصَارَ الزَّوْجُ أَجْنَبِيًّا فَلَا يَحِلُّ لَهُ غُسْلُهَا

(بدائع الصنائع، ج ٢، ص ٣١٨، دار الكتب العلمية)

 

[4] «Фатава Махмудийя», Ч.13, стр. 47, Мактаба Махмудийя;

 

فَإِنْ كَانَ فِيهِنَّ امْرَأَتُهُ غَسَّلَتْهُ وَكَفَّنَتْهُ وَصَلَّيْنَ عَلَيْهِ وَتَدْفِنُهُ...خِلَافِ مَا إذَا مَاتَتْ الْمَرْأَةُ حَيْثُ لَا يُغَسِّلُهَا الزَّوْجُ؛ لِأَنَّ هُنَاكَ انْتَهَى مِلْكُ النِّكَاحِ لِانْعِدَامِ الْمَحِلِّ، فَصَارَ الزَّوْجُ أَجْنَبِيًّا فَلَا يَحِلُّ لَهُ غُسْلُهَا

(بدائع الصنائع، ج ٢، ص ٣١٨، دار الكتب العلمية)

قال أبو جعفر: (وتغسل المرأة زوجها إذا مات، ولا يغسل الرجل زوجته).

(شرح مختصر الطحاوي، ج ٢، ص ٢٠٤-٢٠٦، دار البشائر الإسلامية)

وَأَمَّا الْمَرْأَةُ فَنَقُولُ: إذَا مَاتَتْ امْرَأَةٌ فِي سَفَرٍ فَإِنْ كَانَ مَعَهَا نِسَاءٌ غَسَّلْنَهَا وَلَيْسَ لِزَوْجِهَا أَنْ يُغَسِّلَهَا عِنْدَنَا خِلَافًا لِلشَّافِعِيِّ

(بدائع الصنائع، ج ٢، ص ٣٢٠، دار الكتب العلمية)

 

[5] «Фатава Махмудийя», ч. 13, стр. 48, Мактаба Махмудийя;

 

[قال الحصكفي] (وَيُمْنَعُ زَوْجُهَا مِنْ غُسْلِهَا وَمَسِّهَا لَا مِنْ النَّظَرِ إلَيْهَا عَلَى الْأَصَحِّ) مُنْيَةٌ.

وَقَالَتْ الْأَئِمَّةُ الثَّلَاثَةُ: يَجُوزُ لِأَنَّ عَلِيًّا غَسَّلَ فَاطِمَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا -. قُلْنَا: هَذَا مَحْمُولٌ عَلَى بَقَاءِ الزَّوْجِيَّةِ لِقَوْلِهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - «كُلُّ سَبَبٍ وَنَسَبٍ يَنْقَطِعُ بِالْمَوْتِ إلَّا سَبَبِي وَنَسَبِي» مَعَ أَنَّ بَعْضَ الصَّحَابَةِ أَنْكَرَ عَلَيْهِ شَرْحُ الْمَجْمَعِ لِلْعَيْنِيِّ

(رد المحتار على الدر المختار، ج ٢، ص ١٩٨، ايج ايم سعيد كمبني)

 

[6] [قال ابن عابدين] (قَوْلُهُ لَا مِنْ النَّظَرِ إلَيْهِمَا عَلَى الْأَصَحِّ) عَزَاهُ فِي الْمِنَحِ إلَى الْقُنْيَةِ، وَنَقَلَ عَنْ الْخَانِيَّةِ أَنَّهُ إذَا كَانَ لِلْمَرْأَةِ مَحْرَمٌ يَمَّمَهَا بِيَدِهِ وَأَمَّا الْأَجْنَبِيُّ فَبِخِرْقَةٍ عَلَى يَدِهِ وَيَغُضُّ بَصَرَهُ عَنْ ذِرَاعِهَا وَكَذَا الرَّجُلُ فِي امْرَأَتِهِ إلَّا فِي غَضِّ الْبَصَرِ اهـ وَلَعَلَّ وَجْهَهُ أَنَّ النَّظَرَ أَخَفُّ مِنْ الْمَسِّ فَجَازَ لِشُبْهَةِ الِاخْتِلَافِ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٢، ص ١٩٨، ايج ايم سعيد كمبني)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Вопрос: В настоящее время среди разных мечетей проводятся соревнования по крикету. Каждая команда должна заплатить регистрационный взнос ...
1 265
22 марта, 24
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Общие требования к очищению нечистой одежды: Если одежда испачкана нечистотами [наджас] и эти нечистоты видимые, то нечистоты должны быть...
2 111
1 марта, 24

Комментарии: 9

Правила форума
Бaглан
Бaглан
1
Ассаляму алейкум.
Вчера только об этому думал.
В голове как то не укладывалось, теперь встало все на место.
30 апреля, 14
аңсат
аңсат
0
Әссәләму әләйкум! Али ибн Абу Талиб р.а. омывал тело Фатимы р.а., забыл хадис, где приводится.
30 апреля, 14
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
2
بسم الله الرحمن الرحيم
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

Брат аңсат, для чего вы это пишите? Вам приводят фетву те, кто изучил хадисы и мнения великих ученых. Они в отличие и от меня, и от вас когда приводят что-то, то приводят хадис точно.

والله أعلم
والسلام
2 мая, 14
аңсат
аңсат
0
Әссәләму әләйкум! Я написал не для того, чтобы сделать опровержение, а для того, чтобы услышать и увидеть фетвы ученных по данному поводу если кто знает.
6 мая, 14
Знание прежде слов и дел
Знание прежде слов и дел
1
Уа алейкум ассалям. В тексте если посмотрите стоят ссылки и ниже указания на "Фатава Махмудийя" далее ч. и стр.
6 мая, 14
Знание прежде слов и дел
Знание прежде слов и дел
1
либо еще можно просмотреть:
http://annisa-today.ru/vera/fetvy/mozet-li-zena-videt-umersego-muza-ili-dotragivatsa-do-nego-posle-ego-smerti-i-naoborot-978/
6 мая, 14
Тлеккабыл мусульман
Тлеккабыл мусульман
0
Ассалляму алейкум Ма ша Аллах айтпесе айелим айтып еди мен тек сен жушы олгенде деп еди сойтип айтты. Енди тусиникти бирак аманат болып калмайма ол олип кетсе?
5 мая, 14
Юсупова Юсупова
Юсупова Юсупова
0
Не поймите меня не правильно . у меня вот в голове такие вопросы есть пачему муж не может прикасаться ведь он последний до ее смерти если ? а жене можно омывать а в будущем она может выйти за муж за другого мусульманина.? И за того что сразу онулируеться брак? Видела похороны как у одного брата жена умерла но он к ней пальцем не прикоснулся. а мне показалось не хочит или не так ее сильно любил Да простит меня Аллах за такие мысли...
9 апреля, 15
maxat
maxat
0
а как же тогда на счет разделения наследства, и возвращения махра?
12 апреля, 15

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Камиль хазрат Самигуллин: Ответ тем, кто дозволяет совмещение намазов в городе
Камиль хазрат Самигуллин: Ответ тем, кто дозволяет совмещение намазов в городе
Недавно стало известно, что некоторые имамы, разместили на одном из исламских сайтов фетву, в которой они разрешили совмещение намазов не...
24 080
1
12 ноября, 13
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
В каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозвол...
101 530
49
11 ноября, 13