Является ли греховным оказывать медицинские услуги представителям противоположного пола?
Является ли греховным оказывать медицинские услуги представителям противо...
Вопрос: Является ли греховным заниматься лечением человека противоположного пола, так как я учился в медицинском ВУЗе и являюсь врачом? Я...
9 340
1
27 мая, 14

Является ли греховным оказывать медицинские услуги представителям противоположного пола?

9 340
1
27 мая, 14
АВТОР ЦИКЛА
Является ли греховным оказывать медицинские услуги представителям противоположного пола?
Биляль Мухаммад
Ответил:
БИЛЯЛЬ МУХАММАД
Студент Даруль-Ифта, Нью-Джерси (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

В чем польза болезней для верующего? Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат?

Вопрос: 1. Является ли греховным заниматься лечением человека противоположного пола, так как я учился в медицинском ВУЗе и являюсь врачом?
2. Является ли харамом для мусульман потреблять продукты брендов, обвиняемых в жестоком обращении с животными?

 


 

Ответ:


Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!

 

1. Ислам – динамичная религия, которая охватывает все аспекты жизни и учитывает все ситуации, которые могут возникнуть в обществе. Область медицины не является исключением; люди во всем мире в определенные моменты нуждаются в медицинской помощи. Боле того, есть люди, нуждающиеся в медицинской помощи ежедневно. В свете этой необходимости, Шариат разрешает человеку выбирать область медицины для своей рабочей деятельности и продолжать службу в больнице с той целью, чтобы удовлетворить потребность общества в медицинских услугах.[1] 

Тем не менее, это не означает, что правила и условия, выдвинутые Шариатом, не распространяются на тех, кто работает в этой сфере. Законы общения с противоположным полом не являются исключением. Всевышний Аллах говорит в Коране:

 

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ. وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ (سورة النور)


«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас..».[2]

 

Таким образом, крайне важно тому, кто изучает и практикует медицину, сделать все от себя возможное, чтобы избегать ситуации, подвергающие риску следование приказам Всевышнего Аллаха. Лечение пациента врачом противоположного пола допускается только в том случае, когда нет врача того же пола.[3] В этом случае также важно ограничивать взаимодействие с пациентом настолько, насколько это возможно.

 

2. Ислам – это религия, которая учит нас быть добрыми и ласковыми к животным даже в момент забоя. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

وإِنَّ اللَّهَ كَتَبَ الإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذَّبْحَ وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ فَلْيُرِحْ ذَبِيحَتَهُ


«Поистине Аллах приказывает, чтобы вы были добры ко всему. Поэтому, если вы убиваете, то убивайте хорошим способом, и если вы забиваете, забивайте хорошо. Так точите ваш нож, чтобы сделать процесс забоя легким и быстрым».[4]

 

Становится ясным из хадиса, что Ислам подчеркивает необходимость хорошего обращения с животными и осуждает все, что этому противоречит. Таким образом, для забойщиков макрух предавать животное лишним мучениям.[5]

 

Тем не менее, если определенная марка проверена на соответствие ручного забоя животного условиям Шариата (например, было произнесено имя Аллаха перед забоем, и перерезаны три из четырех кровеносных сосудов[6]), то допускается есть мясо такого животного, и это мясо не является запретным для потребления[7].

 

А Аллаху ведомо лучше,

Уассалям.

 

[1] Фатава Усмани, ч. 1, стр. 169, Мактаба Маъарифуль Куръан;

 

واعلم أن تعلم العلم يكون فرض عين وهو بقدر ما يحتاج لدينه. وفرض كفاية، وهو ما زاد عليه لنفع غيره.

(قوله: وفرض كفاية إلخ) عرفه في شرح التحرير بالمتحتم المقصود حصوله من غير نظر بالذات إلى فاعله. قال: فيتناول ما هو ديني كصلاة الجنازة، ودنيوي كالصنائع المحتاج إليها وخرج المسنون؛ لأنه غير متحتم، وفرض العين لأنه منظور بالذات إلى فاعله. اهـ. قال في تبيين المحارم: وأما فرض الكفاية من العلم، فهو كل علم لا يستغنى عنه في قوام أمور الدنيا كالطب والحساب (رد المحتار علي الدر المختار، ج ١، ص ٤٢، ايج ايم سعيد كمبني)

 

[2] Куръан, Сура ан-Нур, 31 аят

 

[3] فإن أصاب امرأة جرح او قرحة في موضع لا يحل للرجل أن ينظروا إليه فلا بأس بأن يعلم امرئة دواء ذالك الجرح...فإن لم يجدوا امرأة تداوي الجرح الذي بها أو القرحة و لم يقدروا علي امرأة تعلم ذالك، و خافوا علي المرأة التي بها الجرح او القرحة ان تهلك او يصيبها بلاء أو دخلها من ذالك وجع لا يحتمل، او لم يكن يداوي الموضع إلا رجل، فلا بأس بأن يستتر منها كل شيء إلا موضع الجرح او القرحة ثم يداوي الرجل و يغض بصره بما استطاع عن عورة، و ذات محرم و غيرها في ذالك سواء (كتاب الأصل للإمام محمد الشيباني،ج ٢،ص ٢٣٨-٢٣٩، دار ابن حزم)

 

[قال الحصكفي] وَشِرَائِهَا وَمُدَاوَاتِهَا يَنْظُرُ) الطَّبِيبُ (إلَى مَوْضِعِ مَرَضِهَا بِقَدْرِ الضَّرُورَةِ) إذْ الضَّرُورَاتُ تَتَقَدَّرُ بِقَدْرِهَا وَكَذَا نَظَرُ قَابِلَةٍ وَخَتَّانٍ وَيَنْبَغِي أَنْ يُعَلِّمَ امْرَأَةً تُدَاوِيهَا لِأَنَّ نَظَرَ الْجِنْسِ إلَى الْجِنْسِ أَخَفُّ.

 

[قال ابن عابدين] (قَوْلُهُ وَيَنْبَغِي إلَخْ) كَذَا أَطْلَقَهُ فِي الْهِدَايَةِ وَالْخَانِيَّةِ. وَقَالَ فِي الْجَوْهَرَةِ: إذَا كَانَ الْمَرَضُ فِي سَائِرِ بَدَنِهَا غَيْرَ الْفَرْجِ يَجُوزُ النَّظَرُ إلَيْهِ عِنْدَ الدَّوَاءِ، لِأَنَّهُ مَوْضِعُ ضَرُورَةٍ، وَإِنْ كَانَ فِي مَوْضِعِ الْفَرْجِ، فَيَنْبَغِي أَنْ يُعَلِّمَ امْرَأَةً تُدَاوِيهَا فَإِنْ لَمْ تُوجَدْ وَخَافُوا عَلَيْهَا أَنْ تَهْلِكَ أَوْ يُصِيبَهَا وَجَعٌ لَا تَحْتَمِلُهُ يَسْتُرُوا مِنْهَا كُلَّ شَيْءٍ إلَّا مَوْضِعَ الْعِلَّةِ ثُمَّ يُدَاوِيهَا الرَّجُلُ وَيَغُضُّ بَصَرَهُ مَا اسْتَطَاعَ إلَّا عَنْ مَوْضِعِ الْجُرْحِ اهـ فَتَأَمَّلْ وَالظَّاهِرُ أَنَّ " يَنْبَغِيَ " هُنَا لِلْوُجُوبِ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٩، ص ٦١٢، دار المعرفة)

 

و كذا إذا كان بها جرح او قرح في موضع لا يحل للرجال النظر اليه، فلا بأس أن تداويها إذا علمت المداواة...فإن لم توجد امرأة تعلم المداواة و لا امرأة تتعلم و خيف عليها الهلاك او بلاء او وجع لا تحتمله يداويها الرجل، لكن لا يكشف منها إلا موضع الجرح و يغض بصره ما استطاع، لأن الحرمات الشرعية جاز أن يسقط اعتبارها شرعا لمكان الضرورة (بدائع الصنائع،ج ٦، ص ٤٩٩، دار الكتب العلمية)

 

[4] Сахих Муслим, 1955, Книга об Охоте, Забое животных и Дозволенном в пищу;

 

[5] قال: "ويستحب أن يحد الذابح شفرته" لقوله عليه الصلاة والسلام: "إن الله تعالى كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبحة، وليحد أحدكم شفرته وليرح ذبيحته" ويكره أن يضجعها ثم يحد الشفرة لما روي عن النبي عليه الصلاة والسلام: "أنه رأى رجلا أضجع شاة وهو يحد شفرته فقال: لقد أردت أن تميتها موتات، هلا حددتها قبل أن تضجعها"...والحاصل أن ما فيه زيادة ايلام لا يحتاج اليه في الذكاة مكروه...

(الهداية، ج ٤،ص ٤٣٨، مكتبة رحمانية)

 

[قال زين الدين الرازي] ويستحب إحداد السكين قبل الإضتجاع...وكل زيادة تعذيب لا يحتاج إليها مكروه، حجر المذبوح برجله إلي المذبح، وسلخه قبل أن يتم... [قال العيني] لقوله - صلي الله عليه وسلم - إن الله كتب الإحسان علي كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبحة، وليحد أحدكم شفره، وليرج ذبيحته، رواه مسلم، وأحمد، وغيرهما....قوله: وكل زيادة تعذيب لا يحتاج إليها مكروه؛ لأنه تعذيب الحيوان بلا فائدة (المسبوك علي منحة السلوك في شرح تحفة الملوك، ج ٤،ص ٩١-٩٢)

 

[6] Правовые решения о забое животных от Муфтия Мухаммада Таки Усмани, стр.15-20, Мактаба Даруль Улюм, Карачи;

 

وَالذَّبْحُ هُوَ فَرْيُ الْأَوْدَاجِ وَمَحَلُّهُ مَا بَيْنَ اللَّبَّةِ وَاللَّحْيَيْنِ؛ لِقَوْلِ النَّبِيِّ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - «الذَّكَاةُ مَا بَيْنَ اللَّبَّةِ وَاللِّحْيَةِ» أَيْ مَحَلُّ الذَّكَاةِ مَا بَيْنَ اللَّبَّةِ وَاللَّحْيَيْنِ وَرُوِيَ الذَّكَاةُ فِي الْحَلْقِ وَاللَّبَّةِ وَالنَّحْرُ فَرْيُ الْأَوْدَاجِ وَمَحَلُّهُ آخِرُ الْحَلْقِ، وَلَوْ نُحِرَ مَا يُذْبَحُ وَذُبِحَ مَا يُنْحَرُ يَحِلُّ لِوُجُودِ فَرْيِ الْأَوْدَاجِ وَلَكِنَّهُ يُكْرَهُ؛ لِأَنَّ السُّنَّةَ فِي الْإِبِلِ النَّحْرُ وَفِي غَيْرِهَا الذَّبْحُ... وَلِأَنَّ الْمَقْصُودَ إخْرَاجُ الدَّمِ الْمَسْفُوحِ وَتَطْيِيبُ اللَّحْمِ، وَذَلِكَ يَحْصُلُ بِقَطْعِ الْأَوْدَاجِ فِي الْحَلْقِ كُلِّهِ. ثُمَّ الْأَوْدَاجُ أَرْبَعَةٌ: الْحُلْقُومُ، وَالْمَرِيءُ، وَالْعِرْقَانِ اللَّذَانِ بَيْنَهُمَا الْحُلْقُومُ وَالْمَرِيءُ، فَإِذَا فَرَى ذَلِكَ كُلَّهُ فَقَدْ أَتَى بِالذَّكَاةِ بِكَمَالِهَا وَسُنَنِهَا وَإِنْ فَرَى الْبَعْضَ دُونَ الْبَعْضِ فَعِنْدَ أَبِي حَنِيفَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - إذَا قَطَعَ أَكْثَرَ الْأَوْدَاجِ وَهُوَ ثَلَاثَةٌ مِنْهَا أَيُّ ثَلَاثَةٍ كَانَتْ وَتَرَكَ وَاحِدًا يَحِلُّ، وَقَالَ أَبُو يُوسُفَ - رَحِمَهُ اللَّهُ -: لَا يَحِلُّ حَتَّى يُقْطَعَ الْحُلْقُومُ وَالْمَرِيءُ وَأَحَدُ الْعِرْقَيْنِ، وَقَالَ مُحَمَّدٌ - رَحِمَهُ اللَّهُ -: لَا يَحِلُّ حَتَّى يُقْطَعَ مِنْ كُلِّ وَاحِدٍ مِنْ الْأَرْبَعَةِ أَكْثَرُهُ (بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع، ج ٥، ص ٤١، دار الكتب العلمية) (وَحَلَّ) الْمَذْبُوحُ (بِقَطْعِ أَيِّ ثَلَاثٍ مِنْهَا) إذْ لِلْأَكْثَرِ حُكْمُ الْكُلِّ (رد المحتار علي الدر المختار، ج ٦، ص ٢٩٤، ايج ايم سعيد كمبني)

 

[7] قال: "ومن بلغ بالسكين النخاع أو قطع الرأس كره له ذلك وتؤكل ذبيحته"...وهذا لأن في جميع ذلك وفي قطع الرأس زيادة تعذيب الحيوان بلا فائدة وهو منهي عنه.

والحاصل: أن ما فيه زيادة إيلام لا يحتاج إليه في الذكاة مكروه. ويكره أن يجر ما يريد ذبحه برجله إلى المذبح، وأن تنخع الشاة قبل أن تبرد: يعني تسكن من الاضطراب، وبعده لا ألم فلا يكره النخع والسلخ، إلا أن الكراهة لمعنى زائد وهو زيادة الألم قبل الذبح أو بعده فلا يوجب التحريم فلهذا قال: تؤكل ذبيحته. (الهداية، ج ٤، ص ٤٣٧-٤٣٨، مكتبة رحمانية)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — это добавка, используемая при производстве таблеток, капсул и порошков, а также различных кондитерских изделий, трав, сп...
1 395
26 января, 24
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — это сложный набор ферментов, вырабатываемых в желудке жвачных млекопитающих. Химозин, его ключевой компонент, является...
2 406
19 января, 24

Комментарии: 1

Правила форума
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
1
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

http://darulfikr.ru/medical_treatment_from_male_doctors

Обращение женщин за медицинской помощью к врачам мужского пола

Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Источник: daruliftaa.com
Вопрос:

Каковы условия, позволяющие женщинам обращаться за медицинской помощью к врачам мужского пола? Допустимо ли посещать доктора мужского пола, если есть возможность обратиться к врачу-женщине, особенно в том случае, когда, вероятно, придется обнажить аурат?


Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

В ситуации, когда женщина-мусульманка нуждается в лечении, она должна постараться найти врача женского пола, предпочтительно мусульманку.

Если специалист женского пола:

1) Находится в лёгкой доступности,

2) Её лечением довольны,

3) Нет никакой другой уважительной шариатской причины, чтобы не обратиться к ней за лечением,

– то в этом случае, женщине не дозволено обращаться к доктору мужского пола, а лечением болезни должна заниматься компетентная женщина-врач.

Сообщается в «Фатава аль-Хиндийя», известном изложении ханафитского фикха:

«Если у женщины будет рана в той части тела, на которую запрещено смотреть мужчине, (имеется в виду всё тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног), то ей не дозволено лечиться у доктора мужского пола. Если специалист женского пола не доступна, и нет никакой женщины, которая могла бы быть проинструктирована относительно того, как произвести лечение… то в этом случае доктору мужского пола разрешено её лечить, но при условии, что в этом есть реальная необходимость. Женщине следует покрыть всё, кроме той области, которая нуждается в лечении, а мужчина должен уменьшить количество пристальных взглядов настолько, насколько это возможно» 1.

Однако если женщина нуждается лишь в консультации или лечение связано с частью тела, которая не относится к аурату, то в этом случае допустимо обращение к доктору мужского пола, хотя лечение у женщины-врача будет более предпочтительным.

Если вышеупомянутые три пункта не удалось соблюсти, то есть специалист женского пола труднодоступна, или она доступна, но её лечением не довольны, или есть некая другая уважительная шариатская причина, то в такой безвыходной ситуации, будет допустимо обратиться за лечением к доктору мужского пола, предоставив ему возможность рассмотреть (и обработать) только ту область, которая нуждается в лечении. Остальная часть тела женщины должна оставаться покрытой.

Имам аль-Хаскафи (да пощадит его Аллах) сообщает:

«В ситуации, когда доктор мужского пола лечит женщину, он должен смотреть только на ту область, которая нуждается в лечении (насколько это возможно), поскольку причины нужды ограничены самой нуждой. И предпочтительно, чтобы доктор мужского пола обучал и инструктировал женщину для проведения лечения, так как осмотр (и лечение) осуществляемое человеком того же пола – меньшее из двух зол (имеется в виду тот случай когда приходится смотреть на аурат)».

Имам Ибн Абидин (да пощадит его Аллах) объясняет в своём «Радд аль-Мухтар», что если лечение связано с половыми органами, то женщине разрешено обращаться за помощью к доктору мужского пола только в чрезвычайных ситуациях. Он сообщает:

«Если лечение связано с половыми органами, то необходимо, чтобы какая-либо женщина была проинструктирована относительного того, как осуществить лечение. Если это невозможно и есть страх, что женщина может погибнуть или подвергнуться невыносимым болям, то только в этом случае будет допустимым, чтобы мужчина занимался её лечением» 2.

То же самое было упомянуто в другом изложении ханафитского фикха 3.

Кроме того, по очевидным причинам, доктор-мусульманин более предпочтителен по сравнению с немусульманином. Однако, если бы (снова) эти три пункта не удалось соблюсти, то было бы допустимо обратиться за лечением к доктору-немусульманину. Поэтому мы должны придерживаться следующей последовательности при поиске медицинской помощи:

a) Врач женского пола, мусульманка;

b) Врач женского пола, немусульманка;

c) Врач мужского пола, мусульманин;

d) Врач мужского пола, немусульманин.

И перемещаясь с одной ступени на другую, следует учитывать вышеупомянутые три пункта. Предпочтение отдается врачу женского пола немусульманке по сравнению с врачом мужского пола мусульманином по той причине, что смотреть на аурат того, кто имеет тот же пол (как было упомянуто в «Дурр аль-Мухтар») – меньшее из зол. Также покрытие наготы перед мужчиной-немахрамом имеет большую важность, чем покрытие перед женщиной-немусульманкой.

А Аллах знает лучше.


1.
«Аль-Фатава аль-Хиндийя», 5/330.
2.
«Радд аль-Мухтар аля аль-Дурр аль-Мухтар», 6/371.
3.
Ибн Нуджейм, Бахр аль-Ра’ик, 8/192, Кадихан в его «Фатава», 3/409 & Бада’и аль-Сана’и, 5/124.
2 июня, 14

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Никах без одобрения родителей
Никах без одобрения родителей
Вопрос: Каковы правила шариата, если девушка хочет выйти замуж за человека из другой страны, но ее родители против и объясняют свое решен...
10 019
4
25 мая, 14
Случаи, в которых ложь является дозволенной
Случаи, в которых ложь является дозволенной
Существует хадис, позволяющий говорить неправду в трех ситуациях: В случае мужа и жены, например, жена приготовила для мужа, а тот, попро...
13 066
5
21 мая, 14